Особенности формирования характера
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АНЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРТСВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОТДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ
РЕФЕРАТ
ВЫПОЛНИЛА: слушатель группы
П-11,Капитонова П.С.
Научный руководитель: кандидат
Психологических наук, доцент
Гнедова С.Б.
Ульяновск - 2010
Содержание
Введение
Глава 1. Общее понятие о характере
1.1 Что такое характер?
1.2 Структура и свойства характера
Глава 2. Проявление характера
2.1 Характер и темперамент
2.2 Формирование характера
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Из всех проблем, с
которыми сталкиваются люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее
запутанной является загадка природы самого человека.
В настоящее время многие
области трудовой деятельности человека связаны с нервно-психическим
напряжением. Ускорение темпа жизни, информационные перегрузки, усиливая это
напряжение, зачастую способствуют возникновению и развитию пограничных форм
нервно-психической патологии, что выводит вопросы психогигиены и
психопрофилактики в ряд важнейших задач охраны психического здоровья человека.
Решение этих проблем связано с необходимостью с ранней диагностики
субклинических проявлений такого рода состояний. Немаловажную роль играет и
диагностика акцентуаций характера (крайние варианты нормы как результат
усиления его отдельных черт[1]), которые под
воздействием психотравмирующих факторов способны переходить в патологическое
состояние. Психологи, которые занимаются проблемой характера, считают, что
менее 40% взрослых людей имеют гибкий, устойчивый к стрессам характер. У
подростков сбалансированный характер встречается крайне редко. У большинства
тинэйджеров отдельные черты характера чрезмерно усилены, появляется
избирательная уязвимость в одних ситуациях и невероятная устойчивость в других.
Т. е. для человека, имеющего определенную акцентуацию характера, бывает
психологически трудно переносить некоторые ситуации. Он чувствует
растерянность, неуверенность, терзается сомнениями, теряет работоспособность, в
то время как в других ситуациях он напротив, чувствует себя адекватно или даже
испытывает прилив сил и бодрости.
Попытки построения
типологии характеров неоднократно предпринимались на протяжении всей истории
психологии. Одной из наиболее известных и ранних из них явилась та, которая еще
в начале 20 века была предложена немецким психиатром и психологом Э.
Кречмером, а также нашим соотечественником В.М. Бехтеревым. Позже
аналогичную попытку предприняли психологи П.Б. Ганнушкин, М. Фрамер, О.В.
Кербиков, У. Шелдон, еще позже – Э. Фромм, К. Леонград, Г.К. Ушаков, А.Е. Личко
и другие ученые. Все типологии человеческих характеров исходили из ряда идей.
Основные из них:
1.
характер человека
формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении остальной его жизни
проявляет себя как более или менее устойчивый.
2.
те сочетания
личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными.
Они образуют четко различимые, позволяющие выявлять и строить типологию
характеров.
3.
большая часть
людей в соответствии с этой типологией может быть разделена на группы.
Предметом исследования данной
курсовой работы является характер.
Цель и задачи следующие:
провести обзор источников по изучаемой проблеме; рассмотреть периоды развития
характера у человека; подобрать методики исследования для дальнейшего их
использования.
Глава 1. Общее понятие
о характере
1.1 Что такое
характер?
Обычно, когда пытаются
оценить или охарактеризовать конкретного человека, говорят о его характере. В
переводе с греческого «характер» - это «чеканка», «примета». Действительно,
характер – это особые приметы, которые приобретает человек, живя в обществе.
Подобно тому, как индивидуальность личности проявляется в особенностях
протекания психических процессов (хорошая память, богатое воображение,
сообразительность и т.д.) и в чертах темперамента, она обнаруживает себя и в
чертах характера.[2]
Характер – это
совокупность индивидуальных, устойчивых стереотипов поведения, штамп
эмоциональных реакций, стиля мышления, которые сложились в процессе
социализации, и зафиксированная в привычках и манерах, в системе
взаимоотношений с окружающими.[3]
Научное определение
характера было впервые дано И.П. Павловым. Великий физиолог указал, что
физиологической основой характера является «сплав» устойчивых систем временных
нервных связей, приобретенных в процессе жизни, и черт типа высшей нервной
деятельности человека. Этот «сплав» образуется в конкретных жизненных условиях,
в процессе деятельности человека и изменяется в связи с изменениями условий
жизни и деятельности.[4]
Карл Юнг еще в 1928 году
подчеркивал, что «характер – это устойчивая форма человеческого бытия, причем
форма как физического, так и душевного рода…».[5]
Гиппенрейтор Ю. Б. пишет,
что «характер в узком смысле слова определяется как совокупность устойчивых
свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы
эмоционального реагирования».[6]
Главная особенность
характера как психического феномена состоит в том, что он всегда проявляется в
деятельности, в отношении человека к окружающей его действительности и людям.
