Психология интеллекта в журналистике
Введение
Для
современной журналистики интеллект является значимым понятием. Залог будущего
журналистики лежит в ее интеллектуальности и одновременно в творческом
характере решаемых задач. Сохраняет свое значение личность самого журналиста,
определенный склад его интеллекта. Актуальность данной проблемы также в том,
что для нового подхода к информационной политике, в котором нуждается
современное общество, требуется иной "интеллектуальный ресурс".
Огромное значение имеют интеллектуальные возможности журналиста, так как в
настоящее время наблюдается исчерпанность интеллектуального ресурса, сильная
повторяемость приемов. На наш взгляд, управление информационным пространством -
это динамическая модель. Общественное мнение динамично меняется, интеллект
перестает быть для общества ценностью, и для влияния и отражения общественного
мнения нужен новый подход.
Психология
интеллекта в журналистике
С другой
стороны, читатель в настоящее время сталкивается с огромным количеством
текстов, некоторые из которых изначально ориентированы на определенный
интеллектуальный уровень. Например, в модернизме автор неизменно считал себя
учителем жизни, "гением", а в современном русском постмодернизме
автор воздерживается от управленческого монолога и приглашает читателя
участвовать в интеллектуальной игре с текстами (Соколов, 2008). Таким образом,
постмодернизм реализует диалоговое сотрудничество элитарных писателей и
интеллектуально подготовленных читателей.
Термин
"интеллект", помимо своего научного значения, имеет бесконечное количество
обыденных и популяризаторских истолкований. Г.Айзенк в своей известной статье
(Айзенк, 2009) разграничил понятия "биологический интеллект",
"психометрический интеллект" и "социальный интеллект".
Большинство исследователей интеллекта говорят именно о психометрическом
интеллекте, то есть о свойстве, измеряемом с помощью некоторой системы тестовых
заданий. В данной научной работе проанализированы взгляды на интеллект
известных психологов. В.Н. Дружинин считает, что каждой общей способности
соответствует специфическая мотивация и специфическая форма активности:
креативности - мотивация самоактуализации и творческая активность, интеллекту
("кристаллизованному") - мотивация достижений и адаптивное поведение,
а обучаемости - познавательная мотивация. Для журналистики все эти три
способности важны, все три виды мотивации обусловливают и направляют
журналистскую деятельность. Проведен анализ понятия журналистика в ее
современном понимании и роли в ней интеллекта. Показана роль интеллекта в
существующих моделях коммуникации.
Мы
согласны с В.Н. Дружининым, который считает безусловной взаимосвязь успешности
в профессиональной деятельности и уровня развития интеллекта, а также различных
факторов интеллекта с определенными видами деятельности. Существует также
комплекс факторов, составляющих психологический контекст восприятия. На
сегодняшний день в когнитивной психологии обнаружено множество
экспериментальных фактов, демонстрирующих существование неосознаваемой
когнитивной деятельности сознания, которая связана с обработкой информации.
Согласно нашей точке зрения, один из новых интеллектуальных ресурсов в работе
журналиста связан с использованием неосознаваемых закономерностей работы
сознания. Талантливый журналист может использовать некоторые приемы в своей
работе даже неосознанно. Возможно, именно поэтому многие талантливые психологи
становятся журналистами и писателями, а люди "пишущих" профессий
стремятся получить психологическое образование. В этих случаях личность
достигает определенной интеллектуальной зрелости. Продуктивность деятельности
журналиста детерминируется мотивацией и развитием специальной компетентности.
Уровень развития одного из интеллектуальных факторов только предоставляет
возможности для развития других. Для журналистики это особенно важно, как сферы
деятельности, где необходимо владение разными видами "кодов" и
изначально достаточно высоким интеллектуальным порогом. Причем диапазон
возможностей будет колебаться в пределах, определяемых уровнем развития
предшествующего фактора и "порогом", необходимым для развития
последующего фактора. Таким образом, мы можем дать следующее определение
интеллекта в журналистике – это общая способность, которая характеризует
успешность коммуникации и творческой деятельности журналиста, которую
обусловливают мотивация самоактуализации, достижений и познавательная
мотивация. В ситуации новой интеллектуальной и творческой задачи журналист
проявляет адаптивное поведение, творческую активность и высокую обучаемость.
Многие проблемы современной журналистики возникают уже на методологическом
уровне. К сожалению, мы не располагаем полными данными об уровне
теоретико-методологической культуры сотрудников СМИ. Но новейшие опросы
журналистов о критериях профессионального мастерства показывают, что
характеристики, предполагающие зрелость концептуального мышления (высокая общая
культура, образованность, эрудиро-ванность, знание жизни) занимают, в
зависимости от специализации опрошенных, места в середине или в конце списка, а
на первых позициях оказываются личностные качества, такие как оперативность или
профессионализм (Корконосенко, 2008). Другими словами, социально-политическое
мышление журналистов не структурировано. Поэтому часто современная журналистика
сводится либо к информационному копированию действительности, либо к некритическому
воспроизведению чужих мыслей.
