Место творчества в процессах человеческой деятельности
Введение
Творчество в
общем смысле — процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые
материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Без
творчества, на земле не было бы продвижения в науке.
Творчество
охватывает все культурные аспекты человеческой деятельности, это и искусство
изображения, и музыка, и литература, и скульптура, а так же дизайн и
архитектура… нет ни одного предмета, на земле, который не был создан без
творческой идеи его создания.
Возможно,
будет разумным полагать, что творить способен всякий, но вот степень творчества
меняется в очень широких пределах. Творчество таких людей, как Пабло Пикассо,
или Бакминстер Фуллер, или Вольфганг Моцарт, или Томас Джефферсон не только
есть проявление великого таланта; кроме этого, оно хорошо известно. Существуют,
конечно же, и другие творческие гении, но они остаются в неизвестности.
Мы будем
опираться на определение творчества как когнитивной деятельности, которая ведет
к новому или необычному видению проблемы или ситуации. Такое определение не
ограничивает творческие процессы утилитарными действиями, хотя в качестве
примера творческих людей почти всегда приводят создателей какого-нибудь
полезного изобретения, рукописи или теории.
Творчество
Творчество –
это последовательность следующих психических состояний личности:
1) подготовка
мотивов для открытия или изобретения;
2)
инкубационный период или выражение мотива безмолвным внутренним состоянием;
3) активность
трех составляющих открытой системы Человек: организм, индивидуальность и
взаимосвязь Личность-Природа;
4) «инсайт»
или психологический резонанс, который характеризуется «озарением», созерцанием
и подобными состояниями;
5) осознание
продукта. Дополнительным этапом, который можно включить в последовательность
психических состояний, является экспериментальная проверка продукта. Результатом
творчества является создание новых материальных и духовных ценностей в любой
сфере деятельности: научной, производственно-технической, художественной,
политической и т. д.
Виды
творчества
1. Неосознанное
творчество. Природные задатки творческих способностей присущи каждому человеку.
При определенных объективных и субъективных условиях, таких как образование,
творческий климат, волевые качества личности (упорство, работоспособность,
смелость, неудовлетворенность, извлечение уроков из ошибок и др.), приводят к
пику творческого акта — «инсайду», когда в разуме порождается (генерируется)
новая идея — научная, философская, техническая или художественная. Обычно к
этому ведет нередко долгий путь предварительной работы, во время которой
создаются предпосылки для рождения нового.
2. Осознанное
творчество. Для творческого мышления важная способность – это оторваться от
последовательного логического и образного рассмотрения фактов и выйти за
пределы ассоциаций приобретенного опыта. Это позволяет увидеть новое в давно
привычном старом. Для этого существует возможность выражения мотива безмолвным
внутренним состоянием. В таком случае творчество осуществляется в результате
работы обоих полушарий головного мозга, особенно помогает обратная связь
нервных токов головного мозга, главными из которых выступают теменная, лобная и
височная часть. Наконец, контроль функций периферической нервной системы и
знание их влияния на психику добавляет в творческий процесс богатый спектр
качеств: от красоты до ценности.
3. Неограниченное
осознанное творчество. Пафосом безграничных творческих способностей человека
выступают
а)
неограниченное расширение спектра «инсайда», критерием которого выступает
взаимодействие поля нервной системы с внешней средой;
б) осознание
взаимосвязи Личность-Природа;
в) развитие
индивидуальности («Я есть»). В первом случае развивается биополе нервных
центров и способность управления ими. Во втором случае происходит расширение
связи Человек-Природа или расширение границ осознанной энергетики физического
организма, душа. В третьем случае, монада «Я есть» накапливает энергию,
порождает новый мир или выражается как внутренний двигатель целесообразности
для конкретной части Природы. Данные способности открывают для человека новые и
новые горизонты для творчества, как вширь, так и вглубь материи, когда нет
разрыва системы ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА.
Творчество как
процесс творческого мышления
Наиболее
известно сегодня описание последовательности стадий (этапов) творческого
мышления, которое дал англичанин Грэм Уоллес в 1926 году. Он выделил четыре
стадии творческого мышления:
Подготовка —
формулирование задачи; попытки её решения.
Инкубация —
временное отвлечение от задачи.
Озарение —
появление интуитивного решения.
Проверка —
испытание и/или реализация решения.
Впрочем, это
описание не оригинально и восходит к классическому докладу А. Пуанкаре 1908
года.
Анри Пуанкаре
в своём докладе в Психологическом обществе в Париже (в 1908 году) описал
процесс совершения им нескольких математических открытий и выявил стадии этого
творческого процесса, которые впоследствии выделялись многими психологами.
Стадии
1. Вначале
ставится задача и в течение некоторого времени делаются попытки решить её.
