Психодинамические свойства индивида
Содержание
Введение
1. ТЕМПЕРАМЕНТ
1.1 ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТА
1. 2 СВОЙСТВА
ТЕМПЕРАМЕНТА
2. СЕНСИТИВНОСТЬ
Библиографический
список
Введение
Психодинамический уровень индивида представляет собой устойчивое
единство его психодинамических свойств. Структуру психодинамических свойств
индивида составляют темперамент, сенситивность и общие способности. Следует
указать, что темперамент является центральным образованием в структуре
психодинамических свойств индивида.
1. ТЕМПЕРАМЕНТ
Хорошо известно, что люди отличаются друг от друга не только
уровнем достижений, свойствами личности или интеллекта, но и способами
выражения своих эмоций и чувств, разными способами общения и поведения,
наконец, разными приемами мыслительной деятельности. Конечно, на эти различия
оказывают влияние конституциональные и нейродинамические свойства человека.
Квинтэссенция же этих различий заключена в темпераменте человека.
Темперамент – это биологический полюс интеграции психологических
свойств. Он интегрирован в структуру личности и, как говорил Б.Г. Ананьев,
является ее природной основой. Об этом говорят факты влияния свойств
темперамента на формирование личности. Например, чувствительность к критическим
жизненным событиям, само определение человеком события как критического связано
с такими свойствами темперамента как тревожность, активность, эргичность. С
другой стороны, и свойства личности оказывают влияние на темперамент. Например,
темпераментные различия между людьми проявляются при активном отношении
человека к ситуации. Особенно ярко различия в темпераментах проявляются в
экстремальных ситуациях, когда действует сильный мотив, и требуется предельное
напряжение сил и быстрое изменение способов деятельности.
Темперамент, как центральное образование в структуре
психодинамики, определяет формально-динамическую, процессуальную сторону
психики человека и при его характеристике он отвечает на вопрос «как». Таким
образом, темперамент характеризует человека со стороны динамических
особенностей его психической деятельности, т. е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности,
– т. е. всего того, что составляет динамику психических процессов и состояний.
Следовательно, темперамент характеризует не уровень достижений человека (люди
разного темперамента могут добиться одинаково высоких достижений), а способ достижений.
Именно эта характеристика темперамента тесным образом связывает темперамент с
задатками, поскольку обе они характеризуют динамическую сторону психической
деятельности. Темперамент–это неспецифическая характеристика психической
деятельности, поскольку он проявляет себя во всех ее сферах: эмоциональной,
познавательной, волевой.
1.1 ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТА
При характеристике нейродинамических свойств индивида уже
говорилось об известных еще со времен Гиппократа типах темперамента. Однако
наряду с этими хорошо известными типами существуют и другие, может быть менее
известные, но весьма примечательные типологии.
Авторами одной из них являются голландские психологи Г. Хейманси и
Е. Вирсма. Разработав специальный опросник, содержащий 90 вопросов, они
исследовали 2500 взрослых и детей, в результате чего сумели выделить три
биполярные характеристики темперамента.
Эмоциональность – отсутствие эмоциональности, характеризующее частоту и силу
эмоциональных реакций человека.
Активность – пассивность (в труде, учебе, досуге).
Первичность – вторичностъ. Люди с развитой первичной функцией сильно и
немедленно реагируют на стимулы внешней среды, причем эффект этих реакций
быстро угасает. У людей с выраженной вторичной функцией первоначальная реакция
на раздражитель слабая, а эффект в дальнейшем усиливается и сохраняется
длительное время. Можно провести параллель между первичной функций и
экстраверсией и вторичной функций и интроверсией.
В результате комбинирования этих трех характеристик темперамента
можно получить восемь различных типов темперамента (см. табл. 1).
Авторами двух других теорий темперамента являются известные
исследователи в области интеллекта Дж. Гилфорд и Л. Терстоун.
Дж. Гилфорд предложил 13-ти факторную теорию темперамента, которую
он разрабатывал в течение 20 лет. Он выделил следующие факторы:
Таблица 1 Типология темпераментов по Г. Хеймансу и Е. Вирсме
Эмоциональность
|
Активность
|
Первичная (П) или вторичная (В) функция
|
Темперамент
|
+
|
-
|
П
|
нервный
|
+
|
-
|
В
|
сентиментальный
|
+
|
+
|
П
|
очень деятельный,
|
+
|
+
|
В
|
страстный
|
-
|
+
|
П
|
сангвиник
|
-
|
+
|
В
|
флегматик
|
-
|
-
|
П
|
аморфный, беспечный
|
-
|
-
|
В
|
апатичный
|
Общая активность. Индивид энергичен, быстро двигается и быстро работает,
предприимчив и иногда импульсивен.
Доминантность. Индивид настойчив, ищет возможности стать лидером, не боится
социальных контактов, открыто выражает свои мысли.
