Основные модели психологической коррекции
Основные
модели психологической коррекции
План
Введение
1. Модели психокоррекции
2. Блоки психокоррекционного комплекса
3. Организационные аспекты психокоррекцнонных
технологий
Литература
Введение
Психокоррекция - это
система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или
поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия.
Психокоррекции подлежат
недостатки, не имеющие органической основы и не представляющие собой такие
устойчивые качества, которые формируются довольно рано и в дальнейшем
практически не изменяются.
Основное отличие
психокоррекции от воздействий, направленных на психологическое развитие
человека, заключается в том, что психокоррекция имеет дело с уже
сформированными качествами личности или видами поведения и направлена на их
переделку, в то время как основная задача развития состоит в том, чтобы при
отсутствии или недостаточном развитии сформировать у человека нужные
психологические качества.
Различие между
психотерапией и психокоррекцией заключается в том, что психотерапия имеет дело
с различного рода нарушениями у людей, страдающих различными видами
соматических или психических заболеваний (расстройств). Многие аномалии психики
и поведения людей, которые проявляются в заболеваниях, похожи на те, с которыми
имеет дело психолог, занимающийся психокоррекцией. Однако людей, обращающихся
за помощью к психотерапевту, обычно называют больными или пациентами, а тех,
кто нуждается только в коррекционной помощи, именуют клиентами.
1. Модели
психокоррекции
В практике ПК работы
традиционно выделяются три основные модели коррекции: общая, типовая и индивидуальная
психокоррекция.
Общая модель коррекции -
это система оптимального возрастного развития личности в целом. Она включает в
себя щадящий охранительно-стимулирующий режим для ребенка, соответствующее
распределение нагрузок с учетом психического состояния, организацию
жизнедеятельности ребенка в школе, в семье и в других группах.
Типовая модель коррекции
основана на организации конкретных психокоррекционных воздействий с
использованием различных методов: игротерапии, семейной терапии,
психорегулирующих тренировок и пр.
Индивидуальная модель
коррекции ориентирована на психологическую коррекцию различных нарушений у
ребенка или подростка с учетом его индивидуально-типологических,
психологических, клинико-психологических особенностей. Это достигается в
процессе создания индивидуальных психокоррекционных программ, направленных на
коррекцию имеющихся недостатков с учетом индивидуальных факторов.
Все три модели тесно
связаны и взаимозависимы, хотя имеют разные задачи. Так, общая модель
психокоррекции ориентирована на профилактическую работу с ребенком, типовая
модель - на оптимизацию, стимулирование психического развития, а индивидуальная
модель — психокоррекцию недостатков в развитии ребенка с учетом его
клинико-психологических и индивидуально-психологических особенностей.
Эффективность ПК процесса
в значительной степени зависит от умения психолога составить психокоррекционную
программу. При этом необходимо учитывать следующие методические требования к программе:
• четко сформулировать
основные цели работы;
• определить содержание
коррекционных занятий с учетом структуры дефекта и индивидуально-психологических
особенностей ребенка, развития ведущего вида деятельности;
• определить форму работы
с ребенком (групповая, семейная, индивидуальная);
• отобрать
соответствующие методы и техники с учетом возрастных, интеллектуальных и
физических возможностей ребенка;
• запланировать форму
участия родителей и других лиц в коррекционном процессе;
• разработать методы
анализа оценки динамики психокоррекционного процесса;
• подготовить помещение,
необходимое оборудование и материалы.
2. Блоки
психокоррекционного комплекса
Целенаправленное
психокоррекционное воздействие на ребенка и подростка с проблемами в развитии
осуществляется через психокоррекционный комплекс, который состоит из четырех
взаимосвязанных блоков:
• диагностический;
• коррекционный;
• оценочный;
• прогностический.
В диагностический блок
входят диагностика психического развития ребенка и диагностика социальной
среды. Диагностика психического развития ребенка включает в себя:
• всестороннее
клинико-психологическое изучение личности ребенка и его родителей, системы их
отношений;
• анализ
мотивационно-потребностной сферы ребенка и членов его семьи;
•определение уровня
развития сенсорно-перцептивных и интеллектуальных процессов и функций;
•диагностику социальной
среды ребенка (анализ неблагоприятных факторов социальной среды, травмирующих
ребенка, нарушающих его психическое развитие, формирование характера личности и
социальную адаптацию).
Коррекционный блок
включает в себя следующие задачи:
• коррекция неадекватных
методов воспитания ребенка с целью преодоления его микросоциальной
запущенности;
•помощь ребенку или
подростку в разрешении психотравмирующих ситуаций;
• повышение социального
статуса ребенка в коллективе;
• развитие у ребенка или
подростка компетентности в вопросах нормативного поведения;
•формирование и
стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов у
детей;
• развитие и
совершенствование коммуникативных функций, эмоционально-волевой регуляцмм
поведения;
• создание в детском
коллективе, где обучается ребенок, атмосферы принятия, доброжелательности,
открытости, взаимопонимания.
В достижении этой цели на
первый план выступает работа психолога не только с близким социальным
окружением ребенка (семьей), но и с педагогами, которые обучают ребенка, и с
его одноклассниками, друзьями, знакомыми. Это одна из важных задач, так как
социальная интеграция ребенка с проблемами в развитии в обществе является
важным фактором всестороннего воспитания личности.
