Правящая элита
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Ф-л в г. Минске
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ПРЕДМЕТУ «ПОЛИТОЛОГИЯ»
ТЕМА: «ПРАВЯЩАЯ ЭЛИТА»
Минск, 2007
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.
Правящая элита
2.
Теории элит
3.
Правящая элита:
теория, структура
4.
Рекрутирование
политических элит
Заключение
Список использованных источников
ПРАВЯЩАЯ ЭЛИТА
Термин «элита» ведет свое
происхождение от латинского eligere
– выбирать. Непосредственно же этот термин получил широкое хождение, будучи
взятым из французского elite
– «лучший», «отборный», «избранный».
Элита – специфические
властно-политические группы, которые в условиях классово-антагонистического
общества представляют исполнительную властно-политическую часть правящего
класса [2, 144 с.].
1.
Теории элит
В Англии (1823 г.) термин «элита» стал применяться к высшим социальным группам в системе социальной иерархии.
Тем не менее, понятие не использовалось широко в общественных науках. Только на
рубеже 19-20 вв. В.Парето, Г.Моске, Р.Михельсу удалось более предметно и
конкретно сформулировать научно-философскую концепцию элиты.
Начнем с определения В.Парето, который,
собственно, и ввел это понятие, сделал элиту объектом специального научного
анализа и представил его в форме определенной системы взглядов относительно
того социального слоя, который в силу обладания наибольшим количеством
позитивных качеств, видов ценности и приоритетов (власть, богатство, происхождение,
культура и высший уровень компетентности, сила воли, место в церковно-духовной
сфере и т.д.) занимает наиболее влиятельные позиции в общественной иерархии. Именно
так и рассматривает Парето это понятие в «Трактате всеобщей социологии». В
другой своей работе пишет, что «люди, занимающие высокое положение
соответственно степени своего влияния и политического и социального
могущества», «так называемые высшие классы» и составляют элиту, «аристократию»,
большинство тех, кто в нее входит, «как представляется, в незаурядной степени
обладают определенными качествами – неважно, хорошими или дурными, - которые
обеспечивают власть».
Среди других определений элиты отметим
Г.Моска. Наиболее активные в политическом отношении люди, ориентированные на
власть, организованное меньшинство, осуществляющее управление неорганизованным
большинством. Для него однозначно: элита – обязательный и необходимый элемент
любой социальной общности, своеобразный авангард и ответственный фактор
управления обществом. Сильная и мудрая элита – непременное условие устойчивого
функционирования власти, поступательного развития общества, динамизма его
экономической, политической, социальной, духовной сфер.
Элитаристы функциональной школы, определяя
понятие элиты, обычно предупреждают против отождествления ее с правящим
классом. Хотя теории Парето и Моски были явно направлены против марксизма,
функционалисты часто пишут о «следах марксистского влияния» в трудах классиков
элитизма и призывают «до конца» освободиться от этого груза. Они не забывают, что
Моска, подразумевая элиту, употреблял термин «правящий класс», а Парето
одобрительно отзывался о теории классов и классовой борьбы [1, 116 с.].
Р. Михельс является одним из
основателей политической социологии. Его перу принадлежит работа под названием
“Социология политических, партий в условиях демократии”. Роберт Михельс открыл
закон, управляющий всеми социальными организациями, и назвал его “железным
законом олигархии”. Согласно этому закону, человеческая общественная жизнь
невозможна без наличия крупных организаций, руководство которыми не может
осуществляться всеми их членами. В государственной организации, а также в
партиях, профсоюзных и иных общественных организациях, церкви и пр. власть
концентрируется в руках тех, кто способен к управлению, в высших структурах,
которые выходят из-под контроля рядовых членов. Даже в партиях рядовые массы,
неспособные к управлению, выдвигают вождей, которые со временем отрываются от
рядовых членов и превращаются в партийную элиту. “Историческая эволюция смеется
над всеми профилактическими мерами, которые применяются для предотвращения
олигархии. Если принимаются законы для контроля над господством вождей, то от
этого слабеют законы, а не вожди” [4; c.112].
2.
Правящая элита: понятие,
структура
Согласно общепринятой классификации,
следует отличать продуктивную и правящую элиты. К первой относятся
представители нации, создающие возможности для ее развития, носители
интеллектуального и производственного потенциала страны. Продуктивная элита
работает, обеспечивая общественное благосостояние и социально-экономическое
развитие. Правящая элита осуществляет власть, которая может употребляться как
во благо общества, так и во вред.
