Воображение как психический познавательный процесс
Содержание
воображение
мышление память дошкольный
Введение
1. Теоретические аспекты изучения
воображения
1.1 Понятие о воображении, его
видах, функциях, механизмах, физиологической основе
1.2 Этапы развития воображения
в онтогенезе
2. Практические аспекты изучения
воображения у детей дошкольного возраста
2.1 Описание диагностических
методик для изучения уровня развития воображения у детей дошкольного возраста
2.2 Упражнения, игры для развития
воображения у детей дошкольного возраста
Заключение
Список литературы
Введение
Воображение
– особая форма психики человека, оно стоит отдельно от остальных психических процессов
и вместе с тем занимает промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.
Воображение характерно только для человека. Благодаря воображению человек творит,
разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Его материальная, духовная культура
является продуктом воображения и творчества людей. Воображение выводит человека
за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее.
Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разном времени, что не может
себе позволить никакое другое живое существо в мире [14,с. 206 ].
Воображение
всегда направлено на практическую деятельность человека. Прежде чем что-либо сделать
он представляет, что нужно делать и как он будет делать. Таким образом, человек
уже заранее создаёт образ материальной вещи, которая будет изготовляться в последующей
практической деятельности. Эта способность человека заранее представлять конечный
итог своего труда, а также процесс создания материальной вещи, резко отличает человеческую
деятельность от «деятельности» животных.
Д.И. Писарев
писал: « Если бы человек был совершенно лишен способности мечтать, если бы он не
мог изредка забегать вперёд, и созерцать воображением своим в цельной и законченной
красоте то самое творение, которое только что начинает складываться под его руками,-
тогда я решительно не могу себе представить, какая побудительная причина заставила
бы человека предпринимать и доводить до конца обширные и утомительные работы в области
искусства, науки и практической жизни» [8,с. 256 ].
Повседневная
деятельность ставит перед человеком массу задач. Для их решения не всегда есть необходимые
знания. Воображение восполняет этот пробел: оно комбинирует, создаёт новое сочетание
имеющихся сведений . Воображение значительно расширяет и углубляет процесс познания.
Оно играет огромную роль в преобразовании объективного мира. Прежде чем изменить
что-то практически, человек изменяет это мысленно. Таким образом, актуальность темы
заключается в том, что изучение воображения и его роли в жизни человека, позволяет
познать механизмы возникновения новых образов. Подтверждает, что воображение способствует
прогрессу в любом виде деятельности человека.
Цель исследования: изучение воображения как психического познавательного процесса.
Объект исследования
: воображение как психический познавательный процесс.
Предмет исследования : психологические особенности развития воображения .
Исходя из цели
исследования определяем следующие задачи :
1) изучить психологическую
литературу по проблеме воображения;
2)
охарактеризовать виды, функции, механизмы воображения, этапы его развития;
3)
подобрать психологические методики для диагностики уровня развития
воображения ( на примере дошкольного возраста);
4)
описать упражнения, игры для развития воображения детей дошкольного
возраста.
Теоретическую
основу работы составили труды : О.В. Боровика «Развитие воображения», Ю.А. Полуянова
« Воображение и способности»,В.А. Скоробогатова и Л.И. Коноваловой «Феномен воображения»,
Л.Ю. Субботиной « Детские фантазии: Развитие воображения детей».
Для решения
поставленных задач использовались следующие методы исследования: изучение литературы
по данной теме, изучение и анализ методик, с помощью которых определяется уровень
развития воображения.
1.
Теоретические аспекты изучения воображения
1.1 Понятие
о воображении, его видах, функциях, механизмах, физиологической основе
Как субъект
действия человек не только созерцает и познаёт, но и изменяет мир, преобразует природу,
создаёт предметы, которых в ней нет. Но человек не смог бы всего этого совершить,
если бы не представлял себе ясно результата своих действий. Чтобы преобразовать
мир на практике, надо уметь преобразовывать его мысленно в представлении.
Сначала человек
тщательно знакомится с образом вещи, которую необходимо сделать, строит её мысленный
образ, а затем воспроизводит его при создании подобной вещи. Но когда изготавливается
совершенно новая вещь, такого образца нет. Тогда самостоятельно мысленно создаётся
её новый образ. Такое умение строить новые образы называется воображением [ 16,
с. 187].
Процесс воображения
проявляется в создании человеком чего-то нового – мыслей и образов, на основе которых
возникают новые действия и предметы. Это создание того, что ещё не существовало
актуально.
Образы, которыми
человек оперирует, включают в себя не только воспринятые ранее предметы и явления.
Это могут быть события, факты, явления, свидетелем которых человек не был и не мог
быть. Образы воображения могут содержать в себе предстоящее, желаемое, возможные
события и явления. И вместе с тем нечто новое, созданное в воображении, всегда связано
с реально существующим. Образы воображения опираются на представления памяти, но
они подвергаются в воображении преобразованию. По мнению Р.С. Немова Воображение
– это способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект,
удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им [ 14,с. 260 ].
