Невротические расстройства, психогенные реакции у умственно отсталых детей и подростков
Невротические
расстройства, психогенные реакции у умственно отсталых детей и подростков
План
1.
Особенности невротических расстройств умственно отсталых детей
2.
Неврастения
3. Истерия
4. Невроз
навязчивых состояний
5.
Психогенные реакции и реактивные состояния
6. Реактивные
состояния у детей и подростков с различными формами умственной отсталости
1. Особенности невротических расстройств
умственно отсталых детей
Невротические расстройства у легко умственно
отсталых детей и подростков принципиально не отличаются от таковых же у
нормально развивающихся индивидов.
Невротическое расстройство — болезненная реакция
личности на неблагоприятную жизненную ситуацию. Это психогенное (как правило,
связанное с переживанием конфликтов) нервно-психическое расстройство,
возникающее в результате нарушения особо значимых жизненных отношений человека
и проявляющееся расстройством нервно-вегетативных функций.
Обычно осложненная беременность матерей умственно
отсталых детей и. как правило, аномально, дотекающие роды вносят свою лепту в
создание у них предрасположения к невротическим расстройствам. Часто
переносимые интеллектуально неполноценными детьми соматические заболевания
создают благоприятный астенизирующий фон, способствующий возникновению невротических
расстройств.
В происхождении и оформлении клинической картины
неврозов большое значение приобретают преморбидные особенности личности. У подавляющего
большинства детей в происхождении умственной отсталости участвуют последствия
перенесенных органических повреждений головного мозга. Вследствие этой
патологии нередко формируются органические психопатоподобные нарушения
личности. Среди них наиболее часто встречаются неустойчивость, вспыльчивость,
эмоциональная лабильность и др. Эти черты личности наряду с интеллектуальной
неполноценностью еще больше затрудняют приспособительные возможности индивида и
увеличивают и без того повышенный риск возникновения невротических расстройств.
Психические травмы в детстве (потеря родителей, отвержение, боязнь остаться
незащищенным), болезнь родителей, длительная разлука с ними, конфликты между
близкими людьми создают продолжительные стрессовые ситуации, истощают защитные
возможности личности и организма и вызывают невротические расстройства.
Из социальных
факторов в этиологии неврозов умственно отсталых детей самым важным оказывается
неблагополучная обстановка в семье (развод, внебрачное рождение, воспитание
приемными родителями). К заболеванию невротическими расстройствами
предрасполагают материнская депривация, неправильная подготовка к жизни
(чрезмерная опека, необычная строгость или безнадзорность), несоответствующее
половое воспитание (развращающее).
2. Неврастения
Наиболее распространенная форма невротического
расстройства умственно отсталых детей и подростков. Его причиной обычно
является истощение нервной системы из-за чрезмерного и. как правило, длительного
физического или умственного напряжения, связанного с отрицательными эмоциями. У
умственно отсталых детей такая ситуация создается обычно при поступлении в
общеобразовательную школу. При обучении в первых классах они не только не
справляются с учебной нагрузкой, но и нередко становятся объектом насмешек со
стороны сверстников и чрезмерного давления со стороны взрослых. В основе этого
невротического расстройства лежит раздражительная слабость, повышенная
возбудимость и утомляемость, которые сочетаются с понижением общего
самочувствия. Утомляемость проявляется повышенной истощаемостью. постоянной
усталостью, сниженной продуктивностью, раздражительностью, неспособностью
получать от чего-либо удовольствие, головными болями, головокружениями,
чувством внутреннего напряжения, расстройствами сна (трудностями засыпания и
сонливостью днем).
У детей
обычно преобладают явления перевозбуждения (повышенная реактивность,
психомоторное беспокойство), аффективные вспышки с двигательным
возбуждением, агрессией. У некоторых из них на передний план выступают
вегетативно-соматические расстройства: анорексия, тошнота, расстройство ритма
дыхания, кашель, спазм голосовой щели, неприятные ощущения в сердце, обмороки.
3. Истерия
Нередко у
умственно отсталых детей и подростков развивается невротическое расстройство по
механизму возникновения, соответствующее истерии — неврозу, формирование
симптоматики которого основано на повышенной эмоциональности и внушаемости. Так
как умственно отсталые дети и подростки отличаются несамостоятельностью и
особенной внушаемостью, то и риск возникновения у них кратковременных
истерических реакций или истерии очень высок. Заболевание обычно развивается
остро, как правило, в непосредственной связи с переживанием неблагоприятных
обстоятельств, которые складываются чаще всего из-за завышенных требований к
окружающим и невозможностью выполнить эти запросы. Нередкая ситуация,
приводящая к развитию истерического невроза, — обстоятельства привлечения к
ответственности за совершение антиобщественного или даже противоправного
действия (кражи), за которое необходимо нести ответственность. В происхождении
истерических расстройств большую роль играет механизм "бегства в болезнь",
условной приятности, выгодности или желательности болезненного симптома. Симптомы
истерии очень разнообразны и изменчивы даже у одного и того же больного.
