Физическое воспитание ребенка-инвалида

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    62,51 kb
  • Опубликовано:
    2010-11-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Физическое воспитание ребенка-инвалида

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения особенностей физического воспитания ребенка - инвалида в семье

1.1.    Понятие и структура детской инвалидности

1.2.    Физическое воспитание детей-инвалидов

Глава 2. Специфика организации физического воспитания ребенка-инвалида в семье

2.1.Особенности воспитания ребенка-инвалида в семье

2.2. Педагогическая помощь в организации физического воспитании ребенка-инвалида

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования обусловлена особым  вниманием общества к детям с ограниченными возможностями, их воспитанию и развитию. Эта категория детей нуждается в опеке государства. Однако человек с ограниченными возможностями должен рассматриваться не только как объект социально-психологической помощи и заботы, но и как активный субъект окружающего социума, создающего условия для максимально возможной его самореализации и интеграции в общество. Вот почему поиск оптимальных путей для воспитания толерантного отношения общества к детям с ограниченными возможностями является одной из первостепенных задач психологической науки и выступает объектом междисциплинарного исследования.

Вместе с тем, анализ массовой практики показывает, что в настоящее время ко многим категориям лиц с отклонениями в развитии сложилось отношение, далекое от толерантности. Негативный стереотип восприятия лиц с отклонениями в развитии проявляется, прежде всего, в представлениях о данной категории лиц как убогих, несчастных, с максимально ограниченными возможностями людях, которых нужно жалеть, помогать им, но которые не представляют для общества социально-психологической и личностной значимости.

Однако для оптимального развития и адекватной самореализации человеку с ограниченными возможностями нужна многоаспектная взаимосвязь с обществом, которая устанавливается в процессе социально-психологической адаптации, общения, коллективной деятельности. В этих условиях неизмеримо возрастает роль семьи ребенка-инвалида, которая может и должна стать значимым фактором воспитания толерантного отношения общества к детям с отклонениями в развитии.

Степень разработанности. Нормативно-правовые основы социально-психологической работы с детьми-инвалидами рассматриваются и решаются на федеральном и региональном уровнях.

Проблемы семьи ребенка с особенностями развития затрагиваются в работах многих авторов (Т.Г. Богдановой, Н.В. Мазуровой, В.А. Вишневского, Т.А. Добровольской, А.И. Захарова, И.Ю. Левченко, Р.Ф. Майрамяна, И.И. Мамайчук, А.И. Раку, М.М. Семаго, А.Р. Шарипова, В.В. Юртайкина, В.А. Доскина, Г.Г.Опарова и др.). Данные исследования рассматривают решение проблемы в рамках социально-психологического подхода, в центре которого находится ребенок с ограниченными возможностями. С позиций данного подхода работа с семьей ребенка-инвалида сводится к тому, чтобы дать родителям квалифицированную помощь специалистов, направленную на усвоение необходимого минимума знаний и навыков в работе по преодолению имеющихся у ребенка проблем.

Прежде всего, круг получаемых родителями знаний касается характера внутрисемейных отношений, поскольку основной проблемой, имеющей важнейшее значение для воспитания ребенка-инвалида, является отношение родителей к его дефекту. В соответствии с уровнем знаний, культуры, личностных особенностей родителей и ряда других факторов возникают различные типы реагирования, а соответственно и поведения в связи с появлением в семье ребенка-инвалида. Этот момент, как правило, сопровождается потрясением, приводит родителей в стрессовое состояние, вызывает глубокие переживания, чувство растерянности и беспомощности, нередко служит причиной распада семьи. Многие родители в сложившейся ситуации оказываются беспомощными. Их положение можно охарактеризовать как внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупик. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема педагогической помощи не только ребенку, страдающему той или иной патологией, но и семье, в которой он воспитывается, и которая создает условия для физического воспитания ребенка.

Объект исследования: организация физического воспитания ребенка-инвалида.

Предмет исследования: педагогическая помощь родителям в организации физического воспитания ребенка-инвалида.