Воображение
связано со всеми сторонами жизнедеятельности человека с памятью, восприятием, мышлением.
Так восприятие произведений живописи становится более содержательным, эмоциональным,
когда в нём участвует воображение. Л.С. Выготский говорил : « Творческая деятельность
воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего
опыта человека, потому что опыт представляет материал, из которого создаются построения
фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его
воображение»[ 6, с. 134 ]. Связь воображения с мышлением ярко появляется в проблемной
ситуации. Сталкиваясь с неизвестным, человек начинает анализировать, синтезировать,
соотносить воспринимаемое с прошлым опытом, пытается проникнуть в сущность соответствующих
фактов, явлений. В этом ему помогает не только мышление и память, но и воображение,
ведь оно воссоздаёт целостный образ, восполняет недостающие элементы. Процесс воображения
свойственен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности.
Виды воображения
различаются по степени активности и осознанности человеком создания им новых образов.
В зависимости от этого различают непроизвольное (пассивное) и произвольное (активное)
воображение ( рис.1 ) [ 25, с. 285 ]. При непроизвольном воображении новые образы
возникают под воздействием малоосознанных потребностей, влечений, установок. Такое
воображение работает, когда человек спит, находится в дремотном состоянии, в грёзах
и т. п.
Рис.1 Виды воображения
Произвольное
воображение представляет собой процесс, преднамеренного построения образов в связи
с поставленной целью в той или иной деятельности. Произвольное (активное) воображение
возникает в раннем возрасте, наибольшее развитие получает в детских играх. В сюжетно-ролевой
игре дети берут на себя разные роли, именно в процессе игры требуется активная работа
воображения, так как необходимо правильно строить своё поведение в соответствии
с принятой на себя ролью. Кроме того, нужно воображать недостающие предметы и сам
сюжет игры [5, с.452].
Произвольное
воображение разделяется на воссоздающее и творческое. Воссоздающее характеризуется
тем, что в его процессе создаются субъективно новые образы, новые для данного индивида,
а объективно они уже существуют, воплощены в определённых предметах культуры. Суть
воссоздающего воображения состоит в том, что человек воспроизводит, репродуцирует
то, что сам не воспринимал, но что ему сообщают другие люди с помощью речи, чертежей,
схем, знаков и т.д.
Здесь должна
существовать связь между образами и условными обозначениями, происходить расшифровка
сигналов, символов, знаков.
Таким образом,
воссоздающее воображение – это создание нового образа на основе словесного описания,
восприятия изображений в виде картин, схем, карт, чертежей, мысленных и материальных
моделей.
Воссоздающее
воображение играет важную роль в жизни человека. Оно позволяет людям обмениваться
опытом, оно помогает каждому человеку овладеть опытом и достижениями других людей.
Творческое воображение
– это самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных
продуктах деятельности. Это продуцирование оригинального образа без опоры на готовое
описание или условное изображение. Этот вид воображения играет важную роль во всех
видах творческой деятельности людей [18, с.248].
Особой формой
воображения является мечта. Мечта всегда направлена на будущее, на перспективы жизни
человека. Образы, которые человек создаёт в своих мечтах, отличаются ярким, живым
конкретным характером, эмоциональной насыщенностью. Однако, мечта полезна лишь тогда,
когда она повседневно связывает желаемое будущее с настоящим, если этого нет, то
из стимула действия мечта может превратиться в заместителя действия и переродиться
в фантазию.
Нейрофизиологической
основой воображения является образование временных нервных связей в сфере первой
и второй сигнальных систем, их диссоциация ( распадение на отдельные элементы) и
объединение в новые системы под влиянием различных мотиваций. Воображение связано
с эмоциями, деятельностью подкорковых образований головного мозга, но исследования
последних лет подтверждают, что физиологические механизмы воображения расположены
не только в коре, но и в более глубоко залегающих отделах мозга – гипоталамолимбической
системе [ 12,с. 178 ].
Базой воображения
всегда является восприятие, представляющее материал, из которого будет строиться
новое. Затем идёт процесс переработки этого материала – комбинирование и перекомбинирование.
Составными частями этого процесса являются анализ и синтез воспринятого.
Вся дальнейшая
деятельность воображения осуществляется с помощью следующих механизмов: агглютинация,
акцентирование, гиперболизация, схематизация, типизация, реконструкция. Рассмотрим
более подробно каждый.
Агглютинация
- слияние отдельных элементов или частей нескольких объектов, в один причудливый
образ.
Акцентирование
- выделение и подчёркивание тех или иных черт объектов, в результате чего какая
– то одна часть становится доминирующей. Гиперболизация - преувеличение или преуменьшение
предмета или его отдельных частей.
