Классификация методов психодиагностики, их достоинства и недостатки
Федеральное Агентство по образованию
и науки РФ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине:
«Психодиагностика»
по теме: «Классификация методов
психодиагностики, их достоинства и недостатки»
Содержание
Введение.
1.Классификация
методов психодиагностики.
2.
Классификации психодиагностических методов по Й.Шванцаре; В.К.Гайде, В.П.Захарову;
А.А.Бодалеву, В.В.Столину
Заключение.
Список
используемой литературы:
Введение
Психология — очень
молодая наука. Официальное оформление научная психология получила немногим более
100 лет назад, а именно в 1879 г. Появлению психологии предшествовало развитие
двух больших областей знания: естественных наук и философий; психология
возникла на пересечении этих областей, поэтому до сих пор не определено,
считать психологию естественной наукой или гуманитарной. Из вышесказанного
следует, что ни один из этих ответов, по-видимому, не является правильным.
Это наука о самом
сложном, что пока известно человечеству. Ведь психика — это “свойство
высокоорганизованной материи”. Если же иметь в виду психику человека, то к
словам “высокоорганизованная материя” нужно прибавить слово “самая”: ведь мозг
человека — это самая высокоорганизованная материя, известная нам. Знакомство с
любой наукой начинается с определения ее предмета и описания круга явлений,
которые она изучает. Что же является предметом психологии? Ответ предполагает
рассмотрение различных точек зрения на предмет психологии — так, как они
появлялись в истории науки; анализ оснований, почему эти точки зрения сменяли
друг друга; знакомство с тем, что в конечном счете от них осталось и какое
понимание сложилось на сегодняшний день. Слово “психология” в переводе на
русский язык буквально означает “наука о душе” (гр. psyche — “душа” + logos —
“понятие”, “учение”).
ПСИХОДИАГНОСТИКА — это
область психологической науки и одновременно важнейшая форма психологической
практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов
распознавания индивидуальных психологических особенностей человека. Сам по себе
термин «диагностика» образован от известных греческих корней («диа» и «гнозис»)
и буквально истолковывается как «различительное познание». Психодиагностика это
не только направление практической психологии, но и теоретическая дисциплина.
1.Классификация
методов психодиагностики
Классификация методов
психодиагностики призвана облегчить практическому работнику выбор методики,
максимально соответствующей его задаче. Поэтому такая классификация должна
отражать связь методов, с одной стороны — с диагностируемыми психическими
свойствами, с другой стороны — с практическими задачами, ради решения которых
эти методы разрабатываются. Критерии решения этих задач и должны предопределять
выбор диагностируемых свойств, а вслед за этим и методик, направленных на эти
свойства и наилучшим образом соответствующих имеющимся условиям.
Безусловно, не существует
взаимнооднозначного соответствия между задачами и методиками. Наиболее ценные
методики обладают универсальностью — они могут успешно применяться для решения
разных задач. В овладении этими методиками и в процедурах их проведения есть
технологические признаки, заслуживающие самостоятельного учета. По этим
признакам методики группируются в самостоятельную
операционально-технологическую классификацию.
Основные методы
исследования и диагностики.
Одним из наиболее
доступных и широко применяемых в социальной психологии методов исследования
является наблюдение. Наблюдение — это научно-целенаправленное и
определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. К
достоинствам наблюдения относятся: естественность, независимость от умений
испытуемых оценивать свои действия, возможность оценить отдаленные последствия
воспитательных воз— действий и др. Недостатками являются: пассивность, наличие
элементов субъективизма, недоступность данному методу некоторых скрытых
проявлений (переживания, мысли, мотивы) и т.п.
Наиболее типичными
ситуациями, в которых эффективно применение наблюдения, являются следующие:
- получение сведений о
психическом явлении в “чистом” виде;
- сбор первичной
информации, не требующей большой выборки исследуемых объектов;
- оценка фактов,
полученных помощью других методов (например, анкетирования);
- проверка рекомендаций и
др.
