Программный комплекс для станка с ЧПУ
Содержание
1. ОПИСАНИЕ
ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА4
2.
КОНСПЕКТЫ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
2.1
КОНСПЕКТ УРОКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ЦОР «ПРОГРАММНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СТАНКОВ С ЧПУ». СТАНКИ
С ПУ И ИХ ОБСЛУЖИВАНИЕ
2.2
КОНСПЕКТ УРОКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ЦОР «ПРОГРАММНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СТАНКОВ С ЧПУ» ПО
ПРЕДМЕТУ «ТЕХНОЛОГИЯ» В 9 КЛАССЕ ПО БАЗИСНОМУ ПЛАНУ
2.3
КОНСПЕКТ УРОКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ЦОР «ПРОГРАММНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СТАНКОВ С ЧПУ».
ФРОНТАЛЬНЫЙ УРОК
2.4
КОНСПЕКТ УРОКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ЦОР «ПРОГРАММНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СТАНКОВ С ЧПУ».
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА НА ИМИТАЦИОННОЙ МОДЕЛИ ТОКАРНОГО СТАНКА
2.5
КОНСПЕКТ УРОКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ЦОР «ПРОГРАММНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СТАНКОВ С ЧПУ».
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «УПРАВЛЕНИЕ СТАНКОВ С ЧПУ»
3.
АВТОРСКАЯ ГРУППА
Название ЦОР
|
Программное управление станков с
ЧПУ
|
Год издания
|
2004 год
|
Разработчик. Издатель.
|
ЗАО «Генезис знаний»
|
Тип ЦОР
|
Учебное электронное издание.
Компьютерный практикум.
|
Название предметной области
|
Начальное профессиональное образование
|
Назначение (для кого предназначен
ЦОР)
|
Для преподавателей, мастеров -
производственного обучения, учащихся
|
Наличие рекомендаций Министерства
образования РФ, НФПК
|
Рекомендация Министерства образования
и науки, 2004 г.
|
Соответствие базовому
учебно-методическому плану
|
соответствует плану проведения
практикумов
|
Наличие методического сопровождения
|
Не имеется
|
Описание системных требований
|
Да
|
Возможность сетевой работы
|
Да
|
Особенности работы ЦОР
|
Работает в системе Windows без особых требований
|
Возможность сетевой работы
|
Имеется.
|
Наличие теоретического материала
|
В справочном варианте, достаточного
для проведения практикума
|
Наличие заданий для закрепления материала
|
Да
|
Наличие проверочных заданий (средств
мониторинга знаний)
|
Да
|
1. Описание цифрового образовательного ресурса
О соответствии представленного
учебного материала на ЦОР «Программное управление станков с ЧПУ» к содержанию
предметного и базового курса «Оператор станков с программным управлением» и
«Станочник широкого профиля»
Матвиевская Ирина Борисовна, ЧИРПО, методист
В учебнике представлен
материал по 15 разделам: “Назначение и расположение органов управления станка с
ЧПУ. Основные сведения о программном управлении станками. Классификация станков
с ЧПУ. Пульт управления НУ-31.Управление станков с ЧПУ. Технологические
команды. Кодирование технологических команд. Узлы, приводы и элементы станков и
устройств с ЧПУ. Порядок подготовки и подналадка станка с ЧПУ. Сверлильные
станки с ЧПУ. Многоцелевые станки с ЧПУ. Инструменты и обработка. Техника
безопасности”, содержание которых соответствует содержанию разделов предметов базового
и специального курсов учебного плана для подготовки специалистов по профессиям
“Оператор станков с программным управлением”, “Станочник широкого профиля”.
Учебный материал по
каждому из разделов проструктурирован в следующем порядке: каждый раздел разбит
на темы, количество которых определено объемом содержания раздела. Каждая тема
представлена теоретическим блоком (теоретический минимум), выполненным с
элементами презентации с применением анимации (опорные конспекты),
сопровождающимся эффектно представленными небольшими видеофильмами, что дает
возможность уже с первых теоретических уроков иметь полное представление об
используемом оборудовании и работы на нем. Затем обучаемому предложено пройти
курс самоконтроля, представленного тестами 1 уровня, разработанных в
соответствии с требованиями информационных технологий. После в разделе
“Практикум” учащийся пробует поэтапно отработать часть операций отраженных в
теоретическом блоке и разделе “Самоконтроль”. При затруднении выполнения
заданий имеется подсказка. Завершается работа выходным контролем. Во многом
предложенные задания повторяют задания “Самоконтроля” и “Практикума”, но уже
без использования подсказок.
