Исследование личности по предрасположенности к конфликту
Министерство образования Российской Федерации
Ярославский государственный педагогический университет
им. К.Д. Ушинского (Ростовский филиал)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по конфликтологии
ТЕМА: Исследование личности по предрасположенности к конфликту
Выполнила: студентка 4 курса
Специальности -
педагог-психолог
Сапункова Вера
шифр-0344
Преподаватель: Шарова Н.В.
Ростов, 2009 г.
Содержание
Глава 1.
Конфликт и конфликтность личности
1.1 Понятие
конфликта
1.2
Конфликтная личность
1.3 Как
вести себя с конфликтной личностью?
2.
Эмпирическая часть. Исследование конфликтности личности
2.1 Описание
выборки. Оборудование
2.2
Исследование по физиологическим особенностям
2.3
Исследование по личностным особенностям
2.4
Исследование по поведению в конфликте
3. Выводы и
результаты исследований
Список
используемой литературы
Каждому из нас приходится сталкиваться
с конфликтными ситуациями. Как образно заметил американский психолог Б. Вул,
“жизнь - процесс решения бесконечного количества конфликтов. Человек не может
избежать их. Он может только решить, участвовать в выработке решений или
оставить это другим”. Поэтому каждому человеку, особенно в деловом общении,
необходимо иметь хотя бы элементарные представления о конфликтах, способах
поведения при их возникновении. К сожалению, для большинства людей характерно
неумение находить достойный выход из них. Кроме того, как только возникает
конфликт, а он всегда связан с эмоциями, мы начинаем испытывать дискомфорт,
напряжение, которые могут привести даже к стрессовым ситуациям, нанося тем
самым ущерб здоровью. Так, например, частые семейные ссоры, как частный случай
конфликта, вызывают стрессы у их участников. За стрессами обязательно следуют
депрессии и, пытаясь найти выход, т.е. уйти от конфликта, обычно один из членов
семьи, как правило, прибегает к алкоголю, наркотикам или заведению любовной
связи на стороне. Таким образом, организм пытается защититься от приближающейся
болезни, которая обязательно наступит, если конфликт не удастся разрешить.
Неумение разрешать конфликты - одна из важных причин частых разводов.
Воспоминания о конфликтах как правило вызывают неприятные ассоциации: угрозы,
враждебность, непонимание, попытки, порой безнадежные, доказать свою правоту,
обиды... В результате сложилось мнение, что конфликт - всегда явление
негативное, нежелательное для каждого из нас. Конфликты рассматриваются, как
нечто такое, чего по возможности следует избежать. Современный подход к
сущности конфликта рассматривает его как неизбежный, и даже в некоторых случаях
необходимый элемент деятельности организации.
В наше время теоретики и
практики управления все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые
конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучших
взаимоотношениях не только возможны, но и желательно, несмотря на то, что
регулировать их, тем не менее, необходимо. Роль конфликтов и их регулирование в
современном обществе столь велика, что во второй половине ХХ века выделилась
специальная область знания - конфликтология. Большой вклад в ее развитие внесли
социология, философия, политология и, конечно, психология. Конфликт - это
всегда взаимодействие людей. В зависимости от масштабности этого взаимодействия
выделяют психологический, социологический, политологический и геопологический
уровни рассмотрения конфликтов.
1.1 Понятие конфликта
Как и у многих понятий в
психологии, у конфликта имеется множество определений и толкований. Само
понятий конфликт берет свое начало от латинского слова “conflictus" -
столкновение. И следуя этимологическому значению этого термина, английский
социолог Э. Гидденс дает такое определение конфликта: “Под конфликтом я имею в
виду реальную борьбу между действующими людьми или группами, независимо от
того, каковы истоки этой борьбы и средства, мобилизуемые каждой из сторон”.
Существуют четыре основных типа
конфликтов: внутриличностный конфликт, межличностный конфликт, конфликт между
личностью и группой и межгрупповой конфликт. У всех конфликтов есть несколько
причин. Основными причинами конфликта является ограниченность ресурсов, которые
нужно делить, взаимозависимость заданий, различия в целях, различия в
представлениях и ценностях, различия в манере поведения, в уровне образования,
а также плохие коммуникации.
Это может показаться странным,
но здесь уместно дать один важный совет - относитесь с сочувствием к людям,
типичные особенности которых описаны ниже. Конфликтность, ставшую свойством
личности, трудно преодолеть рациональным самоконтролем, усилием воли.
“Воспитательные" воздействия со стороны руководителя здесь также редко
приносят пользу. Конфликтность - не вина, а беда таких личностей. Реальную
помощь им может оказать специалист - практический психолог.