Другим эффективным
методом исследования является эксперимент. Эксперимент — это активное
вмешательство исследователя в жизнедеятельность испытуемого с целью создания
условий, при которых обнаруживается какой-либо социально-психологический факт.
Достоинствами эксперимента являются: активная позиция наблюдателя, возможность
повторения, строго контролируемые условия проведения. К недостаткам относятся:
искусственность условий, большие затраты для контроля значимых факторов.
Эксперименты бывают
естественными, лабораторными и формирующимися. Естественный эксперимент
характеризуется незначительными изменениями обычных условий обучения и
воспитания. При этом типе эксперимента стараются минимально изменять условия и
контекст, в котором протекает интересующий диагноста психический феномен.
Лабораторный эксперимент отличается строгой стандартизацией условий,
позволяющих максимально изолировать исследуемое явление, отвлечься от
изменяющихся условий окружающей среды. Формирующий эксперимент предусматривает
внедрение в педагогическую практику результатов исследования с последующим
изучением изменений, которые возникают вследствие подобных новаций.
Широко распространен опрос.
Опрос — это получение информации, заключенной в словесных сообщениях
испытуемого. Различают следующие виды опроса: анкетирование, интервью, беседа.
В процессе анкетирования информацию получают в виде письменных ответов
опрашиваемых (респондентов). Интервью предполагает получение информации путем
устных ответов респондентов на вопросы, задаваемые в устной форме. Метод беседы
основан на получении информации в процессе двухстороннего или многостороннего
обсуждения интересующего исследователя вопроса.
Моделирование. Это метод исследования, в основе
которого лежит построение моделей изучаемого явления. Модель представляет собой
копию объекта, интересующего исследователя, или явления в каком-либо аспекте.
Модель всегда является упрощением (редукцией) исследуемого явления. Она
предназначена для выделения самого главного (с точки зрения целей исследования)
в изучаемом объекте. Такое упрощение облегчает процесс качественного и количественного
анализа
Тестирование. Систематический перебор различных
симптомов, связанных с гипотетическим скрытым фактором, обеспечивают тесты.
ТЕСТ в психодиагностике — это серия однотипных стандартизированных кратких
испытаний, которым подвергается испытуемый — носитель предполагаемого скрытого
фактора. Более строгое определение: тест — объективное и стандартизированное
измерение выборки поведения.
Различные тестовые
задания призваны выявить у испытуемого различные симптомы, связанные с
тестируемым скрытым фактором. Сумма результатов этих кратких испытаний говорит
об уровне измеряемого фактора (здесь, для большей ясности, имеется в виду самая
простая схема подсчета тестового балла).
За внешней простотой
научных тестов скрывается большая исследовательская работа по их разработке и
апробации. Относится к методам диагностики, для которых, в отличие от методов
исследования, характерен акцент на измерение (т.е. численное представление)
некоторой психологической переменной. Процедура тестирования может проводиться
в форме опроса, наблюдения или эксперимента.
К тестам, как методам
точной психодиагностики предъявляется ряд особых требований. Это:
1. Социокультурная
адаптированность теста – соответствие тестовых заданий и оценок особенностям
культуры, сложившимся в обществе, где данный тест используется, будучи
заимствованным в другой стране.
2. Простота формулировок
и однозначность тестовых заданий – в словесных и иных заданиях теста не должно
быть таких моментов, которые могут по-разному восприниматься и пониматься людьми.
3. Ограниченное время
выполнения тестовых заданий – полное время выполнения заданий
психодиагностического теста не должно превышать 1,5-2 часов, т. к. сверх этого
времени человеку трудно сохранить свою работоспособность на достаточно высоком
уровне.
4. Наличие тестовых норм
для данного теста –репрезентативные средние показатели по данному тесту, - т.е.
