Упражнения в определении склонений имен существительных
Урок русского языка в 4-м классе по теме:
«Упражнения в определении склонений имен
существительных»
Цели
·
Развитие умения
распознавать тип склонения имени существительного по совокупности признаков
(род, окончание в именительном падеже).
·
Совершенствование
умения распознавания части речи по их существенным признакам и точно
употреблять их в речи.
·
Развитие
внимания, зрительной памяти учащихся.
·
Воспитание любви,
бережного отношения к природе.
Оборудование:
картина "Лес
зимой", таблицы-опоры, карточки со словами, иллюстрации снежинок,
животных, офтальмотренажер, грамзапись.
План
I.
Постановка учебной задачи
- Сегодня на
уроке мы будем учиться определять склонения имен существительных и совершим
небольшое путешествие. А куда, вы узнаете, если аккуратно выполните
"минутку чистописания". Те дети, которые будут хорошо работать на
уроке - получат снежинку.
П.
Минутка чистописания:
Лл (одна строка)
Из каких
элементов состоит эта буква?
Лес (вторая строка)
Так куда мы с
вами пойдем? (В лес)
(открываю
картинку леса).
Какое время
года на картинке?
Почему так
решили?
Скажем хором:
Здравствуй,
лес!
Волшебный
лес!
Полный сказок
и чудес!
III. Актуализация знаний
Подбор и
запись слов с корнем - лес. лесок, лесная, перелесок, лесник.
- Определите
часть речи каждого слова. Назовите существительные. Докажите.
1) Повторение
изученного об имени существительном по опоре.
2) Разбор
слов по составу (2 слова - коллективно, 1 слово - на индивидуальной доске) лесок перелесок лесная
3) Проверка
индивидуальной работы.
4) Игра "Конкурс предложений"
Составьте
предложение по картине с прилагательным — лесная.
Ребята идут
по лесной дороге.
В каких
словах спрятались орфограммы?
5) Разбор
предложения по членам (1 ученик с места).
6) Коррекция
здоровья - зарядка для рук.
IV.
Работа над новым материалом.
1)
Распознавание типа склонения имен существительных.
Шли мы по
лесной дороге и вышли на поляну. На ней зашифрованы слова(на доске карточки со
схемами слов) Попробуйте не отгадывая слов, определить на какие группы
разделены эти слова? (По склонениям)
б_ _ _ _ а к
_ _ н е _ ь
о _ _ _ а т _
_ _ _ ь с _ _ _ _ ь
с _ _ _ а я _
_ _ ь
я _ _ _ _ я д
_ б
- Почему так
решили?
-Что нужно
сделать, чтобы определить склонение имени существительного?
- Какие
существительные относятся к I склонению? Ко второму? К третьему?
(Таблица)
Здесь
зашифрованы слова, обозначающие растения. Назовите их.
(Береза,
осина, сосна, яблоня, клен, тополь, ясень, дуб, ель, сирень).
Переворачиваю
карточки, на которых слова записаны полностью.
-Какое из
растений является национальной гордостью России?
(Береза).
-Береза
украшает наши леса. Именно березе посвятили свои стихи многие поэты.
-Какая орфограмма
в этом слове?
- Написание
ещё какого слова надо запомнить ? (Осина).
2) Убираю
карточки со словами. Учащиеся записывают слова в тетради под диктовку учителя
по склонениям. Учитель диктует слова в разброс.
3) Проверка.
Выставляются карточки со словами.
4) Коррекция
здоровья.
·
Физминутка с
музыкальным сопровождением.
·
Зарядка для глаз.
5)
Распознавание склонения имен существительных одного и того же рода.
А теперь
закройте глаза, представьте, что падает снег. Подставьте ладошки.
(На доске
появляется 7 снежинок: три пары одинаковых и 1 без пары).
-Сколько пар
одинаковых снежинок? Найдите их.
(С обратной
стороны снежинок написаны слова: снег — снежинка,
ночь — ночка,
ладонь — ладошка).
-Определите,
какого рода имена существительные?
(1-го или
3-го).
-От чего это
зависит? (От окончания в именительном падеже).
-Из каждой
пары я уберу по 1 снежинке (1 слову), а вы запишите все эти слова по памяти,
распределяя по склонениям.
Проверка. Учитель называет слово, учащиеся -
склонение.
6) Найдите
"лишнюю" снежинку. (На ней написано слово - банка).
-Наверное
кто-то в лесу оставил мусор. Хотите быть волшебниками? Переставьте в слове
буквы и вы получите слово, обозначающее обитателя леса (кабан). (Иллюстрация)
- Определите
склонение.
7) Развитие
речи. Распознавание склонения имен существительных, имеющих одинаковые
окончания.
-А теперь
перейдем на другую полянку, понаблюдаем за другими обитателями леса. Вставьте
подходящие по смыслу существительные.
Запись на
доске:
Уснул до
весны в своей берлоге........(медведь). Веточками
деревьев
питается......(лось). Осторожно крадется........ (рысь).
(Дети
записывают предложение, вставляя подходящие по смыслу слова)
— Чем сходны эти имена существительные лось - рысь? (По написанию?) (ь на конце).
- Что
обозначает - ь в этих словах?
- К какому
склонению могут относиться существительные с мягким знаком на конце слова в
начальной форме? (2,3). Списать текст, озаглавив его, указать склонение
существительных
V.
Итог урока
-Как узнать
склонение имени существительного? Объясните на своих примерах.
-Могут ли
существительные одного и того же рода относиться к разным склонениям?
-Могут ли
существительные разных родов относиться к одному и тому же склонению?