Авторская методика гитариста Виницкого

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Неопределено
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,94 Mb
  • Опубликовано:
    2008-12-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Авторская методика гитариста Виницкого

      Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств

Факультет искусств

Кафедра народных инструментов

 

 

 

 

 

 

 

 

                   Дипломная работа

                                           на тему:       

             

                     Авторская методика гитариста,

    композитора и педагога Александра Виницкого

                     «Джаз на классической гитаре».

 

 

 

Научный руководитель:

Кандидат искусствоведения, и.о. доцента Ильгин К.В.

  

                                                                         Выполнил                                                                            Выполнил:

                                                                                  Студент 532 группы   

                                                                                  Чечин Глеб

 

 

 

 

                                          Санкт – Петербург

                                                     2007

Содержание.

Введение………………………………………………………………..…3

Глава 1. Проблема современного педагогического репертуара и методик обучения игре на шестиструнной гитаре…………………………..…6

·   Гитаристы – методисты, о проблемах репертуара для гитары (Волков В.,         Виницкий А.)……………………………………………..……………….....6

·   Молотков В., Манилов В. Техника джазового аккомпанемента..............10

·   Молотков В. Джазовая импровизация на шестиструнной гитаре……....13

·   Манилов В. Джаз в ритме самбы. Учебное пособие…………………......16

Глава 2. Авторская методика Александра Виницкого «Джаз на классической гитаре»……………………………...…………………..………19

·   Творческий путь А.Виницкого. (биография, основные направления    творческой деятельности)……………………………….............................19

·   «Шагающий» бас………………………………………………………...….24

·   Особенности джазового и латиноамериканского ритма………………….25

·   Рождение и развитие блюза. Форма блюза. Гармония блюза…………....28

·   Босса – нова. Бразильская музыка………………………………………….31

Глава 3. Джазовая музыка Александра Виницкого для детей и юношества……………………………………………………………………....33

·   Упражнения и этюды в джазовом стиле…………………………….……..33

·   «Детский джазовый альбом № 1»………………………………….……….40

·   Детская джазовая сюита «Карусель»…………………………………...….42

Заключение……………………………………………………………...………45

Библиография ………………………………………………………...……..….47

Введение.

    

  Современная гитара, пожалуй, самый интернациональный музыкальный инструмент. Шестиструнная гитара один из древнейших музыкальных инструментов, истоки гитары уходят в глубокое прошлое, богатая история насчитывает десятки столетий и проходит через множество исторических и культурных эпох. В 20-ом веке гитара стала и космическим музыкальным инструментом.… В буквальном смысле! На орбитальной станции «Мир» была гитара. Вообще, гитара единственный музыкальный  инструмент, побывавший в космосе.

       В 20-ом веке появилось огромное многообразие шестиструнных гитар форм и конструкций. С развитием электроники появились электрогитары, электроакустические гитары, midi-гитары, гитары с пьезо звукоснимателями. Звук классических гитар усиливается электроникой практически без искажения. Гитара проникла в десятки жанров современной музыки (классика, джаз, рок, кантри, латиноамериканская музыка, бардовская песня, поп-музыка), Появилось много музыки исполняемой на той, или иной разновидности гитары. Широкая востребованность шестиструнной гитары обусловлена универсальностью этого инструмента, гитара одинаково «комфортно себя чувствует» и в профессиональном музыкальном качестве (обладая богатейшей палитрой выразительных средств), и в любительско-бытовом музицировании.

       Необходимо отметить, что для многих музыкальных культур гитара является традиционным инструментом, в том понимании, что многие музыкальные жанры (в особенности ФЛАМЕНКО, ЛАТИНОАМЕРИКАНСКАЯ МУЗЫКА, КАНТРИ, ДЖАЗ, РОК, ФЬЮЖН), зарождаясь и развиваясь, опирались на гитару. Также, важным аспектом будет являться и тот факт, что в каждом жанре, гитара приобретала  характерные особенности (форма инструмента, строй, особенности звукоизвлечения, посадка, постановка рук и т.д.)

     Подытожив выше сказанное можно констатировать, что шестиструнная гитара в современном музыкальном мире является мульти-стилевым инструментом.

    В нашей стране обучение игре на шестиструнной гитаре, в государственных учебных заведениях (ДМШ, СУЗ и ВУЗ), осуществляется по программе, разработанной на базе методики обучения игре на классической гитаре. Это подразумевает освоение способов и приемов игры на педагогическом  репертуаре, разработанном за время становления классической гитары как академического музыкального инструмента.

    Но современная методика обучения игре на классической гитаре не включает в свою программу изучение других традиционных гитарных направлений в музыке (например, фламенко или босса-нову).

«Сегодня академическая гитарная школа стала перед проблемой системы образования, когда в музыке происходит интеграция классической, современной, этнической и джазовой (в широком смысле) музыки. Исполнителю необходимо быть хорошо знакомым с разными музыкальными жанрами, основами композиции, гармонии на гитаре»[1].

    Анализируя взгляды ведущих педагогов и исполнителей России на проблемы педагогического репертуара и методику обучения (со страниц журнала «Гитарист», из материалов интернет сайтов), можно зафиксировать, что в современной гитарной педагогической системе образовались «белые пятна».

    «Сегодня гитаристы и особенно преподаватели нуждаются в новых системах и методиках,  обогащающих учащихся знаниями и музыкальным репертуаром, более обширным и современным, позволяющим впоследствии перейти к любому другому стилю игры, будь это джаз, фламенко, кантри, рок и т.д.».[2]

    В этой связи опыт и методические разработки московского гитариста-композитора и педагога А.Виницкого, который в своем творчестве опирается на латиноамериканскую музыку и эстрадно-джазовые стили, вызвали глубокий резонанс среди почитателей гитары самого широкого спектра, и особую заинтересованность преподавателей гитары.

    Поэтому целью дипломной работы является рассмотреть и проанализировать методические разработки А.Виницкого, и доказать, что авторская методика «джаз на классической гитаре» А.Виницкого являются важным и актуальным вкладом в современную гитарную педагогику. Также показать, что авторская методика А.Виницкого «Классическая гитара в джазе» это «своеобразный мостик между джазом и классикой»,[3] который позволяет обучающимся на классической гитаре изучать различные стили музыки.