показатели, представляющие большую совокупность людей, с которыми можно
сравнивать показатели данного индивида, оценивая уровень его психологического развития.
Норма теста – средний уровень
развития большой совокупности людей, похожих на данного испытуемого по ряду
социально – демографических характеристик. Для уверенности в достоверности
результатов психодиагностических исследований необходимо, чтобы используемые
психодиагностические методы были научно обоснованы, т. е. отвечали ряду
требований. Такими требованиями являются
1. Валидность –
“полноценность”, “пригодность”, “соответствие”.
Есть несколько
разновидностей валидности. Валидность теоретическая , эмпирическая, внутренняя,
внешняя.
Валидность методики
проверяется и уточняется в процессе ее достаточно длительного использования.
2. Надежность –
характеризует возможность получения с помощью данной методики устойчивых
показателей. Надежность психодиагностической методики можно установить двумя
способами:
-путем сравнения
результатов, получаемых по этой методике разными людьми
-путем сравнения
результатов, получаемых по одной и той же методике в различных условиях.
3. Однозначность методики
– характеризуется тем, в какой степени получаемые с ее помощью данные отражают
изменения именно и только того свойства, для оценки которого данная методика
применяется.
4. Точность – отражает способность
методики тонко реагировать на малейшие изменения оцениваемого свойства,
происходящие в ходе психодиагностического эксперимента. Чем точнее
психодиагностическая методика, тем тоньше с ее помощью можно оценивать градации
и выявлять оттенки измеряемого качества, хотя в практической психодиагностике
не всегда требуется очень высокая степень точности оценок.
2.
Классификации психодиагностических методов по Й. Шванцаре; В.К. Гайде, В.П. Захарову;
А.А. Бодалеву, В.В. Столину
Психодиагностические
методы объединяют в группы по разным основаниям. Вот некоторые наиболее распространенные
классификации методов психодиагностики.
1. Классификации
методов по Й.Шванцаре.
Й.Шванцара объединяет
психодиагностические методы в группы по следующим основаниям:
1.
по используемому
материалу (вербальные, невербальные, манипуляционные, тесты "бумаги и
карандаша" и т.д.);
2.
по количеству
получаемых показателей (простые и комплексные);
3.
тесты с
"правильным" решением и тесты с возможностью различных ответов;
4.
по психической
активности испытуемых:
·
интроспективные
(сообщение испытуемого о личном опыте, отношениях): анкеты, беседа;
·
экстроспективные
(наблюдение и оценка разнообразных проявлений);
·
проективные.
Испытуемый проецирует неосознаваемые свойства личности (внутренние конфликты,
скрытые влечения и др.) на малоструктурированные, многозначные стимулы;
·
исполнительные.
Испытуемый осуществляет какое-либо действие (перцепционное, мыслительное,
моторное), количественный уровень и качественные особенности которого являются
показателем интеллектуальных и личностных черт.
2. Классификации
психодиагностических методов по В.К.Гайде, В.П.Захарову.
Авторы этих классификаций
объединяют психодиагностические методы по следующим основаниям:
1.
по качеству:
стандартизованные, нестандартизованные;
2.
по назначению:
·
общедиагностические
(тесты личности по типу опросников Р.Кеттелла или Г.Айзенка, тесты общего
интеллекта);
·
тесты
профессиональной пригодности;
·
тесты специальных
способностей (технических, музыкальных, тесты для пилотов);
·
тесты достижений;
3.
по материалу,
которым оперирует испытуемый:
·
бланковые;
·
предметные
(кубики Кооса, "сложение фигур" из набора Векслера);
·
аппаратурные
(устройства для изучения особенностей внимания и т.д.);
5.
по форме ответа:
устные и письменные;
6.
по ведущей
ориентации: тесты на скорость, тесты мощности, смешанные тесты. В тестах
мощности задачи трудны и время решения не ограничено; исследователя интересует
как успешность, так и способ решения задачи;
7.
