Адаптация и самоадаптация в теории Эриксона
Реферат по психологии на тему:
«Адаптация и самоадаптация в теории Эриксона»
План
Введение
1. Теории адоптации и самоадоптации
А) Понятие об адаптации и самоадоптации
Б) Психическое развитие, как развитие личности по Эриксону
В) Психосоциальные стадии развития личности
Вывод
Библиография
Словарь
Введение
Психология - наука о душе.
Прогрессивное развитие общества невозможно без решения психологических задач.
Профессиональная деятельность любого специалиста так или иначе связана с людьми
(подчиненными, коллегами, партнерами, пациентами). И требует от него умения
ставить и решать определенные психологические задачи. Совершенно понятно, что
эффективность его деятельности зависит от того, насколько успешно он
справляется с подобными задачами. В некоторых случаях психологические задачи
занимают ведущее место в структуре профессиональной деятельности. Психология
обладает огромным воспитательным потенциалом. Высокий уровень ее развития
позволяет человеку;
- правильно ориентироваться в
окружающих людях.
- В совершенстве владеть
необходимым репертуаром способов психологического воздействия и разумно
пользоваться им в условиях социальной жизни.
- Знать и понимать самого
себя, то есть иметь адекватный образ «Я».
- В совершенстве владеть приемами
самоуправления, саморегуляции, адаптации и самоадаптации , позволяющие в
максимальной степени реализовать свой жизненный потенциал.
- Правильно (на
гуманистических позициях) относится к людям и строить благоприятные отношения с
ними. ( 3, стр. 3 - 4).
Всю свою жизнь человек проходит
этапы адоптации к изменившимся условиям существования. Наиболее ярко этот
процесс протекает в дошкольном и подростковом возрасте. Дети составляют более
половины населения земного шара. Развитие ребенка является важнейшей
предпосылкой развития духовной и психической сферы будущей деятельности
взрослого человека. ( 4, стр. 4). Адаптация неизбежна в тех ситуациях, когда
возникает противоречие между нашими возможностями и требованиями среды.
Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности и
высокая цена, которую платит организм ребенка за достигнутые успехи, определяет
необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка
к дошкольному учреждению или, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно
приспособится.
Эрик Г. Эриксон - американский
психолог и психотерапевт, автор одной из первых психологических теорий
жизненного цикла, создатель психоисторической модели социального познания. В 30
годы посещал в Вене семинары Анны Фрейд, специализировался в области детского
психоанализа. С 1933 года - член Венского психоаналитического общества
Международной психоаналитической ассоциации. В годы нацизма эмигрировал в США,
где работал в качестве консультанта в ряде медицинских центров страны,
участвовал в полевых исследованиях кульнатурантропологов, преподавал в Беркли,
Пеле, Гарварде. ( 1 , стр. 162).
В нарушении строгих правил
Американской психологической ассоциации, был принят в ее ряды, не имея
формального медицинского или психологического образования; многие годы был
почетным профессором гарвардского университета. В основе прочтения Эриксоном
теории Фрейда лежит общая для неофрейдизма тенденция социокультурного
переосмысления классического психоанализа, смягчению исходной концепции
исключительно конфликтного, биологически детерменированного развития личности и
стремление предварить клиникотерапевтическую работу, работа над осмыслением
проблемы человека в социальном мире. В соответствии с теорией (1963) основы
личностного развития человека закладываются в 8 этапов, которые длятся всю
жизнь. Преодоление проблемных ситуаций является необходимым этапом для развития
личности, через возрастные кризисы. Эриксон наиболее ярко смог показать
зависимость адаптации и самоадаптации в развитии личности человека на протяжении
всей его жизни, и особенно полноценно отразил детский и юношеский возраст.
Цель реферата - наиболее полно
отразить содержание теории Эрика Г. Эриксона о значении адаптации и
самоадаптации в развитии личности, особенности ее в детском и подростковом возрасте
и влияние ее на дальнейшую жизнь человека.( 1, стр.164).
1. Теория адаптации и самоадаптации
А) Понятие об адаптации и самоадаптации
Адаптация психическая - психические
явления, выражающиеся в перестройке динамического стереотипа личности в соответствии
с новыми требованиями окружающей среды.
Адаптация социальная - 1) активное
приспособление человека к изменившейся среде с помощью различных социальных
средств, которое характеризуется тем, что человек, сам осознав необходимость
изменений в отношении со средой, формирует новые способы поведения,
направленные на гармонизацию отношений с окружающими.
2) оптимизация отношений личности и
группы, сближение целей их деятельности, ценностных ориентаций, усвоение
индивидом норм и традиций группы, вхождение в ее ролевую структуру.
3) процесс и результат освоения
ребенком новых для него социальных ролей и позиций, значимых для самого ребенка
и его социального окружения - родителей, учителей, сверстников, других людей,
всего социума.
Адаптированость - уровень фактического
приспособления к жизни, взаимодействия его социального статуса и
удовлетворенности или неудовлетворенности собой. Человек может быть гармоничен
и адоптирован или дисгармоничен и дезадоптирован. ( 3, стр. 132).
Самоадаптация - умение человека самостоятельно
приспособится к изменившимся жизненным условиям для удовлетворенности собой и
гармоничности.
Адаптация - от латинского adapto - ghbcgjcj, приспособлятся -
определяется как приспособление строения и функций организма, его клеточных
систем, органов к условиям окружающей среды.
