Геополитическая характеристика Кавказско-Каспийского региона
Реферат на тему: «Геополитическая
характеристика Кавказско-Каспийского региона»
Содержание
Введение
1.
Политико-географические параметры Кавказско-Каспийского региона
2.
Геополитическая идентификация Кавказско-Каспийского региона
Заключение
Список
использованной литературы
Введение
Актуальность выбранной темы обозначена тем, что за последнее десятилетие
Кавказ и в более широком плане Кавказско-Каспийский регион, долгое время
считавшийся далекой периферией геополитических интересов ведущих государств
мира, чуть ли не в одночасье оказался в центре соперничества различных стран и
политических сил, поскольку стал рассматриваться в качестве источника
баснословных природных ресурсов, прежде всего углеводородного сырья.
Углеводородные ресурсы региона на глазах превратились в одну из стержневых
проблем современной международной политики. Наряду с энергоресурсами регион
богат запасами таких полезных ископаемых, как железные, медные и хромовые руды,
глауберова соль, хлориды, фосфориты, асбест и так далее, а также биоресурсами.
В Каспийском море сосредоточено около 90 % мировых запасов осетровых рыб.
Кавказско-Каспийский регион имеет большие перспективы стать важным узлом
комплексных трансконтинентальных транспортных систем по линии Юг-Север и
Восток-Запад.
Он превратился в эпицентр широкомасштабных событий и процессов
всемирно-исторического значения. Неожиданно здесь завязались многосложные узлы
местных, региональных и глобальных интересов. Все это делает
Кавказско-Каспийскую региональную систему политических отношений важным
перекрестком для нескольких крупномасштабных проектов, требующих сотрудничества
стран всего континента.
Цель работы дать геополитическую характеристику Кавказско-Каспийского
региона.
Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть ряд задач:
- описать политико-географические параметры Кавказско-Каспийского
региона;
- провести геополитическую идентификацию Кавказско-Каспийского региона.
1.
Политико-географические параметры Кавказско-Каспийского региона
Сегодня Кавказско-Каспийский регион находится в фокусе интересов России,
Западной Европы, США, а также влиятельных государств Востока - Ирана и Турции и
других государств, претендующих на роль региональных лидеров. Растущее внимание
региону уделяют Китай, Япония и другие государства. Все это делает
Кавказско-Каспийскую региональную систему политических отношений важным
перекрестком для нескольких крупномасштабных проектов, требующих сотрудничества
стран всего континента.
Кавказско-Каспийский регион связан с Россией качественно более тесными
историческими, экономическими, политическими и культурными отношениями, нежели
с Западом. С другой стороны, российская геополитика на Северном Кавказе
является пассивной, тогда как США, НАТО и Европейский Союз целенаправленно
реализуют здесь свои политические интересы.
Кавказско-Каспийский регион занимает в геополитике стратегическую нишу. С
географической точки зрения Кавказско-Каспийский регион это:
-во-первых, плацдарм, стягивающий на себя Черноморское и Каспийское
морские пространства;
-во-вторых, с военно-стратегической точки зрения - важнейший плацдарм для
давления и наступления в любом направлении, на любую страну не только данного
региона, но и прилегающих регионов;
-в-третьих - это плацдарм для контроля над коммуникациями;
Министерство энергетики США оценивает ресурсы Каспийского бассейна в
следующих цифрах:
-нефть - от 17 до 33 млрд. баррелей, потенциальные запасы 230 млрд.
баррелей (около 27,5 млр.т.);
-газ - разведано 232 трлн. куб. футов, потенциально 350 трлн. куб. футов.
Таким образом, Каспийский регион Государственным департаментом США определяется
как «наиболее значительный игрок на мировом нефтяном рынке в предстоящем
десятилетии». Как заметил бывший госсекретарь США Д. Бейкер, «в XXI в.
каспийская нефть может иметь такое же значение для индустриального мира, какое
сегодня имеет нефть Персидского залива».
Кавказско-Каспийский регион долгое время был периферийным и не играл
сколько-нибудь активной роли в геополитической стратегии ведущих участников
международного процесса. Его становление в качестве самостоятельной общности
явилось следствием распада СССР и последующего ослабления позиций России в
южных постсоветских государствах. Стремление республик Закавказья и Центральной
Азии закрепить новый, суверенный статус послужило для крупных мировых и
региональных политических сил поводом для начала целенаправленных действий по
вовлечению этих стран в сферу своего влияния. Процесс осознания
центрально-азиатскими и закавказскими республиками своей независимости от
России, являющийся базовым условием для реализации целого ряда интересов ведущих
государств и негосударственных факторов, во многом инициировался и
координировался последними.
