Физическое воспитание ребенка-инвалида
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретико-методологические
основы изучения особенностей физического воспитания ребенка - инвалида в семье
1.1. Понятие и структура детской
инвалидности
1.2. Физическое воспитание
детей-инвалидов
Глава 2. Специфика организации
физического воспитания ребенка-инвалида в семье
2.1.Особенности воспитания
ребенка-инвалида в семье
2.2. Педагогическая помощь в
организации физического воспитании ребенка-инвалида
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность исследования обусловлена особым вниманием общества к детям
с ограниченными возможностями, их воспитанию и развитию. Эта категория детей
нуждается в опеке государства. Однако человек с ограниченными возможностями
должен рассматриваться не только как объект социально-психологической помощи и
заботы, но и как активный субъект окружающего социума, создающего условия для
максимально возможной его самореализации и интеграции в общество. Вот почему
поиск оптимальных путей для воспитания толерантного отношения общества к детям
с ограниченными возможностями является одной из первостепенных задач
психологической науки и выступает объектом междисциплинарного исследования.
Вместе с тем, анализ массовой практики показывает, что в настоящее время
ко многим категориям лиц с отклонениями в развитии сложилось отношение, далекое
от толерантности. Негативный стереотип восприятия лиц с отклонениями в развитии
проявляется, прежде всего, в представлениях о данной категории лиц как убогих,
несчастных, с максимально ограниченными возможностями людях, которых нужно
жалеть, помогать им, но которые не представляют для общества
социально-психологической и личностной значимости.
Однако для оптимального развития и адекватной самореализации человеку с
ограниченными возможностями нужна многоаспектная взаимосвязь с обществом,
которая устанавливается в процессе социально-психологической адаптации,
общения, коллективной деятельности. В этих условиях неизмеримо возрастает роль
семьи ребенка-инвалида, которая может и должна стать значимым фактором
воспитания толерантного отношения общества к детям с отклонениями в развитии.
Степень разработанности. Нормативно-правовые основы
социально-психологической работы с детьми-инвалидами рассматриваются и решаются
на федеральном и региональном уровнях.
Проблемы семьи ребенка с особенностями развития затрагиваются в работах
многих авторов (Т.Г. Богдановой, Н.В. Мазуровой, В.А. Вишневского, Т.А.
Добровольской, А.И. Захарова, И.Ю. Левченко, Р.Ф. Майрамяна, И.И. Мамайчук,
А.И. Раку, М.М. Семаго, А.Р. Шарипова, В.В. Юртайкина, В.А. Доскина,
Г.Г.Опарова и др.). Данные исследования рассматривают решение проблемы в рамках
социально-психологического подхода, в центре которого находится ребенок с
ограниченными возможностями. С позиций данного подхода работа с семьей
ребенка-инвалида сводится к тому, чтобы дать родителям квалифицированную помощь
специалистов, направленную на усвоение необходимого минимума знаний и навыков в
работе по преодолению имеющихся у ребенка проблем.
Прежде всего, круг получаемых родителями знаний касается характера
внутрисемейных отношений, поскольку основной проблемой, имеющей важнейшее
значение для воспитания ребенка-инвалида, является отношение родителей к его
дефекту. В соответствии с уровнем знаний, культуры, личностных особенностей
родителей и ряда других факторов возникают различные типы реагирования, а
соответственно и поведения в связи с появлением в семье ребенка-инвалида. Этот
момент, как правило, сопровождается потрясением, приводит родителей в
стрессовое состояние, вызывает глубокие переживания, чувство растерянности и
беспомощности, нередко служит причиной распада семьи. Многие родители в
сложившейся ситуации оказываются беспомощными. Их положение можно
охарактеризовать как внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупик.
В связи с этим особую актуальность приобретает проблема педагогической помощи
не только ребенку, страдающему той или иной патологией, но и семье, в которой
он воспитывается, и которая создает условия для физического воспитания ребенка.
Объект исследования: организация физического
воспитания ребенка-инвалида.
Предмет исследования: педагогическая помощь родителям в организации
физического воспитания ребенка-инвалида.
Целью исследования является выявление педагогических условий организации
физического воспитания ребенка-инвалида в семье
Задачи исследования:
1.