Характер является
прижизненным образованием и может трансформироваться в течение всей жизни.
Формирование характера тесно связано с мыслями, чувствами и побуждениями
человека. Поэтому по мере того как формируется определенный уклад жизни
человека, формируется и его характер.
Характер человеческой
жизни всегда многогранен. В нем могут быть выделены отдельные черты или
стороны, которые являются связанными вместе, образуя целую структуру характера.
В рамках
культурно-антропологического направления разрабатываются понятия социального и
индивидуального характера. Первым, кто попытался разграничить эти понятия между
собой, был Эрих Фромм.
Как писал Фромм,
«индивидуальный характер – это то, благодаря чему люди, принадлежащие одной и
той же культуре, отличаются друг от друга». Для чего нужен человеку характер?
Отвечая на этот вопрос, Э. Фромм подчеркивает, что сообразно своему характеру
человек, во-первых, достигает определенного уровня соответствия между
внутренней и внешней ситуациями, во-вторых, характер выполняет функцию отбора
идей и ценностей, в-третьих, характер составляет основу для приспособления
человека к обществу.
Рубинштейн С.Л. отмечал,
что «характер выражается в направленности личности, ее установках и значимых
отношениях, которые регулируют и контролируют все проявления человека».[7]
«Социальный характер, по
мнению Кунициной В.Н., это совокупность существенных признаков, свойственных
определенной группе людей и являющихся продуктом общественного развития». Эти
существенные признаки различаются между собой применительно к каждому
конкретному индивиду в силу тех отношений, которые вырабатываются и
закрепляются в его поведении между ним и окружающей действительностью.[8]
1.2 Структура и
свойства характера
Характер представляет
собой целостное образование, единство психических свойств личности. Но это
целое состоит из определенных частей, звеньев. В характере могут быть выделены
отдельные черты, стороны, которые не существуют отдельно друг от друга. Они
являются связанными воедино, образуя структура целого характера и проявляющихся
в таких компонентах, как направленность, убеждение, потребность, склонности,
интересы и многое другое.
Можно выделить основные и
ведущие черты характера. Они задают общую направленность развития всего
комплекса его проявлений. Так же выделяют второстепенные черты, которые в одних
случаях определяются основными, а в других могут не гармонировать с ними. В
жизни же встречаются более цельные и более противоречивые характеры.
Толстой А.Н. в статье «По
такому образу должны формироваться люди» писал об Алексее Максимовиче Горьком:
«Он любил и смех и шутки, но к призванию писателя, художника, творца он
относился непримиримо, сурово, страстно.
Слушая какого-нибудь
начинающего даровитого писателя, он мог расплакаться, встать и уйти из-за
стола, вытирая платком глаза, ворча: «Хорошо пишут, черти полосатые».
Но если ты сфальшивил,
слукавил, - а он это чувствовал шестым чувством, - унизился до компромиссика,
рука его начинает барабанить пальцами по столу, он отводил в сторону
светло-голубые глаза… в нем боролась доброта, такая же большая, как все в нем,
доброта с начинающимся раздражением. И когда доброта, наконец, расступалась, он
наговаривал глухим голосом такие беспощадные слова, уже прямо глядя в глаза!»[9]
Характер человека
проявляется в том, как он относится к другим людям, к себе, к делу, к вещам. Он
не может быть раскрыт и понят вне коллектива, вне общества. При живом общении с
людьми ясно выступают такие черты характера, как неуживчивость или
покладистость, миролюбие или склонность к спорам. У некоторых людей выражается
эгоцентризм, у других – самоотдача в борьбе за общее дело. Так же проявляются
добросовестность, исполнительность, ответственность, карьеризм, аккуратность
или небрежность.
