Причины возникновения пессимизма у несовершеннолетних "группы риска"
Введение
Проведение реформы,
отсутствие стабильности, национальных идей, дали свои негативные результаты. В
сознании людей происходят значительные изменения. Если раньше общество жило в
надежде на "светлое будущее", пытались достичь благополучия, не жили
одним днем, то в настоящее время происходит все наоборот. Люди не представляют
своего будущего, не имеют цели, не верят в успех, деградируют, семья теряет
свои ценности. И, если взрослым справиться со своими проблемами легче, то есть
у них имеется жизненный опыт, сформировалась личность, то ребенок остается со
своими проблемами наедине.
Негативное отношение к
своей жизни, своему будущему чаще всего свойственно детям и подросткам "группы
риска" (дети и подростки из неблагополучных семей, дети, оставшиеся без
попечения родителей, дети с асоциальным и девиантным поведением). Им очень
трудно усваивать положительный жизненный опыт поведения и действий, так как они
его в своей жизни не имели, и он не представляет для них никакой ценности, они
не верят в успех, живут сегодняшним днем, в котором нет идеалов, целей,
социальной активности.
Дети и подростки "группы
риска" часто находятся в атмосфере враждебности, когда ребенок считает,
что его не ценят, что он ничего не значит, где его не замечают.
Главную роль в
становлении ребенка как личности, формировании у него различных качеств играет
его семья. Несовершеннолетние "группы риска" проживают в семьях, где
пьянство, иждивенчество, полукриминальный образ жизни родителей оказываются
превалирующими факторами влияния на ребенка.[28, с. 97] Дети, не получая
должного внимания со стороны своих родителей, ищут его в кругу своих
сверстников, друзей, одноклассников. Их мнение становиться главным и важным. Чтобы
быть похожим на своих друзей, несовершеннолетним "группы риска"
приходится перенимать их поведение.
Кроме этого, на поведение
и эмоциональное состояние подростков огромное влияние оказывают средства
массовой информации, где очень много выдается информации негативного характера.
Разочарованность в жизни,
нежелание добиться счастья, радости зависит и от таких характеристик человека
как темперамент, эмоциональное состояние, интересы и потребности. Энергичный,
жизнерадостный вряд ли будет постоянно думать о несложившемся будущем.
Несовершеннолетние "группы
риска" проживают в таких условиях, что у них нет возможности приобретать
положительный жизненный опыт. Они видят вокруг себя столько соблазнов, но
понимают, что им вряд ли удастся добиться чего в жизни: получить хорошее
образование, сделать карьеру, позволять себе красиво одеваться и т.п.
Разочарование, пассивность, замкнутость, негативное отношение к окружающим – формируются
у них и с возрастом усиливаются. Все это приводит подростков к формам
поведения, которые отрицаются обществом: к алкоголизации, наркомании,
токсикомании, правонарушениям, преступлениям.
Работа по исследованию
пессимизма в истории и практике социальной работы не имеется. Но на основании
того, что социальная работа - это междисциплинарная наука, объединяющая методы
психологии, педагогики, социологии [27, с. 64], права, мы считаем возможным
использовать теории и методики других дисциплин, для применения их в нашем
исследовании.
Из всего вышесказанного
мы определили тему нашего исследования "Причины возникновения пессимизма у
несовершеннолетних "группы риска", проблема которого следующая:
каковы возможности реабилитационного процесса для снижения пессимизма у детей и
подростков "группы риска". Мы предположили, что для снижения уровня
пессимизма у несовершеннолетних "группы риска" можно использовать
различные формы работы.
Цель исследования: анализ причин возникновения
пессимизма у детей и подростков "группы риска".
Для достижения настоящей
цели необходимо решение следующих задач:
·
Дать
характеристику понятия "пессимизм" и показать его значение.
·
Выявит качества
личности несовершеннолетних, формирующие пессимизм.
·
Определить формы
и методы.
Объектом исследования являются
несовершеннолетние "группы риска".
Предметом исследования является процесс
формирования пессимизма, как качества личности у детей и подростков "группы
риска".
Теоретическая значимость:
исследование состоит в уточнении и боле полном раскрытии сущности пессимизма,
особенностей его проявления у детей и подростков "группы риска".
Практическая значимость:
исследование указывает реальные положительные сдвиги в формировании оптимизма,
которые могут быть достигнуты в результате использования различных форм и
методов.
Новизна нашего
исследования состоит в том, что никто раньше не рассматривал данное качество
(пессимизм) у несовершеннолетних "группы риска".
пессимизм
эмоциональный воспитание оптимизм несовершеннолетний
I.
Теоретические
основы возникновения пессимизма у детей и подростков "группы риска"
1. Сущность пессимизма
как качества личности и причины его возникновения
Состояние современного
общества сложилось таким образом, что немалая часть населения испытывает
неудовлетворенность своих потребностей, дискомфорт. В результате этого у людей
развивается такое человеческое качество как пессимизм.
Под влиянием различных
факторов на личность оно может приобрести как положительное, так и
отрицательное значение. Для того, чтобы выяснить должен ли человек обладать
таким качеством как пессимизм, в первую очередь важно четко представлять себе
его сущность. В интересах исследования важно выявить, как шло и идет познание
того, что обозначено словом пессимизм, какие подходы и способы применяют
различные исследователи для установления его сущностных характеристик, какое
знание о пессимизме имеется на сегодняшний день и как оно используется людьми.
Изучение различной
литературы привело нас к выводу, что мало кто из ученых специально
рассматривали понятие пессимизма как качества личности.
В середине XVII века вырабатывается множество
подходов к определению сущности пессимизма: под ним понимались типы
мировоззрений, мировоззренческие принципы, качества личности, настроения,
теории добра и зла, ценностные суждения о настоящем и прогнозы будущего.[30,
с.165]
Родоначальником
пессимизма считают Артура Шопенгауэра, чьи идеи далеко не сразу нашли своих
последователей.
Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров
дают такое определение:
пессимизм – это система
представлений о мире, связанная с неверием в лучшее будущее, прогресс;
состояние разочарованности в настоящем, неверия в будущее, в свои силы для достижения
жизненно важных целей.