    Целевая установка обусловила ряд задач, поставленных в процессе написания работы:

1)Рассмотреть наиболее известные Школы игры на гитаре с точки зрения методики  освоения эстрадно-джазовых стилей

2)Рассмотреть и проанализировать авторскую методику А.Виницкого «Классическая гитара в джазе»

3)Джазовая музыка А.Виницкого для детей и юношества.

       Данные задачи обусловили структуру дипломной работы, которая включает следующие параметры: Введение, три главы, Заключение и список использованной литературы.

      Первая глава - ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РЕПЕРТУАРА И МЕТОДИК ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ШЕСТИСТРУННОЙ ГИТАРЕ - посвящена изучению одной из актуальнейших проблем современной системы обучения игре на шестиструнной гитаре: методики освоения различных джазовых стилей, в которых используется шестиструнная гитара. В главе рассмотрены самые известные Школы игры на  гитаре изданные в нашей стране и бывшем СССР, с точки зрения изучения специфики использования шестиструнной гитары в эстрадно-джазовых и других стилях в которых традиционно  используется гитара  (фламенко, босса-нова, самба, блюз и т.д.). В первой главе сделана попытка понять, в чем достоинство и недостатки Школ игры на шестиструнной гитаре изданных в нашей стране.

    Третья глава - ДЖАЗОВАЯ МУЗЫКА А.ВИНИЦКОГО ДЛЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА – в главе рассмотрены произведения А.Виницкого для детей и подросткового возраста. В главе проанализирован «Детский джазовый альбом №1», «Джазовые этюды и упражнения для классической гитары», «Детская джазовая сюита Карусель».

ГЛАВА 1.

Проблема современного педагогического репертуара и методик обучения игре на шестиструнной гитаре.

     

  Методика обучения игре на шестиструнной гитаре в нашей стране за последние 20-30 лет прошла активный путь развития. Было изданно и переизданно большое число Школ и Самоучителей. Наибольшей популярностью пользуются Школа игры на шестиструнной гитаре. П.Агафошина, Э.Пухоля, М.Каркасси, А.Иванова-Крамского, А.Кравцова и Школа Чарльза Дункана, а также Самоучители Е.Ларичева, П.Вещицкого.

       Анализируя данные школы, и признавая их безусловное достоинство как акадамических пособий по освоению искусства игры на классической гитаре, нельзя не отметить, что эти школы (в большенстве своем изданные в СССР) не содержат в себе информацию по «не классическим» стилям игры на гитаре.

       Но время не стоит на месте, и гитарная педагогика в России активно развивается. Появляется много новой информации, в постсоветское время произошла форсированная интеграция в мировые культурные процессы во всех областях искусства. Вполне закономерно, что это коснулось и исполнительства и педагогики гитары.

В постсоветское время мы стали открывать для себя новые жанры в музыке (современный джаз во всем его разнообразии, босса-нову, фламенко и т. д.).

Нельзя сказать, что в СССР совсем ничего не знали о развитии эстрадно-джазовой музыке, но необходимо отметить, что информация была крайне скудна.

        Все выше сказанное относится и к шестиструнной гитаре. В постсоветское время стала доступна информация о том, что происходит в мировом гитарном пространстве, появились в широкой продажи аудио и видео записи гитаристов различных жанров (от классической гитары до ультросовременных гитарных направлений).

      Особенно поразил отечественных почитателей гитары уровень игры западных гитаристов, играющих на акустических гитарах (как классическая шестиструнная гитара с нейлоновыми струнами, так и другие разновидности гитар) не классический репертуар. Действительно искусство таких гитаристов как AL DI MEOLA, ПАКО ДЕ ЛУСИЯ, ДЖОН МАКЛАФЛИН, ТОММИ ЭММАННУЭЛЬ и других производит сильное впечатление даже на самых ортодоксально настроенных гитаристов. А о гитаристах, которые формировались под влиянием творчества мэтров джаз - гитары и говорить не проходится.

           Каждый начинающий музыкант сталкивается с проблемой поиска информации и системы музыкальных знаний, позволяющих последовательно осваивать искусство игры на музыкальном инструменте. Для этих целей, как известно, и существуют тщательным образом составленные программы и методики, по которым обучающиеся занимаются в учебных заведениях (в ДМШ, музыкальных училищах, консерваториях). И действительно таких программ и методик для гитаристов существует множество, и многие на очень высоком профессиональном уровне (взять например, Школу Эмилио Пухоля), но все они имеют академическую направленность. Практически вся система гитарного образования в России основывается на школе обучения игре на классической гитаре (исключением лишь являются эстрадные отделения в музыкальных училищах и музыкальных вузах), так сложилось исторически. Любой начинающий гитарист, обучающийся в музыкальной школе, будет изучать классический гитарный репертуар, и это нормально и правильно. Но нельзя забывать, что музыка постоянно развивается, появляется что-то новое, интересное, талантливое.

           На наш взгляд, образовательная система должна гибко реагировать на изменения в развитии музыкального искусства вцелом, уметь идти в ногу со временем, удовлетворять потребность учащихся в изучении различных музыкальных жанров. Об этом говорят и многие известные деятели гитары в России, например, интересно мнение главного редактора журнала «Гитаристъ» Валерия Волкова по этому вопросу: «Почему произошел такой колоссальный разрыв между системой музыкального образования  и сегодняшним днем, в котором присутствует столько музыкальных направлений. Ведь не все идут учиться играть на гитаре, чтобы стать классическим гитаристами, а им преподают такой репертуар, который давался сто-сто пятьдесят лет тому назад. Их учат так, как учили педагога, который теперь сам преподает. А в результате молодой человек, закончивший учебное заведение, если он не чистый классик, остается без работы. Ведь чем шире твой музыкальный кругозор, тем больше шансов найти работу»[4].