В зависимости от сочетания продуктивной и
правящей элит достигается разное качество управления государством и обществом.
Когда правящая элита состоит преимущественно из представителей продуктивной
элиты, обеспечивается компетентное управление обществом, власть используется
для общего блага в целях максимизации возможностей социально-экономического развития.
Когда же властвующая элита замыкается в обслуживании собственных частных
интересов, продуктивная элита оказывается невостребованной, а сама власть
употребляется во вред обществу.
Властвующая элита, сложившаяся на почве
разграбления государственной собственности и присвоения национального
богатства, преследует в основном свои частные интересы, которые во многом
противоречат общенациональным. Ряд характерных для властвующей элиты мотивов –
обогащение за счет присвоения чужого имущества, вывоз накопленных сбережений за
рубеж, перемещение туда же своих семей, подчинение обслуживанию своих интересов
органов государственной власти – подрывает возможности социально-экономического
развития и разрушает общество. Невостребованность продуктивной элиты приводит к
тому, что лучшие умы: известные ученые, инженеры, работники культуры,
высококвалифицированные специалисты – уезжают за рубеж. Покидают страну и
наиболее одаренные выпускники вузов. Место социального партнерства и
сотрудничества занимают конфликт, расслоение и вырождение общества.
Несоответствие правящей элиты стоящим
перед страной задачам, ее оторванность от национально-культурной среды и
компрадорский характер являются фундаментальной причиной чудовищного разорения
страны, бедственного положения народа, разложения государства и вырождения
нации. Без кардинального оздоровления правящей элиты, ее наполнения
представителями продуктивной элиты выйти из кризиса на траекторию успешного
социально-экономического развития невозможно.
Решение этой задачи требует
целенаправленных усилий со стороны, как политического руководства страны, так и
самой продуктивной элиты. Для этого важно формирование соответствующих условий
и механизмов, включающих повышение ответственности институтов и носителей
власти перед обществом, становление институтов социального партнерства,
создание механизмов общественного контроля за властными структурами, внедрение
соответствующих процедур подбора и расстановки кадров, рационализацию
общественного сознания и восстановление национальной идеологии [3, 12 с.].
Р. Михельс является одним из
основателей политической социологии. Его перу принадлежит работа под названием
“Социология политических, партий в условиях демократии”. Роберт Михельс открыл
закон, управляющий всеми социальными организациями, и назвал его “железным
законом олигархии”. Согласно этому закону, человеческая общественная жизнь
невозможна без наличия крупных организаций, руководство которыми не может
осуществляться всеми их членами. В государственной организации, а также в партиях,
профсоюзных и иных общественных организациях, церкви и пр. власть
концентрируется в руках тех, кто способен к управлению, в высших структурах,
которые выходят из-под контроля рядовых членов. Даже в партиях рядовые массы,
неспособные к управлению, выдвигают вождей, которые со временем отрываются от
рядовых членов и превращаются в партийную элиту. “Историческая эволюция смеется
над всеми профилактическими мерами, которые применяются для предотвращения
олигархии. Если принимаются законы для контроля над господством вождей, то от
этого слабеют законы, а не вожди”[4; c.112].
3. Рекрутирование политических элит
Одна из важных задач элитологии как науки
– определение возможностей и путей повышения качества правящей элиты, и не
только правящей. Объективные критерии этого качества – результаты ее
политико-управленческой деятельности, синтетическим показателем которой
является состояние страны в целом, качество жизни населения: процветает страна
или находится в состоянии упадка; каков жизненный уровень населения, его
культуры; насколько свободен народ и как реализуются его творческие потенции;
насколько обеспечена его безопасность - внешнеполитическая, экономическая,
продовольственная, экологическая. Субъективные критерии оценки качества элиты –
ее интеллектуальный потенциал, профессионализм и нравственные устои, культурный
и образовательный уровень.
Очевидно, что качество элиты во многом
зависит от принципов ее формирования. Кадровое рекрутирование и политическая
социализация – это вовлечение людей в активную политическую жизнь и
государственно-управленческую деятельность, посредством которого формируются
законодательные и исполнительные органы государства, правительственный аппарат,
руководящие кадры государственных учреждений. Исследовать процесс политического
рекрутирования - значит исследовать процесс с точки зрения того, как и по каким
линиям люди вовлекаются в политику, выдвигаются на руководящие посты,
устанавливают политические контакты, как они делают политическую карьеру.
