Восприятие системы образования РФ старшеклассниками
Содержание
Введение
Глава
1. Теоретические аспекты проблемы
1.1
Образование как социо-культурный институт
1.2
Современный этап развития системы российского образования
Глава
2. Социологические исследование восприятия системы образования среди
старшеклассников школ г. Череповца
2.1
Диагностика критериев и показателей отношения старшеклассников к итоговой и
вступительной аттестации
2.2
Пути решения эффективности применения ЕГЭ в качестве итоговой и вступительной
аттестации: мнение ученых и старшеклассников
Заключение
Список
используемой литературы
Приложения
Введение
Актуальность исследования
Россия вступает в период информационного
общества, где главным источником социализации является информация, базирующаяся
на определённых знаниях. Социально-экономические и политические реформы в нашей
стране ведут к становлению открытого общества, отличительной особенностью
которого является взаимодействие с другими странами и народами. Отечественная
система образования претерпевает большие изменения. Государственная образовательная
политика направлена на модернизацию российского образования.
Образование - одна из жизненно необходимых вещей
человеку для карьерного роста, удовлетворения материальных потребностей,
самореализации как личность, достижения поставленных перед собой целей. Но
получить образование не так легко как кажется, а с каждым годом становится всё
сложнее. Меняются формы итоговой и вступительной аттестации, например Единый
Государственный Экзамен (ЕГЭ), который в отличие от обычного экзамена сдать
гораздо труднее в силу сложных заданий, кроме того, техническая сторона ЕГЭ
вызывает трудность и сложность принятия у выпускников.
Эта проблема касается всех сфер общества.
Политическую сферу она затрагивает в том, что мы переняли этот опыт сдачи
экзаменов у других стран (а именно у США и Западной Европы), но при этом не
учли, что квалификации наших школьных преподавателей не хватает для отличной
подготовки к ЕГЭ. В связи с этим у выпускников возникают
социально-экономические трудности: приходиться заниматься дополнительно с
репетиторами. Но такая возможность есть не у каждого ученика, не все могут себе
позволить посещать платные факультативные занятия. И что же делать таким
выпускникам? Может у них и есть способности, которые всего лишь надо развить,
подтолкнуть на правильную мысль, помочь осмыслить, т.е. имеет место и
социально-экономическая проблема. Экономической сферы эта проблема касается
потому, что на программу подготовки и проведения ЕГЭ затрачивается немалая
часть государственного бюджета и не всегда адекватно ситуации.
ЕГЭ не всегда удобен ученикам тех регионов, в
которых он обязателен, потому что некоторые ВУЗы не принимают результаты ЕГЭ,
как вступительный экзамен, и им приходится повторно сдавать один и тот же
предмет, что приводит к нерациональному использованию психолого-человеческих
ресурсов старшеклассников.
Проблематично, что ЕГЭ введён не во всех
регионах страны. Значит, есть в нём нечто, что не даёт 100% гарантии проверки
знаний и умений выпускников. Если было бы наоборот, то вся Россия давно бы приняла
эту форму ИВА.
Так что же или кто мешает принять окончательное
решение? Это и определяет противоречие исследования.
Противоречие исследования
· Социально-образовательное:
- общество принимает и создаёт ЕГЭ, как итоговую
и вступительную аттестацию (далее ИВА), а выпускник как продукт системы
образования недоволен этим нововведением;
- сертификаты действительны не во всех ВУЗах и
СУЗах;
· Методически-содержательное:
- допущение использования материалов и тем, не
изучающихся в общеобразовательных школах и недостаточно квалифицированные кадры
При анализе данных противоречий определилась
проблема исследования.
Проблема исследования
Трудности при поступлении в высшие учебные
заведения, в контексте того, что ЕГЭ - это эксперимент и проводится не во всех
регионах, а, следовательно, при поступлении могут быть использованы другие
формы ИВА, являются нарушением прав человека и «Закона об образовании».
