Влияние ведущей мотивации на становление личности студента
Влияние ведущей
мотивации на адаптивные способности первокурсников в процессе
профессионально-личностного развития
Процессы,
наблюдаемые в ХХI веке, во
многих странах мира, а особенно в Российской Федерации, указывают на все
большую заинтересованность общества в здоровом и сильном молодом поколении, как
основы обеспечения военно-экономического потенциала государства в настоящем, и
продолжении успешной реализации идей народа в будущем. В пользу данного
утверждения свидетельствует тот факт, что в России, 2009 год был объявлен
«Годом Молодежи», когда должны быть реализованы многие программы,
способствующие улучшению физического и умственного здоровья для лиц данного
возраста, определяемый, в психологии, как юность.
Мухина В.С.
называет это время - периодом выбора жизненных ценностей, когда молодой человек
сознательно выбирает свое место среди категорий добра и зла. «Честь»,
«достоинство», «право», «долг» и другие характеризующие личность категории
остро волнуют человека в юности. Осознание своей жизненной позиции делает
личность равноправным членом общества, определяет систему социальных отношений,
круг общения, стремления и интересы. На формирование этих качеств оказывают
сильное воздействие разнообразные социальные факторы: семейные отношения;
социальный статус; политико-экономическое положение в обществе; основной вид
деятельности; влияние ближайшего круга общения. Все эти данные говорят о
важности изучения влияния социальных факторов на становление личности, так как
подобные знания дают возможность предотвратить появление нежелательных качеств,
ведущих к социальной дезадаптации личности.
Становление
личности, при входе в новую социальную среду, с чем и сталкивается студент,
проходит в 3 фазы: адаптация, индивидуализация, интеграция. Личность
рассматривается как особое качество человека, приобретаемое им в
социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения.
Установлено, что в
современном обществе, при возрастании интеллектуальных способностей, показатели
агрессивности и тревожности среди молодежи намного выше, чем ранее, но, в тоже
время область адаптивных способностей и нервно-психической устойчивости
малоизученна, что нерационально, т.к. встречаемость в психологической практике
психозов, нервных срывов и акцентуаций характера увеличивается с каждым годом.
Влияние социальных
факторов на формирование личности очень велико и требует способности
приспосабливаться к изменяющимся социальным факторам. К этим адаптивным
способностям относят уровень нервно-психической устойчивости, коммуникативные
особенности и моральную нормативность.
По мнению Абрамовой
Г.С., юношеский возраст - возраст роста силы Я, его способности проявить и
сохранять свою индивидуальность; в это время уже есть основания для преодоления
страха утраты своего Я в условиях групповой деятельности или интимной близости,
или дружбы. Именно в этих условиях Я пробует свою силу, через противостояние с
другими людьми юноши обретают четкие границы своего психологического
пространства, защищающие их от опасности разрушительного воздействия другого.
Любое нарушение или
невыполнение одной из фаз может вести к деструктивному пути формирования
личности. Поэтому, мы считаем особенно важным исследование студентов для
получения информации о преодолении фаз социализации и принятии коррекционных
мер, если это необходимо.
Так же актуальность
тематики состоит в необходимости развивать психолого-педагогическую
деятельность в высших учебных заведениях, способствовать введению инновационных
технологий для оптимизации образовательного процесса, а так же в получении
новых данных об изменениях личности студента в условиях современности.
Цель нашего
исследования: определить степень влияния ведущей мотивации на адаптивные
способности первокурсников в процессе профессионально-личностного развития.
Объектом
исследования является личность студента-первокурсника.
Предмет:
взаимосвязь мотивации и адаптивных способностей в процессе
профессионально-личностного развития первокурсников.
Гипотеза: ведущая
мотивация личности определяет уровень адаптивных способностей первокурсников.
Экспериментальную
выборку, нашего исследования, составили - 29 человек в возрасте от 16 до 19 лет
(где численность лиц мужского пола составляет 17% от общей численности
выборки), являющихся студентами-первокурсниками Ставропольского
государственного университета.
Изучив
теоретико-методологический базис посвященный проблеме личности первокурсника,
соответствующей периоду ранней юности, его адаптивных способностей и мотивации,
мы отобрали следующие методики, для проведения эмпирической части исследования:
многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» А.Г. Маклакова и С.В.
Чермянина; опросник А.А. Реана «Мотивация успеха и боязнь неудачи».
Показатели
адаптивных способностей складываются из следующих структур: нервно-психическая
устойчивость, моральная нормативность, коммуникативные особенности
Проанализировав
результаты психологического исследования, проводимого среди
студентов-первокурсников, направленного на получение данных об адаптивных
способностях и ведущей мотивации: было выявлено, что показатели адаптивных
способностей, в исследуемой экспериментальной выборке, соответствуют высокому
уровню. Было установлено, что у большинства испытуемых, наблюдается мотивация
на успех. Сравнивая средние показатели групп испытуемых, по адаптивным
способностям, характеризующихся высокой мотивацией на успех и более низкой
мотивацией (тенденция к стремлению достижения успеха), получили разницу 9.
Т.о., можно, с
долей уверенности, утверждать, что мотивация оказывает непосредственное влияние
на адаптивные способности студента.
Полученные данные
применимы в психолого-педагогической деятельности, т.к. создание
психологом-педагогом условий для формирования высокой мотивации у
студентов-первокурсников будет способствовать их скорейшей и успешной
адаптации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
2. Асмолов А.Г. Неодеятельностная парадигма в
мышлении XXI века: деятельность как существование // Мир психологии, 2003, №
2(34), с. 155-158.
3. Мухина В. С. Возрастная психология:
феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е
изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
4. Психология развития. /Под ред. А. К.
Болотовой и О. Н. Молчановой. - М: ЧеРо, 2005, 524 с.
5. Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пражеников Н.С.
Введение в профессию «психолог». Москва - Воронеж, 2004.