Основные элементы политической системы общества
РЕФЕРАТ
по курсу «Естествознание»
на тему «Основные элементы политической системы
общества»
1. Понятие власти
Власть - это социопсихологическое
отношение между людьми, при котором один человек воздействует на другого с
целью заставить последнего поступать определенным образом. Власть есть влияние
особого рода, и эта особенность заключается в свойстве принудительности власти.
Между насилием и властью есть
разница: власти в противоположность насилию присуща несколько большая широта в
пространстве и времени.
Существует различие между властью и
авторитетом. Авторитет означает власть, опирающуюся на согласие, а власть — это
возможность навязывать свою волю другим.
В целом властное отношение можно
представить через взаимоотношения господства и подчинения. Власть - это волевое
отношение, способность заставить другого человека поступать определенным
образом. Власть естественно присуща человеку. Властное отношение включает в
себя субъект и. объект, их взаимовлияние, средства и процесс взаимодействия
субъекта и объекта. Источниками власти могут быть сила, богатство, информация,
знания, занимаемая должность, престижное образование и др. В постиндустриальных
странах знания и информация становятся основным источником развития
производства, власти и общества в целом.
В обществе возникает борьба за
политическую власть и ее использование для проведения той или иной политики.
Политическая власть может опираться на силу государства или, если необходимо,
принуждать к подчинению своей воле, используя суд, полицию и армию.
Политическая власть позволяет при необходимости принуждать большие массы людей
к выполнению тех или иных задач. Лучше всего, если люди, имеющие политическую
власть, пользуются авторитетом, и тогда население страны с готовностью
подчинится их требованиям. Политическая власть распространяется на все
общество, ее требования относятся к большим группам, проживающим в границах
данного государства.
2. Роль политики в
жизни общества
Термин «политика» возник в Древней
Греции, где основной формой организации общественной жизни был «полис», т. е.
город-государство. Государственные и общественные дела в нем именовались
политикой.
Политика — это отношения между
большими социальными группами по поводу политической власти. К внутренним
элементам политики относят:
политические организации, институты
власти;
отношения между ними, основными
среди которых выступают отношения властвования;
политическое сознание;
различные политические идеи.
В целом они выражаются в
политической активности субъектов, протекающей на трех уровнях. На микроуровне
область политики представлена политическими партиями, общественно-политическими
организациями и движениями, профсоюзами, корпоративными объединениями.
Макроуровень политики — это сфера государственной власти, ее устройства и
функционирования субъектов государства. Мегауровень представлен различными
международными организациями (ООН, ЕС) и характером взаимоотношений между
государствами.
Роль политики в жизни общества
проявляется в ее функциях:
обеспечение общественного порядка;
разработка целей развития общества
и мобилизация масс на их выполнение;
учет и согласование разнообразных
интересов групп и слоев населения;
осуществление связей с зарубежными
странами.
Можно выделить три группы
компонентов, составляющих политику: 1) личностные (субъект, объект). Субъектами
политики могут быть классы, партии, отдельные группы лиц и отдельные личности.
Объект политики — народные массы, люди; 2) субординационные (внутренняя и
внешняя политика) принципы политики; 3) функциональные (выработка и реализация
политических решений).
Категория «политическая жизнь»
обозначает всю совокупность процессов, происходящих в обществе и государстве.
Основу политической жизни составляет вопрос о политической власти, механизмах
ее завоевания и использования. Для того чтобы активно участвовать в
политической жизни, недостаточно одного желания, необходимы умения,
компетентность и профессионализм.
В здоровом обществе люди
осуществляют формы политического участия эпизодически, в основном в период
избирательных кампаний. Политикой занимаются профессионалы, а население
осуществляет над ними контроль, доверяя и проверяя их деятельность, ощущая свою
сопричастность с властью, ее зависимость от народа. Таким образом, политика —
это борьба за завоевание, удержание и использование власти, за влияние на
государственные дела. Политика определяет формы, задачи и содержание
деятельности государства.
3. Субъекты и объекты в политике
Объект в политике — та часть
политической системы, на которую направлена деятельность субъекта в политике.
