Как отследить задержки в работе ЭД-системы
Как
отследить задержки в работе ЭД-системы
Искендеров
Станислав Сергеевич
Один
из наиболее частых вопросов, возникающих при задержках ЭД-пакета - где именно
произошла задержка, на каком участке пути между декларантом и таможенным
постом. Между тем, узел доступа «Альта-Софт» оснащен сервисом «Мониторинг
пересылок», который позволяет абонентам самостоятельно, в режиме реального времени
следить за перемещением документов в ЭД-системе. О том, как пользоваться этим
инструментом, рассказывает IT-директор компании Искендеров Станислав Сергеевич.
В
штатном режиме работы время прохождения документов от декларанта к инспектору
поста через узел доступа «Альта-Софт» не превышает нескольких секунд. Однако, периодически
случаются и задержки. Наиболее частой их причиной являются отказ или резкое
снижение производительности принимающего сервера ГНИВЦ ФТС. Кроме того, возможны
остановки пакета в ведомственной сети ФТС по пути следования от ГНИВЦ до
инспектора таможенного поста и обратно - например, при выходе из строя серверов
регионального таможенного управления или местной таможни.
Недолгая
пока история внедрения новой технологии показала, что задержки порой могут
достигать десятков минут, а иногда - и нескольких часов. Наибольшие последствия
имеют сбои в моменты наибольшей нагрузки. В этом случае после устранения
непосредственной причины сбоя необходимо еще обработать тысячи скопившихся
сообщений. Для и без того загруженных серверов ФТС это дополнительная нагрузка
иногда является критической. К тому же добавляется «отложенный спрос», связанный
с задержкой оформления в масштабе страны - ведь декларанты торопятся наверстать
упущенное время и выполнить дневной план оформления, что вызывает
дополнительный наплыв сообщений.
Все
эти проблемы относятся к зоне ответственности ФТС. Наше участие, как оператора,
в ЭД-процессе ограничено лишь непосредственным взаимодействием с декларантами и
обеспечении бесперебойной связи узла доступа с ГНИВЦ. Также в нашу задачу
входит непрерывное отслеживае ситуации и при сбоях сервера ГНИВЦ немедленно
оповестить об этом соответствующие службы.
Кроме
того, конфигурация узла «Альта-Софт» позволяет клиентам отслеживать этапы прохождения
деклараций, выявлять задержки и их причины. Для этого используется
онлайн-сервис «Мониторинг пересылок». Сервис находится на странице
svd.alta.ru.Для входа в личный кабинет необходимо ввести логин и пароль, выданный
при подключении к системе (можно войти прямо из окна ЭД-настройки программы
«ГТД-PRO»). При переходе в раздел «Статистика» пользователю становится доступна
следующая информация:
Здесь
у первого по порядку (нижнего на рисунке) сообщения в поле «От кого» указан
синий значок декларанта - то есть оно было отправлено декларантом. В колонке
«Время передачи на сервер» зафиксирован момент, когда программа «ГТД-ПРО»
передала документ на сервер оператора (21:46:27). В колонке «Доставлен» указано
время доставки документа на сервер ГНИВЦ ФТС (21:46:27, т.е на доставку ушло
менее 1 сек). Документ считается доставленным, если передача на сервер ГНИВЦ
прошла успешно.
Далее
документ перемещается уже по ведомственной сети ФТС. Скорость его перемещения
можно оценить по ответам серверов ФТС. У этих ответов в поле «От кого»
нарисован зеленый значок таможенника (второе и третье сообщение). Серверы
подтверждают прибытие документов следующими сообщениями:
CMN.00002
- документ доставлен на сервер регионального таможенного управления (РТУ);
CMN.00004
- документ доставлен на сервер местной таможни.
Сравнивая
время отправки исходного сообщения и доставки его на серверы ГНИВЦ, РТУ и
таможни, мы получаем представление о скорости прохождения сообщения по сети ФТС,
т.е.можем оценить задержки работы ЭД-системы в целом. В случае задержек мы
сразу определяем участок, на котором они возникли. Например, если при движении
к инспектору сообщение CMN.00002 получено, а следующего сообщения нет, то это
свидетельствует либо о нарушении связи между РТУ и таможней, либо о сбое
сервера таможни.
Достаточно
часто возникают задержки на этапе ГНИВЦ-РТУ, в этом случае сообщение CMN.00002
приходит со значительной задержкой (как и последующие).
Таким
образом, «Мониторинг пересылок» позволяет декларантам быстро выявить
возникновение задержек и локализовать места их возникновения. Протоколирование
выполненных действий позволяет устранить споры между инспектором и декларантом,
исключая взаимные обвинения в нерасторопности или халатности. Кроме того, осуществляется
и функция статистики, позволяя выполнить анализ деятельности декларанта в
заданный период времени.
Ввиду
большой востребованности данного сервиса, наша компания ведет работы по
дальнейшему расширению его функциональных возможностей и совершенствованию
пользовательского интерфейса.
Список
литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.tamognia.ru/