Основы общей психопатологии

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    25,34 kb
  • Опубликовано:
    2011-01-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Основы общей психопатологии

Реферат на тему:

ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПСИХОПАТОЛОГИИ

Введение

Психическое (душевное) заболевание является результатом сложных и разнообразных нарушений деятельности органов и систем человека с преимущественным функциональным или органическим поражением головного мозга. В то же время психическое здоровье людей всегда следует оценивать с учетом не только биологических, но и социальных закономерностей, оказывающих опосредованное влияние на состояние психики. Психиатры отмечают, что в процессе развития человека существует определенная зависимость его психического состояния от ряда биологических и социальных факторов (внешней среды, наследственности, уровня интеллекта, типа личности, индивидуальных черт характера, вредных привычек). Именно поэтому, выясняя причины возникновения психических заболеваний, необходимо усвоить, что наиболее серьезное значение в их развитии имеют:

- патологическая наследственность (например, при шизофрении, олигофрении, эпилепсии);

- поражение головного мозга (например, при черепно‑мозговой травме, заболеваниях головного мозга, мозговых опухолях различной этиологии, нарушениях мозгового кровообращения и кровоизлияниях в головной мозг, атеросклеротических изменениях сосудов головного мозга);

- психотравмирующие потрясения в семье и обществе, значимые для человека, затрагивающие его личную честь, достоинство, социальный престиж, карьеру, связанные с угрозой личному благополучию, здоровью и жизни;

- острые и хронические интоксикации спиртосодержащими и наркотическими веществами или их суррогатами, никотином, лекарственными препаратами, промышленными ядами;

- перенесенные острые и хронические инфекционные заболевания;

- аутоинтоксикация (самоотравление) как результат нарушения обмена веществ при острых и хронических заболеваниях (например, диабете);

- нарушение генетического механизма (например, при облучении).

Возникновению и прогрессированию психических нарушений способствуют определенные условия, в которых пребывает человек в семье, коллективе и обществе. Эти расстройства усиливаются также при астенических состояниях после длительной умственной или физической работы, перенесенного заболевания, нервно‑психического перенапряжения, вынужденной бессонницы, психического потрясения (стресса). Особенности внутренней и внешней среды в зависимости от конкретной ситуации и обстоятельств в значительной степени могут способствовать или, наоборот, затруднять патологическое развитие психических расстройств у человека (например, во время Великой Отечественной войны, когда в обществе преобладала идея победы над врагом, снизилось число психических заболеваний). Установлено, что элементы психических расстройств в зачаточной форме заложены в психике каждого, но они слабо выражены, не дифференцированы, только обозначены. Нужны определенные причины и условия, при которых эти нарушения проявились бы в виде душевного заболевания[1].

По течению различают острые и хронические психические заболевания. К острым психическим заболеваниям относят заболевания (расстройства, нарушения, психозы), развивающиеся быстро, скоротечно и обычно заканчивающиеся выздоровлением (например, алкогольные психозы, исключительные состояния); к хроническим – психические заболевания (расстройства, нарушения) с длительным течением, которые отличаются постепенным нарастанием клинических проявлений (прогредиентностью), а затем спадом остроты психопатологических симптомов и синдромов и появлением более или менее длительной и устойчивой ремиссии, то есть они характеризуются определенной динамикой (стадийностью) болезненного процесса. При этом выделяют следующие стадии течения психического заболевания:

– дебют (манифестная) – это острая фаза собственно заболевания или рецидива (обострения психической болезни), которая развивается постепенно или, наоборот, быстро и остро. Дебют заболевания характеризуется такими симптомами, как бред, галлюцинации, речедвигательное возбуждение или торможение. В дальнейшем на этой стадии наблюдается развернутая клиническая картина болезни с определенной закономерностью течения и темпом нарастания болезненных симптомов, который может быть быстрым, злокачественным или медленным, длительным, хроническим с постепенным расширением патологических проявлений, обычно приводящих к психическому дефекту в виде слабоумия (например, это типично для шизофрении, эпилепсии и др.);

– исход (постманифестная), при котором возможны: выздоровление (характерно для острых психозов, исключительных состояний); ремиссия (улучшение клинического состояния в виде различной по времени и степени компенсации болезни); дефектное состояние (преобладает вялотекущее течение болезни, она как бы останавливается, но стойкие необратимые изменения личности и характера, явления нарастающего слабоумия остаются); летальный исход (смерть пациента наступает в результате соматических осложнений).

