Темперамент и способности
РЕФЕРАТ
по курсу «Психология»
по теме: «Темперамент и способности»
1. Темперамент и его
характеристика
Поведение человека
зависит не только от его направленности и характера, но и от темперамента, т.е.
такого психологического свойства личности, в котором проявляется динамика
протекания психических процессов и проявления других свойств личности.
В основе всей психической
деятельности человека, как известно, лежат два процесса: возбуждение и
торможение. Возбуждение – это функциональная активность нервных клеток и
центров коры головного мозга, обеспечивающая образование и оживление условнорефлекторных
связей, на основе которых приходят в действие механизмы памяти, мышления и т.д.
Торможение – это процесс затухания корковых связей, прекращения активности
нервных клеток и центров, на основе которого происходит забывание, ослабление внимания
и т.п.
Основными свойствами
процессов возбуждения и торможения являются сила, равновесие и подвижность.
Сила нервных процессов служит показателем работоспособности нервных клеток и в
целом нервной системы. Под силой возбуждения понимается способность нервных
клеток и центров коры головного мозга к замыканию связей и активизации этих
связей в самых различных условиях. Человек с сильным процессом возбуждения
может долгое время напряженно работать, преодолевать большие психические и
физические нагрузки. У человека со слабым возбуждением корковые связи в
неблагоприятных условиях не активизируются. Для него характерна пониженная
работоспособность, быстрая утомляемость и медленное восстановление сил.
Равновесие нервных
процессов – это соотношение силы возбуждения и торможения. Они могут быть
уравновешенными или неуравновешенными – один процесс может быть сильнее, чем
другой. Подвижность – это быстрота смены одного процесса другим, обеспечивающая
приспособление к неожиданным и резким изменениям обстоятельств.
Различное сочетание силы,
равновесия и подвижности процессов возбуждения и торможения характеризует
специфические типы высшей нервной деятельности, каждому из которых
соответствуют свои особенности протекания психических процессов. В зависимости
от соотношения процессов возбуждения и торможения И.П. Павлов выделил четыре
основных типа высшей нервной деятельности, которым соответствует четыре вида
темперамента
Особенности динамики
поведения
|
Вид темперамента
|
Тип высшей нервной дея
тельности
|
Особенности нервных
процессов
По
силе
|
по равновесию
|
по подвижности
|
Активный
|
сангвиник
|
сильный
|
сильные
|
Уравновешенные
|
Экспансивный
|
холерик
|
безудержный
|
сильные
|
Неуравновешенные
|
подвижные
|
Спокойный
|
флегматик
|
инертный
|
сильные
|
Уравновешенные
|
малоподвижные
|
Подавленный
|
меланхолик
|
слабый
|
слабые
|
Неуравновешенные
|
малоподвижные
|
При изучении особенностей
темперамента следует иметь в виду, что тип высшей нервной деятельности не
тождествен темпераменту. Первое – понятие физиологическое, второе –
психологическое. Тип высшей нервной деятельности, который наследуется
человеком, составляет физиологическую основу темперамента. В процессе жизни,
под влиянием социальной среды этот тип претерпевает изменения, превращаясь в
фенотип. темперамент зависит не только от физиологического механизма, но и от
духовного облика человека, его внутреннего содержания, направленности,
характера, привычек. Поэтому характеристика того или иного вида темперамента
дается как через раскрытие типа высшей нервной деятельности (силы, равновесия и
подвижности процессов возбуждения и торможения), так и через описание его
психологических особенностей.
Вид темперамента, в свете
современных представлений, – это определенная совокупность его психологических
свойств, закономерно связанных между собой и общих у данной группы людей.
Основными психологическими свойствами темперамента являются следующие.
Реактивность – степень
непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы.
Активность – степень энергичности человека при воздействии на внешний мир и
преодолении препятствий на пути к цели. Соотношение реактивности и активности
определяется тем, от чего в большей степени зависит деятельность человека: от
случайных внешних или внутренних обстоятельств (от настроения, желаний,
случайных событий) или от целей, намерений, стремлений, убеждений человека.
