№ п/п
|
Познавательные процессы
|
Пол
|
Успешность обучения
|
6 лет
|
7 лет
|
8 лет
|
9 лет
|
10 лет
|
Память
|
1
|
Слуховая,
колич.
|
м
|
374
|
|
|
386
|
497
|
|
688
|
856
|
754
|
780
|
834
|
2
|
Моторно-слуховая,
балл.
|
м
|
|
|
368
|
420
|
388
|
|
|
447
|
|
|
|
3
|
Зрительная,
балл.
|
м
|
498
|
373
|
503
|
584
|
702
|
|
470
|
830
|
668
|
684
|
831
|
Воображение
|
4
|
Оригинальность
решения задач, балл.
|
М
|
388
|
|
|
|
|
440
|
|
372
|
389
|
504
|
5
|
Творческое,
балл.
|
М
|
411
|
|
|
401
|
421
|
|
421
|
|
|
|
361
|
6
|
Воссоздающее,
балл.
|
М
|
542
|
405
|
|
|
|
|
381
|
|
|
|
|
Восприятие
|
7
|
Степень
развития наблюдательности, балл.
|
М
|
631
|
686
|
704
|
730
|
757
|
|
516
|
412
|
408
|
511
|
820
|
8
|
Адекватное
воспроизведение, балл.
|
М
|
508
|
423
|
570
|
603
|
766
|
|
447
|
365
|
489
|
557
|
671
|
9
|
Степень
развития объема восприятия, балл.
|
М
|
515
|
600
|
631
|
627
|
743
|
|
484
|
534
|
576
|
603
|
Мышления
|
10
|
Анализ,
сравнение и обобщение, балл.
|
М
|
488
|
593
|
645
|
740
|
831
|
|
583
|
618
|
683
|
670
|
814
|
11
|
Наглядно-образное,
балл
|
М
|
804
|
705
|
606
|
500
|
473
|
|
559
|
387
|
373
|
380
|
372
|
12
|
Логическое,
балл.
|
М
|
587
|
667
|
747
|
788
|
922
|
|
410
|
486
|
644
|
714
|
833
|
Внимание
|
13
|
Произвольное,
усл.ед.
|
М
|
696
|
600
|
713
|
702
|
823
|
|
612
|
657
|
777
|
758
|
784
|
14
|
Переключение
и распределение, усл. ед.
|
М
|
362
|
644
|
765
|
784
|
877
|
|
372
|
390
|
797
|
820
|
794
|
15
|
Устойчивость,
усл.ед.
|
М
|
420
|
425
|
415
|
420
|
|
383
|
386
|
410
|
478
|
505
|
Примечания:
1. Представлены только достоверные коэффициенты корреляции. 2. Ноли перед
коэффициентами корреляции опущены. 3. Подчеркнуты значения коэффициентов
корреляции, имеющие уровень достоверной взаимосвязи р<0,01, не подчеркнуты
р< 0,05.
Перспективное
планирование использования подвижных игр осуществлялось на основе выявленной
взаимосвязи показателей познавательных процессов с успешностью обучения.
Результаты корреляционного анализа представлены в таблице.
Физические упражнения и
подвижные игры использовались во всех формах работы по физическому воспитанию
детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов: в утренней
гимнастике, на физкультурных занятиях, во время активного отдыха, перемен, на
физкультминутках, физкультурных праздниках и в самостоятельной двигательной
деятельности.
Подвижные игры,
подобранные с учетом выявленных особенностей взаимосвязи показателей
познавательных процессов с успешностью обучения, были разбиты на три группы. В
первую группу вошли игры, развивающие те познавательные процессы, которые в
данном возрасте показали высокую взаимосвязь с успешностью обучения (р <
0,01). Во вторую группу были включены игры, создающие условия для развития
познавательных процессов, которые имели средний уровень взаимосвязи с
успешностью освоения знаний (р < 0,05). Третья группа содержала игры,
способствующие развитию психических процессов, имеющих низкий уровень взаимосвязи
с успешностью обучения детей (р > 0,05).
Дополнительными
критериями для отбора игр являлись:
- соответствие игрового
материала задачам исследования;
- возможность включения
в процессе игры элементов психики, несущих преимущественную нагрузку в процессе
обучения;
- доступность и
эмоциональная привлекательность игрового материала.
Особенность
использованных игр заключалась в проведении их в цикличном порядке, с соблюдени
ем требования адекватности характера и объема двигательной активности
возрастным и половым особенностям детей.
С учетом критериев
подбора игр были разработаны годовые планы развития познавательных процессов
детей 6-10 лет [1].
За основу игровой
формы, как правило, брался сюжет, к которому подбирались средства и
методические приемы обучения. При этом готовился стихотворный текст, который
потом читал педагог. В содержание текста включались стихи детских писателей,
поговорки, дразнилки, загадки, считалки и стихи собственного сочинения [15].
С целью проверки
эффективности подобранных средств и методов физического воспитания,
способствующих развитию познавательных процессов детей 6-10 лет, был проведен
педагогический эксперимент на базах детских образовательных учреждений (ДОУ) и
общеобразовательных школ (ОШ) г. Краснодара. Были сформированы две группы детей
6 лет - экспериментальная и контрольная.
