Проблемы социального воспитания в современных условиях
РЕФЕРАТ
Тема:
Проблемы социального воспитания в современных условиях
План
Введение
1. Понятие воспитания
2. Проблемы воспитания в
современной России
Заключение
Список литературы
Введение
Глобальные
перемены, происходящие в настоящее время в обществе и охватывающие все сферы
его жизни, актуализировали исследование проблем социального воспитания. Интерес
к проблемам социального воспитания особенно усиливается в период коренных,
революционных перемен в обществе. И это не случайно, так как социальное
воспитание в значительной степени обусловливает характер развития общества,
воздействуя на процесс социализации подрастающих поколений, на формирование
механизмов передачи социального опыта и традиций. В связи с этим проблемы
социального воспитания волнуют не только исследователей, но и политиков,
журналистов, а также родителей.
Значение
исследования социального воспитания – в особенности для современной России –
носит стратегически важный характер. Это обусловливается, прежде всего, тем,
что в 1990-е гг. в стране были совершены радикальные идеологические и
экономические реформы, имеющие катастрофические социальные последствия,
вызвавшие колоссальные издержки в развитии российского социума и личностного
становления человека, цена которых многократно превышает позитивные последствия
новой социальной революции. В этих условиях радикально изменились содержание и
формы организации социального воспитания, его задачи. Повысилась значимость
воспитательного потенциала гуманитарного образования в разных типах учебных
заведениях.
Не менее
значимо и то, что при исследовании социального воспитания с необходимостью
оказалось важным учитывать глобальные процессы и явления современного мира,
изменение расстановки социальных сил разных народов и государств, механизмов их
взаимодействия. Масштабное значение приобрели спекуляции на значении и роли
ценности прав человека, их противопоставление правам народов и государств,
общественных объединений людей, социальных групп. В результате таких процессов
гуманистическая идея приоритета прав человека стала превращаться в свою
противоположность, когда ее именем стали попирать права представителей
различных народов и государств, что отразилось на содержании и качестве
социального воспитания в России. Возникла острая проблема сочетания в нем
проблематики общественного, группового и личностного, а также глобального,
национального и регионального.
Принципиальное
значение в этой связи имеет и формирование новых представлений о потенциале
человека, его сущности и существования, способностях и потребностях, индивидуально-личностной
и социальной субъектности, жизненных силах и жизненном пространстве бытия. Эти
представления опираются на известные традиции социально-философского осмысления
проблемы, в частности, рассмотрение потребностей и способностей человека как
интегральных характеристик его жизненного потенциала.
Воспитательный
компонент все более широко и основательно входит в программы и рабочие планы
высшего профессионального образования. В этой связи появилась необходимость
разработки учебно-методических изданий, пособий и учебников, ориентированных на
повышение воспитательного потенциала профессионального образования.
Достижения
социального прогресса, накопление общественного богатства, благ, ценностей
культуры, знаний создали к рубежу XX–XXI вв. новые основания имущественного и в целом
социального неравенства на всех уровнях организации социума, общественных
отношений. Это обстоятельство потребовало нового знания и этики социальных
отношений, новой системы социального просвещения, представлений о справедливости,
социальных идеалах, путях их достижения. В соответствии с этим потребовалось и
новое социогуманитарное образование, что кардинально меняет многое в социальном
воспитании и обучении учащихся и студентов, а также тех, кто повышает
квалификацию и проходит переподготовку.
На
региональном уровне в 1990-е гг. также усилился интерес к вопросам социального
воспитания. Весьма показателен в связи с этим опыт появления в регионах
специальной литературы, монографических изданий, посвященных вопросам развития социальной
педагогики, теории и практики социальной работы, социальной психологии, социального
управления.
В России
новый этап развития высшего образования создает принципиально новые задачи.
Именно поэтому важно выделить основные подходы к исследованию формирования
оптимальной системы социального воспитания.
Понятие
воспитания
Воспитание – это процесс
систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое
развитие личности в целях подготовки её к производственной, общественной и культурной
деятельности, тесно связанный с обучением и образованием. Цели и содержание
воспитания определяются господствующими отношениями в государстве.
Классики
философии разрабатывали педагогическую проблему воспитания рода человеческого. Но
поскольку человечеству предназначено слиться в единую дружную семью, состоящую
из индивидов, то воспитание человечества есть неизбежно, так же, как и
воспитание личности. Однако, ни педагогика человечества, ни педагогика индивида
не могут существовать порознь, желая при этом быть эффективными.
Следовательно,
личность становится только благодаря деятельности человека по изменению себя и
обстоятельств, благодаря воспитанию человека обществом, как и
"воспитания" общества человеком, воспитания, понимаемого как процесс
взаимодействия и переплетения "миллиардов микроусловий.