           Наверное, одна из главных проблем гитарной педагогики на сегодняшний день это недостаток современного репертуара эстрадно-джазового направления, да и вообще какой-либо системы взаимосвязи классической гитары и джазовых стилей. Думаю, что уместно будет привести высказывание известного российского гитариста и педагога Александра Виницкого по этому вопросу: «Огромный интерес к гитаре и полные гитарные  классы в музыкальных школах не говорят, что все благополучно. Я долгое время провожу семинары для педагогов музыкальных школ в московском обласном методкабинете, в музыкальном училище им. Гнесиных, в разных городах и странах. Картина везде одна и та же. Всем известно, что недостаток классического репертуара для начинающих вызывает эффект заевшей пластинки – одни и те же пьесы в репертуаре каждого начинающего. А дети хотят играть и другую музыку, немного, более эстрадную, но на классической гитаре».[5]

               В бывшем советском союзе было издано несколько интересных пособий для гитаристов, желающих ознакомиться с особенностями применения гитары в эстрадной музыке и джазе. Наиболее интересные среди них это «Техника джазового аккомпанемента» В.Молоткова и В.Манилова». Джазовая импровизация на шестиструнной гитаре» В.Молоткова и «Джаз в ритме самбы» В.Манилов, В. Молотков. Эти пособия, изданные в издательстве «Украина», были единственным источником (официально изданные) получения информации для гитаристов бывшего СССР и начала 90-ых. На мой взгляд, труды В.Молоткова и В. Манилова написанны достаточно компетентно, и освещают большой ряд вопросов по джазовой гитаре, и могут быть интересны и классическим гитаристам. Ниже попробуем рассмотреть эти три пособия и разобраться в их достоинствах и недостатках.

 «ТЕХНИКА ДЖАЗОВОГО АККОМПАНИМЕНТА» В. Молоткова, В. Манилова.

         

По словам авторов: «Цель данного пособия – научить будущего аккомпаниатора осмысленной игре на гитаре».[6]

         Изданные в нашей стране пособия по обуче­нию игре на электрогитаре, рассчитанные на на­чинающих музыкантов, при всех их достоинствах имеют, на наш взгляд, ряд существенных недо­статков. По ним в лучшем случае можно на­учиться читать с листа партию аккомпанемента, записанную буквенно-цифровыми обозначения­ми, но аппликатурные связи аккордов гитарист вынужден находить сам, полагаясь на свой соб­ственный слух и музыкальный вкус.

      По мнению автора, «Самоучителя игры на шестиструнной гитаре» П. Вещицкого, «опытный гитарист, ру­ководствуясь правилами гармонии или слухо­вым восприятием, всегда следит, чтобы после-довакия аккордов были благозвучными, то есть выбирает такие варианты расположения звуков аккорда, которые в сочетании со звуками дру­гих инструментов оркестра или ансамбля не на­рушают правил перехода от аккорда к аккор­ду»[7]. Однако сведения о том, какими техниче­скими приемами это достигается и как практи­чески осуществляется на гитаре, в данном посо­бии отсутствуют.

      Гитарист, играющий в трио, совме­щает роли солиста и аккомпаниатора, а это удается далеко не всем музыкантам. Для соль­ной игры в джазовом стиле и особенно импро­визации необходимо освоить определенные при­емы аккомпанемента, что невозможно без спе­циального обучения.

Какие же требования предъявляются к гита­ристу-аккомпаниатору? Прежде всего, ему не­обходимо хорошо разбираться в исполняемом произведении, уметь определять его стиль и на основе этого подбирать аккомпанемент, состав­ляющий единое целое с содержанием пьесы и сольной партией. При выборе характера акком­панемента следует учитывать состав ансамбля, уровень профессиональной подготовки партне­ров, технические н музыкальные возможности солиста. Аккомпаниатор должен стремиться к достижению общего ансамбля с солистом. Иг­рая в джазовом коллективе, нужно чутко следо­вать за импровизатором, помогать ему в рас­крытии музыкальных образов, создавая гармо­нический фон на ритмическую основу в соответ­ствии со стилем солирующего музыканта.

     Многие из названных качеств, приобретаются в процессе многолетней исполнительской прак­тики и развиваются тем успешнее, чем ярче спе­цифические профессиональные способности му­зыканта. Но известны случаи, когда опытный, талантливый солирующий гитарист оказывался посредственным аккомпаниатором, и, вероятно, причина этого кроется не столько в отсутствии некоего особого дара, сколько в. незнании технических приемов и отсутствии навыков акком­панемента. Большинство исполнителей ищут способы овладения этим искусствои сугубо прак­тическим путем, полагаясь на свой вкус и опыт других музыкантов. Между тем большую помощь, а об овладении техникой аккомпанемента мо­гут оказать различные школы и методические пособия, но, к сожалению, они редко издаются, и поэтому не могут удовлетворить повышенный спрос на литературу подобного рода.

      Анализируя «Технику джазового аккомпанимента» были выявлены

 основные закономерности джазовой гармонии в прогрессивных аккордовых формах:

1. Классификация септаккордов.  

2. Прогрессивная аппликатура септаккордов.   

3. Септаккорды на ступенях мажорного лада.  

4. Способы игры мажорной гаммы септаккордами.  

5.Гармонические модели в прогрессивных аккордовых формах.   

6.Основные функции септаккордов.  

7.Изучение гармонических моделей в  различных  тональностях с помощью поворотной схемы   

Надстройки и обращенные формы септаккордов в практике джазового аккомпанемента:

Надстройки и альтерации ступеней.  

Пропуски тонов в аккордах.   

Обращенные формы аккордов.   

Первый класс — мажорные аккорды и их обращения.   

Второй класс — минорные аккорды и их обращения.   

Третий класс — доминантсептаккорд.   

Четвертый  класс — полууменьшенный  септаккорд и его обращения.    

Пятый класс — уменьшенный септаккорд и его надстройки.   

Усложненные гармонические модели.   

    Использование прогрессивной аппликатуры   в практике джазового аккомпанемента.

Анализ песенной формы периода свинга.

1. Применение поворотной схемы при анализе отклонений и
модуляций.   

3. Роль кадансов в песенной форме.   

4.Особенности анализа гармонических схем песен, написанных
в миноре.                                                       

5.Интродукции и постлюди и в песнях.   

6.Характерная мелодия блюзов.   

7.Метод гармонических замен.   

8.Применение поворотной схемы при тритоновой замене.   

9.Составление партии аккомпанемента для гитары.   

Авторы «Техники джазового аккомпанимента» довольно подробно рассматривают основные закономерности джазовой гармонии, приводят многочисленные таблици, подробно касаются вопроса об апликатурных формах септаккордов  разных классов. Подробно излагается процесс усложнения гармонических моделий, взаимосвязь надстроик септаккордов с мелодической линией. Но обилие схем предлагаемых авторами, на мой взгляд, несколько усложняет усвоение материала. К недостаткам также можно отнести и сравнительно не большое число нотных примеров по каждой конкретной теме.

