Эстетическое воспитание школьников на уроках искусства

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    51,87 kb
  • Опубликовано:
    2010-11-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Эстетическое воспитание школьников на уроках искусства

Оглавление

Введение

Глава 1. Эстетическое воспитание как педагогическая проблема

1.1 Сущность эстетического воспитания

1.2 Цели и задачи эстетического воспитания

1.3 Особенности эстетического воспитания в школьном возрасте

Глава 2. Искусство как средство эстетического воспитания школьников

2.1 Педагогическая организация восприятия искусства школьниками

2.2 Методы и приемы эстетического воспитания школьников на уроках искусства

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования духовно-практического отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как к средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. По мнению многих исследователей, педагогов, психологов (А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский) формировать личность и эстетическую культуру нужно в наиболее благоприятном для этого – школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.

Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. Для того, чтобы эта система воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной цели, Б.М. Неменский выделил следующую ее особенность: «Система эстетического воспитания должна быть, прежде всего, единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника»[1].

Но у всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается. Такой основой в системе эстетического воспитания мы можем считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр и другие виды художественного творчества. Об этом говорили в своих трудах еще Платон и Гегель. На основании их взглядов стало аксиомой, что искусство является главным содержанием эстетики как науки, и что красота есть основное эстетическое явление. Искусство заключает в себе большой потенциал для развития личности.

Таким образом, можно сделать вывод, что формировать в детях эстетическое отношение к действительности наиболее эффективно можно в общеобразовательной школе на уроках искусства.

В настоящее время в общественной и культурной жизни общества очень сильно влияние массовой культуры, следовательно, в сознании людей стираются границы между массовым искусством и искусством настоящим. Людям становится все труднее ориентироваться в быстро сменяющих друг друга культурных явлениях, очень сложно среди всего разнообразия, которое предлагает современная массовая потребительская культура выделить главное, ключевое. Особенно тяжело это удается в школьном возрасте. В этой ситуации преподавателю необходимо помогать учащимся сформировать правильное представление об окружающем их мире, о культурной жизни современной эпохи, раскрыть во сем своем богатстве систему вечных ценностей и традиций. В тоже время необходимо понимать, что ценность, к каким бы общечеловеческим корням она не восходила, привить не удается, ее можно только прожить. Такое проживание, в частности, обеспечивало и до сих пор обеспечивает искусство, раскрывающую по своей сути исходную гуманитарную ценность – связь Человеком с Человеком.

Актуальность данной темы подчеркивается тем, что многие изменившиеся обстоятельства в жизни общества, в частности, в социально-экономическом плане, вызывают необходимость пересматривать старые и вырабатывать новые культурологические, основанные на отношении Человек–Человек, принципы и подходы к эстетическому воспитанию.

Цель данной работы – представить и обосновать принципы и подходы эстетического воспитания школьников через этическую призму искусства.

Объект исследования – эстетическое воспитание школьников.

Предмет исследования – педагогические условия использования средств искусства в целях эстетического воспитания школьников.

Для достижения цели необходимо решить ряд важных задач:

- рассмотреть имеющиеся теоретические подходы к эстетическому воспитанию ведущих исследователей, выделяя при этом самое главное и существенное на сегодняшний день;

- изучить те особенности эстетического воспитания детей, которые присущи им в школьном возрасте, в том числе психологические особенности данного процесса;

- выявить место искусства в системе эстетического воспитания школьников;

- представить способы и приемы эстетического воспитания детей на уроках искусства.

Методы исследования, применяемые в данной работе, сводятся, прежде всего, к методу сбора информации путем анализа литературы, наблюдения за поведением детей на уроках и регистрации этих наблюдений.

- анализ литературы по теме исследования;

- изучение опыта учителей практиков в рамках эстетического воспитания;

– проектирование и анализ собственной образовательной практики;

– наблюдение.

 

Глава 1. Теоретические подходы к проблеме эстетического воспитания школьников.

 

1.1 Сущность эстетического воспитания

 

Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде эстетические категории прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми, безобразное отталкивает, трагическое учит сочувствию, комическое помогает бороться с недостатками.

Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности. Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели изменялись, начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета. Термин «эстетика» происходит от греческого «aisteticos» (воспринимаемый чувством). Философы-материалисты (Д.Дидро и Н.Г.Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания.

