Интенциональная специфика группы на примере субкультуры туристов
Введение
В рамках
коммуникативной парадигмы устная речь рассматривается как компонент
коммуникативного поведения и исследуется в соотнесении с контекстом вербального
поведения, обеспеченного сложной системой знаний. Предполагается, что в дискурсе,
т.е. речи, погруженной в непосредственную ситуацию общения, отражаются
складывающиеся отношения и особенности взаимодействия, проявляющиеся в
специфике интенций разговора. В последнее время внимание исследователей
обращено к особенностям дискурса различных групп (научный, семейный,
субкультурный). Показано, что существует определенное соответствие между
интенциями субъектов и приемами речевого взаимодействия, что понимание
говорящего во многом определяется восприятием интенционального аспекта речи. В
связи с этим представляется особенно интересным обращение к изучению дискурса
специфических групп, характеризующихся развитой субкультурой, сложившейся
системой норм и паттернов коммуникации. В данной работе мы предполагаем, что
дискурс группы туристов обладает специфическими особенностями, выраженными в
своеобразии лингвистического, интенционального компонентов речи туристов, и что
понимание этих особенностей способствует более легкому вхождению в данную
группу.
Интенциональная и
лингвистическая специфика дискурса группы (на примере субкультуры туристов)
Теоретическую
основу исследования составило представление об интенциональном пространстве
дискурса как совокупности иерархически организованных интенций, присущих данной
сфере коммуникации и определяющих ее особенности.
В
исследовании приняло участие 31 человек, имеющий различный опыт взаимодействия
в группе туристов. В общей сложности было проанализировано 67 аутентичных
диалогов в различных ситуациях общения: в походе, на тренировке, в
непринужденной обыденной обстановке. Аудиозаписи представлялись по специальной
схеме, учитывающей различные особенности устной речи (паузы, интонационные
выделения и др.). В качестве основного метода применялся метод интент-анализ –
теоретико-экспериментальный подход к изучению интенций, позволяющих
реконструировать проявляющиеся в речи интенции коммуникантов.
Полученные
данные свидетельствуют о том, что особенности взаимодействия в группе туристов
отражается как минимум на двух уровнях дискурса туристов: лингвистическом, интенциональном.
Лингвистические, вербальные характеристики речи туристов проявляется в
использовании сленга – слов, обозначающих уже существующие понятия, типичных
топиков – наиболее часто повторяющихся тем диалогов. Своеобразие
интенционального уровня выражается в преобладании интенций личностного
характера, речевых приемов эмоционального воздействия, например: пожаловаться,
обвинить - обратить в шутку, информировать – задать уточняющий вопрос,
поделиться впечатлениями - поддержать разговор. Описаны типовые интенции,
проявляющиеся в типичном способе реагирования на ту или иную коммуникативную
ситуацию, проведен сравнительный анализ намерений новичков и опытных туристов.
На основании данного анализа была выдвинута гипотеза о специфике включения
новичков в группу (как осваивают дискурс).
Особенности
восприятия образа города студентами-туристами
На
сегодняшний день город не изучается как глобальное целостное образование, а
изучаются только частные его аспекты, например: организация рекламы на улице,
создание памятников и мест отдыха. Часто архитекторами не учитывается фактор
целостности среды, и формирование пространства города идёт исходя из
прагматических целей и идей целесообразности. А город как жизненное
пространство несёт ряд психологических функций, которые связаны с реализацией
специфических потребностей человека, о которых часто забывают в современном
градостроительстве, поэтому часто облик города не учитывает человеческого
назначения жизни. Поэтому и выбор специальностей в нашем исследовании был не случаен,
так как инженеры-строители, это те специалисты, которые формируют среду, а
психологи – это те специалисты, которые изучают воздействие городской среды и
связанное с ним поведение человека. Актуальность темы исследования обусловлена
слабой изученностью области психологии жизненной среды. Разработка данной темы
важна для решения прикладных задач, таких как формирование облика современного
города, так и работы психолога, ориентированного на оптимизацию
жизнедеятельности человека.