 В главе, касающейся ритмических рисунков джазового аккомпанимента авторы предлагают всего по одному рисунку для каждого стиля, на наш взгляд, это существенное упущение, посколько именно ритм является одним из важнейших выразительных средств в джазовой музыке. В целом «Техника джазового аккомпанимента» предназначена для серьезно подготовленных гитаристов (как минимум студентов старших курсов музыкальных училищь.) и будет довольно сложна для начинающих и музыкальных школ.

 «ДЖАЗОВАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ НА ШЕСТИСТРУННОЙ ГИТАРЕ» В. Молоткова.

    

  Предлагаемая работа посвящена вопросам джазовой импровизации, поскольку именно ей в джазе принадлежит особая роль как одно­му из основных структурных компонентов.

Поскольку овладение искусством импрови­зации — сложный и длительный процесс, цель настояшего пособия — дать начинающим му­зыкантам представление об основных навы­ках, необходимых гитаристу для участия в коллективном джазовом исполнительстве, ко­торые впоследствии каждый сможет разви­вать и закреплять по своему усмотрению.

     Нотный материал первых трех глав книги относится к периоду традиционного джаза и бибопа. Включенные в издание музыкальные примеры, кроме специальных технических уп­ражнений, взяты из «живой» музыки. Ритм некоторых из фрагментов-цитат сознательно упрощен, чтобы сосредоточить внимание уча­щегося на особенностях их мелодики. Целый ряд нотных образцов, схем и таблиц, иллюст­рирующих те или иные технологические аспек­ты импровизации, принадлежат автору и при­ведены здесь в качестве обмена опытом.

Во втором издании книги, перерабо­танном и дополненном, автор счел нужным пересмотреть некоторые из прежде постулиру­емых положений, - местами обновить, уточнить или поправить нотную и текстовую части ра­боты, а также сформулировать наиболее об­щие принципы импровизации в современном джазе.

      В свете сказанного самым существенным изменениям подверглась Глава четвертая. В ней рассматриваются отдельные основопола­гающие тенденции развития ладогармонического мышления в музыке второй половины XX века в их влиянии на джаз, и в частности на технику импровизации на шестиструнной ги­таре.

    Одельный параграф отведен описанию особенности игры в так называемых игровых зонах. В конце главы даны конкретные рекомендации, относительно возможных форм домашних занятий.

     Значительно переработанна и хрестоматия, изменения в ней вызваны стремлением авторов представить творчество современных музыкантов, таких как Д.Колтрейн, Ч. Кориа и др. Завершает издание список использованной литературы, куда вошли названия работ отечественных и зарубежных композиторов, исследоватилей, освещающих различные вопросы, связанные с джазовой импровизацие

               Основные принципы джазовой гитарной техники:

     1. Роль сольфеджирования в освоении техники джазовой импровизации        

2.Графический анализ грифа.

3.Мажорные и минорные аппликатурные модели.   

4.Предварительное слышание.      

5.Упражнения в интервалах.

7.Координация рук.    

8.Хроматические последовательности интервалов.  

  Основные закономерности музыкального языка

   джазовой импровизации:        

1.Особенности мелодического обыгрывания целевых звуков.  

2.Неполные пентахорды.      

3.Мелодическое обыгрывание аккордов доминантовой группы.        

4.Обыгрывание моделей квинтового круга («гармонические качели»).       

5.Обыгрывание четырехтактовых гармонических последовательностей.     

6.Секвенционное развитие мелодии.      

7.Варьирование отдельных мотивов тем.        

8.Импровизация по гармонической схеме.     

9.Характерные ритмические модели, используемые в импровизации.

Импровизационные формы традиционного джаза:     

     1.Разновидности блюзов и построение импровизационного соло.

2.Архаичный блюз.     

3.Современный блюз.          

4.Песенная форма.      

5.Подготовка импровизации.        

Особенности импровизации в современном джазе:     

1. Современная джазовая гармония.

2. Полиаккорды. 

3. Полимодальность.   

4. Игровые зоны и их аппликатурные варианты.

5. Пентатоника в джазовой импровизации.      

6. Несколько практических советов.       

       Сами авторы «Джазовой импровизации на 6-и струнной гитаре» во введении заявляют, что « пособие расчитанно на гитаристов имеющих определенный опыт игры на инструменте, знакомых с нотной грамотой, элементарной теорией музыки и основами функциональной гармонии»[8].

         Пособие Манилова В. «Джаз в ритме самбы», полностью посвящена бразильской музыке. В этом учебном пособии подробно рассматриваются стилистические особенности самбы и босса - новы, анализируются ритмичечкие рисунки мелодий периода босса - новы, приводятся примеры, как составить аккомпанемент на основе ритмической структуры мелодии:

      В табулатурных таблицах предложены аппликатурные варианты аккордов аккомпанимента с указанием позиций:

     На конкретных примерах автор обьясняет особенности гармонической синкопы (важного элемента латиноамериканских стилей музыки):

     В разделе нотного приложения автор представляет очень удачную подборку пьес в стиле босса - нова и самба, как в виде мелодии с цифрованным басом, так и аранжированные композиции для соло гитары. Этот раздел особо интересен, так как содержит оригинальную музыку дразильских композиторов Э. Виллы Лобоса, А. К. Жобима, Л.Бонфары. Этот раздел особо интересен, так как содержит оригинальную музыку дразильских композиторов Э. Виллы Лобоса, А. К. Жобима, Л, А. Аморадо и других авторов:

    В целом, «Джаз в ритме самбы» является весьма интересным посибием по латиноамериканской музыке. В пособии затрагиваются не только особенности использования гитары в бразильской музыке, но и общие закономерности латиноамериканской музыки. В хрестоматии даны примеры в виде мелодии с цифрованным басом (важно, что гармонии аккомпанемента выписанны полностью со всеми надстройками в аккордах), что является ценным материалом для гитаристов. К недостаткам пособия можно отнести  отсутствие более подробного материала относительно ритмических фигур гитарного аккомпанемента, ритмических рисунков партии гитары при исполнении босса - новы и самбы в различных составах (гитара+солист, гитара+контрабас, трио и т. д.).
             ГЛАВА 2.