В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед школой. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д.Н. Джола, Д.Б. Кабалевский, Н.И. Киященко, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, М.Д. Таборидзе, В.Н. Шацкая, А.Б. Щербо, М.Н. Фроловская, О.Н. Апанасенко., А.В. Потемкин и другие. В использованной литературе имеется множество различных подходов к определениям понятий, выбору путей и средств эстетического воспитания. Рассмотрим некоторые из них.

В книге «Общие вопросы эстетического воспитания в школе» под редакцией известного специалиста по эстетическому воспитанию В.Н. Шацкой имеется такая формулировка: "…педагогика определяет эстетическое воспитание как воспитание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности - в природе, в общественной жизни, труде, в явлениях искусства"[5], который центральное место отводит формированию у детей способности детей видеть мир глазами Другого, способности к сопереживанию. Безусловно, что искусство играет в этом важную роль.

 

1.2 Цели и задачи эстетического воспитания

 

Своеобразное понимание сущности эстетического воспитания обуславливает и различные подходы к его целям. Поэтому проблема целей и задач эстетического воспитания требует особого внимания.

Необходимо четко разграничивать понятия эстетического и художественного воспитания. Из работ В.Н. Шацкой видно, что перед эстетическим воспитанием стоят такие цели, как формирование способности активного эстетического отношения учащихся к произведениям искусства, а также стимулирование участия в создании прекрасного. Из этого следует, что важное место в эстетическом воспитании занимает искусство. Искусство - это часть эстетической культуры, как художественное воспитание часть эстетического, часть важная, весомая, но охватывающая только одну сферу человеческой деятельности. Художественное воспитание выступает как процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности творить в искусстве. Эстетическое же воспитание гораздо шире, оно затрагивает как художественное творчество, так и эстетику быта, поведения, труда, отношений. Эстетическое воспитание формирует человека всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством как его самым мощным средством. Эстетическое воспитание, используя для своих целей художественное воспитание, развивает человека в основном не для искусства, а для его активной эстетической жизнедеятельности. Важной задачей эстетического воспитания является формирование в учащихся чувства сопереживания, умения поставить себя на место другого, и достичь этого средствами искусства представляется вполне возможным.

В «активизации способности творчески трудиться, достигать высокой степени совершенства своих результатов труда, как духовного, так и физического»[25].

 

Глава 2. Искусство как средство эстетического воспитания

 

2.1 Педагогическая организация восприятия искусства школьниками

 

Взаимодействие ребенка и любого вида искусства прежде всего начинается с восприятия. Произведение искусства достигает своей воспитательной, образовательной цели, когда оно непосредственно воспринято школьником, когда освоена его идейно-художественная сущность. Очень важно уделять особое внимание именно процессу восприятия художественного произведения.

Д.Б. Лихачев, понимая это, выработал свой подход к этой проблеме. В своей работе он выделяет три важных этапа восприятия художественного произведения школьником. К первому этапу освоения художественного произведения он относит первичное восприятие, первичное творческое воссоздание в сознании художественных образов. Сущность этого этапа состоит в том, что первичное восприятие детьми художественного произведения необходимо продумывать. Он заметил, что при первичном неорганизованном восприятии, детьми, как правило, часто упускается то, что показалось непонятным или неинтересным, что прошло мимо их внимания ввиду недостатка жизненного опыта или слабости художественно-эстетического развития. «В том, мимо чего прошел ребенок, нередко остается существенное и важное, без чего невозможно воспроизведение целостной картины художественного произведения, его глубокое освоение»[34], которая направлена на развитие разных способов выражения детьми своих мыслей и переживаний по поводу восприятия:

1.   Развить умение рассказывать о произведении искусства, откликаться на выразительные средства.

2.   Развить навыки общения по поводу искусства. Разговор об искусстве должен быть результатом организованного процесса восприятия, построенного с учетом возрастных особенностей.

3.   Научить детей использовать свои впечатления о наблюдении действительности при рассказе о произведении, свой собственный художественный опыт.

4.   Развить умение сопоставлять произведения искусства с аналогичными явлениями из области других искусств, чувствовать общие связи.