Глава 2. Проявление характера
2.1 Характер и
темперамент
Характер, как и
темперамент, обнаруживает зависимость от физиологических особенностей человека,
и прежде всего от типа нервной системы. Свойства темперамента накладывают свой
отпечаток на проявления характера, определяя динамические особенности их
возникновения и протекания. В конечном счете черты темперамента и характера
образуют практически неразделимый сплав, обуславливающий общий облик человека,
интегральную характеристику его индивидуальности. Французский писатель
Стендаль, описывая душевные свойства холерика, отмечал: «Повышенная
впечатлительность, движения резкие и порывистые, впечатления столь же быстрые и
столь же изменчивые, как у сангвиников, но поскольку каждое впечатление отличается
большой силой, оно приобретает теперь более властный характер. Пламя,
пожирающее человека желчного темперамента, порождает мысли и влечения более
самодовлеющие, более исключительные, более непостоянные. Оно придает ему почти
постоянно чувство тревоги. Без труда дающееся сангвинику чувство душевного
благополучия ему совершенно незнакомо; он обретает покой только в самой
напряженной деятельности. Лишь при великих движениях, когда опасность или
трудность требуют от него его сил, когда он в каждый миг вполне и целиком
сознает эту опасность и трудность, может подобный человек наслаждаться
существование».[10]
А что такое темперамент?
От латинского temperamentum – соразмерность, надлежащее
соотношение частей. Темперамент – устойчивое объединение индивидуальных
особенностей, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами
деятельности; те индивидуальные свойства, что в наибольшей мере зависят от
природных способностей человека. Это индивидная характеристика субъекта со
стороны динамических особенностей его деятельности психической: интенсивности,
скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний.[11]
Одним из признаков
темперамента является наследственная обусловленность. Современная психогенетика
располагает весомыми доказательствами в пользу связи темперамента с генотипом.[12]
Одним из наиболее
известных является Нью-Йоркское лонгитюдное исследование темперамента,
выполненное под руководством А. Томаса и С. Чесс. Исследование было начато в
19857 году. Целью данного исследования было проследить динамику особенностей
темперамента, начиная с младенческого возраста: оценить онтогенетическую
стабильность, выявить особенности изменений темперамента с возрастом, влияние свойств
темперамента на особенности адаптации.
По мнению Б.М, Теплова,
темперамент характеризует динамику психических процессов, эмоциональную
возбудимость и общую подвижность индивида. Темперамент – формально-динамическая
составляющая поведения человека, которая проявляется в темпе психических
реакций, общей активности взаимодействия с окружающим миром и эмоциональном
отношении к его процессу и результату.[13]
Еще Гиппократ делил
темперамент на 4 типа: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.
Сангвиника он
характеризовал так: «Сангвиник – горячий, очень продуктивный деятель, но лишь
тогда, когда много интересного дела, т.е. есть постоянное возбуждение. Когда же
такого дела нет, он становится скучливым, вялым…»
Про флегматика отмечал
«спокойный, всегда ровный, настойчивый и упорный труженик жизни».
А про меланхолика Павлов
говорил, «попадая в новые условия жизни, очень теряется».
2.2 Формирование
характера
Как отмечают многие
авторы, характер является прижизненным образованием. То есть, он формируется
после рождения человека. Истоки характера человека и первые признаки его
проявления следует искать в самом начале жизни.
Формирование характера
происходит в различных по своим особенностям и уровню развития в группах. Это
семья, компания друзей, трудовой коллектив и др. В зависимости от того, как
группа для личности является доминантной и какие ценности поддерживает эта
группа, у человека развивается соответствующие черты характера.
В одной из глав книги
Выготского Л.С. раскрывается вопрос формирования характера ребенка под
названием «эндогенные и экзогенные черты характера».
Здесь говориться о том,
что «биологи и физиологи склонны придавать решающее значение прирожденно
соматическому моменту и самые сложные формы характера ставить в
непосредственную связь с теми или иными физиологическими процессами»[15].