Темой
восприятия образа города занимались такие психологи как Гибсон Дж., Линч К.,
Штейнбах Х.Э., Еленский В.И., Черноушек М., Леонтьев А. Н. и другие.
Образ
города - семантическая конструкция (система знаков), задающая схемы восприятия
города (являющаяся одновременно сенсорно – информационным фильтром), на основе
которого отбираются значимые аспекты и предметы городской жизни. В основе
понятия "образ города" лежит идея единства, взаимообусловленности
среды и образа жизни. Ментальная схема – это то, что человек конструирует, на
основе своего опыта и впечатлений взаимоотношения со средой.
Объектом
данного исследования является: образ города.
Предметом
исследования: особенности восприятия образа г. Тольятти студентами различных
профессиональных направленностей (психологического и инженерно-строительного
факультетов).
Гипотеза
исследования: мы предполагаем, что восприятие образа г. Тольятти студентами
различных профессиональных направленностей будет отличаться, и расхождение в
большей степени будет проявлено в когнитивном и эмоциональном компоненте образа
города.
Базу
исследования составили студенты 2-х (19 чел.), 3-х (29 чел.) 5-х (17 чел.)
курсов психологического факультета и 2-х (9 чел.), 4-х (22 чел.) курсов
инженерно-строительного факультета Тольяттинского Государственного Университета.
Нами
были подобраны батареи методик, в соответствии с поставленными задачами: 1)
методика построения когнитивных карт К. Линча; 2) методика цветовых
предпочтений Серова Н. В.; 3) анкета "Предпочитаемые районы города"
Штейнбах Х.Э.; 4) анкета "Значимое место в городе" Черноушек М.;
Проведенное
исследование показало, что образ г. Тольятти у студентов различных
специальностей метрически не соответствует реальной среде города (перевернутое
расположение районов). Этот вывод нас удивил, но это подтверждает мысль о том,
что ментальная карта – является продуктом опыта, а не знаний и что вполне
вероятно, что в основу ментальной карты положены ранние переживания, так как
все являются в основном уроженцами города.
В
восприятии "реального" образа г. Тольятти у студентов всех
направленностей доминируют схожие характеристики такие как: предпочтение
идеального мира, а не материального; упорство и сопротивляемость изменениям и
постоянство воззрений; хаос мыслей, неуравновешенность, шараханье из стороны в
сторону.
Восприятие
"идеального" образа г. Тольятти у студентов различных специальностей
заключаются в нереализации важных потребностей в городе, и следует обратить
внимание на депривированные характеристики: у студентов 2–х курсов психологов и
инженеров-строителей: почитание законов, традиций и нравов общества; у
психологов 3 курса: духовное просвещение, интерес и оптимизм к миру; у
психологов 5-го курса и у инженеров-строителей 4 курса: распредмеченное
пространство (основные потребности перенесены в сферу абсолютизированных идей,
предмет теряет свою значимость). Данный компонент имеет яркое различие по
возрастному показателю.
В г.
Тольятти по данным исследования у студентов всех направленностей доминируют
места для отдыха и отсутствуют такие категории мест как: опасные и запретные
места и промышленные зоны, что может привести к нереализации специфических
потребностей проживания человеком среды.
Различия
в представлении студентов различных профессиональных направленностей в
предпочитаемых и непредпочитаемых районах города весьма значительны. Те районы,
где испытуемые не проживают, весьма туманное представление и эти районы
попадают в категорию непредпочитаемых. Вероятно, здесь можно говорить о том,
что предпочитаемые районы являются знакомыми и родными, но период молодости
предполагает поиски. Таким образом, выбор профессии студентами не случаен,
предпочтение профессиональных направленностей и выборы связаны с местом
проживания в районе.
Если
говорить об образе города, то частично можно обратиться к понятию маркетинга
города, а именно к информационному маркетингу. Информационный маркетинг города
– это совокупность действий, направленных на продвижение положительной
информации о городе с целью создания, как во внутренней, так и во внешней
среде, благоприятного отношения к городу. На сегодняшний день ситуация такова,
что без информации не будет доверия.