Адаптация человека имеет два аспекта
адаптации (часто - биологический и психический. Психологический аспект
обозначаемый понятием социальной адаптации) - это приспособление человека как
личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого
общества и с собственными потребностями, мотивами, интересами. Психологическая
адаптация осуществляется путем усвоения норм и ценностей: как в широком смысле,
так и применительно к ближайшему социальному окружению, общественной группе,
трудовому коллективу. Основные проявления психологической адаптации
взаимодействие человека с окружающими людьми и его активная деятельность,
важнейшим средством его достижения является общее воспитание и образование, а
так же трудовая и профессиоанальная подготовка. Процесс психологической
адаптации проходит каждый человек в ходе своего индивидуального развития.( 5,
стр.3).
Адаптативность образовательной среды
- способность образовательной среды устанавливать соответствия между
предлагаемыми образовательными услугами и образовательными запросами семьи,
общественности и отдельных граждан, создавать и поддерживать условия для
продуктивной работы педагогических кадров, управленческого и обслуживающего
персонала. Проявляется для каждого ребенка и взрослого в открытом и
дружественном характере информационной и социальной среды во всех
образовательных учреждениях; в разнообразии образовательных программ и
согласованных с ними педагогических технологий, учитывающих индивидуальные
особенности и интересы обучающегося, в полноценности духовно - нравственного,
интеллектуального, физического развития, гражданского и профессионального
становления. Функции - мотивационно - стимулирующая, свободного
самоопределения, пропедевтико - реабилитационная, коррекционно -
компенсаторная. ( 3, стр. 7).
Таким образом, социальная адаптация
- постоянный интерес активного приспособления индивида к условиям социальной
среды. Хотя социальная адаптация идет непрерывно, это понятие обычно
связывается с периодом кардинальных изменений деятельности индивида и его
окружения. С понятием «адаптация» тесно связано такое явление как социализация.
Социализация - это процесс и результат усвоения и активного воспроизводства
индивидом социального опыта, осуществляемый в общей деятельности. ( 5, стр.4).
Адаптация выражает приспособление
человека к новой для него предметной деятельности, являясь условием
социализации, понимаемой как процесс становления личности.
Процесс адаптации ребенка в первые
годы его жизни обладает очевидными особенностями. К ним относятся показатели
адаптации, адаптированности, а так же факторы, влияющие на процесс адаптации и
результат. Детское развитие есть фактический переход от эгоцентрической позиции
в психическом развитии ребенка к объективной.
Важной формой адоптивных процессов в
этот период являются психологические защитные механизмы - продукт
онтогенетического развития и научения, которые действуют, как правило, в рамках
неосознаваемой психической деятельности. Эти механизмы развиваются как
специфические средства психосоциальной адаптации, они предназначены для
«совпадения» с эмоциями в тех случаях, когда опыт индивида сигнализирует ему о
вероятных негативных последствиях их переживаниях и непосредственного выражения
(З.Фрейд). То ест путь к переживанию лежит через эмоции. Эмоции являются
базисным адаптивным паттерном. Однако сами переживания детерменированы внешними
по отношению к ребенку факторами, во всяком случае, на первых стадиях
онтогенеза. Наиболее важными из них, влияющими на психическое развитие ребенка,
является атмосфера в семье, наличие эмоционального контакта с родителями,
позиция ребенка в структуре семьи, стиль воспитания. Именно в семье человек
получает первый опыт психологического взаимодействия. С первых дней своей жизни
ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений со взрослыми (родителями,
воспитателями в детском саду, родственниками и другими взрослыми). Между
ребенком и взрослым складываются межличностные связи, которые определяют весь
душевный и психологический строй личности: отношение человека к себе, к миру, к
разнообразных переживаний, познавательные и творческие способности. В семье в
процессе жизнедействия ребенка с родителями закладываются основы личности - ее
потребности и интересы, отношение к себе и другим, закрепляется их относительно
устойчивая направленность. Основу психологической адаптации формирует у ребенка
в первый год жизни чувства привязанности к близким взрослым. Первый год жизни,
а именно период новорожденности - этовремя адаптации ребенка к новым
внеутробным условиям жизни. В первые месяцы жизни устанавливается тесная
эмоциональная связь между матерью и ребенком, которая не сводима ни к
сексуальному, ни к инстинктивному поведению. Мать является надежной защитой,
своеобразной базой, которую он время от времени покидает, стремясь исследовать
окружающий мир. Привязанность - как мотивационно - поведенчекая система ( 5,
стр. 4 - 5).
Складывается к концу первого года и
становится базисом, на котором происходит дальнейшее развитие личности. Ребенок
воспринимает себя через отношение к нему близкого взрослого, а этого взрослого
(фигуру или персону привязанности) через то , как он к нему относится.
Например, в случае надежной и безопасной привязанности ребенок воспринимает
себя как любимого, достаточно уважаемого , смелого, умного, а близкого
взрослого - как источник любви, зашиты и уважения. Если его привязанность
ненадежна и небезопасна, он относится к себе как к отвергнутому, нелюбимому, ни
к чему не способному, а предмет его привязанности становится источником страха
и опасности. Таким образом, отношение ребенка к себе и его представлениям
оссебе определяют его отношение к близким взрослым (прежде всего матери).
Поэтому дети, растущие атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем,
возникающие в процессе адаптации, а так же связанные со здоровьем трудностей с
обучением в школе, общении со сверстниками, и , наоборот, как правило,
нарушение детско - родительских отношений ведет к формированию различных
психологических проблем и комплексов.( 5, стр. 4 - 5). Выделяют три стиля, с
помощью которых человек может адаптироваться к среде:
1. Творческий стиль - когда
человек старается активно изменить условия среды, приспосабливая ее к себе, и
таким образом приспосабливаясь сам - самоадаптация.
