50
|
=
33,3 тыс. руб.
|
(1
+ 0,15)3
|
87 + 151,5 + 33,3 = 271,8 тыс. руб. Очевидно, что этот проект, даже с
учетом инфляции, является эффективным.
5.
Обесценение
денежных сбережений.
Инфляция приводит также к обесценению
амортизационного фонда фирмы, что затрудняет процесс нормального
воспроизводства. Инфляция уменьшает и реальную ценность всех других сбережений,
будь-то это вклад в банке, облигация, страховка или наличные деньги. Люди
стараются не делать сбережений. Фирмы также значительную часть прибыли
направляют на текущее потребление, что ведет к дальнейшему сокращению
финансовых ресурсов общества, сворачиванию производства.
6.
Скрытая
конфискация денежных средств и падение реального процента.
Инфляция
приводит к скрытой конфискации денежных средств у населения и предприятий через
налоги. Это имеет место вследствие того, что налогоплательщики из-за роста
номинального дохода автоматически попадают в более высокую группу
налогообложения. В результате, у населения и у предприятий может изыматься
часть доходов, которые не представляют собой прибыль и должны были бы
направляться на текущие затраты. Для того чтобы избежать этого, развитые страны
Запада проводят индексацию налоговых ставок с учетом темпа инфляции. Подобная
индексация, к сожалению, малоэффективна, ибо в силу несбалансированного роста
цен происходит перераспределение богатства, усиливается отрыв номинального
значения дохода от реального, причем у различных групп по-разному, в разное
время, с разной скоростью. Единая индексация не может уловить подобных нюансов,
она оценивает все доходы формально. Следует также отметить, что и государство
страдает от инфляции, так как пока налоги доходят до государственной казны, они
обесцениваются.
7.
Ухудшение
управляемости национального хозяйства.
Одной из
причин этого является нестабильность и изменчивость информации. В ходе инфляции
цены постоянно меняются, что затрудняет правильный выбор потребителя. Падает
уверенность в будущих доходах, труднее прогнозировать затраты и прибыль. Все
это снижает стимулы к предпринимательской деятельности, приводит к снижению
экономической активности.
|
|
|
Мы
рассмотрели последствия инфляции на уровне домохозяйств, фирм, государства. Из
анализа видно, что инфляция при невысоких темпах может быть стимулом развития
производства, но она приводит к еще большему нарушению экономических процессов.
В результате темпы инфляции возрастают и обществу грозит гиперинфляция, которая
несет с собой разрушительные последствия, вплоть до экономического краха.
Наиболее опасным последствием гиперинфляции является то, что производственная
деятельность становится неэффективной, идет обвальное переключение на
посредническую деятельность. Фирмам становится все более и более выгодным
накапливать сырье и готовую продукцию в ожидании будущего повышения цен, что
ведет к усилению инфляционного давления. Начинается массовое сворачивание
производства.
В такой
ситуации нормальные экономические отношения разрушаются. Предприниматели не
знают, какую цену назначить на товары, а потребители не знают, сколько следует
заплатить. Поставщики хотят как можно быстрее получить деньги, так как
последние мгновенно обесцениваются. Нарушаются кредитные отношения. Растет
дефицит бюджета и государственный долг. Деньги фактически перестают выполнять
свои функций. В результате имеет место кризис в финансово-денежной сфере.
Производство и обмен двигаются к остановке, и в итоге может наступить
экономический, социальный и даже политический хаос.
III. Экономическая политика в условиях инфляции.
Возможны два подхода к управлению хозяйством в
условиях инфляции: один заключается в поиске адаптационной
политики, т. е. приспособлении к инфляции, другой - в попытке ликвидировать
инфляцию антиинфляционными мерами.
1.
Адаптационная
политика.
