Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения
Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ
Актуальность проблемы адаптации детей к детскому саду на современном
этапе очень высока. С одной стороны, существующие экономические отношения
вынуждают большинство родителей сразу после рождения ребенка выходить на
работу, с другой» – все шире распространяющийся личностно-ориентировочный
подход к детям не допускает безразличного отношения к проблемам маленького
человека, с трудом принимающего жизнь в новых условиях детского сада.
Адаптация (от лат. Adaptare – приспособлять) – в широком смысле – приспособление
к окружающим условиям. Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения
человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Это
универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном,
так и в животном мире. Адаптация является активным процессом, приводящим или к
позитивным результатам, или негативным (стресс). При этом выделяются два
основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная
удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно
выполнять новые требования). Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно:
начало учебного года – трудная пора для детей раннего возраста, так как это
период адаптации к новым для них условиям. Период привыкания детей – неизменно
сложный процесс. В настоящее время существенную помощь в решении данной
проблемы оказывают научно-практические разработки психологов, которые вооружают
знаниями о ведущей роли взрослого в развитии ребенка раннего возраста, об
особенностях его психического развития, уровнях общения со взрослым и др.
Внимательно знакомясь с опубликованными материалами, убеждаешься, что характер
и длительность адаптационного периода зависят от ряда объективных обстоятельств
и множества субъективных причин.
В ходе комплексного исследования, проведенного учеными разных
стран, было выделено три фазы адаптационного процесса:
1.
Острая
фаза или период дезадаптации.
2.
Подострая
фаза или собственно адаптация.
3.
Фаза
компенсации или периода адаптированности.
Адаптивные возможности ребенка раннего и младшего
дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую
социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут
привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического
развития ребенка. Главная задача психолога и педагогов в данных группах помочь
детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном
учреждении. Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно
быстро заряжаться сильными, как положительными, так и отрицательными, эмоциями
взрослых и сверстников, подражать их действиям. Адаптационный период – серьезное
испытания для малышей, вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают
эмоциональное состояние детей. «Можно с большой долей вероятности предполагать,
что этот период не проходит бесследно даже при благоприятном его окончании, а
оставляет след в нервно-психическом развитии ребенка» /Е.И. Морозова/
Анализ деятельности дошкольных учреждений в период адаптации
показывает, что эта проблема вызывает трудности в процессе ее решения.
Воспитатели групп не всегда готовы оказывать вновь поступившим детям
квалифицированную помощь и психолого-педагогическую поддержку. В связи с этим,
педагогу – психологу необходимо усилить просветительскую работу с родителями и
педагогическими кадрами: систематически освещать новые подходы к раскрытию
таких тем, как ведущая роль взрослого в развитии ребенка, этапы развития
общения взрослого и ребенка, практические применения эти знания в условиях
адаптации.
Следует отметить важность понимания информации об иерархии, т.е.
наибольшей значимости, тех или иных потребностных структур для ребенка раннего
возраста. Знание этих законов дает отгадку для решения многих проблем в период
адаптации детей раннего возраста к условиям ГОУ. Теплюк С.Н. четко и
доступно объясняет данную позицию, и эти знания позволяют избежать многих
ошибок и сделать процесс адаптации менее болезненным и спокойным.
Система иерархии потребностной структуры ребенка раннего возраста
в условиях социализации
Не одно десятилетие учёные и практики бились над положительным
решением этой серьёзной проблемы. Данные научных исследований в психологии
раннего детства последних лет дали богатый материал, помогающий переосмыслить
многие положения этой проблемы. Опыт практиков, описывающих поведение детей в
этот период, также свидетельствует о том, что следует по-новому выстроить всю
систему жизнеобеспечения малышей, создать чёткую систему иерархии потребностной
структуры ребёнка раннего возраста в условиях социализации.
Для наглядности ступени иерархической лестницы можно представить в
виде перевёрнутой пирамид:
Ступени иерархической лестницы потребностной структуры ребенка
раннего возраста в условиях социализации
4
ступень
|
РЕБЕНОК
+ДИТЯ
|
3
ступень
|
РЕБЕНОК+БЛИЖАЙШЕЕ
ОКРУЖЕНИЕ (игрушки, интерьер, помещения в группе)
|
2
ступень
|
РЕБЕНОК
+ ВЗРОСЛЫЙ
|
РЕБЕНОК
+ МАТЬ
|
I ступень – ребёнок и его мама. Их тесная взаимосвязь – основа успешного
развития будущей личности. Пытаясь создавать благоприятные условия в период
привыкания малыша, мы в первую очередь не имеет права стремительно и грубо
отрывать ребёнка от матери, расшатывать основу иерархической лестницы его
потребностной структуры.