В рассматриваемом издании
имеется понятийный словарь, разработанный в соответствии с использованием
технических терминов по каждому из разделов.
Разработан также и
функционирует журнал успеваемости по изучению теоретического минимума,
выполнению практикума и контрольных заданий с определением среднего результата.
Следует обратить
внимание, что возможна корректировка как теоретической части, так и тестовых
заданий, т.е. любой преподаватель может с течением времени сам расширить и
усовершенствовать предложенное издание.
На диске имеется
информация по программе, однако, в качестве примера здесь заведена информация
диска “Сварка на автоматических и полуавтоматических машинах”, что недостаточно
удобно.
УНПО, ведущим подготовку
по интегрированной профессии “Станочник (металлообработка)” необходимо
приобрести данный учебник, который окажет помощь в усвоении нового материала, в
устранении пробелов знаний учащихся по темам.
Достоинства и
недостатки ЦОР «Программное управление станков с ЧПУ» по: содержанию,
наглядности, возможности использования как учебного и дидактического
инструмента.
О степени
встраиваемости ЦОР в учебный процесс.
Бавенко Эндже Рашитовна,
преподаватель спецтехнологии ПУ №97
Замосковецкая Галина Дмитриевна ,
методист ПУ №97
Достоинства и недостатки
ЦОР
по содержанию: Теоретический
минимум скуп на определения, существует неплохой словарь по базовым терминам,
нет основного раздела «Технологический процесс изготовления деталей» с
распечаткой чертежей, режимами резания; представлена классификация станков,
назначение и расположение основных составных частей.
по наглядности: представлен
неплохой набор изучаемых станков, но нет наглядности в конкретных изображениях
узлов, геометрии режущих элементов.
Возможности использования
ЦОР в организации занятия:
·
Может
использоваться как демонстрационный материал для объяснения нового материала,
для проведения обзорных занятий
·
Не подходит для
самостоятельного изучения для подготовки по заявленной дисциплине (операторы
станков с ЧПУ)
·
для подготовки
преподавателя к занятию и подбору видеоматериала по темам, создание
учебно-дидактической презентации для демонстрации с помощью проектора.
Степень встраиваемости
содержания ресурса в учебные программы: частично содержание ЦОР можно
использовать в ознакомительной форме для проведения работ по дисциплине
«Оборудование».
Необходимые технические
требования к компьютеру:
·
Microsoft
Windows 98, Windows Me, Windows 2000, Windows XP;
·
процессор 233 МГц;
·
оперативная память: 64 Мб для Windows 98/ME, Windows 2000 Professional и Windows XP;
·
видеокарта 800х600, true color;
·
звуковая карта 16
бит (рекомендуется);
·
колонки или
наушники;
·
дисковод CD-ROM
12х;
·
свободное место
на жестком диске не менее 500 Мб.
Установка производится с
помощью автозапуска, никакие дополнительные действия в ходе установки не
предусмотрены. Возможность использования продукта в локальной сети отсутствует.
Взаимодействие ученика
с информационной средой ЦОР «Программное управление станков с ЧПУ»
Структура ЦОР позволяет
обучаться ученику в индивидуальном темпе. Пособие предназначено для проведения
практикумов по общетехническим дисциплинам, таким как школьный курс
«Технология», курсам начальной профессиональной подготовки технического
направления, в которых предусмотрены занятия по ознакомлению со станками с
числовым программным управлением. Ресурс ограничен в своем использовании и как
отдельное учебное пособие, не может применяться в учебном процессе. Однако
отдельные уроки можно целиком встраивать в программы обучения как практикумы
для самостоятельной работы ученика или проведения коллективных тренингов.
Работа с пособием
включает изучение материала с последующей проверкой результата решения задачи и
ответа на вопросы. Переключение на различные пути происходит посредством выбора
одного ответа из предложенных к вопросу или задаче. Таким образом,
многовариантный выбор кодирует типовые проблемы в усвоении нового материала. Но,
не смотря на много вариантность, процесс работы ученика жестко детерминирован,
свобода работы ученика с материалом минимальна. Возможность случайного выбора
ответа и перехода на соответствующую линию изложения побуждает ученика к экспериментам,
не имеющим содержательной линии, самодеятельность ученика не только не
планируется, но даже запрещается.
