История исследований в психологии и ее понятия
Пермский гуманитарно-технологический институт
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине "Психология"
Пермь, 2007
Задача 1
Прокомментируйте следующие
суждения о психологии. Выберите наиболее правильные и полные.
Психология - наука, занимающаяся
изучением переживаний и психических состояний, которые устанавливаются внечувственным
путем, интроспективно.
Данное суждение неполно отражает
определение психологии. Кроме, интроспективный метод не единственный, помимо
него используются и другие методы исследования переживаний и психических
состояний.
Психология изучает процессы активного
отражения человеком и животными объективной реальности в форме ощущений,
восприятия, понятий, чувств и других явлений психики.
Данное суждение достаточно верно
и точно.
Психология - наука о
закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животных.
Данное суждение достаточно
верно, потому что отражает объекты психологической науки.
Психология - отрасль
биологической науки, занимающаяся функционированием нервных процессов мозга.
Данное суждение неверно, так как
психология не является отраслью какой-либо науки, психология - это отдельная
отрасль знаний, пределы которой не ограничиваются лишь изучением
функционирования нервных процессов мозга. Психология - наука, изучающая
структуру психических явлений, их совокупность и проявление деятельности
человека.
Психология - наука о
феноменальных (бестелесных) сущностях, которые образуют содержание отдельного
"Я" (т.е. сознание индивида).
Данное суждение вполне верно,
так как предметом психологии является внутренний мир человека, в частности и
сознание.
Задача 2
Вставьте пропущенные слова в
следующие утверждения:
1. Первая психологическая лаборатория
была основана Вильгельмом Вундтом в 1879 году.
2. Метод самонаблюдения состоит
в том, что испытуемый описывает ощущения, возникающие у него при воздействии
того или иного стимула.
3.З. Фрейд утверждал, что наше
поведение в значительной степени подчинено влиянию подсознательных сил из
детства, которые потом отражаются на нашей сексуальной жизни.
Экспериментальный метод состоит
во вмешательстве исследователя в ход событий, с тем, чтобы установить, как
изменение одного факта влияет на изменение другого.
К методу опроса относят интервью,
беседу и анкетирование.
Задача 3
1. Какие из приведенных ниже
положений характеризуют психическое отражение, какие - зеркальное?
а) активно воздействует на среду
- психическое отражение;
б) отражает явление только в
момент его непосредственного воздействия - зеркальное отражение;
в) дает приблизительно
правильную копию предметов и явлений действительности - психическое отражение;
г) является фотографией
окружающей действительности - зеркальное отражение;
д) сигнализирует о жизненно
важном для человека - психическое отражение.
2. К методу опроса относятся …
д) социометрия; е) анкетирование.
3. Выберите правильные ответы
из предложенных вариантов:
1). Инстинктивное поведение
… г) все ответы верны.
2). Импринтинг … е) все
ответы неверны.
3). Высшая форма психического
отражения, интегрирующая все другие формы отражения и свойственная только
человеку, - это сознание.
4). Высшие психические
функции характеризуются … а) осознанностью.
Задача 4
Из приведённых суждений
отберите верные и аргументируйте свой выбор.
1. Уже у растений можно
обнаружить примитивные формы психической организации.
На Земле существует огромное
количество форм живой материи, которые обладают определенными психическими
способностями. Самая элементарная способность реагировать на окружающую среду -
раздражимость. Наиболее простые формы раздражимости: тропизмы и таксисы,
которые встречаются у растений, поэтому я считаю, что данное суждение верно.
2. Развитие психики животных
проходит стадии элементарной сенсорной и перцептивной психики.
Данное суждение верно. По А.Н. Леонтьеву,
для животных характерны только первые две стадии развития психики, что же
касается третьей - это уже сознание человека. Первая стадия - элементарная
сенсорная психика характеризуется наличием ощущений, появлением органа
манипулирования и способностью к формированию условного рефлекса. Вторая стадия
- перцептивная психика в своем развитии доходит до использования животными
ранее приобретенных знаний, умений и навыков в сложном поведении.
В научно-фантастическом
рассказе описано следующее.
Однажды экспедиция археологов
обнаружила пещеру, в которой жили человекообразные существа, названные учеными
троппи. Троппи питаются мясом, которое коптят на кострах самым примитивным
образом. У троппи подвижные руки, напоминающие руки пигмеев, с длинными, хорошо
развитыми пальцами. Указательным пальцем они часто показывают на отдаленные
предметы. Они высекают огонь, ударяя двумя обточенными кремнями над лишайником.
