Особенности современной ситуации в психологии по мотивам Л.С. Выготского
Эссе на тему
«Особенности современной
ситуации в психологии по мотивам Л.С. Выготского»
В настоящее
время наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное
многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. Основной
задачей психологии является учение законов психической деятельности в ее
развитии. В течение последних десятилетий значительно расширился фронт
психологических исследований, появились новые научные направления и дисциплины.
Изменился понятийный аппарат психологической науки, непрерывно появляются новые
гипотезы и концепции, психология обогащается новыми эмпирическими данными. Б.Ф. Ломов
в книге «Методологические и теоретические проблемы психологии», характеризуя
современное состояние науки, отмечает, что в настоящее время «резко возрастает
потребность в дальнейшей (и более глубокой) разработке методологических проблем
психологической науки и ее общей теории».
Область
явлений, изучаемых психологией, огромна. Она охватывает процессы, состояния и
свойства человека, имеющие разную степень сложности – от элементарного
различения отдельных признаков объекта, воздействующего на органы чувств, до
борьбы мотивов личности. Одни из этих явлений уже достаточно хорошо изучены, а
описание других сводится лишь к про c той фиксации наблюдений. Многие считают,
и это следует особо отметить, что обобщенное и абстрактное описание изучаемых
явлений и их связей – это уже и есть теория. Однако этим теоретическая работа
не исчерпывается, она включает также сопоставление и интеграцию накапливаемых
знаний, их систематизацию и многое другое. Ее конечная цель состоит в том,
чтобы раскрыть сущность изучаемых явлений. В этой связи и возникают
методологические проблемы. Если теоретическое исследование опирается на
нечеткую методологическую (филоcофскую) позицию, то возникает опасность подмены
теоретического знания эмпирическим.
Я считаю, что
основная заслуга Выготского заключается в том, что он «напрочь» разрушил
традиционную предметную область психологии, так как Лев Семёнович опирался на
естественнонаучную парадигму в психологии.
Как известно,
прежние десятилетия психология была преимущественно теоретической
(мировоззренческой) дисциплиной. В настоящее время ее роль в общественной жизни
существенно изменилась. Она все более становится областью особой
профессиональной практической деятельности в системе образования, в
промышленности, государственном управлении, медицине, культуре, спорте и т.д.
Включение психологической науки в решение практических задач существенно
изменяет и условия развития ее теории. Задачи, решение которых требует
психологической компетентности, возникают в той или иной форме во всех сферах
жизни общества, определяясь возрастающей ролью так называемого человеческого
фактора. Под «человеческим фактором» понимается широкий круг
социально-психологических, психологических и психофизиологических свойств,
которыми обладают люди и которые так или иначе проявляются в их конкретной
деятельности.
Исследование
практически всей системы психических явлений – от элементарных ощущений и до
психических свойств личности, – направленное на раскрытие объективных законов,
которым они подчиняются, имеет первостепенное значение для создания научной
базы, решения общественной задачи, совершенствования организации обучения и
воспитания.
Знаменательно,
что за выбором Льва Семёновича той или иной исследовательской стратегии в
психологии стоит, во-первых, определенное понимание характера связи
теоретической психологии с практикой, во-вторых, определенное решение проблемы
предмета психологической науки. Так переориентация методологии психологии на
принцип практики (психотехническая парадигма) направлена на устранение разрыва
между теоретической и практической психологией. В качестве предмета
исследования в этом случае выступает психотехническая деятельность по
организации и реорганизации сознания человека. Реализация естественнонаучной
парадигмы (в ее нынешнем виде) в большей степени способствует параллельному и
относительно независимому существованию фундаментальной и прикладной
психологии, порождая проблему приложения теоретических знаний на практике.
Сравнение видения
психологии Выготским с видениями его предшественников и современников приводит меня
к выводу об особой роли Л.С. Выготского в истории психологической науки,
заключающейся в открытии новой эпохи в развитии психологии – эпохи «неклассической
психологии. Суть осуществленного Выготским переворота в психологической науке
оценивается при этом по-разному.