Авторская методика Александра Виницкого «Джаз на классической гитаре».

      

 ВИНИЦКИЙ Александр Иосифович (род. 1950), – российский гитарист, композитор, музыкальный педагог. Лауреат международных конкурсов. Выпускник Российской академии музыки им. Гнесиных. Преподает в Государственном музыкальном училище им. Гнесиных классическую гитару, выступает с сольными концертами, пишет музыку для гитары, проводит семинары и мастер - классы по теме "Классическая гитара в джазе". Участвует в международных фестивалях гитарной и джазовой музыки, успешно выступает за рубежом и в крупных городах России. В концертных программах Александра Виницкого звучат авторские композиции, сочетающие в себе разные стили, а также аранжировки музыки Гершвина, Жобима, Бонфа, Жильберто, Пауэла, Портера, Роджерса и др. композиторов. Записал 7 дисков. Публикует свои произведения в крупных музыкальных издательствах мира. Неоднократно был председателем и членом жюри международных конкурсов классической гитары во Франции, Польше, России.

Из артистической биографии:

 Александр Виницкий родился в 1950 году в г. Омске. В его семье всегда любили музыку. Будучи еще подростком, под влиянием старшего брата Виктора, который играл на саксофоне, он заинтересовался джазом и стал заниматься на трубе в музыкальной школе. Но однажды Александр взял в руки гитару отца и попытался сыграть на ней. После этого он уже не расставался с ней.
        Обучаясь сначала у случайных учителей, он овладел начальными приемами игры на классической гитаре с нейлоновыми струнами. Одновременно он начал играть в танцевальных ансамблях на электрогитаре.
        Александр много слушал музыку, ходил на концерты. Он учился так же по магнитофонным записям, "снимая" понравившиеся темы, импровизации, аккорды у великих музыкантов, осваивая их стиль игры. Его "магнитофонными учителями" стали: Дж. Пасс, Вес Монтгомери, Дж. Бенсон, Дж. Холл, Ч. Бэрд. Так же его вдохновляла игра джазовых пианистов Д. Брубека, О. Питерсона, Б. Эванса, Э. Гарнера, саксофонистов П. Дезмонда, С. Гетца, Дж. Малигана и многих других. Особенно его привлекала музыка в стиле босса - нова.
         После окончания школы, он поступает в политехнический институт. Но в это же время занятия музыкой принимают еще более интенсивный характер. Александр занимается на классической гитаре, играет в разных составах на электрогитаре джазовую и танцевальную музыку. Руководит институтским ансамблем, куда входит инструментальный и вокальный квартет. Пишет аранжировки. Пытается аранжировать для классической гитары джазовые мелодии. Вместе со старшим братом саксофонистом он играет в разных составах, выступает на джазовом фестивале в Новосибирске, Свердловске.
       В 1974 году его призывают в армию, где он служит в оркестре, играя на бас гитаре, часто выступает с концертами как классический гитарист. После демобилизации Александр поступает в Свердловское музыкальное училище, в класс классической гитары к преподавателю Деруну В.М. Во время учебы он не прерывает концертной деятельности, выступает на радио и телевидении, создает городской гитарный и джазовый клуб. В 1980 году Александра приглашают работать в Омский драматический театр в качестве музыкального руководителя. 5 лет он провел в творческой атмосфере театра, создав музыкальное оформление и звуковые эффекты более чем к 30 спектаклям и сочинив к 7 из них свою музыку. Благодаря владению широким спектром музыкальных стилей и постоянно меняющемуся характеру работы, он становится универсальным музыкантом.
       В 1985 году Александр знакомится с Еленой Камбуровой, которая приглашает его работать в Москву, в ее группе в качестве гитариста и аранжировщика. Он переезжает в Москву. В 1986 году поступает в Российскую музыкальную Академию им. Гнесиных на факультет эстрадного искусства к преподавателю по гитаре профессору Н.А. Комолятову. Изучая джазовую гармонию и аранжировку у Ю.Чугунова, историю джаза у профессора Е.В.Овчинникова, Александр занимается классической музыкой на гитаре со своим педагогом по специальности. Дело в том, что в это время не было педагога - гитариста, играющего джазовую музыку. Работая с Еленой Камбуровой, он делает аранжировоки многих песен, некоторые из которых вошли в альбом "Да осенит тишина", изданный фирмой "Мелодия" в 1987 году. Работая с Еленой Камбуровой, он сочиняет музыку для гитары и пишет концертные композиции в джазовом стиле на темы А.К. Жобима, Дж. Гершвина, Р. Роджерса, Дж. Завинула и др. Таким образом, к этому времени сложилась авторская программа, которая состояла из музыки в разных джазовых стилях. В 1988 году Александр впервые выступает с такой программой на польском фестивале классической гитары в Люблине, серьезно занимается аранжировкой на гитаре. Особенностью игры Александра Виницкого стало использование "шагающего" баса и ритмических структур на протяжении всей композиции одновременно с мелодическими линиями. Большой палец выполнял функцию контрабаса, остальные пальцы были как бы музыкантами ансамбля.
    В своей игре он добивается постоянной пульсации и проведение мелодических линий. Исполняемая им музыка звучала так, как будто играет трио. Такой стиль иногда называют "fingerstyle". Для осуществления этих идей была необходима серьезная классическая школа, знание инструмента и солидный "багаж" джазовой музыки. Александр стал выступать на джазовых фестивалях и фестивалях классической гитары со своей новой программой (Петрозаводск, Екатеринбург, Донецк, Киев, Воронеж и др.).

