Социальный педагог: цели, функции, задачи деятельности
Цель деятельности
социального педагога – создание благоприятных условий для личностного развития
человека (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального),
оказание ему комплексной социально-психилого-педагогической помощи в
саморазвитии и самореализации в процессе социализации, а также защита человека (социальная,
психолого-педагогическая, нравственная) в его жизненном пространстве.
Задачи социального
педагога:
·
Обеспечение,
сохранение и укрепление физического, психологического, социального,
нравственного здоровья личности;
·
Формирование
нравственного сознания, нравственных качеств, социально значимых ориентаций и
установок в жизненном самоопределении и нравственного поведения;
·
Создание
благоприятных условий в микросоциуме для развития способностей и реализации
возможностей человека, его положительного потенциала в социально полезных
сферах жизнедеятельности, предупреждение тупиковых ситуаций в личностном
развитии;
·
Оказание
комплексной социально-психолого-педагогической помощи и поддержки;
·
Создание
комфортного, гуманизированного воспитательного пространства в микросоциуме.
Основные направления
социально-педагогической деятельности:
·
Создание
социальных условий, компенсирующих неблагополучный опыт социализации и
неблагоприятные условия жизни детей и их семей;
·
Оказание комплексной
помощи, направленной на создание благоприятных социально-педагогических условий
в образовательных и других учреждениях системы социального воспитания и защиты;
·
Обеспечение
диагностики, коррекции и консультирования по социально-педагогической проблематике
для детей и семей группы риска;
·
Социально-педагогическая
профилактика и реабилитация дезадаптированных и социально депривированных детей
и подростков;
·
Работа с
детьми-инвалидами;
·
Работа с
одаренными детьми;
·
Организация
спортивно-оздоровительной, досуговой и других видов деятельности детей,
подростков, взрослых;
·
Консультирование
и специализированная помощь в профессиональном определении;
·
Культурно-просветительская
работа среди населения по пропаганде и разъяснению здорового образа жизни;
·
Осуществление
системы превентивных мероприятий, предупреждение и устранение прямых и
косвенных десоциализирующих влияний социума;
·
Предупреждение
социальной и педагогической защищенности детей;
·
Социально-педагогическое
исследование с целью выявления социальных и личностных проблем детей всех
возрастов, работа в классах педагогической коррекции;
Правильно организованная
социально-педагогическая деятельность предполагает ориентацию на личность,
индивидуальность, раскрытие сущностных сил ребенка оказание ему комплексной
социально-психолого-педагогической помощи в решении личностных проблем и, самое
главное, в осознании себя субъектом собственной жизни.
Социально-педагогическая
деятельность всегда должна быть адресной, направленной на конкретного ребенка,
на решение его индивидуальных проблем, возникающих в процессе социализации,
интеграции в общество.
Социальный педагог должен
уметь выявлять достоинства личности, «проблемное поле» ребенка, прогнозировать
и проектировать возможные варианты его развития, влиять на
мотивационно-потребностную сферу, чтобы вызвать желание к
самосовершенствованию, самовоспитанию, приводить в действие внутренний
регулятивный механизм.
Особенно важно уметь
определять, какие ценностные ориентации формирует социальная система, в которую
включен ребенок, какие социальные роли он выполняет и как переживает свои
социальные позиции – от этого во многом зависят его потребности и поведение.
Социально-педагогическая
деятельность предполагает и так называемое социальное закаливание детей,
подростков, т.е. развитие способности у них выжить в сложных ситуациях, не
сломаться, найти способы преодоления трудностей, оставаясь достойным человеком.
И, наконец,
социально-педагогическая деятельность должна быть направлена на формирование и
развитие нравственных ориентаций, нравственного сознания, нравственных чувств,
социально значимых установок в жизненном самоопределении, а значит и
нравственного поведения ребенка.
Как известно, человек
живет во внешнем и внутреннем мире. Задача социального педагога – уметь
наполнять смыслом, духовным, нравственным содержанием внутренний мир ребенка,
организовывать осмысление им происходящих событий, своего места в этом мире и
времени. Другая важная задача – уметь управлять внешним миром, создавать
нравственную воспитывающую среду в микросоциуме.
В своей деятельности
социальный педагог руководствуется следующими принципами: природо- и
культуросообразности; гуманизации; субъектности; принятия ребенка как данности;
персонализации; личностного подхода; деятельностного подхода; комплексного
подхода; системного подхода; акмеологического подхода; социальной адекватности;
ценностных ориентаций; компенсации; конфиденциальности; защиты; диалогичности и
др.