Цель исследования
Определить, чем является образование на
сегодняшний день: социальным фильтром, социальным барьером или социальным
институтом.
Задачи исследования
1. Проанализировать составляющие системы
образования как социо-культурного института.
2. Определить направление образования на
сегодняшний день.
3. Выявить отношение к нынешнему
образованию у сверстников.
Подходы исследования
Социологический подход подразумевает оценку
данного проекта ИВА по степени эффективного использования выпускниками в
контексте уровня дохода, образования и других социальных институтов, что
определено в исследованиях Акуловой О.В., Боголюбова Л.Н., Гладкой И.В.,
Гутника И.Ю, Кравченко А.И., Луговской И.Р., Минаева В.В.
Культурологический подход позволяет, с одной
стороны, рассмотреть образование, как феномен культуры, в котором отражены
национально-культурные ценности и традиции. с другой стороны, рассмотрение и
субъектного плана культуры как «меры человеческого в человеке» (Белинская Е.П.,
Князев В.Н., Росенко М.)).
Политико-правовой подход заключается в том, что
система ИВА в форме ЕГЭ заимствована у других стран (Кравченко А.И., Певцова
Е.А.).
Гипотеза исследования предполагает
- Если утвердят ЕГЭ как одну форму итоговой и
вступительной аттестации по всей России, то поступление станет проще для
выпускников всех регионов;
- если результаты проведённого опыта с Единым
Государственным Экзаменом не оправдают ожиданий, то часть госбюджета,
затраченная на него, будет потрачена более эффективно на другие аспекты
развития образования;
- если ЕГЭ продолжает быть экспериментом, то
ученики не должны оставаться в некой неопределённости, что плохо сказывается на
поступлении и дальнейшем определении выпускников и необходимо их об этом
информировать;
- если бы общество влияло на структуру ЕГЭ, то
она была бы принята выпускниками средних школ, а также ВУЗами и Сузами страны,
значит нужно найти возможности привлечения общественности к оценке ЕГЭ.
Объект исследования
Образование, как социальный институт в системе
образования РФ.
Предмет исследования
ЕГЭ как форма итоговой и вступительной
аттестации.
Методы исследования
При проведении исследования использовался ряд
взаимодополняющих методов, какими можно считать: сравнительный анализ
теоретической литературы, социологический опрос, беседа, анкетирование - при
определении, выборе темы направленности социального проекта (см. Приложение 2),
методика - недописанный тезис, как анализ творческой деятельности
учащихся, сферограммы - как наглядное оформление полученных результатов,
интервьюирование как получение валидных и дополняющих данных исследования,
свободное интервью; контент-анализ, который определяет основные категории,
ценности образования и статистику вопросов образования, отражённых в материалах
СМИ.
Глава
1. Теоретические аспекты проблемы
1.1
Образование как социо-культурный институт
Образование стало особой сферой социальной жизни
с того времени, когда процесс передачи знаний и социального опыта выделился из
других видов жизнедеятельности общества и стал делом лиц, специально
занимающихся обучением и воспитанием, т.е. педагогической деятельностью(18,
21).
Во второй половине ХХ в. стала отчетливо просматриваться
взаимосвязь между качеством школьного образования и развитием экономики страны,
сохранением культурной идентичности нации. Сами образовательные реформы были
вызваны социально-экономическими причинами. Поэтому все чаще эффективность
деятельности школы рассматривается в контексте социальных индикаторов качества
жизни(4, 22).
Наибольшие изменения в ходе реализации реформ
произошли в управлении образованием (в структурах власти) и в распределении
ответственности за принятие решений, что обусловило появление тенденции
«возложения» ответственности не на центральную власть, а на сами школы(19, 22).
Образование как процесс - это
освоение человеком в условиях образовательного учреждения либо посредством
самообразования системы знаний, умений и навыков, опыта познавательной и
практической деятельности, ценностных ориентаций и отношений. Образование
как результат - характеристика достигнутого уровня образованности.
