Индивидуально–психологические особенности личности успешного предпринимателя
Реферат
Индивидуально–психологические
особенности личности успешного предпринимателя
Содержание
1. Основные направления
исследования психологии предпринимательской деятельности в России
2. Изучение
психологических особенностей личности предпринимателя
1. Основные
направления исследования психологии предпринимательской деятельности в России
В последние
годы ученые самых разных профессиональных направлений (экономисты, философы,
психологи, социологи и др.) уделяют серьезное внимание развитию теории
предпринимательства, его сущностным характеристикам, роли в экономическом
развитии стран. Серьезным исследованиям подвергаются личностные характеристики
предпринимателей, постоянно добивающихся успехов в своем бизнесе.
Психологи
В.С. Автономов и С.М. Белозеров считают, что «предпринимательство – особый,
связанный с риском вид деятельности по организации нового потенциала,
прибыльного дела. Это не управление, это творческая активность в экономике,
связанная со специфическими личностными качествами».
И. Бунин
определяет предпринимательство как поиск, выявление и использование деловых
возможностей, появляющихся в результате перемен в управленческих,
маркетинговых, технологических и других подсистемах.
С.К. Рощин
пишет, что предпринимательству, как особому виду деятельности, придает
своеобразие набор определенных способностей и умений, не только дающих
материальное благосостояние, но и накладывающих на человека серьезную
ответственность. Каждый имеет право стать предпринимателем, но не каждый может.
П.Г. Щедровицкий
определяет предпринимательство как «тип мышления и деятельности. Движущая сила
предпринимательства, считает он, - это воля, представления и мысли.
Предпринимательская деятельность складывается, когда осознается тот факт, что
производство не создает новые ресурсы. Предприниматель в процессе мыследеятельности
создает новые функции продукта и заполняет пустоты рынка. Для этой деятельности
нужны знания и проекты, в результате чего происходит репрезентация будущего».
Отечественные
исследователи А.Д. Смирнов, В.Ф. Максимов, Д.Н. Акуленок и др. видят мотивационную
структуру предпринимателя так. Во-первых, необходимо острое желание выделиться,
проявить себя, удовлетворить здоровое честолюбие. Во-вторых, стремиться к
независимости. В-третьих, желать принести благо обществу. В-четвертых,
удовлетворить личные потребности в лидерстве. В-пятых, проявить потребность в
самовыражении, самоактуализации, которая является отчаянной борьбой за
бессмертие (по А. Маслоу, Г. Олпорту, К. Роджерсу). Наиболее ярко выражена
такая мотивация у творческих людей, и заключается она в стремлении «оставить
после себя след на земле».
Таким
образом, предприниматели – это люди самых разных социальных слоев, которых
объединяет неприятие единообразия в экономике и общественно-политической среде,
а также для создания успешной предпринимательской деятельности имеющие наличие
капитала, социальных связей, обладание определенными личностными
характеристиками и индивидуально-психологическими особенностями.
2. Изучение
психологических особенностей личности предпринимателя
Предпринимательские
способности – это талант особого рода. Психологический портрет отечественных
предпринимателей указывает на их отличительные от других людей черты:
самостоятельность, ответственность, рискованность, инициативность, склонность к
новаторству.
Исследования
доктора психологических наук В. Русало дополняют личностный портрет
предпринимателя такими качествами:
- выражена
жажда деятельности;
- постоянное
стремление к напряженному труду;
- избыток
сил;
- высокая
работоспособность;
- высокая общительность;
- легко
устанавливают новые социальные связи;
- более
выражена скорость движения;
- более
высокая эмоциональная стабильность;
- высокая
уверенность в себе;
- менее
ранимы в случае неудач в работе и общении.
Известный
индийский исследователь С. Сингх, изучив личностные свойства предпринимателей,
влияющие на их профессиональный рост, нарисовал следующий портрет
предпринимателей:
- повышенная
дисциплинированность;
-
радикальность;
-
эмоциональная стабильность;
-
самостоятельность;
-
экстраверсия;
- высокая
мотивация достижений;
- более
высокая эмоциональная стабильность;
- более
высокая работоспособность и выносливость;
- уверенность
в себе;
- более
высокая готовность к переменам;
- большая
старательность и пунктуальность;
- более
выражено чувство соревновательности.
Согласно И. Шумпетеру,
главное в личности предпринимателя – это замечать и делать то, чего не замечают
и не делают другие люди. Предприниматель ломает старый традиционный кругооборот
ради становления нового, обеспечивающего динамизм экономической системе, чтобы
быть способным к выполнению предпринимательских функций, надо иметь такие
черты, как острота видения, умение идти вперед в одиночку непроторенной
дорогой. Лучше всего к этому приспособлен тот, кто обладает ограниченным, избирательным
интеллектом в сочетании с развитой интуицией, восполняющей недостаток
информации.
А. Чирикова в
результате своих наблюдений выявила, что в большинстве случаев при принятии
решений предприниматели в большей степени ориентируются на интуицию, нежели на
рациональный расчет. К числу личностных черт, обеспечивающих эффективную
деятельность, относятся следующие:
-
адекватность самооценки;
- спокойное
отношение к недостаткам;
- способность
быстро принимать неожиданные решения;
- умение
рисковать;
-
коммуникативные преимущества;
-
агрессивность характера;
- интуитивные
способности;
- умение
работать с людьми;
-
страстность;
-
устойчивость поведенческих и ценностных стратегий в различных ситуациях;
-
амбициозность;
- эгоизм.