От психических заболеваний с прогрессирующим течением (например, шизофрении) необходимо отличать болезненные нарушения психики, при которых нет прогрессирования болезненного процесса и нарастания патологических расстройств. К таким заболеваниям относятся олигофрения, иногда последствия черепно‑мозговой травмы. В то же время психиатры отмечают, что эти состояния у психически больных в течение жизни могут изменяться в основном в сторону ухудшения (как правило, под воздействием психогенно обусловленных коллизий, алкоголизации, наркотизации, соматических заболеваний).

Симптоматология психических болезней

В основу классификации психических болезней положены психологический принцип и терминология (так исторически сложилось в психиатрии), которые довольно относительны и субъективны. Тем более, как известно, психология, в отличие от психиатрии, изучает нормальные и болезненные проявления психики только при обычном (здоровом) функционировании головного мозга, а не при острых и хронических нарушениях психической деятельности у больных людей.

Наиболее элементарной формой психической деятельности считаются ощущения, при помощи которых в головном мозгу отражаются отдельные свойства и явления объективного мира, непосредственно воздействующие на органы чувств человека. Особенности их расстройств и образуют различные симптомы (качественные признаки паталогического состояния или болезни).

Восприятие – психический процесс, отражающий в сознании человека действительность, предметы и явления, непосредственно воздействующие на органы чувств. При этом возможно нарушение комплекса ощущений, отражающих предмет на основе предшествующего опыта (проявляется в иллюзиях, галлюцинациях, псевдогаллюцинациях).

Сознание – высшая форма психики, возникшая в процессе общественной деятельности людей при постоянном общении между собой с помощью языка, открывающая человеку возможность обобщенного и всестороннего знания законов природы и общества, преобразования окружающего мира. При его расстройствах психическая деятельность теряет целенаправленный, подконтрольный, осознанный характер, исчезают ясность, осмысленность поведения, способность ориентироваться в пространстве, во времени (при этом отмечается помрачение сознания, оглушенность, аменция, деперсонализация и др.). [2]

При нарушениях памяти происходит потеря способности головного мозга фиксировать и сохранять следы ощущений, восприятий и деятельности, то есть удерживать в памяти их объекты; память может ослабевать при новых впечатлениях и сохранять старые, резко ослабевать на отдельные события или периоды времени в прошлом и настоящем. При этом фиксируют амнезию и ее разновидности – парамнезию, конфабуляцию.

При расстройствах эмоций (чувств) нарушается субъективное отношение человека к внешнему миру и внутреннему состоянию. Отмечается эмоциональная неадекватность, тупость, холодность, может выявляться маниакальность, депрессия, дисфория, аффект (наивысшее напряжение чувств).

Некоторые особенности мыслительной (умственной) деятельности имеют преобладающее значение при анализе деяний подэкспертных лиц.

Влечение – такое состояние, при котором независимо от сознания возникают субъективно переживаемые потребности, стимулирующие деятельность человека и придающие ей определенную направленность (например, половое); оно может быть импульсивным, контрастным, навязчивым.

Интеллект – умственная способность, определяющая психическую деятельность человека, его уровень знаний, опыта, интуицию; он может быть высоким, низким и т.д.

Критика – умственная способность человека проанализировать и оценить (разобрать) свои (чужие) поступки, действия, высказывания; она может быть нарушена или отсутствовать.

