Человек и личность в зеркале нравственной (христианской) психологии
Содержание
Введение
1.
Предмет
христианской психологии
2.
Христианская
антропология
3.
Самореализация
личности с позиции христианской психологиии
Заключение
Литература
Введение
В узком кругу христианских психологов термин "христианская
психология" постепенно становится привычным. Между тем, чаще всего в таких
случаях проявляется неотрефлексированная реакция на противоречие в
словосочетании двух слов, где слово "логия", обозначающее "учение",
и обычно присутствующее в названии научных дисциплин, соединено с каким-либо из
следующих определений: христианская, православная, святоотеческая, религиозная
и т д. Все мы осознаем шаткость фундамента христианской психологии, что мешает
даже взяться за написание учебника по этой дисциплине. Причин может быть
несколько: первая связана с конфликтом представлений о природе человека. Вторая
причина — субъективная: в настоящее время утрачено истинно христианское
понимание природы человека и психики, которым еще обладали христианские
психологи конца XIX — начала XX века. Поэтому интересно рассмотреть
предмет христианской психологии, христианскую антропологию и самореализацию
личности с позиции христианской психологии.
1.
Предмет христианской психологии
К какой же категории можно отнести сегодня
христианскую психологию? Б. Братусь в предисловии к сборнику "Начала
христанской психологии" высказывает свою надежду на то, что оппозиция "психология
— христианская психология" будет снята, что пришло время отказаться от
идеи иметь единственную универсальную психологию, "места хватит для
исследователей и методологий самого разного характера" [1]. В качестве
образца он предлагает философию, где уживаются принципиально различные школы и
направления. При этом упускается из виду, что философия не обладает собственным
методом для эмпирического исследования реальности — разные философские системы,
основываясь на различных исходных эпистемах, возводят теоретические
конструкции, не нуждающиеся в эмпирических подтверждениях. Впрочем, как пишет
американский философ Р. Рорти: "Вероятно, философия станет чисто
наставительной, так что самоидентификация философа будет характеризоваться
только в терминах книг, которые читаются и обсуждаются, а не в терминах
проблем, которые должны быть решены" [1]
Христианская психология не вмещается в рамки
какой-либо одной формы вненаучного знания, скорее, она совмещает признаки
различных форм вненаучного и научного знания и представляет собой особую
область интегративного знания, выстраивающегося над современной психологией на
основе святоотеческой антропологии. В то же время, она, претендуя на целостное
видение человека, включает в себя и объективные данные секулярной науки, не
искаженные идеологическими интерпретациями, редуцирующими тримерию "дух —
душа — тело". Таким образом, по замыслу, христианская психология является
продолжением, устремлением объективного ядра светской психологии в духовную
вертикаль тримерии. Опираясь на библейскую и святоотеческую антропологию,
христианская психология усваивает и осваивает психологические открытия отцов
Церкви, излагая их современным языком. Такое понимание особого статуса христианской
психологии позволяет объяснить ее неоднородный характер: в ней присутствуют и
направления, тяготеющие к академической, исследовательской психологии, но есть
и более строгие по подходу, ориентированные на проблемы святоотеческой
антропологии. Первые соотносятся с академическим подходом к изучению
христианского и секулярного сознания и поведения, однако их отличие от вторых
состоит в ином понимании природы человека и в применении соответствующих
объяснительных схем.
Представляется, что основная задача христианской
психологии — одухотворение того образа и понятия о человеке, который предстает
как объект психологического исследования. Подобную задачу пытается решить и
гуманистическая психология, возвращая в "бездушевную научную психологию"
Психею — душу, но не "дух", так как такого понятия нет в ее арсенале.
Христианская психология возвращает в научное понимание всю тримерию человека
вместе с ее божественной природой и возвращает в сознание психологов Иисуса
Христа-Спасителя, как Путь, Истину и Жизнь, как исходную точку любой
практической работы с людьми.
Итак, духовное измерение (или компонент) — предмет
христианской психологии, а все психическое (ум, воля, чувство) имеет духовный
компонент (измерение) — духовный ум, духовная воля, духовные чувства [7].
Существуют духовная личность, духовное сознание, духовный опыт, духовное
делание, духовное общение, духовные способности и т. д. [1].
Удобно представить расширенное поле предмета
психологии перечнем противопоставлений, дополнений, иногда — антиномий,
позволяющих включить духовное измерение в психическое.