5.   Учить детей «графической речи» в процессе восприятия (наброски по памяти). Этот метод имеет прямое отношение к развитию образного мышления и памяти.

Таким образом, взаимодействие ребенка и произведения искусства прежде всего начинается с восприятия. Воспитательная и образовательная цель будет достигнута, когда произведение непосредственно воспринято школьником, когда освоена его идейно-художественная сущность. Очень важно уделять особое внимание именно процессу восприятия художественного произведения.

 

2.2 Методы и приемы эстетического воспитания школьников на уроках искусства

В основе методики эстетического воспитания лежит совместная деятельность педагога и ученика по развитию у него творческих способностей к восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности, осознанного отношения к социальной, природной, предметной среде.

Успех этой работы во многом определяется тем, в какой мере учитываются индивидуальные особенности, потребности и интересы воспитуемого, уровень его общего развития.

Эстетическое восприятие жизненных явлений всегда индивидуально и избирательно. В основе его лежит эмоциональный отклик на прекрасное. Учащийся всегда откликается на красивое в природе, предметном мире, искусстве, на добрые чувства людей. Большое значение при этом имеют личный опыт ученика, его побуждения, стремления, переживания.

Методы и приемы эстетического воспитания очень разнообразны. Они зависят от многих условий: объема и качества художественной информации, форм организации и видов деятельности, возраста ребенка. Немалую роль играют уровень подготовки, мастерство и способности педагога.

Прежде всего, необходимо выбрать форму проведения занятия. В методическом пособии О.Н. Апанасенко и А.В. Потемкина[35] представлены рекомендуемые формы проведения занятий:

1.   Лекции с применением различных форм активизации внимания учащихся, этапа «эпизодического интереса» (интересные факты, связанные с созданием какого-либо произведения искусства, жизнью и творчеством известных художников, музыкантов и др.), различных презентаций, фильмов, раздаточного материала, просмотра альбомов, репродукций, фотографий.

2.   Викторина – форма проведения занятий в виде интеллектуальных соревнований, построенного на материале с использованием «фактора удивления» (способность увидеть в привычном, общеизвестном то, что обычно редко замечаемо, над чем никто не задумывается). Такие уроки повышают эстетическую и интеллектуальную информированность учащихся, интерес к изучаемому материалу.

3.   Творческие задания по определению стиля, художественного направления, обоснованного личностного восприятия произведения искусства, включающие различную творческую деятельность и др., развивающие образное мышление, художественную активность.

1.   Использование проблемных и творческих заданий на уроке. Педагог должен приблизиться в своих заданиях к типу художественных задач, над которыми надо «поломать голову», которую следует решить, используя материал произведения искусства и каждый раз отыскивая новые оригинальные решения.

2.   Творческие формы работ самих учащихся, представляющие совместный поиск решения учеником и учителем в процессе сотрудничества, равноправного отношения воспитуемого и воспитателя, а так же самих школьников друг с другом. Наиболее адекватной педагогической формой являются игры.

3.   Комплексное воздействие разных видов искусства на учащегося (синтезирование на уроках искусства произведений литературы, кино, музыки и изобразительного искусства). Сравнительный анализ, как отмечает Крупник Е.П., и сопоставление их специфических и общих, «инвариантных» свойств и особенностей позволяет формировать у школьников способность воспринимать художественный образ в его основных ведущих параметрах, а значит, формировать эстетическое сознание учащихся.

Особую значимость последнего пункта подтверждает мнение Неменского Б.М.[36], который считает, что переживание должно осознаваться как основный метод обучения в искусстве. И, следовательно, принципиально верный путь синхронного рассмотрения видов искусств в их взаимодействии с общественным движением эпохи, с искусством разных народов.

М.Д. Таборидзе[37], в качестве выявления уровня эстетического развития учащихся, их знаний об искусстве, предлагает прием анкетирования, т.е. письменного опроса учащихся и последующий анализ результатов.

Вопросы для учащихся:

1. Что такое изобразительное искусство? (виды, жанры, средства художественной выразительности).

2. Живопись как вид искусства. (специфические особенности, виды, жанры, художественный язык).

3. Что такое графика? (специфика, основные виды, художественный язык).

4. Скульптура как вид искусства (особенности, виды, художественный язык).