Целью исследования является  выявление педагогических условий  организации физического воспитания ребенка-инвалида в семье

Задачи исследования:

1.  рассмотреть основные понятия по теме работы: «ребенок-инвалид», «физическое воспитание», «педагогическая помощь»

2. изучить структуру детской инвалидности;

3. выявить педагогические условия организации физического воспитания в семье.

Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения особенностей физического воспитания ребенка - инвалида в семье.

1.1.   Понятие и структура детской инвалидности

Число детей с отклонениями в развитии, поведении, с трудностями в обучении, общении, детей с различными патологическими состояниями (неврозы, психопатии, органические поражения центральной нервной системы и т. д.) неуклонно возрастает, и к этому есть ряд причин. Нарушения различны по этиологии, патогенезу, клиническим проявлениям, динамике. Дети с отклонениями нуждаются в своевременной диагностике и в коррекционном воспитании. К тому же такие дети часто воспитываются в проблемных семьях, а роль микросреды, семьи и семейного воспитания в формировании личности ребенка велика. В комплексной диагностике и коррекции отклонений в развитии ребенка семья занимает важное место.

Под «инвалидностью» понимается потеря или ограничение возможностей человека с детства получать образование и принимать участие в жизни общества, как все другие. Специфические условия общественного отношения к данной категории людей имеют характер столкновения между людьми с ограниченными возможностями и их окружением. Поэтому основным принципом был провозглашен принцип нормализации условий их жизнедеятельности.

Ребенок-инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, возникающие вследствие нарушения развития и роста ребенка, потери контроля за своим поведением, а также способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем.

На январь 2007 г. в Республике Татарстан (РТ) отмечается рост числа зарегистрированных детей-инвалидов (на 30%), которое составило 17.573 человек, показатель 19,2 на 1000 против 18,7 в 2005 г. Среди детей-инвалидов почти половина приходится на возрастную группу 10-14 лет (46%), 5-9 лет – 27% в отличии от прошлого года данная возрастная группа перешла в ранг лидирующих и 0-4 лет – 13 %.

Несколько иная ситуация по первичной инвалидности детей, где соотношение детей в возрасте 10-14 лет и 0-4 лет почти одинаково и составляет 1/3. В структуре инвалидности детей преобладают висцеральные, метаболические нарушения (25%), удельный вес которых неуклонно растет, двигательные патологии (22%), умственные нарушения (18%), психические нарушения (10%), патологии органов зрения (8%), слуха (5%), уродующие нарушения (6%) и прочие (6%).

Ввиду того, что до сих пор не существует четких критериев инвалидности, много неучтенных детей с дефектами умственного и физического развития, которые не признаются инвалидами, но нуждаются в специальных условиях воспитания и обучения.

Распределение детей инвалидов по главному нарушению состояния здоровья представлено ниже в виде диаграммы:


Умственные нарушения


Психические нарушения


Слуховые и вестибулярные нарушения


Зрительные нарушения


Висцеральные и метаболические нарушения


Двигательные нарушения


Уродующие нарушения


Прочие


Рис. 1.1.1. Структура детской инвалидности в РТ в 2007 г. (в%)

Умственные и психические нарушения относятся к психическим недостаткам.

Умственные нарушения — состояния, обусловленные врожденным или раноприобретенным недоразвитием психики с выраженной недостаточностью интеллекта, затрудняющее или делающее полностью невозможным адекватное социальное функционирование индивидуума.

Психические нарушения – утвержденные в установленном порядке временные или постоянные недостатки в психическом развитии человека, включая нарушения речи, эмоционально-волевой сферы, в том числе повреждения мозга, а также нарушения умственного развития, создающие трудности в социально-психологической адаптации.

К физическим недостаткам относятся слуховые и вестибулярные нарушения, зрительные нарушения, висцеральные и метаболические нарушения, уродующие нарушения, двигательные нарушения – то есть временные или постоянные недостатки в развитии и функционировании органов человека, либо хроническое соматическое или инфекционное заболевание

Инвалиды – это группа особого риска. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), доля тяжелых инвалидов составляет обычно 2-3% от детской популяции[1].

