Социально-педагогические условия предупреждения виктимности и виктимогенности
Виктимность или виктимогенность –
физические, психические и социальные черты и признаки, которые создают
предрасположенность к превращению человека в жертву (преступления, несчастного
случая, деструктивного культа и т.д.). Виктимизация – процесс приобретения
виктимности, или, другими словами, – это процесс превращения человека в жертву
и его последствия. Виктимизация, таким образом, объединяет в себе и динамику
(реализацию виктимности) и статику (реализованную виктимность).
Виктимология (от лат victime – жертва и
греч logos – понятие, учение), область знания на стыке педагогики, психологии,
социологии, криминологии и этнографии, изучающая различные категории людей – жертв
неблагоприятных условий социализации. Термин «виктимность» заимствован из
криминологии, спец раздел которой – юридическая виктимология имеет своим
предметом изучение жертв преступлений.
Виктимология как самостоятельная область
теории и практики связана с именем немецкого ученого Ганса фон Хентинга,
который выдвинул идею о существовании взаимозависимости между определенной
категорией преступников и определенным типом жертвы. Были поставлены задачи
выявления взаимосвязей, существующих между преступником и жертвой.
Анализировалась типология поведения жертвы. Так, в исследованиях было
установлено, что жертвы преступления часто обладают определенными качествами:
1 – неосмотрительность;
2 – конфликтность, склонность к
агрессии;
3 – эгоцентризм;
4 – эксцентричность;
5 – нерешительность;
6 – тревожность;
7 – личностная незрелость,
инфантильность;
8 – доверчивость;
9 – легковерность и др.
Перечисленные качества связаны с
признаками, которые являются предрасполагающими стимулами виктимности.
Конечно, изучать психологические аспекты
виктимности продуктивно в рамках целостного криминогенного комплекса. В этом
случае виктимологический анализ неотъемлем от криминологического. Сама
виктимология большинством ученых рассматривается как одно из направлений
криминологии. Она требует исследования конкретных видов преступлений, а также
каждого преступного поведенческого акта. Сегодня выделяют психологические
аспекты виктимности и виктимность, связанную с положением, возрастом,
социальной ролью и социальным статусом жертвы.
Существует ряд категорий детей и
взрослых, которые являются реальными или потенциальными жертвами социализации
из-за условий их развития и жизни и в связи с этим требуют специального
изучения и специфических способов социальной и педагогической помощи. К ним
относятся инвалиды (кроме не обладающих юридической дееспособностью),
дети-сироты и дети, лишённые попечения родителей, ставшие в силу обстоятельств
безнадзорными и беспризорными, дети из неблагополучных семей с низким
экономическим уровнем, аморальной или криминогенной атмосферой и др. Первичное
отклонение от нормы может вызывать вторичное негативное изменение в развитии.
Признаки и обстоятельства, позволяющие отнести человека к числу жертв
социализации, могут иметь постоянный характер (сиротство, инвалидность) или
проявляться со временем (социальная дезаптация, наркомания и др.); некоторые из
них нельзя устранить (сиротство), другие можно предотвратить или изменить
(различные социальные отклонения, противоправное поведение и др.).
В основе исследования физических,
психологических и социальных отклонений в развитии людей разрабатывает общие и
специфические принципы, цели, содержание, формы и методы работы по
профилактике, минимизации, нивелированию, компенсации и коррекции этих
отклонений.
В процессе изучения виктимогенных
факторов определяет возможности общества, государства, институтов и агентов
социализации по предотвращению негативных влияний на развитие личности,
выявляет типы виктимных людей, сензитивность лиц того или иного типа и возраста
к различным виктимогенным факторам и вырабатывает социальные, психологические и
педагогические меры соответствующей профилактики, прогнозирует возможности
оказания помощи человеку, в т. ч. в коррекции самовосприятия.
Функции виктимологии – профилактика,
компенсация и коррекция виктимности и виктимогенности в обществе. Прикладная
функция связана с совершенствованием обществ, влияния на процессы социализации.
В. осуществляет междисциплинарные исследования: культурологические,
этнопсихологические, социально-педагогические, социально-психологические и
психолого-педагогические.
Социолого-педагогические,
социально-психологические и этнопсихологические исследования позволяют выявить:
·
типы и число жертв социализации в различных социально-культурных
условиях, их количеств, динамику, зависимость от особенностей традиций и
социальной практики;
·
социальные установки и стереотипы различных социально-культурных и
половозрастных групп, определяющие характер их восприятия тех или иных типов
жертв и отношение общества к ним;
·
особенности самовосприятия человека в качестве жертвы.