В краткой философской
энциклопедии пессимизм – это мироощущение, проникнутое унынием, безнадежностью,
неверием в лучшее будущее; изображение всего в мрачном свете.[9, с.341]
Каждый автор по своему
определяет термин "пессимизм". Но можно сказать, что пессимизм – это
отрицательное восприятие личностью самого себя, окружающих, общества в целом,
недовольство своей жизнью.
По словам В. Соловьева
пессимисты предъявляют к жизни свои произвольные и противоречивые требования и,
не найдя им удовлетворения объявляют жизнь бессмысленной.[26, с. 355]
В социальной психологии
пессимизм личности рассматривается главным образом как ее "врожденное"
свойство или как результат первых этапов социализации.
Рассматривая сущность
пессимизма с разных позиций и точек зрения мы не можем рассматривать пессимизм
без сравнения с его противоположностью – оптимизмом. Изучение сущностных
признаков оптимизма чрезвычайно важно, так как позволяет нам выявить то, что
должно воспитываться в человеке.
Л.И. Рувинский, С.И.
Хохлов относят оптимизм к эмоциональным чертам характера человека, а так же к
волевому состоянию, то есть временному психическому состоянию, способствующему
успешному преодолению трудностей.[22, с. 143]
Оптимистом считается
личность, у которой положительные эмоции преобладают над отрицательными. Каждый
стремиться по - своему достичь счастья, используя при этом свои индивидуальные
свойства с наибольшей для себя выгодой. Человек, которому свойственен оптимизм
добивается в жизни большего, чем пессимист. От наличия такого важного качества
как оптимизм зависит так же и социальное благополучие общества.
Важным и интересным для понимания
сущности пессимизма является рассмотрение его классификации, предложенной
С.Грузенбергом. Он выделяет пять типов пессимизма:
1 тип – нравственный
пессимизм, в котором выделяется пессимизм интуитивный и космический.
Интуитивный пессимизм имеет в свою очередь следующие разновидности:
религиозный, поэтический, пессимизм как настроение.
2 тип – смешанный тип
пессимизма и оптимизма:
а) мелиоризм – проповедь
противления злу добром, постулат приумножения активного добра;
б) квиетизм – проповедь
непротивления злу злом, постулат приумножения пассивного добра;
3 тип – агностицизм или
интеллектуальный пессимизм:
а) теоретический
агностицизм;
б) моральный агностицизм;
4 тип – патологический
пессимизм или интеллектуальный нигилизм, проповедь самоубийства и пресечения
мира по гносеологическим основаниям.
5 тип – социальный
пессимизм, проповедь усовершенствования социального типа человечества. [16, с.209-210]
Пессимизм личности связан
не столько с предвидимым ею будущим, сколько с уровнем удовлетворенности
человека актуальным благополучием и его общим позитивным или негативным
восприятием жизни. Можно отметить и тот факт, что характеристики пессимизма в
разные возрастные периоды различаются по содержанию, по форме, по уровню
отношения к действительности.
Подростки обладают не
столько самим пессимизмом, сколько его основами, так как их жизненный опыт еще
слишком мал и они не могут достаточно серьезно оценивать ситуацию. Среди тех,
кто моложе 25 лет опасаются за свое будущее 8%. В возрастной группе 25-35 –
летних таких пессимистов уже 12%, а в группе людей среднего возраста (35-45
лет) их 23%. В следующей группе (45-60) численность "индивидуальных
пессимистов" достигает трети (32%), а среди наиболее пожилых (старше 60
лет) их уже 40%. [13, с. 104]
Пессимистическое видение
настоящего и будущего часто сочетается с идеализацией прошлого, которое кажется
привлекательным потому, что минувшее зло теряет свою актуальность для людей, в
то время как трудности, проблемы настоящего вызывают чувство постоянной
озабоченности или страдании, а неопределенность будущего вселяет в человека сомнения
и тревогу. Пессимизм может стать нравственно-психологической основой
отклоняющегося поведения.
Проявления
пессимистического настроения большей частью связаны с проблемами, так
называемых, критических периодов в возрастном развитии и проходят по мере
взросления. В ряде случаев стойкое пессимистическое отношение к миру у детей
свидетельствует об отклонениях в психическом и нравственном здоровье и требует
консультаций с педагогом, психологом, специалистом по социальной работе.
Одна из задач социальной
работы является максимальное развитие индивидуальных способностей и
нравственно-волевых качеств клиентов, а также побуждение их к самостоятельным
действиям и принятию ответственности за все происходящее в их жизни.
1.1 Социальные причины
Ближайшим окружением
ребенка является семья. Ее влияние на развитие ребенка несравнимо ни с чем.
Именно семья удовлетворяет его потребность в признании, уважении, оказывает
эмоциональную поддержку, заботу. Ребенок идентифицирует себя с конкретными
членами семьи, подражает им.
Однако далеко не всегда и
не каждая семья оказывается способной выполнить свои функции по воспитанию
ребенка. Семейные конфликты и насилие в семье, эмоциональный расклад и
дезорганизация, рассогласование семейных ролей и несправедливое распределение
семейных обязанностей, пьянство и многие другие проблемы накладывают большой
отпечаток на поведение и сознание ребенка. Он, проживая в таких условиях, не
зная, что такое настоящая семья, не чувствуя любви и ласки со стороны родителей
испытывает чувство одиночества и ненужности.
Большинство проблем в
семье возникает из-за материального неблагополучия. Бедность значительно
ограничивает полноценную реализацию семьей своих функций. Американские
психологи доказали, что чаще всего в благополучных в финансовом отношении
семьях вырастают более развитые и способные дети. Им передаются ощущение
спокойствия, защищенности и стабильности, что прибавляет уверенности в себе, а
это так необходимо в дальнейшей, самостоятельной жизни.[21, с. 13]
Неуверенность родителей в
завтрашнем дне передается и их детям. Чаще всего она проявляется в
эмоциональных расстройствах, изменении поведения. Уже с детского возраста
ребенок начинает негативно относиться к жизни.
Но необходимо отметить и
то, что ребенок почти половину своего времени проводит вне семьи, а точнее
сказать со сверстниками, друзьями, одноклассниками. Они так же вносят свой
вклад в развитие ребенка как личности. В компании подростков идет усвоение
определенных ценностей, норм, которые иногда преломляет ценности и нормы
общества.