В последние годы во всех странах, включая Россию, при определении инвалидности особое внимание уделяется понятию социально-психологической недостаточности. Согласно Международной номенклатуре показателей инвалидности, социально-психологическая недостаточность имеет место в случаях:

― ограничения физической независимости;

― ограничения способности заниматься обычной деятельностью;

― ограничения способности к получению образования;

― ограничения способности к профессиональной деятельности;

― ограничения экономической самостоятельности;

― ограничения способности к интеграции в общество.

Результаты исследования детей с задержкой внутриутробного развития показывают вариант динамики их развития. При рождении у детей наблюдается повышенная нервно-рефлекторная возбудимость, синдром угнетения, быстрая истощаемость, низкие реакции на слух и зрительные стимулы; на первой неделе – нарушение соотношения сна и бодрствования как следствие снижения порога раздражимости и недостаточной тормозимости влияний со стороны ретикулярной формации; к концу первого месяца – синдром двигательных нарушений, гиперкинезы; к 3-му – тремор исчезает, но к 4-му месяцу наблюдается отставание локомоторных функций, а это чревато последствиями для речевого развития. Во втором полугодии: к 9 месяцам эти дети догоняют по моторному развитию, но отстают по сенсорному восприятию.

В 1 год – отставание по сенсорному, моторному и речевому развитию, способности к обучению и пониманию. На 2-м году – задержка психомоторного развития в виде отставания речи и моторных функций. В 3 года – у 60% отставание в развитии речи, кроме того, отставание способности к овладению новыми навыками (не могут самостоятельно принимать пищу, пользоваться формами приветствия и т.п.).

К 5-ти годам – обнаруживают минимальные мозговые дисфункции. У 1/3 − детские фобии и астенический синдром, регистрируется отставание на шесть месяцев по моторному развитию, по синхронизации, скорости выполнения движений, динамической координации рук, имеет место снижение интеллекта, значительнее – вербального.

В последнее время специалистами доказано, что существует возможность воздействовать на нервно-психические функции больного ребенка, начиная еще с антенатального этапа. Это свидетельствует о возможности существенного снижения детской инвалидности за счет повышения оказания медико-психологической помощи беременным женщинам, а также роженицам и новорожденным детям.

Таким образом, дети с дефектами физического и умственного развития, нуждающиеся в специальных условиях воспитания и обучения считаются инвалидами. Основной причиной детской инвалидности являются психоневрологические заболевания и заболевания опорно-двигательного аппарата. Причин роста инвалидности много, это и экологический фон, ухудшение структуры питания, социального самочувствия, показателей здоровья населения, недостаточный уровень восстановительного лечения, техники безопасности, отсутствие комплексной системы реабилитации инвалидов в соответствии с современными требованиями и многое другое.

Принципиально новым для теории и практики социально-психологической работы является усиление психолого-педагогического аспекта коррекционного воздействия на основе учета единства биологических, психологических и социальных свойств личности ребенка. Перечисленные принципы составляют основу для воспитания, обучения и коррекционного воздействия на ребенка-инвалида.

 

1.2.   Физическое воспитание детей-инвалидов


Физическая культура – это особая и самостоятельная область культуры, которая приобретает ряд специфических черт в приложении к инвалидам различных групп, занимающихся физическими упражнениями и массовым спортом.

Обеспечивая развитие двигательного аппарата, укрепляя здоровье, повышает работоспособность организма, физическое воспитание способствует выживанию и преодолению множества отклонений.

Поскольку именно движение осуществляет непосредственно ту связь ребенка с окружающим миром, которая лежит в основе развития его психических процессов и организма в целом.

Физическая культура имеет большие возможности для коррекции и совершенствования моторики индивида. Большое число физических упражнений и вариантивность их выполнения позволяет производить отбор целесообразных сочетаний для каждого отдельного случая. Это обуславливает преимущество средств физического воспитания перед восстановительной трудотерапией.