Реконструкция
– создание целого образа по частям предмета.
Схематизация
– сглаживание различий предметов и выделение черт сходства между ними.
Типизация –
выделение в одном образе черт разных объектов[26,с.34].
Воображение
человека многофункционально. Среди его важнейших 1)гностически-эвристическую –позволяет
воображению находить и выражать в образах наиболее существенные, значимые стороны
действительности;
2)защитную–позволяет
регулировать эмоциональное состояние ( удовлетворять потребности, снижать напряжение
и т.д.);
3)коммуникативную
– предполагает общение либо в процессе создания продукта воображения, либо при оценки
результата;
4)прогностическую
– заключается в том, что продукт воображения является целью, к которой стремится
субъект [7с. 187].
Р.С. Немов отметил,
что воображение включает интеллектуальный, эмоциональный, поведенческий опыт субъекта
и входит в разные виды его деятельности [ 15,с. функций выделяют:107 ].
1.2 Этапы развития
воображения в онтогенезе
Способность
к воображению не даётся с рождения. Воображение развивается по мере накопления практического
опыта, приобретения знаний, совершенствования всех психических функций. В современной
психологии
существует большое количество
исследований, посвящённых развитию воображения в онтогенезе. Основным предметом
изучения являлись возрастные периоды развития и те виды деятельности, в которых
оно развивалось. Существуют следующие этапы развития воображения:
Первый этап
( от 0 до 3 лет) – предпосылками воображения выступают представления, которые появляются
на втором году жизни. Малыш в возрасте около полутора лет узнаёт изображенное на
картинке. Воспринять изобразительный знак помогает воображение. Оно достраивает
то, что не совсем соответствует имеющемуся в памяти представлению. При узнавании
ребёнок не создаёт ничего нового. Поэтому воображение выступает как пассивный процесс.
Оно существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент.
О первых проявлениях воображения свидетельствует умение ребёнка действовать в воображаемой
ситуации с воображаемыми предметами. Первые подражательные игры возникающие на втором
году жизни, ещё не заключают в себе элементов воображения. Одной из причин возникновения
воображения является психологическая дистанция между ребёнком и взрослым, ребёнком
и объектом его желания. Ребенок воспринимает основные действия взрослого, но отражает
их обобщённо и условно, передавая лишь их смысл и внешний рисунок [ 10,с.75].
Развитие начальных
форм воображения у ребёнка раннего возраста связано с обобщённостью игровых действий
и игровых предметов, а так же
с тем, что в репертуар игровых
действий прочно входят замещения [11,с.5 ].
По данным В.А.Скоробогатова
и Л.И. Коноваловой малыш не сразу откликается на замещение, которое предлагает взрослый,
а играет только с реальными игрушками. Перелом наступает тогда, когда ребёнок отказывается
использовать любое замещение, предлагаемое взрослыми. Важнейшим фактором, который
обеспечивает возможность переноса значения на другие предметы, является появление
речевых форм. Освоение речи приводит к тому, что в игре появляются первые самостоятельные
замещения. Складывается новый способ действия с предметами заместителями - полноценное
использование замещений. Выбор предметов
заместителей становится осознанным
и сопровождается развёрнутыми высказываниями. Таким образом, в игровой деятельности
детей раннего возраста зарождаются творческие элементы. Ребёнок на фоне интереса
к новому виду активности быстро начинает отступать от образов действий, задаваемых
взрослыми, вносит в них свои нюансы. Но воображение имеет репродуктивный характер
[23,с. 48 ].
Второй этап
(то 3 до 4 лет) – происходит становление словесных форм воображения. На третьем
году жизни потребность в игровой деятельности становится самостоятельной потребностью
ребёнка, хотя нуждается в поддержке и поощрении взрослого. Основным поддержанием
игры является развёрнутая ориентировка в предметной стороне человеческой деятельности.
Эта ориентировка начинается с подражания действиям взрослого и развивается по пути
самостоятельного творческого построения образов действия с предметами, пока ещё
с опорой на реальные объекты. Следовательно, показателями развития воображения в
игре являются : разнообразие сюжетов, действие в воображаемой ситуации, самостоятельный
выбор предмета – заместителя, гибкость в изменении функций и названия предметов,
оригинальность замещения игровых действий, критичность к замещениям партнёра.
Появляется аффективное
воображение, связанное с осознанием ребёнка своего «Я» и отделением себя от других
людей. Воображение уже становится самостоятельным процессом [ 1,с. 67 ].