Часто, если отношения в
семье неудовлетворительные, имеет место конфликт, общение со сверстниками
(друзьями) наполняется особым содержанием. Для подросткового возраста мнение
сверстников имеет большое значение, чем мнение родителей – людей более зрелых,
умных и обладающих жизненным опытом.
В большинстве случаев
подростки бегут о бесконечных нравоучений родителей и попадают под влияние
сверстников. То, что юный человек не встретил дома, он получает у них.
Подросток думает, что именно в "своей компании" он станет взрослым,
но именно здесь окончательно теряет себя как личность и превращается в "перекати
– поле". [23, с. 43]
В каждой компании
несовершеннолетних существуют свои интересы, ценности, правила, которых
необходимо придерживаться каждому кто в нее попадает. Причем, даже если кто-то
из подростков имеет свое мнение, он не будет его высказывать, чтобы не
отделяться от всех. Нередко, чтобы не стать осмеянным и отверженным, подросток
доказывает, что он все может. Так, нежный начинает играть роль грубого,
скромный – развязного наглеца.[8, с.78]
Столкновение норм,
принятых в группе сверстников, с требованиями взрослых нередко становится
причиной подростковой лжи. Подросток ценит группу сверстников и поэтому ведет
себя так, как та ожидает от него, но при этом он не может огорчать взрослых или
же боится наказания, поэтому обманывает их.
Зачастую негативное
отношение сверстников, друзей приводит к тому, что подросток разочаровывается в
себе, не видит себя в будущем как благополучную личность. У него складывается
мнение, что не только друзья, но и все его окружающие люди считают его
неудачником, "они все хорошие, а я плохой".
Не только отношение
сверстников, но и влияние средств массовой информации приводят к изменениям в
поведении. Основная проблема детей как аудитории телевидения заключается в
соблюдении баланса между ограничением и развитием (воспитанием). Все дискуссии
о роли телевидения в формировании духовного мира ребенка характеризуются
амбивалентностью и крайностью позиций, учитывая широкие возможности
воздействия, телевидение трактуется и как опасность "растления"
неустойчивого внутреннего мира ребенка, который, следовательно, требует защиты
от "телевизионного монстра", и как эффективный инструмент и помощник
родителей в воспитании, обучении и социализации ребенка.
Необходимо отметить то,
что из всех средств массовой информации телевидение занимает ведущее место и
есть форма популярной культуры конца XXв. Больше всего времени несовершеннолетние проводят за просмотром
телепередач. В среднем процент детей, охваченных телевидением, варьируется от
68,6% среди дошкольников, до 77,1% - среди старших подростков.[12, с. 44]
[Приложение 1]
То, что телевидение
предлагает детям – лишь малая доля того, что реально потребляется ими. На самом
деле более всего дети смотрят взрослые передачи, в первую очередь, кинофильмы и
телесериалы. А, как известно, ни один такой фильм не обходится без насилия,
лжи, ненависти. Более половины сцен связано с визуальным показом убийств, драк
и избиений; каждая десятая сцена связана с межгрупповой агрессией. Чаще всего
негативные эмоции возникают у подростков при показе сцен насилия над детьми –
52,4%. На втором месте – насилие над животными (41,1%). Для маленьких детей,
для подростков характерен навязчивый страх темноты, смерти, одиночества. [14,
с. 101]
Не меньшее значение в
формировании у несовершеннолетних внутренних переживаний играют журналы, газеты
и т.п. Если раньше были "Пионер" и "Мурзилка", то сейчас
большей популярностью пользуются "Cool", "Yes", "Лиза", газеты "СпидИнфо",
"Экспресс газета" и др. Всякая похабщина в этих журналах содержится
вовсе не на первых страницах. На первых же станицах могут быть материалы о
популярных в молодежной среде рок-группах и рок-звездах. Это чтобы привлечь
внимание юных читателей с одной стороны, и чтобы усыпить бдительность взрослых,
с другой. [14, с. 50] Из всей информации, которую содержат современные
молодежные журналы, лишь 20% можно считать полезной и необходимой.
В силу возрастных
особенностей дети, безусловно, восприимчивы к воздействию средств массовой
информации. Информация, полученная через средства массовой информации, часто
оказывается для подростков более значимой и усваивается лучше, чем информация,
полученная в семье, школе, и других институтов социализации.
1.2 Психологические
причины
Формирование личностных
качеств несовершеннолетних происходит не только под воздействием внешних
факторов (семья, родственники, друзья, одноклассники и др.), но так же зависит
от внутренних. К ним можно отнести темперамент, эмоциональное состояние,
интересы, потребности, характер и др.
Сангвиник быстро
приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен.
Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило,
неглубоки. Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях.
Холерик отличается
повышенной возбудимостью. Ему свойственны резкость и стремительность движений,
сила, яркая выраженность эмоциональных переживаний.
Флегматик характеризуется
сравнительно низким уровнем активности поведения, медленным формированием новых
форм поведения, которые, однако, однажды выработавшись, являются стойкими. В
одних случаях может характеризоваться выдержкой, постоянством, в других –
вялостью, безучастностью к окружающему, безволием, слабостью эмоций.
Меланхолик застенчив,
робок, нерешителен. При неблагоприятных условиях может превратиться в
замкнутого, боязливого, тревожного. Ранимого человека, склонного к тяжелым
внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не
заслуживают.[18, с. 266] По вышеизложенному описанию, можно сказать, такое
качество как пессимизм наиболее характерен для холериков и флегматиков.
Хотя темперамент не
играет определяющей роли в развитии личности несовершеннолетнего, тем не менее,
проявления темперамента в определенных ситуациях могут оказаться решающими в
развитии той или иной формы поведения. Свойства темперамента способны как
благоприятствовать, так и противодействовать формированию определенных черт
характера. Дисгармония темперамента ребенка и семейной обстановки, как
указывают психологи А.Томас и С.Чесс, являются важным фактором в развитии у
детей проблем, связанных с поведением.[3, с. 96]
Все действия человека, а
особенно детей, сопровождаются эмоциями, отражающих в форме непосредственных
переживаний, ощущений приятного и неприятного отношения к миру и людям, процесс
и результаты их практической деятельности.