Адаптационная политика построена на том, что все субъекты
рыночной экономики (домохозяйства, фирмы, государство) в своих действиях
учитывают инфляцию - прежде всего через учет потерь от снижения покупательной
способности денег. В мировой практике существуют два метода компенсации потерь
от снижения покупательной способности денег. Наиболее распространена индексация
ставки процента. Как правило, эта операция сводится к увеличению ставки
процента на величину инфляционной премии. Другой метод компенсации инфляции -
индексация первоначальной суммы инвестиций, которая периодически
корректируется, согласно движению определенного, заранее оговоренного индекса.
Домохозяйства пытаются адаптироваться к инфляции через
поиск дополнительных источников доходов. Работники пытаются защитить себя от
инфляции через введение в контракт инфляционной корректировки заработной платы.
Другими способами адаптации, является перестройка семейного бюджета в сторону
наиболее неэластичных товаров и услуг, быстрая материализация денег в
товарно-материальные ценности и т. п.
Фирмы
также изменяют свою экономическую политику в условиях инфляции. Это выражается,
например, в том, что они берутся лишь за реализацию краткосрочных проектов,
которые сулят более быстрое - возвращение инвестиций. Недостаток собственных
оборотных средств толкает фирмы на поиск новых внешних источников
финансирования через выпуск акций и облигаций, лизинг и факторинг. Это приводит
к росту доли заемных средств относительно собственных и повышению финансового
риска предприятий, риска неплатежеспособности (банкротства). В области
управления запасами многие фирмы переходят на формирование спекулятивного
запаса. Они стараются иметь превышение кредиторской задолженности над
дебиторской, и лишь незначительное количество денег хранить на счетах в банке.
В условиях инфляции фирмы вынуждены изменять политику
использования прибыли. С одной стороны, для стимулирования экономического
интереса к деятельности фирмы менеджеры вынуждены увеличивать средства,
направляемые на материальное поощрение. С другой - ввиду того, что в условиях
инфляции поток доходов уменьшается, а поток расходов растет, собственники
фирмы, если они не хотят допустить сворачивания своего капитала, вынуждены все
большую часть прибыли (прибыли за вычетом налогов) направлять на, развитие производства.
История знает много вариантов адаптационной политики
правительства. В 60 - 70-х гг. нашего века в Англии и в других странах
внедрялась политика «стоп-вперед», т. е. крайне осторожное движение вперед. Но
эта политика оказалась неэффективной в плане снижения инфляции, так как
сдерживание цен оплачивалось снижением производительности труда и жизненного
уровня населения.
В основе иной политики лежит контроль за соотношением цен и
заработной платы. Эта политика дает положительный эффект в краткосрочном плане
(например, в Финляндии в 1967 - 1971 гг., в США в 1951 - 1952 гг.), но в
долгосрочном периоде эта политика не прижилась, не стала популярной.
2.
Антиинфляционные
меры.
Другим вариантом государственной политики в условиях
инфляции является минимизация государственного вмешательства в игру рыночных
сил при использовании антимонопольных мер.
В 1993 г. в России государственный контроль за ценами и
заработной платой не справлялся с инфляционными скачками цен государственные
меры запаздывали и уже по этой причине были малоэффективными. В частности,
практика показывает, что всеобщая, 100%-ная привязка всех цен к индексу
потребительских цен порождает непрерывную мультипликацию цен. В течение первой
половины 1993 г. усиливалась инфляционная нестабильность. Адаптационная
политика оказалась не совсем эффективной: средства на компенсационные прибавки
государственным служащим и другим категориям населения с фиксированными
доходами пришлось брать в госбюджете и, в конечном счете - через налоги у
населения и фирм.
3.
«Компромиссная»
теория борьбы с инфляцией
На практике в основе большинства вариантов
стратегии активной борьбы с инфляцией лежит так называемая компромиссная
теория" инфляции, в соответствии с которой динамики безработицы и инфляции
взаимообратны. Ранее политика борьбы с инфляцией опиралась на кривую Филипса, в
последние же годы упор переносится на так называемую теорию естественного
уровня безработицы.