Третий этап
(от 4 до 5 лет) – в этом возрасте возрастают творческие проявления в деятельности,
прежде всего в игре , ручном труде, рассказывании и пересказе. Появляются мечты
о будущем. Они ситуативно, не редко не устойчивы, обусловлены событиями, вызвавшими
у ребёнка эмоциональный отклик. Воображение превращается в особую интеллектуальную
деятельность, направленную на преобразование окружающего мира . Опорой для создания
образа служат не только реальный
объект, но и представления, выраженные
в слове. Воображение остаётся в основном непроизвольным. Ребёнок ещё не умеет руководить
деятельностью воображения, но уже может представить состояние другого человека.
Воссоздаваемые образы дифференцированы, содержательны и эмоциональны [3,с. 75].
Четвёртый этап
( от 6 до 7лет) – в этом возрасте воображение носит активный характер. Внешняя опора
подсказывает замысел, и ребёнок произвольно планирует его реализацию и подбирает
необходимые средства. Происходит рост производительности воображения, это проявляется
в развитии умения создавать замысел и планировать его достижение. Воссоздаваемые
образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью.
У ребёнка развивается умение действовать в образном плане, возникает интериоризированное
воображение, то есть переходит во внутренний план, необходимость в наглядной опоре
для создания образов исчезает. Появляются элементы творчества. В дошкольном возрасте
у ребёнка появляется особая внутренняя позиция, а воображение уже становится самостоятельным
процессом. Принимая во внимание тот факт, что воображение развивается в разных видах
деятельности, наиболее продуктивным в детстве являются игра и рисование [17,с.29].
Пятый этап (
от 7 до 11 лет) – это качественно новый этап развития воображения у детей. Этому
способствует значительное расширение объёма знаний, которые получает школьник в
процессе обучения, систематическое овладение разнообразными умениями и навыками,
которые обогащают и вместе с тем уточняют, конкретизируют образы воображения, обуславливают
их продуктивность. «Дети младшего школьного возраста не лишены фантазирования, находящегося
в разладе с действительностью. Что характерно ещё в большей степени и для школьников
среднего звена( случаи детской лжи и пр.) [30,с. 146]».
« В младшем
школьном возрасте начинает развиваться вербально – мыслительное воображение, которое
составляет как бы новый этап в развитии воображения. При развивающемся вербально
- мыслительном воображении опора на предмет и даже действие, если и имеет место,
то побочное, третьестепенное [21,с. 69]».
Шестой этап
( от 12 до 17 лет) – дальнейшее развитие воображения учащихся осуществляется не
только на уроках, но и в процессе творческих занятий в школьных кружках, факультативах
и так далее. На этапе творческой деятельности школьника его необходимо поддерживать,
поощрять. Доброжелательное отношение взрослых к творческим занятиям ребёнка, к результатам
его творчества послужит стимулом для дальнейшей активизации творческой деятельности[29,
с.18].
Описанные здесь
этапы развития воображения как опосредованной функции представляют собой лишь возможности
каждого возраста, которые в естественных условиях реализуются меньшинством детей.
Без специального руководства развитие воображения может иметь неблагоприятные прогнозы.
Аффективное воображение без достаточного, обычно стихийно возникающего изживания
травм может приводить к патологическим переживаниям ( навязчивые страхи, тревожность)
или же вести ребёнка к полной аутизации, к созданию замещающей воображаемой жизни
, а не реальных творческих продуктов. Культура эмоциональной жизни (умение сопереживать,
сочувствовать), так же как и овладение различными другими элементами культуры, являются
лишь необходимыми условиями полноценного развития воображения человека.
Вывод: таким образом, воображение – это особая форма человеческой психики,
благодаря которой человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет
ею. Воображение сложный психический процесс имеющий несколько видов :
1)
произвольное и непроизвольное ;
2)
воссоздающее и творческое;
3)
мечты и фантазии.
Начальные формы
воображения впервые появляются в раннем возрасте
в связи с зарождение сюжетно
– ролевой игры и развития знаково-символической функции сознания. Дальнейшее развитие
воображения идёт по трём направлениям. Во– первых, по линии расширения круга замещаемых
предметов и совершенствования самой операции замещения. Во – вторых, по линии совершенствования
операций воссоздающего воображения. В-третьих, развивается творческое воображение.
На развитие воображения оказывают влияние все виды деятельности, а в особенности
рисование, игра, конструирование, чтение художественной литературы.
Воображение
выполняет важнейшие функции:
1)
гностически –эвристическую;
2)
защитную;
3)
коммуникативную;
4)
прогностическую.
Деятельность
воображения осуществляется с помощью следующих механизмов: комбинирование, акцентирование,
агглютинация, гиперболизация, схематизация, типизация, реконструкция.
2 Практические
аспекты изучения воображения у детей дошкольного возраста
2.1 Описание
диагностических методик для изучения уровня развития воображения у детей дошкольного
возраста
Для изучения
воображения в психологии разработано достаточно много методов и методик. Так, например
для изучения воображения у детей дошкольного возраста используются следующие диагностические
методики : « Неполные фигуры», «Рисунок», «Скульптура», «Нелепые картинки», «Заполнение
отсутствующих деталей в изображении» и т.д.