Проведенный
анализ психологических особенностей личности успешного предпринимателя
позволяет составить портрет личности предпринимателя:
1. Успешный
предприниматель обладает хорошим природным интеллектом, который дополняется
высоким уровнем профессионализма.
2.
Необходимая черта успешного предпринимателя – творческий характер, умелое
использование конструктивных идей. Это позволяет избегать стереотипных решений
и находить выход из ситуации неопределенности.
3. Успешный
предприниматель обычно отличается высокой, трезвой самооценкой, что позволяет
ему реалистично взвешивать свои возможности, продуктивно оценивать собственный
опыт и восполнять пробелы в знаниях.
Таким
образом, успешный предприниматель имеет такие качества, как склонность к
действию, наличие образования, квалификации и жизненного опыта; открытость к
новым перспективам, преодоление старых ограничений; инициативность,
энергичность, приспособляемость к новым условиям существования, способность
предвидеть, уметь составлять план; умение обеспечить выгоду, преимущество,
личную заинтересованность, высокую мотивацию; умение действовать по интуиции и
предвидению, отделять существенное от несущественного. Успешные предприниматели
самостоятельны, независимы, умеют принимать решения в неопределенных ситуациях,
склонны к риску.
Список
литературы
1. Агеев А.И.
Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. М.: Наука, 2001.
3. Акмеология, психология
развития. – Уч. пособие по ред. А.А. Бодалева, Л.Г. Лаптева. – М.: РИЦ
«Москва-Санкт-Петербург», 2003. – 473 с.
4. Ананьев Б.Г. Психология
и проблемы человекознания. Избранные психологические труды. Москва – Воронеж,
1996. – 384 с.
5. Асмолов А.Г.
Историко-эволюционная парадигма конструирования разнообразия миров:
деятельность как существование. - Вопросы психологии. № 5, 2008.
6. Бандурка А.М.,
Бочарова С.П., Землинская Е.В. Психология управления. – Харьков: ООО «Фортуна –
пресс», 1998. – 464 с.
7. Батаршев А.В.
Психодиагностика способности к общению, или как определить организаторские и
коммуникативные качества личности. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001. –
176 с.
8. Богачев В.Ф., Кабаков
В.С., Ходачек А. Стратегия малого предпринимательства. – СПб, 1995.
9. Брушлинский А.В.
Деятельность субъекта и психическая деятельность// Деятельность: теории,
методологии, проблемы. – М., 1990.
10. Варфоломеева О.В.
Основы психологии деятельности: Учебное пособие. – Симферополь: Таврия, 1999. –
180 с.
11. Вудкок М., Фрэнсис Д.
Раскрепощенный менеджер. – М.: Дело, 1990. – 270 с.
12. Выготский Л.С.
Собрание сочинений: в 6-ти т. Т.3. Проблемы развития психики. – М.: Педагогика,
1983.
13. Гинс Г.К.
Предприниматель. – М.: Посев, 1992.
14. Глущенко Е.В. и др.
Основы предпринимательства: Учеб.пособие. М.: Вестник, 2007.
15. Дружинин В.Н.
Психология предпринимательства. СПб.: 2002. – 20 с.
16. Друкер П.Ф.
Управление, нацеленное на результаты: Пер. с англ. – М.: Технологическая школа
бизнеса, 1992. - 349 с.
17. Еникеев М.И.
Психологический эциклопедический словарь. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,
2007. – 560 с.
18. Журавлев А.Л.,
Позняков В.П. Деловая активность предпринимателей: методы оценки и воздействия.
– М.: Институт психологии РАН, 1995. – 58 с.
19. Задорожнюк И.Е.
Инновационное предпринимательство // Социологические исследования. 1991. № 3.
20. Зинченко В.П.,
Мещерякова Б.Г. Психологический словарь. М.: Педагогика – Пресс, 1996. – 440 с.
21. Кларк Д.Б.
Распределение богатства: Пер. с англ. М., 1992.
22. Кон И.С. Социология
личности. – М.: Политиздат, 1976.
24. Кричевский Р.Л. Если
вы руководитель. – М.: Дело, 1996. – 384 с.
25. Крупанин А.А. Основы
предпринимательства. – СПб.: СПб. ГИЭА, 2002. – 230 с.
26. Кузьмичев А.Д.,
Шапкин И.Н. Отечественное предпринимательство: Очерки истории. М., 1999.
27. Кураков Л.П. Основы
экономической теории: Учебное пособие. 2-е изд. – Чебоксары: Изд-во Чуваш.
ун-та, 2001. – 600 с.
28. Лапуста М.Г., Скамай
Л.Г. Основы предпринимательства: Учеб.пособие. М.: Финстатинформ, 1999.
29. Лапуста М.Г., Поршнев
А.Г., Старостин Ю.Л., Скамай Л.Г. Предпринимательство: Учебник/Под. Ред.
М.Г.Лапусты. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА – М, 2002. – 520 с. – (Серия
«Высшее образование»).
30. Леонгард К.
Акцентуированные личности. – Киев: Высшая школа, 1981. – 390 с.
31. Ломов Б.Ф.
Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.: Наука, 1984. – 444
с.
32. Малкина – Пых И.Г.
Психологическая помощь в кризисных ситуациях. – М.: Эксмо, 2008. – 928 с.