И Кречмер готов «группы характеров свести исключительно к биологическим
моментам конституции»[16].
Из этого следует, что
наследственность определяет решительно весь склад нашей личности. При этом роль
воспитания родителями и социальной средой приравнивается почти к нулю.
Социальные же психологи
иного мнения. Их наблюдения показывают, что личность человека развивается под
повелительным воздействием окружающей среды.
Но рассматривать и
принимать каждую из этих точек зрения по отдельности нельзя. Их необходимо
соединить воедино.
Ведь когда ребенок еще в
утробе матери он собирает, накапливает ту информацию, которую его мать несет
ему через себя. И нельзя не учитывать и окружающую среду. И после того как
ребенок родился он начинает собирать уже новую информацию. Ведь откуда в
последующей его жизни взяться новым возможностям движения. «Им неоткуда
появиться, как неоткуда появиться и новым органам в его теле»[17].
Если бы ребенок рождался
как растение, со всеми теми формами поведения, которые отвечали бы его будущей
жизни, никакой надобности в воспитании не было бы. Сама потребность в
воспитании возникает, по выражению Торндайка, из того, что «то, что есть, не
есть то, что надо».[18]
[1] Общая психология: Учеб.
Для студентов пед. ин-тов / А.В. Петровский, А.В. Брушлинский, В.П. Зинченко и
др.; Под ред. А.В. Петровского. – 3-е изд., перераб и доп. – М.: Просвещение,
1986. – 464, ил., 425.
[2] Общая психология: Учеб.
Для студентов пед. ин-тов / А.В. Петровский, А.В. Брушлинский, В.П. Зинченко и
др.; Под ред. А.В. Петровского. – 3-е изд., перераб и доп. – М.: Просвещение,
1986. – 464, ил., 419.
[3] Гамезо М.В., Герасимов
В.С., Машурцева Д.А., Орлова Л.М. Общая психология: Учебно-методическое
пособие/ Под общ. ред. М.В. Гамезо. – 2-е изд., перераб и доп. М.: Ось-89,
2008. – 352. 206.
[4] Кузин М.В. Психология/
Под ред. Б.Ф. Ломова. Учебник. 2-е изд., перераб и доп. М: Высш. школа, 1982. –
256., ил. 241.
[5] Аверин В.А. психология
личности: Учебное пособие. 2-изд. – СПб.: изд-во Михайлова В.А., 2001. – 191.
165.
[6] Гиппенрейтер Ю.Б.
Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: ЧеРо, при участии издательства
«Юрайт», 2000. – 336. 267.
[7] Там же. 167-169.
[9] Общая психология: Учеб.
Для студентов пед. ин-тов / А.В. Петровский, А.В. Брушлинский, В.П. Зинченко и
др.; Под ред. А.В. Петровского. – 3-е изд., перераб и доп. – М.: Просвещение,
1986. – 464, ил., 422.
[10] Общая психология: Учеб.
Для студентов пед. ин-тов / А.В. Петровский, А.В. Брушлинский, В.П. Зинченко и
др.; Под ред. А.В. Петровского. – 3-е изд., перераб и доп. – М.: Просвещение,
1986. – 464, ил., 428.
[11] С.Ю. Головин. Словарь
практического психолога. #"#_ftnref12" name="_ftn12" title="">[12] «Психогенетика». Мешкова
Т.А, Николаева Н.О. www.ido.rudn.ru/
[13] Гамезо М.В., Герасимов
В.С., Машурцева Д.А., Орлова Л.М. Общая психология: Учебно-методическое пособие/
Под общ. ред. М.В. Гамезо. – 2-е изд., перераб и доп. М.: Ось-89, 2008. – 352.
197.
[14] Павлов И.П. Полн. собр.
соч 2-е изд. М. – Л., 1951. т. 3, кн. 2, 86/ Кузин В.С. Психология/ Под ре.
Б.Ф. Ломова. 2-е изд., перераб и доп. М.: Высш. школа, 1982. – 256, ил. 237.
[15] Выготский Л.С.
Психология. М.: Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2000. – 1008 (Серия «Мир психологии»).
212.
[16] Там же. 213.
[17] Там же. 213.
[18] Там же. 214.