Для оценки развития
воображения в младшем школьном и подростковом возрасте используются диагностические
методики : « Круги Торренса » , « Две линии », « Придумай рассказ », « Незаконченный
рисунок » и т.д.
Так как в дошкольном
возрасте воображение носит активный характер, происходит рост производительности
воображения, появляются элементы творчества, необходимо подобрать ряд диагностических
методик для оценки развития воображения у детей дошкольного возраста. Рассмотрим
некоторые из них :
Методика №1
«Неполные фигуры» Е.П. Торренс [ 19,с. 93 ].
Цель: выявить
уровень развития творческого воображения.
Возраст: предлагается
для детей 5-7 лет.
Стимульный материал:
изображения геометрических фигур на отдельных листах бумаги, цветные карандаши (
см. прил.1).
Ход проведения:
Испытуемому даётся следующая инструкция: « Сегодня мы будем рисовать интересные
картинки из знакомых геометрических фигур.
Посмотри на
свой лист, используя данную фигуру ,нарисуй картину» . Ребёнку предлагается одна
из геометрических фигур, изображенная на чистом листе бумаги (в центре), цветные
карандаши. На выполнение задания отводится 10-12 минут. Затем работу забирают и
поочередно предлагают следующие фигуры.
После дорисовывания
фигур дают задание, в котором требуется дорисовать элемент предмета.
Ход проведения:
Испытуемому
дается инструкция: « Посмотри на этот лист. Здесь нарисована часть какого-то предмета.
Дорисуй её так, чтобы получилась картина».
Ребёнку дают
лист бумаги с изображением элемента предмета, цветные карандаши. Для работы отводится
10-12 минут.
Обработка и
анализ результатов:
Работы оцениваются
в баллах:
0 баллов- задание
не выполнено;
1 балл- дорисовывает
фигуру (элемент), но уже с разными деталями;
2 балла- изображает
отдельный предмет, но уже с разными деталями;
3балла- изображает
предмет, включенный в какой-то воображаемый эпизод, вокруг объекта появляется «поле
вещей»;
4балла- изображает
несколько объектов по воображаемому сюжету;
5баллов- изображает
предложенную фигуру (элемент) как второстепенную деталь образа в каком-то воображаемом
сюжете.
Методика №2
тест « Составление изображений объектов» Л.Ю.Субботина [ 27,с.22 ].
Цель: исследование
особенностей воссоздающего воображения.
Возраст: предлагается
для детей от 5-12 лет.
Стимульный материал:
изображение круга, треугольника, трапеции прямоугольника, на отдельном листе , цветные
карандаши ( см. прил. 2).
Ход проведения:
Испытуемому
дается инструкция: « Посмотри, перед тобой изображено несколько геометрических фигур,
нарисуй лицо используя только данные фигуры. Каждую фигуру можно рисовать несколько
раз, менять её размеры, но нельзя добавлять другие фигуры и линии.»
Объекты для
рисования: лицо, клоун, домик, кошка, дождь, радость.
На каждое изображение
даётся около 5 минут. Оценка результатов проводится по ряду параметров:
1.
Изображены ли все заданные объекты;
2.
Реалистичность изображения;
3.
Уникальность изображения;
4.
Использование в изображении всех предложенных фигур.
Каждый пункт
оценивается по пятибалльной системе, считается общее число баллов. Чем больше величина,
тем лучше развито воссоздающее воображение.
1балл- за каждое
изображение, которое ребенок обозначил требуемым инструкцией объектом, даже если
оно и не похоже.
2балла- за изображение,
которое оценивается «можно и так».
3балла- за изображение
в котором используются все предложенные фигуры в гармоническом сочетании.
4балла- за изображение,
использующее все фигуры и достаточно реалистичное.
5баллов- за
изображение с использованием всех предлагаемых фигур в оригинальной и остроумной
комбинации.
Методика №3
« Скульптура» [ 15,с.254 ].
Цель: исследование
особенностей творческого воображения.
Возраст: предлагается
для детей от 5 до 10 лет.
Стимульный материал:
пластилин, доска для лепки, стека, емкость в водой.
Ход проведения:
Испытуемому
даётся следующая инструкция: « Сегодня мы будем лепить скульптуру. Тебе необходимо
слепить любую поделку по желанию. Придумать название и описать её. Приступай к работе.»
На выполнение
работы даётся около 30 минут.
Обработка и
анализ результатов:
Работы оцениваются
в баллах:
0 баллов – задание
не выполнено;
1 балл – придумал
и вылепил из пластилина что-то очень простое (шарик, кубик и т.п.).
2 балла – сравнительно
простая поделка, в которой имеется небольшое количество обычных деталей, не более
двух-трех.