2. Комфортный стиль - когда
человек просто привыкает, пассивно принимая все требования и обстоятельства
среды.
3. Избегающий стиль - когда
человек пытается игнорировать требования среды, не хочет или не может
приспосабливатся к ним.
Наиболее оптимальным является
творческий стиль, наименее оптимальным - избегающий. К сожалению, попытки
рассмотреть проблему адаптации остаются на уровне только теоретических
исследований и сводятся к рекомендации перед приходом ребенка в сад максимально
приблизительно домашний режим дня к режиму дошкольного учреждения. В ходе
комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено
три фазы адаптационного процесса.
1.Острая фаза - сопровождается
разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что
приводит к снижению веса, более частым респираторным заболеваниям, нарушение
сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии; фаза длится в среднем один
месяц.
2.Подострая фаза - характеризуется
адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются
по отдельным параметрам, на фоне замедленного темпа развития, особенно
психического по сравнению со средними возрастными нормами: фаза длится 3 - 5
месяцев.
4. Фаза компенсации -
характеризуется убыстрением темпа развития, и дети к концу учебного года преодолевают
указанную вышке задержку в развитии.
При этом различают три степени
тяжести прохождения острой фазы адаптационного развития.
- легкая адаптация - поведение
нормализуется в течение 10 -15 дней; ребенок соответственно норме прибавляет в
весе, адекватно ведет себя в коллективе, не болеет в течении первого месяца
посещения дошкольного учреждения.
- Адаптация средней тяжести -
сдвиги нормализуются в течении месяца, ребенок на короткое время теряет в весе;
может наступить однократное заболевание длительностью 5 - 7 дней, то есть
признаки психическго стресса.
- Тяжелая адаптация - длится от 2 до
6 месяцев; ребенок часто болеет, теряет уже полученные навыки; может наступить
как физическое, так и психическое истощение организма.
При полноценном психическом развитии
личность ребенка развивается, способствуя развитию других и наоборот. (5,
стр.171).
Б) Психическое развитие как развитие личности по Эриксону
Американский психолог Э. Эриксон
(1902 - 1994) известен как представитель направления эго - психологов. Эриксон
пересмотрел некоторые важные психоаналитические положения, сделал акцент на
развитие. Я индивид. С одной стороны, Эриксон придерживался псианалитических
представлений о значении адаптации человека к своему социальному окружению,
признавал биологические и социальные основы возникновения мотивационных систем
и личностных качеств, лпирался на структурную модель личности, разработанную
Фрейдом. Стадии развитии личности представлены генетически, порядок их
развертывания по мере созревания неизменен. Однако в отличии от фредийщского
подхода, основное внимание в эго - психологии отводится нормальному, здоровому,
личностному развитию, которое связано с осознанным решением жизненных проблем.
Теорию развития личности Эриксона принято называть - психосоциальной - так как
в центре ее - рост компетентности человека во взаимодействии с социальным
окружением. По - новому рассмотрено влияние культуры с ее системой ценностей и
нормоативных предписаний. Эриксон подчеркивал значимость исторического и
культурного контектса развития личности, его не сводимость к индивидуальной
взаимосвязи с родителями в раннем возрасте. Сделать такой вывод помогли методы
исследования
Методы исследования в работах
Э.Эриксона.
Помимо традиционных для
психоаналитиков клинической практики с проблемными детьми и содержательного
анализа конкретных случаев, Эриксон проводил лонгитюдное изучение (- длительное
и. ( 6, стр.72 - 73) систематическое наблюдение в ходе учебно - воспитательного
процесса одних и тех же психологических явлений ,позволяющие их глубоко изучить
и проанализировать и на основе этого сделать определенные выводы здоровых
детей. Он так же использовал кросскультурный ( этнографический метод) - изучал
особенности воспитания детей в племенах американских индейцев и в условиях
современного технологического американского общества. Это позволило ему
обстоятельно анализировать воздействие разных культур на становление личности.
Был поставлен вопрос о различиях в достижении индивидумом идентичности в тех
обществах, чьи социальные роли глубоко регламентированы, и в демократических
обществах с гораздо более широким спекторомпотенциальных возможностей
(профессиональных, политических, идеологических и так далее). Получили
известность исследования Эриксона, посвященные выдающимся личностям, таким, например,
как Мартин Лютер илиМахатма Ганди. В этом случае Эриксон пытался соотнести
основные темы жизни человека с историческими событиями и обстоятельствами, то
есть использовал психоисторический метод. Эриксон показывает единство процесса
человеческой жизни, в которой три важных аспекта (соматический, личностный,
социальный) взаимосвязаны и вычленяются лишь для удобства анализа и изучения.
Человек во все времена есть организм, член общества и ЭГО ( Я личность).
Огромное значение Эриксон придавал периоду детства, подчеркивая, что именно
человеку свойственно длительное детство: «Продолжительное детство делает из
человека вертуоза в техническом и интеллектуальном смысле, но оно так же
оставляет в нем на всю жизнь след эмоциональной незрелости……..иррациональные
страхи, происходящие из самого состояния детства».