Предмет христианской психологии: общение с людьми и
общение с Богом. Духовное общение. Одиночество как уединение.
2. Христианская антропология
Христианская антропология есть учение о целостном
человеке, его происхождении и его назначении в мире и
вечности. Источниками знаний и утверждений христианской антропологии являются
тексты Священного писания, опыт веры христианских подвижников, учение Отцов
Церкви, работы богословов. Особенностью религиозного учения о человеке является
то, что оно
не строится по канонам рационалистического знания —
главное место в нем занимает вера.
Христианская антропология есть учение об отношениях
Бога и человека: в диалог с Богом человек вступает как
живая, уникальная личность со своими молитвами, мольбами,
переживаниями, всем своим существом. Христианская антропология - это живой
рассказ об истории отношений Бога с людьми; она избегает отвлеченных
рассуждений, идеализации. В этом ее
"... Живое конкретное существо, вот этот
человек, — писал Н. А. Бердяев, —выше по своей ценности, чем отвлеченная идея добра,
общего блага, бесконечного прогресса и пр. Это и есть христианское отношение к
человеку"11. [8]
По представлениям христиан человек был создан Богом
в последний день творения мира — он есть венец творения.
создал человека по образу и подобию Своему. При этом
образ Божий человеку дан, подобие же задано. Христианская антропология
разграничивает в человеке естественную (биологическую) и сверхъестественную
(теологическую) сферы.
Особый интерес с точки зрения психологии
представляет учение христианской антропологии о сущности человека. Человек
трехсоставен и состоит из тела, души и духа. Ап. Павел говорит: "... Слово
Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до
разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения
сердечные" (Евр. 4; 12).[8] Своею телесной жизнью человек ничем не
отличается от других живых существ; состоит она в удовлетворении потребностей
тела. Потребности тела многообразны, но в общем все они сводятся к
удовлетворению двух основных инстинктов: самосохранения и продолжения рода. Для
общения с внешним миром тело человека наделено пятью органами чувств: зрением, слухом,
обонянием, вкусом, осязанием. Человеческое тело оживляется душой.
Душа есть жизненная сила человека. Душа
есть и у животных, но она у них была произведена одновременно с телом. У человека
же, после создания его тела, Бог ≪
вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою≫
(Быт. 2; 7). Это ≪дыхание жизни≫
и есть высшее начало в человеке, т. е. его дух.
Хотя душа человеческая во многом сходна с душою
животных, но в высшей своей части она несравненно превосходит душу животных,
именно благодаря ее сочетанию с духом, который от Бога. Душа человека является
как бы связующим звеном между телом и духом, представляя собой как бы мост от
тела к духу. Душевные явления разделяются на три разряда: мысли,
чувства и
желания.
Органом,
с помощью которого душа производит свою мыслительную работу, является мозг.
Центральным органом чувства принято считать сердце; оно же рассматривается как
некий центр жизни человека. Желаниями человека руководит воля, которая не имеет
своего органа в теле. Душа и тело тесно связаны между собой. Тело с помощью
органов чувств дает те или иные впечатления душе, а душа в зависимости от этого
управляет телом. Жизнь душевная состоит в удовлетворении потребностей ума,
чувства и воли: душа хочет приобретать знания и испытывать те или иные чувства.
Жизнь человеческая не исчерпывается удовлетворением потребностей тела и души.
Над телом и душой стоит дух. Дух вы ступает в роли судьи души и тела и дает
всему оценку с особой, высшей точки зрения. Согласно христианской антропологии,
дух проявляется в трех видах: страх Божий, совесть и
жажда
Бога.
Страх Божий — это благоговейный трепет перед величием Божьим и Его
совершенством, неразрывно связанный с верою в истину бытия Божия, в
действительность существования Бога. Совесть указывает человеку — живет он в
Боге или в безбожии. Больная совесть понуждает человека искать встречи с Богом,
и в момент встречи получать утешение, а в момент богооставленности испытывать
угрызения совести. Бессовестный человек — это человек, отчужденный от Бога.