Образование как процесс реализуется в
образовательной системе. Этот процесс протекает, результат достигается, а
система функционирует не сама по себе, а посредством специфической человеческой
деятельности - педагогической деятельности. От качества педагогической
деятельности во многом зависят характер и эффективность образования(4, 5, 7).
Педагогическая деятельность -
особый вид общественно полезной деятельности взрослых людей, сознательно
направленный на подготовку подрастающего поколения к самостоятельной
деятельности в соответствии с экономическими, политическими, нравственными и
эстетическими целями. Структурными компонентами педагогической деятельности
являются: цель деятельности, субъект деятельности (педагог), субъект-объект
деятельности (воспитанник), объект деятельности (ситуация, опосредованно
влияющая на воспитанника), содержание деятельности, способы деятельности,
результат деятельности. Стратегическая цель педагогической деятельности состоит
в создании эффективных условий для достижения воспитанником определённого
уровня образованности.
Педагогическая профессия - род
трудовой деятельности, являющийся источником существования специально
подготовленных в педагогических учебных заведениях людей, содержанием и целью,
которой является направленное создание условий для становления и преобразования
личности другого человека, управление процессом его разностороннего развития
педагогическими средствами(18).
Системная, целостная сущность образования
проявляется в том, что образование является качественно обособленным от других
социальных процессов, связанных с трансляцией совокупного опыта и воспроизводством
социально личностных качеств человека(2, 15, 16).
Цели образования определяются социальным строем
общества и имеют определённую структуру. Это цели определённые в нормативных
государственных документах, в нормативных и теоретических документах системы
народного образования, сформулированные в учебных программах и, наконец,
заданные в методических учебных пособиях по темам, разделам учебных программ.
Н.К.Крупская считала целью образования
воспитание людей, имеющих продуманное мировоззрение, умеющих строить разумную
жизнь, понимающих и воспринимающих всё происходящее вокруг, подготовленных в
теории и на практике к физическому и умственному труду. А.С.Макаренко
утверждал, что цели образовательной работы должны быть выражены в реальных
качествах людей, которые выйдут из педагогических рук. Образование есть процесс
и результат развития личности в ходе её обучения и воспитания.
Решение и постановка целей образования связаны с
поиском альтернатив в различных социальных институтах. Этим поиском занимаются
социологи, политики, психологи, педагоги, экономисты(1, 17).
Целью современного образования является развитие
качеств личности, необходимых ей и обществу для включения в социально значимую
деятельность.
В концепции структуры и содержания общего
среднего образования (в 12-летней школе), принятой в 2000 г. на Всероссийском
совещании работников образования, главная цель общего среднего образования
сформулирована следующим образом: формирование разносторонне развитой личности,
способной реализовать творческий потенциал в динамических
социально-экономических условиях, как в собственных интересах, так и в
интересах общества (продолжение традиций, развитие науки, культуры, техники,
укрепление исторической преемственности поколений и т.д.)(14).
В национальной доктрине образования РФ, принятой
на том же совещании, тесно связанные с проблемами развития российского
общества, а именно:
- преодоление социально-экономического и
духовного кризиса;
- восстановление статуса РФ в мировом сообществе
как великой державы в сфере образования, культуры, науки, высоких технологий и
экономики;
- создание основы для устойчивого
социально-экономического и духовного развития России(8).
Итак,
на качество образования во многом влияет творческий характер педагогической
деятельности, осознание педагогом престижности, социальной значимости,
ответственности перед обществом, государством, воспитанниками за процесс и
результаты своего труда. Педагогическая деятельность предполагает не только
сформированность гуманистической направленности личности педагога, но и
совершенное владение разнообразными образовательными технологиями, технологиями
общения.