Описание картины или скульптуры:

1.   Автор, название, материал и техника исполнения.

2.   Жанр.

3.   Анализ композиции.

4.   Сюжет.

5.   Отношение художника к данному произведению, что передано.

6.   Цветовая гамма, колорит.

7.   Отношение ученика к данному произведению, нравится или нет, уровень мастерства художника, аргументация.

Таборидзе М.Д. так же предлагает темы для контрольных работ учащихся:

1.   «Какой вид искусства ты любишь больше всего и почему?»

2.   «Какое значение имеет произведение изобразительного искусства, для кого оно создается, почему?»

На наш взгляд, последний седьмой пункт, а так же контрольные вопросы наиболее важны, так как здесь у ученика появляется непосредственная возможность выразить свои чувства, мысли по поводу пережитого им от произведения искусства. Именно по этим пунктам учитель может судить об уровне эстетического развития учащихся, об их умении или неумении сопереживать, ставить себя на место другого, художника или героев его произведения.

Ключевой задачей педагога является формирование в детях способности к сопереживанию автору, героям, а так же, в конечном итоге – и любому другому человеку. Только тогда в учащихся возможно формирование индивидуальности, когда они способны выразить себя через произведение искусства.

Заключение

 

В настоящее время в общественной и культурной жизни общества очень сильно влияние массовой культуры, следовательно, в сознании людей стираются границы между массовым искусством и искусством настоящим. Людям становится все труднее ориентироваться в быстро сменяющих друг друга культурных явлениях, очень сложно среди всего разнообразия, которое предлагает современная массовая потребительская культура выделить главное, ключевое. Особенно тяжело это удается в школьном возрасте. В этой ситуации преподавателю необходимо помогать учащимся сформировать правильное представление об окружающем их мире, о культурной жизни современной эпохи, привить им уважение к вечным ценностям и традициям.

На уроках искусства учитель как нигде может повлиять на внутренний мир учеников, побудить в них интерес к достижениям прошлом, так как искусство как нельзя лучше отражает общественную ситуацию своей эпохи. Учитель должен использовать искусство для обогащения учеников опытом прошлого, сравнивая этот опыт с собственным опытом учеников. Ключевым моментом в этом является переживание учащимися произведения искусства.

Немаловажную роль играет разбор технических средств и приемов, используемых художником, но это должно быть подчинено главной задаче – постижению внутреннего мира художника, его героев, а так же своего собственного. Особое место занимает процесс восприятия учениками произведения искусства. На этом этапе главной задачей педагога является подготовка и создание диалогического контекста процесса знакомства учащихся с текстом культуры.

Ключевой задачей педагога является формирование в детях способности к сопереживанию автору, героям, а так же, в конечном итоге – и любому другому человеку. Только тогда в учащихся возможно формирование индивидуальности, когда они способны выразить самих себя через произведение искусства.

Список литературы

 

1. Антипова, В. Образ женщины в русской живописи // Искусство в школе. – 2006, №1. – С.15 – 19.

2. Апанасенко, О.Н., Потемкин А.В. Методический аспект творческого воспитания школьников: методическое пособие. – Барн: изд. БГПУ, 2005. – 150 с.

3. Балакина, Е.И. Искусство и зритель: азы общения // Ступени творчества: учебно-методическое пособие. – Барн., 2003. – С. 42-47.

4. Толстых, В.И. Эстетика. Словарь. –М.: Политиздат, 1989. – 448 с.

5. Борев, Ю.Б. Эстетика. – М.: Высшая школа, 2002. - 511с.

6. Буров, А.И. Эстетика: проблемы и споры. – М.: Искусство, 1975. – 176 с.

7. Буров, А.И., Квятковский Е.В. Проблемы эстетического развития личности школьника. – М.: Педагогика, 1987. – 96 с.

Витковская, Н.С., Щербо, А.Б., Джола, Д.Н. Формирование эстетической культуры младших школьников. – Киев: Радьянська школа, 1985. – 136 с.

8. Гавриловец, К.В., Казимирская, И.И. Работа классного руководителя по нравственному и эстетическому воспитанию школьников 4-8 классов. – Минск: Народная асвета. – 1978. – 128 с.