Темп реакций проявляется
в скорости протекания различных психических реакций и процессов: скорости
движений, темпе речи, находчивости, скорости запоминания, быстроте ума.
Пластичность – насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним
воздействиям. Ригидность – свойство, противоположное пластичности. Она
проявляется в том, насколько инертны и косны поведение человека, его привычки,
суждения.
Экстраверсия –
интраверсия: от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека –
от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстраверт) или от
образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интраверт).
Эмоциональная возбудимость – насколько слабое воздействие необходимо для
возникновения эмоциональной реакции и с какой скоростью она возникает.
На этой основе дается и
психологическая характеристика различных видов темперамента и их проявлений.
Сангвиник. Пониженная
сензитивность. Высокая реактивность и высокая активность, уравновешенность.
Пластичность, экстравертированность. Повышенная эмоциональная возбудимость.
Ускоренный темп реакций. Внешне, в реакциях и действиях, этот вид темперамента
проявляется в том, что сангвиник, как правило, подвижен, активен,
впечатлителен, быстро запоминает учебный материал, обычно жизнерадостен.
Отрицательным у сангвиника может быть отсутствие усидчивости,настойчивости,
склонность к разбрасыванию – не доводить начатое дело до конца.
Холерик. Пониженная
сензитивность. Высокая реактивность и высокая активность с преобладанием
реактивности. Ригидность. Экстравертированность. Повышенная эмоциональная
возбудимость. Ускоренный темп реакции. Внешне эти особенности проявляются в
том, что холерик решителен, быстро схватывает обстановку и энергично решает
задачу, инициативен, способен внести "живинку" в дело и т.д. Вместе с
тем холерик отличается неуравновешенностью, с трудом сдерживает себя,
вспыльчив, в действиях и поступках бывает резок, склонен к грубости, может быть
нетерпимым, раздражительным, всегда всем недовольным, брюзжащим.
Флегматик. Пониженная
сензитивность. Низкая реактивность и высокая активность. Ригидность.
Интравертированность. Пониженная эмоциональная возбудимость. Замедленный темп
реакции. В поведении флегматик обычно уравновешен и редко выходит из этого
состояния. Работоспособен, способен к большому напряжению, взявшись за дело,
доводит его до конца. И.П.Павлов говорил, что флегматики – труженики жизни, они
могут одинаково успешно выполнять и интересную, и малоинтересную работу.
Отрицательные стороны флегматика: он медлителен, малоподвижен, что ярко проявляется
в мышлении и поведении; решая задачу, долго ее обдумывает, может быть
пассивным, безразличным к делам коллектива.
Меланхолик. Повышенная
сензитивность. Невысокая реактивность и активность. Ригидность.
Интравертированность. Повышенная возбудимость. Депрессивный характер эмоций.
Замедленный темп реакции. Меланхолик склонен к самоуглублению, часто замкнут,
малообщителен, легко уязвим, мнителен, движения и жесты неуверенные,
характеризуются низкой работоспособностью, особенно в неблагоприятных условиях.
К положительным чертам меланхолика следует отнести высокую чувствительность
органов чувств, восприимчивость к воспитательным воздействиям, душевность, он
может тонко понимать людей, умеет выслушать, посочувствовать, помочь товарищу.
В чистом виде темпераменты
не встречаются. Их отдельные черты, как правило, сочетаются. По преобладающим
чертам судят о том или ином виде темперамента. Каждому из них присущи свои
положительные и отрицательные стороны. Поэтому не должно быть предвзятого
отношения к людям, обладающим определенным видом темперамента. О человеке судят
не по темпераменту, а по результатам его работы.Человек любого темперамента
может принести пользу, успешно овладеть профессией, повысить свою квалификацию,
если его правильно обучать и воспитывать. В таком случае и темперамент будет
претерпевать изменения, так как он не является чем-то раз и навсегда данным,
застывшим, неподвижным. Темперамент можно изменять, т.е. развивать
положительные черты и устранять отрицательные. У человека с любым темпераментом
могут быть развиты высокие общественные свойства и качества личности.
