Условия жизни растений. Лес как растительное сообщество
Урок по теме: «Условия
жизни растений. Лес как растительное сообщество»
Авдеева Н.В., учитель
биологии ГОУ СОШ №121 г. Москвы
Цель: продолжить
знакомство с растительными сообществами, выделить отличительные особенности
леса, как растительного сообщества
Задачи:
воспитательные -
продолжить формирование бережного отношения к природе;
образовательные – повторить
материал по жизненным формам растений, растительным сообществам,
ознакомиться с понятиями:
ярусность, светолюбивые, теневые, теневыносливые, холодостойкие, теплолюбивые,
ксерофитные, мезофитные, гидрофитные растения,
научиться выделять
ярусы в лесу и распределять растения по группам по отношению к воде, свету,
температуре;
развивающие - продолжить
знакомство с растениями своего региона.
Формы работы: рассказ
учителя, дискуссия, эвристическая беседа.
Оборудование: таблица
«Дубрава», «Ярусность».
Термины урока:
ярусность, факторы среды, светолюбивые, теневые, теневыносливые, теплолюбивые,
холодостойкие, ксерофиты, мезофиты, гидрофиты, жизненные формы, растительное
сообщество.
Ход урока.
I.
Организационный
момент.
II.
Контрольная
работа по теме лишайники.
III.
Изучение
нового материала
Учитель
|
Ученик
|
Мы с Вами изучали разные Царства живой
природы. Какие?
|
Растения, Бактерии, Грибы
|
животные
|
Скажите, а в природе все организмы
распределены по царствам и обитают изолированно?
|
Нет, совместно
|
Как называется явление, когда
Папоротники, Мхи, Лишайники, Покрытосеменные обитают совместно
|
Растительное сообщество
|
Давайте вспомним определение
|
Растительное сообщество- совместно
произрастающие растения
|
Какие типы растительных сообществ вы
знаете?
|
Луг, болото, лес и т.д.
|
Сегодня на уроке мы изучим особенности
леса, как растительного сообщества
Тема записывается на доске:
Условия жизни растений. Лес как
растительное сообщество
|
Запись темы в тетрадь
|
Когда Вы приходите в лес, на что в
первую очередь обращается ваше внимание?
|
Деревья
|
А в следующий момент?
|
Кустарники, травы
|
Как правильно называется, то что мы
перечислили
|
Жизненные формы
|
Если приглядеться, можно обнаружить
мхи и лишайники. Распределение растений по высоте называется - ярусностью.
1.
Деревья
2.
Низкие деревья
3.
Кустарники
4.
Травы
5.
Мхи и лишайники
|
Запись определения в тетрадь.
|
Учитель показывает ярусы на таблице.
Пользуясь учебником, назовите
растения каждого яруса и покажите их на плакате
|
Ученик после прочтения книги отвечает,
пользуясь таблицей и материалами учебника, у доски
|
Куда следует отнести мхи и лишайники
растущие на деревьях?
|
Отвечают с корректировкой учителя-
межярусный слой
|
А если мы сделаем вертикальный разрез
почвы и посмотрим что там внутри. Показывает на плакате
|
Учащиеся комментируют и приходят к
выводу, что есть и подземная ярусность
|
А всем ли растениям одинаково живется
в лесу? Давайте подумаем.
Учитель корректирует ответы учащихся
|
Одни растения произрастают на свету,
другие в тени
Одни в холодных местах, другие в
теплых и т.д.
|
Учитель подводит итог: на растения
влияют: освещенность влажность, температура, которые называются факторами
среды
|
Записывают в тетрадь:
факторы среды- освещенность
влажность, температура
Группы растений по отношению к:
Свет: Вода:
Температура:
|
Работа с учебником с записью в
тетрадь:
Свет:
Вода:
Теневые
ксерофиты
Светолюбивые
мезофиты
Теневыносливые
гидрофиты
Температура:
Теплолюбивые
холодостойкие
|
IV.
Закрепление
материала: работа с терминами в конце § 62
V.
Домашнее
задание: § 62, уметь отвечать на вопросы в конце параграфа, выписать в тетрадь
растения хвойных и лиственных лесов.