Развитие образной выразительности у детей на занятиях по изодеятельности
Муниципальное Детское Образовательное Учреждение Детский сад №61
"ФЛАЖОК"
Творческий отчет
педагога дополнительного образования (изодеятельность)
"Развитие образной выразительности у детей на занятиях по
изодеятельности"
Погодиной Татьяны Петровны
Смоленск 2009
Содержание
1.
Художественный образ - основа эстетического развития
2. Методы,
применяемые на занятиях по изодеятельности
3. Конспект
занятия в подготовительной группе на тему: "Золотая осень в гости к нам
пришла"
Список
литературы
Ребенок живет в огромном
реальном мире, в котором многое для него пока еще недосягаемо в силу его
возрастных особенностей. Воспитание чувств ребенка начинается с красоты. Красота
- это первая ступень в воспитании чувств эмоциональной отзывчивости. Только на
эмоциональной основе устанавливаются прочные связи ребенка с окружающим миром и
с удивительным миром искусства. Красота и доброта идут всегда рядом.
Художественная деятельность -
это специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение
мира посредством искусства. Сущность художественного воспитания в формировании
эстетического отношения к окружающему посредством развития умения понимать и
создавать художественные образы.
Художественный образ лежит в
основе эстетического опыта, передаваемого детям, и является связующим в системе
эстетического воспитания развития и обучения детей дошкольного возраста. Эстетическое
отношение формируется только в установке на восприятие художественных образов и
выразительных явлений.
Развитие изобразительных навыков
у детей происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности
и реализуется в активном участии ребенка в творческом процессе, а не только в
созерцательном сопереживании. В эстетическом развитии детей основной является
способность к восприятию художественного произведения и самостоятельное
создание выразительного образа, который отличается новизной, оригинальностью,
вариативностью.
Путь к искусству ребенок
прокладывает через свой жизненный опыт.
В практических работах он идет
от искусства к жизненным темам, поэтому его работа - это показатель того, как
глубоко он усвоил содержание темы и сумел соединить её со своими внутренними
переживаниями. Создается целостная картина - ребенок - искусство -
действительность. Детская работа - это главный ответ, для которого ребенок
мобилизует все свои внутренние силы.
Дошкольник в своем эстетическом
развитии проходит путь от простого образа - представления к обобщению, от
восприятия целого образа к осознанию его внутреннего смысла.
Художественно - творческая
деятельность многогранна. Каждый ребенок в детстве строит, украшает,
изображает, как бы моделируя через игру отношения человека с человеком,
человека с природой, с реальностью. Дети строят из песка дворцы замки. Строят
из снега, из кубиков. Создают прекрасные украшения из природных материалов: гирлянды
из листьев, венки из одуванчиков и колосков. Детская фантазия не знает границ. Чем
только не рисуют дети - цветными мелками на асфальте, угольком на стене,
палочкой по сырому песку, карандашами, фломастерами, красками. Через игру дети
приходят к пониманию того, что в каждом виде деятельности первоосновой является
природа - щедрый и мудрый учитель, наставник для любого художника. Творения
художницы природы прекрасны в любое время года. Вот почему художник в своем творчестве
старается проникнуть в тайны её совершенства, сделать её своей союзницей, но
без фантазии ему никогда не приблизится к совершенству и красоте. Реальный мир
во всём его многообразии проявлений - это бесценная кладовая, из которой
художник черпает жизненно важные темы. Человек, природа, предметный мир… да
разве перечислишь все, что может увидеть художник в реальном мире,
неисчерпаемом и бесконечном, как океан, чтобы затем переосмыслить его в своем
творчестве. Ребенок должен иметь представление об истоках творчества художников.
Именно природа, реальность - первооснова творчества во всех видах деятельности.
Для творчества необходима фантазия. Это прекрасная способность любого человека.
Умение фантазировать - это начало пути, точка отсчета, стартовая площадка, с
которой можно уверенно и свободно отправляться на поиск новых открытий в
области фантазий. Ребенок осмысливает механизм конструирования художественных
образов и от этого испытывает истинную радость. Творчество - это сокровенный
процесс, в ходе, которого, человек обнажает свою душу. Как важно, чтобы
маленький художник поверил в свои силы, не вздрагивал, не прятал свой рисунок
от посторонних глаз, а уверенно и спокойно вел его к завершению. В начале
творческой деятельности дети выражают чувства и отношения в своих рисунках
чисто интуитивно, не зная о средствах художественной выразительности. Через
содержание образа, эмоциональный настрой выходят дети на средства изображения подсознательно.
