Исследование социальной идентичности личности
Федеральное
агентство по образованию
ГОУВПО
«Хакасский государственный университет
им.
Катанова»
МПСИ
Кафедра
психологии 020400 - Психология
Контрольная
работа по дисциплине «Психология массового познания»
Тема:
«Исследование социальной идентичности личности»
Выполнила:
студентка 6 курса
Группы
П-03
Овчаренко
Т.В.
Проверила:
Басманова Г.О.
Абакан
2008г.
Содержание
Введение
1. Изложение результатов
Заключение
Введение
Исследование проводилось
при помощи методики «Тест 20 ответов» М. Куна и Т. Маккорленда.
Цель исследования: вывить
социальную идентичность личности зрелого возраста.
Исследование проводилось
в группе женщин от 30 до 35 лет. Все женщины имеют среднеспециальное или высшее
образование. Испытуемые работают в школе и реабилитационном центре для
несовершеннолетних. педагогический стаж испытуемых от 7 до 15 лет.
Испытуемым была дана
инструкция: «напишите 20 разных ответов на вопрос «Кто я». Отвечайте так, как
вы ответили бы себе лично, а не кому-то другому. Пишите ответы в том порядке, в
каком они приходят вам в голову. Не заботьтесь о логике и важности ответов».
Ответы обрабатывались по
каждой отдельно взятой анкете. Результаты анкетирования делились на 4 группы:
1 группа «А» - ответы,
которые обозначают физическое «Я», т.е. человек, как объект во времени и
пространстве.
2 группа «Б» - социальное
«Я», т.е. человек, занимающий какую-либо социальную роль, место в группе.
3 группа «В» -
рефлексивное «Я». Индивидуальный стиль поведения, предпочтения.
4 группа «Г» -
трансцендентальное «Я». Абстракция, рефлексия.
Полученные данные были
объединены в сводную таблицу (см. Табл.1).
Таблица 1.
Сводная таблица
результатов, полученных при помощи методики «20 ответов».
кол - во
|
группа «А»
|
группа «Б»
|
группа «В»
|
группа «Г»
|
группа «Смешанный
тип»
|
10
|
115
|
66
|
9
|
%
|
5
|
57,5
|
33
|
4,5
|
|
Как видно из Таблицы 1
количество ответов в группе «А» - 10 (5 %), в группе «Б» - 1115 (57,5 %), в
группе «В» - 66 (33 %), в группе «Г» - 9 (4,5 %), в группе «А» - 10 (5 %), в
группе «Смешанный тип» - 0 (0 %).
Рис. 1.
Результаты, полученные при
помощи методики «20 ответов»
Как видно из Рис. 1.в
группе испытуемых преобладают результаты группы «Б» - 115 человек, что составляет
57,5 %, наименьшее количество ответов в группе «Г» -= 9 человек, что составляет
4,5 %.
Как видно из полученных
данных, большинство ответов относятся к группе Социальное Я», т.е. человек,
занимающий какую-либо социальную роль, какое-либо место в группе. Это
объясняется тем, что испытуемые относятся к зрелому возрасту. Зрелость — один из самых длительных периодов жизни
человека. Это период подъема уже закончивших свое формирование психологических,
индивидуальных, личностных и профессиональных качеств. Хронологические границы
зрелости называются неоднозначно.
Во многом это зависит непосредственно от человека, оттого,
насколько успешно протекают его развитие и становление как личности.
В период зрелости человек имеет больше возможностей, он может
ставить перед собой самые высокие цели и добиваться их. Его знания достаточно
велики и разнообразны, он способен реально оценивать ситуацию и себя. Зрелостью
можно назвать период индивидуального расцвета.
В зрелом возрасте человек уже состоялся в профессиональной
деятельности, занял определенную социальную позицию. Работа (карьера), семья —
это то, что в большей степени занимает человека в этот период. В этом возрасте
есть одна основная проблема — выбор,
перед которым встает сам человек. Он заключается в определении человеком того,
что для него является более значимым: карьерный рост или же решение личных
проблем и задач (это продуктивность или инертность).
Важным в этом возрасте является понимание человеком того, что он
не только обладает определенными возможностями и правами, но и должен нести
ответственность за свои поступки, решения. Если прежде он отвечал только за
себя, то с возрастом на него ложится ответственность за других.
Как и любой жизненный этап, период взрослости может сопровождаться
кризисом.
В профессиональной деятельности в период зрелого возраста человек,
как правило, состоялся. Он уже добился определенного положения в обществе,
уважения со стороны коллег и подчиненных, его профессиональные знания
расширились и приумножились. Человек сам ощущает себя профессиональной
личностью. В своей работе он находит источник получения морального
удовольствия, раскрытия своих способностей.
В этот период у человека, чаще всего, есть семья. Основными
семейными задачами являются обучение и воспитание детей, становление их как
личностей. Значимо взаимодействие родителей и детей. Во многом оно определяет
семейную ситуацию; спокойную и благоприятную или неспокойную и негативную.
В период зрелости человек может не ощущать своего настоящего
возраста, а чувствовать себя настолько, насколько позволяет физическое и
психическое состояний.
Заключение
В целом,
не смотря на все трудности, я считаю, что исследование прошло удачно, и полученные
результаты подтверждают это.