Роль системного взаимодействия с родителями в организации сопровождения развивающихся способностей учащихся начальной школы
Роль
системного взаимодействия с родителями в организации сопровождения
развивающихся способностей учащихся начальной школы
I."Конвенция
ООН о правах ребенка" помогает правильно определить роль сторон,
участвующих в воспитании подрастающего поколения. Так в ст. 27 п. 2 и 3
говорится: "Родители и другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную
ответственность за обеспечение, в пределах своих способностей и финансовых
возможностей, условий жизни, необходимых для развития ребенка"; а "Государства-участники
в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей
принимают необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам,
воспитывающим детей, в осуществлении этого права…"
Иначе, родители –
главные воспитатели, а государство, в лице школы и других общественных
институтов, призвано помочь родителям в воспитании детей.
Сегодня мало
использовать традиционные формы работы с семьей. Современная жизнь диктует
новые подходы, новые пути к решению проблемы сотрудничества педагогов и
родителей:
1)
Семья
для педагогов не должна выступать лишь как объект воздействия.
2)
Семья
для ребенка – жизненно необходимая среда, во многом определяющая путь развития
его личности. И вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их
заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не
потому, что этого хочет педагог, а потому, что это необходимо для развития их
собственного ребенка. Но, увы: довольно часто воспитание в семье не помогает
раскрыться личности ребенка, а система образовательного процесса в школе не
позволяет "рассмотреть" особенности каждого ученика.
II.
В
современном обществе проблема воспитания ценностных ориентаций будущих граждан
России остается одной из самых актуальных для системы образования. Ценностные
ориентации выполняют первостепенную регулятивную функцию в обществе, лежат в
основе мировоззрения и концептуальных установок. Они активно влияют на развитие
общественного интеллекта, составляют основу деятельности и отношений людей.
Сформированность ценностно-смысловой компетентности позволяет учащимся эффективно
познавать и адекватно оценивать самого себя, других людей, окружающий мир.
В педагогике в
последнее время довольно часто встречается термин "способные дети".
Можно определить данное понятие так: каждый ребенок имеет свой набор врожденных
задатков, которые при благоприятных условиях развиваются в способности. Нет ни
к чему не способных детей. Есть педагогическая проблема работы с детьми, у
которых способности разные.
Детская одаренность –
одно из самых интересных и загадочных явлений человеческой психики. По своей
природной сути большинство детей – талантливы. Беда в том, что не все из них об
этом знают. Упоминание о детской одаренности вызывает у многих родителей
чувство тревоги, внутреннего напряжения.
Обычно, услышав или
прочитав о какой-либо психологической проблеме, мы довольно часто вольно или
невольно примериваем ее на себя. У многих родителей "примеривание"
одаренности рождает неуверенность и сомнение, а вслед за этим нередко и
отторжение – "это не про меня и к моему ребенку отношения не имеет".
Но именно родители
способны многое сделать для того, чтобы повысить умственный, творческий
потенциал собственного ребенка.
Одной из приоритетных
составляющих сферы общечеловеческих ценностей, формируемых в системе
образования, является ценность семьи. Очень важно показать подрастающему
поколению, насколько семья взаимосвязана со всеми сферами человеческой жизни.
Я считаю, что для
выявления и развития одаренности творческого вида наиболее подходит внеурочная
деятельность. А формой работы с семьей в этом направлении выбираю семейные
праздники, т. к. и детям и родителям они очень нравятся.
III.
Цель праздников:
создание условий для сотрудничества детей и их родителей через формирование
семейных ценностей, здорового образа жизни, развитие и реализация
разносторонних способностей и интересов детей в различных видах деятельности.
Задачи:
1)
Актуализация
семейных ценностей (дети значимы для семьи – любимы и принимаемы всегда; родные
люди всегда готовы прийти ребенку на помощь, оказать личную поддержку)
2)
Создание
условий для активного взаимодействия взрослых и детей;
3)
Содействие
повышению педагогической культуры родителей через организацию интерактивных
форм сотрудничества в триаде "учитель – ученик - родитель" во
внеурочной деятельности;
4)
Выявление
и распространение положительного опыта семейных взаимоотношений;
5)
Создание
ситуации успеха для каждого ребенка;
Для решения
поставленных задач мы совместно с родителями определили следующее содержание:
Ø Классный
коллектив делится в начале обучения на микрогруппы – "команды".
Ø Подготовка
и проведение семейных праздников осуществляется по двум принципам: ЧТП
(чередование творческих поручений), КТД (коллективное творческое дело).
Классификация
семейных праздников представлена в таблице 1.