Воля – умственная способность человека действовать для реализации сознательно поставленной цели, преодолевая внутренние и внешние препятствия; она может быть нарушена или отсутствовать.

Нередко в актах судебно-психиатрических экспертиз упоминаются симптомы негативные и позитивные. Симптом психический негативный (минус симптом) – общее название наблюдаемых при психических болезнях признаков обеднения личности больного, изменения его склада, ослабления психической деятельности (астения, ступор). Симптом психический позитивный (плюс симптом) – общее название наблюдаемых при психических болезнях признаков усиления психопатологической деятельности (бред, галлюцинации, аффект, аккумуляция аффекта).

Синдромы (симптомокомплексы) – совокупность симптомов, объединенных единым патогенезом. Последовательная смена их образует клиническую картину психического заболевания и отражает закономерности его развития в динамике болезненного процесса. Различают семь основных групп синдромов.

I группа – невротические, в которую входят: астенический, при котором преобладают вегетативные нарушения (наиболее распространенный), истерический (возникает под влиянием психотравмирующих факторов чаще у лиц с повышенной внушаемостью и самовнушаемостью, характеризуется полиморфными психическими, вегетативными, соматическими нарушениями), навязчивый (на фоне тревожно-подавленного настроения отмечаются стойкие навязчивые расстройства), ипохондрический (необоснованный страх за свое здоровье), сенестопатический (тягостные ощущения на теле) и другие синдромы.

II группа – аффективные, в основе которых лежат расстройства эмоций и настроения. В зависимости от аффекта различают: маниакальный, депрессивный, галлюцинаторный, параноидный (психозы с бредовыми расстройствами), парафренный (бред величия), сверхценных идей (определяющих поведение и подчиняющих личность), галлюцинаторно‑параноидный (психического автоматизма или Кандинского‑Клерамбо, псевдогаллюцинации, бред преследования и воздействия) и другие синдромы.

III группа – кататонические, для которых характерны двигательные нарушения в виде возбуждения (принятие неестественных поз, кривляние и др.) или заторможенности (ступора).

IV группа – помрачения сознания (преходящие кратковременные грубые нарушения психической деятельности). Для них типичны: отрешенность от окружающего, дезориентировка (в том числе и собственной личности), нарушение мышления, запамятование. В этой группе выделяют и такие синдромы, как оглушение, делириозный (ложная ориентировка, истинные зрительные галлюцинации, иллюзии, бред, двигательное возбуждение), онейроидный (фантастические переживания), аментивный, суженного сознания и др.

V группа – амнестические, для которых характерны психические расстройства: амнезия, дезориентировка, конфабуляции.

VI группа – синдромы слабоумия. Характеризуется изменением личности (заострение черт характера), дисгармонией (расстройством характерологических черт, изменением особенностей характера) и собственно слабоумием, которое может быть врожденным (например, при олигофрении) и приобретенным (деменция, например, у лиц, перенесших черепно-мозговые травмы, страдающих атеросклерозом, перенесших заболевания головного мозга). Слабоумие может быть тотальным (полным) или частичным (лакунарным).

VII группа – психоорганические, при которых обнаруживают нарушение памяти и интеллекта, лакунарную и тотальную аффективность на фоне эмоциональной неустойчивости и астенических нарушений (например, при травмах и заболеваниях головного мозга и их осложнениях, в инволюционном периоде).

Кроме того, синдромы так же, как и симптомы, различают по возможности прогрессирования клинических проявлений. Поэтому среди них выделяют: позитивные (продуктивные) психопатологические синдромы, имеющие тенденцию к обратному развитию и восстановлению нормальной психической деятельности (например, астенический, истерический, аффективный, помрачения сознания), и негативные (дефицитарные) – довольно стойкие, необратимые (например, амнестический, слабоумия)[3].

Заключение

Современная классификация психических заболеваний создана Всемирной организацией здравоохранения. Она учитывает причины возникновения психических расстройств, характер клинических проявлений, течение психического заболевания.