II ступень – расширяющиеся связи ребёнка с другими взрослыми. В
начале эти связи ограничены рамками семейных отношений. Круг общения с
взрослыми постепенно расширяется за счёт взрослых из ближайшего окружения
(соседка, приезжающая с визитом тётушка и др.). Со временем в круг знакомых начинают
вписываться и продавец ближайшего магазина, и гуляющая с собачкой бабушка.
Особо следует отметить, как ребёнок начинает воспринимать того или иного взрослого. Как показали
исследования, восприятие ребёнком нового взрослого происходит через призму
маминого восприятия незнакомца. Улыбается мама – малыш тут же, как её
отражение, улыбается тёте и даже может вступить с ней в контакт. Насторожена
мама – он мгновенно напрягается, прижимается к ней, отказывается от любого
общения. Исходя из этого, следует продумывать условия, при которых будет
проходить знакомство ребёнка с воспитателем, неизменно доброжелательное
отношение, к которому со стороны мамы помогает ему легче наладить контакт,
быстрее принять нового взрослого.
Ш ступень – ребёнок начинает проявлять интерес к субъектам и
предметам ближайшего окружения. Сначала с помощью взрослых, а затем
самостоятельно он начинает передвигаться в незнакомом пространстве по периметру
и вглубь, менять своё местоположение за столом, с интересом заниматься с
игровым материалом, не обращая пока особого внимания на других детей. Психологи
отмечают: для детей раннего возраста предпочтительнее игрушка, чем общество
сверстников.
Сверстники малышу пока не интересны, и это понятно. Игровой опыт
каждого из них мал, жизненный тоже. Никакой новой информации от них наш малыш
пока получить не может; к тому же каждый играет сам по себе, при попытке
другого ребёнка приблизиться тут же настораживается, прекращает игру,
отворачивается, уходит от навязчивого общения сверстников, а иногда доходит
дело и до ссор.
IV ступень – «ребёнок + дети». Формирование правильных
взаимоотношений между сверстниками – одна из серьёзных задач воспитательного
процесса. Очень часто педагоги и родители минуя первые три ступени, предлагают
ребенку в первые дни пребывания в детском саду оказаться сразу на последней IY ступеньке: «Иди поиграй
с детками!», что в свою очередь вызывает у малыша капризы, протест, нежелание
посещать ДОУ.
Следует признать, что, не владея информацией об иерархии
потребностной структуры малышей, мы совершаем ряд грубейших ошибок:
– Насильственный и стремительный отрыв ребенка от матери – глубокое
потрясение для малыша, формирующее недоверие к миру.
– Игнорирование значимости роли взрослого в период адаптации.
Это приводит к тому, что малышу приходится самостоятельно выходить из этой
ситуации: ребенок хватает педагога за юбку, просится на ручки… А взрослые
миновав вторую ступень /ребенок + взрослый/, предлагают ребенку сразу оказаться
на третей ступени /ребенок + ближайшее окружение/ «Иди, посмотри группу, возьми
игрушки и поиграй в них!». А еще хуже, когда мы перебрасываем малыша сразу на
четвертую ступень /ребенок + дети/ «Иди, поиграй с детишками!»
– Неправильно выстроенная линия поведения взрослых
(тревожность взрослых, раздражение, страхи, равнодушие), приводит к тяжелой и
затяжной адаптации детей в группе. Спокойствие, вежливость, внимание, оптимизм,
жизнерадостность – дают положительный результат в адаптационный период.
– Прогулка с первых дней посещения ДОУ – хороший способ снять
напряжение, излишнюю тревожность детей. Поэтому не отменять, а включать в
обязательные, ежедневные процессы режима малышей с первых дней адаптационного
периода. В первые дни и неделю посещения ДОУ, именно на прогулке можно
расстаться с малышом и передать его маме.
– Заинтересованность, слаженность действий и целей в этом
процессе взрослых – родителей и сотрудников ДОУ.