Инвалидность сопряжена не только с потерей трудоспособности, но и с ограничением двигательной деятельности. В связи с этим данная категория людей находится в вынужденных условиях дефицита двигательной активности.

Основными причинами недостаточного развития физической культуры и спорта инвалидов являются: незрелость общественного мнения «равной личности», практическое отсутствие специализированных спортивных сооружений, оборудования и инвентаря, нерешенность проблем инвалидов в архитектурно-строительном комплексе, в том числе сложность перемещения по дорогам и в транспорте; отсутствие профессиональных организаторов и тренеров со специальной подготовкой; отсутствие целевого финансирования на проведение физкультурно-оздоровительной работы; низкая мотивация самих инвалидов к самосовершенствованию, к воспитанию характера и самодисциплины.

Физическая культура и спорт для этой группы населения могут выступать как эффективное средство реабилитации и социальной адаптации. Для инвалидов занятие физической культурой и спортом выступают как фактор улучшения самочувствия, повышения уровня здоровья и уровня физической подготовленности, удовлетворение потребности в общении, расширении круга знакомств, самореализации при занятии спортом.

Реализация физкультурно-оздоровительных программ приводит к расширению возможностей двигательных действий инвалидов, позволяет им повысить свои физические кондиции, включиться в общеполезный труд. Помимо этого прямого эффекта занятия физической культурой и спортом имеют большое социально-психологическое значение. В настоящее время среди инвалидов высок процент людей, склонных к депрессии и суициду; что вызвано изолированностью этой группы людей от социальной жизни. Путем привлечения наибольшего количества инвалидов в физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность возможно существенно снизить количество суицидов в этой социальной группе. Далее продолжительность жизни инвалидов в нашей стране значительно ниже продолжительности жизни инвалидов в других странах мира. Вовлечение инвалидов в физкультурно-оздоровительные занятия будет способствовать улучшению показателей по этому признаку[2].

Глава 2. Специфика организации физического воспитания ребенка-инвалида в семье


2.1.Особенности воспитания ребенка-инвалида в семье

Прежде чем понять сущность влияния родительских отношений на ребенка, рассмотрим ее значение в его жизни.

В психологическом словаре для родителей находим следующее определение семьи: «Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В браке и семье отношения обусловлены различием полов и половой потребностью, проявляются в форме нравственно-психологических отношений».

По мнению Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгина, «семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена».

В практике и теории социально-психологической работы семья рассматривается как:

― первичная социальная группа, в которой начинается и протекает социальная жизнь человека;

― основной фактор в социализации;

― социальный институт, регулирующий различные стороны жизни на основе принципов и правил, принятых в обществе;

― социальная система, все члены которой имеют определенные статус и роли;

― общность, для которой характерна особая система межличностных отношений.

По мнению исследователей, занимающихся проблемами семьи (И.М. Балинский, А.И. Захаров, И.А. Сихорский и другие), семья может выступать в качестве положительного или отрицательного фактора в воспитании ребенка.

Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

По мнению Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгина, семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи и силами родителей и родственников.

Семейное воспитание – сложная система. Оно должно основываться на определенных принципах и иметь определенное содержание, которое направлено на развитие всех сторон личности ребенка. Оно должно основываться на определенных принципах:

― гуманность и милосердие к растущему человеку;

― вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;

― открытость и доверительность отношений с детьми;

― оптимистичность взаимоотношений в семье;

― последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);

― оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на вопросы.

Семьи, воспитывающие детей-инвалидов, переживают воздействие совокупности постоянно травмирующих факторов, прежде всего это малообеспеченность, ограничение жизнедеятельности как ребенка-инвалида, так и родителей, низкая возможность самореализации для всех членов семьи. К этому следует добавить высокую вероятность плохих бытовых условий, в которых обычно проживают люди, столкнувшиеся с личным горем. Все негативные социально-экономические влияния такая семья ощущает особенно остро, ибо все издержки государственной политики и проблемы общества непосредственно отражаются на ее материальном и психологическом состоянии.