Мужество. Преобладают типично мужские интересы (как профессиональные так и
повседневные), умеет скрывать свои чувства, не поддается страху, не вызывает
симпатий у окружающих.
Уверенность в себе. Индивид полагается на себя, уравновешен в
общении, удовлетворен своим положением, не замыкается в себе.
Спокойствие (самообладание). Человек спокоен, бодр, умеет быстро
сосредотачиваться на проблеме, не подвержен утомлению и раздражительности.
Общительность. Человек склонен к общению, не робок, не застенчив, не ищет
уединения.
Рефлексивность. Человек задумчив, склонен к самоанализу, любознательности,
анализу других людей.
Депрессия. Эмоциональная и физическая подавленность, тревога и страх,
настроение изменчиво.
Эмоциональность. Легко возбудимые, устойчивые во времени, но весьма
поверхностные и инфантильные эмоции.
Сдержанность. Человек хорошо владеет собой, скорее серьезен, чем
беззаботен, с развитым чувством ответственности.
Беспристрастность. Человек объективно и реалистично подходит к
проблемам, чуток к изменениям в отношении окружающих, не склонен к
подозрительности, впечатлителен.
Терпимость. Человек не критикует других, доверчив, более обращен к другим, чем
к себе.
В результате факторизации перечисленных факторов были выделены
четыре суперфактора: «вспыльчивость-сдержанность», «реализм», «эмоциональность»
и «социальная адаптируемость». Эти факторы независимы друг от друга, однако,
исследователям не удалось разработать диагностические тесты, с помощью которых
можно было бы установить данные факторы при обследовании человека.
Л. Терстоун, применив факторную процедуру к известным 13 факторам
Дж. Гилфорда выделил семь факторов второго порядка. Эта процедура, известная
как «Шкала темпераментов Л. Терстоуна» нашла свое применение в психодиагностике
и выглядит следующим образом:
Активные. Такие индивиды быстро работают, они нетерпеливы, постоянно
находятся в действии, склонны к поспешности.
Энергичные. Это физически бодрые люди, любят работу, требующую мускульных
усилий.
Импульсивные. Быстро принимают решения, легко переходят от одной задачи к
другой, беззаботны и легкомысленны.
Доминантные. Склонны руководить другими, брать на себя ответственность,
охотно выступают публично, организуют общественные мероприятия.
Стабильные. Для них характерны невозмутимость, ровное расположение духа, легко
сосредотачиваются даже в неблагоприятных условиях, легко прерывают начатое дело
или продолжают его, если требует ситуация.
Социабельные. Общительные, легко заводят знакомства, покладисты,
доброжелательны, склонны к сотрудничеству.
Рефлексивные. Склонны к размышлениям, предпочитают теоретическую
деятельность, спокойные, охотно работают в уединении, любят деятельность
требующую точность, нежели скорость.
По мнению авторов факторных теорий, знать темперамент человека –
значит определить значение каждого из известных факторов, входящих в структуру
темперамента. Существенным недостатком этих концепций является то, что при
неизменном исходном материале, количество и качество выделяемых факторов
изменяется. Это приводит к тому, что структуры темперамента принципиально
отличаются друг от друга, что ставит под сомнение вопрос о выделении в
названных факторных структурах действительно устойчивых свойств, мало
изменяющихся под влиянием внешней среды. Таким образом, важнейшей проблемой
изучения темперамента становится выделение в его структуре относительно устойчивых
свойств, мало изменяющихся под влиянием средовых воздействий.
Исследование типов темпераментов получило широкое распространение
в отечественной психофизиологии. Ранее уже говорилось о типологии
темпераментов, основанной на типологии типов высшей нервной деятельности И.П.
Павлова. Эта традиция получила свое развитие в работах А.Г.
Иванова-Смоленского, Н.И. Красногорского, Б.М Теплова, В.Д. Небылицина и
других. По мере накопления фактов исследователи придают все меньшее значение
магическому числу «четыре». Подчеркивается значение отдельных основных свойств
нервной системы, в то время как проблема разделения на типы отступает на задний
план. Тем не менее, несмотря на то, что разные авторы использовали разные
критерии деления типов темперамента, в их типологиях, как правило, сохранялась
его четырехчленная структура.
Эти типологии объединяет то, что разным типам темперамента
приписываются разные способности к образованию условных реакций. Поскольку
образование условных связей составляет определенную форму обучения, можно
сказать, что скорость обучения является важнейшим и характерным признаком того
или иного типа темперамента.
Характеристика темперамента, как природной основы личности, была
бы неполной без описания его основных свойств.
1.2 СВОЙСТВА ТЕМПЕРАМЕНТА
темперамент психодинамика сенситивный
В настоящее время к основным свойствам темперамента принято
относить следующие:
Общая психическая активность индивида, суть которой заключается в тенденции
человека к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней среды.