В настоящее время Кавказско-Каспийский регион притягивает к себе
практически всех ведущих мировых геополитических игроков. Особый интерес со
стороны многих ведущих держав мира связан не только и не столько с наличием
огромных запасов углеводородного сырья, но и с тем, что регион постепенно
становится ключевым в геостратегии мировых конкурирующих сил. Возрастающая
напряженность в регионе неизбежное следствие геополитической ситуации,
способствующей геостратегической конкуренции.
Необходимо отметить, что Кавказско-Каспийский регион имеет ряд
особенностей, которые влияют на национальную безопасность России:
-специфические национальные особенности народов, проживающих на Северном
Кавказе;
- высокий риск обострения этнических и религиозных проблем;
- долговременная основа для возникновения внутренних вооруженных
конфликтов;
-непрекращающиеся попытки Запада формировать и поддерживать прозападную
ориентацию в южно-кавказских и центрально-азиатских государствах.
Исключительно важной, ключевой геополитической проблемой оказывающее
существенное значение в процессах политической интеграции является
«Геополитический статус Каспийского моря». Длительные дискуссии по поводу международно-правового
статуса Каспия привели лишь к тому, что он приобрел статус «моря раздора». Суть
проблемы заключается в том, что Каспийская пятерка никак не может разделить
самое большое в мире озеро (которое давно уже принято именовать морем), а с ним
и его недра, в частности, нефть.
С точки зрения нормы международного морского права, Каспий относится к
закрытым (замкнутым) морям. В соответствии с этой классификацией возможны два
подхода к управлению им:
а) либо посредством деления на национальные сектора,
б) либо путем совместного управления.
Общей, принципиальной основой для всех стран-участниц многочисленных
переговоров является убеждение в том, что:
а) характер международного взаимодействия на Каспийском море - проблема
глобальная;
б) обеспечение сотрудничества всех прибрежных государств на Каспии
необходимо, для реализации этого целесообразно создание центра регионального
сотрудничества;
в) взаимодействие осуществимо только на основе полного паритета всех
прикаспийских государств.
Кавказско-Каспийский регион относится к типу «функциональных» регионов и
его формирование было призвано способствовать решению задач целого ряда
политических факторов. Концепция региона изначально формулировалась как
инструмент экспансионистских устремлений крупных западных держав, связанных с
проникновением на ранее «закрытое» постсоветское пространство.
Представляя основные геополитические образы Кавказско-Каспийского региона
следует выделить следующие:
- «транспортного коридора»,
- «буферной зоны»,
- «зоны нестабильности».
Взаимодействие этих и других образов пространства формирует несколько
концептуальных границ региона, иногда совпадающих с государственными, а иногда
пересекающих их. Каждый из таких образов, являясь результатом осмысления
собственных интересов и пространственных реалий, оказывает серьезное влияние на
динамику политических процессов в регионе, во многом предопределяя становление
и задавая вектор развития региональной системы политических отношений.
Вместе с тем ситуация, сложившаяся в последние годы в
Кавказско-Каспийском регионе, приобретает все более глобальную значимость.
Чрезвычайно актуальными становятся проблемы нефти и газопроводов, условия
добычи минералов, а также развернувшееся геополитическое соперничество региональных
и мировых держав.
Ситуация усугубляется еще и тем, что в стратегическом плане прилегающая к
региону территория России имеет низкий уровень промышленного развития,
отставание по большинству социально-экономических показателей, высокий уровень
безработицы, теневой экономики и организованной преступности. Все это негативно
сказывается на безопасности России, особенно с позиций возможного повышения
роли Кавказско-Каспийского региона в перспективе.
Сегодня напряженность усиливается из-за активного военного, политического
и экономического проникновения США и НАТО в Грузию, Азербайджан и в перспективе
в Армению.
Отсутствие должного внимания к вопросам Кавказско-Каспийского региона со
стороны прежнего руководства страны после распада Советского Союза привело к
тому, что Россия едва не утратила свое влияние в этом стратегически важном
месте. Отчасти этим объясняется тот факт, что в регионе получил определенное
распространение религиозный экстремизм, и мы являемся свидетелями попыток
международного терроризма пустить свои корни в прикаспийских регионах.