Жажда Бога — это стремление искать Бога, проявляющееся в человеческой
неудовлетворенности земным, преходящим, в стремлении духа к чему-то высшему, идеальному,
к Богу. Проявления духа в человеке, согласно христианскому вероучению, должны
быть руководящим началом в жизни каждого человека. Жить в общении с Богом, жить
по воле Божьей и пребывать в любви Божьей — значит исполнять свое человеческое
назначение на земле. Христианская антропология представляет собой развернутое учение
о человеке и одновременно — конкретную практику его жизни, в соответствии с
законом Божиим и заповедями блаженства. Мы ограничились изложением общих
представлений о человеке в христианстве и вовсе не касались учений о человеке
вдругих мировых религиях[8].
3. Самореализация личности с позиции христианской
психологии
В центре самореализации личности, как ее понимает
гуманистическая психология, лежат понятия, так или иначе связанные с
самосознанием. Самосознание может определяться через познание себя, познание
своей самости [8].Самость — гипотетическое понятие, введенное в психологию К.
Юнгом, это есть "центр тотальной, беспредельной и не поддающейся
определению психической личности[5]. Сознательное Ego подчинено или включено в самость, наделенную своим
голосом, слышимым иногда в моменты интуиции и сновидений. Самоактуализация в
этой концепции есть по существу эволюция самости, происходящая в направлении от
бессознательного к нравственным идеалам[8].
Потребность в самореализации — высшая в иерархии
потребностей. В результате ее удовлетворения личность становится тем, кем она
может и должна стать в этом мире Главное профессиональное предназначение, дело
человека совершается вместе с сотворением его личности. Но как человек узнает о
своем предназначении''.
Согласно К. Роджерсу, это происходит при открытости
человека внутреннему и внешнему опыту, при осознавании всех его сторон[6]. Из
множества полусформировавшихся возможностей организм, как мощный компьютер,
выбирает ту, которая наиболее точно удовлетворяет внутреннюю потребность, или
ту, которая устанавливает более эффективные отношения с окружающим миром, или
же другую, которая открывает более простой и удовлетворяющий человека способ
восприятия жизни[6]. В этом метафорическом представлении возможности не
иерархизированы, акцент делается на свободном выборе среди потенциально
равноценных предложений, которые отсеиваются мудрым организмом на основе
собственных субъективных критериев.
Взглядам К. Роджерса близка позиция А Маслоу [6]. Однако
последний ощущает недостаточность понятий приспособляемости, адаптации
применительно к конструированию личности Он пишет по этому поводу об
автономности реализующего себя человека, "наблюдаемые мной здоровые
индивиды внешне соглашались с принятыми в обществе нормами, но в душе не
придавали им значения. Практически у всех из них я заметил спокойное,
добродушное восприятие несовершенств нашей цивилизации в сочетании с более или
менее активным, стремлением их исправить. Сейчас я хочу подчеркнуть
отстраненность, независимость, самостоятельность характера этих людей, их
склонность жить в соответствии с ценностями и правилами, установленными ими
самими" [3].Здесь есть даже признание важности не только отстраненности от
мира, но и духовного созерцания в этом одиночестве. Однако цель этого
созерцания без Бога — снова проникновение в самость, прислушивание к "истинному
голосу самости". Предполагается, что в основе в "первичных процессах
познания", близких к "здоровому бессознательному" (А. Маслоу), —
нормальная, здоровая человеческая природа. Осознание ее потребностей, осознание
своей биологической индивидуальности — залог здорового развития. Снова, как у
Роджерса, концепция мудрого тела, лучше знающего, в чем нуждается душа.
Самость, самостояние человека — это реализация его
суверенного права на выбор, выбор направления развития, жизненных целей и
ценностей. Сама по себе реализация этой человеческой прерогативы при осознании
всех возможностей, выслушивании звучащих на разные лады голосов, согласно
представлениям гуманистической психологии, — залог творческой реализации. В
течение жизни свободный выбор есть основное сущностное отношение человека к
миру.
Более определенно направление творческого развития
личности задается в современных интегративных моделях сознания, пытающихся
синтезировать в них научные психологические представления, взгляды различных
философских школ, христианскую антропологию, философию буддизма, западный и
восточный мистицизм. Главная цель развития эксплицирована это накопление
духовно-нравственного потенциала "Есть все основания полагать, что
"я" есть лишь словесно-психический способ фиксации восхождения (или
ниспадения) нашей подлинной духовно-космической самости (сам-ось) по горной
вертикали сознания. Накопление ценностей души происходит в духе
неуклонно-поступательного развития, перенесенного в сферу индивидуальной психики,
хотя возможность отступления — отрицательного духовного движения — также
предусмотрена.