     В 1991 году фирма "Мелодия" выпускает его первый сольный альбом "Зеленый тихий свет", в который вошли его композиции: "Путешествие во времени", "Зеленый тихий свет", "Жду известий", "Метаморфозы", а так же аранжировки мелодий А.К. Жобима, Л. Бонфа, пьесы Л. Альмейды.
      В 1993 году Александр уезжает в Польшу, где работает сначала в Щецине в Центре культуры молодежи, а затем в Кракове. В Польше он занимается концертной, преподавательской и композиторской деятельностью. Щецинское телевидение записывает сольный концерт Александра, который многократно транслируется по польскому телевидению. После выступления на одном из фестивалей в Польше, французское издательство "LEMOINE" предлагает издать его сочинения. Александр подписывает свой первый контракт и в 1995 году выходят два нотных альбома Александра - "Lonely Voice" и "On the Way to Jazz" ("Одинокий голос" и " На пути к джазу"). Вскоре он записывается в Кракове на фирме "Paganini" и в 1996 году выходят две сольных аудио кассеты "Braziliana"и "Green soft light".
     Краковское издательство "Marcus" публикует сразу 4 авторские работы: "Moja gutara-1", "Moja gitara-2", "8 обработок для гитары произведений Ф. Шуберта, Р. Штрауса, Л. Бетховена и др. "Рождественские песни для 2-х и 3-х гитар". В Кракове Александр часто выступает в известном джазовом клубе "У Муниака".    Его приглашают в жюри Краковского фестиваля, где он так же выступал с сольными концертами и мастер - классами.
     В 1996 году Александр возвращается в Москву и продолжает выступать с концертами, на фестивалях, писать музыку. В 1996 году бельгийское издательство "IMPRIMUS" издает его Детскую джазовую сюиту "Карусель". В 1997 году известная французская фирма "GUITAR PLUS" выпускает сольный компакт диск Александра "Guitar in Russia. Alexander Vinitsky" vol.25. В этот диск вошли авторские композиции и аранжировки в стиле босса - нова известных мелодий А.К. Жобима, Л. Бонфа, Ж. Жильберто, Ч. Бэрда. В этом же году Александр записывает в Израиле второй компакт диск, который он назвал "Yellow Camel". Этот диск выпущен фирмой "Landy Star" (Москва) в 2000 году.     В 1998 году он записывает новый альбом с саксофонистом Олегом Киреевым 'Romantics of Jazz", который выпущен фирмой "Landy Star".

          В 2001 году известное американское издательство "Mel Bay" выпускает три новых нотных сборника А.Виницкого. В этом же году бельгийское издательство "IMPRIMUS" выпускает следующие работы:  "5 композиций на еврейские темы", "Сюита в джазовом стиле для струнного квартета
 и классической гитары", "Джаз Ария" – три концертные пьесы А. Виницкого

    В настоящее время Александр Виницкий преподает в музыкальном училище им. Гнесиных  класс классической гитары. Читает в училище курс импровизации, гармонии, аранжировки на гитаре.

       В 1999 году издательство "Музыка" выпускает два нотных сборника "Джазовые этюды и упражнения" и "Блюзы и джазовые прелюдии". В 2000 году издательство "Престо" выпускает сборник "Детский джазовый альбом". Этот альбом входит в авторскую образовательную систему Александра Виницкого, которая давно работает в форме семинаров "Классическая гитара в джазе". Эти семинары Александр Виницкий читает в России и за рубежом.

       Примерный тематический план авторского семинара Виницкого А.И.
«Классическая гитара в джазе»:

   Классическая гитара и джаз. Основы джазовой гармонии. Джазовые каденции, модуляции и секвенции. Игра по буквенным символам. Основы аранжировки. Аккомпанемент. Аккордовые замены и обогащенные гармонии. Игра аккордовых последовательностей с «шагающим» басом. Для современных джазовых гитаристов очень характерно использование так называемого «шагающего» баса при игре аккомпанимента, что создает иллюзию игры двух инструментов: гитары и контрабаса. Часто в сольных джазовых композициях гитаристы применяют аккомпанемент с шагающим басом в сочетании с сольной мелодией, в результате возникает ощущение, что звучит целый ансамбль. Использование аккомпанимента с шагающим  басом в сочетании с мелодией, является довольно сложным приемом для гитаристов, и А. Виницкий предлагает серию упражнений и этюдов, позволяющих последовательно наробатывать навык. Приведем несколько примеров:



    Этюд № 1 написан в технике аккомпанимента с «шагающим» басом; нижний голос иметирует линию контрабаса, и играется ровными четвертями (как это характерно для свинга и бибопа). Синкопированные аккорды исполняются в свинговой пульсации.



    Этюд № 2 имеет очень интересное строение, начинается этюд 4-ех тактовой басовой линией, далее к рифовой фигуре баса добавляются аккомпанирующие интервалы и созвучия, исполняющиеся остро и стаккатированно в свойственной свинговой манере. Этюд№1 и №2 предназначины для отработки независимых движений большого пальца правой руки от указательного, среднего и безымяного пальцев правой руки (которые должны остро играть аккорды, но не влиять на ровное звукоизвлечение большого пальца).

   Особенности джазового ритма. Развитие чувства ритма на основе специальных упражнений. Работа с метрономом. Проекция ритмической структуры пьесы. Структура и организация пассажа. Ритмическая взаимосвязь партий. Правая рука – развитие возможностей играть как ансамбль. Игра джазовых каденций и секвенций. По мнению А. Виницкого развитию чувства ритма нужно уделять особое внимание, так как грамотная ритмическая интерпретация в джазовой и латиноамериканской музыке это основа. Вот как сам А. Виницкий ответил на мой вопрос по поводу развития ритма: «Проблема для начинающих не только в сложности читки пьес в стиле босса нова, но главным образом в европейском подходе к ритму. Латинская Америка и, конечно Бразилия считают по-другому. И здесь загвоздка. Надо учить считать. Т.к. для бразильской босса новы и самбы сильная доля не так важна, а вот 3 и 4, затакт- это важнейший элемент ритмической конструкции. Т.к. сильная доля чувствуется телом, а не только ухом. Танцевальность. свобода тела, импровизационность – это качества, которые нужны до начала игры. Некоторые (редко) уже этим обладают изначально. Непонятно каким образом.  Это мы называем музыкальные данные. Но если сам педагог об этом не знает, то может и пропустить этот момент в ученике».

     Для изучения характерных ритмических рисунков различных джазовых стилей Виницкий создал серию упражнений и этюдов различной степени сложности. Приведем некотрые из них:


      Этюд №5 написан в ритме самбы с характерным двухтактовым ритмическим рисунком и использовании сочетания открытых и закрытых струн при игре аккордов.

     Экзерсиз №1, предназначен для развития характерной свинговой пульсации. Фактура экзерсоза очень проста, что позволяет концентрировать внимание на ритмической стороне упражнения.