рассмотреть основные понятия по теме работы: «ребенок-инвалид», «физическое
воспитание», «педагогическая помощь»
2.
изучить структуру детской инвалидности;
3.
выявить педагогические условия организации физического воспитания в
семье.
Глава 1.
Теоретико-методологические основы изучения особенностей физического воспитания
ребенка - инвалида в семье.
1.1.
Понятие и структура детской
инвалидности
Число
детей с отклонениями в развитии, поведении, с трудностями в обучении, общении,
детей с различными патологическими состояниями (неврозы, психопатии,
органические поражения центральной нервной системы и т. д.) неуклонно
возрастает, и к этому есть ряд причин. Нарушения различны по этиологии,
патогенезу, клиническим проявлениям, динамике. Дети с отклонениями нуждаются в
своевременной диагностике и в коррекционном воспитании. К тому же такие дети
часто воспитываются в проблемных семьях, а роль микросреды, семьи и семейного
воспитания в формировании личности ребенка велика. В комплексной диагностике и
коррекции отклонений в развитии ребенка семья занимает важное место.
Под
«инвалидностью» понимается потеря или ограничение возможностей человека с
детства получать образование и принимать участие в жизни общества, как все
другие. Специфические условия общественного отношения к данной категории людей
имеют характер столкновения между людьми с ограниченными возможностями и их
окружением. Поэтому основным принципом был провозглашен принцип нормализации
условий их жизнедеятельности.
Ребенок-инвалид – лицо,
которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма,
возникающие вследствие нарушения развития и роста ребенка, потери контроля за
своим поведением, а также способностей к самообслуживанию, передвижению,
ориентации, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем.
На январь 2007
г. в Республике Татарстан (РТ) отмечается рост числа зарегистрированных
детей-инвалидов (на 30%), которое составило 17.573 человек, показатель 19,2 на
1000 против 18,7 в 2005 г. Среди детей-инвалидов почти половина приходится на
возрастную группу 10-14 лет (46%), 5-9 лет – 27% в отличии от прошлого года
данная возрастная группа перешла в ранг лидирующих и 0-4 лет – 13 %.
Несколько
иная ситуация по первичной инвалидности детей, где соотношение детей в возрасте
10-14 лет и 0-4 лет почти одинаково и составляет 1/3. В структуре инвалидности
детей преобладают висцеральные, метаболические нарушения (25%), удельный вес которых
неуклонно растет, двигательные патологии (22%), умственные нарушения (18%),
психические нарушения (10%), патологии органов зрения (8%), слуха (5%),
уродующие нарушения (6%) и прочие (6%).
Ввиду
того, что до сих пор не существует четких критериев инвалидности, много
неучтенных детей с дефектами умственного и физического развития, которые не
признаются инвалидами, но нуждаются в специальных условиях воспитания и
обучения.
Распределение
детей инвалидов по главному нарушению состояния здоровья представлено ниже в
виде диаграммы:
|
Умственные нарушения
|
|
Психические нарушения
|
|
Слуховые и вестибулярные нарушения
|
|
Зрительные нарушения
|
|
Висцеральные и метаболические
нарушения
|
|
Двигательные нарушения
|
|
Уродующие нарушения
|
|
Прочие
|
Рис. 1.1.1.
Структура детской инвалидности в РТ в 2007 г. (в%)
Умственные и
психические нарушения относятся к психическим недостаткам.
Умственные
нарушения — состояния, обусловленные врожденным или раноприобретенным
недоразвитием психики с выраженной недостаточностью интеллекта, затрудняющее
или делающее полностью невозможным адекватное социальное функционирование
индивидуума.
Психические нарушения – утвержденные в установленном
порядке временные или постоянные недостатки в психическом развитии человека,
включая нарушения речи, эмоционально-волевой сферы, в том числе повреждения
мозга, а также нарушения умственного развития, создающие трудности в
социально-психологической адаптации.
К физическим недостаткам относятся слуховые и
вестибулярные нарушения, зрительные нарушения, висцеральные и метаболические
нарушения, уродующие нарушения, двигательные нарушения – то есть временные или
постоянные недостатки в развитии и функционировании органов человека, либо
хроническое соматическое или инфекционное заболевание
Инвалиды –
это группа особого риска. По данным Всемирной организации здравоохранения
(ВОЗ), доля тяжелых инвалидов составляет обычно 2-3% от детской популяции[1].