Некоторые
механизмы негативного информационно-психологического воздействия на
внешнеэкономическую деятельность государства
Проблема
обеспечения экономической безопасности России в информационно-психологической
сфере в настоящее время все сильнее привлекает к себе внимание специалистов в
сфере информационной безопасности. Масштабы угрозы отечественной экономике в
этой сфере, а также уже нанесенный реальный урон безопасности страны столь
велики, что выдвигают названную проблему в ряд наиважнейших.
В
настоящее время мало изучены конкретные формы, методы, тактические приемы,
используемые при осуществлении информационно-психологического воздействия
(далее – ИПВ) на экономику отдельной страны, и не существует стратегии противодействия
им. Представленный доклад содержит результаты исследования сути ИПВ на
экономику, произведённого в рамках научно-исследовательской работы. При этом
применялись следующие научные методы, методики и приемы: содержательный анализ
работ авторов по исследуемой проблеме; тематический поиск данных;
логико-семантический анализ терминологии по исследуемой тематике; анализ
нормативных документов. В основу работы легло изучение зарубежного опыта
проведения информационно-психологических операций, основной либо дополнительной
целью которых являлось негативное воздействие на экономическую деятельность
отдельных государств, а также опыт противодействия подобного рода операциям. В
качестве такового автор счёл целесообразным избрать деятельность американских
государственных и частных структур по оказанию посредством СМИ негативного ИПВ
на экономику КНР весной-летом 2007 года.
Выбор
США не случаен. Государственные структуры США при помощи СМИ в течение двух
последних десятилетий последовательно проводят агрессивную политику в
информационной сфере, целью которой блокирование или направление экономической
информации в необходимое русло для получения экономического доминирования. Ими
достигнуты существенные практические и теоретические результаты. Теория
информационной войны, выработанная американскими учеными, получила официальное
закрепление и развитие в целом ряде документов министерств и ведомств США.
Конфликт
между США и КНР, заключающийся в обмене информационно-психологическими ударами,
наблюдаемый весной-летом 2007 года является интересным с точки зрения изучения
сущности ИПВ на внешнеэкономическую деятельность государства-оппонента.
Конфликт назревал уже давно. Так, в период с 1989 г. по 2003 г., в связи с наплывом дешевых товаров из Китая, в США было потеряно 1,659 млн.
рабочих мест. Кроме того, дефицит торгового баланса США с Китаем стремительно
рос. Положительное сальдо торгового баланса Китая с США в конце 2005 года
составляло $102,2 млрд. По состоянию на начало февраля 2007 года дефицит США в
торговле с Китаем составлял уже $201,6 млрд. Американские экономисты и политики
в связи с этим стали говорить об экономической экспансии Китая и необходимости
незамедлительного принятия конкретных мер по исправлению ситуации.
15
февраля информационным агентством Прайм-ТАСС было распространено сообщение
Администрации США о том, что США "использует все имеющиеся возможности"
для исправления ситуации. Вскоре "возможности" были найдены и
эффективно использованы. Состояли они в оказании на потенциальных покупателей,
ИПВ с целью убедить их либо внушить им мысль о необходимости отказа от
приобретения китайских товаров. В докладе подробно описываются действия
конкретных ведомств США и КНР, а также подконтрольных им СМИ, рассматриваются
формы и методы ИПВ, использованных сторонами конфликта, сопровождаемые
конкретными примерами.
Исследования
показали исключительную эффективность аппарата информационной войны США и
продемонстрировало готовность руководства США к конфронтации даже с таким
авторитетным в области информационно-психологических войн и сильным с
экономической точки зрения государством, как КНР. При этом очевидным стали
возможности США по мобилизации собственно американских (государственных и
негосударственных), а также зарубежных СМИ для ведения
информационно-психологических операций в сфере экономики.
Кроме
того, слаженность действий отдельных СМИ, использованных в рассмотренном
эпизоде информационно-психологического противоборства, свидетельствует не
только о наличии практического опыта в указанном направлении деятельности, но о
высоком уровне проработки в США теории осуществления ИПВ на внешнеэкономическую
деятельность отдельных государств. В частности, можно выделить конкретные
методы воздействия (убеждение и внушение) и его формы (убеждении – в форме
логической аргументации; внушение – в форме некритического формирования
уверенности с использованием либо некомпетентности объекта воздействия, либо
авторитета источника информации, либо устрашения).
В этой
связи хотелось бы отметить, что сведения о существовании подобной отечественной
теории отсутствуют. В таком случае автор считает целесообразным, основываясь на
общей теории информационных войн, наук экономики, психологии и, опираясь на
богатый эмпирический материал, восполнить отечественным научным сообществом
указанный пробел в науке. Кроме того, необходимо отметить, что участниками
описанного выше информационно-психологического противоборства являлись
соизмеримые по своему политическому весу и экономическому влиянию государства.