    Этюд №3 написан в характерной синкопированной латиноамериканской манере, может служить отличным упражнением на развитие чувства ритма.


    Этюд № 4 написан в манере медленного свинга. Основная задача этюда выработать ритмические ощущение «джазовых» восмых (в види триольного пунктира) в басовой линии и аккомпанименте.



   Этюд в форме самбы «Желтый верблюд» является продолжением серии этюдов на развитие латиноамериканских ритмов.

Блюз. Рождение и развитие блюза. Форма блюза. Гармония блюза. Минорный и мажорный блюз. Блюзовая гамма. Пьесы в форме блюза и анализ аранжировок. Учитель и ученик – игра в дуэте (аккомпаниатор и импровизатор меняются местами). Использование блюзовой гаммы в импровизации. Игра блюзовых модуляций.                                                                                                                                                 

  Для изучения блюзов Александр Виницкий написал серию «Блюзов и джазовых прелюдий», а также зтюды в форме блюза. Этюд №7(блюз) в ми-мажоре пример сочетания простоты фактуры и композиторской оригинальности. Как известно, написать для гитары «простое» сочинение весьма сложная задача для композитора. В Этюде №7 отражаются все характерные особенности блюза: форма, гармоническая схема и специфические блюзовые ноты (пониженные 3, 5, и 7 ступени).





         



   ЭТЮД В ФОРМЕ БЛЮЗА превосходное упражнение на обыгрывание блюзовой гармонической прогрессии. Мелодия (тема) как таковая отсутствует, но мелодичность сохраняется за счет обыгрывания блюзовых тонов.

     Блюз №1 содержит две мелодические линии: верхний голос (терциями) и басовую линию, эмитирующую контрабас или бас гитару.

    Этюд №6 из «ДЕТСКОГО ДЖОЗОВОГО АЛЬБОМА» демонстрирует пример удачной дидактической композиции направленной на ознакомление детей с элементами блюза. Этюд технически не сложен, и может использоваться в начльных классах ДМШ.

    Вообще, Бразильская музыка это главная страница в творческой деятельности А. Виницкого. Ритмы босса – новы одни из самых сложных в бразильской музыке.

  

   Прелюдия №4 из цикла «Джазовые прелюдии» пример отличной аранжировки босса - новы для соло гитары. В прелюдии автор демонстрирует превосходное понимание фактурных особенностей босса - новы (полиметрическое сочетание мелодического голоса с аккомпаниментом). Прелюдия предназначина для изучения характерной «босса-новской» ритмики.

ЭТЮД №5 из «Детского джазового альбома» отличная дидактическая пьеса для детского возраста. Технически простая, эта босса содержит довольно сложную фактуру (бас+мелодия+аккомпанемент).

Глава 3.    

Джазовая музыка Александра Виницкого для детей и юношества.

   Во второй части «Детского джазового альбома №1» можно найти технически не сложные, но весьма интересные программные пьесы. Например, миниатюра «Маленький ковбой», написанная в блюзовой манере очень точно передает музыкальные особенности стиля кантри:

    Не сложная по фактуре пьеса под названием «Босса нова» пример удачной композиции для детей. Пьеса технически доступна уже на начальном периоде обучения (1-2 классы), и содержит основные элементы стиля босса - нова (синкопированная ритмика и ладогармонические особенности бразильской музыки).

   Весьма интересен тот факт, что пьесы из «Детского джазового альбома №1» имеют яркую образность, а, как известно дети лучше воспринимают музыку, если она несет им конкретный программный образ. (Пьесы под названием этюд, сонатина , аллегро и т. д. часто вызывают затруднения у детей, им нужен конкретный образ, который они могут представить.)

     Все эти миниатюры за своей видимой просотой помогают закреплять изченный в первой части материал ( пульсация джазовых восьмых( триольный пунктир), синкопорованная ритмика мелодической линии).

     За последнее время интерес к произведениям Александра Виницкого в джазовом стиле значительно возрос. Вот что сам А.Виницкий ответил на мой вопрос о том, как эволюционирует интерес к пьесам в джазовом стиле для детского и поросткового возраста, у педагогов ДМШ в Москве и России в целом: «Да, последние годы интерес резко возрос, и музыкальные школы заиграли, дети, по утверждению педагогов просто «подсели» на Детские джазовые альбомы. Особенно 1-й выпуск. Ведь в этом сборники есть много пьес. Упражнений и комментарии. Теперь он с диском, где я всё записал сам. И всё-таки  многие педагоги не понимают, как играть и чего ждать от этой музыки. Я провожу довольно часто, но недостаточно семинаров по этой теме. Вот те из педагогов, кто прошёл хотя бы 3-4 семинара, уже можно сказать, наслаждаются в полной мере работой с моими пьесами. Ведь в них заложена система развития чувства ритма, контроля за игрой, основы исполнительской стабильности». Отличительной особенностью системы А. Виницкого является то, что все свой издания он выпускает вместе с компакт-диском. На вопрос главного редактора журнала «Гитаристъ» В. Волкова надо ли выпускать ноты с аудиокассетами или компакт-дисками Виницкий ответил однозначно: «Обязательно! В музыке этого направления необходимо иметь стилистические ориентиры и желательно, чтобы материал был озвучен».[9]

        Большой популярностью пользуется «Детская джазовая сюита «Карусель». Отдельные части из этой сюиты можно часто услышать на экзаменах и концертах в ДМШ. Пьесы написаны с большой композиторской изобретательностью, каждая часть сюиты написана в определенном джазовом стиле:

     Композиция «Происшествие в удивительном лесу» написана в стиле ЛАТИНО (ровная линия баса и синкопированная ритмике мелодии).

  Следующая пьеса уже содержит свинговую ритмику и элементы блюза:

    Пьеса «Курьез» знакомит исполнителя с «шагающим басом», характерным приемом при игре аккомпанимента в джазовой музыке.

       Произведение с интрегующим названием «Жду новостей» вводит юных исполнителей в мир бразильской самбы. Пьеса насыщена сложными синкопами, но в этом и есть неповторимый колорит латиноамериканской музыки. В техническом плане требует серьезной проработки, особое внимание нужно уделить ритмики: сложность для начинающих музыкантов может вызвать отсутствие сильных долей, задача в том и состоит , чтобы научиться чувствовать сильные доли в ритмических конструкциях при их отсутствии. Это является важнейшим элементом латиноамериканской музыки в целом и конкретно самбы.