Кривая Филипса иллюстрирует соотношение между годовыми темпами роста
безработицы, инфляции и заработной платы. Она изображена на рис. 3.
Мы видим, что снижение уровня безработицы
сопровождается ростом цен и заработной платы. Чем круче кривая Филипса, тем
больше коэффициент взаимообратимости.
Более того, наличие множества
неожиданных экономических потрясений, смещающих графики спроса и предложения
вертикально и горизонтально, фактически превращают кривую Филипса из пологой в
ломаную линию, теоретически и практически малопригодную. По этой причине кривая
Филипса, некогда активно применявшаяся кейнсианцами, сейчас все активнее
дополняется, а зачастую и полностью подменяется теорией естественного уровня
безработицы.
Естественным называют такой уровень безработицы, при
котором динамично уравновешиваются факторы, влияющие на изменения заработной
платы и цен. При нем достигается умеренная взаимная стабильность цен и
заработной платы. Естественный уровень должен отвечать следующему важному требованию:
занятость должна быть достаточной для эффективного развития экономики.
Безработица при естественном уровне равна сумме фрикционной и структурной ее
частей при отсутствии циклической безработицы.
Естественным такой уровень можно назвать еще и потому,
что он достигается через естественный для рынка механизм смены фаз подъема и
кризиса в ходе экономического цикла при минимизации государственного
вмешательства. Остановимся на механизме достижения естественного уровня.
При падении безработицы ниже естественного
уровня в период экономического бума, как правило, увеличиваются издержки, в
результате растет темп инфляции. Повышенный таким образом уровень инфляции
увеличивается людьми в их будущей экономической деятельности, отражается в
контрактах (вспомните теорию рациональных ожиданий). Соответственно усиливается
темп инерционной инфляции.
Затем, после бума, акселераторы, как элементы
государственной политики, замедляют быстрый темп экономического роста. Данное
торможение повышает уровень безработицы до естественного, но инфляция сразу не
снижается, ибо определенное время остается инерционной.
В случае экономического спада безработица
падает ниже естественного уровня, и события развиваются в обратной
последовательности. В результате инфляция уменьшается. Таким образом, в
долгосрочном плане стабильный, умеренный рост инфляции возможен после
достижения естественного уровня безработицы. Последний определяется
эмпирически. К сожалению, не ясно, сколько лет необходимо экономике для
адаптации к различного рода экономическим потрясениям, т. е. для достижения
естественного уровня. При этом нельзя забывать и о пределах терпимости
населения к экономическим неурядицам. Многое зависит и от неожиданности самого
потрясения. Все это не может не поставить под сомнение теорию естественного
уровня, так же, как ранее была оспорена кривая Филипса.
Зададимся вопросом: какую цену платит общество
за снижение уровня инфляции? Чем круче кривая Филипса, тем эта цена ниже, ибо
удается существенно сократить темп инфляции за счет более скромного снижения
занятости. Количественные оценки таковы: для снижения инфляции на 1 %
безработица в течение года должна быть на 2 % выше своего естественного уровня.
По закону Оукена, это означает снижение реального валового национального
продукта на 4 % от потенциального.
Проблема необходимости платить безработицей за
снижение инфляции решается неоднозначно. Это дилемма. Часть экономистов
утверждают, что количественно такая плата невелика, другие же говорят о
морально-психологической вредности даже незначительного роста безработицы. В
любом случае, никто не доказал, что уволить человека для экономики выгоднее,
чем обеспечить его работой и получить в итоге большее количество продукта.
IV.
Антиинфляционная политика.
Правительство
каждой страны, находящейся в кризисе, должно проводить антиинфляционную
политику. Методы борьбы с инфляцией могут быть прямые и косвенные.
1.
Косвенные
методы.
ü
Регулирование общей массы денег через управление
ими центральным банком;
ü
Регулирование ссудного и учетного процесса
коммерческих банков через управление ими центральным банком;
ü
Обязательные резервы коммерческих банков, операции
центрального банка на открытом рынке ценных бумаг.