9. Герасимов, С.А. Система эстетического воспитания школьников. – М.: Педагогика, 1983. – 264 с.

 Дремов, А.К. Эстетический идеал современной литературы. – М.: Знание. – 62 с.

10. Ильенков, Э.В. К беседе об эстетическом воспитании // Школа должна учить мыслить. – М. – Воронеж, 2002. С. 91-94.

11. Кабалевский, Д.Б. Как рассказать детям о музыке? – М.: Просвещение. 1989. – 192 с.

12. Киященко, Н.И. Вопросы формирования системы эстетического воспитания в СССР. – М.: Искусство, 1971. – 160 с.

13. Кушаев, Н.А. Основы эстетического воспитания. – М.: Просвещение. – 1986. – 240 с.

14. Лихачев, Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. – М.: Просвещение, 1985. – 176 с.

15. Лихачев, Б.Т. Эстетика воспитания. – М.: Педагогика, 1972. – 160 с.

16. Макаренко, А.С. Воспитание в советской школе - М.: Просвещение, 1966. - 255 с.

17. Неменский, Б.М. Мудрость красоты. – М.: Просвещение. – 1987. – 255 с.

18. Неменский, Б.М. Распахни окно. - М.: Молодая гвардия, 1974. – 190 с.

19. Печко, Л.П. Эстетическая картина мира и школьного урока // Советская педагогика. – 1976. - №6. – С. 92-102.

20. Пешикова, Л.В. Методика преподавания мировой художественной культуры: пособие для учителя. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002–96с.

21. Таборидзе, М.Д. Эстетическое воспитание школьников. – М.: Педагогика, 1988. – 104 с.

Фроловская, М.Н. Педагогика искусства. – Барнаул: Издательство АГУ, 2007. – 130 с.

22. Шацкая, В.Н. «Общие вопросы эстетического воспитания в школе». – М.: Советская педагогика, - 1976. – 168 с.

23. Щербо, А.Б., Джола, Д.Н. Красота воспитывает человека. – Киев: Раданська школа, 1980. – 104 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

План-конспект урока МХК в средней школе

Взаимодействие ребенка и любого вида искусства прежде всего начинается с восприятия. Произведение искусства достигает своей воспитательной, образовательной цели, когда оно непосредственно воспринято школьником, когда освоена его идейно-художественная сущность. Очень важно уделять особое внимание именно процессу восприятия художественного произведения.

Тема урока: «Образ женщины в русской живописи 18 века».

Тип урока: комбинированный с нетрадиционными элементами.

Цели урока:

1) Сформировать у учащихся представление об эпохе 18 века в России, почувствовать «дух эпохи».

2) Воспитать у учащихся любовь и интерес к русскому искусству портрета 18 века.

3) Сформировать у учащихся способность представить и понять художника 18 века, его мироощущение, сравнивая со своим собственным.

Оборудование: альбомы художников, репродукции, музыкальный проигрыватель, диски с музыкой.

Наличие межпредметных связей: история, литература, музыка.

Наличие внутрепредметных связей: промежуточная тема в изучении раздела «Образ женщины в русской живописи».

I. Организационный момент: приветствие, сообщение целей и формы проведения урока, отмечание присутствующих.

II. Актуализация знаний по теме. Учитель задает учащимся вводные вопросы:

Какие бывают портреты?

Для чего они нужны? Кто их заказывает?

Каким образом, на ваш взгляд, художник приступает к созданию того или иного портрета?

III. Сообщение знаний по теме:

Звучит романс Г. Свиридова.

В искусстве существуют вечные темы. Одна из них – тема женщины, материнства, женской красоты. У каждой эпохи свой идеал женщины, вся история человечества отражается в том, как люди видели женщину, какие мифы о ней творили.

Женский характер всегда привлекал особое внимание художников. Созданные в портретном искусстве образы женщин несут поэтический идеал в единстве душевных качеств и внешнего облика. По портретам мы можем судить, как на внешность женщины, на ее душевный склад влияют общественные события, мода, литература, искусство и сама живопись.

Не составляет исключения и Россия. В древней Руси не существовало светского искусства. Свой идеал женственности люди выражали в иконах, в образах Богородицы и святых.

Петровская эпоха приносит обновление во все сферы жизни русского общества, в том числе и в искусство. На смену иконописи приходит портрет, иконописцы становятся живописцами.