Слабое место гуманистической концепции творческой
самореализации человека, очевидно, и состоит в предположении о скрытой мудрости
организма и личности, определяющих совершение человеком оптимального выбора при
открытости сознания всем слоям опыта. К. Роджерс полагает, что человек, как
мощный компьютер, выбирает возможности, точно удовлетворяющие внутренние
потребности. Предполагается, что точное удовлетворение потребностей — благо для
личности и ее социального окружения. Источник добра, имманентный человеческой
природе, подсказывает верный выбор. Если самость, высшая и последняя инстанция
психики, разумна, то ее голос безошибочен. Важно уметь услышать его подсказку
среди других голосов.[6]
Но подскажет ли? Реальность не очень-то вписывается в
эту оптимистическую модель. Мир направляет послания истинные и лживые. Внешние
сигналы неблагополучного мира преисполнены агрессии, страха и неуверенности.
Мир благополучный — сигналы скуки, цинизма и снова — страха. Имеет ли человек,
в действительности, внутренний компас в поле таких влияний, надежен ли
внутренний компьютер, эта метафора самости? В поле каких воздействий мы
пребываем сегодня?
По мнению многих философов, на рубеже второго и
третьего тысячелетий заканчивается одна из фаз антропогенеза. Вместе с тем
человеческая цивилизация претерпевает крупнейший кризис, характеризуемый как
антропологическая катастрофа. Теория прогресса — поступательного развития
человечества — с Чернобыльской трагедией потеряла еще одну часть претензий на
предсказательную силу. Впервые современное человечество ощутило реальность
обратного движения — к распаду. Но ведь атомные электростанции — квинтэссенция
научных и технологических достижений. Поэтому "ученые уже больше не только
не могут гордиться успехами наук, но и должны видеть инфернально-зловещие
стороны своей деятельности, благодаря которой сегодняшний мир не только
разрушается, но и погрузился в густую сеть магических взаимозависимостей, страхов,
заклинаний" [2].Уходит в прошлое абсолютная вера во всесилие науки и
разума. Современная физика выстроила новую картину мира, поразительно
напоминающую знаменитую платоновскую метафору, где человек, пытающийся познать
мир, представлен наблюдающим тени от костра в глубине пещеры. "Видимый мир
является бледным и неполным отражением более содержательного невидимого мира"
[2]. Последний в принципе ненаблюдаем, поскольку описывается волновой функцией,
содержащей алгебраически мнимую величину, и к тому же восстанавливается даже по
всей совокупности наблюдений неоднозначным образом. Наблюдаемое есть лишь
неполное и бледное отражение богатейшей ненаблюдаемой онтологии.
Математика в двух теоремах Геделя показала открытость
познавательных моделей — в плане противоречивости их аксиоматики, что означает
невозможность алгоритмизации человеческого познания. В биологии теория эволюции
видов Ч. Дарвина оказалась по крайней мере равносильной по наличию недоказанных
исходных допущений креационистской теории происхождения человека.
Гуманистическая психология обречена искать поиск
наиболее глубоких смыслов человеческого существования в обращении к Богу. Но
еще раньше К. Юнг в поисках идеи Бога в глубинах бессознательного приходит к
выводу об имманентной ее природе: "Идея всемогущего божества присутствует
везде, если не признается сознательно, то присутствует бессознательно, ибо это
архетип... Поэтому я считаю, что будет разумнее сознательно принять идею Бога,
иначе Богом станет кто-нибудь еще, как правило, нечто несуразное и глупое"
[5 с. 127]. Здесь Бог сводится к архетипу коллективного бессознательного.