3 балла – ребёнок
придумал что-то необычное, но детально не проработал объект;
4 балла – придуманная
вещь достаточно оригинальная, но детально не проработанная;
Методика № 4
игровой тест « Три слова » Л.Ю.Субботина [ 27, с. 33]
Цель : исследование
особенностей воссоздающего и творческого воображения.
Возраст: предлагается
для детей от 6 до 10 лет.
Стимульный материал:
карточки со словами для работы ( см. прил.3)
Ход проведения:
Испытуемому
даётся следующая инструкция: « Сейчас я назову три слова, придумай несколько предложений
с этими словами. В каждом предложении должны быть все три слова, а вместе они должны
составлять рассказ. Читающим детям слова даются на карточке.
Слова для работы:
дворец, бабушка, клоун; разбойник, зеркало, щенок;
торт, озеро,
кровать.
Обработка и
анализ результатов:
Каждое предложение
оценивается по пятибалльной системе.
1 балл – бессмысленное
сочетание слов;
2 балла – два
слова имеют логическую связь, а третье нет;
3 балла – банальная
фраза;
4 балла – правильное
логическое сочетание слов, но не в каждой фразе используются все три слова;
5 баллов – остроумная,
оригинальная фраза.
2.2 Упражнения,
игры для развития воображения у детей дошкольного возраста
Для развития
воображения могут использоваться различные игры, упражнения. Без развитой способности
к воображению не может быть настоящего творчества. Отсюда следует, что воображение
необходимо развивать. Наиболее оптимальным периодом, пиком развития воображения,
является старший дошкольный возраст. Рассмотрим варианты упражнений и игр которые
могут использоваться для развития воображения у детей дошкольного возраста.
Упражнение №1
« Фантастический образ» Л.Ю. Субботина [27,с.66]
Цель: используется
для развития воображения, мышления.
Возраст: предлагается
для любого возраста.
Стимульный материал:
карточки с изображенными элементами.
Время проведения:
10-15 минут.
Ход проведения
упражнения:
Ребенку предлагаются
карточки с изображением отдельных элементов. Инструкция: «Твоя задача – построить
из этих элементов фантастический
образ ( существо,
предмет). Затем опиши, какими свойствами он обладает
и как его можно
использовать.
Чем больше элементов
включает созданный образ, чем он оригинальнее, тем ярче функционирует воображение
ребенка.
Упражнение №
2 « Волшебники» Л.Ю. Субботина [27, с. 101] .
Цель: используется
для развития чувств на базе воображения.
Возраст: предлагается
для детей от 5 до 13 лет.
Стимульный материал:
по 2 карточки с изображением волшебников на одного ребенка, альбомный лист, цветные
карандаши.
Время проведения:
20-30 минут.
Ход проведения
упражнения:
Вначале ребенку
дается первое задание. Предлагаются две совершенно одинаковые фигуры «волшебников».
Инструкция:
« У тебя два волшебника, тебе нужно дорисовать эти фигуры, превратив одну в «доброго»,
а другую в « злого» волшебника,
После выполнения
, второе задание.
Инструкция:
« Сейчас ты должен сам нарисовать «доброго» и « злого» волшебников, а также придумай,
что совершил плохого «злой» волшебник и как его победил «добрый».
Упражнение №3 «Неоконченные рассказы» Л.Ю.
Субботина [27,с.146] Цель: данное упражнение развивает творческое воображение.
Возраст: предлагается
для детей от 5 до 11 лет.
Стимульный материал:
текст « Проделки белки»
Время проведения:
10-15 минут.
Ход поведения
упражнения:
Инструкция:
« Сейчас я тебе прочитаю очень интересный рассказ, но у него не будет окончания.
Ты должен досочинить начатый рассказ. Рассказ называется « Проделки белки».
Пошли две подружки
в лес и нарвали полную корзинку орехов. Идут по лесу, а вокруг цветов видимо – невидимо.
« Давай повесим
корзинку на дерево , а сами цветов нарвем», - говорит одна подружка. « Ладно!» -
отвечает другая.
Висит корзинка
на дереве, а девочки цветы рвут. Выглянула из дупла белка и увидела корзинку с орехами.
Вот , думает…»
Ребенок должен
не только довести сюжет до конца, но и учесть название рассказа.
Игра № 4 « Пантомима»
Л.Ю.Субботина [27, с.104].
Цель: используется
для развития воображения.
Возраст: от
5 до 11 лет.
Время проведения:
10-15 минут.
Ход проведения
игры:
Группа детей
становится в круг.
Инструкция:
« Дети, сейчас по очереди каждый из вас будет выходить в середину круга и с помощью
пантомимы покажет какое-либо действие.
Например, представляет
, как рвет воображаемые груши с дерева и кладет их в корзину. При этом говорить
нельзя , всё изображаем только движениями».