В
последние годы во всех странах, включая Россию, при определении инвалидности
особое внимание уделяется понятию социально-психологической недостаточности.
Согласно Международной номенклатуре показателей инвалидности,
социально-психологическая недостаточность имеет место в случаях:
―
ограничения физической независимости;
―
ограничения способности заниматься обычной деятельностью;
―
ограничения способности к получению образования;
―
ограничения способности к профессиональной деятельности;
―
ограничения экономической самостоятельности;
―
ограничения способности к интеграции в общество.
Результаты
исследования детей с задержкой внутриутробного развития показывают вариант
динамики их развития. При рождении у детей наблюдается повышенная
нервно-рефлекторная возбудимость, синдром угнетения, быстрая истощаемость,
низкие реакции на слух и зрительные стимулы; на первой неделе – нарушение
соотношения сна и бодрствования как следствие снижения порога раздражимости и
недостаточной тормозимости влияний со стороны ретикулярной формации; к концу
первого месяца – синдром двигательных нарушений, гиперкинезы; к 3-му – тремор
исчезает, но к 4-му месяцу наблюдается отставание локомоторных функций, а это
чревато последствиями для речевого развития. Во втором полугодии: к 9 месяцам
эти дети догоняют по моторному развитию, но отстают по сенсорному восприятию.
В 1 год –
отставание по сенсорному, моторному и речевому развитию, способности к обучению
и пониманию. На 2-м году – задержка психомоторного развития в виде отставания
речи и моторных функций. В 3 года – у 60% отставание в развитии речи, кроме
того, отставание способности к овладению новыми навыками (не могут
самостоятельно принимать пищу, пользоваться формами приветствия и т.п.).
К 5-ти
годам – обнаруживают минимальные мозговые дисфункции. У 1/3 − детские
фобии и астенический синдром, регистрируется отставание на шесть месяцев по
моторному развитию, по синхронизации, скорости выполнения движений, динамической
координации рук, имеет место снижение интеллекта, значительнее – вербального.
В
последнее время специалистами доказано, что существует возможность
воздействовать на нервно-психические функции больного ребенка, начиная еще с
антенатального этапа. Это свидетельствует о возможности существенного снижения
детской инвалидности за счет повышения оказания медико-психологической помощи
беременным женщинам, а также роженицам и новорожденным детям.
Таким
образом, дети с дефектами физического и умственного развития, нуждающиеся в
специальных условиях воспитания и обучения считаются инвалидами. Основной
причиной детской инвалидности являются психоневрологические заболевания и
заболевания опорно-двигательного аппарата. Причин роста инвалидности много, это
и экологический фон, ухудшение структуры питания, социального самочувствия,
показателей здоровья населения, недостаточный уровень восстановительного
лечения, техники безопасности, отсутствие комплексной системы реабилитации
инвалидов в соответствии с современными требованиями и многое другое.
Принципиально
новым для теории и практики социально-психологической работы является усиление
психолого-педагогического аспекта коррекционного воздействия на основе учета
единства биологических, психологических и социальных свойств личности ребенка.
Перечисленные принципы составляют основу для воспитания, обучения и
коррекционного воздействия на ребенка-инвалида.
1.2.
Физическое воспитание детей-инвалидов
Физическая культура – это особая и самостоятельная
область культуры, которая приобретает ряд специфических черт в приложении к
инвалидам различных групп, занимающихся физическими упражнениями и массовым
спортом.
Обеспечивая развитие двигательного аппарата,
укрепляя здоровье, повышает работоспособность организма, физическое воспитание
способствует выживанию и преодолению множества отклонений.
Поскольку именно движение осуществляет
непосредственно ту связь ребенка с окружающим миром, которая лежит в основе
развития его психических процессов и организма в целом.
Физическая культура имеет большие возможности для
коррекции и совершенствования моторики индивида. Большое число физических
упражнений и вариантивность их выполнения позволяет производить отбор
целесообразных сочетаний для каждого отдельного случая. Это обуславливает
преимущество средств физического воспитания перед восстановительной
трудотерапией.