Такая семья в отличие от других обладает специфическим источником постоянного напряжения, который аккумулирует в себе идею несправедливости высшего порядка, - неполноценный ребенок. Многие родители добровольно принимают на себя бремя по уходу за ребенком с непоправимой патологией. Это серьезный нравственный поступок родителей. Тем не менее осознание своего духовного величия не может устранить их страдания, ответственность и тяготы бытия.

Говоря о роли родителей в формировании «защитных способов реагирования» ребенка, выделяют обычно два модуса отношений. Одни даже в условиях очень тяжелого состояния ребенка находят в себе силы оптимистического настроя себя и больного, что способствует снятию некоторых травмирующих воздействий болезни. Другие родители не в силах сдерживать себя, и их поведение провоцирует появление патохарактерологических реакций у больного.

Данные медицинских наблюдений за больными с онкологической патологией подтверждают, что принципиальным фактором в приспособлении к ситуации является семейная поддержка.

Американская исследовательница Кеннет Теркельсен в своей концепции «трех уровней вовлечения» описывает типичные ситуации в семье больного.

Первый уровень обычно представляет один человек, и это, как правило, бывает мать. С ней чаще ребенок общается, делится впечатлениями. Жизнь матери полностью сосредотачивается на больном. Если больной в той или иной мере обрывает связь с внешним миром (в виде аутичной или агрессивной реакции), именно она становится связующим звеном между ним и миром. Она чаще других задает вопрос, что именно могло вызвать болезнь, читает медицинские статьи, посещает врача и общается с семьями других больных. На нее же обрушиваются обвинения окружающих, недовольных нарушениями в поведении больного. Больше других членов семьи она страдает от всех колебаний и перепадов болезни, от любого ослабления и усиления симптомов. Ее жизнь-это непрерывный поток дел, связанных с больным, все ее мысли - о том, что было сделано и что еще должно быть сделано.

Второй уровень ― это члены семьи, которые менее участвуют в повседневной опеке. Они не оставляют своих дел, они продолжают работать или учиться, у них свои проблемы. С одной стороны, события в семье, связанные с больным, не так резко вторгаются в их жизнь. С другой стороны, они очень боятся момента, когда степень неблагополучия больного заставит их прервать свои обычные дела и помогать главному опекуну. Они начинают бояться больного и всего того, что с ним связано, они начинают нуждаться в месте, где они могут отдохнуть от тягостной атмосферы и от чувства вины перед главным опекуном.

Сплоченность семьи оказывается под угрозой, отражаясь, прежде всего, на супружеских отношениях. Пониженный фон настроения, постоянное беспокойство, раздражительность, полное самоотречение и переключение внимания на больного ребенка формируют у отца не проходящее чувство дискомфорта. Если взаимоотношения супругов оставляли желать лучшего, то появление больного ребенка усиливает внутренний конфликт: неизбежны взаимные обвинения в рождении больного ребенка, отношения становятся напряженными, и часто достаточно одного неосторожного слова врача или родственника, чтобы семья распалась.

Третий уровень – наружный. Его составляют близкие и дальние родственники, которые знают о проблемах, связанных с больным, интересуются ими, однако практически не имеют с ним повседневного контакта. У них своя концепция заболевания, своя наивная система объяснения причин происходящего. Они пытаются вносить свои предложения, испытывают чувство беспомощности, когда члены семьи пробуют следовать их советам и из этого ничего не получается. Их представления очень часто сводятся к тому, что причиной болезни были неправильные поступки главного опекуна и членов семьи. В результате и без того сложное положение главного опекуна и членов семьи еще более осложняется, усиливает их чувство вины и беспомощности.

Рождение или появление в семье ребенка-инвалида – то всегда шок и чувство вины, особенно у женщин. Реакция мужчин обратная – отстранение. Уровень разводов в таких семьях выше, чем в иных семьях, ибо отцы не выдерживают непрекращающихся трудностей и уходят из семьи. Женщина зацикливается на болезни ребенка − нет личного счастья. У нее появляется чувство безвыходной ситуации. Развиваются неврозы по истерическому типу, по навязчивому типу.