Обратите внимание: речь идет не
о склочниках с низкой моралью, а о людях, имеющих специфические психологические
особенности, обусловленные базовыми свойствами индивидуальности. Пять основных
типов конфликтных личностей.
Конфликтная личность -
демонстративный тип.
Хочет быть в центре внимания.
Любит хорошо выглядеть в глазах
других.
Его отношение к людям
определяется тем, как они к нему относятся.
Ему легко даются поверхностные
конфликты, любуется своими страданиями и стойкостью.
Хорошо приспосабливается к
различным ситуациям.
Рациональное поведение выражено
слабо. Налицо поведение эмоциональное.
Планирование своей деятельности
осуществляется ситуативно и слабо воплощает его в жизнь.
Кропотливой систематической
работы избегает.
Не уходит от конфликтов, в
ситуации конфликтного взаимодействия чувствует себя неплохо.
Часто оказывается источником
конфликта, но не считает себя таковыми.
Конфликтная личность -
ригидный тип.
Подозрителен.
Обладает завышенной самооценкой.
Постоянно требуется
подтверждение собственной значимости.
Часто не учитывает изменения
ситуации и обстоятельств.
Прямолинеен и негибок.
С большим трудом принимает точку
зрения окружающих, не очень считается с их мнением.
Выражение почтения со стороны
окружающих воспринимает как должное.
Выражение недоброжелательства со
стороны окружающих воспринимается им как обида.
Малокритичен по отношению к
своим поступкам.
Болезненно обидчив, повышено
чувствителен по отношению к мнимым или действительным несправедливостям.
Конфликтная личность -
неуправляемый тип.
Импульсивен, недостаточно
контролирует себя.
Поведение такого числа плохо
предсказуемо.
Ведет себя вызывающе, агрессивно.
Часто в запале не обращает
внимания на общепринятые нормы.
Характерен высокий уровень
притязаний.
Несамокритичен.
Во многих неудачах,
неприятностях склонен обвинять других.
Не может грамотно спланировать
свою деятельность или последовательно претворить планы в жизнь.
Недостаточно развита способность
соотносить свои поступки с целями и обстоятельствами.
Из прошлого опыта (даже
горького) извлекает мало пользы на будущее.
Конфликтная личность -
сверхточный тип.
Скрупулезно относится к работе.
Предъявляет повышенные требования
к себе.
Предъявляет повышенные
требования к окружающим, причем делает это так, что людям, с которыми работает,
кажется, что к ним придираются.
Обладает повышенной тревожностью.
Чрезмерно чувствителен к деталям.
Склонен придавать излишнее
значение замечаниям окружающих.
Иногда вдруг порывает отношения
с друзьями, знакомыми потому, что ему кажется, что его обидели.
Страдает от себя сам, переживает
свои просчеты, неудачи, подчас расплачиваясь за них даже болезнями (бессонницей,
головными болями и т.п.).
Сдержан во внешних, особенно
эмоциональных проявлениях.
Не очень хорошо чувствует
реальные взаимоотношения в группе.
Конфликтная личность -
бесконфликтный тип.
Неустойчив в оценках и мнениях.
Обладает легкой внушаемостью.
Внутренне противоречив.
Характерна некоторая
непоследовательность поведения.
Ориентируется на сиюминутный
успех в ситуациях.
Недостаточно хорошо видит
перспективу.
Зависит от мнения окружающих,
особенно лидеров.
Излишне стремится к компромиссу.
Не обладает достаточной силой
воли.
Не задумывается глубоко над
последствиями своих поступков и причинами поступков окружающих.
Руководителю приходится
разрешать конфликты не только в деловой, но и в личностно-эмоциональной сфере.
При их разрешении применяются другие методы, поскольку в них, как правило,
трудно выделить объект разногласий, отсутствует столкновение интересов.
Необходимо иметь в виду, что у
таких людей есть некоторые скрытые нужды, которые, как правило, связаны с
прошлыми потерями и разочарованиями, и они удовлетворяют их таким образом.
Например, сверхагрессивный человек своей агрессивностью пытается подавить
малодушие и пугливость.
Следует взять под контроль свои
эмоции и дать выход эмоциям этого человека, если намерены продолжать с ним
общаться.
Не принимать на свой счет слова
и поведение данного человека, зная, что для удовлетворения своих интересов
трудный человек так ведет себя со всеми.