Пособие полезно для
передачи простых фактических данных. Обучаемый может пропустить детализацию
отдельных вопросов. Возможно, что интерес ученика к работе упадет на этапе
выходного контроля, когда начинают повторение вопросов и ответов. Появится излишняя
утомляемость.
Мотивацией в работе с
пособием могут быть внешние стимулы, такие как сдача экзамена, организация
соревновательной атмосферы учителем, коллективная работа класса, организованная
через через проектор.
Работа учащегося с
пособием связана с тренингом простейших интеллектуальных реакций: проявляются
общие способности ученика быстро ориентироваться в окружающей среде, быть
собранным, внимательным в течении короткого интервала времени.
Возможности использования
среды для формирования системных знаний ограничены. Но с другой стороны,
простота работы с ЦОР обеспечивает успешное выполнение заданий, которое
побуждает у учащегося уверенность, снимает скованность, уменьшает тревожность.
Данный цифровой
образовательный ресурс можно использовать как дополнительный дидактический
инструмент.
Рубцов Георгий Иванович,
учитель физики и технологии ЧСШ№2
2.1 Конспект урока с
применением ЦОР «Программное управление станков с ЧПУ».
Станки с ПУ и их обслуживание
Бавенко Эндже Рашитовна,
преподаватель спецтехнологии ПУ №97
Замосковецкая Галина Дмитриевна ,
методист ПУ №97
Предмет: Специальная технология станочников
широкого профиля (металлообработка)
Место занятия в
структуре образовательного процесса: урок по учебному плану.
Тема урока по
учебно-тематическому плану: Основные сведения о ПУ, Классификация систем ПУ
Номер урока по теме: №23 «Станки с программным управлением
и их обслуживание»
Форма урока: комбинированный.
Цели урока:
Дидактическая –
обеспечить в ходе урока усвоение материала по типам систем программного
управления станками и классификации числового программного управления
Развивающая – развивать
умение восприятия, осмысления и применения полученных знаний
Воспитательная –
сформировать стремление к внимательности, к глубокому усвоению знаний и
осознания принадлежности к профессии «Станочник широкого профиля»
Методическая –
использование частично – поисковых проблемных ситуаций для познания учащимся
нового материала; применение электронного учебника «ПУ станками с ЧПУ» на
уроке, усвоение новых знаний и диагностики качественного обучения
Оборудование: персональный компьютер с колонками
(специализированный компьютерный класс, при наличием локальной сети), проектор
с экраном, компакт-диск «ПУ станками с ЧПУ».
№ п/п
|
Этап занятия
|
Время (минут)
|
Дидактическая задача
|
Содержание занятия
|
Деятельность преподавателя
|
Деятельность учащихся
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
1
|
Организационный момент
|
2-3
|
Организация и привлечение учащихся
на учебную деятельность
|
|
Приветствие, учет посещаемости,
подготовка рабочих мест
|
Подготовка к уроку
|
Итог: Создана рабочая обстановка
|
2
|
Мотивация
|
2-3
|
Вызвать интерес к изучаемой теме,
показать значимость темы и определить цели занятия
|
Указывается значение и применение
полученной информации в будущей профессиональной деятельности
|
Формирование интереса к материалу
занятия, ознакомление с целями и ходом занятия
|
Самоосмысление цели занятия.
Записывают тему и вопросы новой
темы.
|
Итог: постановка целей, знакомство
с планом и ходом занятия
|
3
|
Адаптация к основному этапу занятия
|
8-10
|
Формирование основных направлений
развития изучаемой темы
|
Изложение основных понятий рассматриваемых
на уроке
|
Анализ уровня знаний
1. Универсальное не автоматизированное
оборудование (чертеж – станочник – станок – деталь)
2. Понятие о программном управлении
(чертеж – таблица исходных данных – программоноситель – станок - деталь)
|
Устные ответы на вопросы преподавателя;
Составление алгоритма
универсального и программного управления станком;
Работа с учебником
|
Итог: Осознание и быстрое
самовключение учащегося в основной познавательный ритм
|
4
|
Изложение нового материала
|
50
|
Ознакомление с новым материалом и
установление взаимосвязи с производственным обучением на предприятии
|
Новый материал
1. Что такое ПУ и ЧПУ
2. Разновидности систем ЧПУ
а) по способу подготовки и ввода УП
|
Организация работы учащегося,
корректировка ответов по необходимости;
Готовить задачу по учебнику
|
Работа на компьютере по заданию
преподавателя.