Уход за больным ребенком-инвалидом обычно не совместим с производственной занятостью матери, поэтому она, как правило, вынуждена оставить работу либо ограничиться нелюбимой или низкооплачиваемой работой, которая чем-то удобна – свободна по графику, близко расположена и т.п. Родительское поведение по отношению к больному ребенку также чаще всего приобретает неадекватную форму. Одни из них придерживаются аскетического воспитания, в результате ребенку уделяют недостаточно времени и внимания. Другие занимают противоположную позицию. Из чувства жалости стараются выполнить все возможные и не возможные требования ребенка, варианта родительского поведения не являются целесообразными. Ребенок научается действовать успешно только при условии, если его принимают, любят, уважают.

Характер социальных связей обеспечивается, в основном, контактом с медицинским персоналом. Самым страшным для семьи в такой ситуации становится врач, занимающий позицию судьи. Для них важна ситуация здесь и теперь, а не то, что будет потом. Задача специалистов, в частности врача, -установить этапы, разработать индивидуальный маршрут, и тогда родители получают в руки действительно необходимое средство, которое им помогает справиться с аффективными переживаниями.

Практика показывает, что с рождением ребенка-инвалида в семье возникает целый ряд сложных психологических проблем, которые приводят к психологической дезадаптации родителей. Спиваковская А.С. выделяет четыре фазы психологического осознания факта рождения ребенка с физическими, сенсорными или психическими нарушениями:

1) характеризуется состоянием растерянности, порой страха. Родители испытывают чувство неполноценности, беспомощности, тревоги за судьбу ребенка;

2) состояние шока, которое трансформируется в отрицание диагноза. Отрицание направлено на то, чтобы сохранить надежду. Крайней формой отрицания является отказ от обследований и коррекционных мероприятий;

3) осознание и постепенное принятие диагноза вызывают депрессию;

4) полное принятие диагноза, психическая адаптация в случае, когда родители правильно оценивают ситуацию. Но, к сожалению, этой стадии достигают не все. Даже самые заботливые и оптимистически настроенные родители чаще всего находятся в жестких тисках эмоциональной и психической нагрузки, что, в конце концов, приводит к  психологическому срыву.

Болезнь ребенка влияет на социальные связи семьи. Семья становится закрытой, тем самым менее устойчивой к внутри и внесемейным стрессорным факторам. Конечно, во многом социальные последствия определяются индивидуально-личностным реагированием на стресс и внутрисемейными отношениями. Но, как показывают исследования, большинство из них приспосабливаются к стрессу неуклюже и нерационально.

По данным Мамайчук И.И., особенно это проявляется в семьях с гиперпротективной реакцией на болезнь. Родители мобилизуют всю свою энергию на поиск лекарств, бесконечное хождение по больницам и т.д. При этом часто в жертву приносят профессиональные интересы. Круг социально-психологической активности с появлением в семье ребенка-инвалида резко ссужается. В результате ситуации социального ограничения, происходит «насыщение друг другом», что приводит к взаимной раздражительности и нетерпимости, тягостному чувству «познанности до конца». Нерастраченный «агрессивный потенциал» не сублимируется во внесемейную деятельность, замыкается в семье, создает наэлектризованную атмосферу злобного напряжения или уходит внутрь, приводя к чувству истощения, усталости, психосоматическим расстройствам и ипохондрическим реакциям.

Некоторые дети-инвалиды медленно достигают определенных возрастных этапов, а иногда и не «проходят» их. В критические периоды родители вновь переживают чувство беспомощности, разочарования и неуверенности.

Таким образом, ограничение социальных связей ведет к различным дефектам общения, способствует установлению низкой культуре взаимодействия в супружеском общении и как отражение этого сказывается на отношениях к ребенку. В конечном итоге это приводит к утрате так необходимой в таких семьях психотерапевтической функции, усугубляя еще более травмы, связанные с инвалидизацией ребенка.