Инвалидность сопряжена не только с потерей
трудоспособности, но и с ограничением двигательной деятельности. В связи с этим
данная категория людей находится в вынужденных условиях дефицита двигательной
активности.
Основными причинами недостаточного развития
физической культуры и спорта инвалидов являются: незрелость общественного
мнения «равной личности», практическое отсутствие специализированных спортивных
сооружений, оборудования и инвентаря, нерешенность проблем инвалидов в
архитектурно-строительном комплексе, в том числе сложность перемещения по
дорогам и в транспорте; отсутствие профессиональных организаторов и тренеров со
специальной подготовкой; отсутствие целевого финансирования на проведение
физкультурно-оздоровительной работы; низкая мотивация самих инвалидов к
самосовершенствованию, к воспитанию характера и самодисциплины.
Физическая культура и спорт для этой группы
населения могут выступать как эффективное средство реабилитации и социальной
адаптации. Для инвалидов занятие физической культурой и спортом выступают как
фактор улучшения самочувствия, повышения уровня здоровья и уровня физической
подготовленности, удовлетворение потребности в общении, расширении круга
знакомств, самореализации при занятии спортом.
Реализация физкультурно-оздоровительных программ приводит к расширению
возможностей двигательных действий инвалидов, позволяет им повысить свои
физические кондиции, включиться в общеполезный труд. Помимо этого прямого
эффекта занятия физической культурой и спортом имеют большое
социально-психологическое значение. В настоящее время среди инвалидов высок
процент людей, склонных к депрессии и суициду; что вызвано изолированностью этой
группы людей от социальной жизни. Путем привлечения наибольшего количества
инвалидов в физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность возможно
существенно снизить количество суицидов в этой социальной группе. Далее
продолжительность жизни инвалидов в нашей стране значительно ниже
продолжительности жизни инвалидов в других странах мира. Вовлечение инвалидов в
физкультурно-оздоровительные занятия будет способствовать улучшению показателей
по этому признаку[2].
2.1.Особенности воспитания ребенка-инвалида в
семье
Прежде чем понять сущность влияния родительских
отношений на ребенка, рассмотрим ее значение в его жизни.
В психологическом словаре для родителей находим
следующее определение семьи: «Семья – основанная на браке или кровном родстве
малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной
ответственностью и взаимопомощью. В браке и семье отношения обусловлены
различием полов и половой потребностью, проявляются в форме
нравственно-психологических отношений».
По мнению Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгина, «семья – это
социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального
удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и
самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена».
В практике и теории
социально-психологической работы семья рассматривается как:
― первичная социальная группа, в которой начинается и
протекает социальная жизнь человека;
― основной фактор в социализации;
― социальный институт, регулирующий различные стороны жизни на
основе принципов и правил, принятых в обществе;
― социальная система, все члены которой имеют определенные статус и
роли;
― общность, для которой характерна особая система межличностных
отношений.
По мнению исследователей, занимающихся проблемами семьи (И.М. Балинский,
А.И. Захаров, И.А. Сихорский и другие), семья может выступать в качестве
положительного или отрицательного фактора в воспитании ребенка.
Положительное
воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких
для него в семье людей, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не
заботится столько о нем. И вместе с тем, никакой другой социальный институт не
может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может
сделать семья.
По мнению Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгина, семейное воспитание – это
система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи и
силами родителей и родственников.
Семейное воспитание –
сложная система. Оно должно основываться на определенных принципах и иметь
определенное содержание, которое направлено на развитие всех сторон личности
ребенка. Оно должно основываться на определенных принципах:
― гуманность и милосердие к растущему человеку;
― вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных
участников;
― открытость и доверительность отношений с детьми;
― оптимистичность взаимоотношений в семье;
― последовательность в своих требованиях (не требовать
невозможного);
― оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на
вопросы.
Семьи, воспитывающие
детей-инвалидов, переживают воздействие совокупности постоянно травмирующих
факторов, прежде всего это малообеспеченность, ограничение жизнедеятельности
как ребенка-инвалида, так и родителей, низкая возможность самореализации для
всех членов семьи. К этому следует добавить высокую вероятность плохих бытовых
условий, в которых обычно проживают люди, столкнувшиеся с личным горем. Все
негативные социально-экономические влияния такая семья ощущает особенно остро,
ибо все издержки государственной политики и проблемы общества непосредственно
отражаются на ее материальном и психологическом состоянии.
