Специфика деятельности социальных служб по защите безработных
ВЯТСКИЙ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра
психологического консультирования
Контрольная
работа
по
дисциплине: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Специфика
деятельности социальных служб по защите безработных
г. Киров 2009
г.
Для реализации
государственной политики в области социальной помощи безработным гражданам и обеспечения им соответствующих
гарантий в Российской Федерации в связи с вступлением в силу в 1991 г. Закона
«О занятости населения» на базе действующих центров по трудоустройству и переобучению
была создана Государственная служба занятости, представителями которой в
регионах являются Региональные центры занятости. Именно они являются основным
органом, уполномоченым оказывать социальную поддержку и помощь безработным.
Деятельность
органов службы занятости в настоящее время осуществляется на основе Приказа №57
от 25 марта 2002 года «Об утверждении положения о финансировании мероприятий по
содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан за
счет средств федерального бюджета».
По
положениям данного приказа средства направляются, в частности, на:
—
мероприятия по профориентации, профподготовке и переподготовке безработных;
—
организацию общественных работ;
—
выплаты пособий по безработице, компенсацию материальных затрат безработным
связи с их добровольным переездом в другую местность по предложению службы
занятости; оказание материальной помощи членам семьи безработного, находящимся
на его иждивении, а также тем безработным, которые потеряли право на пособие по
безработице в связи с истечением установленного срока его выплаты;
—
мероприятия по сохранению, созданию новых рабочих мест, а также
специализированных рабочих мест для особо нуждающихся в социальной защите
(инвалиды беженцы и пр.), по развитию предпринимательской деятельности
безработных.
Основные
услуги оказываемые службой занятости:
а)
Материальная помощь. Материальная помощь безработным исходит
из существования различных источников незанятости трудоспособных: потеря работы
в результате увольнения с производства, уход с прежнего места работы в поисках
нового, отсутствие работы из-за трудностей с трудоустройством впервые или
повторно (после перерыва) поступающих на рынок труда и др.
б)
Содействие в трудоустройстве. Социальное страхование
в состоянии лишь несколько облегчать материальное положение безработных,
негативные последствия высвобождения рабочей силы с производства, сделав этот
процесс менее болезненным.
в)
Профессиональная подготовка. Между
профессионально-производственными характеристиками основной части безработных и
структурой спроса существует значительный разрыв. В результате, большинство
безработных, стремящихся трудоустроиться, нуждаются в дополнительной профессиональной
подготовке либо полной переподготовке.
г)
Поощрение спроса. Расширение возможностей общественного
производства по найму безработных стимулируется государством одновременно
несколькими методами. Прежде всего к ним относится использование классического
метода привлечения безработных к производству через общественные работы: при
создании дорог, мелких ирригационных сооружений, строительстве жилья, школ,
больниц, ремонте общественных зданий и т. п., а также при предоставлении
оплачиваемых муниципальными властями услуг престарелым и инвалидам, уходе за
детьми, оказании помощи в обслуживании больных .
д)
Малое предпринимательство. Во многом к аналогичным результатам
в области занятости может привести и поощрение государством развития малого
предпринимательства. Общий курс на развитие малого предпринимательства
выполняет не только сугубо экономические, но и социальные задачи. Среди них
существенное место занимает стимулирование роста занятости.
е)
Помощь отдельным группам. К таким группам относятся
молодежь, впервые поступающая на рынок труда, женщины, прежде всего имеющие
малолетних детей, инвалиды, демобилизованные кадровые военные, иммигранты и
вынужденные переселенцы и т. п. Все они испытывают особенно большие трудности с
трудоустройством. Привлечение представителей этих групп к общественному
производству осуществляется дифференцированным образом в зависимости от их
характера, склонностей и возможностей.
Основным органом
социальной защиты безработных в Кирове и области является Управление
государственной службы занятости населения Кировской области. Управление
осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные ему
государственные учреждения центры занятости населения во взаимодействии с
территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами
исполнительной власти Кировской области, органами местного самоуправления,
общественными объединениями и иными организациями.
Центры занятости являются учреждениями социальной сферы и
обеспечивают на территории своего района реализацию гарантированного
государством права граждан на защиту от безработицы, оказание государственных
услуг населению и работодателям в сфере содействия занятости, трудовой
миграции.