Распространение
информации о городе предусматривается по следующим направлениям:
через
российские, зарубежные и международные организации, туристические фирмы,
местные и центральные СМИ;
·
через посетителей
городов области по линии конкретных предприятий и организаций;
·
через посещающие
город официальные делегации;
·
через проводимые
в России и за рубежом выставки, ярмарки, конференции, другие информационные
миссии, в которых город принимает участие;
·
через торговые
представительства города и Российской Федерации за рубежом;
·
через
представительства зарубежных стран в России.
Информационный
маркетинг территории, как правило, предусматривает регулярные публикации о
городах, подготовку специальных информационных и презентационных документов;
распространение информации о регионе по официальным каналам; проведение
семинаров, миссий, презентаций городов, участие (проведение) в ярмарках и
выставках и.т.д. Большой эффект дают разумные публикации в СМИ, имеющих "целевую"
аудиторию, разработка и рассылка профессионально подготовленных презентационных
материалов, правдиво рассказывающих о возможностях и рисках городов, региона в
целом. При этом важно, чтобы это были не "разовые всплески", а хорошо
продуманная и подготовленная программа.
Работа
со СМИ – важный этап информационного маркетинга, и большинство специалистов
отмечают огромную роль средств массовой информации в формировании и поддержании
имиджа города, его образа. В наибольшей степени некая искусственная
коммуникационная среда создается потоками СМИ. Она распространяется в печатном
или аудиовизуальном виде, взаимодействует со специфической социокультурной
средой города, формируя в общественном сознании ее конструктивный либо
деструктивный образ. Таким образом, с помощью СМИ быстро формируется устойчивое
общественное мнение, если надо, ломаются устоявшиеся и создаются новые
стереотипы, эталоны поведения и отношений, иначе говоря, формируется образ
любого города.
По
итогам опросов общественного мнения можно утверждать, что за Екатеринбургом
закрепился самосформировавшийся образ "промышленного города, города
машиностроителей, оборонщиков и металлургов".
Но
если заглянуть на страницы модных глянцевых журналов ("Стольник", "Я
покупаю", "Выбираю", журналы по интерьеру, бизнесу и карьере),
то можно заметить, что Екатеринбург представлен как город модной индустрии,
светского бомонда, бизнес-центров, элитного жилья и торгово-развлекательных
комплексов.
Для
нас Екатеринбург является источником получения образования, поиска себя в нем,
самореализации, возможностью жить по-другому, по-новому.
Характер
мегаполиса многогранен: бизнес и искусство, развлечения и мода, шумные
перекрестки и тихие уголки. На первый взгляд может показаться, что образ
Екатеринбурга в глазах жителей и гостей города будет одинаковым. Но
удивительно: насколько у каждого из нас СВОЁ восприятие города. Мы не просто
любим его… Мы живем в нем, учимся, работаем, прокладываем собственные маршруты
прогулок и шопинга – это и есть наш личный город.
И
все-таки телевидение занимает первое место среди всех средств коммуникации, оно
позволяет совместить событие и его описание. Именно поэтому мы обратили наше
внимание на изучение образа города, формирующегося телевидением.
Для
изучения телевизионного образа города Екатеринбурга было проведено
исследование, целью которого явилось определение понятия телевизионного образа
у жителей и гостей г. Екатеринбурга и экспертной группой, и для которого были
разработаны анкета, психосемантическая шкала и карта наблюдения.
В
этом исследовании приняло участие 380 человек (95 мужчин и 285 женщин), из них
289 студентов третьего и пятого курсов Российского государственного
профессионально–педагогического университета; 57 преподавателей и сотрудников
РГППУ, 23 человека – гости города.
В
силу значимости изучаемой проблемы для Свердловской области и России, и
необходимости получения профессиональных оценок была сформирована экспертная
группа, в которую входило 13 человек, работающих на телевидении или в других
СМИ.