Виктимология разрабатывает методы диагностики
виктимности личности, виктимогенности группы и микросоциума; содержание, формы
и методы профилактики и реабилитации жертв социализации в разных странах,
определяет степень их эффективности; предлагает рекомендации по стратегии и
тактике общества, государства, социальных институтов по отношению к различным
категориям жертв.
Общетеоретическое виктимологическое
исследование, будучи подотраслью социологии, представляет собой процесс
выработки системы новых научных знаний о жертвах социально опасных проявлений,
определения понятий, аксиом (постулатов, законов), разработки языка теории,
формирования методологии и методики научного анализа на основании выявления и
обобщения типовых закономерностей взаимодействия жертв и социально опасных
проявлений, наблюдаемых и измеряемых теориями среднего уровня
Основная идея общей теории виктимологии
состоит в построении системной модели взаимодействия «негативное социальное
явление – жертва», описывающей и изучающей пути нормализации негативных
социальных, психологических и моральных воздействий на человека (социальную
общность) со стороны природной среды, искусственной жилой и рабочей среды,
социальной среды, а также кризисной внутренней среды самого человека
(социальной общности) с целью их коррекции и нейтрализации, повышения
адаптивных способностей человека, социальной группы, организации.
Вариативность и изменчивость социальных
отклонений предполагает их системное исследование, в противном случае любые
принимаемые нами меры (то ли программирование борьбы с преступностью или
обучение индивида мерам безопасного поведения) будут лишь паллиативом,
способным на недолгое время загнать болезнь внутрь.
Естественно, что содержание того, что в
принципе в состоянии виктимизировать человека (общность), буквально
безгранично, поскольку продуцируется разнообразностью ролей, мотивов, функций,
принимаемых на себя индивидом во взаимодействии с социальной и природной
средой.
Отсюда эмпирический анализ бытия жертвы
социально опасного проявления, описывая разнообразие современного мироустройства,
практически воспроизводит частные модели и закономерности существования и
взаимодействия природного и социального вместо выделения глубинных,
существенных признаков.
К сожалению, в указанных направлениях
работа ведется в основном на эмпирическом уровне посредством создания
прикладных методик и техник обеспечения социальной и индивидуальной
безопасности жертв социально опасных проявлений. Указанное обстоятельство
приводит к серьезным теоретическим просчетам, к допуску определенных ошибок в
виктимологических исследованиях.
Таким образом, можно говорить о
виктимологии в широком и узком смысле. В первом случае она охватывает не только
право и криминологию, но и ряд других наук, в том числе психологию и
психиатрию.
В широком смысле виктимология – социально-психологическая
область знания, изучающая различные категории людей – жертв неблагоприятных
условий социализации. Социально-психологическая виктимология изучает людей
(детей и взрослых), оказавшихся в сложных жизненных ситуациях и требующих
специальной социальной и психологической помощи. Таким образом, виктимология –
это развивающееся комплексное учение о людях, находящихся в кризисном состоянии
(жертвах преступлений, стихийных бедствий, катастроф, различных форм насилия,
аддиктивного поведения и т.д.), и мерах помощи таким жертвам.
В узком смысле виктимология является
частью криминологии. Криминальная виктимология изучает:
● социологические,
психологические, правовые, нравственные и иные характеристики потерпевших, что
позволяет понять, в силу каких личностных, социально-ролевых или других причин
они стали жертвой преступления;
● роль потерпевших в механизме
преступного поведения, в ситуациях, которые предшествовали или сопровождали
такое поведение;
● отношения, связывающие
преступника и жертву, причем как длительные, так и мгновенно сложившиеся,
которые часто предшествуют преступному насилию;
● поведение жертвы после
совершения преступления, что имеет значение не только для расследования
преступлений и изобличения виновных, но и для предупреждения новых правонарушений.
