Естественнонаучные предпосылки превращения психологии в самостоятельную дисциплину
Федеральное агентство
по образованию Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
Институт
международных отношений и социальных технологий
Кафедра психологии
и философии
УТВЕРЖДАЮ
Заведующей кафедрой
кандидат
философских наук,
доцент Коротина О.А.
РЕФЕРАТ
по истории
психологии
«Естественнонаучные
предпосылки превращения психологии в самостоятельную дисциплину»
Выполнила студент
гр. ПС – 08 – 02
Судоргина А. В.
Проверил
Коротина О. А.
г. Владивосток
2009 г.
Введение
Естественнонаучные концепции и методы все более активно
применяются в смежных с психологической проблематикой областях. Эксперимент как
метод познания все глубже проникает в разные области знания. Утверждение идеи о
мозге и нервной системе как материальной основе психики, развитие и
распространение материалистических идей в области философского познания мира и
человекознания, интерес ученых-естественников к психологической проблематике
способствовали формированию идеи о том, что и при изучении психических явлений
следует более широко и активно использовать методологию и методы естественных
наук. Важным и необходимым условием при этом являлось то, что к середине XIX в.
сами естественные науки достигли такого уровня развития, что их результаты
могли быть активно восприняты другими научными дисциплинами. Все это послужило
одновременно и предпосылкой, и основанием формирования экспериментальных
разделов психологии; способствовало повышению объективности и доказательности
психологических исследований, превращению психологии в конечном итоге в
самостоятельную область экспериментального научного знания, со своим предметом,
совокупностью методов и проблематикой.
На развитие психологии оказали влияния множество
дисциплин: это физиология, педагогика, языкознание, психофизика и т.д.
Чуть позже, в 1861 г., французский анатом Поль Брока в ходе клинических исследований
выделил ряд зон головного мозга, отвечающих за конкретные психические функции.
Ученый первым показал, что моторная речь, т.е. двигательные координации,
результатом которых является произнесение слов, связаны с задней третью нижней
лобной извилины левого полушария. Брока утверждал, что эта зона является
"центром моторных образов слов" и что повреждение в этой зоне ведет к
особому виду нарушения экспрессивной речи, которое он первоначально назвал
"афемией"; позже это нарушение получило название "афазия",
как оно и называется в настоящее время. Тем самым, по его мнению, был открыт
центр речи, что позволило ученому обосновать вывод о том, что все
интеллектуальные функции локализуются в строго определенных зонах мозга.
В 1870 г. немецкий невропатолог Густав Фритч и
швейцарский психиатр Фердинанд Гитциг обнаружили, что при раздражении током
некоторых областей боковой части мозга на противоположной стороне тела
возникают движения. Тем самым ими были открыты двигательные центры в коре
головного мозга. К 1880-м гг. неврологи и психиатры начали создавать
"функциональные карты" коры головного мозга. Создавалось впечатление,
что проблема отношений между структурой мозга и психической деятельностью уже
решена.
Английский невролог Хьюлингс Джэксон высказывает в 1864 г. принципиально новую, по сравнению со сторонниками локализационизма, идею о мозговой
организации психических процессов. По его мнению, мозговая организация
психических процессов бывает различной в зависимости от сложности психического
процесса. Идеи Джэксона возникли на основе наблюдений, которые шли вразрез с
локализационной теорией Брока. В своих исследованиях двигательных и речевых
нарушений Джэксон установил, что ограниченные повреждения отдельной зоны мозга
никогда не вызывают полной потери функции. Например, больной не мог выполнить
просьбу "Произнесите слово "нет", хотя и пытался сделать это.
Однако несколько позже в состоянии аффекта больной мог сказать: "Нет,
доктор, я не могу сказать "нет". Объяснение таким парадоксам, когда
произнесение слова одновременно и возможно, и невозможно, Джэксон находил в том,
что все психические функции имеют сложную "вертикальную" организацию.