Для определения формы и вида заболевания, то есть при постановке диагноза, учитывают: этиологию, симптоматику, клиническое течение, фазу процесса, прогноз и исход заболевания. Только совокупность этих данных позволяет установить нозологическую единицу психической болезни, сделать вывод о необходимости лечения, привлечения к уголовной, гражданской и иной ответственности за совершенное деяние, определить дееспособность, прогноз, трудовые возможности и инвалидизацию пациента[4].

Существует несколько групп психических болезней, в возникновении которых определенную роль играют внутренние и внешние факторы; их клинические проявления различны (прогредиентность симптомов и синдромов в течении болезни, осложнения – психический дефект ).

К группе эндогенных заболеваний относятся шизофрения, эпилепсия, маниакально-депрессивный психоз. Они обусловлены внутренними причинами (чаще патологической наследственностью), при этом прогредиентность психических нарушений нарастает, психический дефект (сопровождающий эти заболевания) в большинстве случаев прогрессирует.

К группе экзогенных заболеваний, обусловленных внешними причинами (при этом также прогредиентность психических расстройств нарастает, психический дефект в большинстве случаев прогрессирует), относятся: последствия черепно-мозговых травм, онкологических, инфекционных и соматических заболеваний, интоксикации, а также нарушения психики, возникающие вследствие психической травмы (так называемые психогенные расстройства). В последнем случае из-за их кратковременности заметной прогредиентности в психической патологии после этих состояний нет, психический дефект в виде слабоумия отсутствует, такие лица практически выздоравливают.

К группе психических расстройств, вызванных нарушениями развития психики, относятся: умственная отсталость (олигофрения), расстройства характера (психопатия). Вследствие особенностей их течения видимая прогредиентность клинической симптоматики отсутствует, а психический дефект остается стабильным.

В судебной психиатрии принята несколько иная классификация психических заболеваний, которая исходит из медицинского критерия невменяемости (ст. 21 УК РФ). Согласно этой классификации нарушения психической деятельности подразделяются на хронические и временные психические расстройства, слабоумие и иные болезненные состояния психики.

При судебно-психиатрическом исследовании особенно важны ретроспективная оценка совершенных действий (поступков), фазы течения заболевания (в прошлом), особенности развития личности и поведения больного во время деликта и в различных жизненных ситуациях. Эти сведения могут быть получены экспертами‑психиатрами из материалов, которые должны быть предоставлены следователем (судьей) вместе с постановлением (определением): уголовное (гражданское) дело, в котором обязательно должно (вольно или невольно) в той или иной степени описываться психическое состояние подэкспертного во время деликта; медицинские документы: амбулаторная карта из следственного изолятора или психоневрологического диспансера по месту жительства в подлиннике, истории болезни из различных стационаров (психиатрических, наркологических, соматических), медицинские заключения (предыдущих судебно-психиатрических, трудовых экспертиз). Необходимо также предоставление документов (если они были) из военкоматов: военного билета, медицинских обследований (психиатрического, психологического) при призыве и увольнении из Вооруженных Сил (особенно если это привело к комиссованию по болезни). Крайне важны материалы, характеризующие личность испытуемого: различные характеристики и аттестации (из школы, места работы, службы), личные письма и другая переписка, дневники, заметки, рисунки, выяснение обстоятельств свободного времяпровождения (увлечения). Следует обязательно уточнить степень социально-трудовой деградации и выяснить ее причины по фактическому материалу.

Совокупность клинических данных, материалов дела (медицинских и других документов) в таком случае позволит достоверно установить диагноз психического заболевания у испытуемого и дать соответствующую (ретроспективную) оценку его действиям во время криминала. Для правильного понимания и интерпретации экспертных заключений судебных психиатров необходимо иметь представление о методах его обоснования, то есть о психиатрическом обследовании подэкспертных.