Семья должна быть готова к переживаниям таких событий. В большинстве случаев эта ситуация вызывает кризис в семье, что требует активизации имеющихся ресурсов.

Таким образом, изучение семей выявляет их экономический, социокультурный уровень, особенности семейного микроклимата, условия воспитания ребенка-инвалида и ряд других важных для выбора стратегии и тактики работы с семьей и с ребенком вопросов. Микросреда семьи и семейное воспитание влияют на ребенка, на формирование его личности. От уровня общей и психолого-педагогической культуры родителей, их жизненной позиции, их отношения к ребенку и имеющимся у него проблемам, от степени участия родителей в коррекционном процессе во многом зависят успехи диагностической, учебно-воспитательной, коррекционно-развивающей и лечебно-оздоровительной работы.

 

2.2. Педагогическая помощь в организации физического воспитании ребенка-инвалида

Организация педагогической помощи родителя ребенка-инвалида достигается в следующих формах работы с родителями: телефон доверия;

психологические тренинги; индивидуальные и семейные консультации;

семейная психотерапия; семейные встречи; практикумы; лекционная работа.

Психолого-педагогическая помощь родителям включает в себя: диагностику семьи и семейного воспитания; показ условий оптимального развития ребенка с помощью системы наблюдения;  повышение педагогической культуры и воспитательной активности родителей.

Целью педагогической помощи родителям является эмоционально-психологический настрой детей и родителей; удовлетворенность детей и родителей конкретными мероприятиями; массовость участия и качество подготовки конкретных мероприятий; качество диагностики (педагогический мониторинг с детьми и родителями); готовность к сотрудничеству и поддержке, стремление внести личный вклад в общее дело.

Одной из основных задач педагогической помощи родителям ребенка-инвалида является активизация участия семьи и самого ребенка в реабилитационном процессе и обеспечения для этого необходимых условий. Активизация заключается в формировании заинтересованности и активности в направленном самопроявлении ребенка в семье.

Большая роль в активизации ребенка в реабилитационной работе принадлежит организации физического воспитания ребенка в семье посредством  индивидуальных и групповых игр.

В воспитании ребенка с ограниченными возможностями игра выполняется средствами активизации, так как играя ребенок развивается в физическом, психическом и социальном направлениях.

Игры, как средство реабилитации подразделяются на:

1.   Игры, развивающие двигательные навыки:

-   мелкую моторику (лепка, конструкторы, рисование и др.);

-   крупную моторику (игры с мячом, спортивные игры).

2.   Игры, развивающие умственные способности ребенка:

–   логические (головоломки, логические игры, шарады и пр.);

–   речевые (подражание звукам животных, предметов);

–   стимулирующие развитие слуха (занятие ритмикой, музыкальными игрушками, прослушивание музыки);

–   стимулирующие развитие зрения (рисование, аппликация и т.д.);

–   развивающие конструктивные навыки (занятия с конструктором, мозаикой и пр.).

Учитывая психологию ребенка, педагогу и родителям в интересах мотивации его деятельности необходимо организовать игру с яркими, привлекательными игрушками. В игровой деятельности следует постепенно усложнять сюжет и правила игры. Важно развить и закрепить каждый элемент совместных действий, удачного проявления подражания, любую попытку коммуникации со стороны ребенка. Сами по себе игровые приемы, навыки и качества у ребенка не возникают, их надо целенаправленно формировать. И это смогут сделать только мудрые, веселые остроумные взрослые (воспитатели, родители), которые становятся первыми и самыми лучшими партнерами по играм и максимально подготавливают ребенка к совместной игре с другими детьми. Существуют различные подходы и классификации игр, в зависимости от основания. В частности, выделяют:

-   функциональные игры, выполняющие определенные функции: развивающие, обучающие, коррекционные и пр.;

-   дидактические игры, направленные на решение обучающих задач, стимулирующих познавательную деятельность; закрепляющие определенные умения и пр.;

-   специальные игры, имеющие определенное назначение:  спортивные, познавательные, конструирование, досуговые.