Однако взгляды Эриксона на
возможности личностного роста и способности человека преодолевать трудности,
более оптимистичны, чем в традиционном психоанализе. Он считает, что человек
способен к саморазвитию, к тому, чтобы на новом уровне справится с неадекватно
разрешенным ранее конфликтом, - и за пределами генетальной стадии, вплоть до
самых преклонных лет. Теория развития Эго, сформированная Эриксоном, охватывает
все жизненное пространство индивида (от младенчества до зрелости и старости);
неслучайно ее иногда называют концепцией жизненного пути личности.
Центральное понятие для Э.Эриксона -
понятие идентичности - (6, стр. 74). - приобретение психологических черт и
особенностей поведения человека. ( 3, стр.46).
Личностная идентичность - набор черт
или индивидуальных характеристик (постоянных или хотя бы преемственных во
времени и пространстве, которая делает человека подбным самому себе и
отличается от других людей, это «самая сердцевина, ядро личности».
Эго - идентичность - это
субъективное чувство целостности собственной личности, непрерывности и
устойчивости (6, стр. 73) собственного Я.
Групповая идентичность - это чувство
принадлежности к данной социальной жизни.
Эго - идентичность и групповая
идентичность формируются пожизненно и согласованно. Приобретение эго -
идентичности, становление Я - концепции, образа Я в современном мире более
важны для молодежи, чем проблема сексуальности в фрейдовском понимании. Один из
важных механизмов формирования идентичности Эриксон считает; Ритуализацию -
повторяющиеся формы поведения, осуществляющие взаимосвязь людей, обмен
сообщениями. Ритуализация имеет врожденную основу, постепенно усложняется и
обогащается на протяжении всей жизни.
В) Теория Эриксона об адаптации и самоадаптации - психосоциальные
стадии развития личности
Центральное положение теории
Эриксона состоит в том, что каждый человек на протяжении жизни проходит восемь
стадий, на каждой из которых ему выдвигается социальное требование. Проблема,
встающая перед индивидом в его социальном развитии, создает кризисную ситуацию.
Кризис - это поворотный момент
развития, из которого человек может выйти как более адекватным, сильным, так и
ослабленным, не справившимся с решением конфликта. Успешное разрешение кризиса
связано с установлением определенного компромисса между крайностями, между
противоположными состояниями сознания, балланса в пользу позитивного
компонента. Благоприятный результат - включение в ЭГО нового позитивного
качества (например, инициативность или трудолюбие). Но исход конфликта может
оказаться и неудачным, и тогда в структуру Эго встраивается негативный
компонент (базовое недоверие или вина). Неразрешимая задача переносится на
следующую стадию, где справится с нею тоже возможно, но это гораздо труднее и
требует большого напряжения сил. Таким образом, люди преодолевают характерные
противоречия стадий с разным успехом и разной скоростью - в этом состоит
эпигенетический принцип концепции Эриксона.
Общество одобрительно относится к
расширению возможностей человека, пытается поддержать его в этой тенденции
роста. Эриксон считает, что в каждой культуре присутствует «решающая
координация» между развитием индивидуума и его социальным окружением -
«зубчатое колесо жизненных циклов». Согласно закону согласованного развития,
общество оказывает помощь развивающейся личности и поддерживает ее именно тогда
когда она особенно в этом нуждается (ребенок испытывает потребность в опеке, а
родитель стремится опекать и заботится). Таким образом, с точки зрения Эриксона,
потребности и возможности поколений симметричны, что ( 6, стр. 74 - 75)
отражено в его концепции взаимозависимости. По Эриксону, необходимо изучать
условия успешного разрешения каждого кризиса, ибо только в результате
интеграции достижений формируется здоровая адаптированная личность:
«Психологическая идентичность развивается из постепенной интеграции всех
идентефикаций». Взаимодействие между биологическими потребностями индивида и
требованиями общества задает направление и содержание развития.
Психосоциальные стадии развития
личности.
1. Младенчество: базальное
доверие/базальное недоверие.
Первая психосоциальная стадия - от
рождения до конца первого года - соответствует оральной стадии по Фрейду. В
этот период закладываются основы здоровой личности в виде общего чувства
доверия «уверенности», «внутренней определенности». Главным условием выработки
чувства доверия к людям. Эриксон считает качество материнской заботы -
способность матери так организовывать жизнь своего маленького ребенка, чтобы у
него возникло ощущение последовательности, преемственности, узнаваемости
переживаний. Главный из ритуалов - взаимное узнавание, которое сохраняется всю
последующую жизнь и пронизывает все отношения с другим людьми. Надежда - (
оптимизм в отношении своего культурного пространства) - это первое
положительное качество ЭГО, приобретаемое в результате успешного разрешения
конфликта «доверие - недоверие».
2. Ранее детство:
автономия/стыд и сомнение.
Этот период продолжается от 1 до 3
лет и соответствует анальной стадии по Фрейду. Постепенно расширяются
возможности к самостоятельным действиям. Идентичность ребенка на этой стадии
может быть обозначена формулой: «Я сам» и «Я то, что я могу». Биологическое
созревание создает основу для появления новых возможностей самостоятельного
действия ребенка в целом ряде областей (например, стоять, ходить, карабкаться,
умываться, одеваться, есть). Разумная дозволенность способствует автономии
ребенка. Таким образом, при удачном разрешении конфликта ЭГО включает в себя
волю, самоконтроль, а при негативном исходе - слабоволие. Важным механизмом на
этом этапе является критическая ритуализаци, опирающаяся на конкретные примеры
добра и зла, хорошего и плохого, разрешенного и запрещенного, красивого и
безобразного.
3. Возраст игры:
инициативность/вина.