Просматриваются разделы 2.1.Что
такое ПУ и ЧПУ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
№
|
ФИО
|
Должность,
место
работы
|
Квалификационная категория,
педагогический стаж
работы
|
Опыт использования ЦОР в учебном
процессе
|
Контакты
|
1
|
Бавенко Эндже Рашитовна
|
Преподаватель спецтехнологии ПУ №97
|
40 лет
|
нет
|
|
2
|
Замосковецкая Галина Дмитриевна
|
Методист
ПУ №97
|
20 лет
|
нет
|
|
Рубцов Георгий Иванович,
учитель технологии ЧСШ №2
Предмет: Технология.
Место занятия в структуре
образовательного процесса: урок по учебному плану (2 академических часа).
Тема урока по
учебно-тематическому плану: Назначение и расположение органов управления станка
с ЧПУ
Форма урока: практикум.
Цели урока:
·
знакомство
учащихся с назначением и расположением органов управления станка с ЧПУ;
·
приобретение
учащимися технологических умений управления станком на виртуальном тренажере;
·
формирование
познавательной - самостоятельной активности учащихся;
Методика проведения
урока: Новые знания учащиеся получают путем самостоятельной работы, используя
ЦОР, на основе интерактивности программы.
Учитель контролирует
процесс усвоения и вмешивается в проблемные ситуации при непреодолимых учеником
затруднениях. Урок проводится форме компьютерной игры. В конце урока
целесообразно озвучивание проделанной работы учениками: в форме беседы.
Ход урока:
Организационный момент -
2 мин.
Приветствие. Постановка
целей и задач. Знакомство с этапами урока.
I. Объяснение нового
материала.
Опорные понятия:
Общие сведения о системе
управления станком. Основные органы управления. Пульт оператора. Боковая стойка
панели управления. Панель включения станка. Панель программирования.
Метод объяснения
материала:
Иллюстративно – демонстрационный. С помощью видеороликов. На каждый вопрос –
ролик. Ролики сопровождаются текстовыми подсказками. Ученики работаю в интерактивном
режиме за PC в специализированном компьютерном
классе.
Период времени
объяснения: 20 – 25 мин. Время фиксируется в правом верхнем углу экрана.
Общие сведения о
системе управления станков с ЧПУ
(Краткий конспект)
Под управлением станком
принято понимать совокупность воздействий на его механизмы, обеспечивающие
выполнение технологического цикла обработки, а под системой управления –
устройство или совокупность устройств, реализующих эти воздействия.
Числовое программное
управление – это управление при котором программу задают в виде записанного на
каком-либо носителе массива информации. Управляющая информация для системы ЧПУ
является дискретной и ее обработка в процессе управления осуществляется
цифровым методами.
Основные органы
управления станком «Электроника НЦ – 31»
Объяснение материала идет
через видео ролик. Перед объяснением учащимся предлагается быть внимательным к
терминам. В случае необходимости прокрутить ролик заново. Сделать краткие
записи по вопросу.
Пульт оператора станка
«Электроника НЦ – 31»
Включает в себя следующие
устройства:
- боковая стойка пульта
оператора;
- панель программирования
станка;
- панель включения
станка.
Боковая стока панели
управления станка:
Кнопка аварийного
выключения станка. Лампа индикатор вращения шпинделя. Трехпозиционный
выключатель. Ручка точной настройки.
Панель включения станка.
Переключатель обработки
от внешних источников управляющих программ. Кнопка выключения пульта.
Включатель/выключатель режима обработки с внешним носителем
программ. Индикаторы
диапазона оборотов. Кнопка включения шпинделя. Кнопка отключения привода.
Переключатель подачи эмульсионный. Толчковая кнопка, смазка каретки
направляющих. Переключатель лампы освещения.
Считывающее устройство.
Группа цифровых и
призрачных индикаторов. Группа режимных клавиш. Группа клавиш индикации
положения и выбора направлений движения маховика. Группа клавиш перемещений в
ручном режиме. Группа исполнительных клавиш. Группа клавиш специального
назначения. Группа клавиш набора.
