Проблема совместимости: начальники, коллеги, подчиненные
Реферат
Проблема совместимости: начальники, коллеги, подчиненные
Психологическую совместимость
можно определить, как форму выражения взаимности или "справедливого обмена"
в отношениях между людьми. Существуют объективные обстоятельства,
способствующие совместимости или несовместимости, и субъективные представления
о таковой, которые могут быть успешно преодолены.
Психологическая совместимость в
деловом общении - это взаимное принятие и согласование:
а\ социальных ролей / преподаватель
учит студента и оценивает его знания, и студент признает его право это делать.
б\ функционально-ролевых
ожиданий / руководитель дает указания подчиненному, но и отвечает за всю
работу, и обе стороны считают это нормальным,
в\ интересов и мотиваций / временный
научный коллектив объединяется вокруг исследовательского проекта, а
политическая команда рассчитывает выиграть выборы и получить соответствующие
дивиденты. Психологическая совместимость вообще требует: общности интересов,
взаимной симпатии, отсутствия эгоцентрических установок, готовности и
способности ужиться с другим человеком. Психологическая совместимость в деловом
общении определяется доминирующей установкой на решение задачи. Как уже было
сказано, в деловом общение желание общаться вторично по отношению к
необходимости, поэтому психологически партнеры готовы к тому, что в процессе
взаимодействия могут возникнуть неприятные моменты. Следовательно, требования к
психологической совместимости в деловом общении ниже, чем в личном. С другой
стороны, мы не любим неприятных для нас людей и не дружим с ними, в то время
как в группе, организации, команде возможность выбора исключительно приятных
партнеров равна нулю. Следовательно, стоит различать психологическую
совместимость партнеров с их собственной субъективной точки зрения, психологическую
совместимость, необходимую или достаточную для решения деловых задач, и
психологическую совместимость, наличествующую или отсутствующую, с точки зрения
постороннего наблюдателя. Проблема заключается в том, как самому быть приятным
человеком, как работать с неприятными людьми и как воспринимать конфликты и
конфликтных личностей.
Психологическая совместимость
может выражаться в совместимости личностных черт /холерик и флегматик/, и
психологических установок /главное-работа/. Совместимость личностных черт, в
случае необходимости может быть определена с помощью профессионального анализа.
При подборе людей в группы для длительной совместной работы: космонавтов,
полярных исследователей, спасателей, используются специальные программы,
методики, тесты. Считается, что для эффективной работы в любой малой группе
должны быть мужчины и женщины, представители разных поколений, люди с разным темпераментом
и интеллектуальным потенциалом. В индивидуальной практике мы приспосабливаемся
к друг другу интуитивно, но и здесь могут быть выделены определенные
закономерности. Остановимся на них несколько подробнее.
При взаимодействии двух человек
выделяется как минимум 6 типов влияния, показывающих первичную совместимость
или несовместимость партнеров.
Нам хорошо вместе. Взаимное
облегчение - “и ты тоже не можешь решить эту задачу”. Партнеры совместимы уже
потому, что их общение комфортно для обоих.
Взаимное затруднение - “мы
мешаем друг другу". Они несовместимы. Возможно субъективно.
Одностороннее облегчение - "
я тебе помогаю, а ты мне нет”. Партнеры совместимы, поскольку один получает
помощь, а второй чувствует свое превосходство и значимость. Но такая система
хорошо функционирует только ограниченное время, т.к. в ней заложен источник
конфликтных ситуаций.
Одностороннее затруднение - "
ты мне мешаешь, а я тебе нет. ” И здесь совместимость обусловлена различием
психологической реакции на ситуацию. Один из партнеров не чувствует дискомфорта
от общения, а второй может удовлетвориться своей способностью терпеть
неудобства, так же хорошо функционирует только в ограниченный период времени.
Ассиметричное облегчение - “тебе
со мной легче, а мне с тобой труднее. “ Ситуация аналогичная предыдущей.
Независимость - " нам обоим
все равно." Совместимость наличествует в форме взаимного безразличия.
Взаимная неприязнь - "Мы не
выносим друг друга".
Психологическая совместимость
может являться результатом взаимодополнительности партнеров. Такую
совместимость в деловом общении называют срабатываемостью. Срабатываемость заключается
в следующем:
1. В дополняющих функциях, то
есть два человека могут удовлетворять разным потребностям совместной деятельности.
Например, один из партнеров способен быстро решить поставленную задачу, а
второй -критически оценить способы решения и показать открывающиеся перспективы.