Складывается драматическая (игровая)
составляющая ритуала ,с помощью которой ребенок воссоздает, исправляет и
научается предвосхищать события. Инициативность связна с качеством ааптивности,
предприимчивости и стремлением «атаковать» задачу, испытывая радость от
самостоятельного движения и действия. На этой стадии ребенок легко
идентифицирует себя со значимыми людьми ( не только с родителями), с
готовностью поддается обучению и воспитанию, ориентируясь на конкретную цель.
На этой стадии в результате принятия социальных запретов формируется Супер -
Эго, возникает новая форма самоограничения. Родители, поощряя энергичные и
самостоятельные начинания ребенка, признавая его права на любознательность и
фантазию, способствует становлению инициативности, расширения границ
независимости, развития творческих способностей. Близкие взрослые, жестко
ограничивающие свободу выбора, чрезмерно контролирующие и наказывающие детей,
вызывают у них слишком сильное чувство вины. Дети охваченные чувством вины,
пассивны, скованны и в будущем мало склонны к продуктивному труду.
4. Школьный возраст:
трудолюбие/неполноценность.
Четвертый психосоциаллный период
соответствует латентному периоду в теории Фрейда. Соперничество с родителями своего
пола уже преодолены. В возрасте от 6 до 12 лет происходит выход ребенка за
пределы семьи и начинается систематическое обучение, в том числе приобщение к
технологической стороне культуры. Универсальным в концепции Эриксона признается
именно стремление и восприимчивость к обучению чему - то, что значимо в рамках
данной культуры (умению обращаться с инструментами, оружием, ремесленничеству,
грамоте и научным знаниям). Термин «трудолюбие», «вкус к работе» отражает
основную тему данного периода, дети в это время поглощены тем, что стремятся
узнать, что из чего получается и как оно действует. Эгоцентричность ребенка
теперь выражается так: «Я - то, чему я научился». Обучаясь в школе, дети
приобщаются к правилам осознанной дисциплины, активного участия. Связанный со
школьными порядками ритуал - совершенство исполнения. Опасность этого периода
состоит в проявлении чувства неполноценности, или некомпетентности, сомнения в
своих способностях или в статусе среди сверстников.
5. Юность эго - идентичности /
ролевое смешение.
Юность, пятая стадия в схеме
жизненного цикла Эриксона, считается считаеться самым важным периодом в
психосоциальным развитии человека: «Юность - это возраст окончательного ( 6,
стр. 77 - 78). становления доминирующей позитивной идентичности Эго. Именно
тогда будущее, в обозримых пределах, становится частью сознательного плана
жизни».
Эриксон уделили очень большое
внимание подростковому и юношескому возрасту, считая его центральным в
формировании психологического и социального благополучия человека. Уже не
ребенок, но еще и не взрослый (от 12 - 13 лет до примерно 19 - 20 в
американском обществе), подросток сталкивается с новыми социальными ролями и
связанными с ними требованиями. Подростки оценивают мир и отношение к нему. Они
размышляют, могут придумать идеальную семью, религию, философскую систему,
общественное устройство. Осуществляется стихийный поиск новых ответов на важные
вопросы: «Кто я?», «Куда я иду?», «Кем я хочу стать?». Задача подростка состоит
в том, чтобы собрать воедино все имеющиеся к этому времени знания о самих себе
(какие они сыновья или дочери, студенты, спортсмены, музыканты и так далее) и
создать едины образ себя (эго - идентичность), включающий осознание как
прошлого, так и предполагаемого будущего. Восприятие себя молодым человеком
должно подтверждаться опытом межличностного общения. Реализация становится
импровизацией - нахождение неожиданных решений в ходе процесса и мгновенное его
воплощение. Кроме того в ней вычленяется идеологический аспект - процесс
насильственного подчинения общественного сознания официальным идеологическим
концепциям и установкам властных структур. Составная часть политики
тоталитарного режима. Согласно Эриксону:
Идеология - это неосознанный набор
ценностей и посылок, отражающий религиозное, научное и политическое мышление
той или иной культуры.
Идеология предоставляет молодым
людям упрощенные, но четкие ответы на главные вопросы, связанные с конфликтом
идентичности. Резкие социальные, политические и технологические изменения,
неудовлетворенность общепринятыми социальными ценностями Эриксон рассматривает
как фактор, который так же может серьезно мешать развитию идентичности,
способствуя возникновению чувства неопределенности, тревоги и разрыва связи с
миром. Подростки испытывают пронзительное чувство своей бесполезности, душного
разлада и бесценности, иногда кидаются в сторону «негативной» идентичности,
деликвентного (отклоняющегося поведения). В случае негативного разрешения
кризиса возникает «ролевое смещение», расплывчатость идентичности у
индивидуума. Кризис идентичности, или ролевая спутанность, приводит к
неспособности выбрать карьеру или продолжить образование, иногда к сомнениям к
собственной половой идентификации. ( 6, стр. 78 - 79).
Причиной этого может быть и
чрезмерная идентификация с популярными героями ( кинозвездами, суператлетами,
рок - музыкатами) и представителями контрукльтуры (революционные лидеры,
«бритоголовые», деликвентные личности), вырывающая «расцветающую идентичность»
из ее социального окружения, тем самым подавляющая и ограничивающая ее.
Положительное качество, связанное с
успешным выходом из кризиса периода юности - это Верность - способность сделать
свой выбор, найти свой путь в жизни и оставаться верным взятым на себя
обязательствам, принять общественные устои и придерживаться их.