по степени
однородности задач: гомогенные и гетерогенные (отличаются тем, что в гомогенных
задачи схожи друг с другом и применяются для измерения вполне определенных
личностных и интеллектуальных свойств; в гетерогенных тестах задачи
разнообразны и применяются для оценки разнообразных характеристик интеллекта);
8.
По комплексности:
изолированные тесты и тестовые наборы (батареи);
9.
по характеру
ответов на задачи: тесты с предписанными ответами, тесты со свободными
ответами;
10.
по области охвата
психического: тесты личности и интеллектуальные тесты;
11.
по характеру
умственных действий: вербальные, невербальные.
3. Классификации
психодиагностических методов по А.А.Бодалеву, В.В.Столину
Авторы объединяют методы
психодиагностики в группы по разным основаниям:
1.
по характеристике
того методического принципа, который положен в основу данного приема:
· объективные тесты (в которых возможен
правильный ответ, то есть правильное выполнение задания);
· стандартизованные самоотчеты:
·
тесты-опросники,
открытые опросники
·
шкальные техники
(семантический дифференциал Ч.Осгуда), субъективная классификация
·
индивидуально-ориентированные
техники (идеографические) типа ролевых репертуарных решеток
· проективные техники
· диалогические техники (беседы,
интервью, диагностические игры);
2.
по мере
вовлеченности в диагностическую процедуру самого психодиагноста и степени его
влияния на результат психодиагностики: объективные и диалогические. Первые
характеризуются минимальной степенью вовлеченности психодиагноста в
процедурупроведения, обработки и интерпретации результата, вторые – большой
степенью вовлеченности. Мера вовлеченности характеризуется влиянием опыта,
профессиональных навыков, личности экспериментатора и других его характеристик,
самой диагностической процедурой. Ниже приведена шкала, на которой
располагается весь континуум психодиагностических методов от полюса объективных
до полюса диалогических.
ОБЪЕКТИВНЫЕ
|
ДИАЛОГИЧЕСКИЕ
|
тесты
опросники
шкальные техники
|
беседы
интервью
диагностические игры
патопсихологический эксперимент
некоторые проективные методики
|
Заключение
Современная
психологическая диагностика определяется как психологическая дисциплина,
разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических и
индивидуально-психофизиологических особенностей человека. Под психодиагностикой
подразумевается также и область психологической практики, работа психолога по
выявлению разнообразных качеств, психических и психофизиологических
особенностей, черт личности.
Существует насколько
классификаций методов психодиагностики. Однако ведущим основанием методической
классификации психодиагностических методик является мера
«объективности-субъективности», которой обладают ее результаты. В случае
объективных методик влияние исполнителя (психолога-диагноста) на результаты
минимально. В случае субъективных методик результаты, напротив, зависят от
опыта и интуиции исполнителя. При проведении объективных и субъективных методик
от исполнителя требуется выполнять совершенно различные технологические
операции. Поэтому данная классификация называется «операциональной».
Не существует жесткой
границы между двумя классами – объективными и субъективными методиками. Между
крайними вариантами существует ряд промежуточных вариантов методик, обладающих
и определенными признаками объективности, и определенными признаками
субъективности.
Список используемой
литературы:
1. Столяренко Л.Д. Психология. Ростов
н/Д: Феникс», 2003
2. Шевандрин Н.И.введение в
психодиагностику личности Ростов н/Д, 1996
3.Абрамова Г.С. Практическая
психология:учебник для студентов вузов – 4-е изд., перераб. И доп.-
Екатеринбург, 1999
4.Общая психодиагностика / Под ред.
А.А.Бодалева, В.В.Столина. – М. : Изд-во МГУ, 1988. С. 10-13.
5.Практикум по психодиагностике:
дифференциальная психометрика / Под ред. В.В.Столина, А.Г.Шмелева. – М. :
Изд-во МГУ, 1984. С. 16-17.
6. Электронная библиотека Гумер.