Такая
семья в отличие от других обладает специфическим источником постоянного
напряжения, который аккумулирует в себе идею несправедливости высшего порядка,
- неполноценный ребенок. Многие родители добровольно принимают на себя бремя по
уходу за ребенком с непоправимой патологией. Это серьезный нравственный
поступок родителей. Тем не менее осознание своего духовного величия не может
устранить их страдания, ответственность и тяготы бытия.
Говоря о
роли родителей в формировании «защитных способов реагирования» ребенка, выделяют
обычно два модуса отношений. Одни даже в условиях очень тяжелого состояния
ребенка находят в себе силы оптимистического настроя себя и больного, что
способствует снятию некоторых травмирующих воздействий болезни. Другие родители
не в силах сдерживать себя, и их поведение провоцирует появление
патохарактерологических реакций у больного.
Данные
медицинских наблюдений за больными с онкологической патологией подтверждают,
что принципиальным фактором в приспособлении к ситуации является семейная
поддержка.
Американская
исследовательница Кеннет Теркельсен в своей концепции «трех уровней вовлечения»
описывает типичные ситуации в семье больного.
Первый
уровень обычно представляет один человек, и это, как правило, бывает мать. С
ней чаще ребенок общается, делится впечатлениями. Жизнь матери полностью
сосредотачивается на больном. Если больной в той или иной мере обрывает связь с
внешним миром (в виде аутичной или агрессивной реакции), именно она становится
связующим звеном между ним и миром. Она чаще других задает вопрос, что именно
могло вызвать болезнь, читает медицинские статьи, посещает врача и общается с
семьями других больных. На нее же обрушиваются обвинения окружающих,
недовольных нарушениями в поведении больного. Больше других членов семьи она
страдает от всех колебаний и перепадов болезни, от любого ослабления и усиления
симптомов. Ее жизнь-это непрерывный поток дел, связанных с больным, все ее
мысли - о том, что было сделано и что еще должно быть сделано.
Второй
уровень ― это члены семьи, которые менее участвуют в повседневной опеке.
Они не оставляют своих дел, они продолжают работать или учиться, у них свои
проблемы. С одной стороны, события в семье, связанные с больным, не так резко
вторгаются в их жизнь. С другой стороны, они очень боятся момента, когда
степень неблагополучия больного заставит их прервать свои обычные дела и
помогать главному опекуну. Они начинают бояться больного и всего того, что с
ним связано, они начинают нуждаться в месте, где они могут отдохнуть от
тягостной атмосферы и от чувства вины перед главным опекуном.
Сплоченность
семьи оказывается под угрозой, отражаясь, прежде всего, на супружеских
отношениях. Пониженный фон настроения, постоянное беспокойство,
раздражительность, полное самоотречение и переключение внимания на больного
ребенка формируют у отца не проходящее чувство дискомфорта. Если
взаимоотношения супругов оставляли желать лучшего, то появление больного
ребенка усиливает внутренний конфликт: неизбежны взаимные обвинения в рождении
больного ребенка, отношения становятся напряженными, и часто достаточно одного
неосторожного слова врача или родственника, чтобы семья распалась.
Третий
уровень – наружный. Его составляют близкие и дальние родственники, которые
знают о проблемах, связанных с больным, интересуются ими, однако практически не
имеют с ним повседневного контакта. У них своя концепция заболевания, своя
наивная система объяснения причин происходящего. Они пытаются вносить свои
предложения, испытывают чувство беспомощности, когда члены семьи пробуют
следовать их советам и из этого ничего не получается. Их представления очень
часто сводятся к тому, что причиной болезни были неправильные поступки главного
опекуна и членов семьи. В результате и без того сложное положение главного
опекуна и членов семьи еще более осложняется, усиливает их чувство вины и
беспомощности.