Основными направлениями
деятельности центров занятости являются:
·
регистрация
граждан в целях поиска подходящей работы и безработных граждан;
·
содействие гражданам
в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
·
информирование о
положении на рынке труда;
·
организация
ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;
·
организация
профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности
(профессии), трудоустройства, профессионального обучения;
·
оказание
психологической поддержки, профессиональной подготовки, переподготовки и
повышения квалификации безработных граждан;
·
осуществление
социальных выплат гражданам в соответствии с законодательством о занятости
населения;
·
организация
проведения оплачиваемых общественных работ;
·
организация
временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске
работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников
образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования,
ищущих работу впервые, несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в
свободное от учебы время;
·
социальная
адаптация безработных граждан на рынке труда;
·
содействие
самозанятости безработных граждан;
·
выдача
предложений для получения работодателями заключений о целесообразности
привлечения и использования иностранных работников;
·
содействие
гражданам в переселении для работы в другую местность, в том числе сельскую;
·
участие в
подготовке предложений по формированию программ, предусматривающих мероприятия
по содействию занятости населения;
·
реализация
программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения,
включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском
увольнения, а также граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
·
организация
проведения специальных мероприятий по профилированию безработных граждан;
·
анализ состояния
рынка профессиональных образовательных услуг на территории района и участие в
его регулировании;
·
обобщение
практики применения законодательства о занятости, трудовой миграции, подготовка
предложений по их совершенствованию;
·
формирование
предложений по финансированию мероприятий по содействию занятости населения и
социальной поддержке безработных граждан, содержанию центра занятости;
·
организация
приема граждан, обеспечение своевременного и полного рассмотрения обращений
граждан;
·
выполнение
мероприятий по мобилизационной подготовке [11].
В настоящее время в
Кировской области работают так же 5 мобильных центров занятости, оборудованных
компьютерами с соответствующими программами. Мобильные центры занятости
помогают сделать работу службы занятости более эффективной: дойти до глубинки,
привлечь жителей на работу в сферы труда, испытывающие дефицит рабочей силы.
Начальник областного управления государственной службы
занятости населения Ю. Н. Лаптев отметил: одна из причин безработицы в том, что
люди в основном боятся менять образ жизни, профессию, место жительства. Задача
службы - мотивировать население, особенно молодежь, к более активному поиску
работы, приобретению востребованных профессий.
В отчете государственного
центра занятости по Кировской области за 2008 год мы видим, что в течение года
39,3 тыс. чел. были трудоустроены, организованы общественные работы для 6,5
тыс. чел., обеспечено временное трудоустройство 16,1 тыс. несовершеннолетних,
временное трудоустройство 0,9 тыс. граждан, испытывающих трудности в поиске
работы; оказано содействие самозанятости 0,5 тыс. чел., услуги по социальной
адаптации – 4,6 тыс. граждан; организованы 409 ярмарок вакансий, в работе
которых приняли участие 12,5 тыс. чел.; охвачено программой профессионального
обучения 3,8 тыс. чел., профориентационной работой – 18,0 тыс. чел.;
организован сбор 106 тыс. вакансий для использования их при трудоустройстве
граждан; оказана социальная поддержка безработным гражданам (ежемесячно): по
начислению пособия по безработице – 11,6 тыс. безработным; по начислению
стипендии обучающимся – 0,9 тыс. чел.; по выплате досрочных пенсий – 1,2 тыс.
чел.
Финансовые затраты на
реализацию мероприятий программы содействия занятости в 2008 году составили 126 490,0 тыс. руб., Объем средств,
направленных на социальную поддержку безработным, составил 248 млн. руб., из
них на выплату пособий по безработице – 182,7 млн. руб.
Рост напряженности на
рынке труда в связи с кризисом вызвал необходимость осуществления мониторинга
процесса высвобождения работников с предприятий и на его основе – оперативного
реагирования на возникающие проблемы. С этой целью органами местного
самоуправления совместно с органами службы занятости разработаны и реализуются
планы совместных действий по организации предувольнительных консультаций на
предприятиях, трудоустройству высвобождаемых граждан, их профессиональной
подготовке или переподготовке, досрочному выводу на пенсию, организованы и
работают «горячие линии» в центрах занятости населения. Своевременно выявляются
случаи несоблюдения работодателями законодательства при осуществлении процедур
сокращения работников.
В соответствии с
Постановлением Правительства РФ «О предоставлении в 2009 году субсидий из
федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию дополнительных
мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов
РФ» от 31.12.2008 № 1089 разработана областная целевая программа «О реализации
дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке
труда Кировской области в 2009 году». В ее рамках опережающее обучение
работников, находящихся под угрозой массового высвобождения, временная
занятость для высвобожденных работников, субсидии в размере годового размера
пособия по безработице на организацию предпринимательства или собственного дела
для безработных граждан.
В течение 2009 года
финансовый кризис оказывает негативное влияние на развитие экономики и
занятость населения. По данным отдела статистики центира занятости г. Кирова в
первом полугодии 2009 года ситуация в сфере занятости населения области
характеризовалась следующими явлениями:
·
спадом объемов
производства в большинстве отраслей;
·
низким спросом на
рабочую силу;
·
неполной
занятостью работников на своих рабочих местах;
·
продолжающимся
высвобождением персонала (356 предприятий заявили в службу занятости о
предстоящем высвобождении 11,1 тыс. своих работников, с начала кризиса число
таких предприятий составило 497, численность работников, предупрежденных о
высвобождении, – 15,5 тыс. человек);
·
ростом
безработицы и напряженности на рынке труда.