2.
Прямые
методы.
Прямые методы
регулирования покупательной способности денежной единицы, то есть борьбы с
инфляцией, включают в себя:
ü
Прямое и непосредственное регулирование
государством кредитов и тем самым - денежной массы;
ü
Государственное регулирование цен;
ü
Государственное (по соглашению с профсоюзами)
регулирование заработной платы;
ü
Государственное регулирование внешней торговли,
ввоза и вывоза капитала и валютного курса.
3.
Первоочередные
антиинфляционные методы.
Сбивать темпы
инфляции - значит, сокращать разницу между денежной и товарной массой в
хозяйстве. Для этого подходят все те методы, которые ведут экономику к
равновесию. К первоочередным мерам относятся следующие:
1.
Обеспечение страны в достатке продовольствием. Это
первейшее условие любых реформаторских усилий. Для налаживания
продовольственного дела в стране следует оказать государственную финансовую помощь
сельскохозяйственным предприятиям всех видов собственности и провести мягкую
реформу колхозов и совхозов.
a.
установление порядка
выдачи кредитов сельскохозяйственным предприятиям под векселя с погашением их
за счет будущего урожая;
b.
установление государственных
закупочных цен, а также цен на потребляемые в сельскохозяйственном производстве
ресурсы на уровне, обеспечивающем рентабельную работу товаропроизводителей и
создания системы контрактной торговли промышленными товарами в обмен на
сельскохозяйственную продукцию.
2.
Воссоздание разрушенного инвестиционного поля
народного хозяйства, без чего функционирование экономики становится
невозможным. В этих целях надо прежде всего восстановить на банковских счетах
предприятий путем индексирования утраченные из-за резкого роста цен и
обесценивания рубля суммы амортизации и собственных оборотных денежных средств.
3.
Налаживание снабженческо-сбытовых связей между
предприятиями. Хозяйственные связи предприятий в рыночном режиме наиболее
эффективны в основном через систему крупных оптовых купцов-синдикатов. Эти
структуры могут функционировать в рамках отдельных регионов, в общероссийском и
межгосударственном масштабе.
4.
Взамен налога на добавленную стоимость,
стимулирующего в современных условиях хозяйствования в России рост инфляции и
крайне трудно поддающегося контролю налоговых инспекций, определить основным
платежом в бюджет налог на прибыль, дифференцировав его ставки в зависимости от
роста рентабельности и роста объемов производства, что будет нацеливать
производителей на рост массы, а не только нормы прибыли.
5.
На время кризиса необходимо централизовать
банковскую систему России, имея в виду обязательное исполнение коммерческими и
инвестиционными банками директив центрального банка по приоритетности и
льготности кредитования регионов, отраслей, предприятий, соблюдения нормативных
сроков документооборота.
6.
Для стабилизации потребительского рынка
целесообразно:
a.
создать систему
стимулирования развития мелкого бизнеса в сфере производства и услуг. Ввести
государственные кредиты на аренду производственных помещений и лизинговый
кредит на аренду оборудования (с возможностью последовательного выкупа), а
также ввести обязательное страхование малых предприятий на первые 3-5 лет
деятельности, когда риск разорения особенно значителен;
b.
создать условия для
повсеместного распространения параллельно с существующей системой торговли
потребительских кооперативов на предприятиях, в учреждениях и по месту
жительства для закупки и реализации продовольственных и промышленных товаров
членам кооператива (по наличному и безналичному расчету) по бесприбыльным
розничным ценам. Такого рода кооперативное движение широко развито во многих
индустриальных странах. Без него немыслимо представить их экономику.
Потребкооперация будет способствовать нормализации цен и вне кооперативного
сектора.
7.
В течение кризисного периода следует также
проводить рациональную государственную политику защиты внутреннего рынка и
строгого контроля частной экспортной деятельности. Все экспортные операции
должны осуществляться через немногие крупные фирмы и синдикаты, контролируемые
государством и выполняющие экспортные операции на комиссионных налогах.