У человека главная
функции эмоций состоит в том, что благодаря им мы лучше понимаем друг друга,
можем, пользуясь речью, судить о состоянии друг друга и лучше настраиваться на
совместную деятельность и общение. Эмоции, какими бы разными они не казались,
неотделимы от личности. То, что радует человека, что его интересует, повергает
в уныние, волнует, что представляется ему смешным, более всего характеризует
его личность, его характер, индивидуальность. [24, с. 86]
Значение интересов
чрезвычайно велико: по их содержанию, по анализу того, что увлекает
несовершеннолетнего и что оставляет его безразличным, во многом можно судить о
развитии личности. В большинстве случаев дети интересуются тем, чем
интересуются его друзья.
Иногда может наблюдаться
сложный и крайне серьезный по своим последствиям феномен полного отсутствия
интересов. Необходимо иметь в виду, что часто отсутствие интересов отличается у
несовершеннолетнего с ярко выраженной тенденцией "отказа от усилия". Они
легко поддаются чужому влиянию и готовы пойти за любым, кто покажет им как
можно без особого труда преодолеть скуку и чем-нибудь занять себя.[6, с. 64]
Интересы тесно
переплетаются с потребностями. Человек постоянно в чем-то нуждается, в первую
очередь в еде, сне, одежде, общении и т.п. Для несовершеннолетних характерно
то, что чаще всего у них нет возможности реализовать свои потребности
самостоятельно. Они ищут другие занятия, которые бы их удовлетворили. И очень
часто эти дети становятся на преступный мир, так как не имеют опыта
удовлетворения своих потребностей социально-приемлемым способом.
2. Возрастные и
психологические особенности несовершеннолетних "группы риска"
"Группой риска"
принято называть категорию людей, чье социальное положение по тем или иным
критериям не имеет стабильности, которым практически невозможно в одиночку
преодолеть трудности, возникшие в их жизни, способные в результате привести к
потере ими социальной значимости, духовности, морального облика, биологической
гибели. [25, с. 196]
К несовершеннолетним "группы
риска" относятся:
·
дети с проблемами
в развитии, не имеющие резко выраженной клинико-патологической характеристики;
·
дети из
неблагополучных семей;
·
дети, оставшиеся
без попечения родителей по разным причинам, в силу разных обстоятельств;
·
дети из семей,
нуждающихся в социально-психологической поддержке и защите своих прав.
Несовершеннолетние "группы
риска" проживают совершенно другой путь развития, чем дети из
благополучных семей; они переносят множество травмирующих ситуаций, стрессов,
насилия и т.д. Все пережитое детьми в любом возрасте не проходит бесследно, а
оставляет свой след на психическом развитии ребенка.
Необходимо отметить
некоторые искажения, свойственные данной категории несовершеннолетних,
наблюдающиеся у них в различных сферах.
В поведенческой сфере при
общении: избегание решения проблем, нестабильность отношений с окружающими,
высокий уровень претензий при отсутствии критической оценки свои возможностей,
склонность к обвинениям, эгоцентризм, агрессивное или неуверенное поведение,
ориентация на слишком жесткие нормы и требования, нетерпимость и
нетерпеливость, не позволяющие отношениям личности обрести устойчивость.
В аффективной сфере:
эмоциональная лабильность, быстрое возникновение тревоги и депрессии, сниженная
или нестабильная самооценка, преувеличение негативных событий и минимизация
позитивных, что приводит к еще большему снижению самооценки, неприятию "обратных
связей" и способствует закрытости личности.
В
мотивационно-потребностной сфере: блокировка потребности в защищенности,
самоутверждении, свободе. [11, с. 102]
Социально-психологические
последствия проявляются в нарастании отчуждения, следствием чего являются
различные формы бегства от действительности (алкоголизм, наркомания,
бездомность, суициды). [17, с. 57]
Говоря о
несовершеннолетних "группы риска", нельзя не сказать о социальной
дезадаптации, которая проявляется в нарушении норм морали, в асоциальных формах
поведения. По сути дела, при социальной дезадаптации речь идет о нарушении
процесса социального развития, социализации индивида.
Большая часть
несовершеннолетних "группы риска" имеют социальную запущенность, для
которой характерны различные серьезные социальные отклонения. Отклонения
подразделяются на три группы: корыстной, агрессивной ориентации и
социально-пассивного типа.
К социальным отклонениям
корыстной направленности относят правонарушения, связанные со стремлением
получить материальную выгоду.
Социальные отклонения
агрессивной ориентации проявляются в таких действиях как хулиганство, побои,
изнасилования, убийства. [2, с. 29] Подростки пытаются самоутвердиться,
избавиться от комплексов неполноценности, удовлетворить свои потребности, быть
признанными в кругу сверстников. И, если этого не происходит законными путями,
то вступают в конфликт с законом.
Третья группа отклонений -
отклонения социально-пассивного типа: уклонение от учебы, бродяжничество,
употребление алкоголя, наркотиков, токсических средств, погружающих в мир
искусственных иллюзий и разрушающих психику. Все искажения, отклонения в
развитии несовершеннолетних "группы риска" усиливаются по мере
взросления. Каждый ребенок, достигнув определенного возраста, попадает в
систему определенных прав и обязанностей. Для каждого возраста существует своя
специфическая "социальная ситуация развития", то есть определенное
соотношение условий социальной среды и внутренних условий формирования
личности. [17, с. 79 ] В дошкольном возрасте дети "группы риска"
проявляют значительно меньший интерес к сверстникам, что свидетельствует о
менее напряженной потребности в общении с ними. При этом контакты детей весьма
однообразны и малоэмоциональны и сводятся лишь к простым обращениям и
указаниям. Стремление разделить свои переживания, выражено менее ярко. Интерес
к предметам сочетается с опаской, робостью, отчего действия с предметами
неуверенны и скованны. Бросаются в глаза их агрессивность, стремление обвинить
окружающих, неумение и нежелание признать свою вину. У детей наблюдается
доминирование защитных форм поведения в конфликтных ситуациях. Они не умеют
самостоятельно планировать и контролировать свои действия.[18, с. 47] В
школьном возрасте у несовершеннолетних "группы риска" складывается
устойчивая заниженная самооценка. Они нуждаются в дружеской поддержке, теплых и
эмоционально насыщенных отношениях с окружающими, уважении и поддержке со
стороны взрослых и особенно родителей, стремятся к первенству и популярности.