Следует отметить, что многие открытия середины - второй
половины XIX в. в области анатомии головного мозга, нервно-мышечной и сенсорной
физиологии, не являясь, по сути, психологическими, тем не менее оказывали
существенное влияние на развитие психологических идей. Важным источником
формирования естественно - научных основ психологии явилось эволюционное учение
Чарльза Дарвина. В 1859 г. в свет выходит его книга "Происхождение видов
путем естественного отбора". В ней Ч. Дарвин устанавливает основные
факторы биологической эволюции - изменчивость, наследственность и отбор.
Выяснив факторы биологической эволюции, Ч. Дарвин должен
был теперь объяснить причины многообразия видов растений и животных. На основе
наблюдений за животными, живущими в естественных условиях жизни. Ч. Дарвин
пришел к выводу, что для выживания организму выгоднее всего отличаться, а не
быть похожим на другое существо: из прогрессивно размножающихся живых форм
остаются только те, которые более всего различаются, а все промежуточные формы
обречены на гибель и вымирание. Прежде всего, теория Ч. Дарвина внесла в
психологию генетический принцип, сыгравший исключительное значение в дальнейшем
ее развитии. Распространение эволюционистских представлений на область сознания
ознаменовало сближение психических и органических явлений с точки зрения их
реального биологического родства. Психология стала заимствовать детерминистские
идеи уже не у механики, а у эволюционной биологии, под влиянием которой был
выдвинут ряд важных для психологии проблем, таких как адаптация к среде,
филогенетическая обусловленность функций, индивидуальные вариации, роль
наследственности, преемственность в развитии между психикой животных и человеческим
сознанием, соотношение структуры и функции и др.
Еще один важный вклад Дарвина в психологию состоял в том,
что наряду с преемственностью у животных в строении их тела, он открыл такую же
преемственность в их психической организации. Тем самым была обоснована связь
психики животных и человека. Проницательная наблюдательность позволила заявить
Ч. Дарвину, что чувства и впечатления, различные эмоции и способности - такие,
как любовь, память, внимание, любопытство, подражание, рассудок и т.д.,
которыми гордится человек, - могут быть найдены в зачатке, а иногда даже в
хорошо развитом состоянии у низших животных. Тем самым были заложены основы
сравнительной психологии как отрасли психологического знания.
Важной областью знания, смежной с психологией, всегда была
педагогика. Тесные взаимосвязи между ними, особенно в XIX в., были обусловлены
тем, что именно в этот период педагогика все в большей мере начинает
ориентироваться в разработке своей методологии на психологическое знание. В
педагогике все больше и больше утверждается идея о природосообразном воспитании
и обучении человека. Так, известный швейцарский педагог И. Песталоцци на рубеже XVIII-XIX вв.
специально акцентирует внимание на том, что основой воспитания должна быть
природа человека, закономерности его психического развития. В психической жизни
человека он отмечает пять "физико-механических" законов: закон
постепенности и последовательности, закон связности, закон совместных ощущений,
закон причинности и закон психической самобытности. Именно эти законы, по его
мнению, должны лежать в основе методики воспитания.
Значительная роль в развитии педагогики на основах
психологии во второй половине XIX в. принадлежала русским педагогам. В 1856 г. публикуется статья известного хирурга Н.И. Пирогова "Вопросы жизни", в которой
обосновывается мысль о приоритете задачи воспитания личности перед обучением
при подготовке будущих специалистов для работы в различных областях
общественной практики. Как отмечал известный отечественный педагог
К.Д.Ушинский, выводы Пирогова "пробудили спавшую у нас до тех пор
педагогическую мысль, а выдвинутый им принцип воспитания прежде всего человека
в человеке должен стать требованием здравой педагогики, основанной на
психологии"
Именно Ушинскому удается осуществить творческое объединение
педагогических и психологических идей в фундаментальном двухтомном
педагогическом труде "Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической
антропологии", изложив в нем целостное учение о воспитании и образовании.
Еще одним источником психологических знаний во второй
половине XIX в., способствовавшим формированию психологии как самостоятельной
науки, явилось языкознание. С этой точки зрения, особое значение для психологии
имело творчество Александра Александровича Потебни.