Особенности темпераментов
целесообразно учитывать при подборе и расстановке людей по специальностям и
должностям. Различные специальности предъявляют свои требования к деловым
возможностям человека. И эффективность его деятельности во многом зависит от
психологических характеристик темперамента.
Особенно наглядно это
видно на примере воинской деятельности. Так, водителю боевых и транспортных
машин требуется быстрая реакция, способность к длительному напряжению,
уравновешенность, осмотрительность и т.д. И к этой деятельности больше всего
пригоден сангвиник. Служба наблюдателя или деятельность снайпера для воина с
холерическим темпераментом будет просто невыносимой. Лучше всего справится с
обязанностями такого рода воин с флегматическим темпераментом.
Летчику-истребителю требуется очень точная реакция в короткие отрезки времени.
он располагает секундами, но в эти секунды должен полностью мобилизоваться,
отдать максимум сил и выполнить задание. Этим требованиям больше всего
соответствует холерический темперамент. Специально проведенным исследованием
работы операторов радиолокационных станций установлено, что лучшие результаты
показывают воины с сангвиническим темпераментом.
Особенности темпераментов
следует учитывать также в учебном процессе. В зависимости от динамических
особенностей психики обучаемый так или иначе воспринимает учебный материал.
Впечатлительность, сообразительность, готовность, активность в учебе одних и
инертность, медлительность, малая продуктивность других в значительной степени
зависят от темперамента. А это, в свою очередь, влияет на результаты учебы.
Поэтому для глубокого овладения учебным материалом занятия целесообразно
строить так, чтобы обучаемые с холерическим темпераментом были заняты активной
учебной работой, а флегматики успевали схватывать весь материал; чтобы
заставить сангвиников быть внимательными к изложению; чтобы привлечь мысли и
внимание обучаемых с меланхолическими чертами к содержанию занятия. Для этого
обучаемым с темпераментом холерика можно дать дополнительную работу по
подготовке и проведению занятий; флегматикам некоторые мысли, положения
излагаемого материала повторить; сангвиникам – периодически задавать вопросы,
чтобы стимулировать внимание; обучаемых с чертами меланхолического темперамента
следует не только стимулировать, но и поддерживать их интерес, уверенность в
возможности успешно овладеть учебным материалом.
Особенности темпераментов
следует учитывать и в воспитательной работе. В процессе воспитания воспитатель
воздействует на психологию воспитуемого, а тот определенным образом реагирует
на это воздействие. И результаты воспитания во многом зависят от этих реакций.
В духовном облике воспитуемого остаются следы этих реакций. Значит, воспитателю
важно так воздействовать на воспитуемого, чтобы вызвать у него положительную
реакцию. Но характер реакции зависит не только от внешнего воздействия, но и от
темперамента воспитуемого.
В процессе воспитательной
работы у сангвиника следует периодичес – 28 – ки возбуждать чувство
ответственности за начатое дело, проверять качество выполняемых заданий, т.е.
контроль должен быть по существу, а не поверхностный. К воспитуемому с
холерическим темпераментом следует предъявлять высокую, систематическую, ровную,
справедливую требовательность, не предъявляя при этом грубости,
невыдержанности, резкости в обращении; давать критическую оценку отрицательным
чертам и указывать пути их устранения, преодоления. Флегматик требует
систематического контроля, иногда – повышенной требовательности; у него
необходимо вырабатывать быстроту реакции, вовлекать в дела коллектива, давая
поручения и контролируя их выполнение. По отношению к меланхолику особенно
недопустимы резкость, вспыльчивость, недомолвки, неопределенность, незаслуженные
упреки, так как это особо тонкий, наиболее ранимый темперамент; требуется
внимательность, чуткость, педагогический такт.