При выборе подходящего стиля
действия в конфликтной ситуации вам следует учитывать, к какому типу людей он
относится. В книге “Общение с трудными людьми” Роберт Брэмсон выделяет
следующие типы трудных людей, с которыми ему пришлось работать в различных
фирмах: агрессист - говорящий грубые и бесцеремонные, задирающие других
колкости и раздражающийся, если его не слушают. Как правило, за его
агрессивностью скрывается боязнь раскрытия его некомпетентности; жалобщик
- человек, охваченный какой-то идеей и обвиняющий других (кого-то конкретно или
весь мир в целом) во всех грехах, но сам ничего не делающий для решения
проблемы; “разгневанный ребенок" - человек, относящийся к этому
типу, по своей природе не зол, а взрыв эмоций отражает его желание взять
ситуацию под свой контроль. Например, начальник может вспылить, чувствуя, что
его подчиненный потерял к нему уважение; максималист - человек, желающий
чего-то без промедления, даже если в этом нет необходимости; молчун -
держит все в себе, не говорит о своих обидах, а потом внезапно срывает зло на
ком-то; “тайный мститель” - человек, причиняющий неприятности с помощью
каких-то махинаций, считая, что кто-то поступил неправильно, а он
восстанавливает справедливость; “ложный альтруист" - якобы делающий
вам добро, но в глубине души сожалеющий об этом, что может проявиться в виде
саботажа, требования компенсации и т.п.; “хронический обвинитель” -
всегда выискивающий ошибки других, считая, что он всегда прав, и обвиняя, можно
решить проблему. Можно выделить и другие типы трудных людей, но правила
поведения с ними, в общем, одинаковы
Для руководителя полезно знать, какие
индивидуальные особенности личности (черты характера) создают у человека
склонность или предрасположенность к конфликтным отношениям с другими людьми.
Обобщая исследования психологов, можно сказать, что к таким качествам относятся:
неадекватная самооценка своих
возможностей и способностей, которая может быть как завышенной, так и
заниженной. И в том, и в другом случае она может противоречить адекватной
оценке окружающих - и почва для конфликта готова;
стремление доминировать, во что
бы то ни стало там, где это возможно и невозможно; сказать свое последнее
слово;
консерватизм мышления, взглядов,
убеждений, нежелание преодолеть устаревшие традиции;
излишняя принципиальность и
прямолинейность в высказываниях и суждениях, стремление, во что бы то ни стало
сказать правду в глаза;
критический настрой, особенно
необоснованный и не аргументированный;
определенный набор эмоциональных
качеств личности - тревожность, агрессивность, упрямство, раздражительность.
Но конфликт возникает, если
личностные особенности человека или группы приходят в столкновение с
вышеназванными особенностями человека, предрасположенного к конфликтам, т.е.
при наличии межличностной или социально-психологической несовместимости.
В качестве примера рассмотрим
несовместимые типы темперамента при определенных условиях. В нормальной
спокойной обстановке холерик и флегматик успешно справляются с порученной им
работой. В аварийной ситуации медлительность флегматика, желание обдумать ход
деятельности и вспыльчивость, неуравновешенность и суетливость холерика могут
стать причиной конфликтных отношений между ними.
Еще более часто основой для
межличностной несовместимости становятся различия в потребностях, интересах,
целях различных людей, вступающих во взаимодействие. Основной интерес,
например, у руководителя образованной фирмы или предприятия - расширить дело, а
у сотрудников - как можно больше средств было выделено на зарплату. Это создает
трения между ними, которые могут привести к конфликту даже близких людей.
Социально-психологическая
несовместимость может также возникнуть из-за того, что группа, окружение
предъявляет личности требования, которые расходятся с теми, на которые
ориентирован этот человек.
Для исследования конфликтности
личности, я выбрала двух испытуемых в возрасте первый-15 лет, мужской пол;
второй-16 лет, женский пол.
Оборудование. Методики:
1) Исследование темпераментальных
особенностей личности (л\р №23)
2) Исследование учебной
тревожности личности (л\р №24)
3) Исследование акцентуации
личности (л\р №25)
4) Опросный лист "Определение
типа темперамента"
5) Определение ведущего
полушария на основе концепции в двух сигнальных системах (по Е.А. Рушкевичу), л/р
№1
6) Определение ведущего канала
восприятия информации (л\р №2)
7) Исследование особенностей
поведения личности в фрустрирующих ситуациях.
1. Определение ведущего
полушария на основе концепции в двух сигнальных системах. Испытание
проводится по лабораторной №1 (по Е.А. Рушкевичу)
Цель работы: определение
ведущего полушария головного мозга.
Оборудование: 9 карточек, где
написано по одному слову.