II. Закрепление
пройденного материала. (20 мин)
Закрепление материал
ведется через тестирование.
1 вопрос - Определите
назначение кнопки панели включения и с помощью мышки перетащите на свое место.
Варианты ответов: кнопка
включения шпинделя; кнопка включения питания; лампа «внимание».
2 вопрос – Укажите
правильные названия частей станка.
Варианты ответов:
станина; суппорт; защитный кожух.
3 вопрос – Укажите названия
частей станка.
Варианты ответов:
револьверная головка; шпиндель; зажимной патрон.
4 вопрос – Определите и
перетащите с помощью мыши названия элементов расположенных на панели включения
станка.
Ответы: вкл/выкл режима
обработки с внешним; переключатель подачи эмульсии; отключение привода;
переключатель режима обработки от внешних управляющих программ; толчковая
кнопка, смазка каретки и направляющих; включение шпинделя; индикатор диапазона
оборотов (М38; М39, М40)
Вопрос 5 - Выберите,
указанное стрелкой правильное название боковой стойки пульта оператора станка,
и перетащите его с помощью мыши на свое место.
Варианты ответов:
маховичок; индикатор вращения шпинделя, механический блокиратор; толчок
шпинделя.
Вопрос 6 – Определите,
выполненные цветом названия зоны на панели программирования станка НЦ-31.
Варианты ответов: группа
клавиш перемещений в ручном режиме; группа исполнительных клавиш; группа клавиш
спец. назначения; группа клавиш набора, группа клавиш индикации положения и
выбора направления движения.
Перерыв.
III Практическая часть
работы: (20 -30 мин)
Цель работы: Приобретение
навыков включения и выключения станков с ЧПУ в различных режимах.
Особенности выполнения
работы:
Самостоятельное изучение
основных органов управления станка с ЧПУ. Работа направлена на освоение навыков
действий в аварийных ситуациях.
1. Оборудование: В
практикуме рассматривается токарный станок «Электроника НЦ-31».
2. Материалы и
инструменты изучаются с помощью наведения мыши, предлагаются задания, которые
нужно выполнить.
3. Правила техники
безопасности предлагаются в виде текста.
4.Осуществляется входной
контроль практики.
Задание: Последовательно
укажите на панели включения: кнопку/лампу включения пульта; кнопку/лампу
включения шпинделя; кнопку отключения привода.
5. Изучение панели
включения путем наведения указателя мыши на элемент панели.
6. Включение станка с ЧПУ
в режиме «Ручное управление»
7. Выключение станка с
ЧПУ
8. Аварийная ситуация: произошел
слом детали. Задание: необходимо выключить станок за десять секунд.
9. Аварийная ситуация: в
области вращающихся деталей издается нехарактерный звук.
Задание: необходимо
выключить станок за десять секунд.
10. Аварийная ситуация:
рядом со станком пахнет горелой проводкой. Выполните .аварийное отключение
станка
11. Рассмотрите станок и
найдите изображение пульта оператора.
12.Выходной контроль.
IV.Контроль качества изучаемого
материала: (10 -15 мин)
(Происходит через
выполнение заданий в интерактивном режиме)
VI. Подведение итогов
(2-3 мин)
В журнале успеваемости по
изучению теоретического минимума, выполнению практикума и контрольных заданий
определяется средний результат работы за весь урок.
Учитель подводит итоги
занятия в словесной форме, анализируя весь ход урока.
№
|
ФИО
|
Должность,
место
работы
|
Квалификационная категория,
педагогический стаж
работы
|
Опыт использования ЦОР в учебном
процессе
|
Контакты
|
1
|
Рубцов Георгий Иванович
|
Учитель технологии, ЧСШ№2
|
Первая категория
|
да
|
8 351 69 2 15 52
|
2
|
|
|
|
|
|
Предмет: Элективный курс «Холодная
обработка металлов резанием» в 10 классе.
Место занятия в
структуре образовательного процесса: урок по учебному плану
Тема урока по
учебно-тематическому плану: «станки токарной группы»
Номер урока по теме: 9
Форма урока: фронтальный урок
Цели урока:
·
знакомство
учащихся с основными узлами токарных станков;
·
выработать умение
различать станки, принадлежность узлов станков, определять технологические
возможности станков;
·
развитие
познавательной самостоятельной активности учащихся.