Школа, должна обогащать человека знаниями и в то
же время приучать его пользоваться этим богатством. А так как школа имеет дело
с человеком, растущим и развивающимся, умственные способности которого всё
расширяются, и будут расширяться, то она должна не только удовлетворять
потребности настоящей минуты, но и делать запас на будущее.
Для современного этапа развития российской
системы образования характерно развитие интеграционных процессов в образовании
на всех уровнях интеграции с отражением социально-культурных особенностей
России. В современной России содержание образования определяется той целевой
установкой, которая заложена в Законе Российской Федерации «Об образовании»
(11).
«Содержание образования является одним из
факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть
ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создания условий для её
самореализации; развитие общества; укрепление и совершенствование правового
государства.
Содержание образования должно обеспечивать
адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;
формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню
образовательной программы картины мира; интеграцию личности и национальную и
мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированное в
современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
Содержание образования должно содействовать
взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой,
национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать
разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права
обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений»(8, 11, 13).
Различают содержание общего и профессионального
образования. Содержание общего образования способствует формированию
общей культуры личности. Содержание профессионального образования даёт
человеку знания и умения, необходимые в конкретной области деятельности.
Принципы, на
которые принято ориентироваться при отборе содержания общего образования:
принцип соответствия содержания образования требованиям развития общества,
принцип единой содержательной и процессуальной сторон обучения, принцип
структурного единства содержания образования, принцип гуманизации и
фундаментализации содержания общего образования
Изложенные принципы, предъявляемые к содержанию
образования в школе, обеспечивают всесторонний учёт потребностей общества в
подготовке образованных и гармонично развитых граждан. В педагогической науке
разработана система критериев отбора содержания образования, изучаемого
в школе (Ю.К.Бабанский, И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин):
· целостное отражение в содержании
общего образования задач гармоничного развития личности и формирования её
базовой культуры;
· научная и практическая значимость
содержания образовательного материала, включаемого в учебные предметы и
общественную практику;
· соответствие сложности содержания
образовательного материала реальным учебным возможностям учащихся того или
иного возраста;
· соответствие объёма содержания
материала имеющемуся времени на его изучение;
· учёт международного опыта построения
содержания общего среднего образования;
· соответствие содержания общего
образования имеющейся учебно-методической и материальной базе современной
школы(18, 21, 22).
Цели и задачи школьного образования определяют
его содержание: солидные базовые знания по родному языку и литературе,
математике, естественным наукам, двум и более иностранным языкам, гражданское
образование.
Исследование интеграционных процессов показало,
что эти процессы обусловлены, прежде всего, экономической и политической
интеграцией стран. Интеграционные процессы в образовании становятся движущей
силой общественного развития, имея свои закономерности: зависимость
интенсивности интеграционных процессов от развития образовательной политики;
вовлечение в интеграционные процессы не только субъектов системы образования,
но и общественности; создание образовательной среды, открытой к межкультурному
взаимодействию.
Интеграция в европейском образовании происходит
на нескольких уровнях:
- ценностном;
- программном (содержательном);
- технологическом (методическом)(1, 4, 19).
Итак, основной
вывод, отражающих влияние направляемых изменений на процесс школьного обучения
заключается в том, что указанные изменения реально делают процесс обучения открытым,
т. е. усиливают проявления в традиционном «классно-урочном» дидактическом
отношении влияние факторов самого информационного общества, что превращает
процесс обучения в образовательный процесс.
Глава
2. Социологические исследование восприятия системы образования среди
старшеклассников школ г. Череповца
2.1
Диагностика критериев и показателей отношения старшеклассников к итоговой и
вступительной аттестации
Исследования проводилось на базе МОУ СОШ № 3,
МОУ СОШ № 9, МОУ СОШ № 12 г. Череповец, было опрошено 151 учеников 10-11
классов. МОУ СОШ №12 является специализированной школой с преобладанием
спортивных классов. МОУ СОШ № 3 специализированная школа с углублённым
изучением математики. МОУ СОШ № 9 является специализированной школой с
углублённым изучением отдельных предметов.