Инструкция: "Разложи
карточки на 3 группы по три в каждой так, чтобы в каждой группе было что-то
общее"
1-й испытуемый
Группы карточек
|
Слова
|
1 группа
|
карась
|
плавать
|
чешуя
|
2 группа
|
орел
|
летать
|
перья
|
3 группа
|
овца
|
бегать
|
шерсть
|
2-й испытуемый
Группы карточек
|
Слова
|
1 группа
|
Орел
|
овца
|
карась
|
2 группа
|
Летать
|
бегать
|
плавать
|
3 группа
|
перья
|
шерсть
|
чешуя
|
Определение ведущего полушария.
Тип доминирования полушария мозга
|
Варианты классификации карточек
|
Доминирование левого полушария мозга. Преобладание 2 сигнальной
системы. Мыслительный тип. Логическое мышление.
|
1-й испытуемый
|
Равная представленность функций правого и левого полушарий. В
отражении действительности участвуют обе сигнальные системы. Смешанный тип.
|
2-й испытуемый
|
Вывод: 1 испытуемому присуще
логическое мышление, аналитическое, человек любящий считать, читать, мыслить
логично, рассуждать, строить логически рассказ, упорядочивать мысли, хорошо
считать и вычислять.2 испытуемому в равной мере присуще и логическое и
художественное мышление, во взаимосвязи и взаимодействии эти два типа дают
хороший мыслительный результат, человек умеет высказываться художественно, образно
строить мысли, так же не лишенные логики, это человек художник-мыслитель, любит
изобретать что-то новое, вносить свои индивидуальные коррективы в деятельность.
2. Исследование особенностей
темперамента.
Методика: использовалась
лабораторная работа №23. Исследование темпераментальных особенностей личности.
Цель работы: изучить
темпераментальные характеристики личности: экстраверсию и интроверсию и
эмоциональную устойчивость-неустойчивость.
Оборудование: текст опросника
Айзенка, лист бумаги.
Инструкция: испытуемым
предлагается ряд утверждений об особенностях поведения, если ответ положителен,
то ставится "+", если отрицателен, то "-". Отвечать надо
быстро.
Шкала
|
1-й испытуемый
|
2-й испытуемый
|
Экстраверсия-интроверсия
|
15 баллов
|
23 балла
|
Эмоциональная устойчивость-эмоциональная неустойчивость
|
20 баллов
|
1 балл
|
Склонность к неискренности
|
2 балла
|
3 балла
|
Интерпретация: 1-й испытуемый
является экстравертом и имеет невротизм, следовательно, можно определить его
тип темперамента, как холерик-экстраверт -
нестабильная личность, обидчив,
возбужден, несдержан, агрессивен, импульсивен, оптимистичен, активен, но
работоспособность и настроение нестабильны, цикличны. В ситуации стресса -
склонность к истерико-психопатическим реакциям.
2-й испытуемый является ярким
экстравертом и очень эмоционально устойчив, следовательно, можно определить его
тип темперамента, как сангвиник-экстраверт-
табильная личность, социален,
направлен к внешнему миру, общителен, порой болтлив, беззаботный, веселый,
любит лидерство, много друзей, жизнерадостен.
3. Исследование ведущего
канала восприятия информации.
Цель работы: определение
ведущего канала восприятия информации.
Оборудование: текст опросника
"Определение ведущего способа восприятия информации"
Инструкция: каждому утверждению
соответствует 3 варианта ответа. Испытуемому необходимо выбрать один из них, который
больше всего характеризует его поведение в ситуации.
№ вопроса
|
Варианты ответов 1 испытуемого
|
Варианты ответов 2 испытуемого
|
|
А
|
Б
|
В
|
А
|
Б
|
В
|
1
|
|
|
+
|
+
|
|
|
2
|
+
|
|
|
|
|
+
|
3
|
+
|
|
|
|
|
+
|
4
|
+
|
|
|
+
|
|
|
5
|
+
|
|
|
+
|
|
|
6
|
|
|
+
|
+
|
|
|
7
|
|
|
+
|
|
|
+
|
8
|
|
|
+
|
|
|
+
|
9
|
|
|
+
|
|
|
+
|
10
|
+
|
|
|
|
+
|
|
11
|
|
|
+
|
|
|
+
|
12
|
|
+
|
|
+
|
|
|
13
|
|
|
+
|
|
|
+
|
14
|
|
+
|
|
+
|
|
|
15
|
|
|
+
|
|
|
+
|
16
|
|
+
|
|
|
+
|
|
Всего:
|
5
|
3
|
8
|
6
|
2
|
8
|
Интерпретация и вывод: и у 1 и у
2 испытуемого преобладает канал восприятия - кинестетический. Кинестетики -
люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние,
осязание и др.) и с помощью движений.