2. В удовлетворении общей
потребности, например, оба партнера психологически нуждаются в обсуждении
проблемы до начала работы над ее решением.
3. В контрастных свойствах и
качествах партнеров, которые позволяют эффективно решать поставленную задачу. Например,
один из партнеров нацелен исключительно на результат работы, а другой
обязательно принимает во внимание человеческие взаимоотношения в ее процессе.
Психологическая несовместимость в
свою очередь объективно определяется отсутствием возможностей согласования
мотиваций, интересов, принципиального различия эмоциональных реакций и
поведенческих стилей. Например, холерик и меланхолик, исполнитель и критик,
люди с комплексом неполноценности и творческие натуры, несовместимы, поскольку
обладают диаметрально противоположной личностной направленностью. Несовместимость
- это когда человек своим существованием или своим поведением угрожает моему “Я",
и эта угроза не может быть ликвидирована по моему, его и даже нашему общему
желанию. Например, трудоголик и лентяй представляют собой стили отношения к
работе, принципиально отрицающие друг друга. Они не могут сосуществовать, хотя
для внешнего наблюдателя являются уравновешивающими друг друга жизненными
позициями.
В случае, если Вы работаете в
организации, в группе, в команде, можно выделить некоторые психологические типы
потенциально совместимых и несовместимых людей:
Совместимые в принципе:
Люди, стремящиеся к лидерству,
способные решать общие задачи, подчиняя себе других.
Коллективисты, испытывающие
потребность в общей работе, во взаимной поддержке, лояльные к фирме и
организации.
Приспосабливающиеся, чувствующие
свою защищенность при наличии лидера и группы.
Несовместимые или "трудные
люди". С кем тяжело работать и кем трудно управлять.
Ленивые: просто не любят
работать, делают недостаточно. Трудоголики, делающие из себя “жертву”,
угнетающие своей активностью.
Эмоционально несовместимые с
партнером или с группой: Злые, от них идет "волна" недоброжелательства;
возбудимые, они вносят элемент психологической нестабильности; бесчувственные,
они не дают естественного эмоционального фона сопереживания.
Аморальные.
Беспомощные: ничего не могут,
бояться действовать, жертвы обстоятельств. Запуганные, уклоняющиеся,
ожесточенные, обороняющиеся.
Индивидуалисты, стремящиеся
действовать в одиночку,
Люди, в принципе ориентированные
только на выполнение задачи, не желающие принимать во внимание проблемы других.
Приходится констатировать, что
"трудных" людей значительно больше. Следовательно, тем большее
значение имеет искусство управлять собой и работать с теми, кого послала в
партнеры судьба.
Особо следует выделить группу
конфликтных людей. Можно выделить два “класса" конфликтных личностей:
1 - Люди, чья конфликтность
имеет позитивные последствия с точки зрения интересов дела. Это активные,
напористые доминантные личности, не признающие незыблемых стандартов, правил и
норм. Это люди с критическим мышлением. Это творческие личности с нестандартным
мышлением, поведением и образом жизни. Такие психологические типы бесспорно
могут быть источником или центром конфликтных ситуаций. В то же время в
результате их деятельности появляется новое.
2 - Люди, конфликтные вследствие
отрицательных социально неодобряемых личностных черт: склочники, сплетники,
скряги, ревнивцы, завистники... Их поведение несет в себе опасность распада
группы или снижения эффективности совместной деятельности.
Для успешной работы важна не
только объективно существующая психологическая совместимость, но и субъективное
желание работать вместе с конкретным партнером. Процесс предпочтения одних
людей другими называется межличностной аттракцией. В нашей деловой жизни мы
стремимся понравиться другим людям не меньше, чем в личной. Взаимная симпатия
обусловливает психологически комфортный характер коммуникации и успешность
действий.
Вообще существуют СИТУАЦИИ,
ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ПОВЕДЕНИЕ, которые являются причиной
привлекательности или отвержения как в личных, так и в деловых отношениях. Вот
некоторые примеры.
1. Пространственная близость. Чем
чаще люди контактируют, тем вероятнее их взаимная симпатия, совместимость и
срабатываемость. Доступность, сходство повседневного бытия обеспечивают успокаивающее
и притягивающее узнавание знакомого, предсказуемого и понятного. "Часто
вижу, знаю, понимаю, предвижу реакцию" - следовательно, это "свой
человек". Поэтому и начальнику и коллегам и подчиненным больше нравится
человек, который “на глазах”. Неслучайно, в американских офисах так
распространены стеклянные перегородки, открытые двери.