      К произведениям в джазовом стиле для детей Александра Виницкого проявляют интерес не только отечественные поклонники гитары. Крупные зарубежные издательства уже много лет сотрудничают с А.Виницким. А обозреватели известнейших гитарных журналов пишут восторженные рецензии на работы Виницкого.Приведу несколько примеров:

 Журнал «Classical Guitar». Англия.

«Не часто услышишь «Эврика!» от обозревателя, но я чуть не воскликнул «Эврика!», просматривая этот восхитительный сборник «On the Way to Jazz» Александра Виницкого, изданного французским издательством «Lemoine». Вот он, наконец: джаз на классической гитаре, и звучит по-настоящему…»[10]

      А вот, что написал главный редактор авторитетнейшего «Classical Guitar»

«Примером интелектуального джаза и поэтического джаза было выступление Александра Виницкого, который играет джаз на классической гитаре, подтверждая, что сам инструмент обладает богатейшими выразительными возможностями».[11]

    Уместно также привести высказывание редакции американского издательства MEL BAY в предисловии к сборнику «Джазовые этюды и упражнения для классической гитары Александра Виницкого»: «Виницкий – композитор, Виницкий – исполнитель создаёт сложную классическо - джазовую конструкцию, имеющую прочный фундамент и вместе с тем изящную, почти невесомую надстройку. Он досконально изучает музыку разных народов, постоянно ищет, пробует, экспериментирует, стремясь заглянуть за пределы дальних горизонтов».[12]

Заключение.

 Завершая дипломную работу, следует отметить, что в России популярность шестиструнной гитары неизменно растет. Меняется и активно развивается гитарная педагогика, появляются новые метобики преподавания игры на инструменте. Заполняются «белые пятна» гитарного педагогического и концертного репертуара, происходит интеграция российской гитарной педагогики в мировое музыкальное пространство. Авторская методика Александра Виницкого «Джаз на классической гитаре» занимает, на мой взгляд, очень важное место в сегодняшней гитарной педагогической системе как у нас в стране, так и зарубежем. А. Виницкий первый гитарист в нашей стране, и один из немногих гитаристов в мире, который попытался проложить дорогу в деле объединения джаза и исполнительства на классической гитаре. Особую роль в современном педагогичаском репертуаре для классической гитары играют произведения А.Виницкого для детей и юношества. Они, несомненно, помогают педагогам ДМШ и ДШИ, а также способны последовательно приобщать детей к хорошей современной гитарной музыке.

        В рассмотренной методической системе Александра Виницкого наблюдается стройность и последовательность изучения различных аспектов (ритмические особенности, характерные мелодические интонации и т.д.) латиноамериканской музыки (самба, босса - нова, латино) и джаза (блюз, свинг).

         Сам Александр Виницкий считает, что его система находится в постоянном развитии, появляются новые идеи, новый опыт. Будем надеяться, что А.Виницкий предложет еще много интересного для российских поклонников гитары.

        В завершении работы хочу привести слова одного из самых авторитетных отечественных гитаристов Заслуженного артиста России, Лауреата международных конкурсов, профессора РАМ им. Гнесиных Фраучи А.К.:  «Александр Виницкий – музыкант нового направления, который сумел обьединить в своем творчестве бразильскую музыку с джазовой гармонией, что само по себе является новым словом в гитарном искусстве».[13]

Библиография.

1)      Агафошин П. С. Школа игры на шестиструнной гитаре. – М.: Музыка,  1994.

2)      Вайсборд. М. А. Андрес Сеговия и гитарное искусство двадцатого века. – М.: Музыка, 1983.

3)      Вайсборд. М. А. Гитара и гитаристы. – М.: Музыка, 1979.

4)      Волков В. Д. Интервью с музыкантом. \\Гитарист, 2002, №1 с.13

5)     Волков В. Д. Проблемы гитарного репертуара. \\Гитарист, 2000, №1 с.23

6)   Вещицкий П. И. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. Аккорды и аккомпанемент. – М., 1970, с. 53

7)   Иванов – Крамской А. М. Школа игры на шестиструнной гитаре. – М.:Музыка, 1974.

8)   Купер К. Краковский гитарный фестиваль. Classical Guitar, 2001, №2, с. 18.

9)   Манилов В. С. Джаз в ритме самбы. – К.: Музична Украiна, 1985.

10) Молотков В.Н. Джазовая импровизация на шестиструнной гитаре. – К.: Музична Украiна, 1989.

11) Молотков В. Н., Манилов В. С. Техника джазового аккомпанемента на шестиструнной гитаре. – К., Музична Украiна, 1986.

12) Фаулз П. Обзор нотных изданий. Classical Guitar, 1999, №1.

13) Фраучи А. К. Александр Виницкиц – музыкант нового направления.\\Гитарист, 1997,№2.


[1] Волков В., Интервью с музыкантом. Гитарист. 2002 №1. с.21

[2] Волков В.,Проблемы гитарного репертуара.2000 №1 с. 23

[3] Волков В.,Интервью с музыкантом. Гитарист.2002 №1 с.20

[4] Цит. по В.Волков. Интервью с музыкантом. Журнал «Гитаристъ» 2002 №1

[5] В.Волков. Интервью с музыкантом .Журнал «Гитаристъ» 2002 №1

[6].Молотков В., Манилов В. Техника джазового аккомпанимента. -  К., с. 4

[7] Вещицкий П. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. Аккорды и аккомпанемент.  - М., 1970, с.53

[8] В.Молотков. Джазовая импровизация на 6-и струнной гитаре.- К., 1989 , с. 3

[9] . Волков В. Интервью с музыкантом. Журнал «Гитаристъ» (2002 №1), с. 24.

[10] Пол Фаулз. Обзор нотных изданий.Classical Guitar.1999 №3., с.36.

[11] Колин Купер. Краковский гитарный фестиваль.Classical Guitar.2001 №2, с.18.

[12] MEL BAY PUBLICATIONS,  2004.

[13] Фраучи А. К. Музыкант нового направления.\\Гитарист.1997 №1.с32

Похожие работы на - Авторская методика гитариста Виницкого

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!