На экспериментальной
группе (30 девочек и 31 мальчик) из ДОУ № 31 проверялись эффективность
воздействия подобранных средств и методов физического воспитания на развитие
познавательных процессов в течение как первого года эксперимента, так и
последующих четырех лет после перехода детей в общеобразовательные школы № 4 и
6.
Контрольная группа (31
девочка и 33 мальчика) из ДОУ № 131, а в дальнейшем - учащиеся школы № 72, на
протяжении всех лет эксперимента обучалась по общепринятым программам.
Результаты исследования
и их обсуждение. Изучение динамики познавательных
процессов осуществлялось по интегральным показателям (ИП). Анализ
внутригрупповых изменений абсолютных значений ИП познавательных процессов
показывает, что как в контрольной, так и в экспериментальной группе в течение
учебного года произошли достоверные изменения. Отмечено достоверное увеличение
показателей уровня развития познавательных процессов детей контрольной группы,
что, по-видимому, обусловлено влиянием генотипического раз вития и результатами
обучения и воспитания по обычным программам:
- 6 лет - воображения,
восприятия у детей обоего пола;
- 7 лет - внимания у
детей обоего пола, восприятия (у девочек);
- 8 лет - памяти,
восприятия, мышления, внимания у детей обоего пола;
- 9 лет - памяти,
восприятия, внимания у детей обоего пола, мышления (у девочек);
- 10 лет - памяти,
мышления, внимания у детей обоего пола, восприятия (у мальчиков).
Необходимо отметить,
что количество и уровень достоверной вероятности изменившихся в годичном цикле
характеристик у детей эксперимен тальной группы превосходят аналогичные
значения у их сверстников из контрольной.
Статистически значимые
различия между детьми контрольной и экспериментальной групп по большинству
изучаемых признаков на начало учебного года выявлены в 9-летнем возрасте. В
конце учебного года преимущество детей экспериментальной группы наблюдается с 8
лет, за исключением показателей внимания у мальчиков. Очевидно, предлагаемая
система стимулирования развития познавательных процессов средствами физического
воспитания оказывает существенное влияние на их абсолютные значения через 2-3
года. Вместе с тем обращает на себя внимание достоверное преимущество по
большинству показателей темпов прироста познавательных процессов детей
экспериментальной группы начиная с 6 лет. Если на начало учебного года по
абсолютным значениям познавательных процессов между детьми контрольной и
экспериментальной групп наблюдаются достоверные различия в 42% случаях, а в
конце учебного года в 60%, то по темпам прироста статистически достоверная
разница выявлена в 86% случаев.
В ходе педагогического
эксперимента определяли наличие элементов полового диморфизма по абсолютным
значениям и темпам прироста изучаемых характеристик психики. Установлено, что
по исходному уровню развития познавательных процессов мальчики и девочки 6 лет
контрольной и экспериментальной групп не отличаются друг от друга. В конце
учебного года картина повторяется (табл. 4). По мере взросления детей
количество элементов полового диморфизма по изучаемым признакам возрастает.
Вместе с тем по темпам прироста различия между мальчиками и девочками более
значительны. Из 25 показателей в возрастном диапазоне 6-10 лет достоверны
различия у детей контрольной группы по 16 показателям (64,0%),
экспериментальной - по 12 (52,0%).
Необходимо отметить,
что по абсолютным значениям познавательных процессов преимущество наблюдается у
девочек. Исключение составляют характеристики мышления, по которым выявлены
более высокие значения у мальчиков контрольной группы в 10 лет. По темпам
прироста наблюдается обратная картина: достоверно большие значения выявлены у
мальчиков. Исключение составляют показатели темпов прироста у девочек в
контрольной группе по параметрам памяти, мышления и внимания в 6 лет,
восприятия и внимания в 7 лет; в экспериментальной - мышления в 6 лет и
внимания в 7 лет, что на достоверном уровне превосходит показатели мальчиков.
Средняя сумма темпов
прироста показателей познавательных процессов у детей контрольной и
экспериментальной групп по результатам пятилетнего педагогического эксперимента
Количество достоверно
значимых отличий между мальчиками и девочками у детей контрольной группы
больше, чем в экспериментальной, как по абсолютным значениям, так и по темпам
прироста. Очевидно различные методики неодинаково влияют на развитие
познавательных процессов у детей разного пола. Экспериментальная методика, по
нашему мнению, способствует нивелированию половых различий в уровне развития
психических свойств детей 6-10 лет.
Изучение суммарных
показателей темпов прироста (см. рисунок ) свидетельствует о том, что дети из
экспериментальной группы превзошли своих сверстников по темпам прироста
изучаемых признаков во всех возрастных группах в среднем на 14,5%. Причем
наибольшие темпы прироста как в контрольной, так и в экспериментальной группе
наблюдаются у детей 7 лет, т.е. при переходе их к систематическо му обучению в
общеобразовательной школе.