Победителями
определяются те дети, которые наиболее верно изобразили пантомимическую картинку.
Игра №5 « Внутренний
мультфильм» М.И. Битянова [2, с.129]
Цель: используется
для развития творческого воображения.
Возраст: используется
для детей от 5 до 11 лет.
Стимульный материал
: текст рассказа .
Время проведения:
10 минут.
Ход проведения
игры:
Инструкция:
« Сейчас я расскажу тебе историю, ты слушай внимательно и представь, что смотришь
мультфильм. Когда я остановлюсь, ты продолжишь рассказ. Затем ты остановишься и
вновь продолжу я. Лето. Утро. Мы на даче. Вышли из дома и пошли к реке. Ярко светит
солнце, дует приятный легкий ветерок»
Игра № 6 « Нарисуй
настроение» М.И. Битянова [ 2, с. 134]
Цель: используется
для развития творческого воображения.
Возраст: используется
для детей от 5 до 13 лет.
Стимульный материал:
альбомный лист, акварельные краски, кисти.
Время проведения:
20 минут.
Ход проведения:
Инструкция:
« Перед тобой бумага и краски, нарисуй своё настроение. Подумай, какое оно грустное
или наоборот весёлое, а может какое - нибудь другое? Изобрази его на бумаге любым
способом , как тебе захочется».(прил.1)
Цель: используется
для развития воссоздающего воображения.
Возраст используется
для детей от 4 до 10 лет.
Стимульный материал
: карточки с кляксами, « морозными рисунками»
Время проведения:
10 минут.
Ход проведения:
Инструкция:
« Сейчас я буду показывать картинки, а ты внимательно смотри. Затем ты должен сказать,
что напоминают увиденные образы, на что они похожи».
Далее демонстрируются
карточки с изображениями.
Игра №8 « Сказка
наоборот» И.В. Вачков [4, с. 211].
Цель: используется
для развития творческого воображения.
Возраст: используется
для детей от 5 до 11 лет.
Стимульный материал:
герои любимых сказок.
Время проведения:
10-15 минут.
Ход проведения:
Инструкция:
« Вспомни, какая у тебя любимая сказка? Расскажи её, так чтобы в ней всё было «
наоборот». Добрый герой стал злым, а злой добродушным. Маленький превратился в великана,
а великан в карлика».
Игра №9 « Соедини
предложения» И.В. Вачков [4, с. 215].
Цель: используется
для развития воссоздающего воображения.
Возраст: используется
для детей от 5 до 11 лет.
Стимульный материал:
незаконченные предложения .
Время проведения:
15-20 минут.
Ход проведения:
Ребёнку поочерёдно
предлагаются три задания, в которых необходимо соединить в связный рассказ два предложения.
Инструкция:
« Прослушай два предложения , их нужно соединить в рассказ. «Далеко на острове произошло
извержение вулкана…»-«…поэтому сегодня наша кошка осталась голодной.»
Далее можно
использовать предложения:
« По улице проехал
грузовик…» - «…поэтому у Деда Мороза была зеленая борода».
« Мама купила
в магазине рыбу…» - «… поэтому вечером пришлось зажигать свечи».
Игра № 10 «
Превращения» И.В. Вачков[4, с. 232].
Цель: используется
для развития воссоздающего воображения.
Возраст: используется
для детей от 5 до 13 лет.
Стимульный материал:
игровые образы.
Время проведения:
10-15 минут.
Ход проведения:
Детям предлагается
изобразить в движении игровые образы.
Инструкция:
« Вообрази, что ты превратился в тигра, который пробирается в джунглях. Изобрази
это в движении». После выполнения задания , даётся следующее: «робот», «орёл», «королева»,
« кипящая кастрюля».
Вывод
Для исследования
воображения разработано достаточно методов и методик. Для каждого возраста используется
определённый набор психолого-диагностических методик. Для изучения воображения детей
дошкольного возраста можно использовать такие методики как:
« Неполные фигуры»,«
Составление изображений объектов», « Три слова» «Скульптура», « Рисунок» и др.
Воображение
можно развивать, используя специально подобранные упражнения и игры: « Пантомима»,
«Неоконченные рассказы», « Волшебники», «Фантастический образ» Л.Ю. Субботиной;
«Внутренний мультфильм», «Нарисуй настроение», «На что похоже?» М.И. Битяновой;
«Сказки наоборот»,
«Соедини предложения» И.В. Вачкова.
Заключение
По итогам проведенного
исследования можно сделать следующие выводы. Воображение является основной двигательной
силой творческого процесса человека и играет огромную роль во всей его жизни, так
как вся жизнедеятельность человека связана с творчеством, начиная от приготовления
пищи до создания литературных произведений или изобретательства. Воображение значительно
расширяет и углубляет процесс познания. Оно играет огромную роль в преобразовании
объективного мира.