Учет особенностей темпераментов
необходим также в процессе руководства людьми. Дело в том, что особенности
темпераментов людей существенно влияют на успех их действий, да и на сам
характер действий. И если руководитель, давая людям задание, будет учитывать
особенности их темпераментов, то он добьется большего успеха, использует людей
более рационально.
2.
Способности и их развитие
Люди различаются не
только по направленности, темпераменту, характеру, но и по возможностям
достижения успехов в труде, т.е. по способностям.
Способности – это
совокупность таких индивидуально-психологических особенностей человека, которые
позволяют ему успешно овладевать и заниматься одним или несколькими видами
деятельности. По своей внутренней структуре способности включают
внимательность, наблюдательность, свойства памяти, воображения, мышления и т.д.
Чем лучше развиты эти особенности, тем выше способности.
Природную основу
способностей составляют задатки. Задатками являются благоприятные, биологически
обусловленные, врожденные анатомо-физиологические особенности строения нервной
системы и организма в целом. Например, свойство слухового анализатора к
различению звуков (музыкальный слух); зрительного аппарата к цветоразличению;
особенности строения голосовых связок (голос певца); хорошее кровоснабжение
мозга, возбудимость и подвижность нервных процессов, телосложение и т.д.
Задатки могут
передаваться по наследству. Они облегчают развитие тех или иных способностей в
процессе обучения, воспитания и практической деятельности. Так, например, для
развития интеллектуальных способностей большое значение имеют возбудимость и
подвижность нервных процессов, быстрота образования и прочность временных
связей, скорость образования и переделки динамических стереотипов и др.
Быстрота переделки
динамических стереотипов обеспечивает возможность быстро изменять привычные
формы деятельности и поведения в соответствии с новыми условиями.
На базе задатков
формируются способности. Они не являются врожденными, по наследству не
передаются, а развиваются в процессе жизни и деятельности человека. Однако сами
задатки не однозначны, т.е. из них могут получиться различные способности. Все
зависит от тех условий, в которые попадает человек с полученными задатками, от
той деятельности, в которую он включается на различных этапах своей жизни.
Развитие способностей
неразрывно связано не только с врожденными особенностями высшей нервной системы
людей, но и с особенностями первой и второй сигнальных систем. Известно, что
человек отражает действительность в тесном взаимодействии первой сигнальной
системы (ощущения, восприятия и представления) и второй сигнальной системы
(мышление, воображение и т.д.) В зависимости от преобладания в работе коры
головного мозга первой или второй сигнальных систем И.П.Павлов выделил три
"чисто человеческих" типа нервной системы: художественный,
мыслительный, средний.
Художественный тип
нервной системы характеризуется преобладанием у данного человека первой
сигнальной системы и отличается яркостью непосредственных впечатлений,
образностью восприятия и памяти, живостью и богатством воображения.
Мыслительный тип, наоборот, отличается относительным преобладанием второй
сигнальной системы и характеризуется преимущественным значением в деятельности
человека процессов мышления, – 30 – т.е. он склонен к анализу и систематизации,
более абстрактному и обобщенному восприятию действительности, при недостаточной
яркости и живости восприятий отдельных фактов, явлений и событий. Средний тип
нервной системы характеризуется уравновешенностью первой и второй сигнальных
систем. К нему относится большинство людей.
Следует учитывать, что
относительное преобладание той или другой сигнальной системы не предопределяет
развитие способностей и не ограничивает возможностей человека в выборе
профессии. Нельзя сказать, что представители "художественного типа"
обязательно станут деятелями искусства, а представители "мыслительного
типа" – учеными, теоретиками. При любом типе нервной деятельности возможно
всестороннее развитие способностей, ибо в ходе жизни и деятельности
психологические особенности непрерывно развиваются и изменяются.
Это говорит лишь о том,
что способности не могут быть одинаковы у людей, они так же неповторимы,
своеобразны, как и условия их деятельности, что природные задатки многозначны,
что на их основе могут развиваться различные способности.
Таким образом, в
способностях неразрывно переплетаются природное (задатки) и приобретенное
человеком в процессе деятельности (социальное). Ведущую роль играет социальный
фактор. Поэтому есть все основания утверждать, что способности по своей природе
социальны, т.е. зависят от общественных условий.
