Психофизическое совершенствование подростков
Министерство
образования и науки УР
ГОУ НПО
«Профессиональный лицей пищевой промышленности»
Доклад
«Психофизическое
развитие подростков»
Ижевск 2009
Структура личности
подростка
В ней нет ничего
устойчивого,
Окончательного и
неподвижного
Все в ней – переход, все
течет.
Л.С. Выготский
Эпиграфом собрания стали
слова Выготского – одного из ведущих психологов ХХ столетия, которого называют
Моцартом психологии. Они удивительно точны.
Развитие подростка – это
начало поиска себя, своего уникального «Я». Это путь становления
индивидуальности.
Как часто родители делают
первые ошибки в воспитании своих детей, говоря ребенку: «Не выделяйся, будь
такой или таким, как все».
В психологии этот период
времени называют периодом «брожения психики», за ним наступает период
достаточной уверенности и равновесия.
Этот период почти всегда
бывает болезненным, это время, когда проблемы между детьми и родителями
обостряются.
Что же является самым
главным для подростка в этот период?
Вот такая логическая
цепочка должна быть сохранена:
Любовь – Доверие –
Понимание – Поддержка.
Кто-то из сатириков
сказал: «С каждым поколение дети становятся все хуже, а родители все лучше, и,
таким образом, из все более плохих детей получаются все более хорошие
родители».
Физическое здоровье
подростка – основа его успехов в учении. Состояние физического здоровья и темпы
полового созревания детей разные. Чем раньше начнется процесс полового
созревания, тем быстрее он протекает. При начале созревания в 12 лет – процесс
созревания 2 года, в 13 – 15 лет – 3 – 3,5 года, в 15-летнем возрасте – 5 – 6
лет.
Эти различия типов
созревания – причина многих огорчений и переживаний.
В последние десятилетия
серьезными проблемами стали акселерация и ретардация (задержка развития).
Акселераты в школьные
годы – лидеры в классах. К 30-ти годам это крепкие и социально приспособленные,
но зависимые от мнения окружающих, приземленные люди.
Ретарданты наоборот –
вначале обидчивые, задиристые, стремящиеся привлечь внимание, замкнутые и
подчиняемые в юности. К 30-ти годам становятся людьми с более прочным душевным
ядром и высокими принципами.
Признаки и формы
проявления повышенной тревожности подростков
За что и против чего
ведет борьбу ребенок в переходном возрасте?
Прежде всего:
·
За то, чтобы
перестать быть ребенком;
·
За прекращение
посягательства на его неприкосновенность;
·
За утверждение
среди сверстников;
·
Против замечаний,
обсуждений, особенно ироничных, по поводу его физической взрослости.
Правила, которые должны
соблюдать родители подростка:
·
Помочь ребенку
найти компромисс души и тела.
·
Все замечания
делать в доброжелательном, спокойном тоне, не вешая ярлык.
·
Следует помнить,
что пока развивается тело ребенка, болит и ждет помощи его душа.
Подростковую психику
иногда называют периодом «гормональной дури».
Поиск и становление
своего «Я» - это высвобождение от влияния взрослых и общения со сверстниками.
В семьях, где есть
уважение, где каждый имеет право голоса, где у всех есть права и обязанности,
реакции эмансипации проходят легче и порождают меньше конфликтов.
Родителям (памятка)
1.
Подросткам нужна
не столько самостоятельность, сколько право на нее.
2.
Не стоит
перегружать ребенка опекой и контролем.
3.
Не создавать
«революционную» ситуацию, а если создали, разрешить ее мирным путем.
4.
Слова И.В. Гете
«В подростковом возрасте многие человеческие достоинства проявляются в
чудаческих и неподобающих поступках».
В переживаниях подростка
огромное место занимает дружба и влюбленность. Девочки чаще мальчиков хотят
иметь друга и чаще реализуют свое желание. Девочкам нужны понимание, сочувствие,
уход от одиночества. Мальчикам – взаимопомощь понимания.