В результате
работы достигнута цель исследования - мы изучили воображение как психологический
процесс. Отметили, что воображение – это особая форма человеческой психики, благодаря
которой человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. На основе
изучения психологической литературы охарактеризовали виды воображения:
1) произвольное
и непроизвольное;
2) воссоздающее
и творческое;
3) мечты и фантазии.
Исследовали
функции, которые выполняет воображение:
1)
гностически-эвристическую;
2)
защитную;
3)
коммуникативную;
4)
прогностическую.
Отметили, что
деятельность воображения осуществляется с помощью определённых механизмов: комбинирование,
акцентирование, агглютинация, гиперболизация, схематизация, реконструкция.
Изучили этапы
развития воображения с раннего возраста до старшего школьного возраста. Проведённые
исследования по изучению развития воображения обнаружили зависимость воображения
от накопленного опыта, полученных впечатлений, а также игр и упражнений.
Подобрали психологические
методики для диагностики уровня развития воображения ( на примере дошкольного возраста),
использовали разработки Е.П. Торренса, Л.Ю. Субботиной, Р.С. Немова.
Описали упражнения,
игры способствующие развитию воображения детей дошкольного возраста. Авторы игр
и упражнений : И.В. Вачков, М.И. Битянова, Л.Ю. Субботина.
Таким образом,
цель работы достигнута, задачи решены.
Список литературы
1. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая
психология. М. : Владос пресс,2002.
374с.
2. Битянова М.И. Практикум по
психологическим играм с детьми и подростками. М.: Генезис,2001.352с.
3. Боровик О.В. Развитие воображения
.М. : ООО «ЦГЛ «Рон», 2002. 112с.
4. Вачков И.В. Психология тренинговой
работы .М.: Эксмо,2007 416с.
5. Выготский Л.С. Педагогическая
психология М.: АСТ,Астрель, 2005.672с.
6. Выготский Л.С. Воображение
и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз 1999 305с.
7. Гамезо М.В., Домашенко И.А.
Атлас по психологии: Информ.-метод.
Пособие к курсу «Психология человека».
М. : Педагогическое общество
России, 2007. 276с.
8. Григорович Л.А., Марциновская
Т.Д. Педагогика и психология :
Учебное пособие . М .: Гардарики
, 2003. 480 с. 9. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М.: Знание,2007.192с.
10. Катаева Л.И. Изучение познавательных
процессов детей дошкольного
возраста. М.: Владос, 2004. 234с.
11. Кудрявцев В.Т. Воображение
ребёнка: природа и развитие,// Психоло-
12. Маклаков А.Г. Общая психология
. М.: Знание, 2005. 592с.
13. Мухина В.С. Возрастная психология
. М.: Наука, 2007. 258с.
14. Немов Р.С. Психология . В
3 кн. Книга 1. М.: Владос, 2008. 260с.
15. Немов Р.С. Психология . В
3 кн. Книга 2. М.: Владос, 2008. 107с.
16. Петровский А.В., Ярошевский
М.Г. Психология 3 изд.М.: Академия,
2002. 251с.
17. Полуянов Ю.А. Воображение
и способности. М.: Знание, 2003. 50с.
18. Пономарёв Я.А. Психология
творчества. М.: Наука, 2001. 304с.
19. Психолог в дошкольном учреждении.
Методические рекомендации к практической деятельности / под ред. Лаврентьевой.М.:
ГНОМ, 2002. 241с.
20. Рогов Е.И. Настольная книга
практического психолога. В 2 кн. Книга1
М.: Владос 2004 383с.
21. Рогов Е.И. Настольная книга
практического психолога. В 2 кн.Книга 2 М.: Владос, 2004. 528с.
22. Рубинштейн С.Л. Основы общей
психологии. СПб.: Питер, 2003. 712с.
23.Скоробогатов В.А., Коновалова
Л.И. Феномен воображения. Философия для педагогики и психологии. М.: Союз, 2002.
356с.
24.Справочник дошкольного психолога
/ под ред. Широковой Г.А. М.: Феникс, 2008. 384с.
25.Слободчиков В.И. Исаев Е.И.
Основы психологической антропологии: Психология развития человека. М.: Школьная
пресса, 2000.416с.
26.Субботина Л.Ю. Детские фантазии:
Развитие воображения детей. Екатеринбург: У-Фактория, 2005 . 192с.
27.Субботина Л.Ю. Учимся играя.
Развивающие игры для детей 5-10лет. Екатеринбург: У-Фактория, 2005. 144с.
28.Хьелл Л., Зиглер Д. Теории
личности. СПб.: Питер, 2000. 608с.
29.Худик В.А. Психологическая
диагностика детского развития: методы исследования. Киев.: Украина, 2002. 423с.
30.Шерагина Л.И. Логика воображения
.М.: Союз,2001. 285с.
Размещено на