Значение игры для психического развития ребенка
Вятский Государственный Гуманитарный
Университет
Контрольная работа по детской
психологии на тему:
Значение игры для психического
развития ребенка
Работу выполнила
Студентка 2 курса
Заочной формы обучения
Группы ПП – 21
Специальности: Педагогика и психология
Бушуева Ольга Сергеевна.
г.Киров,2008
Содержание
Введение
1.
Значение и виды
игр
2.
Роль игры в
психическом развитии ребенка
3.
Заключение
Список литературы
Введение
Дошкольное детство –
большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно
расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города , страны.
Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов
деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание
включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему
еще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремиться и к
самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра –
самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.
Вся жизнь дошкольника
связана с игрой. Освоение окружающих его вещей, отношений между людьми,
понимание тех значений, которые несет общественная жизнь, труд и обязанности
взрослых, - со всем этим он знакомится играя, воображая себя в роли мамы, папы
и так далее.
Изучение развития детей
показывает, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности,
развиваются все психические процессы.
Л. С. Выготский,
рассматривая роль игры в психическом развитии ребенка, отмечал, что в связи с
переходом в школу игра не только не исчезает, но, наоборот, она пропитывает
собой всю деятельность ученика.
Игра – наиболее освоенная
малышами деятельность. В ней они черпают образцы для решения новых жизненных
задач, возникающих в познании, в труде.
В дошкольном возрасте
игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что современный ребенок,
как правило, большую часть времени проводит в развлекательных его играх, - игра
вызывает качественные изменения в психике ребенка.
В игровой деятельности
дошкольник не только замещает предметы, но и берет на себя ту или иную роль и
начинает действовать в соответствии с этой ролью. Чаще всего он изображает
взрослых людей: маму, папу, шофера, летчика. В игре ребенок впервые открывает
отношения, существующие между людьми в процессе их трудовой деятельности, их
права и обязанности.
Цель: выявить значение
игры для психического развития ребенка.
Задачи: 1.
Проанализировать литературу по данной теме;
2. Обобщить полученные
результаты.
1. Значение и виды игр
Игровая деятельность –
естественная потребность ребенка, в основе которой лежит интуитивное подражание
взрослым. Игра необходима для подготовки подрастающего поколения к труду, она
может стать одним из активных методов обучения и воспитания.
Игра – это особый вид
деятельности человека. Она возникает в ответ на общественную потребность в
подготовке подрастающего поколения к жизни.
Чтобы игры стали
подлинным организатором жизни людей, их активной деятельности, их интересов и
потребностей, необходимо, чтобы в практике воспитания было богатство и
разнообразие игр. Детская жизнь может быть интересна и содержательна, если дети
будут иметь возможность играть в разные игры, постоянно пополнять свой игровой
багаж.
Каждый отдельный вид игры
имеет многочисленные варианты. Дети очень изобретательны. Они усложняют и упрощают
известные игры, придумывают новые правила и детали. Они не пассивны по
отношению к играм. Это для них всегда творческая изобретательская деятельность.
Детские игры за весь
период советской формации не собирались, не обобщались, значит, не
классифицировались. Прав известный психолог А. Н. Леонтьев, утверждавший: «…
чтобы подойти к анализу конкретной игровой деятельности ребенка, нужно встать
на путь не формального перечня тех игр, которые он играет, а проникнуть в их
действительную психологию, в смысл игры для ребенка. Только тогда развитие игры
выступит для нас в своем истинном внутреннем содержании».
Наиболее распространенные
теории игр в 19 – 20 веках:
К. Гросс считал, что игра
является бессознательной подготовкой молодого организма к жизни.
К. Шиллер, Г. Спенсер
объясняли игру простой тратой избыточной энергии, накапливаемой ребенком. Она
не расходуется на труд и поэтому выражается в игровых действиях.
К. Бюллер подчеркивал
обычную увлеченность, с которою играют дети, утверждал, что весь смысл игры
заключается в том удовольствии, которое она доставляет ребенку.
З. Фрейд считал, что
ребенок побуждается к игре чувством собственной неполноценности.
Хотя приведенные
объяснения игры кажутся неодинаковыми, однако все эти авторы утверждают, что в
основе игры лежат инстинктивные, биологические потребности ребенка: его
влечения и желания.
Принципиально иначе
подходят к объяснению игры русские и советские ученые:
А. И. Сикорский, П. Ф.