В проводимых в настоящее время исследованиях
школьного образования в центре внимания были факторы, явно оказывающие прямое
влияние на сферу образования, к которым отнесены:
- информатизация жизни общества;
- демократизация всех сфер жизни общества;
- глобализация;
- становление нового культурного типа личности
- развитие непрерывного образования(2, 6, 7).
Одним из критериев, которые определяют работу
системы школьного образования, мы выделяем отношение старшеклассников к
итоговой и вступительной аттестации. На основе анализа ответов респондентов мы
выделяем как показатель отношения к итоговой и вступительной аттестации три
уровня: негативное, нейтральное, позитивное.
Для проведения анкетирования была выбрана
методика Н.Е.Щурковой «Недописанный тезис». Положительным в данном методе
является выявление реального отношения ученика к заявленной проблеме, а также
возникновение большого количества интерпретаций данной темы, неполным
доказательством - исследование носит субъективный характер. Ниже предоставлена
сводная таблица ответов и общая диаграмма на «недописанный тезис».
ответ
|
количество
человек
|
оценка
знаний/проверка знаний
|
76
|
не
знаю
|
23
|
оценка
для поступления в университет
|
21
|
проблемы,
нервы
|
9
|
ЕГЭ
|
7
|
начало
новой жизни
|
5
|
экзамен
|
5
|
важное
событие
|
5
|
Рассмотрим результаты исследования более
подробно. Респонденты МОУ СОШ №3 - это учащиеся 10-го класса. ИВА им еще
предстоит, поэтому в целом негативизм имеет место быть в контексте ответа - не
знаю. Основная масса ответов идет в контексте нейтрального отношения. Например:
ИВА - это показатель знаний, результат за определённый период времени, экзамен.
Но есть и часть ответов, носящая позитивный характер, т.е. респонденты
подразумевают, что ИВА несёт за собой положительный аспект как пример
социализации. Аргументами таких ответов служат высказывания: поступишь ты или
нет; старания, чтобы поступить и др., что является активной позицией и,
следовательно, позитивным отношением. Ответы старшеклассников МОУ СОШ № 3
отражены на рисунке.
Респонденты МОУ СОШ №12-учащиеся не только10-го,
но и 11-го класса. В этом году большинству из них предстоит сдавать выпускные и
вступительные экзамены, поэтому им эта тема наиболее близка. Ответы
респондентов МОУ СОШ № 12 представлены на рисунке.
Появился немалый процент негативных ответов как
следствие повышенной тревожности. Например: ИВА - это плохо, это трудно, это
проблемы. Но больше всего поразил такой ответ: ИВА - это время коту под хвост.
Данный ответ респондента говорит о том, что для некоторых учеников ИВА неважна,
они считают, что от нее ничего не зависит, а просто они потратят своё время и
силы бесполезно. Вместе с тем есть и позитив: ИВА -это улучшение своей дальнейшей
жизни, это оценка для поступления в университет, т.е. способ социализации.
Можно сделать вывод, что часть старшеклассников довольна системой образования и
считает, что ИВА поможет им в жизни. Не обошлось и без нейтрального отношения к
данной проблеме. Некоторые ученики отвечали: ИВА- это оценка знаний за
промежуток времени, баллы за экзамен. Сравнивая ответы десятиклассников и
одиннадцатиклассников, можно придти к выводу, что чем ближе ученик к ИВА, тем
больше отрицательных компонентов он в ней замечает, т.к. повышается уровень
ответственности за свою судьбу.
Респонденты МОУ СОШ №9- учащиеся 11-го класса.
Их ответы отражены на нижеследующем рисунке.