Иными словами, криминальная виктимология
изучает:
● как соотносятся типичные
характеристики различных преступлений с личностными качествами (пол, возраст,
профессия и т.д.) и поведением жертв (потерпевших);
● каковы колебания (сезонные, суточные,
удельный вес в общей структуре преступности) различных преступлений в
зависимости от структуры преступности в том или ином регионе;
● как влияет на реальную
возможность совершения преступления определенным склонным к этому лицом
обстановка, обеспечивающая его контакты с людьми большей или меньшей
уязвимости;
● что представляет собой процесс
выбора преступником жертвы и от чего он зависит;
● как в организационном плане
обеспечить выявление лиц, которые с наибольшей вероятностью могут оказаться
жертвами (потерпевшими);
● какие меры воздействия (в
некоторых случаях – принудительные) на потенциальных жертв, обеспечивающие их
безопасность, необходимо использовать в общей системе мер профилактики
преступлений;
● в каком направлении следует
вести поиск новых возможностей профилактики преступлений.
К базовым понятиям виктимологии (как
общей, так и криминальной) относятся виктимность и виктимизация. Виктимность
или виктимогенность – это приобретенные человеком физические, психические и
социальные черты и признаки, которые способствуют его превращению в жертву
(преступления, несчастного случая, деструктивного культа и т.д.). Виктимизация
– процесс приобретения виктимности.
Виктимология разрабатывает методы
диагностики виктимности личности, виктимогенности группы и микросоциума;
содержание, формы и методы профилактики и реабилитации жертв; предлагает
рекомендации по стратегии и тактике общества, государства, социальных
институтов по отношению к различным категориям жертв. Виктимология, на основе
исследования типов виктимных личностей и физических, психических и социальных
отклонений в развитии людей, предлагает конкретные меры по коррекции
соответствующих отклонений и по предотвращению негативных влияний на развитие
личности.
Современная виктимология как специальная
социологическая теория осуществляет комплексный анализ феномена жертвы, исходя
из теоретических представлений и моделей, первоначально разработанных в сфере
иных социальных дисциплин (криминологии, политологии, теории государственного
управления, психологии, социальной работы, конфликтологии, социологии
отклоняющегося поведения). Виктимология – одна из наук о человеке, которая
изучает поведение, отклоняющееся от нормы безопасности.
Общая теория виктимологии описывает
феномен жертвы, зависимости этого феномена от социума и его взаимосвязь с иными
социальными институтами и процессами. Основная идея общей теории виктимологии
состоит в построении системной модели взаимодействия «социальное явление –
жертва», описывающей и изучающей пути нормализации негативных социальных,
психологических и моральных воздействий на человека со стороны природной среды,
жилой и рабочей среды, социальной среды, а также кризисной внутренней среды
самого человека с целью их коррекции и нейтрализации, повышения адаптивных
способностей человека.
При этом развитие общей теории
виктимологии ведется, в свою очередь, по двум направлениям:
Первое – исследование истории
виктимности и виктимизации, анализ закономерности их происхождения и развития
вслед за сменой основных социальных переменных, учитывая относительную
самостоятельность феномена виктимности как формы реализации девиантной
активности.
Второе – изучение состояние виктимности
как социального процесса (взаимодействия виктимности и общества) и как
индивидуального проявления отклоняющегося поведения посредством обобщения
данных среднего уровня.
Частные виктимологические теории
среднего уровня (виктимология, деликтная виктимология, травматическая
виктимология и др.) подвергают специальному анализу виктимность и особенности
поведения отдельных видов жертв. Эти теории исходят из опыта, накопленного при
изучении социально опасных проявлений в иных социологических и смежных
дисциплинах (экология, криминология, деликтология, травматология, медицина
катастроф и др.).
Прикладная виктимология – это
виктимологическая техника (анализ, разработка и внедрение специальных техник
превентивной работы с жертвами, технологий социальной поддержки, механизмов
реституции и компенсации, страховых технологий и пр.).
Немецкий исследователь Г. Шнайдер
отмечает, что не существует «прирожденных жертв» или «жертв от природы». Но
приобретенные человеком физические, психические и социальные черты и признаки
(какие-то физические и иные недостатки, неспособность к самозащите или
недостаточная готовность к ней, особая внешняя, психическая или материальная
привлекательность) могут сделать его предрасположенным к превращению в жертву
преступления. Если он осознает свою повышенную виктимогенность, то может
усвоить определенное поведение, позволяющее сопротивляться и справляться с этой
угрозой. Виктимизация и криминализация, как отмечает Г. Шнайдер, иногда
имеют одни и те же источники – исходные социальные условия.
Особое место в современной виктимологии
занимают работы Г. Клейнфеллера о провоцировании преступления самой
жертвой. Он считает, что в некоторых случаях необходимо смягчать
ответственность преступника в зависимости от поведения жертвы, а иногда и
совсем освобождать преступника от ответственности.