Все это они вряд ли получат в тех условиях, в которых им приходится жить. В то
время как дети из обычных семей, где хорошие взаимоотношения со всеми членами
семьи, стремятся в этом возрасте к духовному совершенствованию, развлечениям и
автономии. Возраст между 12 и 18 годами называют трудным, переходным, опасным.
Подростковый возраст рассматривается как период отчуждения от взрослых.
Подростки "группы риска" не получают от взрослых, особенно от
родителей, той помощи, поддержки и защиты, в которой нуждаются. В результате
чего контакты подростков поверхностны, нервозны и поспешны. Неправильный опыт
общения приводит к тому, что ребенок занимает по отношению к другим негативную
позицию.
Неумение, а чаще всего
нежелание родителей позаботиться о своем ребенке, приводит к тому, что дети
убегают из дома, надеясь, что там куда они бегут будет больше внимания к их
личности. Не получив должного воспитания, внимания, общения от своих родителей
несовершеннолетние "группы риска" пытаются как-то выжить в условиях,
в которых оказались не по своей вине. Поэтому они перенимают опыт окружающего
мира, который делает из ребенка холодного и бесчувственного человека.
Можно сделать вывод, что
пессимизм это качество, которое присутствует в человеке, но которое следует
избегать. Изучением проблемы пессимизма занималось очень мало людей и в
прошлом, и в настоящее время. Пессимизм формируется под влиянием различных
факторов. Несовершеннолетние "группы риска" больше всего подвержены
возникновению такого качества как пессимизм, так как их положительный опыт
очень мал.
II. Особенности проявления пессимизма и
возможные формы работы
1. Проявления
пессимизма у детей и подростков "группы риска"
Ребенок, проживающий в
условиях постоянного стресса, испытывает травмирующие переживания, которые не
только доставляют страдание и боль, но и делают его озлобленным на обидчика.
Общее физическое и психическое развитие детей и подростков "группы риска"
отличается от их сверстников, растущих в обычных семьях. У них ниже уровень
интеллектуального развития, затруднено понимание требований взрослых,
проявляются инфантильность, неумение строить отношения с другими, иллюзии
простоты жизни, неуверенность в себе, обидчивость на весь мир и т.д.[18, с. 78]
Их
социально-психологическое и нравственное развитие, ценностные установки во
многом отличаются от остальных детей. От того, в каком социальном окружении
проживает ребенок, зависит многое.
Дети и подростки "группы
риска" не могут реально оценивать самого себя и свои возможности, в силу
того, что проживают в условиях, которые ставят их в определенные рамки.
Многие подростки
осознают, что не могут эффективно адаптироваться к социальным требованиям, но
не связывают это с образом жизни, неупорядоченным режимом дня, нерегулярным
питанием, употреблением вредных для здоровья веществ. Причины своих жизненных
проблем в первую очередь ищут в себе (низкая самооценка), в сфере общения
(стремление самоутвердиться), часто – в материальной сфере, но не в образе жизни
и не в сфере деятельности. В современном обществе появилось огромное количество
соблазнов. Естественно они не скрыты от общественных глаз и дети "группы
риска" не исключение. Престижная профессия, высшее образование, богатая
одежда, шикарные автомобили остаются лишь в их мечтах.
Проживая в условиях
постоянной нехватки денег, с родителями алкоголиками, в условиях, где постоянно
унижают, оскорбляют, у ребенка появляется лишь чувство ненужности и нежелания
изменить свою жизнь. Ребенок перенимает поведение своих родителей. А, если даже
у него есть цель в жизни добиться чего-либо, то ему мешает сложившееся с
детства убеждение своей несостоятельности. Чаще всего такие дети даже в своих
удачах пытаются найти отрицательные стороны, "занизить" себя в глазах
окружающих. Они не понимают или не хотят понимать того, что могут получить
похвалу или быть в центре внимания, никогда не верят в успех.[11, с. 109]
Вот и растут эти дети
психологически ослабленными, боящимися реальной жизни. Притязания у них
завышены, а волевой потенциал, необходимый для того, чтобы добиться желаемого
результата, маловат. При малейшей трудности они пасуют, не доводят дело до
конца и именно поэтому зачастую плохо учатся, не любят читать, не проявляют
интереса к творчеству. В результате несоответствия завышенных притязаний
ребенка его реальным возможностям в душе возникает внутренний конфликт,
дискомфорт.[17, с. 19]
Зародившееся чувство
пессимизма у детей и подростков отрицательно сказывается на их дальнейшей
жизни. В большинстве случаев они повторяют судьбу своих родителей. Свое будущее
представляют лишь в мрачных красках, так как за свою недолгую жизнь мало
приходилось видеть доброе, светлое, веселое.
В своих неудачах винят
себя, либо своих родителей за то, что они не смогли им дать всего того, в чем
их дети нуждаются. Глядя на сверстников, одноклассников дети и подростки "группы
риска" завидуют им и в то же время "тихо" ненавидят. Каждый день
это новое испытание, так как некоторые постоянно ожидают чего-то худшего, что
обязательно что-то должно произойти. Дети и подростки "группы риска"
склонные к пессимизму в своих действиях и отношениях не проявляют инициативы,
скованны и застенчивы и всегда выделяются среди других людей. Они похожи на "серых
мышек", которые делают все, лишь бы их не трогали и не приставали к ним.
Чувство одиночества для
них наилучшее состояние. Им тяжело вступать в контакт с новыми людьми, ведь
перемены для них хуже катастрофы. Перемены это всегда что-то новое и
неизвестное. В результате чего появляется еще больше неуверенности в себе.
Особенно тяжело тем, у
кого прошлый опыт взаимоотношений потерпел неудачу, разочарование. Дети и
подростки "группы риска" переживают и в последствии боятся доверять
людям, пытаются сократить контакты с ними. В результате чего могут вообще
замкнуться в себе, уйти в себя. Но есть и другой вариант; ребенок, подросток
начинает всем и везде рассказывать о своих бедах, несчастьях, о том, как у него
все плохо. Он пытается выговориться и возможно найти поддержку у окружающих.
Это некий "крик души", ему от этого становиться намного легче. А
возможно такое поведение просто способ выражения своих взглядов на жизнь.