Рождение
или появление в семье ребенка-инвалида – то всегда шок и чувство вины, особенно
у женщин. Реакция мужчин обратная – отстранение. Уровень разводов в таких
семьях выше, чем в иных семьях, ибо отцы не выдерживают непрекращающихся
трудностей и уходят из семьи. Женщина зацикливается на болезни ребенка −
нет личного счастья. У нее появляется чувство безвыходной ситуации. Развиваются
неврозы по истерическому типу, по навязчивому типу.
Уход за
больным ребенком-инвалидом обычно не совместим с производственной занятостью
матери, поэтому она, как правило, вынуждена оставить работу либо ограничиться
нелюбимой или низкооплачиваемой работой, которая чем-то удобна – свободна по
графику, близко расположена и т.п. Родительское поведение по отношению к
больному ребенку также чаще всего приобретает неадекватную форму. Одни из них
придерживаются аскетического воспитания, в результате ребенку уделяют
недостаточно времени и внимания. Другие занимают противоположную позицию. Из
чувства жалости стараются выполнить все возможные и не возможные требования
ребенка, варианта родительского поведения не являются целесообразными. Ребенок
научается действовать успешно только при условии, если его принимают, любят,
уважают.
Характер
социальных связей обеспечивается, в основном, контактом с медицинским
персоналом. Самым страшным для семьи в такой ситуации становится врач,
занимающий позицию судьи. Для них важна ситуация здесь и теперь, а не то, что
будет потом. Задача специалистов, в частности врача, -установить этапы,
разработать индивидуальный маршрут, и тогда родители получают в руки
действительно необходимое средство, которое им помогает справиться с
аффективными переживаниями.
Практика
показывает, что с рождением ребенка-инвалида в семье возникает целый ряд
сложных психологических проблем, которые приводят к психологической
дезадаптации родителей. Спиваковская А.С. выделяет четыре фазы психологического
осознания факта рождения ребенка с физическими, сенсорными или психическими
нарушениями:
1)
характеризуется состоянием растерянности, порой страха. Родители испытывают
чувство неполноценности, беспомощности, тревоги за судьбу ребенка;
2)
состояние шока, которое трансформируется в отрицание диагноза. Отрицание
направлено на то, чтобы сохранить надежду. Крайней формой отрицания является
отказ от обследований и коррекционных мероприятий;
3)
осознание и постепенное принятие диагноза вызывают депрессию;
4) полное
принятие диагноза, психическая адаптация в случае, когда родители правильно
оценивают ситуацию. Но, к сожалению, этой стадии достигают не все. Даже самые
заботливые и оптимистически настроенные родители чаще всего находятся в жестких
тисках эмоциональной и психической нагрузки, что, в конце концов, приводит к
психологическому срыву.
Болезнь
ребенка влияет на социальные связи семьи. Семья становится закрытой, тем самым
менее устойчивой к внутри и внесемейным стрессорным факторам. Конечно, во
многом социальные последствия определяются индивидуально-личностным
реагированием на стресс и внутрисемейными отношениями. Но, как показывают
исследования, большинство из них приспосабливаются к стрессу неуклюже и
нерационально.
По данным
Мамайчук И.И., особенно это проявляется в семьях с гиперпротективной реакцией
на болезнь. Родители мобилизуют всю свою энергию на поиск лекарств, бесконечное
хождение по больницам и т.д. При этом часто в жертву приносят профессиональные
интересы. Круг социально-психологической активности с появлением в семье
ребенка-инвалида резко ссужается. В результате ситуации социального
ограничения, происходит «насыщение друг другом», что приводит к взаимной
раздражительности и нетерпимости, тягостному чувству «познанности до конца».
Нерастраченный «агрессивный потенциал» не сублимируется во внесемейную
деятельность, замыкается в семье, создает наэлектризованную атмосферу злобного
напряжения или уходит внутрь, приводя к чувству истощения, усталости,
психосоматическим расстройствам и ипохондрическим реакциям.
Некоторые
дети-инвалиды медленно достигают определенных возрастных этапов, а иногда и не
«проходят» их. В критические периоды родители вновь переживают чувство
беспомощности, разочарования и неуверенности.