Именно этим объясняется отсутствие катастрофических последствий для обеих
сторон. Возможный исход подобного конфликта с участием США и Российской
Федерации вряд ли был бы в пользу последней, что означает необходимость
разработки и апробации в кратчайшие сроки теории ИПВ и противодействия ИПВ на
внешнеэкономическую деятельность государства.
Психологические
аспекты профессионального восприятия в автоматизированных информационных
системах
Эмпирическое
исследование заключается в оценке перцептивной составляющей профессиональной
деятельности операторов автоматизированных информационных систем РС–банкинг.
Решение задач по обозначенной проблеме осуществлялось посредством следующего
методического аппарата: экспериментальное исследование объема зрительного
восприятия осуществлялось по модифицированной методике Т.П.
Зинченко;
точность идентификации зрительного стимула определялась по эталону памяти, а
скорость обнаружения зрительного стимула выявлялась опытным путем (данные
методики адаптированы к условиям профессиональной деятельности операторов
РС-банкинга автоматизированной банковской системы); выявление индивидуальных
особенностей восприятия по характеристике полезависимость-поленезависимость -
тест "Включенные фигуры" К.Готтшальдта. В эксперименте приняло
участие 170 испытуемых.
В
результате исследования выявлено:
Наибольшее
количество операторов затрачивали на обнаружение указанной в инструкции
информации от 2,0 до 3,0 с., а наименьшее количество операторов от 10,1 до 11,0
с. По результатам исследования установлено среднее время обнаружения
зрительного стимула, которое составляет для испытуемых с высокой скоростью
обнаружения - 3,77 с., а для испытуемых с низкой скоростью - 7,48. Также
установлено, что показатели скорости обнаружения зрительного стимула операторов
автоматизированных информационных систем имеют тенденцию к увеличению с ростом
профессионального опыта работы и уровнем квалификации.
Анализ
психологического содержания профессиональной деятельности операторов
автоматизированных информационных систем и экспериментальное исследование
перцептивной составляющей профессиональной деятельности позволяют сделать
обоснованные выводы о том что, особенности восприятия обусловлены
операционально-исполнительным составом профессиональной деятельности операторов
автоматизированных информационных систем. Элементы автоматизированной
информационной системы, используемые в деятельности оператором, при получении,
преобразовании информации и пр., влияют на исследуемые параметры восприятия, а
именно на объем зрительного восприятия и показатели решения перцептивных задач.
Таким образом, развитие информационных технологий, расширение сфер их
эксплуатации в банковской области предполагает формирование устойчивых
психических новообразований, обусловленных воздействием и содержанием
профессиональной деятельности. Применение автоматизированных информационных
технологий упрощает профессиональные функции субъекта труда и, тем самым,
способствует ускорению исполнительной части и увеличению производительности
труда, приводит к изменениям психофизиологических процессов, а именно,
характеристик перцептивной составляющей.
Заключение
Таким
образом, в настоящее время журналистика нуждается в сохранении
интеллектуальности, творческом подходе и талантливых журналистах, способных
мыслить категориями философии, медицины, психологии, культурологии, социологии
и других наук. Тогда журналистика будет не просто коммуникацией, а предметом
исследования, дискуссий и все более глубокого интеллектуального познания.
Список
литературы
1.
Агафонов
А.Ю. (2008) Феномен осознания в когнитивной деятельности. Автореферерат
диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. 2008.
2.
Айзенк
Г.Ю. (2007) Интеллект новый взгляд. // Вопросы психологии №1, 2007.
3.
Дружинин
В. Н. (2004) Психология общих способностей. Москва, Издательство "Наука".
2004 г.
4.
Гриняев
С. Концепция ведения информационной войны в некоторых странах мира. //
Зарубежное военное обозрение. 2008. №2.
5.
Зиновьев
А. Русский эксперимент. М.: Наш дом, 2005.
6.
Китайское
штормовое предупреждение. // Народная газета. 16 августа 2007. № 161.
7.
Смолян
Г., Цыгичко В., Черешкин Д. Новости информационной войны. // Защита информации.
М.: Конфидент. 2006. № 6.
8.
Щербатых
Ю. Психология страха. М.: ЭКСМО, 2008.
9.
Материалы
информационного агентства "Reuters". 2007.
7. Материалы сайта "Liga".
www.liga.net
8. Материалы сайта "RosBalt".
www.rosbalt.ru.
9. Department of Defense Directive
TS-3600.1 "Information Warfare", 1992.
10. Joint Pub 3–53 "Doctrine for
Joint Psychological Operations", US Government Printing Office, Washington
DC, July 1996.
11. Martin Libicki. What is
information warfare? // National Defence Univercity, ACIS Paper 3, Washington,
D.C. August 1995.