Условия проведения
занятия: медиалекторий,
кабинет информатики.
Ход урока:
Этап урока
|
Текущее
время
(мин)
|
Содержание работы
|
|
|
Организационный
момент
|
1
3
|
Инициализация урока: объявление темы,
целей, объяснение хода урока. Организация рабочего места
|
|
|
Повторение пройденного
|
4
9
|
Вводное повторение в виде устных
упражнений (беседа). Предлагаемые для беседы вопросы проектируются на экран с
помощью диапроектора. Дидактический материал для беседы - информационные
объекты (слайды, ролики, схемы, тесты, задания цифрового образовательного ресурса).
|
|
|
Изложение нового материала
|
10
25
|
Материал излагается путем просмотра
видеороликов, слайдов, схем ЦОР «Программное управление станков с ЧПУ» по
данному уроку. Учащиеся ведут конспекты. Работа ведется в разделе ЦОР
«Теоретический минимум»
1)
Узлы токарного
станка.
2)
Токарно - карусельные
станки.
3)
Обработка на токарном
станке.
4)
Виды токарных
станков
Этап урока соответствует разделу
«Теоретический минимум» ЦОР
|
|
|
Первичное закрепление материала
|
26
40
|
Этап урока соответствует разделу
«Самоконтроль» ЦОР. Учащиеся знакомятся с задачами, в решения которых заложен
новый материал, способами их решения. Работа фронтальная в виде ответов на
вопросы (эвристическая беседа). Вопросы и варианты ответов проецируются на
экран. Учащиеся коллективно находят правильный ответ.
|
|
|
Организационный момент
|
40
45
|
Подведение итогов. Инициализация
места полученных знаний в курсе обучения.
|
|
|
Детализированный план
применения ЦОР на уроке
Общий план этапа урока
|
Изложение нового материала
|
10
25
|
Материал излагается путем просмотра
видеороликов, слайдов, схем ЦОР «Программное управление станков с ЧПУ» по
данному уроку. Учащиеся ведут конспекты. Работа ведется в разделе ЦОР «Теоретический
минимум»
·
Узлы токарного
станка.
·
Токарно - карусельные
станки.
·
Обработка на токарном
станке.
·
Виды токарных
станков
Этап урока соответствует разделу
«Теоретический минимум» ЦОР
|
|
|
Детализированный план
объяснения нового материала
Парадигма
|
|
Демонстрируется на экран видео
ролик «Узлы токарного станка».
|
|
|
Учитель ориентирует учащихся на
письменную фиксацию основных положений предъявляемого материала.
Ученик анализирует информацию,
выделяет существенные положения и записывает их.
Учитель дополняет материал ролика.
Основные положения диктуются
учителем
|
10
12
|
|
|
|
|
|
Демонстрация ролика
«Токарно-карусельные станки»
|
|
|
Учитель фиксирует внимание на сравнении
информации роликов. Приводит примеры из предыдущего и текущего ролика так,
чтобы предлагаемые им примеры описывали последующие теоретические понятия.
Выявляются общее и отличное двух типов станков.
|
12
14
|
|
|
|
|
|
«Обработка на токарном станке»
|
|
|
Поскольку еще не сформулированы
обобщения, ученик не знает, какими они будут, самодеятельность ученика связана
объединить разнородные факты, запоминанием их для последующего применения во
время тестирования.
|
12
15
|
|
|
|
|
|
«Виды токарных станков»
|
|
|
Учитель обращает внимание на
запоминание фактов.
Самодеятельность ученика направлена
на развитие памяти, тренировку внимательности
|
15
20
|
Показываются марки токарных
станков.
|
|
|
Текущее время: 20 - 25
мин
Обобщаются факты.
Сформулированы понятия «унифицированные узлы», «специализация станков от вида
обработки». Определены признаки общего и различного. Выделено главное, факты,
которые нужно запомнить. Учитель инициирует учеников к пересказу увиденного,
записанного, обобщенного материала.
Детализированный план первичного
закрепления материала
Первичное закрепление материала
|
26
|
Этап урока соответствует разделу «Самоконтроль»
ЦОР. Учащиеся знакомятся с задачами, в решения которых заложен новый
материал, способами их решения. Работа фронтальная в виде ответов на вопросы
(эвристическая беседа). Вопросы и варианты ответов проецируются на экран.