Зачастую желание
самоутвердиться или добиться чего-либо приводит к тому, что дети и подростки
совершают необдуманные поступки, которые выходят за общепринятые нормы и рамки
закона. Они совершают кражи, идут на убийства, ведут себя агрессивно по
отношению к другим людям.
Дети и подростки "группы
риска" склонные к пессимизму вряд ли состоятся в жизни как преуспевающая
личность. Ведь для того, чтобы чего-то добиться необходимо не только желание,
но и стремление, активность, уверенность в себе, умение находить выход из любых
сложных ситуаций. Но для этого необходимо время и помощь специалистов, которые
смогли бы направить подростка в правильно русло и воспитать в нем нужные
качества, или хотя бы откорректировать что есть.
2. Формы и методы
формирования оптимизма
В главе I мы определили сущность пессимизма. В
результате чего получили представление о том, что это качество играет больше
отрицательную роль в становлении ребенка как личности. У детей и подростков "группы
риска" необходимо воспитывать положительное отношение к жизни, к самому
себе, к окружающим.
В социально-реабилитационном
центре для несовершеннолетних работа педагогов, психологов и других специалистов
направлена на то, чтобы сформировать у детей оптимизм. Реализация этого
осуществляется разработкой соответствующей системы воспитательной работы,
включающей комплекс методов и форм работы, а так же ее содержание. К каждому
ребенку применяется индивидуальный подход.
Процесс воспитания
оптимизма более эффективен, если у детей и подростков, проходящих реабилитацию,
будет формироваться положительный жизненный опыт в процессе разнообразной
деятельности, обеспечивающей различные, как социально-реальные, так и игровые
роли личности, ее положительное представление о себе и своих возможностях, а
также позитивные знания об окружающей действительности.
Для воспитателей и
психологов Центра реабилитации определяются следующие задачи:
1.
создать условия
для непрерывного поступления детям и подросткам "группам риска"
понятной для них информации об окружающей действительности с преобладающим
показом ее позитивных сторон.
2.
организовать
жизнедеятельность ребенка в группе таким образом, чтобы положительный жизненный
опыт преобладал над отрицательным.
Под жизненным опытом мы
понимаем совокупность всевозможных знаний, впечатлений, чувств, психических
состояний, а также умений и навыков. Положительный жизненный опыт предполагает
преобладание у детей и подростков "группы риска", проходящих курс
реабилитации в условиях Центра, положительных знаний, положительных знаний,
положительных чувств над отрицательными, а также развитие разнообразных умений
и навыков, в том числе умение подавлять отрицательные чувства.
Для реализации этой
задачи используются основные приемы для работы с детьми и подростками "группы
риска", представленные в форме методических рекомендаций:
1.
Уделяйте
постоянное и целенаправленное внимание каждому ребенку. Общаясь с ним,
старайтесь находиться на его уровне, чтобы ему не приходилось смотреть на вас
снизу вверх. Не повышайте голос, держитесь ближе к ребенку.
2.
Запоминайте имя
каждого ребенка и чаще используйте его в общении с ним. Обращение к ребенку по
имени способствует формированию у него чувства собственного достоинства, ведь
имя – это то, что выделяет ребенка из среды, помогает осознать себя и делает
его в собственных глазах значимой личностью.
3.
Старайтесь
различать потребности ребенка и его поведение. Будьте определены и
последовательны. Всегда помните: нет плохих детей, а есть неприемлемое
поведение. Общаясь с ребенком, оценивайте не его личность, а его поступки. Так
как в Центр попадают несовершеннолетние, которые имеют очень низкую самооценку,
то в общении с ними очень важно фиксировать их малейшие достижения, успехи,
хорошие слова и поступки, чтобы они поверили в себя и доброе отношение к ним
взрослых.
4.
В общении с
ребенком избегайте сравнение его с какими-либо другими детьми. Так как дети,
находящиеся в Центре, очень ревниво и болезненно относятся к похвале других и
воспринимают ее как проявление нелюбви к себе.
Лучше сравнивать
поведение ребенка с его же поведением вчера, акцентируя внимание на
положительных моментах.
5. Очень важно в общении
с детьми использовать механизм "отраженного слушания". Он помогает
найти истинные мотивы поведения ребенка и понять его чувства, причем, это
важно, как для взрослого, так и для самого ребенка.
6. Помогите детям
сформировать самооценку, чтобы они не попадали в этом смысле в зависимость от
взрослых и других детей. Общаясь или играя с детьми, описывайте положительные
результаты их действий, комментируя происходящее.
7. Не делайте за детей
то, что они могут сделать сами. Надо стараться создавать для ребенка
благоприятные условия с тем, чтобы он сам мог добиться успеха
8. В процессе
деятельности подбадривайте ребенка и подкрепляйте его действия, чтобы он достиг
цели. Лучше сразу провести ребенка через успех, чем реагировать потом на его
неудачи и рассчитывать, что он научится на собственных ошибках.
9. Старайтесь почаще
ставить ребенка в ситуацию выбора. Он должен иметь возможность самостоятельно
делать выбор и принимать решения настолько часто, насколько это возможно.
Первая задача —
обеспечение воспитанников знаниями об окружающей действительности решается подбором
содержательной стороны передаваемой ребенку информации.
В основе содержания
занятий разработки воспитателей Центра в рамках избранных ими программ "Стоп",
"Экология", "Хозяин дома", "Хозяюшка" и т.д. Программы
построены на совмещении теоретических знаний и практического опыта.
Большое значение для
воспитания оптимизма воспитанников имеют музыкальные занятия и занятия по
искусствознанию, где они знакомятся с различными видами искусств. Искусство
своеобразными средствами передает отображение окружающей действительности,
прославляя и утверждая прекрасное, а дети в процессе общения с ним получают
радость и удовольствие. С другой стороны, эти занятия удовлетворяют интересы и
потребности воспитанников и позволяют им выбрать тот вид искусства, которым они
могли бы заниматься активно.
За 10 лет существования
Центра в нем пребывало большое количество несовершеннолетних. В контингенте
воспитанников преобладают мальчики, для них наиболее интересными являются
спортивные кружки, секции, занятия. В Государственном краевом учреждении
социального обслуживания населения социально-реабилитационном центре для
несовершеннолетних г.Березники с 1999 года работает спортивный клуб "Спартанец".