Особенности кинестетиков -
трудно концентрировать свое внимание, его легко отвлечь чем угодно, память -
помнит общие впечатления (двигаясь, ощупывая), Словарь кинестетика в
основном включает слова, описывающие чувства, ощущения (схватывать, мягкий,
теплый, шелковистый, прикосновение, хороший нюх, ароматный, гибкий).
1. Исследование
экстраверсии-интроверсии и нейротизма.
Исследование проводилось по
методике Айзенка, лабораторная работа №23.
Цель работы: изучить
темпераментальные характеристики личности: экстраверсию-интраверсию, нейротизм.
Оборудование: текст опросника
Айзенка, лист бумаги.
Инструкция: испытуемым
предлагается ряд утверждений об особенностях поведения, если ответ положителен,
то ставится "+", если отрицателен, то "-". Отвечать надо
быстро.
Шкала
|
Экстраверсия-интроверсия
|
Эмоциональная устойчивость-эмоциональная неустойчивость (нейротизм)
|
Склонность к неискренности
|
Результат
|
1й испытуемый
|
15 баллов
|
20 балла
|
2 балла
|
Экстраверт (более 11), высокий уровень нейротизма (19-20), склонность
к неискренности не выходит за пределы нормы.
|
2й испытуемый
|
20 баллов
|
1 балла
|
3 балла
|
Яркий экстраверт (больше 19), низкий уровень нейротизма (менее
7), склонность к неискренности не выходит за пределы нормы.
|
Вывод: 1й испытуемый
является экстравертом с высоким уровнем нейротизма. Обращаясь к "кругу
Айзенка" можно определить его тип темперамента - холерик. Его типу
темперамента присущеобидчивость, беспокойность, агрессивность, импульсивность,
оптимистичность, активность, переменчивость, возбудимость.
2й испытуемый является
экстравертом с низким уровнем нейротизма. Его тип темперамента - холерик. Его
типу темперамента присуще общительность, открытость,разговорчивость, живость, инициативность,
беззаботность и беспечность.
2. Исследование тревожности
личности.
Лабораторная работа № 24.
Цель работы: изучить учебную
тревожность личности.
Оборудование: текст опросника
Филлипса, лист бумаги.
Инструкция: испытуемым предложен
опросник, который состоит из вопросов о том, как чувствуют они себя в школе.
Отвечать надо быстро и искренне.
Если ответ положителен, ставится
"+", если отрицателен, то "-".
а) общее число несовпадений по
всему тесту: 1-й испытуемый-14 несовпадений, это меньше 50%, значит у ученика
низкая тревожность; 2-й испытуемый - 4 несовпадения, это меньше 50%, значит у
ученика низкая тревожность, почти нет.
б)
Фактор
|
1-й испытуемый
|
2-й испытуемый
|
1. Общая тревожность в школе
|
(4*100%) \22=18% - низкий уровень
|
(1*100%) \22=4,5% - низкий уровень
|
2. Переживание социального стресса
|
(3*100%) \11=27% - низкий уровень
|
(1*100%) /11=9% - низкий уровень
|
3. Фрустрация потребности в достижении успеха.
|
(2*100%) \13=15% - низкий уровень
|
(1*100%) \13=7% - низкий уровень
|
4. Страх самовыражения
|
(1*100%) \6=16% - низкий уровень
|
(0*100%) \6=0 - низкий уровень
|
5. Страх ситуации проверки знаний
|
(1*100%) \6=16% - низкий уровень
|
0 - низкий уровень
|
6. Страх несоответствия ожиданиям окружающих
|
(2*100%) \5=40% - низкий уровень
|
(1*100%) \5=20% - низкий уровень
|
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу
|
(3*100%) \5= 60% - средний уровень
|
0-низкий уровень
|
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями
|
(2*100%) \8=25% - низкий уровень
|
(1*100%) \8=12,5% - низкий уровень
|
Индивидуальные диаграммы:
Выраженность школьной
тревожности
Факторы
Вывод: Описание каждого
испытуемого по выраженности тревожности.1й испытуемый - самый большой
процент приходится на физиологическую сопротивляемость стрессу, значит есть
достаточно высокая вероятность неадекватного деструктивного реагирования на
тревожный фактор среды; на втором месте - страх несоответствия ожиданиям окружающих,
возможна тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных
оценок; остальные факторы имеют низкие показатели тревожности, это значит, что
общая тревожность низка и нет оснований для беспокойства.
2-й испытуемый - в
процентном соотношении выделяется фактор-страх несоответствия ожиданиям
окружающих, несильная тревога по поводу проверок достижений, некоторое
волнение; остальные факторы имеют низкие показатели, значит общая тревожность
не вызывает опасений и беспокойства.
3. Исследование акцентуации
характера.