Каптерев, П. Ф. Лесгат, К. Д. Ушинский высказываются за своеобразие игры как
подлинно человеческой деятельности.
Н. К. Крупская, А. С.
Макаренко, а затем многие педагоги и психологи углубили анализ игры и строго
научно объяснили эту своеобразную детскую деятельность.
Игры детей
характеризуются следующими особенностями:
1.
игра представляет
собой форму активного отражения ребенком окружающей его жизни людей.
2.
отличительной
особенностью игры является и сам способ, которым ребенок пользуется в этой
деятельности
3.
игра, как и
всякая другая человеческая деятельность, имеет общественный характер, поэтому
она меняется с изменением исторических условий жизни людей
4.
игра является
формой творческого отражения ребенком действительности.
5.
игра есть
оперирование знаниями, средство уточнения и обогащения, путь упражнений, а
значит, и развитие познавательных и нравственных способностей и сил ребенка.
6.
в развернутой
форме игра представляет собой коллективную деятельность
7.
разносторонне
развивая детей, сама игра тоже изменяется и развивается.
Существуют разные виды
игр: подвижные, дидактические, игры – драматизации, конструктивные.
В раннем детстве
возникают и начинают формироваться элементы ролевой игры. В ролевой игре дети
удовлетворяют свое стремление к совместной жизни со взрослыми и в особой,
игровой форме воспроизводят взаимоотношения и трудовую деятельность взрослых
людей.
А. Н. Леонтьев, Д. Б.
Эльконин, А. В. Запорожец называли ролевую игру ведущей деятельностью ребенка
дошкольного возраста. Ролевая игра возникает и существует в связи с другими
видами детской практики: в первую очередь с наблюдениями окружающей жизни,
слушанием рассказов и беседами со взрослыми.
Д. Б. Эльконин на основе
анализа этнографических исследований пришел к выводу, что ролевая игра возникла
в ходе исторического развития общества, в результате изменения места ребенка в
системе общественных отношений, то есть она социальна по своему происхождению.
Появление игры связано не с действием каких – то врожденных, инстинктивных сил,
а с определенными условиями жизни ребенка в обществе. Детство удлинилось, и
вместе с возникновением ролевой игры возник и новый этап в психическом развитии
ребенка – дошкольный возраст. Д. Б. Эльконин подчеркивал, что удлинение детства
происходит не путем надстраивания нового периода над уже имеющимся, а путем
своеобразного вклинивания.
Игра социальна не только
по происхождению, но и по своему содержанию. Все исследователи, описывающие
ролевую игру, указывали, что на нее огромное влияние оказывает окружающая
ребенка действительность, что сюжеты детских игр обусловлены социальными,
бытовыми, семейными условиями жизни ребенка.
Сюжетно – ролевая игра
заключается в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними.
То есть в игре ребенок моделирует взрослых, их взаимоотношения.
Сюжетно- ролевая игра
возникает на границе раннего и дошкольного возрастов и достигает своего расцвета
в середине дошкольного детства.
Д. Б. Эльконин выделил в
структуре сюжетно – ролевой игры такие составляющие, как сюжет – та сфера
действительности, которая отражается в игре;
Те моменты в деятельности
и отношениях взрослых, которые воспроизводит ребенок, составляют содержание
игры;
Сюжет и содержание игры
воплощаются в роли;
Развитие игрового
действия, роли и правил игры происходит на протяжении дошкольного детства по
следующим линиям: от игр с развернутой системой действий и скрытыми за ними
ролями и правилами – к играм со свернутой системой действий, с ясно выраженными
ролями, но скрытыми правилами – и, наконец, к играм с открытыми правилами и
скрытыми за ними ролями. Д. Б. Эльконин показал, что центральным компонентом
сюжетно – ролевой игры выступает роль – соответствующий принятым в обществе
нормам, правилам способ поведения людей в различных ситуациях.
Кроме этого вида игры
дошкольник осваивает игры с правилами, которые способствуют интеллектуальному
развитию ребенка, совершенствованию основных движений и двигательных качеств.
Таким образом, игра
изменяется и достигает к концу дошкольного возраста высокого уровня развития. В
развитии игры выделяют две основные фазы или стадии. Для первой стадии (3 – 5
лет) характерно воспроизведение логики реальных действий людей; содержанием
игры являются предметные действия. На второй стадии (5 – 7 лет) моделируются
реальные отношения между людьми, и содержание игры становятся социальные
отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека.