Объектом в политике могут выступать политические отношения, политическая
система с ее институтами, социальные группы и личности, включенные в
политический процесс. Субъект в политике — источник целенаправленной
политической деятельности. К субъектам в политике относятся: личности, классы,
социальные слои, политические институты, этносы, конфессиональные и
демографические группы и т. д., имеющие и реализующие таким образом свой
социально-политический интерес. Субъект и объект в политике — взаимозаменяемые:
один и тот же институт или социальная группа могут быть одновременно и
субъектом, и объектом, и могут меняться местами. Но это взаимозависимые
понятия: объект оказывает такое же влияние на субъект, определяя методы и
способы воздействия, задавая алгоритм и матрицу политической деятельности, ограничивая
пространство активного субъекта, который, в свою очередь, тоже изменяет объект.
В обществе и субъекты, и объекты — люди — носители социально-политических
качеств.
Поэтому часто различают «субъект
политики» (отражает деятельностную сторону поведения личности или социальной
группы, которые могут и не осознавать сути собственной активности) и
«политический субъект» (в случае, когда деятельность субъекта; преследующего
свои цели, осознанна). Значит, в понятии политической субъективности содержатся
два связанных между собой элемента: сознание (ибо для практического
осуществления политических целей и идеалов необходимо, знание об объекте) и
активность (само реальное действие). В политической деятельности выделяют два
типа отношений: субъект-объектные и межсубъектные (субъект-субъектные).
Политические отношения представляют
собой отношения между людьми по поводу политической власти, управления и
регуляции политических интересов.
Политические отношения являются
механизмом стабильности государственного строя.
Политические отношения имеют
вертикальный (субординационный) и горизонтальный (координационный) характер.
Координационные политические
отношения отражают взаимоотношения людей, для которых характерны равные
отношения между собой как на внутригрупповом, так и на межгрупповом уровнях.
Поскольку при тоталитарном политическом режиме горизонтальный уровень
политических отношений не развивался, то становление координационных
политических отношений в российском обществе и государстве осуществляется с
трудом.
Субординационный уровень — это
уровень вертикальной упорядоченности. При нем существует подчиненность
элементов системы, которая является следствием различного положения людей, их
территориального, национального и других статусов. Каждый элемент вертикальных
политических отношений, занимая свой уровень, оказывает воздействие на другой.
Возникают политические отношения направляющего и подчиненного содержания, при
которых обе стороны взаимосвязи имеют свои особенности, подвижные в
пространстве и времени их взаимодействия. При нормальной субординации
политические отношения не отрицают координационные связи, а основываются на
них.
Политические отношения в
политической жизни советского общества в основном фиксировались на уровне
вертикальном, субординационном. Горизонтальный, координационный уровень
политических отношений при монопольное вертикального не развивался. При
вертикальном уровне политической системы общества субъекты политических
отношений — партийно-государственная номенклатура, аппарат исполнительной власти
— получали статус особенности, безгрешности, определения программ политической
деятельности, механизмов ее осуществления, будущности общества. Выключение
горизонтального уровня политических отношений при гипертрофии вертикального
привело к отчуждению от политики социальных общностей масс, отдельных,
личностей.
В демократической политической
системе ее основная функция состоит в поддержании вертикальных и горизонтальных
политических отношений. Это, позволит исключить из политического процесса
принцип неравенства субъектов, придать закону общецивилизационным нормам морали
приоритетность.
4. Политические нормы
Политические ценности и нормы
являются важнейшими регулятивами политической деятельности. Нормы (от лат.
norma — руководящее начало, правило, образец) в политике означают правила
политического поведения, ожидания и стандарты, запреты и регулятивы,
регламентирующие политическую деятельность индивидов и социальных групп в
соответствии с ценностями соответствующей политической культуры, укрепляющие
стабильность и единство политической системы общества. В политике, как и в
любой другой сфере общественной деятельности, тоже есть своя мера, т. е.