Высокая значимость Кавказско-Каспийского региона в аспекте российских
национальных интересов предопределяется тем, что Россия является и
прикаспийским государством, и территорией потенциального и реального транзита
каспийских энергоресурсов, и государством, в значительной степени включенным в
глобальный уровень политики. Занимаемое Россией положение сопряжено с особыми
сложностями, но одновременно создает для нее дополнительные возможности - как в
исследуемом регионе, так и за его пределами. При этом ситуация в регионе
характеризуется стремительным развитием острых политических процессов,
радикализацией общественно-политической жизни, активным внешним вмешательством
в региональные события, что ставит под угрозу политическую стабильность и на
прилегающих российских территориях.
В Кавказско-Каспийском регионе у России можно уже сегодня обозначить как
минимум три варианта геополитического сценария:
Неблагоприятный - уход России из региона в качестве активного и самостоятельного
геополитического игрока. При этом варианте Россия становится проводником чужих
идей и интересов, а Каспий попадает в зону международных отношений «третьих
стран», заочно решающих его судьбу. При такой ситуации страны-субъекты региона
полностью устраняются из непосредственного живого диалога и становятся
марионеточными.
Благоприятный - Россия становится игроком-лидером и через Каспий выходит
в зону Индо-Персидского региона. Данный вариант будет свидетельствовать о
полном вовлечении Ирана в российскую геостратегическую игру и усиления
конфронтации с США.
Средний (промежуточный) вариант - сохранение в Кавказско-Каспийском
регионе многополярности и усиления напряженности в деле урегулирования так
называемого «каспийского узла».
Факторы, определяющие первоочередные задачи кавказско-каспийской
геополитики России, таковы:
- обладание энергетическими ресурсами Каспия, в разработку которых уже
сделаны значительные капиталовложения;
- поддержание конкурентоспособности российских маршрутов вывода
энергоносителей на мировой рынок;
- модернизация трубопроводов и диверсификация их направлений;
- определение правового статуса Каспия путем соглашения всех 5 приморских
стран;
- недопущение в Каспийский бассейн ВМС внешних для него стран либо
всемерная локализация ущерба от их появления;
- модернизация транспортных коммуникаций;
- сохранение и рациональное управление природной средой Каспия.
При анализе места и роли Кавказско-Каспийского геостратегического региона
как в мировой политике, так и в политической стратегии России следует
рассматривать как единое целое безотносительно к государственным,
административным, этнонациональным и иным границам, разделяющим его изнутри. Обоснованность
такого подхода определяется общностью тесных многовековых экономических,
культурных, политических и иных связей, исторических судеб, близостью форм,
стандартов и стереотипов повеления, особенностями менталитета и другое. У
народов Кавказа есть и общие дела, интересы, особенно в обеспечении и
поддержании в регионе мира и стабильности, преодолении последствий войн и
конфликтов, предотвращении нового витка конфронтации, защите его
этнокультурного и природно-экологического своеобразия.
2. Геополитическая идентификация Кавказско-Каспийского
региона
Хроническая военно-политическая нестабильность последнего десятилетия на
Кавказе и нагнетаемые на этом фоне страхи распада региона, его т.н.
балканизации и т.п. привлекает к региону пристальное внимание региональных
держав, мировых центров силы, суб- и транснациональных политических
авантюристов, международных терорристических организаций, иностранных
спецслужб. По-видимому, всем им кажется, что Кавказ и весь
Черноморско-Каспийский регион могут стать для них легкой добычей.
Традиционное значение Кавказа и Каспия определяется прежде всего его
промежуточным положением на стыке культур и цивилизаций, на важном перекрестке
транспортных путей Восток-Запад, Север-Юг. Кавказ как евразийское пограничье на
протяжении двух-трех последних тысячелетий являлся ареной соперничества
континентальных империй. История борьбы за Северный Кавказ между Россией,
Турцией и Ираном насчитывает несколько столетий. Начиная с ХIХ в. в эту борьбу
стали вмешиваться государства Запада, а с конца ХХ в., наряду с новой
активизацией роли Турции и Ирана, усилилось участие в региональных процессах
государств из Ближнего и Среднего Востока. При этом участники кавказской
интриги преследуют различные цели и реализуют собственные стратегии.
Кавказско-Каспийский регион как геополитическая конструкция, с одной
стороны, есть последствие цепной реакции распада СССР, а с другой - результат
целенаправленных усилий (проектирования) ряда региональных, нерегиональных,
глобальных политических и экономических акторов, направленных на политическое и
экономическое доминирование в данном геостратегическом районе посредством
различного рода экспансий: экономической, духовно-культурной, информационной.