В конце XVIII века русская портретная живопись развивалась поистине блистательно. Одной из главных ее тем становится образ женщины. Художник должен был прежде всего изображать женское очарованье: женщины на этих портретах кокетливы и обольстительны. В портретах художников- иностранцев в России дамы напоминают кукол: игриво улыбаются, жеманно наклоняют головку и очень этим похожи друг на друга. Но русские художники – Рокотов, Левицкий, Аргунов, а позже Боровиковский – вносят в портрет психологическое оживление, конкретность характера. В их портретах облик дам передает живую картину нравов, моды и вкусов эпохи «женского всевластья», мы находим в них надменную красоту и нежную мечтательность, прихотливое кокетство и скромность, суровую замкнутость и душевное обаяние.

На экране «Портрет А. Струйской» Ф. Рокотова.

Особенно интересна судьба Александры Струйской. 18-ти лет от роду она была просватана за богатого, дикого и сумасбродного помещика. К свадьбе Струйский готовился долго и торжественно. Известнейшему в те годы живописцу Федору Рокотову были заказаны парные портреты – Струйского и его невесты. Она была ангельски мила и приветлива. В отличие от многих известных красавиц того времени, красота Струйской несла в мир добро и любовь.

Звучит 2 часть (Grave) Концерта для скрипки с оркестром ля минор А. Вивальди. На фоне музыки:

Ты помнишь, как из тьмы былого,

Едва закутана в атлас,

С портрета Рокотова снова

Смотрела Струйская на нас?

Ее глаза – как два тумана,

Полуулыбка, полуплач,

Ее глаза – как два обмана,

Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,

Полувосторг, полуиспуг,

Безумной нежности припадок,

Предвосхищенье смертных мук.

Когда потемки наступают

И приближается гроза,

Со дна моей души мерцают

Ее прекрасные глаза.

Н. Заболоцкий

В систему воспитания дворянских девушек как обязательные входят занятия литературой, музыкой, живописью, танцами. Под влиянием идей французского Просвещения Екатерина II сама составила программу воспитания «идеальной дворянки». Портреты воспитанниц Смольного института благородных девиц кисти Д. Левицкого как бы отражают эту педагогику. По ним можно изучать и воспитательную систему, и характер каждой изображенной, и костюмы эпохи.

На экране «Портрет Алымовой», «Портрет Хрущовой и Хованской» Д. Левицкого. Звучит 1-й полонез О. Козловского. На фоне музыки:

Не нимфы ль богинь пред нами здесь предстали?

Иль сами ангелы со небеси сошли

Ко обиталищу меж смертных на земли,

Что взоры и сердца всех зрителей питали.

Как солнечны лучи, так взоры их сияют,

С красой небесною краса сих нимф равна,

С незлобием сердец невинность их явна,

Конечно, божество они в себе являют…

А. Сумароков

Так описал «смолянок» поэт Сумароков, ставший свидетелем их прогулки в Летнем саду.

В 90-е годы XVIII века в России распространилось стремление художников к героизации и возвышенному стилю в портретах, что диктовалось эстетическими нормами классицизма.

На портретах Ф. Боровиковского женщины уже не носят пышных обольстительных нарядов, а одеты в простые и величественные одеяния античных богинь. В самых его известных портретах М. Лопухиной и Е. Нарышкиной героини вполне соответствуют идеалу времени и в то же время неповторимы в своей красоте и обаянии.

На экране «Портрет Лопухиной» Ф. Боровиковского.

Чередование противоречивых и тонких чувств у Лопухиной отражено нежной живописью, ее мягкой холодной и светлой гаммой. Это создает особую поэзию образа той, которая вдохновляла поэтов на стихи как при жизни, так и после смерти.

Звучит «Вальс» А. Даргомыжского. На фоне музыки:

Она давно прошла – и нет уже тех глаз

И той улыбки нет, что молча выражали

Страданье – тень любви, и мысли – тень печали…

Но красоту ее Боровиковский спас.

Так часть души ее от нас не улетела,

И будет этот взгляд и прелесть тела

К ней равнодушное потомство привлекать,

Уча его любить – страдать – прощать – молчать…

Я. Полонский

Образ женщины за девять веков русского искусства претерпевал значительные изменения во внешнем облике. Но по сути своей, сохранил непреходящие вечные достоинства: материнство, нежность, красоту.