Обсуждаемые в его трудах вопросы взаимосвязи языка, чувственного познания и
мышления, единства сознания и языка обосновывали социальный характер языка,
раскрывали проблему исторического развития человеческого сознания и
подчеркивали его социальную природу, определяли язык как важнейшее условие
формирования самосознания человека. Благодаря творчеству Потебни, слово стало
рассматриваться как орудие мысли, выступающее способом ее объективизации.
Связь психологии с педагогикой и языкознанием означала
выход психологии в прикладные области. Другой такой областью стала промышленная
практика. В 80-х гг. XIX столетия в связи с развитием промышленного
производства появляются работы по учету психики человека в труде, с чем связаны
надежная работа персонала, устранение причин нарушений его деятельности, подбор
и обучение людей. К психологии обращаются юристы, военные деятели, психиатры,
физиологи. Таким образом, параллельно с формированием психологии как
самостоятельной науки начинает оформляться и ее дисциплинарная структура.
Во второй половине XIX в. не только появляются
предпосылки формирования психологии в качестве самостоятельной науки, но
проводятся и первые экспериментальные исследования по проблемам, лежащим на
границе физиологии и психологии, которые и начинают оформляться как
экспериментальные области психологических исследований. Первой в ряду таких
областей может быть названа психофизика. Ее основателем является немецкий
физиолог Густав Теодор Фехнер, который впервые
выступил с идеей создания новой экспериментально-математической науки в 1851 г. Основанием для психофизики Фехнера послужили результаты экспериментов, полученные другим
немецким ученым, физиологом Эрнстом Генрихом Вебером. Используя специально
разработанный прибор - экстезиометр, Вебер экспериментально исследовал осязание
и установил, что кожа человека обладает разной чувствительностью к локализации
прикосновения и, чтобы возникло новое ощущение, необходимо определенное
соотношение нового раздражителя к исходному. Тем самым Вебер установил правило,
согласно которому равным относительным различиям в раздражениях соответствуют
равные различия в ощущениях, и продемонстрировал возможность измерения
психических явлений.
Как считал Фехнер, психофизика должна заниматься
экспериментально-математическим изучением различных психических процессов
(ощущений, восприятий, чувств, внимания и т.п.) в их соотношении с внешним и
внутренним мирами.
Фехнер открыл так называемый основной психофизический
закон, в соответствии с которым возрастанию силы раздражителя в геометрической
прогрессии соответствует рост величины ощущения в арифметической прогрессии
(или, другими словами, интенсивность ощущений возрастает пропорционально
логарифму внешнего раздражения). Именно в силу этого, равные отношения
раздражителей дают равные интервалы ощущений. Тем самым было дано математическое
описание установленного Вебером правила (поэтому основной психофизический закон
еще называют законом Вебера - Фехнера).
Несомненной заслугой Фехнера является и то, что он ввел в
психологию чувственного познания понятие порога ощущения - позаимствовав само
понятие порога у Гербарта, Фехнер применил его к ощущениям.
Заключение
Вторая половина XIX столетия - период выделения
психологии из философии и естествознания, перехода ее на самостоятельный путь
развитая, оформления психологии как экспериментальной науки. Преобразование
психологии в самостоятельную экспериментальную дисциплину нашло свое выражение
в разработке теоретических программ, открытии первых экспериментальных
лабораторий в различных странах мира, образовании национальных психологических
обществ. Как отмечает историк науки, В. Виндельбанд, "характерным
изменением в общем миросозерцании, происшедшим в XIX веке, является постоянно
прогрессирующее и теперь представляющееся принципиально законченным обособление
психологии от философии. Это обособление было результатом быстрого упадка
метафизического интереса и метафизического мышления. Лишившись, таким образом,
общей основы, психология была уже не в состоянии оказать сопротивление
вторжению естественно - научного метода…"
Список литературы
1.
Заблудовский П.Е., Крючок Г.Р., Кузьмин М.К., Левит М.М. История
медицины. М.: Медицина, 1981.
2.
История биологии. С древнейших времен до начала XX века. М., 1972.