Выводы
1. Возможность
результативного педагогического воздействия средствами физического воспитания
на развитие познавательных процессов подтверждается:
- количеством и уровнем
достоверной вероятности изменившихся характеристик в годичном цикле у детей
экспериментальной группы, которые превосходят аналогичные значения у
дошкольников и младших школьников из контрольной;
- достоверным
преимуществом начиная с 6 лет по большинству показателей темпов прироста познавательных
процессов детей экспериментальной группы над контрольной;
- значениями суммы
темпов прироста показателей познавательных процессов в пятилетнем цикле
сравнительного педагогического эксперимента, которая в среднем на 14,5% больше
у детей экспериментальной группы.
2. При переходе детей
из дошкольного образовательного учреждения в начальную школу наблюдается
увеличение показателей темпов прироста познавательных процессов у детей как
эксперимен тальной, так и контрольной группы.
3. Различное количество
достоверно значимых отличий изучаемых признаков между мальчиками и девочками у
детей контрольной и экспериментальной групп, очевидно, связано с различными
методиками развития познавательных процессов.
4. Как в контрольной,
так и в экспериментальной группе выявлена различная направленность достоверных
изменений в годичном цикле абсолютных значений уровня развития познавательных
процессов и темпов их прироста. Если по темпам прироста наблюдаются достоверные
различия, то по абсолютным значениям данных изменений может не быть.
Литература
1.
Баландин В.А.
и др. Использование подвижных игр для развития
познавательных процессов детей старшего дошкольного и младшего школьного
возраста: Учебное пособие. Краснодар, 1999. -
104 с.
2.
Баландин В.А.,
Чернышенко Ю.К.,
Соленова Р.И.
Взаимосвязь уровня развития показателей психических
процессов с успешностью обучения детей 7 лет
//Тез. XXVI научной конференции студентов и молодых ученых вузов России,
посвященной 30-летию КубГАФК (декабрь 1998 г. - март 1999 г.). Краснодар, 1999,
с. 56-57.
3.
Бальсевич В.К.
Физическая культура для всех и для каждого.
- М.: ФиС, 1988. - 208 с.
4.
Бальсевич В.К.
Интеллектуальный вектор физической культуры человека
(к проблеме развития физкультурного знания) //Теор. и практ. физ. культ.. 1991, № 7, с. 22-36.
5.
Венгер Л.А.,
Венгер А.П.
Домашняя школа.
- М.: Знание, 1994. - 240 с.
6.
Выготский Л.С.
Воображение и его развитие в детском возрасте
//Хрестоматия по возрастной психологии:
Учебн. пос. для студ. /Составитель Л.М. Семенюк //Под ред. Д.И. Фельдштейна. -
М.: Международная педагогическая академия, 1994, с. 26-32.
7.
Гальперин П.Я.,
Кабыльницкая С.Л.
Экспериментальное формирование сознания.
- М.: МГУ, 1974. - 95 с.
8.
Дворкин Л.С.,
Чернышенко Ю.К.
Возрастные особенности развития психических процессов
у детей 3-6 лет средствами физического воспитания
//Физическая
культура: воспитание, образование, тренировка.
1997, № 2, с. 32-34.
9.
Каданцева Г.А.
Взаимосвязь познавательной и двигательной активности у
детей шести лет //Теор. и практ. физ. культ.. 1993, № 11-12, с.
40-41.
10.
Наталов Г.Г.
Спорт как система ценностей культуры двигательной
деятельности и социальный институт ее развития, распространения и освоения
//Олимпийский бюллетень.
1994, № 1, с. 26-35.
11.
Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка
//Пер. с фр. и англ. В.А. Лукова. - М.: Педагогика - Пресс, 1994. - 528 с.
12.
Соленова Р.И.,
Баландин В.А.
Методика сопряженного развития психических процессов и
физических качеств детей 6-8 лет //Актуальные вопросы физической культуры и спорта:
Тр. НИИ проблем физической культуры и спорта КубГАФК. Краснодар, 1999. Т. 2, с.
281-285.
13.
Фельдштейн Д.И.
Особенности ведущей деятельности детей подросткового
возраста //Хрестоматия по возрастной психологии:
Учебное пособие для студентов /Составитель Л.М. Семенюк; под ред. Д.И.
Фельдштейна. - М.: Международная педагогическая академия, 1994, с. 163-168.
14.
Чернышенко Ю.К.,
Дворкин Л.С.
Развитие психических процессов детей 3-6 лет средствами
физического воспитания //Олимпийское движение и социальные процессы
: Матер. VII Всерос. научн.-практ. конф., посвященной 100-летию современных
Олимпийских игр (сентябрь, 25-27. 1996 г.). Ч.3. Краснодар, 1996, с. 204-206.
15.
Чернышенко Ю.К.
и др. Использование элементов художественного слова в
практике физического воспитания детей дошкольного возраста:
Учебное пособие. Краснодар, 1997. - 181 с.
16.
Чернышенко Ю.К.
и др. Возрастная динамика психических процессов детей 6-10
лет //Актуальные вопросы физической культуры и спорта:
Тр. НИИ проблем физической культуры и спорта КубГАФК. Краснодар, 1998, с.
83-87.