Таким
образом, ограничение социальных связей ведет к различным дефектам общения,
способствует установлению низкой культуре взаимодействия в супружеском общении
и как отражение этого сказывается на отношениях к ребенку. В конечном итоге это
приводит к утрате так необходимой в таких семьях психотерапевтической функции,
усугубляя еще более травмы, связанные с инвалидизацией ребенка.
Семья
должна быть готова к переживаниям таких событий. В большинстве случаев эта
ситуация вызывает кризис в семье, что требует активизации имеющихся ресурсов.
Таким образом, изучение
семей выявляет их экономический, социокультурный уровень, особенности семейного
микроклимата, условия воспитания ребенка-инвалида и ряд других важных для
выбора стратегии и тактики работы с семьей и с ребенком вопросов. Микросреда
семьи и семейное воспитание влияют на ребенка, на формирование его личности. От
уровня общей и психолого-педагогической культуры родителей, их жизненной
позиции, их отношения к ребенку и имеющимся у него проблемам, от степени
участия родителей в коррекционном процессе во многом зависят успехи
диагностической, учебно-воспитательной, коррекционно-развивающей и
лечебно-оздоровительной работы.
2.2. Педагогическая
помощь в организации физического воспитании ребенка-инвалида
Организация педагогической помощи родителя ребенка-инвалида достигается в
следующих формах работы с родителями: телефон доверия;
психологические тренинги; индивидуальные и семейные консультации;
семейная психотерапия; семейные встречи; практикумы; лекционная работа.
Психолого-педагогическая помощь родителям включает в себя: диагностику
семьи и семейного воспитания; показ условий оптимального развития ребенка с
помощью системы наблюдения; повышение педагогической культуры и воспитательной
активности родителей.
Целью педагогической помощи родителям является
эмоционально-психологический настрой детей и родителей; удовлетворенность детей
и родителей конкретными мероприятиями; массовость участия и качество подготовки
конкретных мероприятий; качество диагностики (педагогический мониторинг с
детьми и родителями); готовность к сотрудничеству и поддержке, стремление внести
личный вклад в общее дело.
Одной из основных задач педагогической помощи
родителям ребенка-инвалида является активизация участия семьи и самого ребенка
в реабилитационном процессе и обеспечения для этого необходимых условий.
Активизация заключается в формировании заинтересованности и активности в
направленном самопроявлении ребенка в семье.
Большая роль в активизации ребенка в
реабилитационной работе принадлежит организации физического воспитания ребенка
в семье посредством индивидуальных и групповых игр.
В воспитании ребенка с ограниченными возможностями
игра выполняется средствами активизации, так как играя ребенок развивается в
физическом, психическом и социальном направлениях.
Игры, как средство реабилитации подразделяются на:
1.
Игры, развивающие двигательные
навыки:
-
мелкую моторику (лепка,
конструкторы, рисование и др.);
-
крупную моторику (игры с мячом,
спортивные игры).
2.
Игры, развивающие умственные
способности ребенка:
–
логические (головоломки,
логические игры, шарады и пр.);
–
речевые (подражание звукам
животных, предметов);
–
стимулирующие развитие слуха
(занятие ритмикой, музыкальными игрушками, прослушивание музыки);
–
стимулирующие развитие зрения
(рисование, аппликация и т.д.);
–
развивающие конструктивные
навыки (занятия с конструктором, мозаикой и пр.).
Учитывая психологию ребенка, педагогу и родителям в
интересах мотивации его деятельности необходимо организовать игру с яркими,
привлекательными игрушками. В игровой деятельности следует постепенно усложнять
сюжет и правила игры. Важно развить и закрепить каждый элемент совместных
действий, удачного проявления подражания, любую попытку коммуникации со стороны
ребенка. Сами по себе игровые приемы, навыки и качества у ребенка не возникают,
их надо целенаправленно формировать. И это смогут сделать только мудрые,
веселые остроумные взрослые (воспитатели, родители), которые становятся первыми
и самыми лучшими партнерами по играм и максимально подготавливают ребенка к
совместной игре с другими детьми. Существуют различные подходы и классификации
игр, в зависимости от основания. В частности, выделяют:
-
функциональные игры, выполняющие
определенные функции: развивающие, обучающие, коррекционные и пр.;
-
дидактические игры, направленные
на решение обучающих задач, стимулирующих познавательную деятельность;
закрепляющие определенные умения и пр.;
-
специальные игры, имеющие
определенное назначение: спортивные, познавательные, конструирование,
досуговые.