разумный предел допустимого. Эта мера определяется интересами безопасности и
стабильного развития общества. Политические нормы представляют собой «правила
игры» в политике.
Политические нормы производны от
соответствующих политических ценностей и основываются на них, но, с другой
стороны, последние выражаются в них. Если ценности отвечают на вопрос, как
относиться к явлениям политической действительности, к тому, что есть и что
может быть, то нормы предписывают, что с ними делать. Поэтому политические
ценности определяют общую, стратегическую регуляцию поведения, а политические
нормы — конкретные установки в отношении такого поведения, их образцы.
Главным средством политических
действий, направленных на достижение результатов, соответствующих политическим
ценностям, является власть. Политическая норма и есть правило достижения этой
цели. Политические нормы используются субъектами политики в борьбе за власть и
при ее осуществлении, а поддерживаются угрозой применения средств и санкций
политического насилия. Соблюдение политических норм обеспечивается в обществе
путем применения поощрения (например, при избрании в представительный орган
власти по мажоритарному принципу) и наказаний.
Политическую деятельность, кроме
собственно политических, регламентируют и иные нормы, прежде всего правовые и
моральные. Первые проявляются в форме конституции, закона, иных государственных
и административных нормативных актов, содержат четкие условия применения данной
юридической нормы, санкции предписывающего и карательного характера в случае их
нарушения. Правовые нормы подкрепляются силой и авторитетом государства и его
органов и общеобязательны. В отличие от них, нормы моральные не имеют
предписывающего и обязательного характера, не содержат санкций, а
обеспечиваются общественным мнением, моральным долгом, институтом моды и т. п.
Культура, предписывающая стандарты правильного поведения, называется
нормативной культурой.
Современный противоречивый мир,
обремененный глобальными проблемами, по-новому остро ставит вопрос о моральной
регуляции политического поведения. Нормативная модель поведения современного
политика предписывает ему не только правовые (последовательности,
непротиворечивости принимаемых решений, компетентности и т. п.), но и моральные
нормы (ответственности, честности, совести и пр.).
Политические нормы данного общества
могут быть универсальными, относящимися в равной степени ко всем действующим
политическим субъектам, и частными (корпоративными), созданными партиями,
общественными организациями и т. п. (например, нормы мажоритарного
представительства, принцип демократического централизма и т. д.).
5. Политический статус личности
Каждая личность в обществе занимает
определенное место и выполняет конкретные функции, обладая соответствующими
правами и обязанностями. Тем самым она имеет определенный статус, который в
зависимости от той социальной подсистемы, где функционирует личность, может
быть социальным, правовым, политическим и т. д.
Социальный статус охватывает
всестороннюю и обобщающую характеристику положения индивида: профессию,
характер работы, должность, материальное положение, национальную
принадлежность, семейное положение и пр. Обычно одна и та же личность имеет
несколько статусов, принадлежа к различным социальным группам и институтам.
Политический статус (от лат. status
— состояние) — это положение индивида в политической системе, которое
характеризуется определенным набором прав, свобод и обязанностей и закрепляется
юридически (например, в главе 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и
гражданина»).
Политический статус личности
определяет ее политическую роль в обществе, т. е. поведение человека, связанное
с его местом в данной политической системе и типичное для лиц данного статуса в
этой системе. Совокупность ролей (например, политический лидер, партийный
функционер, избиратель, участник политического митинга и т. п.) соответствует
данному политическому статусу называется ролевой системой. Как и политические
статусы, политические роли могут закрепляться формально (например, статус
Президента РФ в Конституции), а могут носить и неформальный характер (участник
митинга).
Основные политические права и
свободы индивида неотчуждаемы и принадлежат каждому по факту рождения: право
избирать и быть избранными в органы государственной власти; право объединяться
в политические партии и иные общественные объединения; право проводить митинги,
уличные шествия, демонстрации и иные публичные акции при условии
предварительного уведомления (или с разрешения) властей; право петиций
(обращений) в государственные органы и к должностным лицам. Таким образом,
каждый человек имеет право принимать участие в управлении государством как
непосредственно, так и через своих представителей, т. е. участвовать в процессе
выработки, принятия и проведения в жизнь политического решения на любом этапе.