Способности, являясь
индивидуально-психологическим свойством человека, неразрывно связаны, находятся
в диалектическом единстве с другими свойствами и качествами личности –
направленностью, характером, темпераментом, чувствами, волей, мастерством и др.
Решающее влияние на развитие способностей оказывают направленность личности и
характера, выражающие общее отношение человека к жизни и труду. Положительное
отношение к деятельности порождает необходимую активность в ней, что является
важнейшим условием не только выявления, но и развития способностей. Человек,
лишенный высоких целей в жизни, живущий мелочными заботами и пустыми
развлечениями, не может найти в себе призвания и сил, проявить активность и
энергию, необходимые для развития его способностей.
Положительное влияние на
развитие способностей оказывают склонность человека, т.е. постоянное стремление
заниматься определенной деятельностью. Обладая большой побудительной силой,
склонность вызывает активность человека в деятельности, в ходе которой только и
происходит развитие способностей. Одаренные люди всегда были страстно увлечены
своим делом.
В такой же взаимной
зависимости находятся интересы и способности. Человек, имеющий интерес к
определенной деятельности, чаще всего проявляет и соответствующие способности,
точно так же, как интерес возникает у людей обычно к тому, что легче дается в
силу имеющихся способностей. Интерес поэтому можно считать индикатором наличия
или отсутствия у человека способности к данному делу. Интерес способствует
проявлению и развитию способностей человека потому, что он стимулирует
напряженную учебу, тренировки, повторение, т.е. обеспечивает глубокое овладение
делом.
Способности зависят также
от воли. Воля – предпосылка того, что человек будет настойчиво трудиться,
совершенствоваться и таким образом проявлять и развивать способности. В
неразрывном единстве, взаимозависимости находятся способности и мастерство
человека как совокупность его профессиональных знаний, навыков и умений.
Однако, способности не сводятся к мастерству. Они – не просто высокий уровень знаний,
навыков и умений. Сам факт успешного овладения ими ещё не говорит о степени
развития способностей. Один человек может быстрее, с меньшей затратой сил,
прочнее овладевать знаниями, навыками и умениями, чем другой, хотя показатели в
учебе выше у второго. У первого человека более развиты способности, чем у
второго, но он не проявляет должной настойчивости в учебе. Иначе говоря,
способности – это возможность, а уровень мастерства – действительность.
Способности обнаруживаются не в знаниях, навыках и умениях, как таковых, а в
том, насколько быстро, глубоко, легко и прочно осуществляется процесс овладения
ими. В свою очередь, совершенствование мастерства плодотворно влияет на
развитие на развитие способностей.
Таким образом,
способности – не обособленное психологическое свойство человека. Они теснейшим
образом связаны со всем психическим складом личности. И чем богаче
психологический мир человека, тем выше могут развиты его способности.
В общей психологии
различают общие и специальные способности. Общие способности – это
благоприятные возможности развития особенностей психики человека, которые
одинаково важны для многих видов деятельности: развитый ум и память,
работоспособность и наблюдательность, находчивость и сообразительность и др.
Специальные (профессиональные)
способности – это возможности к развитию отдельных психических процессов или
узких свойств личности для какого-то конкретного рода деятельности: острота
зрения, быстрота реакции, тонкий слух, высокая цветочувствительность, обоняние
и др.
По уровню развития
различают способности репродуктивные и творческие. Репродуктивные способности
характеризуются высоким умением человека усваивать знания, овладевать
деятельностью и осуществлять ее по определенному образцу. Творческие
способности обеспечивают возможность открыть новое, оригинальное.
В уровне развития
творческих способностей выделяют одаренность, талант и гениальность.
Одаренность – наличие выдающихся способностей к какому-либо одному или
нескольким видам деятельности, развившихся на основе задатков. Это
благоприятное сочетание общих и специальных способностей. В воинской
деятельности могут быть одаренные летчики, танкисты, ракетчики и другие.