В данном исследовании
использовалась методика Шмишека. Лабораторная работа №25.
Цель работы: изучить акцентуации
личности.
Оборудование: текст опросника
Шмишека, лист бумаги,ручка.
Инструкция: испытуемому
предлагается ответить "да" или "нет" на 88 вопросов теста.
Тип акцентуации личности
|
1-й испытуемый (кол. баллов)
|
2-й испытуемый (кол. баллов)
|
Демонстративный тип
|
14
|
18
|
Застревающий тип
|
18
|
18
|
Педантичный тип
|
18
|
12
|
Возбудимый тип
|
12
|
18
|
Гипертимный тип
|
21
|
12
|
Дистемический тип
|
9
|
15
|
Тревожно-боязливый тип
|
12
|
18
|
Аффективно-экзальтированный тип
|
24
|
24
|
Эмотивный тип
|
21
|
21
|
Циклотимный тип
|
15
|
18
|
Профиль акцентуации характера
тип акцентуации характера
Вывод: и у 1 испытуемого и у 2
испытуемого наивысшие показатели у экзальтированного типа. Экзальтированный тип
акцентуации характера - это способность восторгаться, восхищаться, улыбчивость,
радость. Им свойственна высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. В
конфликтах они могут быть и активны и пассивны. Привязаны к друзьям, близким, альтруистичны,
имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют искренность чувств, порывисты,
обладают лабильностью психики, легко переходят от радости к печали.
У 1 испытуемого так же
достаточно ярко выражен гипертимный вид - общительный, подвижный человек, чрезмерная
самостоятельность, склонность к озорству, почти всегда в хорошем настроении, деловитый,
изобретательный, хороший собеседник. Большое стремление к самостоятельности
может привести к конфликту. Бывают вспышки гнева, раздражения. Трудно переносят
монотонную деятельность.
У 2 испытуемого так же
достаточно ярко выражен эмотивный тип - родственен экзальтированному, такой
человек эмоционален, чувствителен, тревожен, болтлив, гуманен, сопереживает
другим, животным, редко вступают в конфликты, обиды носит в себе.
4. Исследование агрессивных
реакций личности.
Цель работы: изучить типы
реагирования личности в фрустрирующих ситуациях.
Оборудование: набор картинок из
методики Розенцвейга, 24 картинки, на которых изображены дети в разных
конфликтных ситуациях.
Инструкция: испытуемому
предлагается ответить, как бы он отреагировал на ситуации, изображенные на
картинках. Экспериментатор выписывает на листке бумаги все высказывания
испытуемого. Затем анализирует при помощи вычислительной системы Розенцвейга.
№ рисунка
|
1 испытуемый
|
2 испытуемый
|
1
|
И\Э
|
Эк\Н
|
2
|
Ип\Э
|
Ип\Э
|
3
|
И\Н
|
И\П
|
4
|
Эк\П
|
И\Э
|
5
|
И\П
|
Эк\П
|
6
|
Эк\Э
|
Эк/П
|
7
|
И\П
|
Ип\Н
|
8
|
Ип\П
|
Эк\Н
|
9
|
И\П
|
И\Э
|
10
|
Эк\Н
|
Эк\Н
|
11
|
Ип\Н
|
Эк\Э
|
12
|
Эк\П
|
И\Н
|
13
|
И\П
|
Эк/П
|
14
|
Эк\П
|
И\Н
|
15
|
Ип\Н
|
Ип\Э
|
16
|
Эк\Э
|
И\Н
|
17
|
И\Н
|
Ип\П
|
18
|
Ип\Э
|
И\Э
|
19
|
Эк\Н
|
Ип\Н
|
20
|
Ип\Н
|
Эк\П
|
21
|
И\П
|
И\Н
|
22
|
Эк\Э
|
И\Н
|
23
|
Ип\П
|
И\П
|
24
|
И\Н
|
Ип\Э
|
Обозначение направлений реакции:
экстрапунитивное-Эк, интрапунитивное-И, инпунитивное-Ип.
Обозначение типов реакций:
препятственно - доминантный - П, эгодоминантный - Э, необходимо -
упорствующий-Н.