Однако Ролло Мэй, один из основоположников гуманистической психологии, уже не
удовлетворен таким зависимым от человека. Его существованием "Чтобы
сбалансировать определение Юнга, следует подчеркнуть трансцендентность идеи
Бога" [5с. 128]. Здесь же он добавляет, что чем глубже консультант
проникает в тайны психотерапии, тем теснее смыкаются его интересы с вопросами
теологии. Просветление личности при психотерапии Р. Мэй называет чудом милости,
"милостью Божией".[5]
В таком подходе не артикулирован последний и
ответственнейший мысленный шаг — от Бога-идеи к идее Бога живого. Он
совершается уже за пределами гуманистической психологии. Ведь стремительным
превращением психологии в гуманитарную науку не ограничиваются ее современные
метаморфозы. Другое, радикальное преобразование связано с построением
христианской психологии. В России этот процесс протекает на фундаменте
христианской святоотеческой антропологии, разработанной в лоне православной
церкви. В этом отличие основ православной психологии от западной христианской
антропологии, использующей идеи научного синтеза, тем более от учений
теософского толка, также выстраивающих синтетические концепции. "Богословие
Православной Церкви, а оно всегда богословие сотериологическое (сотериология —
это учение о спасении души. — В. М.), никогда не вступало в союз с философией с
целью построения научного синтеза", — пишет русский богослов и философ В
Н. Лосский [7]. Он же добавляет, что, не связываясь с определенными
философскими системами, оно вполне свободно пользуется философскими знаниями.
Христианское богословие вполне допускает и глобальные научные теории, в
частности теории мироздания, не переходящие положенных им границ, обозначающих
пределы возможностей науки. То же можно сказать об отношении христианской
антропологии к психологическому знанию.
Христианская психология — это учение о человеке в его
духовной динамике, в "духовной брани", в его отношении к Господу. В
контексте настоящей статьи важно отметить принципиальные положения относительно
природы человеческого естества, которое, согласно христианской антропологии,
возможно в трех состояниях — ниже естественного;[9]
Ø
—
сверхъестественное.
В естественном состоянии человек пребывал в раю до
грехопадения прародителя, ветхого Адама. Нынешнее состояние человека — ниже
естества. После воскресения из мертвых спасенный человек в Царствии Небесном
пребудет в сверхъестественном состоянии.
Человек был сотворен в ином виде, нежели теперь, он не
имел тяжелых "кожаных одежд", его чувства были несравненно тоньше, он
мог общаться с духовным миром и с Господом Он жил в мире, не знавшем смерти.
Его психическая природа проявлялась в единстве общего естества людей, в
отсутствии обособленно-личных вожделений.
По замыслу Творца человек создан личностью со
свободной волей и по своей воле должен был достичь единения с Богом и привести
к обожению весь тварный мир. Ветхий Адам выбрал иной путь — добровольного
нарушения Божией воли "себялюбивым непослушанием", удовлетворения
своей самости и подчинения воле внешней. "Грех есть не немощь какая-нибудь
человеческая, не следствие ограниченности человека, не простое влечение
чувственности, а сознательно-добровольное отторжение от Бога в сторону самолюбивой,
гордостной самозаключенности и самообожествления", —После грехопадения
Адама произошло и извращение человеческого естества, и грехопадение природы.
Нынешняя психология человека,— психология осколка взамен психологии части
целого. Человек осознает себя не в сочетании "Я — Мы", а в
противопоставлении "Я — не Я". Возникла самость, ставящая преграду
между человеком и Богом, а также и между людьми. Самосознание человека стало
эгоцентричным. Нынешний человек — психологический, то есть душевный и телесный,
но душа его помрачена гордостью и самолюбием [3].Началом поведения и всей жизни
стала собственная воля.
В христианской антропологии человек рассматривается
как тримерия "дух — душа — тело", иногда под духом понимается высшая
часть души и триада превращается в диаду. В нынешнем состоянии человека его
дух, отпавший от Бога, утратил главенство в тримерии, высшие способности попали
в подчинение низшим. Вместо прежней гармонии сил и способностей в человеке
возникает новое ядро — страсти, новый центр его желаний и чувств. Эта
центрированность вне связи с Богом означает "ниспадение в самость", в
которой и сосредоточены " все страсти, под ними понимается "сильное и
длительное желание, которое управляет разумным существом" [8].Страсти
часто называются болезнями души и прежде всего воли.
Но человеку еще в земной жизни доступно достижение
полноты жизни через обожение Павел Флоренский пишет "высшее, надмирное
единство твари, объединенной посредством благодатной силы Духа, доступно лишь
очищенному в подвиге и смиренному. Таким образом, устанавливается
онтологическая существенность и объективная значимость смирения, целомудрия и
простоты, как сверхфизических и сверхнравственных сил, делающих в Духе Святом
всю тварь единосущною Церкви. Силы эти суть откровения мира иного в мире
здешнем, духовного во временно-пространственном, горнего в дольнем" [9]. Христианский
идеал человека простого, смиренного и целомудренного бесконечно далек от
гуманистического идеала успешно адаптирующейся в этом мире самореализующейся,
самодостаточной личности, наслаждающейся актуальным моментом, верящей в "могущество
человеческих возможностей".