Членам экспедиции удалось обучить троппи нескольким словам, но связной речи у
них не наблюдалось. Они произносили отдельные звукосочетания: одни, когда им
было больно; другие - когда было радостно; третьи - когда угрожала опасность. Одного
из троппи удалось научить узнавать букву "h",
показывая ему банки с ветчиной, на которых была написана эта буква. Он научился
писать эту букву карандашом.
Троппи обтесывают камни, ударяя
при этом по камню с необычайной точностью, отбивая от него сначала крупные, а
потом все более мелкие и мелкие кусочки. Когда им показали, как обтесывать
камень при помощи настоящего молота и долота, троппи так и не научились
пользоваться долотом, но из-за молота началась настоящая ссора. (по Веркору.
Люди или животные?).
Я считаю, что троппи - это
животные, у которых развитие на высшем уровне перцептивной психики. В отличие
от других животных они очень много умеют и вполне обучаемы. Троппи умеют
использовать орудия труда, разжигать огонь, но людьми их назвать нельзя, так
как у них нет сознания. Они не обладают связной речью, которая и является
источником формирования сознания.
Задача 6
Заполните таблицу:
Основные направления
зарубежной психологии
Направление
|
Представители
|
Предмет
психологии
|
Основные теоретические
положения
|
Методы
исследования
|
Структурализм
|
В. Вундт, Титчинер
|
Сознание.
|
Выделяют ощущения и элементарные чувства, названы лабораторные
методы.
|
Интроспекция, наблюдение.
|
Уильям Джемс, Джон Дьюи
|
Приспособительные функции психики.
|
Изучение рефлекса в психологии, теория личности, теория эмоций,
рассмотрение категории самосознания.
|
Наблюдение, опыты как тесты, эмпирический опыт.
|
Бихевиоризм:
|
Уотсон, Торндайк, Павлов, Бехтерев, Ухтомский
|
Поведение.
|
Объясняют поведение воздействием внешней среды, рассматривают
научение - как классическое обусловливание. Киннер описывает оперантное
обусловливание (метод проб и ошибок).
|
Точный опыт и эксперимент, описание результатов.
|
Психоанализ:
|
З. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, К. Хорни,
Э. Форм
|
Бессознательное.
|
Описание бессознательного во снах, обращение к глубинным слоям
психики, описание энергии ЛИБИДО, как источника активности.
|
Метод Клини-ческой беседы, метод свободных ассоциаций, анализ
снов, проективные методики, метод терапии (снятия страхов).
|
Гештальт -психология
|
Курт Ливин, Фриц Перлс, Келер, Кофка, Вертгеймер
|
Единица анализа сознания и психики.
|
Изучение психики с точки зрения целостных структур, рассматривали
целостность восприятия, его законы, а также предметность восприятия.
|
Эксперименты, анализ восприятия, опыты.
Психология
|
У. Найсер, В.К. Эстес, Г. Хекхаузен, Дж. Каган
|
Процессы и механизмы оперирования информацией и знаниями.
|
Основывается на аналогии между преобразованием информации в
вычислительном устройстве и осуществлением познавательных процессов у
человека, для пояснения этой аналогии было введено понятие компьютерной
метафоры. Изучает, как люди получают информацию о мире, как эта информация
представляется человеком, как она хранится в памяти, преобразуется в знания,
которые затем влияют на наше внимание и поведение.
|
Эксперименты, в которых измеряется скорость выполнения разных
простых задач, электроэнцефалография (ЭЭГ), позитронная эмиссионная
томография (ПЭТ), функциональное отображение магнитного резонанса (ФОМР).
|
Гуманистичес-кая
психология
|
А. Маслоу, Карл Роджерс, Виктор Франкл, Р. Мей.
|
Самоактуализация, саморазвитие.
|
Человек ценностен, неповторим, индивидуален, способен к любви и
творчеству, концепция логотерапии, разработка целостно динамической теории
мотивации.
|
Групповые тренинги роста, раскрепощенности, успешности разнообразные
виды психологического тестирования, в т. ч. проективные методики (оценка
отдельных черт личности), а также психоанализ.
|
Список литературы
1.
Маклаков А.Г. Общая психология. СПб., 2000.
2.
Немов Р.С. Общая психология. М., 2003.
3.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1989.