Однако степень такого участия (соучастия) различна при различных политических
режимах. Наибольшая степень вовлеченности личности в процесс государственного
управления предоставляется демократией. Участие в демократическом политическом
процессе является способом самоутверждения человека, формирования гражданской культуры
(«культуры общежития и соучастия»), навыков управленческой и самоуправленческой
деятельности.
Из различных форм политического
поведения личности, лежащих в основе соответствующих политических статусов и
ролей, можно назвать следующие:
политический активизм;
конформизм (приспособление к
политическим реалиям);
индифферентизм (безразличие,
отгороженность от политики);
клиентеллизм (угодливость,
услужливость по отношению к соответствующему политическому лидеру);
абсетеизм (сознательный отказ от
участия в выборах).
Личность в политике — это субъект
осознанной целенаправленной деятельности, выражающей и реализующей интересы
политических сил в единстве с собственными интересами, интегрирующей их в
единое целое (государственное, партийное, общественно-политическое,
международно-политическое и др.). В отличие от других сфер общественной жизни,
в которых личность может реализовывать свои интересы как индивидуальные, в
политике личность осуществляет их как элемент каких-то общих, т. е.
политических, интересов. Личность даже может не осознавать присущий ей
политический статус (например, голосуя), но это, однако, не означает, что она
им не обладает.
Высшей формой участия личности в
политике является профессиональная политическая деятельность. М. Вебер
классифицировал политику по трем видам. В зависимости от участия в каждой из
них можно выделить три типа личности политика. Политика «по случаю» есть один
из видов политического участия, при котором личность эпизодически совершает
волеизъявление, порой не задумываясь о содержании, характере и направленности
политического действия. Политика «по совместительству» осуществляется человеком
в случае необходимости »и потребности, параллельно с другими видами его
деятельности. Для этого типа политиков политическая деятельность не является
основной. Политика профессиональная есть политика личности.
Политик-профессионал — это прежде всего аналитик, специалист по технологии
власти. Чем больше в обществе политиков-профессионалов, тем лучше для самого
общества.
Одним из основных политических
статусов личности в обществе является политическое лидерство, связанное с
присущими ей стремлениями сообразовывать стандарты социального поведения других
индивидов с заданными авторитетными образцами. Личность политического лидера
организует и направляет других людей с целью их организации на осуществление
совместной деятельности.
При этом политический лидер может
обладать широким спектром имиджевых ролей - «масок»: «новатор», «борец»,
«рубаха-парень», «человек из народа», «рутинер», «защитник униженных и
оскорбленных», «хозяин», «здоровый консерватор» и т. п.
Изменение политических ролей
личности и связанного с этим политического статуса происходит в процессе
статусной инверсии (от лат. inversio — перестановка) — резкого, качественного
изменения обычного, сложившегося политического порядка в результате социальных
революций, деформаций, потрясений; Этот процесс связан либо с повышением, либо
с понижением политического статуса.
6. Политическая культура общества
Политическая культура — это система
индивидуальных подходов в области политики.
Содержание политической культуры
отражает совокупность духовных ценностей, представлений, ориентации, связанных
с отношением субъектов к политической власти, политической системе,
выражающихся в политико-управленческой деятельности и политическом поведении
социальных общностей и индивидов.
Политическая культура есть такой
способ деятельности социальной общности, личности в сфере политических
отношений, который отражает достигнутый уровень политической активности и
политической зрелости субъектов.
Политическая культура личности
включает:
политические знания, ценности и
ориентации;
навыки политического поведения и
деятельности в различных политических процессах;
устойчивые способы политической
деятельности во всех формах политической жизни.
Таким образом, политическая
культура представляет, собой, с одной стороны, совокупность взглядов,
убеждений, норм, традиций, с другой стороны, участие граждан в политической
жизни общества.
Политическая культура выполняет в
целом следующие функции: регулирующую, воспитательную, коммуникативную,
интегративную.