4.
Антиинфляционные
действия, предпринимаемые в России.
Опыт борьбы с
инфляцией в России показывает, что большая часть мероприятий основывается в
основном на “книжных” примерах, тогда как успех в борьбе с этим злом возможен
только лишь при учете тонких особенностей ситуации. Так, к примеру, сжатие
денежной массы - тот самый пресловутый монетаризм в разных странах приводит к
диаметрально противоположным результатам. В одних странах уменьшение наличных
денег в обороте снижает инфляцию, в других - повышает. Тонкость борьбы с
инфляции заключается именно в том, чтобы правильно уловить и использовать
именно те, обусловленные местом и временем явления.
Как известно,
четко выделить какой из видов инфляции имеет место невозможно, так как они
сильно переплетены между собою. В случае инфляции издержек цены растут по
причине желания производителей продать свою продукцию по более высоким ценам, а
при инфляции спроса покупатель продукции стремится потратить деньги как можно
скорее. Очевидно, что оба эти случая имеют место в нашей действительности.
Большинство экономистов считают, что, используя лишь один рычаг - регулятор
денежной массы от инфляции избавиться невозможно.
Для борьбы с инфляцией правительство избрало либерализацию цен и
сокращение денежной массы. Предположение о том, что при ликвидации
фиксированных цен "невидимая рука" установит равновесные цены,
которые не будут затем расти, оправдалось с точностью до наоборот. После того,
как ценообразование освободилось от "якоря" фиксируемых цен, инфляция
из контролируемой превратилась в неконтролируемую.
Что касается политики сокращения денежной массы, то она лишь завершила
процесс ликвидации необходимого для развития экономики безналичного оборота.
Остановимся на этом феномене подробнее. Путем многократной оборачиваемости
денежных средств банки и другие финансовые учреждения в период высокой инфляции
получают инфляционную сверхприбыль, намного превышающую среднюю в сфере
материального производства. В результате происходит инфляционное
перераспределение прибыли и денежных ресурсов из реального сектора в
финансово-банковский (одновременно доходы перераспределяются в теневую
экономику). Рост процентных ставок сопровождается снижением относительной цены
ссудного денежного капитала. Если темпы роста товарных цен существенно обгоняют
темпы роста процентной ставки, инвестиционные денежные ресурсы обесцениваются.
Чем выше инфляция, тем больше обесценение долгосрочных кредитов. Кризис на
рынке долгосрочных кредитов (а при развитом фондовом рынке и на рынке
долгосрочных ценных бумаг) провоцирует расширение спекуляций на рынке
краткосрочных обязательств. Переход от "длинных" к
"коротким" деньгам ведет к сокращению денежной массы. Но сжатие
денежной массы за счет сокращения инвестиций в основной и оборотный капитал
реального сектора не рекомендуется даже монетаристами, поскольку оно ведет к
абсолютному снижению объемов производства и потребления.
Антиинфляционная политика ведущих промышленно развитых стран включает в
себя регулирование процентной ставки и денежной массы. При слишком низкой
номинальной процентной ставке реальная процентная ставка в условиях инфляции
становится отрицательной. При чрезмерно высокой процентной ставке удорожание
кредитов провоцирует рост товарных цен. Кейнсианская доктрина исходит из
регулирования процентной ставки, монетаристы акцентируют внимание на
регулировании денежной массы. Причем западные монетаристы, отстаивая
необходимость ограничения денежной массы, никогда не рекомендовали сжатие
денежной массы. Знаменитое "денежное правило" М. Фридмена гласит:
денежную массу следует наращивать с постоянным темпом независимо от динамики и
циклических колебаний конъюнктуры рынка, т.е. следует ограничивать рост
денежной массы постоянным темпом, но отнюдь не сокращать денежную массу.
