Теория личности Эрика Эриксона
Эрик
Эриксон
Эрик
Эриксон — пожалуй, самый читаемый и влиятельный теоретик постфрейдизма. Его
книги расходятся тиражами в сотни тысяч экземпляров. Фотографии Эриксона
появлялись на обложках таких журналов, как "Нью-суик" и "Нью-Йорк
таймс мэгезин". Книга о Махатме Ганди (1969) получила Пулитцеровскую
премию и была удостоена Национальной книжной премии США.
Эрик
Эриксон расширил понимание психоанализа, изучив методы воспитания детей в
разных культурах, создавая психологические биографии выдающихся мужчин и женщин
и анализируя взаимодействие психологического и социального развития. Теория
Эриксона о периодах развития эго серьезно повлияла на психологию и смежные
области научного знания. Он является и основателем современной психоистории.
Работы
Эриксона прочно базируются на психоаналитической теории: никто еще со времен
Фрейда не сделал столько для разработки и применения принципов психоанализа в
новых областях и для решения проблем современности. Постепенно Эриксон развил
собственную оригинальную теорию, которая хотя и основывалась на
психоаналитическом понимании, но существенно отличалась по охвату, концепции и
расстановке акцентов. Его называли "недогматичным, эмансипированным
фрейдистом". Эриксоновские понятия личности и кризиса личности стали
обиходными и оказали определяющее влияние на все социальные науки.
Эриксон
— блестящий, проницательный теоретик и прекрасный писатель. В основе его работ
лежит теория циклов человеческой жизни, модель, которая интегрирует рост и
развитие человека от рождения до преклонного возраста. Основной вклад Эриксона
в изучение личности заключается в том, что, наряду с фрейдовскими стадиями
психосексуального развития, он, во-первых, показал, как человек одновременно
проходит стадии психосоциального развития и стадии развития эго, и, во-вторых,
доказал, что развитие личности продолжается всю жизнь и что каждая стадия
развития может иметь как положительный, так и отрицательный результат.
БИОГРАФИЧЕСКИЙ
ЭКСКУРС
История
происхождения Эрика Эриксона (Erik Erikson) довольно темна. Он родился 15 июня
1902 года. Его мать, датская еврейка, уже будучи беременной, уехала из Дании в
Германию и там вышла замуж за немецкого еврея — доктора Хомбургера. Несмотря на
датские корни, Эриксон считал себя немцем. Однако немецкие сверстники отвергали
его за то, что он был евреем, а еврейские приятели называли гоем (не евреем)
из-за белокурых волос и арийской внешности.
Настоящие
имя и фамилия Эриксона — Эрик Хомбургер. Под фамилией Хомбургер были опубликованы
его первые работы. Позднее он стал подписываться Эрик Хомбургер Эриксон и в
конце концов остановился на Эрике Эриксоне (дословно Эрик, сын Эрика), хотя
Эриксон не было фамилией его родного отца. Датчанин по происхождению, с
немецким образованием, затем он по своей воле стал американцем. Рожденный
евреем, Эриксон женился на христианке и принял христианство.
Формальное
академическое образование Эриксона продолжалось до 18 лет, когда он окончил
классическую гимназию. В гимназии Эриксон изучал латынь, греческий язык,
античную и немецкую литературу и древнюю историю. Он не был очень прилежным
учеником. После окончания гимназии Эриксон отправился в путешествие по Европе.
Как и многие молодые люди того поколения, он пытался "найти себя".
После года странствий Эриксон возвращается и поступает в художественную школу.
Изучает живопись в Мюнхене, а затем отправляется во Флоренцию. Жизнь художника
вполне подходила для молодого человека, не желавшего остепениться. Она давала
ему свободу и время для самопознания.
Эриксон
возвращается домой в возрасте 25 лет, намереваясь жить оседло и преподавать
живопись. Его приглашают в Вену, учить детей, родители которых проходят курс
психоанализа. Эриксон преподавал живопись, историю и другие предметы. Ему была
предоставлена возможность создать собственную образовательную программу.
Общество
людей, занимавшихся психоанализом, в 20-е годы было достаточно неофициальным.
Аналитики, пациенты, их семьи и друзья собирались вместе на пикники и светские
вечеринки. Во время таких встреч Эриксон познакомился с Анной Фрейд и другими
выдающимися психоаналитиками. Эриксон прошел негласный отбор и был признан
подходящим кандидатом для обучения психоанализу. В 1927 году Эриксон начал
проходить ежедневные психоаналитические сеансы с Анной Фрейд в доме ее отца.
Эриксон
сомневался, сможет ли художник стать психоаналитиком, однако Анна Фрейд убедила
его в том, что психоанализ понадобится людям, помогающим остальным видеть.
Большую часть свое_й длинной и плодотворной карьеры Эриксон старался следовать
этому принципу — как художник, он создавал утонченные зарисовки новых концепций
и перспектив.
Эриксон
изучил и систему Монтессори и стал вторым человеком, прошедшим обучение в
Ассоциации учителей Монтессори. Его интерес к игровой терапии и психоанализу
детей зародился во многом благодаря постоянной преподавательской деятельности и
под влиянием Монтессори.
В
1929 году в венском замке на маскараде Марди Грас Эриксон встретил молодую
женщину Джоан Серсон и почти сразу же влюбился в нее. Несколько месяцев спустя
они поженились. У молодоженов были схожие интересы. Джоан преподавала
современный танец, получила степени бакалавра педагогики и магистра социологии,
давно занималась психоанализом с одним из первых учеников Фрейда.