6. Молодость; достижение
близости/изоляция.
Шестая психосоциальная стадия
продолжается от поздней юности до ранней зрелости (от 20 до 25 лет), обозначает
формальное начало взрослой жизни. В целом это период получения профессии
(«устройства»), ухаживания, раннего брака, начала самостоятельной семейной
жизни.
Эриксон использует термин интимность
- достижение близости как многоплановый процесс, но главное при этом -
поддержание взаимности в отношениях, слияние с идентичностью другова человека
без опасения потерять самого себя. Именно этот аспект интимности Эриксон
рассматривает как необходимое условие прочного брака. Главная опасность на этой
психосоциальной стадии заключается в излишней поглощенности собой или в
избегании межличностных отношений. Неспособность установить спокойные и
доверительные личные отношения ведет к чувству одиночества, социального вакуума
и изоляции.
Положительное качество, которое
связано с нормальным выходом из кризиса «интимность /изоляция», - это любовь.
(6, стр. 79 - 80).
Любовь - напряженная потребность в
данном человеке, влечение к нему, страстное желание обладать им, заботится о
нем быть ему нужным. Интимное глубокое чувство, включающее в себя два аспекта:
психологический и физический (сексуальный). Потребность любить и быть любимым
взаимодействует с потребностью в самоутверждении, с характером, темпераментом,
самосознанием личности, играет большую роль в ее формировании, становлении.
Обнаружено, что любовь между людьми положительно влияет на их самочувствие,
способствует развитию интеллекта. Неудовлетворенные потребности в любви
приводит к ухудшению соматического и психического состояний. Воспитание
способности любить - одна из ведущих задач полового воспитания растущего
человека. Ребенок, испытывающий недостаток в любви в семье, близком окружении,
вырастает с большим количеством различных комплексов и проблем. ( 3, стр.76).
Любовь к детям .
1) Положительное эмоциональное
отношение к ним: специфическая деятельность по усилению личностного начала в
каждом ребенке, развитию способностей к самоопределению и самореализации,
самостоятельной выработке системы жизненных ценностей и отношений;
2) Одно из важнейших свойств,
необходимое для человека, избирающего педагогическую деятельность. ( 3,
стр.76).
Эриксон подчеркивает важность
романтической, эротический, сексуально составляющих, но рассматривает истинную
любовь и близость шире - как способность вверять себя другому человеку и
оставаться верным этим отношениям, даже если они потребуют уступок или
самоотречения, готовность разделить с ним все трудности. Этот тип любви
проявляется в отношении взаимной заботы, уважения и ответственности за другого
человека.
7. Зрелость:
продуктивность/инертность.
Седьмая стадия приходится на средние
годы жизни (от 26 до 64 лет); ее основная проблема - выбор между
продуктивностью и инертностью.
Продуктивность - забота более
старшего поколения о тех, кто придет им на смену, - о том, как помочь им
упрочится в жизни и выбрать верное направление. Хороший пример в данном случае
- чувство самореализации у человека, связанное с достижениями его потомков.
Если у взрослых людей способность к
продуктивной деятельности настолько выражена, что преобладает над инертностью,
то проявляется положительное качество данной стадии - Забота
Те взрослые люди, кому не удается
стать продуктивными, постепенно переходит в состояние поглощенности собой,
когда основной предмет заботы - их собственные личные потребности и удобства.
Эти люди не заботятся ни о ком и ни о чем, они лишь потворствуют своим
желаниям. С утратой продуктивности прекращаются функционирование личности как
деятельного члена общества, жизнь превращается в удовлетворение собственных
нужд, обедняются межличностные отношения. Это явление - «кризис старшего
возраста» - выражается в чувстве безнадежности, бессмысленности жизни. .
Старость: целостность эго/отчаяние.
Последняя психосоциальная стадия (от 65 лет до смерти) завершает
жизнь человека. Практически во всех культурах этот период знаменует начало
старости, когда человека одолевают многочисленные нужды: приходится приспосабливаться
к тому, что убывает физическая сила и ухудшается здоровье, привыкать к более
скромному материальному положению и уединенному образу жизни, адаптироваться к
смерти супруга и близких друзей, а так же к установлению отношений с людьми
своего возраста. В это время фокус внимания человека сдвигается от забот о
будущем к прошлому опыту, люди оглядываются назад и пересматривают свои
жизненные решениях, вспоминая(6, стр. 80) о своих достижениях и неудачах.
Эриксона интересовала эта внутренняя борьба, этот внутренний процесс
переосмысления собственной жизни.
По убеждению Эриксона, для этой
последней фазы жизни не столько новый психосоциальный кризис, сколько
суммирование, интеграция и оценка всех прошлых стадиях развития Эго.
« Только у того, кто каким то образом
заботился о делах и людях, кто переживал триумфы и поражения в жизни, кто был
вдохновителем для других и выдвигал идеи - только у того могут постепенно
созревать плоды семи предшествующих стадий. Я не знаю лучшего определения для
этого, чем эго - интеграция - целостность.»
Чувство интеграции Эго основывается
на способности человека оглядеть всю свою прошлую жизнь ( включая брак, детей и
внуков, карьеру, достижения, социальные отношения) и смиренно, но твердо
сказать себе: « Я доволен». Неотвратимость смерти больше не страшит, поскольку
такие люди видят продолжение себя или в потомках, или в творческих достижениях.
Эриксон полагает, что только в старости приходит настоящая зрелость и полезное
чувство «мудрости прожитых лет». Но в то же время он отмечает.