Психологическая совместимость и
межличностная аттракция определяются:
а/ числом вопросов, по которым
мы сходимся,
б/ важностью этих вопросов,
в/ взаимностью.
Люди, имеющие сходные взгляды,
испытывают взаимную симпатию. То есть, если А и Б имеют сходные взгляды и
чувства относительно Х, то их отношения симметричны и положительны. Можно
рассмотреть ситуацию, когда А и Б, испытывая симпатию к друг другу, по-разному
относятся к Х, в этом случае они либо попытаются повлиять друг на друга, либо
их симпатия уменьшится. При этом, мы можем просто ожидать, что люди, которые
нам нравятся, согласны с нами и преувеличивать наше сходство. Но в некоторых случаях
сходство, например сходство целей и даже жизненных установок не вызывает
взаимной симпатии: карьеристы, сплетники и скряги не любят друг друга.
3. Мы склонны быть с теми, кто
нас любит. Знание, что мы нравимся другому человеку, повышает наше самоуважение
и является вознаграждением. Но положительные реакции на поддержку другого
человека определяется даже не самой поддержкой, а интерпретацией мотивов, по
которым она оказывается. Например, начальнику важно, чтобы подчиненный выразил
свое удовлетворение совместной работой не из расчета на повышение оклада, а из
уважения и интереса к нему, как к специалисту.
4. Совместимость детерминирована
и усиливается взаимными действиями по поддержанию хороших отношений и
“сохранению лица” партнера. “Лицо" - социальная значимость, на которую
претендует личность в конкретной ситуации и данной роли. Важно, чувствуют ли
другие люди необходимость поддерживать эти требования. Например,
профессиональная этика преподавателя требует лояльности по отношению к коллегам.
Если студенты высказывают свое неодобрение чьими-то лекциями, то задача другого
преподавателя максимально смягчить конфликт. Если мы не можем ежедневно
успокаивать себя в том, что наше социальное “Я” будет поддержано, жизнь будет
опасной. Усилия, предпринимаемые сторонами по взаимному сохранению лица,
особенно видны в дипломатической деятельности, но и в повседневном деловом
общении крайне желательными оказываются психологические подтверждения того, что
Вы считаете начальника начальником, коллегу коллегой, а подчиненного - личностью,
индивидуальностью и интересным человеком.
5. Качество, неизменно
желательное в деловом партнере - надежность. В деловом общении надежность
партнера - это принципиальная установка на то, что на поступки и слова другого
человека можно положиться. Надежные люди - это те, кто склонен к кооперативному
поведению или к тому, чтобы обязательно сохранить партнера или к доминированию
поддерживающего стиля поведения над индивидуалистическими устремлениями. Надежность
партнера определяется и его ролью и содержанием совместной деятельности: для
начальника надежность подчиненного проявляется не только в ответственности,
добросовестности и исполнительности. Но и в его лояльности по отношению к фирме.
Для коллег по работе надежность друг друга определяется взаимными
обязательствами в работе, а так же в определенной этике взаимоотношений с
начальником. Надежность партнера - необходимое условие совместимости и
срабатываемости в деловом общении.
В принципе для каждого из нас
существует понятие “приятный человек" и понятие “неприятный человек" Можно
ли утверждать, что отдельные типы людей более приятны, чем другие?
1. Приятны физически
привлекательные люди. В основе этого лежит древнее стремление людей
отождествлять красивое и хорошее. Неслучайно, многие философы полагали, что
истина, добро и красота имеют общую природу. Естественно, у разных рас, народов
и культур разные стандарты красоты. Общей психологической закономерностью в
данном случае является отношение к внешности другого человека как знаку его
внутренних достоинств или недостатков. Например, многочисленные эксперименты
подтверждают, что людям привлекательным приписывают больше положительных черт,
чем людям с физическими недостатками. При этом характерно, что женщине
достаточно быть просто красивой, а к красивому мужчине предъявляются повышенные
требования в отношении ума, решительности и пр. Кроме того, для большинства
людей имеет большое значение отношение человека: чем с большей симпатией
человек ко мне относится, тем больше вероятность, что я буду считать его
привлекательным.
2. Приятные по характеру люди - щедрые,
коммуникабельные, решительные, искренние. Хотя абсолютное большинство людей
стремится скрывать свои мотивы и чувства, это же большинство предпочитает
искренность всем остальным качествам делового партнера. Этот парадокс
объясняется естественным стремлением к прямым контактам, желанием упростить и
облегчить для себя процесс принятия любого решения. Решительность,
общительность и щедрость привлекательны как противовес слабоволию, замкнутости и
жадности.