Проблемы
воспитания в современной России
С
социальными проблемами воспитания сталкиваются в любом обществе независимо от
того, стабильное оно, не стабильное, переходное и т.д. Это могут быть самые
разные социальные проблемы – от столь привычной для нас нехватки финансирования
до всплеска наркомании и прочие. Россия в последние пятнадцать лет принадлежит
к разряду обществ переходного типа. А в обществе переходного типа воспитание не
только сталкивается с различными социальными проблемами, но и само становится
социальной проблемой. Так было в нашей истории после отмены крепостного права,
так было в нашей истории в 20-е годы XX столетия, так было в Америке в 20-е и
начале 30-х годов, и, наконец, в Германии и Японии после Второй мировой войны.
То есть это достаточно типичная ситуация, когда в обществе переходного типа
само воспитание становится социальной проблемой.
В
силу особенностей исторического развития, традиционное для всех модернизированных
обществ, изменение положения учащихся в системе отношений со взрослыми в нашей
стране приобрело дополнительное измерение. Отношения между поколениями сегодня
имеют новый характер. Традиционные конфликты отцов и детей, которые имели
психологические основы, во многом сохранились, хотя по субъективной значимости
несколько отошли на второй план. Но самое главное то, что эти традиционные
конфликты отцов и детей психологического характера дополнились кардинальным
расхождением мировоззрения, мировосприятия старших поколений и подрастающих
поколений современной России. Причиной служат те кардинальные изменения в
социокультурной жизни России, которые способствовали созданию принципиально
иных условий социализации подрастающего поколения относительно тех, в которых
происходила социализация нынешних взрослых поколений.
Поэтому
картина мира современного взрослого и картина мира современного подростка,
например старшеклассника, а по некоторым исследованиям и дошкольника – есть
очень интересные исследования психологов, психологического института РАО,
которые об этом свидетельствуют – существенно, принципиально во многом
различаются между собой. Это необязательно приводит к конфликтам, потому что
современные дети, с одной стороны выставляют счет отцам, с другой стороны
относятся к ним достаточно снисходительно. Они просто не хотят жить так, как
жили их отцы.
Воспитание
как социальная проблема – это значительно шире, чем воспитание как проблема
системы образования. Поэтому сразу возникает вопрос: как может реагировать
система образования, воспитание в системе образования на такую ситуацию?
Е.Е.
Чепурных говорил: «Когда у взрослых и у младших картины мира существенно
различаются, то первыми шаг навстречу младшему должны делать взрослые. А для
этого, пользуясь образным выражением одного итальянского драматурга, взрослым
надо постоянно учить марсианский язык нового поколения, чтобы быть в состоянии
вести диалог с этим новым поколением». Но тут мы сталкиваемся с очень серьезным
ограничением: мы можем очень много говорить о необходимости диалога в
воспитании и вообще о единственно возможном сегодня воспитании – идеологическом
воспитании, но, к сожалению, мы должны при этом иметь в виду, что наши
взрослые, если хотите, культурно, генетически не готовы изменить стиль взаимодействия
и вести идеологическое взаимодействие. Они в этом не виноваты. Мы все выросли в
другую эпоху, и мы стоим на плечах предыдущих поколений, которые тоже росли в
те эпохи, когда диалог отнюдь не поощрялся и не был сущностной характеристикой
взаимодействия старших поколений с младшими.
Что
же делает воспитание социальной проблемой в нашем обществе? Дело в том, что
современное общество не в состоянии формулировать реальные задачи перед
системой воспитания. Если говорить о российском обществе, то в нем традиционно
задачи воспитания формулировало государство. Может быть, это и неплохо. Как говорил А.С. Пушкин, что
единственный европеец в России – правительство. Теперь же и государство в
переходный период оказалось не в состоянии формулировать задачи системы
воспитания.
Только
последние год-два государство стало лихорадочно искать те задачи, которые
необходимо поставить перед системой воспитания. Но система воспитания не есть
нечто абсолютно изолированное в рамках общественной государственной жизни. И
эти задачи должны как-то корреспондировать с теми задачами, которые государство
ставит перед собой.
Заключение
В
заключении хочется сказать, что воспитание как социальная проблема может
решаться лишь при условии мобилизации обществом, государством максимальных
личностных ресурсов для воспитательной деятельности. Академик Капица в 1972 г.
писал: «Я сделал за «Комсомольской правдой» маленький подсчет: если бы 100 млн.
взрослых тратили на 40 млн. школьников 5% рабочего времени, то на класс из 40
школьников приходилось бы 200 часов педагогической работы взрослых в неделю. Не
кажется ли вам, что пропаганду этой идеи о том, что общество должно тратить на
школьников значительно больше интеллигентного и творчески
индивидуализированного труда, следует настойчиво вести, особенно среди
начальствующих лиц?». Я не рискую сказать лучше, чем академик Капица.
Список
литературы
1.Бордовская
Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов – СПб.: Питер, 2000.
2.Ильенков Э.В. Учитесь мыслить смолоду. М.:
Просвещение, 1977.
3.Подласый И.П. Педагогика: 100
вопросов - 100 ответов: учебное пособие для вузов. М.: ВЛАДОС-пресс, 2004.
4.Прохоров А.М. Советский
энциклопедический словарь. М.: Просвещение, 1979.