2.Роль игры в психическом
развитии ребенка
Игра – ведущий вид
деятельности в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на
развитие ребенка.
В игровой деятельности
наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности
ребенка. В игре складываются другие виды деятельности, которые потом
приобретают самостоятельное значение.
Игра влияет на все
стороны психического развития, что неоднократно подчеркивали как педагоги, так
и психологи. Так, А. С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни
ребенка, имеет то же значение, как у взрослого имеет деятельность, работа,
служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда
вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. И
вся история отдельного человека как деятеля или работника может быть
представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу».
Игровая деятельность
влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у
ребенка начинает развиваться произвольное внимание и произвольная память. В
условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше. Сознательная
цель выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры
требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию,
на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Если ребенок не хочет быть
внимательным к тому, что требует от него предстоящая игровая ситуация, если не
запоминает условия игры, то он просто изгоняется сверстниками.
Игровая ситуация действия
в ней оказывает постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребенка
дошкольного возраста. В игре ребенок учится действовать с заместителем предмета
– он дает заместителю новое игровое название и действует с ним в соответствии с
названием. Постепенно игровые действия с предметами сокращаются, ребенок
научается мыслить о предметах и действовать с ними в умственном плане. Таким
образом, игра в большой мере способствует тому, что ребенок постепенно
переходит к мышлению в плане представлений.
В тоже время опыт игровых
и особенно реальных взаимоотношений ребенка в сюжетно – ролевой игре ложится в
основу особого свойства мышления, позволяет стать на точку зрения других людей,
предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное
поведение.
Влияние игры на развитие
личности ребенка заключается в том , что через нее он знакомится с поведением и
взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного
поведения, и в ней приобретаются основные навыки общения, качества, необходимые
для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его
подчинятся правилам, содержащиеся во взятой на себя роли, игра способствует
развитию чувств и волевой регуляции поведения.
Продуктивные виды
деятельности ребенка – рисование, конструирование – на разных этапах
дошкольного детства тесно слито с игрой. Интерес к рисованию , конструированию
первоначально возникает как игровой интерес, направленный на процесс создания
рисунка, конструкции в соответствии с игровым замыслом. И только в среднем и
старшем дошкольном возрасте интерес переносится на результат деятельности, и
она свободна от влияния игры.
Внутри игровой
деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее
становится ведущей деятельностью. Учение вводит взрослый, оно не возникает
непосредственно из игры. Но дошкольник начинает учиться играя – он к учению
относится как к своеобразной ролевой игре с определенными правилами. Однако, выполняя
эти правила, ребенок незаметно для себя овладевает элементарными учебными
действиями.
Очень большое влияние
игра оказывает на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого
включенного в него ребенка определенного уровня развития речевого общения.
Необходимость объясняться со сверстниками стимулирует развитие связной речи. В
игре дети учатся полноценному общению друг с другом. Младшие дошкольники еще не
умеют по – настоящему общаться со сверстниками.
В среднем и старшем
дошкольном возрасте дети, несмотря на присущий им эгоцентризм, договариваются
друг с другом, предварительно распределяя роли, а также и в процессе самой
игры.
Если по какой – то
серьезной причине распадается совместная игра, разлаживается и процесс общения.
Игра как и другие виды
деятельности, требуют от дошкольника проявления определенных нравственно –
волевых качеств, установления контактов со сверстниками.
Для того, чтобы игра
происходила успешно, ребенок должен обладать умениями, которые были
охарактеризованы А. П. Усовой как качества «общественности». К таким умениям
она относила умение действовать сообща, устанавливать связи с другими детьми,
умение найти свое место среди играющих, проявить инициативу и убедить других,
чтобы они в игру приняли, быть внимательным к сверстникам, умение не только
оказывать влияние на детей, организуя их, но и подчиняться определенным
требованиям сверстников, считаться с их мнением. Эти качества формируются и
проявляются в процессе общения в совместных играх детей.
В игре при решении коммуникативных
организационных вопросах могут возникать ссоры, конфликты. Как отмечает Н. С.
Пантина, дети часто ссорятся не потому, что реализация игровой деятельности
вызывает у партнеров много различных представлений относительно действий того
или иного участника.
Характер конфликтов в
игре свидетельствует о ее развитии как совместной деятельности.