« Мудрость старости отдает себе
отчет в относительности всех знаний, приобретенным человеком на протяжении
жизни в историческом периоде. Мудрость - это осознание безусловного значения
самой жизни перед лицом самой смерти».
На противоположном полюсе находятся
люди, относящиеся к своей жизни как к череде нереализованных возможностей и
ошибок. Теперь, на закате жизни, они осознают, что уже слишком поздно начинать
все сначала или искать какие - то новые пути, чтоб ощутить целостность своего
Я.
Недостаток или отсутствие интеграции
проявляется у этих людей в скрытом страхе смерти, ощущение постоянной
неудачливости и озабоченности тем, что «может случится». Эриксон выделяет два
преобладающих типа настроения у раздраженных и негодующих пожилых людей:
сожадение о том, что жизнь нельзя прожить заново ,и отрицание собственных
недостатков и дефектов путем проецирования их на внешний мир. В книге
«Жизненные вовлеченность в старость» (1986), написанной в соавторстве, Эриксон
рассуждает о путях оказания помощи пожилым людям в достижении чувства Эго -
интеграции. Книга основа на изучении истории многих людей в возрасте старше
семидесяти лет. Эриксон прослеживал истории их жизни, анализировал, как они
справлялись с жизненными проблемами на предыдущих стадиях. Он приходит к выводу
о том, что пожилые люди должны участвовать в таких видах деятельности, как
воспитание внуков, политика, оздоровительные физкультурные программы, если они
хотят сохранить жизнеспособность в преддверие снижения физических и психических
способностей. Коротко говоря, Эриксон настаивает на том, что если пожилые люди
заинтересованы в сохранении целостности своего Я, то они должны гораздо больше
делать, чем просто размышлять о прошлом.(6, стр.82 -83).
Вывод
С понятием «адаптация» и
«самоадаптация» тесно связано такое явление как социализация. Социализация -
это процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом
социального опыта, осуществляемый в общении деятельности. Адаптация является
этапом социализации личности, ее части. Другие рассматривают адптацию и
социализацию как единый процесс взаимодействия личности и общества.
«Нам представляется, что выработка
полноценного научного определения социально - психической адаптации личности -
пишет А.Налчанджан, - возможна только на основе онтогенетической социализации,
если определение этого понятия, в свою очередь, правильно отражает тот реальный
и чрезвычайно сложный процесс, благодаря которому индивид превращается в
личность, обладающую некоторыми основными чертами социально - психической зрелости.
Онтогенетическую социализацию можно определить как такой процесс взаимодействия
как такой процесс взаимодействия индивида и социальной среды, в ходе которого,
оказываясь в различных проблемных ситуациях, возникающих в сфере межличностных
отношений, индивид приобретает механизмы и нормы социального поведения,
установки, черты характера и их комплексы и другие особенности подструктуры,
которые в целом имеют адаптивное значение. Самое непосредственное отношение к
проблеме социальной адоптации ребенка имеет и теория развития личности
Э.Эриксона, который выделил восемь основных этапов в онтогенезе личности
ребенка , основой которой является ее идентичность и цельность. Эти этпы
представляют собой серию критических периодов, которые должны быть преодолены в
течении всей жизни. При этом конкретный этап не только формирует новое,
необходимое для социальной жизни качества, но и подготавливает ребенка к
следующему жизненному периоду. В качестве ведущего детерминанта такого процесса
выступает семья. Семья может быть и должна быть ближайшим и благожелательными
помощниками детей в сложном и жизненно важном для них процесса адаптации. (5,
стр. 3 -5). Модель психосоциального развития личности представляет значительный
интерес для психологии личности и возрастной психологии. Несмотря на некоторую
абстрактность основных понятий и положений теории, идеи Эриксона получили
широкую известность ,дали толчок некоторым эмпирическим исследованиям (например
, работам Д.Марсиа по изучению предпосылок и последствий формирования идентичности
у подростков), нашли практическое применение в области индивидуального и
профессионального конструирования, в сфере образования и социальной работы. (
6, стр. 83)
Библиография
1. Педагогика и практическая психология. Пособия для
предподавателей высших и средних специальных учебных заведений/ Басова Н.В.,
Феникс, - Ростов н/Д, - 2000.
2. Детская психология. Учебное пособие для студентов
педагогических институтов./ Мухина В.С/ Под редакцией Л.А.Венгера, - 2 издание
переработанное и дополненное, - М., Просвещение, -1985.
3. Педагогический словарь. Для студентов высших и средних
педагогических учебных заведений/ Коджаспирова Г.М., Коджаспирова А.Ю., - М.,
Издательский центр «Академия», - 2003.
4. Практикум по общей психологии. Учебное пособие / Под редакцией
Романова К.М., - 2- е изд, стер. - М., , Издательство Московского психолого -
социального института, - Воронеж, Издательство НРО «МОДЕК», - 2002.
5. Педагогика и психология. Учебное пособие/ Проскурякова
Ю.С., Белкина В.Н, Просвещение, - М., - 1998.
6. Возрастная психология. Психология развития и возрастная
психология. Учебник для студентов ВУЗов/ Шаповаленко И.В, - М., Гардарики, -
2007.
Словарь
Психология - наука о душе.
Адаптация психическая - психические
явления, выражающиеся в перестройке динамического стереотипа личности в
соответствии с новыми требованиями окружающей среды.