Дети знакомятся с выразительными средствами, чтобы в дальнейшем осмыслить и
начать создавать художественные образы. Элементы художественного языка
разнообразны: цвет, пятно, объем, линия, ритм. В каждой возрастной группе дети
постепенно ознакамливаются со средствами художественной выразительности, чтобы
передавать настроения, чувства, свои наблюдения.
Тема занятия: "Золотая
осень в гости к нам пришла".
Цели: научить детей создавать
картину осеннего леса по замыслу. Учить располагать предметы на полосе земли
"ближе" и "дальше". Учить передавать в рисунке строение
деревьев, соотношение частей. Отрабатывать прием рисования концом кисти для
тонких веток и листвы, прием вертикального мазка.
Предварительная работа: рассматривание
рисунков с изображением деревьев, природы осени, репродукции художников
фотографии.
Материалы, инструменты,
оборудование: листы бумаги - тонированные, краски акварельные, кисти №2 №5, стаканчик
для воды.
Наглядность: рисунки, фотографии,
репродукции.
План
организационный момент -
готовность к занятию.
вступление: рассказ об изменении
природы об изменении цвета листвы, травы, о богатстве цветовых оттенков, о
красоте.
показ иллюстраций, рисунков,
фотографий.
Практическая часть.
Фронтальная работа с группой.
Поэтапное выполнение осеннего
пейзажа.
Подведение итогов: выставка
лучших работ
Ход занятия
Детям раздаются тонированные
листы бумаги. Ребята, давайте представим, что в гости к нам пришел Незнайка. Незнайка
- это ручная кукла. Он просит детей помочь ему нарисовать осеннюю природу, так
как он не знает, как это сделать. Дети стараются помогать сказочному герою и
поочередно рассказывают об осени, об изменениях в природе, как начать рисовать
осенний пейзаж.
Первый этап - выполнение земли -
подбор правильного цвета.
Второй этап - выполнение стволов
деревьев с расположением их на листе "ближе" и "дальше".
Третий этап - выполнение веток
деревьев методом конца кисти для рисования тонких линий.
Четвертый этап - подбор красок
для передачи осенних оттенков, желтого, оранжевого, красного оттенков для
изображения листвы. Все советы по выполнению работы даются от имени Незнайки. В
конце занятия выбираются лучшие по цвету и композиции работы, и делается
выставка с комментариями и похвалой за удачное исполнение. В конце занятия
Незнайку спрашиваю, чему он научился на занятии.
Старшая группа.
Цели: научить детей составлять
сюжетную композицию из разнородных элементов (пальма остров).
Расширять возможности лепки: цилиндры
(валики) разной длины разного диаметра способом надрезания, воспитывать любовь
к природе.
Предварительная работа: беседа о
поездках и путешествиях в другие страны. Беседа о разных островах с показом
иллюстраций, фото с изображением экзотической природы, плодов, птиц, животных.
Материалы, инструменты,
оборудование: пластилин, стеки, подставки, салфетки, дощечки.
Наглядность: плакаты, фото,
иллюстрации.
Ход занятия
Дети слушают музыку из
мультфильма чунга-чанга про чудо остров (создаем нужный психологический настрой).
Беседа о том, что далеко - далеко в море - океане есть прекрасный необитаемый
остров, и живут там лишь обезьяны и красивые невиданные птицы. Растут на
острове необычные деревья - пальмы, а на пальмах растут кокосы. Каждый может
представить свой остров и слепить его, проявив фантазию. Основа - это море (синий
пластилин), на нем остров (желтый цвет), а на нем распустились пальмы с
кокосами. Стволы пальм делаются стекой методом подрезания, листья выполняются
из зеленого пластилина из валиков, кокосы в форме шариков (черный цвет). Дети
начинают лепить и создавать композицию. В конце занятия работы выставляются на
выставку.
1. "Обучение детей 2-4 лет
рисованию лепке аппликации в игре" Москва Просвещение 1992г.
2. Т.Н. Даронова, С.Т. Якобсон. "Первые
шаги в мире искусства" Москва Просвещение 1991г.
3. Н.А. Горяева. "Занятия по
изодеятельности в детском саду" Москва "Владос" 2000 г.
4. Г.С. Швейко, И.А. Лыкова "Изобразительная
деятельность в детском саду (младшая группа, средняя группа, старшая группа,
подготовительная группа)" методические пособия специалистов дошкольных
образовательных учреждений издательство Карапуз - дидактика 2007.