Для включения детей в игровую деятельность необходимо учитывать психологические особенности их возраста. Они диктуют важность учета, какие использовать игры и игрушки в реабилитационной работе.

Если исходить из того, что реабилитация – это прежде всего воспитание, в процессе которого ребенок или подросток получает то, чего он был лишен в семье, то само воспитание, в его глубинной сути, представляется ничем иным, а в конечном счете – самоидентификация личности в культурном пространстве.

Арттерапия – методы реабилитации, в которых широко используются приемы художественной самодеятельности – рисунок, танец, музыка, поэзия, театральная игра, пение, риторика, направленные на преодоление или компенсацию дефекта.

Арттерапия – способ социальной адаптации. Арттерапия особенно важна для людей-инвалидов, которые в силу физических или психических особенностей своего состояния зачастую социально дезадаптированы, ограничены в социальных контактах. Творческий опыт осознания себя, развитие новых навыков и умений позволяют этим людям более активно и самостоятельно участвовать в жизни общества, расширяют диапазон их социального и профессионального выбора. Развитие творческого потенциала человека способствует его возможностям принимать решение, более успешно отстроить свою жизнь.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обеспечивая развитие двигательного аппарата, укрепляя здоровье, повышает работоспособность организма, физическое воспитание способствует выживанию и преодолению множества отклонений.

Поскольку именно движение осуществляет непосредственно ту связь ребенка с окружающим миром, которая лежит в основе развития его психических процессов и организма в целом.

Физическая культура имеет большие возможности для коррекции и совершенствования моторики индивида. Большое число физических упражнений и вариантивность их выполнения позволяет производить отбор целесообразных сочетаний для каждого отдельного случая. Это обуславливает преимущество средств физического воспитания перед восстановительной трудотерапией.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Беркутова Н.Г. Физическое воспитание аутичных детей. // Роль адаптивной физической культуры в создании безбарьерной среды жизнедеятельности. - М. 2007- С 18-21

2. Ваньшин С. Кому нужна реабилитация инвалидов // Вопросы социального обеспечения. – 2007. – январь №1. – С. 4-5

3. Гросс Н.А. Развитие двигательных навыков у детей с ДЦП.//Журнал «Курортное дело» №3 – М.2007 –С 13-15.

4. Дымпилова Л. Психологическая реабилитация детей, страдающих ДЦП // Социальное обеспечение. – 2004. – янв. №1. – С. 39 – 41

5. Латчук В.Н., Бурлакина О.В. О педагогических кадрах и организации рекреационной деятельности с детьми с отклонениями в развитии средствами туризма // Коррекционная педагогика. – 2006. - №2 (14). – С.12-17

6. Латчук В.Н., Бурлакина О.В., Бурлакин М.Ю. Роль туризма в реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями // Коррекционная педагогика. – 2006. - №3 (15). – С.22-26

7. Любушкина Т. Опыт социальной поддержки и реабилитации детей с ограниченными возможностями // Вопросы социального обеспечения. – 2006. – окт. - №19. – С.13-14

8. Максимова И. Центр реабилитации детей-инвалидов // Воспитание школьников. – 2006. - №1. – С.26 – 30

9. Республика Татарстан в цифрах: Статистический сборник. - Казань, 2007. -80с.

10. Социально-трудовая реабилитация детей // Социальная педагогика. – 2006. - №3. – С.63-67

11. Чеснокова Л.С. Иппотерапия в процессе психолого-педагогической реабилитации детей с церебральным параличом // Коррекционная педагогика. – 2007. - №1 (19). – С.16-24


[1] Республика Татарстан в цифрах: Статистический сборник. - Казань, 2007. -80с.

[2] Любушкина Т. Опыт социальной поддержки и реабилитации детей с ограниченными возможностями // Вопросы социального обеспечения. – 2006. – окт. - №19. – С.13-14

Похожие работы на - Физическое воспитание ребенка-инвалида

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!