7. Политическая система общества
Политическая система общества — это
совокупность политических субъектов, их взаимоотношений на базе политических
норм, сознания, культуры и политической деятельности. Сущность политической
системы заключается в регламентации поведения людей посредством политической
власти и политических интересов. Следовательно, политическая система общества -
это совокупность организаций и граждан, взаимодействующих в процессе реализации
своих социальных интересов через функционирование институтов власти.
Сущность политической системы
раскрывается в ее основных функциях:
Регламентарная разработка различных
норм, актов, законов.
Проведение и реализация в жизнь
интересов всех социальных групп общества.
Обеспечение нормального
функционирования звеньев политической системы общества.
Политическая система
структурирована, т. е. расчленена на отдельные элементы, между которыми
существует устойчивая взаимосвязь. К ним относятся:
государство в единстве подсистем
законодательной, исполнительной и судебной властей;
федеративная система, включающая в
себя региональные и местные, системы;
партийная система;
общественно-политические
организации и движения;
система международных политических
отношений.
Наряду с институциональными
организациями — государством, его органами, политическими партиями, в
политическую жизнь активно вовлекаются неинституциональные элементы —
организации, движения гражданского общества, ассоциации самоуправленческого
характера.
Демократизация политической системы
в России ведет к устранению монополии центрального аппарата на власть,
преодолению отчуждения личности от политической власти. Изменяется соотношение
государства наличности. Не личность является безучастным элементом формального
государственного образования, а государство призвано гарантировать свободную,
достойную жизнь людей. Отсюда вытекает принципиальный вывод: основным элементом
политической системы является человек как политический субъект.
Легитимность политической системы
основывается па доверии масс к политическим институтам, согласовании интересов
общества, государства и политических структур, способности последних управлять
на основе принципа законности, признании народом их права обеспечивать порядок
и стабильность. В результате политические факторы из дестабилизирующих
превращаются в стабилизирующие, интегративные, демократически выраженные.
8. Политический режим,
его основные типы
Существуют два основных способа
функционирования политических систем: автократический (малая информация
населения о происходящих событиях, концентрация власти в руках небольшой части
лиц) и демократический.
Конкретная политическая система
каждой страны называется политическим режимом страны.
Политический режим — это способ,
механизм властвования. Выделяют три основных типа политических режимов:
тоталитарный;
авторитарный;
демократический.
Тоталитарный режим характеризуется
всеобщим контролем и насилием; авторитарный — возникновением неконтролируемых
властью областей общественной жизни; демократический — осуществлением власти
представителями граждан, избранными в соответствии с законом.
По типу взаимодействия людей и
власти эти режимы характеризуются соответственно слиянием общественного
сознания с властью, отчуждением народа от власти, выбором конкретных носителей
власти народом. По наличию горизонтальных структур: разрушение любых
горизонтальных структур, допущение их в той мере, в какой они носят
профессиональный, негосударственный характер; структура общественных
организаций становится основой политической системы. По характеру существующих
в обществе запретов: разрешено только то, что приказано властью; разрешено то,
что не имеет отношения к политике; разрешено все, кроме того, что запрещено
законом.
Основным признаком авторитарного
политического режима является безраздельное господство исполнительной власти.
Плюрализм предполагает наличие такого признака, как отказ от диктатуры и
насилия, разрешение конфликтов непременно в рамках закона, мирными способами.
Политический монополизм выражается в монопольном праве на власть высших
руководителей; в приоритете государственной собственности; в господстве одной идеологии.
9. Демократия, ее основные ценности и признаки
Демократия — это правление народа,
избранное народом и для народа.
Только в условиях демократии
возможен равный доступ всех к участию в управлении обществом и государством при
гарантированности прав и свобод граждан.
Демократия характеризуется тремя
признаками:
Каждый отдельный гражданин или
каждая группа имеет возможность выразить свои экономические и политические
интересы через механизм представительной и прямой демократии.
Должна существовать возможность
закрепления этих интересов в органах законодательной власти.
Законы, принятые по этим вопросам,
должны исполняться.