Учащиеся коллективно находят правильный ответ.
|
|
|
Итог: учащиеся
познакомились с основными узлами токарного станка, с их типами
Предмет: Элективный курс «Холодная
обработка металлов резанием» в 9 кассе.
Место занятия в
структуре образовательного процесса: урок по учебному плану
Тема урока по
учебно-тематическому плану: «Управление токарным станком»
Номер урока по теме: 9
Форма урока: практикум;
Цели урока:
·
формирование навыков работы на
имитационной модели токарного станка;
·
развитие
внимания, наблюдательности, умения обобщать;
·
знакомство с
имитационными моделями как средством познания;
Ход урока:
Этап урока
|
Текущее
время
(мин)
|
Содержание работы
|
|
|
Организационный
момент
|
1
3
|
Инициализация урока: объявление
темы, целей, объяснение хода урока. Организация рабочего места
|
|
|
Актуализация
|
4
9
|
Вводное повторение в виде устных
упражнений (беседа).
|
|
|
Практическая работа
|
10
42
|
Практическая работа проводится на
имитационной модели токарного станка с помощью ЦОР «Программное управление
станков с ЧПУ».
Работа разбита на 10 фрагментов:
|
|
|
Организационный момент
|
42
45
|
Подведение итогов. Инициализация
места полученных знаний в курсе обучения.
|
|
|
Детализированный план
проведения урока с применением ЦОР.
Выполнение заданий на
основе полученных знаний. Учащиеся работают с имитационными моделями.
Реализуется педагогическая парадигма исследовательского обучения. Учащиеся
самостоятельно воспроизводят явления, наблюдают ход их в процессе выполнения,
изменяют базовые параметры модели, инициирующие согласованные параметры
управляемой модели, тем самым формируются полезные навыки.
Парадигма
|
Текущее
время
|
Фрагмент работы
|
|
|
Постановка цели работы и
особенностей выполнения заданий выполняется в интерактивном режиме.
|
10
12
|
|
|
|
Определяется объект изучения.
Учитель обращает внимание на то,
что работа с имитационной моделью не тождественна работе с реальностью.
|
13
14
|
|
|
|
Имитация работы в режиме ручного
управления.
Так как, ученик никогда не выполнял
предлагаемые инструкции, порождается противоречие между знанием и не знанием
- проблемная ситуация.
|
15
16
|
|
|
|
Нажатие кнопки «Совет» -
подсказывает с помощью выделения ключ к действию.
|
17
18
|
|
|
|
Самодеятельность ученика связана с
тренировкой памяти, заучиванием, тренировкой внимательности.
Затруднение снято. Инструкция
перестает быть проблемной.
|
19
20
|
|
|
|
Ученик изменяет параметры
изучаемого объекта - модели. Видит моделируемый процесс.
|
21
22
|
|
|
|
При успешном выполнении сообщается
об успешности выполнения задания. Ученик видит результаты выполнения инструкции.
|
23
24
|
|
|
|
Порождается новая проблемная
ситуация связанная с техническими терминами.
|
25
26
|
|
|
|
Затруднение вызывается тем, что для
выполнения задания нужно выполнить несколько действий. Выполнение действий
включает «выбор» из двух возможных вариантов.
|
27
28
|
|
|
|
Исследовательское обучение с
помощью имитационной модели предполагает избирательность, как правило, только
базовых параметров, поэтому обучаемый избавлен от потока несущественной информации.
|
29
30
|
|
|
|
Наличие механизма управления
деятельностью обучаемого - направляет обучение ученика в надлежащее русло.
|
31
32
|
|
|
|
Направление деятельности ученика
реализуется кнопкой «Совет» При неправильном наборе команд идет сброс выполненных
команд.
|
33
34
|
|
|
|
По мере продвижения задания
усложняются включением отработанных инструкций и ранее полученных навыков.
|
35
36
|
|
|
|
При выполнении задания для
инструкции показывается ролик. Используется процедурный способ хранения
информации.
|
37
38
|
|
|
|
Управление станком в режиме «
ручное управлении»
|
39
40
|
|
|
|
Одним из регулярных способов
порождения проблемных ситуаций будет работа с моделью вне границ ее
применения.
|
41
42
|
|
|
|
2.5 Конспект
урока с применением ЦОР «Программное управление станков с ЧПУ». Контрольная работа по теме
«Управление станков с ЧПУ»
Предмет: Элективный курс «Холодная
обработка металлов резанием» в 10 классе.