Адаптация социальная - 1) активное
приспособление человека к изменившейся среде с помощью различных социальных
средств, которое характеризуется тем, что человек, сам осознав необходимость
изменений в отношении со средой, формирует новые способы поведения,
направленные на гармонизацию отношений с окружающими.
2) оптимизация отношений личности и
группы, сближение целей их деятельности, ценностных ориентаций, усвоение
индивидом норм и традиций группы, вхождение в ее ролевую структуру.
3) процесс и результат освоения
ребенком новых для него социальных ролей и позиций, значимых для самого ребенка
и его социального окружения - родителей, учителей, сверстников, других людей,
всего социума.
Адаптированость - уровень
фактического приспособления к жизни, взаимодействия его социального статуса и
удовлетворенности или неудовлетворенности собой. Человек может быть гармоничен
и адоптирован или дисгармоничен и дезадоптирован.
Самоадаптация - умение человека
самостоятельно приспособится к изменившимся жизненным условиям для
удовлетворенности собой и гармоничности.
Адаптация - от латинского adapto - ghbcgjcj, приспособлятся -
определяется как приспособление строения и функций организма, его клеточных
систем, органов к условиям окружающей среды.
Социальная адаптация - это
приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии
с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами,
интересами.
Адаптативность образовательной среды
- способность образовательной среды устанавливаеть соответствия между
предлагаемыми образовательными услугами и образовательными запросами семьи,
общественности и отдельных граждан, создавать и поддерживать условия для
продуктивной работы педагогических кадров, управленческого и обслуживающего
персонала.
Социальная адаптация - постоянный
интерес активного приспособления индивида к условиям социальной среды. Хотя
социальная адаптация идет непрерывно, это понятие обычно связывается с периодом
кардинальных измененений деятельности индивида и его окружения. С понятием
«адаптация» тесно связано такое явление как социализация.
Социализация - это процесс и
результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта,
осуществляемый в общей деятельности.
Твореческий стиль - когда человек
старается активно изменить условия среды, приспосабливая ее к себе, и таким
образом приспособливаясь сам - самоадоптация.
Комфортный стиль - когда человек
простопривыкает, пассивно принимая все требования и обстоятельства среды.
Избегающий стиль - когда человек
пытается игнорировать требования среды, не хочет или не может приспосабливатся
к ним.
Личностная идентичность - набор черт
или индивидуальных характеристик (постоянных или хотя бы преемственных во
времени и пространстве, которая делает человека подбным самому себе и
отличается от других людей, это «самая сердцевина, ядро личности».
Эго - идентичность - это
субъективное чувство целостности собственной личности, непрерывности и
устойчивости собственного Я.
Групповая идентичность - это чувство
принадлежности к данной социальной жизни.
Эго - идентичность и групповая
идентичность формируются пожизненно и согласованно. Приобретение эго -
идентичности, становление Я - концепции, образа Я в современном мире более
важны для молодежи, чем проблема сексуальности в фрейдовском понимании. Один из
важных механизмов формирования идентичности Эриксон считает;
Ритуализацию - повторяющиеся формы
поведения, осуществляющие взаимосвязь людей, обмен сообщениями. Ритуализация
имеет врожденную основу, постепенно усложняется и обогащается на протяжении
всей жизни.
Кризис - это поворотный момент
развития, из которого человек может выйти как более адекватным, сильным, так и
ослабленным, несправившимся с решением конфликта.
Надежда - ( оптимизм в отношении
своего культурного пространства) - это первое положительное качество ЭГО,
приобретаемое в результате успешного разрешения конфликта «доверие - недоверие»
(эго - идентичность), включающий осознание как прошлого, так и предполагаемого
будущего. Восприятие себя молодым человеком должно подтверждаться опытом
межличностного общения. Реализация импровизацией - нахождение неожиданных
решений в ходе процесса и мгновенное его воплощение.
Идеалогический аспект - процесс
насильственного подчинения общественного сознания официальным идеологическим
концепциям и установкам властных структур. Составная часть политики
тоталитарного режима.
Идеология - это неосознанный набор
ценностей и посылок, отражающий религиозное, научное и политическое мышление
той или иной культуры
Верность - способность сделать свой
выбор, найти свой путь в жизни и оставаться верным взятым на себя
обязательствам, принять общественные устои и придерживаться их.
Интимность - достижение близости как
многоплановый процесс, но главное при этом - поддержание взаимности в
отношениях, слияние с идентичностью другого человека без опасения потерять
самого себя.
Любовь - напряженная потребность в
данном человеке, влечение к нему, страстное желание обладать им, заботится о
нем быть ему нужным. Интимное глубокое чувство, включающее в себя два аспекта:
психологический и физический (сексуальный). Потребность любить и быть любимым
взаимодействует с потребностью в самоутверждении, с характером, темпераментом,
самосознанием личности, играет большую роль в ее формировании, становлении.
Обнаружено, что любовь между людьми положительно влияет на их самочувствие,
способствует развитию интеллекта. Неудовлетворенные потребности в любви
приводит к ухудшению соматического и психического состояний. Воспитание
способности любить - одна из ведущих задач полового воспитания растущего
человека. Ребенок, испытывающий недостаток в любви в семье, близком окружении,
вырастает с большим количеством различных комплексов и проблем.
Любовь к детям .
Одно из важнейших свойств,
необходимое для человека, избирающего педагогическую деятельность.
Продуктивность - забота более
старшего поколения о тех, кто придет им на смену, - о том, как помочь им
упрочится в жизни и выбрать верное направление
Мудрость - это осознание безусловного
значения самой жизни перед лицом самой смерти.