Вторую задачу воспитателя
— формирование положительного жизненного опыта ребенка можно подразделять на
ряд подзадач
1) воспитание
положительных чувств;
2) развитие разнообразных
умений и навыков;
Для успешного решения
этих подзадач воспитатели, педагоги-психологи Центра должны выполнить ряд
условий:
1) организовать разнообразную деятельность воспитанников,
обеспечивающую успех каждому ребенку, хотя бы в одном из ее видов, формировать
на этой основе у ребенка положительное представление о самом себе;
2) обеспечит ребенка
разнообразными, как социально-реальными ролями (воспитанник, товарищ, приятель,
организатор), так и игровыми (учитель, врач, шофер, строитель и т.д.)
3) создать правильные
отношения между воспитанниками, основанные на принципах дружбы,
взаимопонимания, взаимоуважения.
Перечисленные условия и
вышеназванные задачи реализуются с помощью комплекса средств, методов и форм
работы. Это могут быть занятия. Но мы решили остановиться на такой форме как
игра. Во-первых, потому что контингент детей и подростков "группы риска",
проходящих курс реабилитации в Центре, имеет самые разнообразные проблемы со
здоровьем.
Состояние здоровья детей
является одной из главных причин, на которых основывается наш выбор формы
работы — это игра. Знакомство с работами, посвященными изучению роли игры в
жизни детей, помогло нам в определении тех ее особенностей, которые
способствуют воспитанию оптимизма.
Чтобы охарактеризовать
игру, как ее понимают сами дети, проанализируем, какие ответы они дают на
вопрос: "Что такое игра?" По мнению воспитанников Центра, игра — это "радость,
отдых, интерес", "интересное и веселое занятие, радость и настроение",
"это, где все делается с радостью и удовольствием". В характеристике
игры преобладающими являются слова "радость", "удовольствие",
"интерес".
Игровая деятельность
ребенка под руководством педагогов, в конечном счете, является тем механизмом
социального научения, который направлен на получение радости, удовольствия. В
игре дети готовятся к своей будущей взрослой жизни. Подбор содержательной
стороны игровой деятельности, показ разнообразных явлений окружающей жизни с преобладанием
позитивных тенденций, проигрывание разных профессиональных ролей определяют
формирование первичной жизненной перспективы личности.
В ходе игровой
деятельности, особенно если она протекает под педагогическим руководством,
можно изменить статус личности в коллективе, опираясь на представления ребенка
о самом себе. Для этого ребенку с низким статусом предлагаются такие роли, в
которых он может проявить свои лучшие качества, предлагается тот вид игры где,
его деятельность будет в глазах детей наиболее успешной.
Сотрудничество, взаимопомощь,
доброжелательность самым активным образом влияют на формирование нравственного
оптимизма. Рассматривая возможности игры как деятельности, можно сделать вывод
о том, что она воздействует на эмоционально-чувственную сферу личности воспитанника
и способствует формированию положительных чувств: радости, удовольствия, удовлетворения,
которые являются составляющими оптимистического мироощущения.
Мы решили избегать в
воспитательной работе таких методов, как приказ, принуждение, муштра, наказание,
критика, считая, что подобные методы неприменимы в работе с детьми и
подростками "группы риска" и могут вызвать только отрицательные
чувства: обиду, унижение, страх, беспокойство, тревогу.
К методам, которые
несомненно и однозначно вызывают положительные чувства у воспитанников,
относятся поощрение. Поощряются как результаты деятельности учащихся, так и
проявления положительных нравственных качеств. Поощрение вызывает у ребенка
чувство радости, удовольствия, удовлетворения. Поощрение может быть
использовано в виде одобрения какого-то поступка или результатов деятельности,
в виде положительного отношения воспитателя, выраженного дружеской улыбкой,
лаской. Метод поощрения формирует положительную Я-концепцию личности, реализуя
один из ее компонентов — убежденность в импонировании другим людям. Убеждение
нельзя однозначно отнести к таким методам, которые вызывают положительные
чувства и оптимизм. Преимущественное использование этого метода без учета
основных особенностей младших школьников и дошкольников может вызвать скуку,
апатию, пассивность. Правильное использование метода убеждения, главным
инструментом которого является слово, формирует позитивные знания у подростков.
Особое место в системе методов убеждения занимает пример. Рассказывая о жизни
замечательных людей: спортсменах, деятелях кино, музыки, искусства; воспитатель
подчеркивает неограниченные возможности человека в собственном развитии,
самоусовершенствовании и в улучшении окружающей жизни.[18, с. 146]
Таким образом, рассмотрев
возможность использования комплекса методов для воспитания оптимизма у детей и
подростков "группы риска", мы остановились на преимущественном учете
при этом следующих принципов воспитания в условиях Центра реабилитации:
1) воспитание с опорой на
положительное;
2) соответствие
воспитательного процесса возрастным особенностям;
З) индивидуальный подход;
4) гуманное отношение к
воспитанникам;
В системе воспитания оптимизма
детей и подростков "группы риска" важное место принадлежит личности
воспитателя. Если воспитатель угрюм, постоянно кем-то или чем-то недоволен, и видит
в окружающем мире только отрицательное, он не сможет вызвать у детей
положительные чувства, а, следовательно и желание что-либо делать или, вообще,
находиться в Центре.
Наши наблюдения и опросы
воспитанников показали, что они с удовольствием участвуют в играх, занятиях и
мероприятиях в том случае, если воспитатель бодр и энергичен, умеет передать
свою энергию детям, верит в их силы и способности, уважает их человеческое
достоинство, может "заразить" и увлечь их новой идеей. Следовательно,
оптимизм педагога является неотъемлемым условием воспитания оптимизма у детей и
подростков "группы риска" в условиях Центра реабилитации.
Заключение
Подводя итог проделанной
работе, можно отметить, что проблема пессимизма у несовершеннолетних "группы
риска" является важной. Это связано с тем, что данное качество
отрицательное и приводит к появлению у детей и подростков неправильного
отношения к себе и окружающим. Поэтому необходимо воспитывать у них такое
качество как оптимизм.