В России уменьшение темпов инфляции в 1995-1996 гг. привело
к снижению процентных ставок. Одновременно наблюдался ограниченный рост
денежной массы.
В
программных документах правительства задача снижения процентных ставок и
доходности по ГКО поставлена, но реализация ее тормозится. Что касается объема
денежной массы, то правительство не считает целесообразным существенное
расширение инвестиционных кредитов, которое не приведет к усилению инфляции.
Как видно из табл. 1, в 1990 г. коэффициент монетизации в
России был 62%, т.е. на уровне промышленно развитых стран. В результате
перехода от "длинных" к "коротким" деньгам коэффициент
монетизации в 1995 г. снизился до 9,6%, или в 6,5 раз по сравнению с 1990 г. В
1996 г. коэффициент монетизации впервые за последние шесть лет возрос, но это
увеличение незначительно по сравнению с сохраняющимся относительным сокращением
денежной массы в 5,2 раза (к 1990 г.).
Таблица 1
Денежные индикаторы и темпы
инфляции в России
В среднем за год
|
1990
|
1991
|
1992
|
1993
|
1994
|
1995
|
1996
январь - сентябрь
|
Темпы прироста М2, %
|
11,5
|
153,8
|
561,2
|
416,2
|
166,5
|
125,8
|
25
|
Темпы инфляции, %
|
6,8
|
168
|
2509
|
844
|
215
|
131
|
16,5
|
Денежный агрегат
|
|
|
|
|
|
|
М2, трлн. руб.
|
0,4
|
0,7
|
4
|
21,9
|
65,2
|
159
|
255
|
ВВП, трлн. руб.
|
0,6
|
1,4
|
1,9
|
171
|
611
|
1659
|
2145
|
Коэффициент монетизации, %
|
62,4
|
49,4
|
21,2
|
12,8
|
10,7
|
9,6
|
11,9
|
Скорость денежного обращения, раз
|
1,6
|
2
|
4,7
|
7,8
|
9,4
|
10,4
|
8,4
|
По Кейнсу сам факт увеличения скорости
обращения денег указывает на переход от стадии умеренной инфляции к подлинной
инфляции. Критерий умеренной инфляции: рост цен ниже уровня процентных ставок.
Это создает условия для экономического развития. Признак подлинной инфляции -
индекс цен обгоняет рост процентных ставок, что означает обесценение ссудных
денег и проедание основного капитала. Главной причиной ускорения оборота денег
Кейнс считал "бегство" от денег, вызванное их инфляционным
обесцениванием.
Важным направлением антиинфляционной
политики в развитых экономиках является регулирование валютного курса. Рост
инфляции ведет к снижению курса национальных валют. Задача регулирования
состоит в том, чтобы не допустить обратного воздействия обесценения
национальной валюты на рост внутренних цен, т.е. не допустить возникновения
инфляционной спирали: цены - валютный курс - цены. В России подобная спираль
активно действовала в 1991-1993 гг. Резкое обесценение рубля по отношению к
доллару, происходившее в 1992-1993 гг., провоцировало повышение внутренних цен.
В результате темпы инфляции стали опережать темпы роста курса доллара. Одной из
немногих действенных мер по стабилизации экономики со стороны Минфина и
Центробанка было регулирование валютного курса рубля. В 1995 г. темпы прироста
курса доллара замедлились по сравнению с 1994 г. более чем в 2 раза. Это
положительно сказалось на снижении инфляции в 1995 и 1996 гг.
Положение в экономике России достаточно
очевидно объясняется при сравнении с экономической политикой промышленно
развитых стран. Их антиинфляционная политика в отличие от российской строится
не просто на снижении индексов абсолютных цен, а на одновременном устранении
диспропорций относительных цен. В России отход от мирового опыта состоит в
отрыве проблемы подавления инфляции от задач борьбы с диспаритетами относительных
цен. Можно снизить уровень инфляции до нуля, но это не приведет к оживлению
экономики, если не будут ликвидированы непомерно большие диспаритеты товарных
цен - цены труда, процентной ставки - цен инвестиционных ресурсов -
рентабельности реального сектора и т.п.