1-й испытуемый
Направление реакции
|
Тип реакций
|
Препятственно-доминантный тип
|
Эго-доминантный тип
|
Необходимо-упорствующий тип
|
Общий балл
|
Экстрапунитивное
|
3
|
3
|
2
|
8 (33,3%)
|
Интрапунитивное
|
5
|
1
|
3
|
9 (37,5%)
|
Инпунитивное
|
2
|
3
|
3
|
8 (33,3%)
|
Общий балл
|
10 (41,6%)
|
7 (29,1%)
|
8 (33,3%)
|
|
2-й испытуемый
Направление реакции
|
Тип реакций
|
Препятственно-доминантный тип
|
Эго-доминантный тип
|
Необходимо-упорствующий тип
|
Общий балл
|
Экстрапунитивное
|
4
|
1
|
3
|
8 (33,3%)
|
Интрапунитивное
|
2
|
3
|
5
|
10 (41,6%)
|
Инпунитивное
|
1
|
3
|
2
|
6 (21%)
|
Общий балл
|
7 (29,1%)
|
7 (29,1%)
|
10 (41,6%)
|
|
Интерпретация.
Анализируя полученные данные, можно
предположить, что испытуемые имеющие низкие проценты часто конфликтует с
окружающими, поскольку недостаточно адаптирован к своему окружению. Это
относится и к 1 и ко 2 испытуемому. Судя по полученным данным есть проблемы с
социальной адаптацией.
Выявляются устойчивые
характеристики фрустрационных реакций испытуемых, стереотипы эмоционального
реагирования, которые формируются в процессе развития, воспитания и становления
человека и составляют одну из характеристик его индивидуальности. Реакции 1-ого
испытуемого могут быть направлены на окружающую его среду, выражаясь в форме
различных требований к ней, либо на самого себя как виновника происходящего,
либо человек может занять своеобразную примиренческую позицию. Так, например,
если в исследовании мы получаем у 2-ого испытуемого оценку Эк - нормальную, И -
высокую и Ип - низкую, то на основании этого можно сказать, что субъект в
фрустрационной ситуации будет с повышенной частотой отвечать в экстрапунитивной
манере и очень редко в интропунитивной. То есть, можно сказать, что он
предъявляет повышенные требования к окружающим, и это может служить признаком
неадекватной самооценки. У 1 испытуемого высокая оценка П (тип реакции
"с фиксацией на препятствии") показывает, в какой степени препятствие
фрустрирует субъекта. Так, если мы получили повышенную оценку П, то это говорит
о том, что во фрустрационных ситуациях у субъекта преобладает более чем
нормально идея препятствия. Оценка П (тип реакции "с фиксацией на
самозащите") означает силу или слабость "Я" личности.
У 2 испытуемого высокая
оценка Н - признак адекватного реагирования, показатель той степени, в которой
субъект может разрешать фрустрационные ситуации.
На основании протокола
обследования можно сделать выводы относительно некоторых аспектов адаптации
испытуемых к своему социальному окружению. Методика ни в коем случае не дает
материала для заключений о структуре личности. Можно лишь с большей долей
вероятности прогнозировать эмоциональные реакции испытуемых на различные
трудности или помехи, которые встают на пути к удовлетворению потребности, к
достижению цели.
Вывод: на основании полученных
данных, можно сделать вывод о том, что у 2-испытуемого преобладает
необходимо-упорствующий тип реакции, т.е. человек с этим типом реакции. если попадает
в конфликтную ситуацию, то всегда пытается решить ее конструктивно, ответственный
человек. У 1-испытуемого преобладает препятственно-доминантный тип реакции,
т.е. человек достаточно конфликтен, возможно агрессивен в них, активен.
В данном исследовании
использовалась методика стратегий поведения в конфликте Томаса.
Для описания типов поведения
людей в конфликтных ситуациях К. Томас применяет двухмерную модель
регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются
кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей,
вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите
собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас
выделяет следующие способы урегулирования конфликтов: конкуренции (соревнования),
приспособления, компромисс, избегание, сотрудничество.
В своем опроснике по выявлению
типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных
возможных вариантов двенадцатью суждениями о поведении индивида в конфликтной
ситуации. В различных ситуациях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых
респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее
типичным для характеристики его поведения.
Оборудование: тест Томаса, листы
бумаги.
Инструкция: испытуемым
предлагается выбрать из двух вариантов вопроса один. Выбор должен быть быстрым
и искренним.
Способы урегулирования конфликтов
|
1-й испытуемый
|
2-й испытуемый
|
Соперничество
|
5
|
1
|
Сотрудничество
|
8
|
6
|
Компромисс
|
10
|
10
|
Избегание
|
2
|
6
|
Приспособление
|
6
|
7
|
Интерпретация: на основании
полученных данных 1-й испытуемый, предпочитающий в конфликтной ситуации
стиль компромиссного поведения, готов в некоторой степени поступиться
собственными интересами, если другая сторона, участвующая в конфликте, идет на
то же. Для достижения компромисса обе стороны прибегают к взаимным уступкам, но
стараются не жертвовать главным. Ведется торг, взаимный обмен. В результате
достигается временное соглашение, но причины конфликта не устраняются, обе
стороны остаются недовольными принятым общим решением.