Различают непосредственную и
представительную демократию. Непосредственная демократия — это прямое выражение
личностью ее интересов через референдумы и митинги, когда гражданин оказывает
непосредственное влияние на политические решения и действия. Представительная
демократия выражается в том, что граждане участвуют в политике не напрямую, а
через своих представителей, депутатов. Классической формой представительной
демократии является парламентская демократия. Механизм реализации парламентской
демократии:
выборы в парламент проводятся по
избирательным округам;
преимущественное право выдвижения
кандидатов принадлежит политическим партиям;
политические партии тесно связаны с
избирателями и обеспечивают своим кандидатам поддержку на выборах.
Депутаты, избранные от каждой
партии, образуют парламентские фракции. Партийные фракции в парламенте имеют
равные права. По существующим правилам парламентских демократий депутат несет
двойную ответственность: и перед партией, и перед избирателями. Гласность —
неотъемлемая черта демократии.
Демократический механизм
голосования не безупречен. Несовершенство этого механизма проявляется в трех
моментах:
Расклад политических сил в
парламенте может не соответствовать реальной социально-экономической обстановке
в стране.
Отдельные представители и
группировки в парламенте могут иметь экономические, политические интересы,
отличные от интересов избирателей.
Устройство парламентской демократии
таково, что в определенной ситуации не обеспечивает возможность принятия
политических решений при выявленных политических предпочтениях — парадокс голосования.
Несмотря на все это,
демократическая процедура голосования широко распространена на практике.
10. Сущность и содержание политического процесса
и политической деятельности
Политический процесс — это
совокупность видов деятельности политических субъектов, гарантированных законом
и охватывающих все стадии развития политической системы общества.
Политический процесс имеет
следующие стадии:
выявление и согласование интересов;
формирование цели и программы
деятельности;
обсуждение и принятие политической
программы;
осуществление программы в
деятельности социально-политических общностей;
контроль за ее реализацией, оценка
результатов, определение ответственности субъекта за ее реализацию или провал.
Политическая деятельность — это
способ включения индивидуальных и коллективных субъектов в политику, форма
проявления их активности в ней.
Выделяют политико-государственную
(законодательную, исполнительную и судебную) и политико-негосударственную
политическую деятельность, партийно-политическую, корпоративную, общественно-политическую,
массовую и иные виды политической деятельности.
К числу специфических черт
политической деятельности относятся:
ориентация действий субъектов на
общеколлективные проблемы;
использование политической власти
как главного средства осуществления целей;
основным институтом решения общих
проблем выступает государство.
Наиболее распространенным в
политике является принцип компромисса. Компромисс в политике — это сознательно
заключенное политическое соглашение между противоположными политическими силами,
выражающими интересы различных слоев и групп общества и государства. Это способ
разрешения: конфликтов путем уступок сторон, участвующих в политической
деятельности
Выделяют два основных вида
политических компромиссов:
вынужденные, под давлением объективных
и субъективных политических условий;
добровольные, заключаемые со
взаимной выгодой для двух или более политических сил.
Политическая борьба — это состояние
противопоставления и противодействия интересов политических субъектов с целью
достижения определенных политических результатов. Борьба может быть:
революционной (противоположные
политические субъекты-антагонисты с помощью жестких, решительных политических
средств стараются радикально изменить существующую политическую систему
общества в соответствии со своими представлениями);
реформаторской (постепенное
поэтапное разрешение противоречий различных интересов социально-политических
субъектов, когда они преодолеваются в основном ненасильственными средствами).
Список литературы
1. Белокрылова О. С.,
Михалкина Е. В., Банникова А. В., Агапов Е. П. Обществознание. Ростов н/Д:
Феникс, 2006.
2. Касьянов В. В.
Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2007.
3. Кохановский В.П.,
Матяш Г. П., Яковлев В. П., Жаров Л. В. Философия для средних и специальных
учебных заведений. Ростов н/Д, 2008.
4. Кравченко А. И.
Обществознание. М.: Русское слово, 2006.
5. Курбатов В. И.
Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2007.