Нынешнюю
правительственную политику борьбы с инфляцией можно назвать
"верхушечной". Если бы Правительство Российской Федерации
рассчиталось со своими долгами, а предприятия погасили свои долги, если бы
федеральный бюджет финансировал расходы, не прибегая к их секвестру, если бы
государственный долг не рос, а погашался с выплатой процентов по ставке
рефинансирования, то уровень инфляции сейчас был бы неизмеримо выше. Многие
живут за счет "проедания" капитала, а проще говоря, за счет сброса
акций. Малейшее движение в сторону развития производства грозит обвалом всей
политики "экономической стабилизации".
Мы
считаем, что следует отказаться от формулы "сжатие денежной массы -
снижение инфляции". Движение выступает за подавление инфляции путем
создания условий для подъема производства, за формулу "накопление капитала
- рост производства - снижение инфляции".
Необходимо
пойти на реальное отделение предприятий от государства, а также на отделение
финансово "здоровых" и адаптировавшихся к рынку предприятий от
предприятий-банкротов. Необходимо определиться с приоритетами государственной
поддержки, создать экономический механизм сдерживания роста цен (прежде всего
посредством налогов).
Факторами
сдерживания инфляции могут стать рост объемов федеральных закупок и продаж
товаров и услуг по фиксированным государством ценам, а также проведение
политики "государственного дирижизма", применявшейся в ряде
зарубежных стран.
Необходимо в кратчайшие сроки принять
федеральные законы о государственной политике в области ценообразования,
механизме ценообразования в различных секторах экономики, увязав действие этих
законов с антикризисными мерами и финансовой стабилизацией в России.
Заключение.
Окончившиеся неудачей попытки финансового
оздоровления народного хозяйства как первого шага в осуществлении перехода к
рыночной экономике только усугубили тяжесть финансового положения страны. Идея,
заложенная в основу большинства "оздоровительных" программ,
заключалась в привидении материально-вещественных и стоимостных пропорций в
относительно равновесное состояние и осуществлении на этой основе либерализации
цен. Предполагалось, что удастся избежать их стремительного роста.
Представляется, однако, что в основу данной
идей была положена ложная посылка, поскольку равновесие при административно-управляемой
и рыночной экономике достигается в различных точках экономического
пространства. Именно в этом видятся причины неудачных мер по финансовому
оздоровлению и того ухудшения общеэкономической и финансовой ситуации, которое
имело место в 19891991 г.г., выразившегося в мощнейшем потоке инфляции.
Истоки инфляционных явлений коренятся в
сложившихся и постоянно воспроизводимых макроэкономических диспропорциях; в
созданной в административной экономике форме управления, предопределяющей модель
ценообразования, способ принятия инвестиционных и внешнеэкономических решений;
в специфической модели бюджетно-финансовой и кредитно-денежной политики.
Разделение глубинных причин инфляции на структурные, управленческие и
монетарные очень условно, поскольку все они тесно взаимосвязаны и
взаимообусловлены, между ними существуют множественные прямые и обратные связи.
Макроэкономическая структура определяет характер механизма управления и
оказывает существенное воздействие на финансовые пропорции и отношения.
В заключение необходимо отметить,
что методы регулирования инфляции будут эффективны лишь в случае их адекватного
соответствия ее сущностным причинам. Поскольку инфляция в нашей стране носит,
во-первых, структурно-системный характер, то есть порождена сложившейся
структурой экономики и действовавшей длительное время системой управления
хозяйством, и только во-вторых, традиционными монетарными факторами, рычаги
регулирования этого процесса должны базироваться на снятии всех барьеров на
пути действия рыночных механизмов, обеспечении условий структурной перестройки
экономики и включать в себя широкий спектр кредитно-денежных и
бюджетно-финансовых регуляторов.