Применение метода проектов в начальной школе
Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия
№4
Применение метода проектов во внеурочной
деятельности начальной школе
Усынина Елена Витальевна
учитель начальных классов
г.Сургут,
Аннотация
В статье представлен
опыт работы с обучающимися начальной школы по методу учебных проектов.
Ключевые слова:
проектная деятельность, основополагающий вопрос, источники информации.
«Хотя чужое
знание может нас кое-чему научить,
мудр бываешь
лишь собственной мудростью.»
М.Монтень
Наверное, каждый
педагог задавал себе вопрос: как научить детей тому, что поможет им во взрослой
жизни. Чтобы человеку стать успешным, ему просто необходимо развиваться,
ставить перед собой цели и уметь достигать их. Но для этого нужно спланировать
пути достижения этой цели; подобрать необходимые средства; освоить нужные
методы и идти к намеченной цели, корректируя свои действия. Данный путь многие
освоили «методом проб и ошибок», набив при этом немало шишек. Поэтому задача
школы заключается в том, чтобы научить детей действовать другими, наиболее
эффективными способами. Но как это сделать? Ведь учитель действует в строго
ограниченных рамках классно-урочной формы обучения. Я для себя нашла выход. Он
нелёгок, но эффективен. Это применение метода проектов как в учебной, так и во
внеучебной деятельности. Что же мы подразумеваем под данным методом? Метод
проектов – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить
ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий
учащихся и обязательной презентации результатов их работы. Это путь познания,
способ организации процесса познания. Данный метод считаю универсальным
средством развития человека. Он способствует реализации принципа связи обучения
с жизнью, решает многие педагогические задачи. О методе проектов написано много
книг и статей. Для меня настольной книгой является методическое пособие
«Проектная деятельность в учебном процессе» составители: Брыкова О.В., Громова
Т.В., Салова И.Г., Санкт – Петербург, 2005 г. Начиная работу в данном
направлении, главное - заинтересовать обучающихся и их родителей предстоящей
работой. Для родителей моих учеников я подготовила и провела родительское
собрание. А своих первоклашек, заинтересовать было несложно. На уроке
изобразительного искусства при изучении темы «Семь цветов радуги» я спросила ребят
о том, кто же раскрасил радугу? Этот вопрос впоследствии и стал
основополагающим. Гипотезы были разнообразными: Бог на небе, художник, природа
постаралась и т.п. Дети начали спорить между собой, и чтобы прекратить этот
спор, я предложила ребятам отстоять свою точку зрения, представив какие-либо доказательства.
Ребята согласились, а я в свою очередь поинтересовалась тем, где же они
собираются эти доказательства искать? Дети начали предлагать свои варианты:
книги, журналы, Интернет, компьютерные диски с энциклопедиями, телевидение. Так
мы познакомились с разнообразными источниками информации. Далее я предложила
ребятам пройти в школьную библиотеку и найти там нужную нам информацию. Ребята
начали брать все книги подряд и листать их от начала до конца, но найти ничего
не смогли. На лицах детей легко можно было прочесть разочарование, ведь спор
так и остался неразрешённым. Придя в класс, мы начали анализировать ситуацию:
почему у нас ничего не получилось? И поняли, что для того, чтобы найти ответ на
какой - либо вопрос, необходимо научиться ориентироваться в большом объёме
информации (в данном случае уметь выбрать нужную книгу по названию и
иллюстрациям). Выбрав эти книги, я предложила детям найти ответ на наш главный
вопрос. Ребята начали читать, начиная с первой страницы всё подряд и поняли,
что при их низкой технике чтения потребуется слишком много времени, чтобы найти
нужную информацию. На этом этапе я «убила сразу двух зайцев». Ребята поняли,
что нужно повышать свою технику чтения, а для этого необходимо много читать. А
так же нужно научиться ориентироваться в книге, т.е. уметь пользоваться
оглавлением, находить нужную страницу. В этом нам помог план, который дан в
тетради:
Шаг 1:Открой
книгу и найди раздел «Содержание», (Оглавление).
Шаг 2:В
этом разделе прочитай название всех тем и постарайся найти ту, которая созвучна
теме проекта.
Шаг 3:Если
такая тема найдена, то справа ты увидишь номер странички. Открой книгу на этой
странице.
Выполнив все
необходимые действия, ребята обрадовались. Но, как оказалось, рано. Найдя
нужную страницу, они столкнулись с тем, что объём материала по данной теме
очень велик. А им нужно найти короткий ответ на вопрос. Оказывается, нужно
уметь выбирать главную (значимую) информацию и делать всё это лучше не одному,
а сообща. Так мы разбились на группы и продолжили работу. Но тут поднялся шум, начались
споры между ребятами в группах. Это подтолкнуло нас к тому, что нужно
разработать правила работы в группе. И ребята их вывели сами. Вот эти правила:
ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ
1.Работай в группе
дружно, помни - вы одна команда.