Отец Серафим Саровский говорил, что только "всякое
Христа ради делаемое добро приносит нам плоды Святаго Духа. Все же не ради
Христа делаемое, хотя и доброе, мзды в жизни будущего века нам не представляет,
да и в здешней жизни благодати Божией тоже не дает"Доброта без Бога в
итоге не центрирована на истинный источник добра и любая душевность,
нравственность и гуманность не выдерживают испытаний, червивы. Главный символ
человека, вектор его духовного развития — Иисус Христос, Новый Адам, но человек
может приблизиться к Богу не по сущности, а лишь по благодатной энергии. Цель
обожения — аспекты ("эпинойи") единого Бога. Среди таковых называют
Судию, Управителя, Врача, Пастыря, Учителя, Первосвященника, Отца и др. [9]Таковы
и есть цели духовной самореализации человека.
В западном богословии взгляд на падшесть человеческой
природы иной. Там мысль о неповрежденности человеческой природы, внешне
осужденная как пеласгианская ересь, с которой боролся блаж Августин, не
преодолена. Это выразилось "во внутреннем неприятии и потому нечувствии
рассечения естества человеческого и всемирного распада" [9] Отсюда
свойственное западному менталитету преувеличение возможностей человека, его
самости, свободной воли — в любых направлениях деятельности и
самосовершенствования.
Внутренняя установка на неиспорченность творения
усвоена христианской психологией западного образца, что сближает ее с
секулярной, гуманистической психологией, устраняет непреодолимый барьер между
религиозной и научной антропологией и дает возможность осуществить
разнообразные синтетические теоретические конструкции (например, такова
концепция "мирского града" X Кокса (1995)). Однако православная психология отрицает такую возможность
синтеза несовместимых взглядов на предназначение и будущее человека.
Заключение
После
изучения данного вопроса мы выяснили, что в христианской
антропологии человек рассматривается как тримерия "дух — душа — тело",
иногда под духом понимается высшая часть души и триада превращается в диаду. В
нынешнем состоянии человека его дух, отпавший от Бога, утратил главенство в
тримерии, высшие способности попали в подчинение низшим. Вместо прежней
гармонии сил и способностей в человеке возникает новое ядро — страсти, новый
центр его желаний и чувств. Эта центрированность вне связи с Богом означает "ниспадение
в самость", в которой и сосредоточены " все страсти, под ними
понимается "сильное и длительное желание, которое управляет разумным
существом.
Предметом
христианской психологии является общение с людьми и общение с Богом. Духовное
общение. Одиночество как уединение.
Христианский идеал человека простого, смиренного и
целомудренного бесконечно далек от гуманистического идеала успешно адаптирующейся
в этом мире самореализующейся, самодостаточной личности, наслаждающейся
актуальным моментом, верящей в "могущество человеческих возможностей".
Христианская антропология представляет собой
развернутое учение о человеке и одновременно — конкретную практику его жизни, в
соответствии с законом Божиим и заповедями блаженства. Мы ограничились
изложением общих представлений о человеке в христианстве и вовсе не касались
учений о человеке в других мировых религиях.
Литература
1.
Братусь.
М. Начала христианской психологии: Учебное пособие / Отв. ред. Б. С. Братусь.
М., 1995.
2.
Лосскии В. Н.
Очерк мистического богословия восточной церкви. Догматическое богословие.
М.,1991.
3.
Мамардашвили
М. Психологическая топология пути. СПб., 1997..
4.
Манеров
В. Х. Духовность человека как ценность и предмет психологии: Материалы
международного семинара "Человек и его ценности в XXI
веке". СПб., 2002.
5.
Мэй
Р. Искусство психологического консультирования. М., 1994.
7.
Рорти
Р. Философия и зеркало природы. Новосибирск, 1997.
8.
Слободчиков В.
И., ИсаевЕ. И. Психология человека. М. , 1995.
9.
Уайтхед
А. Н. Наука и современный мир // Заблуждающийся разум. Многообразие вненаучного
знания / Отв. ред. И. Т. Касавин. М., 1990.
10.
Христианская
психология // Московский психотерапевтический журнал. Спец. выпуск. 1997. № 4.