Игра как ведущая
деятельность имеет особое значение для развития знаковой функции речи ребенка.
Усвоение знаковой функции речи ведет к коренной перестройке всех психических
функций ребенка. В игре развитие знаковой функции осуществляется через
замещения одних предметов другими.
В игре ребенок постигает специфические
знаки двоякого типа: индивидуальные условные знаки, имеющие мало общего по
своей чувственной природе с обозначаемым предметом; иконические знаки,
чувственные свойства которых визуально приближены к замещаемому предмету.
Индивидуальные условные
знаки и иконические знаки в игре берут на себя функцию отсутствующего предмета,
которые они замещают.
Действия замещения, кроме
того, способствуют развитию у ребенка свободного обращения с предметами и
используя их не только в том качестве, которое было усвоено в первые годы
жизни, но и по – другому.
Игра как ведущая
деятельность имеет особое значение для развития рефлексивного мышления.
Рефлексия – способность
человека анализировать свои собственные действия, поступки, мотивы и соотносить
их с общечеловеческими ценностями, а также с действиями, поступками, мотивами
других людей. Рефлексия способствует адекватному поведению человека в мире
людей.
Игра ведет к развитию
рефлексии, поскольку в игре возникает реальная возможность контролировать то,
как выполняется действие, входящее в процесс общения. Двойная позиция играющего
– исполнитель и контролер – развивает способность соотносить свое поведение с
поведением некоего образца. В ролевой игре возникают предпосылки к рефлексии
как чисто человеческие способности осмысливать свои собственные действия,
потребности и переживания с действиями, потребностями и переживаниями других
людей.
Игра способствует
становлению произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим
поведением – подчинение правилам – складывается именно в игре, а затем
проявляется в других видах деятельности. Произвольность предполагает наличие
образа поведения, которым следует ребенок, и контроля.
К 7 годам ребенок все
больше начинает ориентироваться на нормы и правила; регулирующие его поведение,
образы становятся более обобщенными. При наиболее благоприятных вариантах
развития детей, к моменту поступления в школу они способны управлять своим
поведением в целом, а не только отдельными действиями.
В игре развивается
мотивационно – потребностная сфера ребенка. Возникают новые мотивы деятельности
и связанные с ними цели. Теперь, в игре со сверстниками, ему легче отрешиться
от своих мимолетных желаний. Его поведение контролируется другими людьми, он
обязан следовать определенным правилам, вытекающим из его роли, и не имеет
права не изменять общий рисунок роли, ни отвлечься от игры на что – то
постороннее.
В развитой ролевой игре с
ее замысловатыми сюжетами и сложными ролями, создающими достаточно широкий
простор для импровизации, у детей формируется творческое воображение.
Игра способствует
становлению произвольной памяти, в ней преодолевается так называемый
познавательный эгоцентризм.
Таким образом, в
дошкольном возрасте игра становится самостоятельной деятельностью ребенка, он
осваивает разные виды игр, с помощью игр дошкольник « входит в разные сферы
социальной действительности, расширяя возможности познания этих сфер».
Заключение
Таким образом, игра
оказывает положительное влияние на формирование взаимодействия и
взаимоотношения детей .Игры снимают психологические барьеры, вселяют
уверенность в собственных силах, улучшают общение детей со сверстниками и
взрослыми.
По Л. С. Выготскому, игра
является движущей силой развития ребенка, разработанная в отечественной
педагогике концепция становления детской личности рассматривает игру как
ведущую деятельность ребенка – дошкольника.
Г. Н. Волков говорит, что
игра удивительно разнообразная и богатая сфера деятельности детей. Игры – уроки
жизни. В ходе игры дети не только выполняют игровые действия, но и проявляют
отношения к партнеру по игре. Это отношение обусловлено, с одной стороны,
ролью, а с другой – личностными отношениями детей.
Список литературы
1.
Газман О. С.,
Харитонова Н. Е. В школе с игрой: Книга для учителей. – М.: Просвещение, 1991 –
96 с.
2.
Кулагина И. Е.
Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное
пособие. – М.:РОУ,1996 – 180 с.
3.
Люблинская А. А.
Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. –
М.: Просвещение, 1971 – 415 с.
4.
Урунтаева Г. А.
Детская психология: учебник для средних учебных заведений. – М.: Академия, 2006
– 368 с.
5.
Шмаков С. А. Игры
учащихся – феномен культуры. – М.: Новая школа, 1994 – 239 с.