История контент-анализа как психодиагностической процедуры - психодиагностика
История
контент-анализа как психодиагностической процедуры – психодиагностика
Содержание
Введение
1. Основные термины понятия
контент-анализ
2. Цели контент-анализа в
социально-психологическом исследовании
3. Контент-анализ как
психодиагностическая процедура
4. Контент-анализ как
психодиагностическая процедура
Список литературы
Тема работы – «История
контент-анализа как психодиагностической процедуры».
Контент-анализ
— количественный анализ текстов и текстовых массивов с целью последующей
содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей.
Этот
тип исследования называют еще формализованным анализом документов.
Контент-анализ
широко распространен не только в психологии, но и в других социальных науках.
Этот метод можно рекомендовать для анализа исторических документов и т. д.
С помощью
контент-анализа изучалась религиозная символика и популярные песни,
устанавливались отличия эротических кинокартин от порнографических,
устанавливалась мера эффективности политических лозунгов, реклам и вражеской
пропаганды, определялись особенности суицидального поведения, проявившиеся в
предсмертных записках самоубийц, стереотипы сознания различных социальных
групп, выявлялась направленность демонстрации людей определенной национальности
на телеэкранах, идеологическая подоплека передовиц газет, отличия в трактовках
одного и того же события в разных СМИ, исследовались многие другие темы.
контент анализ текст
психологический
Контент-анализ
в психологии (англ. contents — содержание) — научный метод выявления и оценки
определенных характеристик текстов и других носителей информации (видеозаписей,
теле- и радиопередач, интервью, ответов на открытые вопросы и т. д.), в котором
в соответствии с целями исследования анализируются определенные элементы
содержания — смысловые единицы или формальные признаки. Контент-анализ возник в
журналистике и социологии как средство анализа сообщений средств массовой
информации. Например, частота упоминания определенных кандидатов на выборах
используется одним из индикаторов рейтинга популярности.
Использование
контент-анализ в психологии требует, как правило, более высокой квалификации от
исполнителя: необходимо уметь зафиксировать психологические характеристики
поведения, неформализованный смысл сообщений, анализ признаков невербального
(неречевого) взаимодействия участников анализируемого процесса, определенные
графические элементы рисуночных проективных методик и т.д. После выявления
единиц анализа обычно определяются частота и объем упоминаний выделенных единиц
анализа в определенной совокупности текстов или в других носителях информации
(принадлежащих одному автору или изучаемой группе).
Контент-анализ
дает возможность выявлять отдельные психологические характеристики
коммуникатора (автора текста), а по реакции аудитории — и ее характеристики. Т.о.,
содержание сообщения может изучаться во взаимосвязи с поведением реципиентов
информации. В отличие от элементарного содержательного анализа, К. а. как метод
психодиагностики оценивается по таким же критериям качества, как и все другие
методики, — надежность, валидность и достоверность (объективность). В
современной психодиагностике контент-анализ — важнейший инструмент
стандартизации проективных методик. Заметное значение в повышении качества
Контент-анализ имеет использование методов многомерного статистического анализа
данных. Особенно широко используется факторный анализ, способствующий в данном
случае выявлению латентных факторов, обуславливающих одновременное появление
связанных (скоррелированных) элементов в одном и том же тексте (документе).
2. Цели
контент-анализа в социально-психологическом исследовании
- изучение социально-психологических особенностей создателей (авторов;
отдельных личностей, группы, в том числе скрытых (неосознаваемых) проявлений и
тенденций;
- изучение реальных социально-психологических явлений, отраженных в
содержании сообщений (явлений, имевших место в прошлом, которые недоступны для
исследования другими методами);
- изучение социально-психологических аспектов воздействия авторов на
адресатов как представителей личных социальных микро- и макрогрупп, а также
изучение успешности общения;
- обработка и уточнение данных, полученных другими методами (обработка
открытых вопросов анкет и интервью, данных проективных методик и т. д.).
Исследователь выделяет единицы
содержания и квантифицирует полученные данные. Каждая единица
рассматривается в контексте более общей структуры.
Выбор объекта и единиц анализа — чуть ли не самые сложные шаги на этом
пути. Нужно найти ответы на вопросы: где это искать и как проявляется изучаемое
явление, событие, процесс.
Стандартные единицы при анализе текста в контент-анализе:
1) слово (термин, символ),
2) суждение или законченная мысль,
3) тема,
4) персонаж,
5) автор,
6) целостное сообщение.
Основные этапы контент-анализа:
1) выделение единицы анализа, и сведение их в категории анализа и
машиночитаемый вид;
2) подсчет частотных распределений и выявление взаимосвязей единиц
анализа;
3) интерпретация результатов.
Контент-анализ используется при анализе результатов применения
прожективных тестов, материалов беседы, книг, плакатов или листовок, газет,
фильмов, публичных выступлений, теле- и радиопередач, общественных и личных
документов, журналистских интервью, ответов на вопросы анкет и т. д.
3. Контент-анализ как психодиагностическая процедура
Контент-анализ — метод
систематизированной фиксации и квантификации единиц содержания в исследуемом
материале. Применяется начиная с 20-х гг. нынешнего столетия для обработки
материалов средств массовой коммуникации; анализа некоторых
социально-психологических явлений в больших социальных группах. В настоящее
время метод широко распространен в социальной психологии и социологии.