Проявления истерии могут быть, психическими (утрата воспоминаний, страхи,
ипохондрические проявления, сужение сознания), моторными (параличи, парезы,
нарушение походки, судорожные припадки, гиперкинезы. спазмы, афония, мутизм),
сенсорными (слепота, глухота, гипо- и гиперестезии "
вегетативно-соматическими (нарушения сердечной деятельности, дыхания,
желудочно-кишечного тракта, мочеполовой системы). Как правило, жалобы
демонстративны. Они подчеркивают необычность, тяжесть, непереносимость
болезненных явлений. Клиническая картина истерии может воспроизводить известные
синдромы: "бронхиальную астму" (при затруднении вдоха, а не выдоха,
как это бывает при астме), "почечных колик", при которых нет
объективных признаков этого заболевания. Предпосылкой возникновения
истерической симптоматики у умственно отсталых индивидов могут также явиться
органические нарушения ЦНС, в особенности, проявляющиеся психопатоподобными
чертами личности истероидного типа. Встречаются также острые аффективные
вспышки, сопровождающиеся психомоторным возбуждением и сужением сознания ("истерические
припадки"), провоцирующиеся конфликтами. Движения, возникающие в этих
случаях, напоминают тонические и клонические судороги, сопровождаются криками,
стенаниями, плачем. У детей истерия наиболее часто проявляется
астазией-абазией, параличами, гиперкинезами, тремором, припадками, приступами
удушья, психомоторным возбуждением, мутизмом, афонией, спазмами кишечника,
повторяющейся рвотой. Могут быть аффективные вспышки, сумеречные состояния, обмороки.
4. Невроз навязчивых состояний
В основе происхождения этого невротического
расстройства — конфликт, возникший из-за противоречий между влечениями,
желаниями и потребностями личности, с одной стороны, и долгом, или
нравственными принципами (как правило, навязываемыми авторитетными фигурами), —
с другой. У умственно отсталых детей и подростков в связи с их неспособностью
производить анализ своих переживаний обычно трудно выявить столь сложные
расстройства. В тех же случаях, когда этот невроз диагностируется, его
симптоматика оказывается рудиментарной. Она выступает скорее в виде
насильственных явлений, которые лишены элементов осознавания переживаний и в связи
с этим борьбы с ними.
Это
расстройство, как правило, начинается постепенно у тревожных, склонных к
немотивированным страхам, мнительных детей. В клинической картине могут
наблюдаться страхи или такие симптомы, как элементарные движения или действия—
грызение ногтей, сосание пальцев, счет или более сложные защитные ритуалы
(сплевывание. прикосновения к каким-либо предметам, постукивания и т. д.)
Как правило,
невротические расстройства у умственно отсталых детей и подростков отличаются
моносимптомностью, при них чаще всего поражаются ослабленные болезнями или
недостаточно сформировавшиеся органы и системы. В клинической картине очень
большое место занимают сомато-вегетативные проявления, различные формы
нарушений поведения, при которых растормаживаются более примитивные способы
приспособления (нарушаются пищевое, самозащитное поведение). У них легко по
механизмам условно-рефлекторного подкрепления образуются и закрепляются
различные незрелые формы реагирования (например, пассивно-оборонительная
реакция — страх).
5. Психогенные реакции и
реактивные состояния
Психогенные реакции -
болезненные расстройства психической деятельности, возникающие под влиянием
моральной травмы.
Наиболее
распространенными формами П.р. являются: психогенная депрессия, ложное
слабоумие (псевдодеменция), пуэрилизм, психогенный ступор, бредоподобные
фантазии и психогенные параноиды и галлюцинации.
Реактивные состояния.
Многие авторы отмечают склонность умственно
отсталых индивидов к реактивным депрессиям (Юркогш И. А., 1967).
Все описанные особенности психики умственно
отсталых индивидов делают их особенно чувствительными к различным препятствиям,
встречающимся на жизненном пути. Этот тип психопатологии встречается у них
нередко. Более того, многие авторы считают умственную отсталость фактором,
предрасполагающим к развитию реактивных состояний (БунеевА. Н., 1950; Фелинская
Н. И"., 1944).
И. Н. Введенский и М. С. Хейф (1940), наблюдавшие
психогенные реакции у олигофренов, описали встретившиеся им синдромы: псевдодеменцию,
истерические расстройства, депрессию, ступор и указали на особенности их
проявления: бедность и скудность психопатологической продукции, монотонность и
длительность течения.
К. X, Короленок (1942) отметил у олигофренов две формы психогенной дементности:
аффективную дементность и псевдодементность. Он отличал первую от второй по
отсутствию истерической реакции, естественности поведения, по затруднениям при
выполнении более сложных задач, по производимому впечатлению более слабоумных,
связанному с усилением основной симптоматики. И. Т. Ментешашвили и Н. М.