Специфика Кавказско-Каспийский геополитического конструкта определяется
его приграничным положением, близостью к южному флангу НАТО, непосредственным
соседством с Закавказьем и Центральной Азией, выходами к Каспийскому и Черному
морям; близостью территории региона к нефтяным запасам и к транснациональным
евроазиатским транспортным коммуникациям и энергомостам; особой стратегической
значимостью региона для РФ; наивысшей концентрацией субъектных
административно-территориальных образований в регионе с высокой плотностью
населения, наличием в пределах его границ очагов общественно-политической
нестабильности, межнациональных и религиозных противоречий.
Современная конфигурация Кавказско-Каспийской системы политических
отношений определяется геополитическими (военно-стратегическими, логистскими),
экономическими, этноконфессиональными, демографическими и экологическими
факторами, причем экономическая составляющая отношений не является простой
проекцией геополитической, так как ряд промышленных транснациональных групп
используют конфликтогенную составляющую этих факторов для достижения
узкокорпоративных интересов. Специфика конфигурации политических отношений в
данном регионе обусловлена, с одной стороны, общностью экономических,
культурных, политических и иных связей, исторических судеб, близостью форм,
стандартов и стереотипов поведения и мышления региональных акторов, а с другой
- столкновением глобализационных векторов - неолиберального, исламского,
китайского.
Внутренний контур политико-интеграционных отношений в
Кавказско-Каспийском регионе определяется процессами внутригосударственной,
межрегиональной и межпартийной политической интеграции, приводящими к тому, что
проекты, планируемые как интеграционные для одних региональных авторов,
расцениваются другими как дезинтеграционные, поскольку в структуре мотивации
внутрирегиональных политических субъектов доминируют мотивы неэкономического
характера (историческая память о конфликтах и др.). Политическая интеграция в
Кавказско-Каспийском регионе является необходимым предусловием экономической,
что определяет специфику интеграционных процессов в данном региональном
пространстве.
Внешний контур политико-интеграционного развития региона, специфика
реализовывающихся политических проектов определяются системой геополитических
интересов разнополярных авторов. При всем многообразии интеграционных проектов
в Кавказско-Каспийском регионе наиболее значима их «поляризация» на основе
оппозиции «российских» и «антироссийских» геополитических интересов.
Условиями успеха российской региональной политики являются:
конструирование образа экономически и политически развитой страны, обладающей
глубокими корнями в регионе, ответственной за его судьбы и играющей роль
«моста», «гаранта» мирного «диалога цивилизаций»; упреждающая активность,
направленная на идеологическое и институциональное объединение реализуемых под
российской эгидой интеграционных проектов; вовлечение в сферу своего влияния
неантагонистически ориентированных по отношению к ней авторов.
Заключение
Таким образом, нынешние геополитические процессы, происходящие на
Северном Кавказе, со всей очевидностью показали провал прежней кавказской
политики России. На протяжении всего последнего периода она характеризовалась
колебаниями и непоследовательностью, ошибками в оценке ситуации и сомнительными
решениями, отсутствием политической воли в достижении поставленных целей. В
настоящее время идет сложный процесс осмысления концепции кавказской политики
России применительно к жизнедеятельности ЮФО, в частности, Северокавказского
региона. При этом западное сообщество активно старается участвовать в
кавказских делах, ведет поиск и навязывает свое видение региональной системы
коллективной безопасности, предлагает новые формы сосуществования народов,
подталкивая процессы в выгодном для себя направлении.
Сегодня ситуация на Юге заметно меняется. Это связано с началом реформы
власти в России, укреплением ее вертикали, повышением эффективности действий
власти. Предпринимаются шаги по оздоровлению основ российского федерализма.
Приводятся в соответствие с российской Конституцией и федеральными законами конституции
и законодательные акты субъектов Федерации. Москва старается внимательно
отслеживать происходящие в округе события и тенденции и своевременно принимать
такие меры, которые не дали бы раскачать общественно-политическую ситуацию, не
позволяли развиваться необратимым, деструктивным процессам.
Геополитический аспект международных отношений применительно к ЮФО - лишь
одна из сторон сложного взаимодействия интересов многочисленных участников,
вовлеченных в происходящие в регионе процессы. Как показывают события, эти
процессы имеют как внутренние, так и внешние корни.
Чтобы быть эффективной, российская политика на Юге страны в ее
геополитическом измерении должна опираться на ясно сознаваемые и отчетливо
выраженные национальные российские интересы, преследовать четко определенные
цели и иметь реалистическую стратегию их достижения. Если интерес России
состоит в сохранении территориальной целостности и укреплении общенационального
единства, то главным направлением государственной политики должно стать активное
развитие федеративных отношений. Вялое реагирование на быстро меняющуюся
ситуацию - худший вариант действий.