В методическом аспекте
контент-анализ находит применение в трех качествах: как основной метод,
направленный на получение наиболее важной информации об изучаемом явлении; как
параллельный метод, применяемый в комплексе с другими; как вспомогательный
метод или процедура обработки данных, полученных при других исследованиях. В
последнем качестве контент-анализ наиболее часто используется в психологической
диагностике.
В психологии метод,
близкий к контент-анализ, применялся К. Юнгом для анализа результатов
ассоциативного теста. Использование контент-анализ в психологии и
психодиагностике базируется на его направленности на анализ речевых сообщений
испытуемого, сопровождающих практически любое обследование, особенно при
индивидуальной процедуре. Особым достоинством контент-анализ является то, что
он нередко позволяет выявить и объективизировать скрытую тенденцию в ответах и
других видах информации, характеризующих испытуемого, относительно точно
регистрировать внешне неразличимые показатели в объемных массивах эмпирических
данных.
1) анализ результатов
проективных методик исследования личности;
2) изучение
диагностических интервью, содержания бесед, другой речевой и письменной
продукции испытуемого;
3) анализ содержания
открытых вопросов при массовом анкетировании;
4) изучение
психологических особенностей личности по качественным характеристикам,
развернутым экспертным оценкам;
5) анализ объективной информации
о личности;
6) анализ высказываний
при диагностике особенностей групповой коммуникации.
В целях
диагностики некоторых личностных особенностей (тревожность, невротизация и др.)
проводится своеобразный контент-анализ. Контент-анализ грамматических и
стилистических конструкций речи испытуемого (напр. количество «тематических»
высказываний, глаголов, логических «гнезд» и т. д.), что часто находит
применение в «Завершение предложения» методиках.
Проведение
контент-анализ в любом из направлений требует выполнения ряда требований к
организации его этапов и процедур. Наиболее важным является определение
категорий анализа — ключевых элементов, регистрируемых в соответствии с
задачами исследования или обследования.
Такие
категории (напр. количество речевых актов взаимодействий, побуждающих
высказываний, частота отражения отдельных тем: «болезнь», беспокойство по
поводу «карьеры», «семьи» и т.д.) должны быть исчерпывающими, охватывать все
части фиксируемого содержания. В случае включения контент-анализ как элемента
процедуры обработки данных теста критерий должен быть четко формализован и
«стандартизирован» в целях однозначности его характеристики лицами, проводящими
исследование.
После
выделения регистрируемых категорий определяются соответствующие им единицы
анализа — лингвистические единицы речи или элементы содержания, экспрессивные
элементы речевой продукции (слова, суждения, темы, интонации, описываемые или
наблюдаемые ситуации). Наконец, выделяются единицы квантификации (частота
появления анализируемых единиц в определенном объеме информации). Эти исходные
данные составляют инструкцию по обработке — алгоритм кодирования.
Заключение
Контент-анализ (англ. content analysis, нем. Content-Analyse, фр. analyse du
contenu) — исследовательская техника для получения выводов путем анализа
содержания текста о состояниях и свойствах социальной действительности, в
частности, источника текста публикации.
Своими
словами, контент-анализ — это перевод текстовой информации в количественные
показатели. Например, такими показателями могут быть:
·
для определения
размера публикации — количество слов в тексте;
·
для определения
ключевой фигуры статьи — количество и состав действующих персонажей;
·
для определения
смысловой направленности публикации — тематика статьи или наличие в тексте
определенных слов и т.д.
Подсчет
частоты появления в тексте исследуемых показателей, например, слов, символов,
таблиц, фотографий, характеризует количественный
контент-анализ публикаций, а поиск в тексте присутствия или
отсутствия исследуемой переменной — качественный
контент-анализ.
Применение
метода контент-анализа для изучения информации из СМИ считается особенно
эффективным. Из открытых источников можно получить от 80 до 95% имеющейся
информации при сравнительно низкой стоимости ее получения. Результаты
контент-анализа используются маркетологами для конкурентной разведки, аналитиками для выявления тенденций и построения прогнозов и
PR-специалистам для оценки репутации и
эффективности pr-кампаний.
Список
литературы
1)
Анцупов А.Я.
Словарь конфликтолога. 2-е из., Питер, С.-Петербург, 2006
3)
Иванов В.В.,
Коробова А.Н. Муниципальный менеджмент. Справочник. М.: Инфра-М, 2002.
4)
Клуппт М.А.
Демографическая политика как предмет контент-анализа // Социологические
исследования. 2003. № 6.
5)
Козлова Н.Н.
Методология анализа человеческих документов // Социологические исследования.
2004.
6)
Мангейм Дж. Б.,
Рич Р.К. Политология. Методы исследования: Пер. с англ. / Предисловие А.К.
Соколова. М.: Весь Мир, 1997.
7)
Мещеряков Б.,
Зинченко В. Большой психологический словарь, 3-е изд., Прайм-Еврознак,
С.-Петербург, 2003
8)
Общая психология.
Словарь. под общей ред. Петровского А.В., редактор-составитель Карпенко Л.А.,
ПЕР СЭ, Москва, 2005
9)
Основы прикладной
социологии: Учебник для вузов. / Под ред. Ф.Э. Шереги и М.К.Горшкова. М.:
Интерпракс, 1996.
10) Рой О. Исследования
социально-экономических и политических процессов. СПб: Питер, 2004.
11) Словарь-справочник по
психодиагностике под редакцией Бурлачук Л. 3-е изд, Питер, С.-Петербург, 2008
12) Хеллевик О. Социологический метод.
М.: Весь мир, 2002.
13) Ядов В.А. Стратегия социологического
исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 1998