Педагогическая и
социально-педагогическая деятельность
Вид проф. деятельности
|
Цель деятельности
|
Характер деятельности
|
Объект деятельности
|
Учреждения, где осуществляется
деятельность
|
Пед. деятельность
|
Передача социокультурного опыта
|
Программно-нормированный,
непрерывный
|
Все дети
|
Образовательные учреждения
|
Социально-педагогическая
деятельность
|
Адресный, локальный
|
Ребенок с проблемами социализации
|
Образовательные учреждения,
социально-педагогические учреждения, соц. службы
|
Сущность
социально-педагогической деятельности
Социально-педагогическая
деятельность (СПД) начинается с постановки цели и задач, которые необходимо
решить специалисту, - сформировать у ребенка навыки общения, которые по
какой-либо причине у него отсутствуют, помочь ребенку адаптироваться в новой
среде и т.д. Цель, в свою очередь, определит содержание деятельности, методы ее реализации и формы организации,
которые взаимосвязаны между собой.
Цель СПД и ее конечные
результаты зависят от того, насколько правильно определено содержание, какие
выбраны методы для ее достижения и формы ее организации этой деятельности.
Понятно, что содержание, методы и формы могут существовать независимо друг от
друга, их взаимосвязь определяется тем, что содержание влияет на формы и методы,
те в свою очередь могут корректировать содержание и формы; кроме того, формы и
методы также взаимосвязаны (схема1).
Социально-педагогическая
технология является интегративной разновидностью социальной и педагогической
технологий. Возможность разработки социально-педагогических технологий
обусловлена тем, что СПД, как и всякая другая разновидность социальной
деятельности, имеет свою структуру, благодаря которой она может поэтапно
расчленяться и последовательно реализовываться. Основными компонентами
деятельности выступают целеполагание, выбор способов действия и его
инструментария, оценка результатов деятельности.
Применение технологий в
работе социального педагога позволяет поэтапно реализовывать выделенные
структурные компоненты его деятельности (схема 2).
Схема 1. Социально-педагогическая
деятельность
Схема 2. Социально-педагогическая
технология
Решение любой проблемы
ребенка, требующей вмешательства социального педагога, начинается с
диагностирования проблемы, которое включает в себя обязательный этап сбора
анализа и систематизации информации, на основании которой может быть сделано то
или иное заключение. Особенностью деятельности социального педагога является
то, что ребенок не всегда может сформулировать проблему, которая у него
возникает, и объяснить, чем она вызвана (конфликтом с родителями, конфликтом с
учителями, конфликтом с группой детей и др.), поэтому задача социального педагога
заключается в том, чтобы самому выявить все значимые обстоятельства ситуации
ребенка и поставить диагноз.
Следующий этап – поиск
путей решения этой проблемы. Для этого на основании диагноза ставится цель и в
соответствии с ней выделяются конкретные задачи деятельности. Выполнение
поставленных задач может осуществляться двумя путями. Первый – такую проблему
можно решить известным способом, с применением уже разработанных технологий,
поэтому задача социального педагога заключается в выборе именно той технологии,
которая обеспечит успешное разрешение проблемы. Для этого социальный педагог
должен быть вооружен знаниями о всех существующих социально-педагогических
технологиях, а также умениями выбирать ту, которая необходима в данном
конкретном случае.
Если ему это не удается
(случай исключительный), тогда социальный педагог должен уметь составить свою
собственную программу решения проблемы, т.е. самостоятельно разработать
технологию своей деятельности в данном случае. Для этого социальному педагогу
необходимо знать, что такое индивидуальная программа, как она составляется, как
при этом учитываются особенности ребенка и особенности его проблемы и многое
другое.
В любом случае эти две
ветви, обозначенные на схеме, ведут к решению проблемы. Для этого социальный
педагог, в зависимости от того, какую технологию он применяет, выбирает
соответствующие методы (убеждение, упражнение и др.) и формы организации
(индивидуальная, групповая) свей деятельности, определенные средства, которые
он использует в работе и которые ему позволяют решить проблему ребенка.
По окончании работы
социальный педагог должен оценить, насколько правильно решена проблема ребенка.
При этом возможны, по крайней мере два случая: социальный педагог положительно
решает проблему ребенка, и на этом его деятельность с ребенком заканчивается;
второй случай – социальный педагог не смог или только частично решил проблему
ребенка, тогда необходимо выяснить, на каком этапе были допущены ошибки: этапе
диагностирования, выбора решения или определения методов и средств. В этом
случае необходима корректировка его деятельности на каждом этапе и повторение
решения проблемы.
Внедрение технологий в
деятельность социального педагога обеспечивает экономию сил и средств,
позволяет научно строить СПД, способствует эффективности в решении задач,
стоящих перед социальным педагогом. Социально-педагогические технологии
позволяют решить весь широкий спектр задач социальной педагогики – диагностики,
социальной профилактики, социальной адаптации и социальной реабилитации.