Психиатрическое обследование – это комплекс медицинских мероприятий, в который входит сбор анамнеза (истории заболевания и жизни испытуемого), определение психического статуса, различные методы исследования и медицинское наблюдение за ним. При сборе анамнеза врачи обращают внимание прежде всего на сведения о психическом и соматическом (физическом) развитии, состоянии психического здоровья обследуемого в прошлом, данные о наследственности (то есть о психических заболеваниях и чертах характера близких родственников), становлении личности больного в разные возрастные периоды, отклонениях при этом. Выясняются особенности поведения пациента в детском, подростковом и юношеском возрастах, усвоение им школьной программы, овладение профессиональными навыками и знаниями, его интересы, привычки, увлечения, их постоянство и глубина. Врачей всегда интересует личная жизнь подэкспертного, состояние семейных отношений и трудовая биография. Кроме того, психиатры в своих исследованиях учитывают данные о перенесенных сомато-неврологических и иных заболеваниях, черепно‑мозговых травмах, об употреблении алкоголя и наркотиков.

Имеют значение и причины отсрочки от призыва в армию, обследования (в прошлом) в психиатрических учреждениях и мотивы их проведения, сведения об асоциальных поступках и судимостях. Собирается подробная информация о психических отклонениях, странностях в поведении, проведенном лечении и консультациях у психиатров и пребывании под наблюдением в психоневрологических и наркологических диспансерах.

Сведения, полученные от испытуемого (больного), называются субъективным анамнезом, а данные, полученные от лечебных учреждений, специалистов-медиков, из материалов уголовного дела, – объективным анамнезом. Необходимо подчеркнуть, что эксперт-психиатр может беседовать с родственниками подэкспертного только с разрешения следователя и в исключительных случаях. При проведении судебно‑психиатрической экспертизы психиатры большое значение придают различным документам (характеристикам, аттестациям), которые дают представление об испытуемом, его личностных особенностях как в прошлом, так и в период совершенного деяния, особенно если интересующие экспертов данные представлены в подлинниках или медицинских документах.

Определение психического статуса в период обследования подэкспертного достигается прежде всего путем бесед с ним психиатра и постоянного наблюдения за его поведением, фиксацией симптомов и синдромов, их динамики. При проведении судебно‑психиатрической экспертизы возможно применение других методов, уточняющих черты личности больного и способствующих установлению диагноза. Важным вспомогательным методом является экспериментально‑психологическое исследование, которое дает представление о личностных особенностях обследуемого, характере и глубине его психических расстройств. При этом с помощью психологических тестов и методик определяют отдельные стороны психических возможностей обследуемого (восприятие, мышление) и их нарушения.

Обязательным при исследовании психического статуса испытуемого является физическое, лабораторное, биохимическое и инструментальное обследование, необходимое для решения лечебных, диагностических и экспертных задач, так как ряд психопатологических нарушений сопровождается изменениями со стороны сомато-неврологической сферы. Констатация их уточняет диагноз о расстройствах психической деятельности[5].

Список использованных источников

1. Волков В.Н. Судебная психиатрия: Учебник. – М., 1998.

2. Волков В.Н. Судебная психиатрия: Курс лекций. – М., 1998.

3. Волков В.Н. Судебная психиатрия: Краткий словарь терминов для юристов. – М., 1996.

4. Методические указания МЗ СССР № 06-14/33-14 от 02 сентября 1988 г. “Медицинское освидетельствование для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения”.

5. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. // Российская газета от 18.08.1993.


[1] Волков В.Н. Судебная психиатрия: Учебник. – М., 1998.

[3] Волков В.Н. Судебная психиатрия: Краткий словарь терминов для юристов. – М., 1996.

[4] Методические указания МЗ СССР № 06-14/33-14 от 02 сентября 1988 г. “Медицинское освидетельствование для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения”.

[5] Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. // Российская газета от 18.08.1993.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!