В
результате исследования мы обнаружили, что опрошенные предпочитают смотреть
федеральные каналы с областными включениями (Россия, ТНТ, СТС). Среди каналов
областного телевидения популярен "4" канал. 62% опрошенных
предпочитают смотреть сериалы; 56% - информационные программы (новости) и 50% -
развлекательные передачи.
Телезрители
отдают предпочтения сериалам потому, что при их просмотре не требуется
сосредотачивать внимание, задействовать процессы мышления и памяти. Выбор
информационных программ обусловлен тем, что за небольшой промежуток времени
человек может получить достаточно большой объем актуальной информации. А
развлекательные передачи позволяют людям снять эмоциональное и физическое
напряжение.
Телевизионный
образ г. Екатеринбурга в понимании горожан – образ, сформированный СМИ, в
частности телевидением города. Он динамичный, интересный, шумный,
криминогенный, веселый.
Эксперты
определяют телевизионный образ Екатеринбурга как образ, создаваемый городскими
и областными каналами. По их мнению, он разный, динамичный, но по сравнению с
федеральными каналами отстающий. Его создают властные структуры и
рекламодатели, т.к. они влияют на развитие коммерческого телевидения. Также
экспертами отмечен недостаточно высокий уровень профессионализма работников
телевидения в сравнении с центральными телеканалами, что значительно влияет на
его качество. В целом, эксперты охарактеризовали телевизионный образ как живой,
родной, мозаичный. Скорее всего, это связано с тем, что именно эти люди, либо
создают телевидение, либо взаимодействуют с ним. Для них оно является близким и
родным.
Заключение
В
заключение можно выделить, что единого чёткого образа нет. Для каждого человека
он свой, преломлённый сквозь призму собственного жизненного опыта, интересов,
целей.
Внедрение
результатов данного исследования в практику может повлиять на разработку еще
более эффективных программ обучения для студентов инженерно-строительных
специальностей, для которых мы полагаем, очень важно с самого начала обучения
иметь понятие о восприятии архитектуры как об активной деятельности,
направленной на освоение действительности в соответствии с потребностями
человека.
Список
литературы
1. Гибсон, Дж.
Экологический подход к зрительному восприятию / Дж. Гибсон.- М.: 2008.
2. Глызычев, В.Л.
Образы пространства (проблемы изучения)// Творческий процесс и художественное
восприятие / В.Л. Глызычев.- Л.: Наука, 2008.
3. Степанов, А. В.,
Иванова, Г. И. Архитектура и психология / А.В. Степанов, Г.И. Иванова.- М.:
Стройиздат. 2003.
4. Черноушек, М.
Психология жизненной среды / М. Черноушек.- М.: Мысль, 2007.
5. Штейнбах, Х. Э.,
Еленский, В. И. Психология жизненного пространства / Х.Э. Штейнбах, В.И.
Еленский.- СПб.: Речь, 2007.
1. Зачесова И.А. (2008)
Интенциональные особенности речи в непринужденном общении // Психологические
исследования дискурса. Сборник научных трудов // Отв. ред. Н.Д. Павлова. М.
2. Ломов Б.Ф. (2004)
Методологические и теоретические проблемы психологии. М.
3. Павлова Н.Д. (2007)
Интент-анализ дискурса // Коммуникативные исследования 2007 / Под ред. И.А.
Стернина. Воронеж-Ярославль: Изд-во "Истоки".
4. Павлова Н.Д. (2008)
Психология дискурса // Психология в 21 веке / Под ред. В.Н. Дружинина. М.
5. Поттер Дж. (2008)
Дискурс-анализ как метод исследования естественно протекающей речи //
Иностранная психология. Выпуск 10.
6. Теория речевых актов
(2006) // Новое в зарубежной лингвистике. М., 2006. Выпуск 17.
7. Kashima
L. Person, Symbol, Sociality (2008) // Journal of Social Psychology. Vol. 6, p.
120-134.
8.
Henrich J., Henrich N. (2009) Culture, evolution and the
puzzle of human cooperation // Journal of Social Psychology. Vol. 7, p. 16-21.