Часть старшеклассников понимает важность ИВА и
именно поэтому отвечали, что ИВА - это важное событие, требующее большой
подготовки, это оценка знаний, от которой зависит будущее, начало новой жизни,
осознанная необходимость, период вступления во взрослую жизнь. Это значит, что,
пусть и небольшая, часть учеников серьезно подошла к этой проблеме и понимает
её трудности. Очень интересным был ответ, что ИВА - это «моя голова», это
является показателем того, что ученик осознает, что только от него зависит его
дальнейшая судьба. Это позитивное отношение к данному вопросу, но, конечно же,
присутствует и негатив. Часть старшеклассников ответили, что ИВА - это нервы,
это лишние барьеры на пути к дальнейшему образованию, это издевательство над
учениками - данные ответы говорят о том, что ими владеет страх и неуверенность
из-за низкого уровня знаний. И естественно присутствует и нейтральное отношение
к проблеме, это относится к тем ученикам, которые отвечали, что ИВА - это
проверка и подтверждение своих знаний.
Одним из методов исследования, который
подтверждает валидность (точность) предыдущих методов, я считаю использование
одной из форм социологического опроса - это интервьюирование. Оно позволяет
определить личное отношение каждого респондента в частности. В ходе
исследования я задавала вопросы о формах итоговой и вступительной аттестации.
Было задано три вопроса, раскрывающих данную проблему, её актуальность и пути
решения, а именно:
1)Считаете ли вы, что ЕГЭ как форма ИВА затрудняет
поступление в ВУЗы?
2) Какое место в жизни человека занимает
образование?
3) Является ли решением данной проблемы
предоставление выпускнику свободы выбора формы ИВА?
Большинство респондентов на первый вопрос
ответили положительно, это является проявлением их отношения к данной форме
ИВА. На второй вопрос был один и тот же ответ: образование играет важнейшую,
основную роль в жизни человека. Третий вопрос вызвал разногласия, т.к. часть
респондентов согласны и полностью поддерживают свободу выбора, а другая часть
предлагает вернуть прежнюю систему образования или же ввести что-то новый метод
ИВА, непохожий на ЕГЭ, раскрывающий потенциал выпускника. Например, студентка
МГУ юридического факультета Голенкова Любовь, обратила моё внимание, что при
поступлении в этот престижный ВУЗ ей понадобились не результаты ЕГЭ, а навыки
сдачи устного и письменного экзамена. Можно предположить, что ЕГЭ не решающая
форма аттестации, а всего одна из них.
В целом, можно сказать, что талантливые и
способные выпускники проявили положительное отношение к поставленной проблеме.
2.2
Пути решения эффективности применения ЕГЭ в качестве итоговой и вступительной
аттестации: мнение ученых и старшеклассников
Анализ выявленных в международных исследованиях
факторов позволил О.В. Акуловой, (1), их систематизировать и объединить в
следующие группы:
Первая группа факторов, связанная с личностью
школьника, предполагает ориентацию процесса обучения на самостоятельность
учеников, что позволяет им овладеть необходимыми в информационном обществе умениями
и навыками.
Вторая группа факторов, связанная с личностью
учителя, обусловливает изменение позиций педагога, которые, в свою очередь,
зависят от стиля управления, поскольку именно управленческий стиль обеспечивает
мотивационную готовность педагогов к необходимым изменениям и желание ах
осуществлять.
Третья группа факторов связана с организацией
образовательной среды школы путем обогащения внешкольными источниками
информации, подает возможность школьникам и учителям использовать их
образовательный потенциал, интегрировать информацию, получаемую из среды, в
контексте процесса обучения.
Для оценки состояния этого, третьего, фактора
нами был предпринят анализ публикаций в СМИ г.Череповца (а именно: газет «Речь»
и «Голос Череповца»). Анализ показал, что общее число заметок составило
примерно 50 заметок. При этом количество заметок об образовании составило всего
2 .Полное невнимание СМИ к этому вопросу говорит о том, что общество не
интересуется данной проблемой, т.к. не понимает ее важности и актуальности.