3. Иногда говорят: "Он -просто
приятный человек". Как правило, имеется в виду неконфликтность, мягкость,
доброта, чувство юмора.
Так же можно выделить и психологические
черты или типы, вызывающие неприязнь.
Неприятный тип №1 - самовлюбленный,
высокомерный, заносчивый, демонстрирующий отсутствие интереса к Вам.
Неприятный тип №2 - догматичный,
нетерпимый, все время противоречащий.
Неприятный тип №3 - двуличный
или неискренний человек.
Трудно предполагать, что всегда
и во всех случаях мы будем работать только с приятными людьми. Следовательно,
необходимо учиться взаимодействовать с людьми неприятными и добиваться успехов
в совместной деятельности.
Если человек неприятен ВАМ, то
можно попытаться:
максимально отключиться от личного
отношения и четко выдерживать формальные правила общения.
считать, что общаясь с ним, Вы
побеждаете себя, закаляете свою волю и характер.
Можно так же предложить
несколько способов коррекции своего поведения в зависимости от роли в группе
или организации, которую играет неприятный человек. Люди, без которых нельзя
обойтись и о которых нельзя не думать: начальники, коллеги, подчиненные.
Неприятный тип № 1 - Ваш
начальник. В отношении с ним предпочтительна максимальная четкость в работе и
необременительная лесть.
Если таков Ваш коллега, то вполне
можно с помощью шуток, иронии, а так же убедительной демонстрации Вашей
профессиональной компетентности понизить его самооценку и сбить спесь.
В отношениях с подчиненным типа
1 стоит проводить ненавязчивое, но аргументированное сравнение его работы с
успехами других, что приведет к результату, описанному выше.
Если Вы имеете дело с неприятным
типом №2, то независимо от его роли оптимальным является максимально возможное
дистанциирование.
Если Ваш начальник - неприятный
тип №3, то следует искать защиту от него у вышестоящего начальства или
опираться на коллективное мнение коллег. В то же время личной защитой
опять-таки является высокий профессионализм.
В общении с двуличным коллегой
или подчиненным желательна разовая или постоянная демонстрация
информированности о действительном положении вещей.
В общении с конфликтными
личностями 1 типа необходимо вырабатывать в себе максимальную терпимость в
интересах дела. В то же время не нужно из уважения к уму или таланту кого бы то
ни было отказываться от собственных принципов, правил поведения и хорошего
тона, этических норм. В общении с конфликтными личностями 2 типа необходимо
последовательное и жесткое дистанциирование. Не надо бояться публично сказать
сплетнику или склочнику, что Вы информированы о настоящем положении вещей и не
собираетесь терпеть их поведение.
Как самому быть приятным? Есть
много способов привлечь к себе положительное внимание: регулярно подавать
начальнику или руководителю отчеты о Ваших достижениях за месяц и план на
следующий, стать экспертом в определенной области, приходить на работу раньше и
уходить позже других, искренне хвалить и благодарить всех, кто Вам помогает,
выступать на конференциях и семинарах, заниматься общественной деятельностью. Таким
образом, психологическая совместимость и срабатываемость с начальником,
коллегами и подчиненными зависит как от объективных ситуаций и личностных
свойств этих людей, так и от Ваших усилий по оптимизации ситуации.
Итак, если Вы хотите добиться
успеха в группе, используйте следующие стратегии:
Поиск заинтересованных лиц - людей,
которые имеют причины и желание решить какой-то вопрос с желаемым для Вас
результатом.
Работа в комфортных зонах других
людей - каждый имеет свою систему ценностей и мотиваций - Вы будете приятны,
если не угрожаете ее разрушить, а наоборот, подтверждаете ее значимость.
При решении любого вопроса с
женщиной необходимо ей понравиться.
Для улучшения общения думайте о
мотивах своего партнера и используйте это знание.
Как быть, если стратегия не
срабатывает? Ставьте целью улучшение ситуации.
Избегайте стремления наказать
другую сторону: поступки людей - их поступки, а Ваши чувства по этому поводу
это Ваши чувства. То есть, не надо говорить: “Вы меня обидели”, лучше сказать: “Я
обижаюсь, когда Вы так делаете".
Подумайте, чего Вы хотите
добиться симпатии или уважения, и на какие жертвы Вы готовы пойти?
Не требует никаких усилий: улыбка,
обращение по имени, приятные слова.
Требуют усилий и притворства: умение
слушать, льстить, интересоваться собеседником.
Требует усилий, но не
притворства: умение быть необходимым, компетентным, искренним, решительным и
коммуникабельным.