Соединив концепции Гентига и
Мендельсона, японский исследователь Миядзава выделил общую (зависящую от
возраста, пола, рода деятельности, социального статуса и т.п.) и специальную
(зависящую от неустойчивости в психическом и психологическом плане, отставания
в развитии интеллекта, эмоциональной неустойчивости и т.п.) виктимность,
исследовал связь между каждым из двух типов и преступностью. По его
утверждению, при сочетании обоих типов степень виктимности повышается.
Виктимологией стали интересоваться и
психиатры: сначала судебные, а затем и общемедицинские. Они выделили
«бессознательные» состояния, снижающие возможность оказывать сопротивление
нарушителю. К ним относится широкий спектр патологических состояний,
характеризующихся как полной утратой сознания, так и различными клиническими
формами помрачения состояния. Наличие «душевной» болезни является предпосылкой
для «беззащитности».
С психоаналитических позиций
предрасположенность стать жертвой можно объяснить бессознательным чувством вины
или стыда и желанием быть наказанным, ведущим к пассивности субъекта.
Исследованиями психиатров доказано, что лица с психическими расстройствами
нередко оказываются повышенно виктимными, причем в формировании их виктимности
в целом и виктимного поведения, в частности, большую роль играют факторы,
обусловленные психической патологией.
Виктимология в нашей стране начала
развиваться только в конце 80-х гг. В 70-х гг. Л.В. Франк первым в СССР
опубликовал труды по виктимологии, его поддержал Д.В. Ривман. В процессе
развития отечественной виктимологии проблема потерпевшего от преступления
изучалась на протяжении долгих лет (что происходит и в настоящее время) в
рамках юридических дисциплин или в связи с ними. Л.В. Франк, опираясь на
разработки мировой виктимологической теории, с которой в СССР были практически
незнакомы, сумел в своих трудах доказать и обосновать мнение о том, что
виктимология является относительно самостоятельным научным направлением,
имеющим свою собственную теоретическую и прикладную ценность.
К основным понятиям виктимологии Л.В. Франк
относил:
● понятие виктимности как
склонность становиться жертвой преступления в результате образа действий и
социально-демографических характеристик личности;
● понятие связи «преступник –
потерпевший» как системы отношений между указанными субъектами в рамках
криминогенной ситуации, оказывающей значительное влияние на развитие и генезис
механизма преступного поведения.
Соответственно, основные функции
виктимологии, по Л.В. Франку, это:
● получение новой информации о
причинах преступности;
● получение информации о механизме
преступного поведения с целью ее использования в процессе предупреждения
преступлений;
● получение информации о механизме
взаимосвязей преступника и потерпевшего от преступления;
● оценка истинного состояния
преступности посредством анализа виктимизации;
● использование виктимологической
информации в процессе назначения наказания;
● использование виктимологической
информации для совершенствования процесса возмещения вреда потерпевшим от
преступления.
Включение в предмет виктимологии всех
категорий пострадавших лиц, ставших жертвами самых различных обстоятельств,
делает виктимологию комплексной социолого-психологической наукой, не
ограниченной криминальной сферой. Но жертвы преступлений и, например,
экологических бедствий совершенно различны, а различные виктимоопасные ситуации
не имеют между собой ничего общего. Следовательно, определяя виктимологию как
науку об изучении любых жертв, надо прогнозировать ее становление и развитие в
этом качестве, не забывая о внутренней противоречивости ее предмета.
Что касается виктимологии как
социально-психологической науки, то в ее задачу входит как минимум три больших
направления исследования:
1 – разработка общей теории формирования
виктимности личности (психологии жертвы);
2 – разработка методов и техник
коррекции виктимности личности;
3 – разработка методов и техник работы с
посттравматическим стрессовым расстройством у жертв.
Здесь также необходимо отметить
следующее. Психология сейчас занимается преимущественно тем, что плохо в жизни
человека и в отношениях между людьми. Она как бы «забыла» о сильных сторонах,
концентрируясь на человеческих слабостях, ориентируется преимущественно на то,
чего человеку «не хватает». Чрезмерное внимание уделяется таким явлениям, как
«болезнь», «дистресс» и т.д.
Согласно М. Селигману, современная
психология, по сути дела, «стала виктимологией». Человек рассматривается в ней
как принципиально-пассивное существо со сниженной личной ответственностью и т.