Степени активности распределяются от вялости, инертности и пассивного
созерцания до высших степеней энергии, мощной стремительности действий и
постоянного подъема.
Моторный или двигательный компонент. Тесно связан с
предыдущим. Ведущую роль в нем играют качества, связанные с двигательным и
речедвигательным аппаратами. Этот компонент очень нагляден, он проявляет себя в
движениях, речи индивида, в частности, амплитуде его движений, темпе речи,
силе, резвости движений и других моторных показателях. На их основании мы чаще
всего и составляем свое первое впечатление о темпераменте человека.
Эмоциональность – следующее основное свойство темперамента, представляет
собой своеобразный симптомокомплекс свойств и качеств, характеризующий особенности
возникновения, протекания и прекращения разнообразных аффектов, чувств и
настроений. В качестве основных характеристик эмоциональности выделяют
впечатлительность, импульсивность и эмоциональную лабильность.
Впечатлительность выражает эмоциональную восприимчивость индивида, его чуткость
к эмоциогенным воздействиям, способность найти почву для эмоциональной реакции
там, где для других людей такой почвы не существует. Она в значительной мере
связана с чувствительностью как сенсорной, так и эмоциональной. Поэтому у одних
людей « всю кожу с сердца сдирает», а другие – «толстокожие» очень слабо
реагируют на окружающее.
Импульсивность характеризует быстроту, с которой эмоция становится
побудительной силой действия либо поступка без предварительного их обдумывания
и сознательного решения выполнить их.
Под эмоциональной лабильностью обычно понимают скорость, с которой
прекращается данное эмоциональное состояние или происходит смена одного
переживания другим. От эмоциональной лабильности зависит, как быстро и сильно
человек загорается и с какой быстротой он угасает.
Нередко к свойствам темперамента относят экстраверсию – интроверсию,
которые связывают с силой – слабостью нервных процессов.
Реактивность. Под нею понимают уровень интенсивности реакций индивида в ответ
на различные стимулы. Чем интенсивнее ответная реакция, тем выше реактивность.
Индивиды с низкой реактивностью реагируют на раздражители согласно закону силы:
возрастание силы раздражителя приводит к соответствующему росту
интенсивности реакции. Поведение высокореактивных индивидов не
подчиняется закону силы: даже при слабом раздражителе их реакция может быть
значительно выше требуемой. Реактивность тем сильнее, чем выше возбудимость
индивида. Установлена отрицательная связь между реактивностью и активностью
индивида. Высокореактивные индивиды обычно характеризуются пониженной
активностью, их деятельность мало интенсивна. Низкореактивным индивидам
свойственна высокая активность.
Завершая характеристику темперамента, повторим, что его свойства
представляют собой наиболее постоянные и неизменные характеристики индивида.
2. СЕНСИТИВНОСТЬ
Сенситивность как особое свойство сенсорной организации человека
характеризует общий «способ чувствительности». Это означает, что Сенситивность
является общей, относительной устойчивой особенностью индивида. Вместе с тем,
экспериментальное исследование чувствительности позволяет сделать вывод об
относительной независимости абсолютной чувствительности зрительного, слухового
и тактильного анализаторов. Именно поэтому индивидуальные различия между
анализаторами у человека носят выраженный характер. Сами же эти различия
обусловлены врожденными или наследственными особенностями морфологической
организации человека. Экспериментально установлены связи между телосложением и
сенситивностью. Можно полагать, что общая конституция выступает в качестве
общего фактора, который объединяет все природные свойства в единое целое.
В завершении анализа индивидных свойств человека следует
подчеркнуть, что существуют разветвленные достоверные связи между разными
уровнями первичных и вторичных свойств индивида. Установлены связи между
телесной конституцией и сенситивностью, между неиродинамическими и такими
психодинамическими свойствами как темперамент и общие способности.
Экспериментальное изучение этих связей выявило значение общей конституции в
качестве генерального фактора, обусловливающего развитие человека на уровне
индивида.
Также установлено, что связи между выделенными уровнями индивидных
свойств – конституциональными, неиродинамическими и психодинамическими –
неравноценны. Показано, что нейродинамические свойства индивида (нейродинамическая
конституция) содержит в себе больше прогностической информации о
психодинамических свойствах, чем телосложение. Все это свидетельствует о том,
структура индивидных свойств представляет собой развитую, иерархически
организованную, устойчивую систему.
Библиографический список
1. Ананьев Б.Г. Человек
как предмет познания. ЛГУ, 2008.
2. Ананьев Б.Г. О
проблемах современного человекознания М., 2009.
3. Божович Л.И. Личность
и ее формирование в детском возрасте. М., 2010.
4. Ковалев А.Г. Психология
личности. М., 2009.
5. Лазурский А.Ф. Очерк
науки о характерах. М., 2010.