Место занятия в
структуре образовательного процесса: урок по учебному плану
Тема урока по
учебно-тематическому плану: «Управление станком с ЧПУ»
Номер урока по теме: 9
Форма урока: проверка знаний в виде контрольной
работы
Цели урока:
·
проверка
проектируемых результатов обучения по теме «Управление станком с ЧПУ»;
·
развитие
способности ученика утверждаться при жестких требованиях к выполняемой работе;
·
формирование
волевых качеств по отношению к ситуации, когда нельзя изменить результаты и тем
самым социальную оценку учащегося.
Ход урока:
Этап урока
|
Текущее
время
(мин)
|
Содержание работы
|
|
|
Организационный
момент
|
1
3
|
Инициализация урока: объявление
темы, целей, объяснение хода урока. Организация рабочего места
|
|
|
Актуализация пройденного материала
и требований к уроку
|
4
9
|
Краткий обзор пройденного материала.
Обзор требований, предъявляемых к
уроку, правил поведения и выполнения заданий.
|
|
|
Контрольная работа
|
10
42
|
Выполнение типовых заданий, которые
отражают проектируемые результаты обучения учащихся по теме «Управление станком
с ЧПУ». Работа ученика подчинена жесткому плану и точно дозирована: задания
должны быть решении и оформлены по предложенному стандарту. Результат
контрольной работы фиксируется и учитывается при подведении итогов изучения
курса.
|
|
|
Организационный момент
|
42
45
|
Подведение итогов. Сравнение выполненных
работ с эталоном.
Инициализация места полученных
знаний в курсе обучения.
|
|
|
Детализированный план
применения ЦОР на уроке
Реализуемая
педагогическая парадигма:
Целенаправленное
формирование новых знаний осуществляется посредством постановки репродуктивных
задач. Ученик отрабатывает на имитационной модели некоторые алгоритмы и решает
проблемные задачи. Обучение ведется под руководством учителя. Оценка
результатов обучения осуществляется путем проверки действий обучаемого на
большом количестве конкретных задач и ситуаций. Контрольной проверкой ожидаемых
результатов является интерактивная среда, в которой нельзя изменить результат выполнения
задачи, задания. Результаты заданий контрольной работы сравниваются с эталонной
работой.
Задание
|
Текущее время
|
Слайд для выполнения задания
|
Определите и перетащите с помощью
мыши на свои места приемы обеспечения качества обработки.
|
10
14
|
|
Определите правильную
последовательность включения станка в автоматическом режиме.
|
15
19
|
|
Определите и перетащите на свои
места приемы обеспечения качества обработки.
|
20
24
|
|
Установите правильную последовательность
включения станка в ручном режиме.
|
25
29
|
|
Определите правильную
последовательность выключения станка в ручном режиме.
|
30
34
|
|
Определите название горящей клавиши
на пульте оператора станка и с помощью мыши перетащите ее название на свое место.
|
35
39
|
|
Определите название горящей клавиши
на пульт управления и с помощью мыши перетащите ее название на свое место.
|
40
41,5
|
|
Определите название горящей клавиши
на пульт управления и с помощью мыши перетащите ее название на свое место.
|
41,6
43
|
|
№
|
Фамилия, Имя,
Отчество
|
Должность, место работы
|
Квалификационная категория, педагогический
стаж работы
|
Опыт использования ЦОР в учебном процессе
|
Контакты
|
1
|
Матвиевская Ирина Борисовна
|
ЧИРПО,
методист
|
14 разряд,
стаж 15 лет
|
|
8-351-778-07-52
|
2
|
Бавенко Эндже Рашитовна
|
Преподаватель спецтехнологии ПУ №97
|
40 лет
|
нет
|
|
3
|
Замосковецкая Галина Дмитриевна
|
Методист
ПУ №97
|
20 лет
|
нет
|
|
4
|
Рубцов Георгий Иванович
|
Учитель технологии ЧСШ №2
|
Первая категория,
43 лет
|
да
|
8 351 69 2 15 52
|