«В течение
двух недель я пытался доказать, что не может существовать никакой функции,
аналогичной той, которую я назвал впоследствии автоморфной. Я был, однако,
совершенно неправ; каждый день я садился за рабочий стол, проводил за ним час
или два, исследуя большое число комбинаций, и не приходил ни к какому
результату».
2. За этим
следует более или менее продолжительный период, в течение которого когда
человек не думает о так и не решённой пока задаче, отвлекается от неё. В это
время, полагает Пуанкаре, происходит бессознательная работа над задачей.
3. И наконец,
наступает момент, когда внезапно, без непосредственно предшествовавших этому
размышлений о задаче, в случайной ситуации, не имеющей к задаче никакого
отношения, в сознании возникает ключ к решению.
«Однажды
вечером, вопреки своей привычке, я выпил черного кофе; я не мог заснуть; идеи
теснились, я чувствовал, как они сталкиваются, пока две из них не соединились,
чтобы образовать устойчивую комбинацию».
В
противоположность обычным сообщениям такого рода, Пуанкаре описывает здесь не
только момент появления в сознании решения, но и будто чудом ставшую видимой
работу бессознательного, непосредственно предшествовавшую этому; Жак Адамар,
обращая внимание на это описание, указывает на совершенную его
исключительность: «Я никогда не испытывал этого чудесного чувства и я никогда
не слышал, чтобы его испытывал кто-нибудь, кроме него [Пуанкаре]».
4. После
этого, когда ключевая для решения идея уже известна, происходит завершение
решения, его проверка, развитие.
«К утру я
установил существование одного класса этих функций, который соответствует
гипергеометрическому ряду; мне оставалось лишь записать результаты, что заняло
только несколько часов. Я хотел представить эти функции в виде отношения двух
рядов и эта идея была совершенно сознательной и обдуманной; мной руководила
аналогия с эллиптическими функциями. Я спрашивал себя, какими свойствами должны
обладать эти ряды, если они существуют, и мне без труда удалось построить эти
ряды, которые я назвал тета-автоморфными».
Преемственность
Творчество,
как процесс, первоначально рассматривалось, исходя из самоотчетов деятелей
искусства и науки, где особая роль отводилась "озарению",
вдохновению, созерцанию, инсайду и им подобным состояниям, сменяющим
предварительную работу мысли. Английский ученый Г. Уоллес выделил четыре стадии
процессов творчества: подготовку, созревание, озарение и проверку. Центральным,
специфическим творческим моментом считалось озарение — интуитивное схватывание
искомого результата. Экспериментальные исследования показали, что новое решение
возникает в предметной деятельности, доступной дешифровке на основе предыдущего
опыта. Выделяя специфику психической регуляции процесса творчества, К.С.
Станиславский выдвинул представление о сверхсознании человека как высшей
концентрации духовных сил личности при порождении нового.
Ведическая
культура к Творчеству подходила как к акту взаимодействия человека посредством
лотосов (другое название – чакры) с Природой. В современном понимании
физической проекцией чакр являются нервные центры и их токи.
Настоящее
определение Творчества объединяет и развивает данные традиции.
Важнейшей
стороной творчества являются мотивы. Мотивы делятся на внешние и внутренние. К
первым относятся стремление к материальным выгодам, к обеспечению своего
положения. Сюда же можно отнести "давление обстоятельств", наличие
проблемных ситуаций, предъявление задачи, конкуренция, стремление превзойти
соперников и т.д. Следование таким мотивам всегда приводит к столкновениям
интересов личности, группы людей, сообщества и приводит в той или иной степени
социальному поражению. Главное значение для Творчества имеют внутренние мотивы,
в основе которых лежит врожденная потребность к поисковой активности, тенденция
к новизне и новшеству, потребность в новых впечатлениях. Для людей творчески
одаренных сам поиск нового приносит гораздо большее удовлетворение, чем
материальные выгоды. Ведущим мотивом творчества является личностная склонность,
заложенная от рождения.
Творчество и
личность
Творчество
можно рассматривать не только как процесс создания чего-то нового, но и как
процесс, протекающий при взаимодействии личности (или внутреннего мира
человека) и действительности. При этом изменения происходят не только в
действительности, но и в личности.
Характер
связи творчества и личности:
«Личность
характеризуется активностью, стремлением субъекта расширять сферу своей
деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых
предписаний; направленностью — устойчивой доминирующей системой мотивов —
интересов, убеждений и т. д.…». Действия, выходящие за границы требований
ситуации, и являются творческими действиями.
В соответствии
с принципами, описанными С. Л. Рубинштейном, производя изменения в окружающем
мире, человек меняется сам. Таким образом, человек изменяет себя, осуществляя
творческую деятельность.
Б. Г. Ананьев
считает, что творчество — это процесс объективации внутреннего мира человека.
Творческое выражение является выражением интегральной работы всех форм жизни
человека, проявлением его индивидуальности.