Для включения детей в игровую деятельность
необходимо учитывать психологические особенности их возраста. Они диктуют
важность учета, какие использовать игры и игрушки в реабилитационной работе.
Если исходить из того, что реабилитация – это прежде
всего воспитание, в процессе которого ребенок или подросток получает то, чего
он был лишен в семье, то само воспитание, в его глубинной сути, представляется
ничем иным, а в конечном счете – самоидентификация личности в культурном
пространстве.
Арттерапия – методы реабилитации, в которых широко
используются приемы художественной самодеятельности – рисунок, танец, музыка,
поэзия, театральная игра, пение, риторика, направленные на преодоление или
компенсацию дефекта.
Арттерапия – способ
социальной адаптации. Арттерапия особенно важна для людей-инвалидов, которые в
силу физических или психических особенностей своего состояния зачастую
социально дезадаптированы, ограничены в социальных контактах. Творческий опыт
осознания себя, развитие новых навыков и умений позволяют этим людям более
активно и самостоятельно участвовать в жизни общества, расширяют диапазон их
социального и профессионального выбора. Развитие творческого потенциала
человека способствует его возможностям принимать решение, более успешно
отстроить свою жизнь.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обеспечивая развитие двигательного аппарата,
укрепляя здоровье, повышает работоспособность организма, физическое воспитание
способствует выживанию и преодолению множества отклонений.
Поскольку именно движение осуществляет
непосредственно ту связь ребенка с окружающим миром, которая лежит в основе
развития его психических процессов и организма в целом.
Физическая культура имеет большие возможности для
коррекции и совершенствования моторики индивида. Большое число физических
упражнений и вариантивность их выполнения позволяет производить отбор
целесообразных сочетаний для каждого отдельного случая. Это обуславливает
преимущество средств физического воспитания перед восстановительной
трудотерапией.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1.
Беркутова Н.Г. Физическое
воспитание аутичных детей. // Роль адаптивной физической культуры в создании
безбарьерной среды жизнедеятельности. - М. 2007- С 18-21
2.
Ваньшин С. Кому нужна
реабилитация инвалидов // Вопросы социального обеспечения. – 2007. – январь №1.
– С. 4-5
3. Гросс
Н.А. Развитие двигательных навыков у детей с ДЦП.//Журнал «Курортное дело» №3 –
М.2007 –С 13-15.
4.
Дымпилова Л. Психологическая
реабилитация детей, страдающих ДЦП // Социальное обеспечение. – 2004. – янв.
№1. – С. 39 – 41
5.
Латчук В.Н., Бурлакина О.В. О
педагогических кадрах и организации рекреационной деятельности с детьми с
отклонениями в развитии средствами туризма // Коррекционная педагогика. – 2006.
- №2 (14). – С.12-17
6.
Латчук В.Н., Бурлакина О.В.,
Бурлакин М.Ю. Роль туризма в реабилитации детей-инвалидов и детей с
ограниченными возможностями // Коррекционная педагогика. – 2006. - №3 (15). –
С.22-26
7.
Любушкина Т. Опыт социальной
поддержки и реабилитации детей с ограниченными возможностями // Вопросы
социального обеспечения. – 2006. – окт. - №19. – С.13-14
8.
Максимова И. Центр реабилитации
детей-инвалидов // Воспитание школьников. – 2006. - №1. – С.26 – 30
9.
Республика
Татарстан в цифрах: Статистический сборник. - Казань, 2007. -80с.
10.
Социально-трудовая реабилитация
детей // Социальная педагогика. – 2006. - №3. – С.63-67
11.
Чеснокова Л.С. Иппотерапия в
процессе психолого-педагогической реабилитации детей с церебральным параличом
// Коррекционная педагогика. – 2007. - №1 (19). – С.16-24
[1] Республика Татарстан в цифрах: Статистический
сборник. - Казань, 2007. -80с.
[2] Любушкина Т. Опыт социальной
поддержки и реабилитации детей с ограниченными возможностями // Вопросы
социального обеспечения. – 2006. – окт. - №19. – С.13-14