Задача российской внешней политики и дипломатии - создание благоприятных
внешних предпосылок для реализации главных целей, то есть сохранения
целостности государства и укрепления его единства. Для этого необходимо
выработать и реализовать единую скоординированную стратегию применительно к ЮФО
и кавказскому региону.
Ее основными направлениями могли бы стать:
Повышение заинтересованности иностранного капитала в стабилизации
ситуации на Северном Кавказе; привлечение западных нефтяных и газовых компаний
к реализации коммерческих проектов на территории Юга России, включая
строительство трубопроводов, эксплуатацию ресурсов российского шельфа Каспия,
реконструкция и строительство портов на российском побережье Черного и
Каспийского морей; максимальное использование транзитного потенциала Юга
России, активизация участия России в проектах ТРАСЕКА; развитие, в том числе с
участием иностранного капитала, транспортной, коммуникационной и рекреационной
инфраструктуры региона; реализация в дополнение к ТРАСЕКА инициативы о развитии
транзитных связей через территорию Юга России и Кавказа в меридиональном
направлении; вовлечение территорий ЮФО в проекты, осуществляемые в рамках
Черноморского экономического сотрудничества; нормализация отношений с
непосредственными соседями - государствами Закавказья, восстановление
доверительных отношений с Грузией, создание условий для восстановления прежнего
пограничного режима; активизация усилий по урегулированию грузино-абхазского и
грузино-югоосетинского конфликтов; достижение договоренностей о возобновлении
транспортных коммуникаций Север-Юг через территорию Абхазии. В отношениях с
Грузией и Азербайджаном Россия в полной мере должна использовать тот
экономический аргумент, что до сих пор одним из основных источников
жизнеобеспечения населения Азербайджана и Грузии являются не международные
нефтепроекты, а торгово-предпринимательская деятельность азербайджанцев и
грузин на территории России. Именно российский рынок, а не каспийская нефть
останутся основным источником развития этих стран и в будущем.
Необходимы дальнейшее укрепление полномасштабного и всестороннего
сотрудничества с Арменией; институциализация постоянного политического диалога
с Ираном и Турцией, создание предпосылок для понимания руководством этих стран
пользы стратегического взаимопонимания с Россией; введение в практику
регулярных консультаций на уровне генеральных штабов; осуществление комплекса
мер, направленных на превращение традиционного ислама на Северном Кавказе в
союзника в борьбе с терроризмом и экстремизмом.
Обеспечение внешнеполитических интересов России в связи с Северным
Кавказом требует координации усилий федерального Центра и регионов ЮФО. Не политика
преимуществ для одних народов и ущемления других, а политика культурного
плюрализма и уважения гражданских прав должна лежать в основе общественного
устройства, стремящегося избежать кризисов и конфликтов.
Список использованной литературы
1. Аббасбейли
А.Н. Проблемы военно-политической безопасности стран каспийского бассейна//
Каспийский регион: политика, экономика. культура. - 2007. - № 4. - С. 11.
3. Буров
А.А. Специфика Кавказско-Каспийского региона как геополитической конструкции //
Ученые записки №4, 2008 - С. 6.
4. Буров
А.А. Характеристика внутреннего контура политико-интегрированных отношений
Кавказско-Каспийского региона // Вестник ПГЛУ. - 2008. - №3. - С. 353 - 359.
5. Буров
А.А. Реалии и тенденции интеграционного развития Кавказско-Каспийского региона
// Каспийский регион. - 2009. - №1(18). - С. 73 - 79.
6. Военно-политическая
обстановка в зоне Южного федерального округа России. // Доклад подготовлен
экспертами Объединенного бюро информации и стратегических оценок
"Вектор" // Журнал теории и практики Евразийства №12. 2001
7. Гусейнов
В. Каспийская проблема: геополитические и экономические аспекты // Вестник
аналитики. 2001. № 2. С. 89-144.
8. Исаев
Б.А. Геополитика: Хрестоматия. - СПб.: Питер, 2007. - 512 с.:
9. Жильцов
С.С., Зонн И.С., Ушков А.М. Геополитика Каспийского региона. - М., 2003. - 280
с.
10. Михайлов
В.А. Международные аспекты политики России в Кавказском регионе // Россия в
мировой политике. М., 2002.
11. Эжиев
И.Б. Геополитика Каспийского региона - М.: Изд-во Андалус. 2007. - 208 с.