Следовательно подрастающее поколение изначально не получит навыков решения
данного вопроса.
- обучение на дому - это обучение проходит
непосредственно у ученика дома, ему не приходится посещать школу, но при этом в
его программу включены все основные дисциплины средней школы;
- экстернат-изучение школьной программы в более
короткие сроки;
- обучение в специализированных школах - это
обучение основано на личностных особенностях ученика, это могут быть и
физические недостатки, и умственные;
- обучение в специализированных школах - на базе
основного образования ученика поправляют своё здоровье, у них своеобразный
учебный график.
В контексте этого закона имеет место быть и
выбор различной формы ИВА:
- письменный экзамен - прежде всего, этот вид
ИВА показывает степень грамотности и осведомлённости ученика, и тем, кому
трудно выступать перед публикой, очень удобна именно такая форма;
- устный экзамен - эта форма раскрывает
творческий потенциал выпускника и является показателем его коммуникабельности и
смекалки;
- защита рефератов - это очень ответственная
форма, к которой выпускник готовиться заранее, потратив на это много времени, и
ему будет проще защитить свою работу в качестве данной формы ИВА, чем в другой;
- учёт результатов в олимпиадах - это форма ИВА
помогает тем выпускникам, которые очень много участвовали в различных
олимпиадах и были их призёрами, потому что ими было затрачено много времени на
подготовку к олимпиадам, что некоторые школьные дисциплины они не успели
изучить хорошо(8, 11, 13).
Таким образом,
можно утверждать, что в центре внимания современных исследователей школьного
образования оказываются проблемы анализа влияния внешних (социокультурных,
экономических) факторов на основные характеристики школьного образовательного
процесса. В свою очередь, это обусловливает необходимость теоретического
анализа современной образовательной ситуации. На наш взгляд, в обосновании
правомерности тех или иных изменений потребность в прогнозировании сценариев
развития школьного образования требует разработки теории школьного образования
как самостоятельной научной(9, 10, 22).
Предметом теории школьного образования являются
взаимосвязи между экономическими, социокультурными факторами, влияющими на
функционирование и развитие общего образования, и системными изменениями
школьного образовательного процесса.
Заключение
Развитие образования обусловлено множеством
внешних и внутренних факторов, и задача педагогической науки заключается в том,
чтобы найти связи этих факторов с соответствующими компонентами педагогического
процесса, образовательного учреждения как социальной системы. Эти связи
исследуются в различных отраслях педагогики, и сегодня накоплен достаточный фонд
научных знаний, позволяющий определить содержание этих связей в единой научной
области педагогики.
То, что решение образовательных проблем требует
междисциплинарного подхода, не вызывает сомнения. Необходимость учета связей
педагогики с другими науками, учета существующей социо-культурной ситуации
субъектов образования развития сформулирована в педагогической науке давно.
Однако в современных условиях эти методологические требования стали особо
значимыми, поскольку особенность современного этапа развития образования
заключается в том, что в школе педагоги должны готовить детей к встрече с
беспрецедентным будущим, к решению проблем, которые лишь возникнут в будущем, а
значит, именно педагоги должны взять на себя ответственность за «направляемое
развитие прогресса» (Н. Н. Моисеев).
Список
используемой литературы
1. Акулова
О.В. Теоретические предпосылки системных изменений школьного процесса обучения
в условиях перехода к информационному обществу Герценовские чтения-2006.
Ч.1:Исследования школьного образования (педагогический аспект)/Под ред. проф.
А.П.Тряпицыной. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2006.-247с.
2.
Белинская Е.П., Тихомадрицкая О.А. Социальная психология личности: Учебное
пособие для вузов.- М.:Аспект Пресс, 2001.-301 с.
3.
БоголюбовЛ.Н. Человек и общество. Обществознание. Учеб. для учащихся 10-11 кл.
общеобразоват. учреждений./Под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой.-2-е изд.
- М.:Просвещение, 2003.-281с.