н. «выученной беспомощностью», когда он утверждается в мысли, что всегда будет
жертвой других людей или обстоятельств.
М. Селигман и его последователи
полагают, что парадигму современной психологии следует изменить: от
негативности – к позитивности, от концепции болезни – к концепции здоровья.
Объектом исследований и практики должны стать сильные стороны человека, его
созидательный потенциал, здоровое функционирование отдельного человека и
человеческого сообщества.
Современный педагог должен быть
подготовлен к современным проблемам, которые обрушиваются на общество в целом и
на детей. Среди особых проблем – работа с виктимными детьми.
Учитель должен знать о феномене детской
виктимности, чтобы уметь оказывать помощь ребенку, ставшему жертвой насилия.
Детская виктимность как
социально-психологическое явление представляет собой предрасположенность
ребенка стать жертвой преступника или неблагоприятных условий социализации.
Виктимность характеризуется многообразием типов жертв, появление которых
является следствием объективных и субъективных факторов. В число взаимосвязанных
и разнообразных психологических факторов, обусловливающих виктимизацию детей,
следует включить:
2 – психолого-педагогический фактор,
проявляющийся в дефектах школьного и семейного воспитания и характеризующий
неблагоприятную межличностную ситуацию развития;
3 – социально-психологический фактор,
раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия ребенка со своим
ближайшим окружением (семья, улица школа и др.);
4 – личностный фактор, который, прежде
всего, проявляется в избирательном отношении ребенка к предпочитаемой среде
общения, к нормам и ценностям своего окружения, а также в личных ценностных
ориентациях и личной способности к волевой саморегуляции. Негативные
воздействия указанных факторов можно предотвратить (или, во всяком случае,
значительно снизить возможную опасность насилия).
Педагог должен владеть оперативной
диагностикой, ориентироваться в выборе адекватных форм взаимодействия с
виктимным ребенком, принимать решения с учетом конкретного типа виктимности. При
этом педагог должен учитывать особенности детского коллектива, в котором
имеются виктимные дети. Он должен уметь оперативно определять воспитательные
задачи и средства их достижения. Должен уметь последовательно, добиваться
включения виктимных детей в деятельность класса, уметь повышать статус этих
детей среди сверстников.
Важнейшим условием совершенствования
психологической подготовки будущего учителя к работе с детьми – жертвами
экстремальных обстоятельств, является овладение в студенческие годы соответствующими
теоретическими знаниями и практическими умениями. Анализ существующей практики
подготовки учителей свидетельствует об отсутствии системы формирования
психологической готовности к реабилитационной деятельности, которую мы
рассматриваем в контексте целостного педагогического процесса. Выпускники
педагогических университетов не владеют современными методами общения и
взаимодействия с виктимными учащимися, не готовы к использованию гибких
технологий, не владеют навыками диагностики, коррекции и прогнозирования.
В целях конкретного изучения проблемы
взаимодействия с виктимными детьми необходимо проводить анализ
социально-психологических ситуаций и отвечать на вопрос: кто с кем
взаимодействует? Во-первых, педагогический коллектив (учителя) и ученический
коллектив (ученики); во-вторых, родители, семья и ребенок. В-третьих,
необходимо иметь в виду стихийное нерегламентированное внешкольное общение
детей.
Принципиальное значение имеет модель
«учитель – виктимный ребенок», как социально-педагогическое и психологическое
условие. Педагогическое взаимодействие должно осуществляться в двух основных
направлениях. Модель «учитель – ученик» – индивидуальное взаимодействие
педагога с учеником, предполагающее диадическое общение, «лицом к лицу». Модель
«учитель – ученик – ученик» – фронтальное общение педагога со всем коллективом
класса или с группой учащихся.
Специальный анализ показал, что процесс
взаимодействия в каждом из названных направлений требует от педагога
использования различных психологических средств и опирается на личностные
ресурсы. Подготовка к взаимодействию с виктимными детьми должна быть особенно
ответственной.
Сущность психологической готовности
студентов к взаимодействию с виктимными детьми и оказанию им поддержки
заключается в готовности осваивать возрастную психологию и практику общения.
Сущность психологи ческой готовности студентов к психологическому сопровождению
виктимных детей – готовность к долговременному взаимодействию с этой категорией
детей, к центрации на личности виктимного ребенка – не как на жертве
преступления, а как на уникальном человеке, имеющем перспективы в развитии.