Асатиани (1945) пришли к выводу, что у олигофренов острые истерические реакции
характеризуются бедностью клинических проявлений. В. А. Осташеза (1946) полагает, что у умственно отсталых
лиц создаются предпосылки для возникновения реактивных состояний. Переживания
ими в связи с низким интеллектом безвыходности ситуации и неспособность "логическому
разрешению конфликтных ситуаций способствуют формированию свойственной именно
им клинической картины этих состояний.
По мнению О. Е. Фрейерова (1964), при реактивных
состояниях у умственно отсталых лиц "под влиянием внешних ситуационных
факторов на более или менее значительный период времени изменяется клиническая
симптоматика олигофрении, появляются новые симптомы, происходят сдвиги в
аффективности, нарушаются привычные формы поведения". Атипичность
реактивных состояний проявляется в том, что в их клинической картине
преобладают явления заторможенности (страха) и бедность симптоматики, что они
носят затяжной характер, не обнаруживая в течение длительного времени
каких-либо изменений.
Л. А. Булахова с сотр. (1984) у детей с
умственной отсталостью резидуально-органического генеза выявили реактивно
возникающие "парааутистические" состояния. Эти расстройства возникали
у детей с явной эмоциональной и коммуникативной недостаточностью. Они
проявлялись в пассивности к познанию окружающего, болезненной реакции на
перемену обстановки, усилении замкнутости, негативизме, отказе от речевого
общения. В дальнейшем, спустя от 2 до 12 лет, отмечена лишь частичная адаптация
в условиях привычного содержания и обучения.
Многие умственно отсталые дети (43%) с трудом
переносят свое положение учащихся коррекционной школы. Особенно это относится к
девочкам в периоде полового созревания (27%), а также к детям, которые проводят
часть дня з семье. Реже (6%) встречаются более сложные случаи реактивных состояний
(Блюменфельд С. с сотр., 1971).
У умственно
отсталых детей часто встречаются психогенные реакции. Учитывая же стертость их
симптоматики, ее кратковременность и благополучный исход, приходится допустить,
что в поле зрения психиатров попадают далеко не все эти расстройства. Удельный
вес психогенных реакций фактически значительно выше, что и соответствует
катамнестическим данным, указывающим на значительную изменчивость симптоматики,
ранимость детей и нестойкость компенсаторных возможностей этих больных.
6. Реактивные состояния у детей и подростков с
различными формами умственной отсталости
Реактивные состояния у детей и подростков с
астенической формой умственной отсталости.
Будучи
аффективно неустойчивыми, возбудимыми, утомляемыми и истощаемыми, а также
обладая целым рядом особенностей в мышлении и деятельности, дети с астенической
формой умственной отсталости сравнительно легко дают психогенные реакции. В
ряду влияний среды, которые вызывают эти реакции, — утрата близких,
неуспеваемость в школе, перевод в другое учебное заведение, переезд,
непрекращающиеся конфликты в семье или з коллективе сверстников. Умственно
отсталые подростки оказываются более ранимыми, чем дети других возрастов.
Симптоматика реакций у них развертывается в течение нескольких суток. Иногда
уже на 2-3-й день больные становятся спокойнее и ровнее в поведении. Некоторые
из детей в первую неделю еще неустойчивые, легко возбудимые, плаксивые, но и их
состояние в течение короткого времени полностью нормализуется. Психогенные
реакции протекают различно. Всех больных с кратковременными психогенными реакциями
по особенностям клинической картины можно условно разделить на три типа. У
части больных возникают дисфорические состояния, сопровождающиеся двигательным
возбуждением. На высоте аффекта у одних появляются суицидальные мысли, а у
других — стремление к разрушениям или агрессии.
У другой
части умственно отсталых в связи с жизненными трудностями появляются астено-депрессивные
состояния. Возникающие суицидальные намерения — значительно серьезнее.
Для третьей части характерны поведенческие
расстройства с меньшими аффективными расстройствами. Нарушения их поведения
заключаются либо в уходах от трудностей жизни (побегах), либо — в
демонстративных угрозах убить себя и резком двигательном возбуждении.
У детей и
подростков со стенической формой умственной отсталости кратковременные
психогенные реакции проявляются, главным образом, в нарушениях поведения:
побегах, аффективном возбуждении и двигательном беспокойстве. Большинство из
них угрожает покончить жизнь самоубийством или даже, что чаще, демонстративно
совершают суицидальные попытки. У меньшей части отмечаются либо неглубокие и
кратковременные периоды снижения настроения, либо псевдодеменция. Эти реакции
всегда заканчиваются благоприятно, и их продолжительность редко превышает
несколько недель.
Реактивные
состояния у детей и подростков с атонической фазой умственной отсталости.
Ее
особенность в том. что в клинической картине на первое место выступало усиление
присущих больному черт личности, имевших место до болезни, и в меньшей мере —
аффективные расстройства (тревога, возбуждение).