Консультация по проблеме воспитания в неполной семье
ЧВУЗ ДОНЕЦКИЙ ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Кафедра психологии
Контрольная работа
«Консультация по проблеме воспитания в неполной семье»
Выполнил:
ст. гр. ПСз-09с
Брожко
Е. В.
Проверил:
Саенко А. В..
Донецк
2010
1.
Проблема
обозначенная взрослым
Мальчик в
возрасте 10 лет находиться в состоянии повышенной агрессии, раздражительности к
окружающим. Часто присутствуют конфликты с родителями (мамой, папой), с
бабушками и дедушкой и другими детьми. Проявляет чувство озлобленности к
окружающим. Агрессивно воспринимает любую критику или отказ в чем-либо. Может в
грубой форме ответить на любое замечание близким и учителям. Присутствуют
моменты лжи. Никогда не признает свою вину.
2.
Информация
о ребенке
Проживает
вместе с родителями (мамой и папой) в трехкомнатной квартире со всеми
удобствами. Мама и папа работают. Воспитанием мальчика занимается мама. Решение
родить ребенка приняла на себя мать, даже при нежелании мужа. С момента
рождения и до 4-месяцев отец ребенка работал за пределами страны. По настоянию
близких, отец поменял место работы, и до сегодняшнего момента работает по месту
жительства.
В воспитании
ребенка родные и близкие участия не принимают. Бабушки и дедушка свое внимание
оказывали через материальное благо (деньги, дорогие подарки).
В классе
очень узкий круг общения с одноклассниками, постоянно критикует «все плохие, а
он хороший». Бывают случаи проявления физического насилия со сверстниками.
Стоит
отметить, что до года ребенок перенес хирургическое вмешательство, при котором
использовался наркоз (межпаховая грыжа, которую спровоцировал постоянный плач).
Детский сад и
школу до третьего класса посещал с истериками и сильным нежеланием.
3.
Дополнительная информация (выясненная во время беседы)
В шести
летнем возрасте ребенка родители поменяли место жительства. Отношение между
родителями в некоторых случаях «холодное», равнодушное, иногда жестокое. Ссоры
между родителями могут возникать в присутствии ребенка, где отец всегда играет
ведущую роль и не считается с мнением матери.
4. В
данной семье присутствуют следующие стили воспитания
Стиль
материнского воспитания – гиперопека. Навязчивое стремление удержать ребенка
рядом с собой для уменьшения собственной тревожности.
5. Варианты
консультативных эмоций
- отсутствие
взаимопонимания у родителей влияет на поведение и внутреннее эмоциональное
состояние ребенка;
- заболевание
у ребенка на психическом уровне (требуется медицинское вмешательство);
- чрезмерный
контроль со стороны родителей без учета психического развития ребенка этого
возраста.
6.
Обсуждение невыясненных необходимых моментов
Заболевание
ребенка на психическом уровне?
В 9 лет
ребенок перенес сотрясение мозга (упал во время игры в футбол), при
обследовании были выявлены неврологические отклонения. К заболеванию серьезно
отнеслась мать, начала использовать медицинские назначения, на что отец
категорично ответил: «Не выдумывай, наш сын абсолютно здоров».
Ответственность
за неправильное воспитание ребенка отец перекладывает на мать, при этом
довольно часто при ребенке употребляет выражение: «Это ты так воспитала
ребенка».
Мать всегда
находиться в роли жертвы в отношениях с мужем и в отношениях со своими
родителями. Родители матери очень состоятельные и властные люди, которые
считают что за ее благо она им тоже «должна».
Новая
гипотеза:
Ребенок ведет себя агрессивно, чтобы отстоять права матери и защитить ее, т.е.
ответить или повести себя так, как не может позволить себе она.
На выбор
супруга повлияло мнение родителей, с чем мать смирилась.
У отца есть
только мать (бабушка) и встречи с внуком происходят крайне редко (1 раз в год).
Остальные близкие родственники (тети и дяди) не частые гости в семье ребенка,
встречи ограничиваются только днями рождения.
Все свободно
время ребенок проводит только с матерью, совместных увлечений между сыном и
отцом – нет.
7. При
изучении данной проблемы, мы пришли к выводу
Поведение
ребенка связано с психическим нарушением и нестабильностью в семейных
отношениях.
При
воспитании ребенка родственниками не учитывается его психическое состояние.
Контролирующий
стиль воспитания отца и родителей, со стороны матери, развивает у ребенка суетное
мышление, он быстро схватывает информацию и хорошо её запоминает, а вот воспроизводит
плохо, так как боится ошибиться и быть наказанными за это. Ребенок растет тревожными, а постоянные запреты вызывают протесты.
Постоянно
пытаясь уличить своего ребёнка в неблаговидных поступках, родители формируют в
нём неуверенность в себе, поскольку сами родители чрезмерно обеспокоены
правильностью его поведения без учета его психического развития. В конечном
итоге ребенок просто не понимает, как надо себя вести, поскольку окружающие
недовольны в любом случае. Тогда все поступки принимают защитную окраску.
Семейными приоритетами пользуется наказание, а не поощрение, с использованием
приказного тона. Окружающие скупы на ласку, поддержку и похвалу, а свою
жестокость по отношению к ребёнку склонны оправдывать. Получается, что окружающие
добиваются сиюминутного успеха в воспитании, а не развитых норм поведения.
Одновременно они проявляют агрессию, придирчивость и критику тех, кто
неправильно ведёт себя по отношению к их ребенку. Такие методы воспитания
приводят к тому, что у ребенка формируется тревожный тип личности.
Второй тип
воспитания имеет своей основой безумную любовь со стороны матери к ребенку, при
этом он возносится до ранга суперличности. С ранних
лет ребёнка учат этикету и поведению в обществе. То есть огромное внимание мать уделяет внешнему виду, и никак не волнуется о
человеческих качествах ребёнка. Общаясь с ребёнком как с взрослым, предъявляют
к ребёнку такие же требования, забывая, что это ещё ребёнок. Что касается
деятельности и развития, то всегда следит за интеллектуальным развитием своего
чада и приучает демонстрировать этот интеллект. Активная деятельность
поощряется, а результатами всегда восторгается, считая их выдающимися. К
сожалению, мать часто захваливает ребенка, чрезмерно завышая его самооценку,
что сопровождается острыми и болезненными переживаниями при неудачах.
При двух
противоречивых стилях воспитания у ребенка нет сформировавшейся модели
поведения. Результатом таких стилей воспитания ребенок развивается с доминирующим
типом личности и не контролирует свои эмоции.
8.
Рекомендации родителям
Родителям
необходимо пересмотреть свое отношение к воспитанию ребенка, и научиться
действовать согласованно при решении любого вопроса связанного с воспитанием их
ребенка. Это необходимо для формирование в ребенке чувства ответственности и
осознанности за свои поступки и поведение. При этом родителям необходимо
учитывать психическое состояние ребенка на данный момент, принять меры по
улучшению физического и психического состояния с медицинским вмешательством.
Организовать
общий досуг семьи с учетом желаний ребенка, для его общего развития и душевного
удовлетворения.
Все этапы
жизни ребенка, значимые моменты, обговаривать сообща.