В наиболее
острой форме связь личностного и творческого раскрывается у Н. А. Бердяева. Он
пишет:
Личность есть
не субстанция, а творческий акт.
Мотивация
творчества
В.Н. Дружинин
пишет:
В основе
творчества лежит глобальная иррациональная мотивация отчуждения человека от
мира; оно направляется тенденцией к преодолению, функционирует по типу
«положительной обратной связи»; творческий продукт только подстёгивает процесс,
превращая его в погоню за горизонтом.
Таким
образом, через творчество осуществляется связь человека с миром. Творчество
само стимулирует себя.
Психическое
здоровье, свобода и творчество
Представитель
психоаналитического направления Д.В. Винникотт выдвигает следующее
предположение:
В игре, а
возможно, только лишь в игре, ребенок или взрослый обладает свободой
творчества.
Творчество
связанно с игрой. Игра является механизмом, который позволяет человеку быть
креативным. Через творческую деятельность человек стремится найти свою самость
(себя, ядро личности, глубинную сущность). По мнению Д.В. Винникотта,
творческая деятельность — это то, что обеспечивает здоровое состояние человека.
Подтверждение связи игры и творчества можно найти и у К. Г. Юнга. Он пишет:
Создание
нового является делом не интеллекта, а влечения к игре, действующего по
внутреннему понуждению. Творческий дух играет теми объектами, которые он любит.
Р. Мэй
(представитель экзистенциально-гуманистического направления) подчёркивает, что
в процессе творчества осуществляется встреча человека с миром. Он пишет:
…То, что
проявляется как творчество — это всегда процесс… в котором осуществляется
взаимосвязь личности и мира…
Творческий
акт всегда есть освобождение и преодоление. В нём есть переживание силы.
Таким
образом, творчество — это то, в чём человек может осуществлять свою свободу,
связь с миром, связь со своей глубинной сущностью.
Заключение
Я считаю, что
творчество это неотделимая часть человеческой деятельности. Без творческого
процесса было бы невозможно развиваться человечеству, не было бы ни новых
открытий и изобретений, ни кладезей искусства, которыми гордиться любой
культурно развитый человек.
Процесс
творческого мышления заложен в каждом с самого рождения, разница заключается
лишь в том, что не каждый человек желает развивать свой творческий потенциал.
Творчество не
обязательно подразумевает под собой создание шедевров и грандиозных открытий,
творчество в большей степени под моим пониманием это развитие человека,
человеческих внутренних талантов и возможностей, поиск себя.
По моему
мнению, творческой личностью все же себя может назвать далеко не каждый
человек, поскольку кто-то привык пользоваться чужими способностями и знаниями,
а кто-то добивается всего сам, при этом имеет всегда свой взгляд на
происходящее. Творческим людям свойственна восприимчивость, эти люди переживают
все события в глубине своей души, поэтому они более ранимы, но с другой стороны
творческим людям, намного легче переживать сложные ситуации, благодаря тому,
что они могут выхлестнуть все свои негативные или позитивные эмоции через свое
творение, например музыкант, сыграет мелодию и вместе с нею выхлестнет все что
у него в душе, художник возьмет определенные краски и укладывая их на лист,
оставит на нем все, что у него в душе, то же самое и с писателями, поэтами…
Я согласна с
тем, что творчество имеет четыре стадии, но иногда оно обходиться и меньшими
этапами. Это бывает в тех случаях, если человек не зацикливается на задаче,
ведь не всегда создание картины или решение вопроса требует абстрагирования от
него.
Да,
творчество это дух свободы человека, это взаимосвязь человеческой души с
внешним миром, это процесс человеческой деятельности, итогом которого является
создание чего-либо нового.
В заключение
всего сказанного хотелось бы добавить: «Творите, ведь если в голове отключить
творческие процессы, то жизнь пройдет не интересно и скучно!»
Используемая
литература и источники
1.Рубинштейн С. Л. Основы
общей психологии. 1946. С. 575.
2.Пуанкаре А.
Математическое творчество // Адамар Ж. Исследование психологии процесса
изобретения в области математики. М., 1970. Приложение III
3. Ананьев Б.Г.
Психология и проблемы человекознания. Москва-Воронеж. 1996.
4. Бердяев Н.А. Опыт
эсхатологической метафизики// Творчество и объективация / сост. А.Г. Шиманский,
Ю.О. Шиманская. – Мн.: Экономпресс, 2000. С. 20.
5. Дружинин В.Н.
Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2002. С. 166.
6. Винникотт Д. Игра и
реальность. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002. С. 99.
7. Мэй Р. Мужество
творить: Очерк психологии творчества. Львов: Инициатива; М.: Институт
общегуманитарных исследований, 2001. С. 43.
8. Юнг К. Г.
Психологические типы.