2-й испытуемый так же
предпочитает стиль компромиссного поведения в конфликте. Кроме того, у него
очень низкие показатели по соперничеству, не склонен к конкуренции, пассивен в
конфликте, споре.
1 - испытуемый по
физиологическим особенностям был определен, как человек с логическим, аналитическим
мышлением; по типу темперамента определен как холерик-экстраверт -
нестабильная личность, обидчив,
возбужден, несдержан, агрессивен, импульсивен, оптимистичен, активен, но
работоспособность и настроение нестабильны, цикличны. В ситуации стресса -
склонность к истерико-психопатическим реакциям. По личностным особенностям - является
экстравертом с высоким уровнем нейротизма. Обращаясь к "кругу Айзенка"
можно определить его тип темперамента - холерик.; есть достаточно высокая вероятность
неадекватного деструктивного реагирования на тревожный фактор среды; страх
несоответствия ожиданиям окружающих, возможна тревога по поводу оценок, даваемых
окружающими, ожидание негативных оценок; ярко выражен гипертимный вид - общительный,
подвижный человек, чрезмерная самостоятельность, склонность к озорству, почти
всегда в хорошем настроении, деловитый, изобретательный, хороший собеседник.
Большое стремление к самостоятельности может привести к конфликту. Бывают
вспышки гнева, раздражения. Трудно переносят монотонную деятельность. Во
фрустрационных ситуациях у субъекта преобладает более чем нормально идея
препятствия. Тип реакции "с фиксацией на самозащите" означает силу
или слабость "Я" личности. Преобладает препятственно-доминантный тип
реакции, т.е. человек достаточно конфликтен, возможно агрессивен в них, активен.
И по поведению в конфликте
предпочитает в конфликтной ситуации стиль компромиссного поведения, готов в
некоторой степени поступиться собственными интересами, если другая сторона,
участвующая в конфликте, идет на то же. Для достижения компромисса обе стороны
прибегают к взаимным уступкам, но стараются не жертвовать главным. Ведется
торг, взаимный обмен. В результате достигается временное соглашение, но причины
конфликта не устраняются, обе стороны остаются недовольными принятым общим
решением.
По полученным результатам можно
судить о том, что испытуемый явно предрасположен к конфликтам, спорам - это
холерик, значит как правило он агрессивен и активен в конфликте, но как
показали результаты диагностики по поведению в конфликте, он все же может
уступить, взамен на то же самое. В целом, исследовав испытуемого, проведя ряд
тестов и методик, можно сказать, что он явно предрасположен к конфликтности.
2-й испытуемый по
физиологическим особенностям был определен, как человек с одновременно
логическим и художественным мышлением, что дает ему ряд преимуществ. По типу
темперамента определен, как сангвиник-экстраверт.
Стабильная личность, социален,
направлен к внешнему миру, общителен, порой болтлив, беззаботный, веселый,
любит лидерство, много друзей, жизнерадостен. По личностным особенностям является
экстравертом с низким уровнем нейротизма. Его тип темперамента - сангвиник. Его
типу темперамента присуще общительность, открытость, разговорчивость, живость,
инициативность, беззаботность и беспечность; страх несоответствия ожиданиям
окружающих, несильная тревога по поводу проверок достижений, некоторое
волнение; остальные факторы имеют низкие показатели, значит общая тревожность
не вызывает опасений и беспокойства. Достаточно ярко выражен эмотивный тип -
родственен экзольтированному, такой человек эмоционален, чувствителен, тревожен,
болтлив, гуманен, сопереживает другим, животным, редко вступают в конфликты, обиды
носит в себе. Преобладает необходимо-упорствующий тип реакции, т.е. человек с
этим типом реакции. если попадает в конфликтную ситуацию, то всегда пытается
решить ее конструктивно, ответственный человек. По поведению в конфликте
предпочитает стиль компромиссного поведения в конфликте. Кроме того, у него
очень низкие показатели по соперничеству, не склонен к конкуренции, пассивен в
конфликте, споре.
По полученным результатам можно
судить о том, что испытуемый не предрасположен к конфликтам, спорам - это
сангвиник, значит как правило он лоялен и нейтрален в конфликте. В целом, можно
сказать, что он не предрасположен к конфликтности.
1. Гришина Н.В. Психология
конфликта, 2005
2. Попова Т.Е. Конфликтология -
Краткий конспект лекций, 2004
3. Большая энциклопедия
психологических тестов, 2007
4. "Лабораторный практикум по
психологии" часть1, Ярославль, 2008