4.
Бражник Е.И., Луговская И.Р. Сравнительные исследования школьного образования в
европейских странах. Герценовские чтения-2006. Ч.1:Исследования школьного
образования (педагогический аспект)/Под ред. проф. А.П.Тряпицыной. - СПб.:
Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2006.-247с.
5.
Вершинина Н.А. Методология науки и проблемы школьного образования. Герценовские
чтения-2006. Ч.1:Исследования школьного образования (педагогический аспект)/Под
ред. проф. А.П.Тряпицыной. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2006.-247с.
6.
Гладкая И.В. Исторический аспект проблемы оценивания уровня достижений
учащихся. Герценовские чтения-2006. Ч.1:Исследования школьного образования
(педагогический аспект)/Под ред. проф. А.П.Тряпицыной. - СПб.: Изд-во РГПУ им.
А.И.Герцена, 2006.-247с.
7.
Гутник И.Ю. Обоснование принципа комплексности в использовании педагогической
диагностики. Герценовские чтения-2006. Ч.1:Исследования школьного образования
(педагогический аспект)/Под ред. проф. А.П.Тряпицыной. - СПб.: Изд-во РГПУ им.
А.И.Герцена, 2006.-247с.
8.Доктрина
образования РФ, М., Юрист., 2004г.
9.
Загладин Н.В.История Отечества. ХХ век: учебник для 9 класса основной школы.
-2-е изд., испр. и доп. -М.: «Торгово-издательский дом «Русское слово-РС»,
2003.-400с.:ил.
10.
Загладин Н.В.История Отечества. ХХ век: учебник для 11 класса средней школы.
-2-е изд., испр. и доп. -М.: «Торгово-издательский дом «Русское слово-РС»,
2003.-400с.:ил.
11.
Закон Российской Федерации «Об образовании» (1996 г., ст.14) М., Юрист.,2006г.
12.
Князев В.Н. Обществознание. Пособие для абитуриентов/Под ред. В.Н.Князева,
Л.Ш.Лозовского, Б.А.Райзберга, Д.Н.Землякова.-2-е изд.-М.:Айриспресс,
2003.-512с.
13.
Конституция РФ, М.Юрист., 2007г.
14.Концепция
структуры и содержания общего среднего образования
15.
Кравченко А.И., Е.А.Певцова Обществознание: Учебник для 11 класса. -
М.:»Торгово-издательский дом «Русское слово-РС», 2001.-176с.
16
. Кравченко А.И. Обществознание: Учеб. пособие для студ.сред. проф. Учеб.
заведений.- М.: Издательский центр «Академия»; Мастерство; Высшая школа,
2000.-240с.
17.
Минаев В.В. Обществознание: Пособие для поступающих в высшие учебные заведения
на гуманитарные специальности.-М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2002.-351с.
18.
Пидкасистый П.И. Педагогика.- Учебное пособие для студентов педагогических
вузов и педагогических колледжей/Под ред. П.И.Пидкасистого . -М.:
Педагогическое общество России, 1998.-640с.
19.
Писарёва С.А. Научные исследования школьного образования. Герценовские
чтения-2006. Ч.1:Исследования школьного образования (педагогический аспект)/Под
ред. проф. А.П.Тряпицыной. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2006.-247с.
20.
Росенко М.Основы этических знаний. 2-е изд., испр и доп.-СПб.: Издательство
«Лань»,2002.-224с.
21.
Ситаров В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ.высш.пед.учеб. заведений/Под
ред. В.А.Сластёнина.-М.: Издательский центр «Академия», 2002.-368с.
22.
Тряпицына А.П. Школьное образование: вопросы теории. Герценовские чтения-2006.
Ч.1:Исследования школьного образования (педагогический аспект)/Под ред. проф.
А.П.Тряпицыной. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2006.-247с.
23.
Щуркова Н.Г. За гранью урока; М.Педагогика., 2004г.