В I главе нашего исследования
рассмотрено понятие пессимизма как качества личности и основные факторы,
влияющие на его формирование. Оказалось, что данным вопросом мало кто из ученых
занимались и уделяли этому какое-то внимание. Так же мы рассмотрели возрастные
и психологические особенности детей и подростков "группы риска". Поведение
подростка изменяется по мере его взросления.
Во II главе мы описали проявления
пессимизма у несовершеннолетних и пришли к выводу, что у них необходимо
воспитывать такое качество как оптимизм. Также проанализировали формы и методы
формирования данного качества.
Применение форм и методов
воспитания оптимизма позволит детям и подросткам правильно оценивать себя,
научиться смотреть на мир в цветных красках.
Использование
воспитателями методики формирования оптимизма у детей и подростков "группы
риска" предполагает приобретение ими знаний о том, как организовать
деятельность, какие методы воздействия использовать, а от каких отказаться, на
решение каких задач направить свои усилия и каким образом решать эти задачи,
чтобы обеспечить эффективность процесса воспитания.
Особенности воспитания
оптимизма у детей и подростков "группы риска", как показало
исследование, заключается:
а) в обеспечении
воспитанников знаниями об окружающей действительности с преобладающим показом
ее позитивных сторон;
б) в организации
жизнедеятельности ребенка, таким образом, чтобы его положительный жизненный
опыт преобладал над отрицательным.
Проведенная в ходе
исследования работа показала, что наиболее эффективными в процессе воспитания
оптимизма у детей и подростков "группы риска" в условиях Центра
реабилитации несовершеннолетних является целесообразно организованная
разнообразная деятельность воспитанников, в ходе которой удовлетворяются их
интересы и потребности, обеспечивается положительный настрой.
Эффективность данного
процесса зависит от уровня психолого-педагогической подготовки воспитателя,
оптимистического отношения к каждому из воспитанников.
Мы считаем, что
индивидуальный оптимизм личности, ее уверенность в собственных силах,
проявляющаяся в связи с этим активность и инициатива способны в положительную
сторону изменить существующую действительность.
Список используемой
литературы
1.
Доктрина
информационной безопасности Российской Федерации от 09.09.2000 г. № Пр – 1895.
2.
Беличева С.А.
Основы превентивной психологии. – М.: Редакционно-издательский центр
Консорциума "Социальное здоровье России", 1993.
3.
Бобынин Э.В.
Генетические аспекты темперамента / Психологический журнал – 2003 - №5(сент. –
окт.)
4.
Гиппенрейтер Ю.Б.
Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: ЧеРо, при участии издательства "Юрайт",
2000.
5.
Деменев А.Г. Русские
мыслители об оптимизме и пессмизме человека (последняя четверть XIX – начало XX в.в.)//Философские науки.- 2000. - №2.
6.
Катаева Н.А.
Социальная работа в микрорайоне, с подростками склонными к правонарушениям:
Учебно-методическое пособие. – Киров.: "Вятское слово", 1997.
7.
Коджаспирова
Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед.
учеб. заведений. – М.: Издательский центр "Академия", 2003.
8.
Коробкина З.В.,
Попова В.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи:
Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр "Академия",
2002.
9.
Краткая
философская энциклопедия. – М., Издательская группа "Прогресс" - "Энциклопедия",
1994.
10.
Крапивенский С.Э.
Социальная философия: Учебное пособие для студентов гуманит. и эконом.
факультетов. 2 – е изд., стереотипное. – Волгоград: Комитет по печати, 1995.
11.
Кулаков С.А. На
приеме у психолога – подросток: Пособие для практических психологов. – СПб.:
Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена; Изд-во "СОЮЗ", 2001.
12.
Лещук Н. Десять
мифов о "взаимоотношениях" детей и рекламы / Прикладная психология и
психоанализ.- М.: Издательский дом МПА – Пресс, 2004.
13.
Мацкевич М.,
Кесельман Л Изменение политических ориентаций различных социальных групп (по
материалам исследований в Москве, Петербурге, Самаре и Кемерово) // Образ
мыслей и образ науки. – М.: Институт социологии РАН, 1996.
14.
Медведева И.Я.,
Шишова Т.Л. Иван Царевич Он же Серый Волк. – 2-е издание, испр. и доп. – М.:
Изд-во "Модерн – А", 2003.
15.
Молчанова Е.В.
Как стать счастливым человеком. (Настольная книга пессимиста) / Под ред.
доктора педагог. наук Сальцевой С.В., Кукиной Е.Г. – М., 1997.
16.
Проблемы
социализации личности в период экономической нестабильности: материалы докладов
и сообщений Международной научно-практической конференции. – Березники, 1999.
17.
Профилактика
агрессивных и террористических проявлений у подростков: Метод. пособие /
С.Н.Ениколопов, Л.В.Ерофеева и др.; Под ред. И.Соковни. – М.: Просвещение,
2002.
18.
Психологический
тренинг с подростками / Л.Ф.Анн. – СПб.: Питер, 2003.
19.
Российская
педагогическая энциклопедия: в 2 т.т./гл.ред. В.В.Давыдов. – М.: Большая
Российская энциклопедия, 1998.
20.
Рогов Е.И.
Настольная книга практического психолога: Учебное пособие: в 2 кн. – 2-е изд.,
перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – КН.1: Система работы
психолога с детьми разного возраста.
21.
Розин В.М. Образ
человека в контексте современности. От психологической личности к эзотерической
/ / Философские науки. – 2001 - №1.
22.
Рувинский Л.И.,
Хохлов С.И. Как воспитать волю и характер. – М.: Просвещение, 1996.
23.
Социальная защита
молодежи: вопросы теории и практики. – М.: Изд-во АСОПиР, 1994.
24.
Социализация
детей, воспитывающихся без родителей. – Пермь.: Изд-во ПОИПКРО, 1997.
25.
Тетерский С.В.
Введение в социальную работу: Учебное пособие. – М.: Академический Проект,
2000.
26.
Философский
словарь Владимира Соловьева. – Ростов н/Д: Изд-во "Феникс", 1997.
27.
Фирсов Н.В.
Студенова Е.Р. Теория социальной работы. – М., 2000.
28.
Шульга Т.И., Слот
В., Спаниярд Х. Методика работы с детьми "группы риска". 2-е изд.,
доп. – М.: Изд-во УРАО, 2001.
Размещено на