Согласно последнему обследованию общая численность
безработных в Кировской области составила 68,3 тыс. человек, уровень
безработицы – 8,7 % экономически-активного населения.
Сложная экономическая ситуация отразилась на состоянии
регистрируемого рынка труда. В течение полугодия в органы государственной
службы занятости обратилось около 125 тыс. жителей области, но признано и
зарегистрировано в качестве безработных 32,3 тыс. С начала текущего года
численность зарегистрированных безработных в сравнении с прошлым годом
увеличилась в 2,1 раза.
Под влиянием экономического кризиса резко снизился спрос на
рабочую силу, его ущественное падение произошло в организациях обрабатывающих
производств (в 2,5 раза), строительства (в 3 раза), транспорта и связи (в 2,2
раза), здравоохранения и предоставления социальных услуг (в 2 раза),
образования (в 2,3 раза).
Львиную долю составляют вакансии для трудоустройства на
временные работы и по рабочим профессиям. Основная масса вакансий с заработной
платой ниже величины прожиточного минимума. Доля высокооплачиваемых свободных
рабочих мест (с заработной платой выше среднеобластного уровня) составляет
всего 6,6 %.
Все это обусловило
существенное повышение нагрузки на органы службы занятости, требует увеличения
объемов финансирования мероприятий как пассивной (выплата пособий, досрочной
пенсии), так и активной политики занятости (мероприятия по содействию
трудоустройству ищущих работу граждан, прежде всего по организации общественных
работ, поддержке развития самозанятости и предпринимательства, профобучению и
информированию населения).
В целом благодаря
реализации мероприятий по содействию занятости и взаимодействию службы
занятости населения с органами государственной власти, местного самоуправления,
работодателями и профсоюзами в условиях экономического кризиса в первом
полугодии т.г. удалось:
- не допустить массовое
увольнение работников, в том числе на большинстве градообразующих предприятий,
сохранить около 10 тыс. рабочих мест, первоначально заявленных работодателями к
ликвидации;
- поддержать занятость и
доходы, в том числе через самозанятость и предпринимательство, 43,2 тыс.
граждан, оказавшихся в сложной жизненной ситуации;
- повысить уровень
квалификации 0,9 тыс. работников, находящихся под риском увольнения;
- удержать уровень
регистрируемой безработицы экономически активного населения, снизить
напряженность на рынке труда;
- обеспечить
дополнительное поступление налоговых отчислений во все уровни бюджетов и
социальные фонды.
Для целенаправленной и
скоординированной работе по реализации программы содействия занятости населения
и, прежде всего областной целевой программы по снижению напряженности на рынке
труда необходимо:
1. Постоянно отслеживать
ситуацию с занятостью населения, особенно на социально-значимых, системо- и
градообразующих предприятиях, оперативно реагировать на неблагоприятное
развитие событий и не допускать их до конфликтного состояния.
2. За счет работы по
информированию населения и работодателей о возможностях, предоставляемых
Программой увеличить численность участников мероприятий Программы по
опережающему профессиональному обучению, развитию малого предпринимательства и
самозанятости, стажировке выпускников учреждений профессионального образования.
3. Обеспечить
своевременную корректировку и непрерывность финансового обеспечения Программы,
в том числе на осенне-зимний период 2009 года и начало 2010 года. Обобщать опыт
ее эффективной реализации и распространять его во всех муниципальных
образованиях области.
4. Осуществлять
постоянный контроль за ходом реализации Программы, целевым, полным и
эффективным использованием выделенных средств, улучшать координацию
деятельности областных органов исполнительной власти, местного самоуправления и
работодателей по реализации Программы.
4. Повысить качество всех
видов государственных услуг, предоставляемых службой занятости населению и
работодателям.
Список литературы
1.
Анализ ситуации
на рынке труда России в 2002 – нач. 2003 гг. // «РЭ Вестник», №81, 2003г.
2.
Зборовский Г.Е.
Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. – М.: Гардарики, 2004.
3.
Они много
работают, а их права ущемляют // Стратегия социально-экономического развития
региона до 2020 г. / Сообщение пресс-центра Правительства Кировской области. -
Киров, 2003
4.
Основы социальной
работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок.- 2-е изд., испр. и доп.- М.:
ИНФРА-М, 2003.
5.
Прокопов Ф.
Эффективная организация услуг службы занятости: современный подход. // Человек
и труд, 1999г., №8, с.73-77
6.
Рынок труда и
деятельность областной службы занятости населения в 1 полугодии 2009 г. //
Отчет Управления государственной службы звнятости населения. - Киров, июль
2009.
8.
Четвернина Т.
Государственная служба занятости: архаика или живой организм. // Человек и
труд, - 2002. -№12, - с.42-46.