В стабильных политических системах
рекрутирование элиты институтизировано, то есть осуществляется в соответствии с
тщательно разработанными процедурами и существующими традициями, в результате
чего персональный состав элиты с большей или меньшей периодичностью
обновляется, а сама политическая структура остается в значительной степени
неизменной.
Принципы рекрутирования элиты имеют
исключительную важность для политической системы, способствуя либо ее
укреплению, либо разрушению, обеспечивая более или менее равные возможности
доступа к власти всем гражданам либо ограничивая, а то и вовсе лишая их. Одна
из характерных черт подлинно демократической политической системы – создание
реальных возможностей для каждого гражданина достичь такого положения, которое
дает ему право считаться членом правящей элиты.
Важнейшим элементом рекрутирования элиты –
ее социальная база; механизмы и круг лиц, осуществляющих отбор элиты
(селекторат); каналы и система стимулирования продвижения по карьерным
ступеням; процедура отставки и социально-экономической защиты тех, кто оставил
высшие должности в системе власти.
Качество элиты зависит от качества
социальных источников и способов ее формирования, от того, насколько элита
открыта для наиболее активных, образованных и способных к инновациям людей из
всех классов и слоев общества.
Американский политолог Б.Рокмэн вычленяет
две тенденции отбора элит в современных демократических системах – гильдийную и
антерпренерскую.
По гильдийкской модели обычно
осуществляется рекрутирование бюрократической элиты. В системе гильдий
кандидаты на продвижение должны обязательно угодить небольшой группе лиц
наверху, которые и выполняют функции селектората. Бюрократическая элита
заинтересована в организационной рутине, в привычных методах, в
преемственности. Для системы гильдий характерны высокая степень институализации
в процессе отбора, особая роль образования, медленный путь карьерного
продвижения наверх, тенденция к воспроизведению характерных черт уже
существующей элиты, относительно закрытый селекторат.
Рассмотрим более широкую типологию
рекрутирования элит – закрытая и открытая. Открытый тип рекрутирования элиты
обычно основывается на отборе, имеющем вид «честного конкурса», при котором
решающими являются личные качества человека, его способности, образованность,
нравственные характеристики, а не его (или его родителей) социальное положение,
принадлежность к определенной социальной группе (привилегированному сословию,
классу, национальности или группировке). Только при условии, что именно
индивидуальные, а не надиндивидуальные характеристики являются главным
критерием отбора, элита может быть ассамблеей лучших и достойнейших, то есть
подлинной меритократией. Если же превалирует принцип, позволяющий выдвигать не
самого умного, способного и честного, но зато доказавшего преданность своему
социальному клану, - это означает закрытый тип селекции, ведущий к негативным
последствиям для общества и, в конечном счете, к деградации элиты.
Закрытый тип рекрутирования элиты
характерен для традиционного общества, прежде всего – для тоталитарных и
автократических политических режимов. Этот тип сужает социальную базу
рекрутирования, обрекает политсистему на застой. Она утрачивает способность к
эффективному управлению, снижает качество управленческого кадрового состава и,
по существу, провоцирует образование контрэлиты.
Модель открытой элиты – скоре норматив,
цель, которой они явно не достигли. Большая часть административного аппарата
состоит не из избираемых, а назначаемых чиновников, и тут селекторат достаточно
узок. Но узость селектората не обязательно свидетельствует о слабой
демократичности социально-политической системы. Здесь важен критерий отбора,
которым руководствуется селекторат – представляет ли он собой честный конкурс,
конкуренцию на основе способностей и заслуг, или решающими оказываются
богатство, знатность, связи [1, 312 с.].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, элита играет важную, ключевую роль
любого общества, она неизбежна в любой политической системе.
Элита формируется естественным путем, в
русле постоянного воспроизводства и разрешения главного социально-политического
противоречия между народом и властью, между гражданским обществом и
государством. Пополняется она в целом за счет лиц высокого социального
положения, сильных личностных качеств индивидуума и соответствующей профессиональной
подготовки, за счет людей, способных воспроизводить мощный интеллектуальный
продукт – главную ценность элиты.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.
Ашин Г.К., Охотский Е.В. Курс
элитологии. – М.: ЗАО «Спортакадемпресс», 1999. – 368 с.
2.
Нарта М. Теория элит и политика.
М.: 1978. – 631 с.
3.
Политическая элита. Политический
ежегодник / сост. Русский биографический ин-т. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. – 541 с.
4.
Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова
Л.В. Политология: Учебник М.: Юристъ, 2002. – 511 с.