Звучит «Романс» Г. Свиридова.

V. Домашнее задание: подумайте о том, какой идеал женской красоты существует в наше время, сравните его с идеалом 18 века. Постарайтесь описать каким-либо способом идеал настоящего время (рисунок, эссе и т.д. на выбор).


[1] Неменский Б.М. Распахни окно. - М.: Молодая гвардия, 1974. – С.14.

[2] Шацкая В.Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе. – М.: Советская педагогика,  1976. – С. 22.

Толстых, В.И. Эстетика. Словарь. – М.: Политиздат, 1989. – 448 с.

[4] Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. – М.: Просвещение, 1985. – С. 51.

[5] Ильенков Э.В. К беседе об эстетическом воспитании // Школа должна учить мыслить. – М. – Воронеж, 2002. С. 91-94.

[6] Печко Л.П. Эстетическая картина мира и школьного урока // Советская педагогика. – 1976. - №6. – С. 92-102.

[7] Киященко Н.И. Вопросы формирования системы эстетического воспитания в СССР. – М.: Искусство, 1971. – С. 29.

[8] Лихачев Б.Т. Эстетика воспитания. – М.: Педагогика, 1972. – С. 168.

[9] Лихачев Б.Т. Там же, с. 169.

[10] Дремов А.К. Эстетический идеал современной литературы. – М.: Знание. – С. 42.

[11] Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. – М.: Просвещение, 1985. – С. 20.

[13] Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. – М.: Просвещение, 1985. – С. 20.

[14]  Кушаев Н.А. Основы эстетического воспитания. – М.: Просвещение. – 1986. – С. 12.

[15] Буров А.И. Эстетика: проблемы  и споры. – М.: Искусство, 1975. – С.20.

[16] Дремов А.К. Эстетический идеал современной литературы. – М.: Знание. – С. 56.

[17] Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. – М.: Просвещение, 1985. – С. 35.

[18] Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. – М.: Просвещение, 1985. – С. 55.

[19] Киященко Н.И. Вопросы формирования системы эстетического воспитания в СССР. – М.: Искусство, 1971. – С. 29.

[20] Таборидзе М.Д. Эстетическое воспитание школьников. – М.: Педагогика, 1988. – С.52.

[21] Гавриловец  К.В., Казимирская И.И. Работа классного руководителя по нравственному и эстетическому воспитанию школьников 4-8 классов. – Минск: Народная асвета. – 1978. – С. 14.

[22] Таборидзе М.Д. Эстетическое воспитание школьников. – М.: Педагогика, 1988. – С.37-38.

[23] Лихачев Б.Т. Эстетика воспитания. – М.: Педагогика, 1972. – С. 55.

[24] Неменский Б.М. Мудрость красоты. – М.: Просвещение. – 1987. – С.203.

[25] Неменский Б.М. Мудрость красоты. – М.: Просвещение. – 1987. – С. 14.

[26] Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. – М.: Просвещение, 1985. – С. 132.

[27] Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. – М.: Просвещение, 1985. – С.133.

[28] Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. – М.: Просвещение, 1985. – С. 134.

[29] Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. – М.: Просвещение, 1985. – С. 135.

[30] Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. – М.: Просвещение, 1985. – С. 135.

[31] Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. – М.: Просвещение, 1985. – С. 136.

[32] Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. – М.: Просвещение, 1985. – С. 137.

[33] Неменский Б.М. Мудрость красоты. – М.: Просвещение. – 1987. – С. 14.

[34] Кушаева Н.А. Основы эстетического воспитания. – М.: Просвещение, 1986. – С. 111-112.

[35] Апанасенко О.Н., Потемкин А.В. Методический аспект творческого воспитания школьников: методическое пособие. – Барн: изд. БГПУ, 2005. – С. 10-12.

[36] Неменский Б.М. Мудрость красоты. – М.: Просвещение. – 1987. – С. 205.

[37] Таборидзе М.Д. Эстетическое воспитание школьников. – М.: Педагогика, 1988. – С.58-59.

Похожие работы на - Эстетическое воспитание школьников на уроках искусства

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!