2.Принимай активное
участие в работе, не стой в стороне.
3.Не бойся высказывать
своё мнение.
5.Думай сам, а не
рассчитывай на других.
6.
Отвечай
у доски громко, чётко, кратко.
7.
В
случае неправильного ответа группы не вини никого, отвечай за себя. Помни, что
каждый человек имеет право на ошибку.
8.
Если
вы не можете выбрать того, кто будет представлять вашу группу у доски, то примените
считалочку или жребий.
Соблюдение данных
правил позволило сделать работу в группах более слаженной и эффективной. Работа
над проектом продолжилась. На последующих занятиях ребята узнали о том, как
правильно оформить найденную информацию, распределив её по разделам. А разделы
были следующими:
· толкование
понятия;
· исторические
сведения об объекте (гипотезы древних людей);
· научные
факты об объекте;
· стихи,
загадки, приметы, пословицы, иллюстрации и т.д.;
· дополнительные
интересные сведения.
Позже я рассказала
своим ученикам, в какой форме можно представить свои наработки, т.е. произошло
знакомство с формами презентации проектов. Кроме этого нужно уметь грамотно
защитить продукт своей деятельности так, чтобы убедить одноклассников в том,
что твоя точка зрения единственно правильная. Здесь нам помог план выступления:
1. Название
проекта.
2. Проблемный
вопрос (конечная цель).
3. Актуальность
темы (почему выбрал эту тему).
4. Как
ты добивался поставленной цели? (проводил опыты, эксперименты, собирал информацию,
проводил опрос, анкетирование и т. д.)
5.
К какому результату ты пришёл? Какие выводы сделал?
6.
Как оформил презентацию своего проекта? (газета, книжка-раскладушка, альбом и
т. д.)
После выступления
каждой группы необходимо было дать оценку проделанной работе. Учитывая то, что в
первом классе безотметочная система оценивания, мы вместе с ребятами
разработали свою оценочную шкалу. Она выглядит следующим образом:
очень понравилось
не понравилось
|
|
метод
проект начальная школа
Оценивание проходило
следующим образом. У каждого ученика имелись три оценочные карточки, при помощи
которых он показывал, какую оценку выставил. После поднятия карточки нужно было
аргументировать свою оценку. В этом ребятам помогал план:
· Понравился
ли тебе доклад? Чем?
· Насколько
понятным, убедительным и последовательным был ответ?
· Достигнута
ли цель проекта?
· Как
оформлена работа: аккуратно, интересно, красочно…?
Ученики
настолько были увлечены работой над информационным проектом «Радуга – дуга»,
что после презентации данного проекта, им хотелось продолжения. И я предложила
выполнить исследовательский проект «Живая и неживая природа». При работе над этим
проектом ученики узнали о том, как выполнять опыты и наблюдения, как оформлять
«Дневник наблюдений». Эта работа захватила их ещё больше.
Так
в нашем классе появился элективный курс «Школа Почемучек». Позднее мы создали
герб и гимн, которым мы начинали наши занятия. Часто к нам в гости захаживала Баба
– Яга, которая старалась помешать в достижении наших целей. В общем, работа шла
полным ходом! После проведённого анкетирования я узнала, что больше всего
ребятам нравится работать в группе и выступать перед зрителями.
Анализируя
проведённую работу, хочу отметить, что занятия проектной деятельностью помогли
достичь следующих результатов:
· возрос
познавательный интерес обучающихся;
· повысилась
мотивация к учебной деятельности;
· появился
интерес к освоению компьютера;
· совместная
деятельность ребят ускорила процесс сплочения коллектива;
· повысилась
активность на уроках, исчезла боязнь неправильного ответа, излишняя
застенчивость;
· ребята
стали более самостоятельными и коммуникабельными.
Работая над проектами с
детьми младшего школьного возраста, я столкнулась и с орделёнными трудностями.
· у
младших школьников низкая техника чтения, что затрудняет работу с большими
объёмами информации;
· ребята
с трудом могут выбрать главную, значимую информацию;
Но все эти трудности
ничто по сравнению с приобретёнными в процессе проектной деятельности умениями
и навыками. Я уверена, что проведённая в начальной школе работа, поможет моим
ученикам не только в дальнейшем обучении, но и во взрослой жизни. Тем более,
что при
разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом
начального общего образования становится деятельностно-ориентированное
обучение, т.к. именно оно помогает решить задачу формирования общеучебных умений
и навыков. А как показывает многолетний опыт зарубежных
и российских школ решить эту задачу можно именно через организацию проектной
деятельности.Так что выход есть! Он непрост, но эффективен и интересен, как для
учителя, так и для учеников.
Литература
1.
Методическое
пособие «Проектная деятельность в учебном процессе» составители: Брыкова О.В.,
Громова Т.В., Салова И.Г., Санкт – Петербург, 2005 г.
2.
Информационные
ресурсы Интернет: http//doob-054.narod.ru/project.html
Размещено на