Талант – высокая
одаренность, сочетающаяся с большим трудолюбием. Талантливость проявляется в
открытии нового, достижении больших результатов в какой-то деятельности,
получившей общественное признание. Так, например, можно говорить о
полководческом таланте А. Суворова, М. Кутузова, Г. Жукова, А. Василевского, К.
Рокоссовского и др.
Гениальность – исключительно
высокий уровень одаренности человека, выражающийся в оригинальных, новых
научных открытиях, имеющих большое общественное значение. Гений создает новую
эпоху в своей области. Так, например, в естественных науках гениальными были И.
Ньютон, Ч. Дарвин, И.П. Павлов, А. Энштейн; в истории языка и литературы – В.
Шекспир, В. Гете, А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой; в развитии музыки – В. Моцарт, Л.
Бетховен, П.И. Чайковский.
В своей совокупности
общие и специальные способности представляют собой профессиональную пригодность
человека, от которой зависит не только его успешная учеба, но и показатели
профессиональной деятельности. Очень низкий уровень способностей может
послужить основанием заключения о непригодности человека к данной профессии.
Поэтому определение способностей призывников (абитуриентов) – одна из важных
задач профессионального отбора молодежи в учебные подразделения (заведения).
Как показывают исследования, проведенный отбор повышает успеваемость в среднем
на 0,5 балла. При этом резко сокращается отсев обучаемых и снижаются общие
затраты на их подготовку (примерно на 20-30%).
Важно не только
определять способности, но и постоянно их развивать у обучаемых. Прежде всего
следует уделить внимание совершенствованию тех психических познавательных
процессов (память, воображение, внимание и т.д.), которые необходимы для данной
специальности и которые составляют внутреннюю структуру способностей.
Большую роль в развитии
способностей у обучаемых играет учебный процесс, методика обучения. Задача
офицеров не просто вооружить воинов определенной суммой знаний, навыков и
умений, но и научить их учиться, самостоятельно добывать знания, развивать у
них соответствующие способности. Это достигается тогда, когда на занятиях
учебный материал излагается не повествовательно, не в информационно-сообщающем
стиле, а проблемно, с использованием исследовательских приемов, с побуждением
обучаемых четко и ясно мыслить, сознательно овладевать знаниями, глубоко
осмысливать их. Следует учить обучаемых искусству слушания лекций. Чрезвычайно
важное значение имеет также формирование у них навыков самостоятельной работы
над литературой.
Творческая обстановка на
занятиях, проблемное изложение учебного материала – необходимое условие развития
и упрочнения у обучаемых интереса к учебному предмету, а через него – к
избранной специальности. Устойчивый интерес, в свою очередь, перерастает в
склонность к профессиональной деятельности, в ходе которой развиваются и
соответствующие способности. Опыт и специальные исследования показывают, что
невозможно развить способности к конкретному виду деятельности, если у человека
нет к нему интереса.
Положительное влияние на
развитие способностей у обучаемых оказывает состоятельность, борьба за
овладение знаниями. В процессе такой учебной деятельности у обучаемых
формируются трудолюбие, настойчивость, совершенствуются интеллектуальные
качества, расширяются творческие возможности. Развитию способностей помогает
правильная оценка своих положительных качеств и недостатков. Как переоценка,
так и недооценка своих сил и возможностей подрывает способности. Офицеры должны
тактично показать каждому обучаемому перспективы их дальнейшего
совершенствования, их положительные качества и недостатки. При этом не следует
преувеличивать недостатки и промахи. Этим можно подорвать уверенность в своих
силах, приглушить развитие способностей.
Таким образом,
способности раскрывают возможности человека по овладению одной или несколькими
видами деятельности, являются важной психологической предпосылкой достижения
высоких результатов.
1.
Балин.Л.К. Психология человека. М.: Издательство «Мир», 2005 год
2.
Попов Е.В. Психология. Уч. Пособие. М.: 2007 год
3. Коломейцев
С.Г. Основы психологии. М.: 2006 год