В 4 -7 % случаев первая
влюбленность ведет впоследствии к браку.
Почему возникает
влюбленность? Это – глубочайшая потребность в индивидуальных доверительных
отношениях.
Каковы взаимоотношения
учеников (старших классов) подростков с родителями?
Чтобы ответить на этот
вопрос было проведено социологическое исследование.
Выдвинуто несколько
гипотез:
1.
У большинства
учащихся (подростков) отношения с родителями скорее нейтральные, чем
доверительные и теплые.
2.
Вряд ли подростки
доверяют свои сокровенные тайны родителям.
3.
Отношения с
друзьями у них более теплые, чем с родителями.
4.
Родители далеко
не все знают о своем сыне (дочери).
Результаты исследования.
Подростки оценивают свои
взаимоотношения с родителями как хорошие, доверительные, но, исходя из их
ответов, можно в этом усомниться.
Трудно назвать
доверительными отношения, если ребята при принятии решения скорее посоветуются
с друзьями или примут его самостоятельно (41% и 36% соответственно) нежели
вмести с родителями (27%).
Свои неприятности они
переживут сами или обратятся за помощью к друзьям, но не к родителям. Не говоря
уже о том, что с проблемой интимной жизни не обратится к родителям практически
никто.
Какие же конкретные
недостатки видят у себя подростки? (в %)
Лень 44.1%
Вспыльчивость 31.7%
Излишняя доверчивость
20.2%
Бестактность 19.3%
Слабохарактерность 13.2%
Грубость 9.3%
Неаккуратность 3.8%
Равнодушность, смертность
2.9%
Высокомерие 2.1%
Эгоизм 1.1%
Лживость 0.9%
Болтливость 0.9%
Нечестность 0.7%
Жадность 0.5%
Завистливость 0.4%
Рассеянность 0.3%
Качества, которые
учащиеся ценят в своих учителях (родителях)
Доброта 64%
Душевность 51.8%
Справедливость 41.2%
Глубокое знание предмета
40%
Понимание учеников 22.5%
Равное отношение ко всем
22%
Заботливость 20%
Честность 18.1%
Готовность оказать помощь
16%
Скромность 12.4%
Отзывчивость 11%
Общение 10%
Эрудиция 9.8%
Заинтересованность 6.8%
Терпеливость 5.9%
Что касается участия
родителей в жизни своих повзрослевших детей, то его можно назвать формальным.
Например, принято
отмечать день рождения с родителями. Но многие из них уходят из дома на время
вечеринки, чтобы не мешать веселиться детям (31.8%) или закрываются в отдельной
комнате и не выходят (45.5%).
В связи с этим возникает
предположение, что поведение сына (дочери) с родителями и их поведение с
друзьями слишком отличаются друг от друга, т.е. существует «двойная жизнь».
Дома и в школе – это один
человек, а в компании с друзьями – совсем другой. Бесспорно, такое двуличие
негативно сказывается на развитие личности.
Учитывая это, можно
сделать вывод: учащиеся-подростки не совсем верно представляют себе, какие они
– теплые и доверительные взаимоотношения с родителями.
Ребята могут доверить
друзьям что-то личное, совета спросят у них же, хотя родители со своим
жизненным опытом могли бы дать более разумный и правильный совет, чем
сверстники. И, кто знает, что могут насоветовать друзья, особенно если они
асоциальные (трудные, проблемные) личности.
В ходе исследования были
сделаны еще несколько выводов.
Учитывая, что просьбы и
поручения родителей выполняют большинство подростков (86%), можно предположить,
что существует авторитет родителей и уважение к той социальной роли, которую
они играют. Тем не менее, совсем немногие при невозможности пойти на вечеринку
из-за запрета родителей послушаются их и останутся дома (9%), большая часть
попробует договориться мирно (77.3%), но есть и такие, кто хлопнет дверью и
уйдет (13.7%).
Это говорит о том, что
заканчивая школу, ребята хотят быть независимыми, очень часто по-своему
понимая, что значит быть таковыми.