Таблица
1
Направление
|
Название
|
"Календарные"
|
День Знаний", "День Учителя", "День
Матери", "Новый Год", "23 февраля", "8 марта",
"День семьи"
|
"Школьные"
|
"Посвящение в первоклассники", "Спасибо,
Азбука, тебе!", "По дорогам сказок", "Осенний бал",
"Последний звонок"
|
"Праздники в гостях"
|
"Интеллектуальный марафон", "Лучик",
"Масленица" (клуб "Тимур")
|
"Семейные"
|
"Школьные годы" (идея: показать детям,
что учиться в школе трудно, но интересно)
|
"Праздники на свежем воздухе"
|
"Всей
семьей в осенний лес", "Новый год для друзей", "Закончился
учебный год – собираемся в поход"
|
Планирование моей
работы вывелось в двух направлениях:
1)
Предварительная
работа с детьми;
2)
Предварительная
работа с родителями.
Таблица 2
Направления
|
Работа с детьми
|
Работа с родителями
|
1. Мотивационный этап
|
Основной прием работы: рассказ педагога из личного
опыта по данной теме
Цель: смотивировать детей на предстоящий праздник
|
Основная форма работы: консультация с родителями
Цель: смотивировать родителей на предстоящий
праздник, показать их роль на этом празднике
|
2. Организационно – педагогическая
работа
|
•
Организация выставок (фото, школьных
принадлежностей, коллекций)
•
Оформление приглашений
•
Изготовление сувениров для гостей
•
Подготовка концертных номеров по данной теме
•
Планирование с детьми работы по организации
праздника
•
Распределение обязанностей
|
•
Анкетирование родителей (Цель: помочь родителям
определить успешный для них вид деятельности на празднике)
•
Индивидуальные беседы с каждой семьей (Цель:
определить идею и содержание выступления)
•
Инструкция для родителей (Цель: определить моменты
поведения родителей на празднике)
|
3. Коррекция и контроль достижения
результата
– Косвенного
напоминания
– Подчеркнутого
доверия
|
Цель:
Создать условия для опробования разных моделей
взаимодействия взрослого с ребенком
|
4. Анализ выполнения обязанностей по
организации праздника
|
Цель: определить, что получилось хорошо, выявить
отрицательные моменты как задачу на следующий праздник.
Основной прием-беседа (см. план ниже)
|
Цель: сделать родителей единомышленниками в
вопросах воспитания детей
Формы работы: собрания, деловая игра, просмотр
видеофильмов
|
Результаты
моей работы:
-
Повысилась
активность родителей: на наши праздники в конце года приходят всей семьей: и
родители, и бабушки с дедушками, и братья с сестрами.
-
У
родителей появилась инициатива в определении содержания наших праздников. Свои
праздники мы строим с учетом пожеланий, предложенных родителями.
-
У
детей сформировалось понимание ценности семьи, ее значимости в жизни ребенка.
-
Положительная
динамика состояния здоровья учащихся, снижение заболеваемости.
-
Реализация
творческого потенциала детей (и родителей тоже!)
-
Овладение
коммуникативными навыками, бесконфликтным стилем поведения всеми участниками
образовательного процесса.
-
Повышение
активности участия родителей в управлении жизнедеятельностью школы.
-
Развитие
социального интеллекта.
-
Динамика
личностного роста обучающихся.
-
Формирование
социально- активной жизненной позиции учащихся через участие в делах школы,
города..
VI.
Проведенная мной работа позволяет сделать следующие выводы:
1.
Новый
подход к организации и проведению праздников позволил по-новому подойти к
решению проблемы сотрудничества семьи и школы.
2.
Праздники
дают большие возможности для решения воспитательных задач в работе с
родителями.
3.
Активное
участие в праздниках помогает родителям по-новому взглянуть и на своего
ребенка, и на сам процесс образования в целом. Участие помогает им:
-
Преодолеть
авторитаризм и взглянуть на мир с позиции ребенка;
-
Относиться
к ребенку как к равному;
-
Понять,
что недопустимо сравнивать ребенка с другими детьми: если он что-то сделал
сегодня лучше, чем вчера, нужно радоваться его личному росту;
-
Знать
сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их;
-
Проявлять
искреннюю заинтересованность в его действиях и быть готовым к эмоциональной
поддержке, совместному переживанию его радостей и горестей;
-
Установить
хорошие, доверительные отношения с ребенком;
-
Развивать
способности своего ребенка.
Продолжая работать в
данном направлении, я планирую некоторые изменения: 1) регулярно проводить
мониторинг эффективности образовательного процесса; 2) овладеть методиками
определения детской одаренности и совместно с родителями составлять индивидуальные
"карты одаренности".
"Если люди сами не
умеют летать, пусть научат летать своих детей. Притом летать высоко,
стремительно, далеко, красиво. И настанет срок, когда дети раскроют крылья и
взлетят. Пусть взрослые просто последуют за детьми, чтобы уберечь их от
падения. И тогда обнаружат, что, оказывается, они тоже летят..."
Шалва
Амонашвили