Учитель XXI века. Каким он должен быть...
Нет другой профессии, о которой так много написано с древнейших
эпох. Нет другого представителя человеческого общества, которого возвеличили
все известные поэты, писатели, ученые, мыслители, рядовые граждане всех времен.
Педагог, наставник, мугаллим, преподаватель…
В каждой цивилизации, в каждом государстве по-разному называли и
называют того, кто обучает и воспитывает, передает своим ученикам накопленные
человечеством и приобретенные своим обществом знании и опыт.
Нет другой профессии, которую называют самыми красивыми словами:
высокая, благородная, почетная, душевная, прекрасная…
Нет другого профессионала, к которому предъявляют столько
требовании: он должен быть честным, правдивым, знающим свое дело, компетентным,
любящим свою страну, любящим своих детей, психологом человеческой души,
помощником своих подопечных, вторым «родителем», морально устойчивым,
требовательным, добрым, строгим, готовых к компромиссу…
Он должен быть первым…
Учитель. В каком-бы государстве он ни живет, к какому-бы обществу
он ни принадлежит, где-бы он ни работает; в школе, профессиональном или высшем
учебном заведении, в системе повышения квалификации или переподготовки кадров,
он остается передатчиком знании, культуры, образцом подражания.
Мы часто вспоминаем своих первых учителей. Тех, которые первыми
вселили в нас веру в себя, надежду в будущее, любовь к знаниям. Ведь именно в
школьном коллективе мы усваиваем не только знания, но и учимся дружить и
соперничать, отличать доброе. И он, школьный учитель становится первым образцом
подражания. И он, учитель запоминается нам связующим звеном тех познании,
которые мы получаем в семье и школьных знании…
Многие великие личности и сильные мира сего оставили свои
воспоминания о своих учителя учителях. Можно составить многотомники из их
теплых слов и возвышенных фраз в честь наставников, прививших им ростки добра и
жажду познания.
Оставившие великие произведения, совершившие великие открытия, вложившие
свою жизнь в развитие гуманизма, интернационализма с трепетом и гордостью
вспоминали о своих учителях…
Но были учителя и у Чингисхана и Батыя, разрушивших средневековую
цивилизацию Евразии; у Наполеона, ввергшего в хаос Европу 19 века; у идеологов
и руководителей большевизма и сталинизма, совершивших многолетний геноцид над
народами бывшей Российской империи, фашизма, уничтожившего десятки миллионов
человеческих жизней. Еще живы учителя правителей западной ориентации,
развязавших сегодняшнюю кровопролитную войну за обладание чужих сырьевых
ресурсов в Ираке, Афганистане, на Кавказе…
Учитель может быть авторитетом, примером внутри своего общества и
по обязанности воспитать, эгоистического, горделивого последователя. Ну, точно
такого же как он сам; идеального в своем обществе, в своей стране…
Стоит ли перечислять «эталонные» качества в характере учителя, не
определив его место в том самом обществе? Кому он служит? Детям, своим ученикам
или наглому чиновнику нахальному бюрократу? Согражданам, развивающим экономику,
культуру и науку своей страны или грабителям своего же народа?
И в начале 21 века, когда уже невозможно скрыть катастрофическое
влияния человека на природу, когда оказалось под угрозой само существование
жизни на Земле необходимость воспитания человека, любящего и уважающего нашу
общую планету стало первоочередной задачей.
Поговорка гласит: «Землю не родители нам подарили, ее нам одолжили
наши дети». И нашему поколению пора возвращать долги перед будущим. Немедленно
сократить добычу всех видов сырья, утоньщать Красную книгу, работать над
сбережением того, что имеем. Это потребует кардинального изменения отношения к
учителю.
Станет необходимо создание над государственного, внеполитического,
наднационального института подготовки учителей, обучающих науке сохранения
Земли, искусству возрождения отношения к самому святому-жизни на Земле. Жизни
во всех проявлениях, в том числе жизни человека.
Новая наука «О цене жизни» должна быть создана усилиями ведущих
ученых всех отраслей науки со всех стран.
К сожалению, не одна из современных так называемых мировых религии
не учат сохранять и беречь нашу Землю и жизнь на Земле. Хочется верить, что
религиозные ученые также окажут помощь в создании новых условии для работы
учителя. Учителя, работающего ради сохранения жизни на Земле, ради сохранения
нашей общей Родины…
Да, учитель 21 века должен быть не только любящим и уважающим
своих учеников, не только любимым и уважаемым, грамотным, коммуникабельным; он
должен быть, в первую очередь, любящим и понимающим жизнь, как главное богатство
на Земле. И естественно, он должен быть патриотом своей страны, ее природой. Он
должен и обязан воспитать своих учеников частичкой природы, обучив их искусству
любить не только людей, но и все живое, всю природу, как цельное живое
сотворения Высшего Разума, Высшей Силы, Творца.
Учителю Российской Федерации в 21 веке жизнь дает и особые
полномочия, ставят отдельные задачи. Россия-уникальная страна, соединяющая два
континента; Европу и Азию, вобравшая в себя многие национальности,
представителей разных культур и религии. Россия-страна с богатейшими запасами
природных ресурсов; сырья, чернозема, лесов, пресной воды.
Великий мыслитель Конфуций писал: «Кто постигает новое, лелея
старое, тот может быть учителем».
Учитель должен знать историю России, народов и нации, ее
населяющих. Он обязан быть беспристрастным историкам, понимающим полезность
исторической правды…
Учитель должен быть экономически грамотным, понимающим что он не
будет бедствовать в производящей стране. Что его тяжелый труд заключается как
стоимость образования и грамотности специалиста-производителя в себестоимости
продукции, в полученной прибыли…
Учитель должен быть свободным. И как личность, и как специалист.
Его жизнь и труд не должны быть зажатыми в рамках чиновничьих законов и учебных
стандартов.
Появилась надежда, что Год Учителя, с учетом положительного
влияния Президента и Премьер-министра нашего государства на вопросы образования
и судьбу учительского корпуса станет переломным в вопросах повышения престижа,
статуса и авторитета учителя.