Оценочный блок, или блок
оценки эффективности психокоррекционных воздействий, направлен на анализ
изменений познавательных процессов, психических состояний, личностных реакций у
ребенка в результате воздействий. Критерии оценки эффективности требуют учета
структуры дефекта, механизмов его проявления, анализа целей и используемых методов
психологического воздействия. Результаты психокоррекционной работы могут
проявляться у ребенка в процессе работы с ним, к моменту завершения процесса и
на протяжении длительного времени после окончания занятия.
Эффективность работы зависит
как от объективных, так и субъективных факторов. К объективным факторам
относятся:
• степень тяжести дефекта
у ребенка;
• четкость поставленных
задач;
• четкость организации
процесса;
• время начала процесса;
• профессиональный и
личностный опыт психолога. К субъективным факторам можно отнести:
• установки ребенка и
родителей на психологическую коррекцию;
• отношение их к коррекции
и к психологу.
При оценке эффективности
психокоррекционных воздействий необходимо использовать разнообразные методы, в
зависимости от поставленных задач. Например, при анализе эффективности
эмоциональных нарушений у детей целесообразно использовать отчеты родителей о
поведении детей до и после занятий. При оценки поведенческих и эмоциональных реакций
ребенка целесообразно сочетатьметод наблюдения с проективными методами
исследования личности. При оценке эффективности познавательных процессов у
детей можно использовать функциональные пробы, направленные на анализ
гностических процессов, результаты педагогических наблюдений. Оценку
эффективности психологической коррекции может провести и независимая экспертная
комиссия, включающая в себя не только психологов, а также врачей, педагогов и
социальных работников.
3. Организационные
аспекты пснхокоррекцнонных технологий
Эффективность психокоррекционных
воздействий в значительной степени зависит от:
• формы проведения
работы;
• подбора и комплектации
групп;
Традиционно выделяют две
формы проведения занятий - индивидуальную и групповую. Выбор формы работы
зависит от особенностей психического и физического развития ребенка, от его
возраста и выраженности аффективных проблем. В практике часто используется
смешанная, индивидуально-групповая форма.
Индивидуальная выбирается
в следующих случаях:
• если проблемы ребенка
или подростка имеют индивидуальный, а не межличностный характер, например,
недоразвитие познавательных процессов у детей с интеллектуальной
недостаточностью или задержкой психического развития;
• если ребенок или
подросток отказывается работать в группе по каким-либо причинам, а именно:
недостаточный социальный опыт, тяжелый физический дефект, негативное отношение
родителей к групповому взаимодействию ребенка;
• если у ребенка или
подростка наблюдается выраженные аффективные проблемы: высокая тревожность,
необоснованные страхи, неуверенность в себе, агрессивное поведение и т.д.
Групповая форма включает
в себя целенаправленное использование всей совокупности взаимодействий и
взаимоотношений между участниками группы в коррекционных целях. Групповая
психокоррекция сфокусирована на трех составляющих самосознания:
•самопознание
(когнитивный блок) - осознание ребенком и подростком своих интеллектуальных,
личностных и эмоциональных ресурсов;
•отношение к себе
(эмоциональный блок) - формирование у ребенка и подростка позитивного
эмоционального отношения к себе, переживание в группе и осознание прошлого
эмоционального опыта, получение новых эмоциональных переживаний в группе;
• саморегуляция
(поведенческий блок) - преодоление неадекватных форм поведения, развитие и
закрепление новых форм поведения.
Групповая психокоррекция в
большей степени акцентирует внимание на межличностных проблемах ребенка и
подростка, а индивидуальная — на внутриличностных проблемах.
При комплектации групп
необходимо учитывать степень тяжести и клинико-психологическую структуру
дефекта у ребенка. Желательно, чтобы в группе были дети с различной степенью
тяжести физического и психического дефекта, но одной нозологической формы.
Например, в группу детей с ДЦП целесообразно отобрать детей с разной степенью
тяжести двигательного дефекта, но с сохранным интеллектом. Возраст детей не играет
определяющей роли при отборе в группу, особенно когда в коррекции участвуют дети
в психическим недоразвитием и ЗПР. В таких группах разница в возрасте может
варьировать от 2 до 5 лет. В группах детей с эмоциональными проблемами
(дисгармоничное развитие, диспропорциональное развитие и т.д.) желательно,
чтобы возраст участников группы был приблизительно одинаков.
ПК процесс может быть
кратковременным (от 2 до 6 месяцев) или долговременным (от 1 года и дольше).
Продолжительность занятий зависит от задач ПК, от психологических особенностей
членов группы и от возраста участников ПК. Для детей с выраженными аффективными
и интеллектуальными нарушениями продолжительность групповых занятий может быть
от 40 до 70 минут при частоте 2 занятия в неделю. При частоте 1 занятие в
неделю продолжительность занятий может быть увеличено до 90 минут.
Литература
1.
Абрамова Г.С
Практическая психология. М., 1997.
2.
Дьяченко М.И.,
Кандыбович Л.А. Психология: словарь-справочник. Минск, 1998
3.
Лебединский М.С.
Очерки психотерапии. М., 1971.
4.
Осипова А.А.
Общая психокоррекция. - М., 2002.