Эриксон
закончил обучение психоанализу в 1933 году и стал полноправным членом Венского
психоаналитического общества. Из-за распространения фашизма в Европе Эриксон,
как и многие другие психоаналитики, решил эмигрировать в Америку.
Канадско-американское происхождение его жены позволило ему легко сделать это.
Эриксоны поселились в Бостоне, где Эриксон стал первым в городе детским
психоаналитиком. Ему предложили место в Гарвардской Медицинской школе и в
престижной Центральной больнице Массачусетса. Кроме того, он начал заниматься
частной практикой и сотрудничать с Гарвардской психологической клиникой,
которой руководил Генри Мюррей. В те годы Эриксон общался с такими блестящими и
влиятельными мыслителями, как Мюррей, антропологи Рут Бенедикт и Маргарет Мид,
социальный психолог Курт Левин.
В
1936 году Эриксон получил место в Йельской Медицинской школе и, работая там,
отправился в свою первую антропологическую экспедицию в Южную Дакоту —
наблюдать за детьми индейского племени сиу. В его работе, посвященной сиу,
сочетаются культурная многогранность антропологического полевого исследования и
дальновидность первоклассного клинициста. В племени сиу Эриксон обнаружил новый
феномен. Он обратил внимание на такие психологические симптомы, как отсутствие
ясного образа себя и собственной личности, связанное с ощущением потери
культурной традиции. Схожие симптомы Эриксон позднее обнаружит у ветеранов
Второй мировой войны, перенесших тяжелое эмоциональное потрясение.
В
1939 году Эриксоны переехали в Калифорнию и прожили десять лет в Сан-Франциско.
Эриксон продолжил аналитическую работу с детьми и руководил исследовательскими
проектами в Калифорнийском университете Беркли.
В
1950 году вышла в свет известная книга Эриксона ChildhoodandSociety ("Детство
и общество"). В ней сформулированы и изложены практически все основные
эриксоновские идеи: концепция личности, жизненного цикла; дается сравнение
разных культур и вводится понятие психобиографии. Книга "Детство и
общество" переведена на десятки языков и используется в качестве учебника
для студентов и аспирантов в курсе психологии, в психиатрических учебных
центрах и на психологических курсах.
В
том же году Эриксон покидает Беркли, из-за того, что не желает подписывать
предложенную маккартистами присягу. Как и многие либеральные ученые, Эриксон
отказался ставить свою подпись, потому что считал происходящее охотой на
коммунистических ведьм и свидетельством охватившей общество паранойи. Эриксоны
возвращаются в Массачусетс в центр Остина Риггса, ведущий институт обучения и
исследования психоанализа. Там Эриксон изучает биографию Мартина Лютера и пишет
книгу YoungManLuther ("Молодой человек Лютер") (1958), которая
представляет собой удивительное сочетание психоанализа, биографического и
исторического исследования. Эта книга вызвала большой интерес у
психоаналитиков, психологов, историков и ученых других социальных дисциплин.
В
1960 году Эриксон становится профессором в Гарварде. Двумя годами позже он
отправляется в Индию и встречается там со многими индусами, лично знавшими
Ганди и по-разному относившимися к его первому мирному протесту в Индии.
Личность Ганди, духовного и политического революционера, глубоко заинтересовала
Эриксона. Ганди удалось трансформировать негативное индийское бессилие в
эффективно действующую политическую технологию. В 1969 году Эриксон опубликовал
работу о Ганди.
ИДЕЙНЫЕ
ПРЕДШЕСТВЕННИКИ
Психоанализ
и изучение жизни и воспитания детей в других культурах — вот два основных
фактора, которые влияли на формирование теорий Эриксона.
Психоанализ
уникален, Он создает ситуацию лечения, при которой интеллектуальное понимание
по необходимости становится эмоциональным в строго спланированных
обстоятельствах, ограниченных техническими правилами. Однако за пределами
данной ситуации интерпретация уже не будет такой, какой она была раньше
(Eriksonin: Evans, 1969).
ПСИХОАНАЛИЗ
Эриксон
считал себя психоаналитиком и применял психоанализ в новых областях, включая в
него последние достижения антропологии, психологии и других социальных наук. В
результате он стал развивать идеи, значительно отличавшиеся от базовых теорий
психоанализа, но работы Эриксона всегда обнаруживают, сколь многим он обязан
Фрейду. Отказавшись от ярлыка неофрейдиста, Эриксон предпочел нейтральный
термин — постфрейдист.
Детальные
психологические биографии, созданные Эриксоном, и его работы о психологическом
развитии детей и взрослых были, по сути, психоаналитичны. "Я имею в виду
скорее понимание, чем знание или факты, так как, исследуя человеческую
ситуацию, очень трудно сказать, что вы действительно можете назвать знанием"
(Erikson in: Evans, 1969, p. 89). Поскольку Эриксон имел дело с новым
материалом, он преобразовал и расширил свое понимание психоанализа.
Когда
около двадцати пяти лет назад я начал писать, то действительно полагал, что
просто иллюстрирую теорию, усвоенную мной у Зигмунда и Анны Фрейд. Только постепенно
я осознал, что любое свежее наблюдение влечет за собой изменение теории.
Наблюдатель из другого поколения, работающий в другом научном климате,
неизбежно развивает и всю область.