Работа ДОУ с семьей по развитию у детей математических представлений
План
Введение
ГЛАВА 1. Работа ДОУ с семьей по развитию у детей
математических представлений
§ 1. Особенности психологического развития детей в первые
годы жизни
§ 2. Влияние семьи на развитие
математических представлений дошкольников
Заключение
Литература
Приложение
Введение
Дошкольный
возраст — это начало всестороннего развития и формирования личности. Программы
дошкольных образовательных учреждений предусматривают физическое, умственное,
нравственное, трудовое, эстетическое воспитание детей. При этом во всех
вариантах программ самое серьезное внимание обращается на игровую деятельность
дошкольника: «Задача обучения детей первоначальным математическим знаниям и
мнениям заключается в том, чтобы выделить наиболее существенные из них, которые
обеспечивали бы общее развитие способностей к самостоятельному нахождению
связей в усваиваемых знаниях и умениях».[1]Поскольку в воспитательной
философии приоритет остается за семейной системой ценностей, было бы
неправильно рекомендовать конкретные решения или ответы на часто задаваемые
вопросы. Что можно рекомендовать— так это продуктивные общие подходы к решению
проблемных ситуаций и максимально возможную информированность в любой
проблемной сфере, что означает знакомство со многими источниками и их выбор с
точки зрения применимости к конкретной ситуации или личности
Учитывая
актуальность и сложность обучения элементарным математическим знаниям важно
сотрудничество ДОУ и родителей малышей. В работе анализируется психологическая
работа ДОУ с семьями по развитию у детей математических представлений
ГЛАВА 1.
Работа ДОУ с семьей по развитию у детей математических представлений
§ 1. Особенности
психологического развития детей в первые годы жизни
Вызывает
глубокое беспокойство педагогов и психологов, занимающихся развитием и
воспитанием маленьких детей и знающих, к каким неблагоприятным психологическим
последствиям приводит отсутствие интеллектуальной стимуляции и психолого-педагогической
поддержки малышей в этот очень важный период их жизни
Как же
подвести детей к пониманию математических взаимосвязей и взаимозависимостей, к
формированию простейших математических понятий? Как и на коком развитии они могут
быть использованы: «В процессе разнообразной перцептивной и продуктивной
деятельности у детей раннего возраста начинают формироваться представления об
окружающем их мире: о различных признаках и свойствах предметного мира – цвете,
форме, величине, о пространственном расположении предметов, об их количестве, а
также об отношениях людей к самому ребенку, друг к другу, к окружающим вещам и
т.д.) Постепенно накапливается сенсорный опыт, который является основой
формирования элементарных математических представлений и первых понятий»[2]
Своеобразие обучения математическим
знаниям заложено еще в раннем детстве ребенка, когда он знакомится с
совокупностями предметов, множеством звуков, движений, воспринимая их разными анализаторами,
сравнивает их по совокупности, различает по количеству. И как проходит процесс
обучения зависит в первую очередь от родителей – ребенок овладевает способами
устанавливать равенство и неравенство множеств, учится называть количества
словом – числительным. На основе формирования представлений о неопределенном
количестве элементов.
Далее ребенок начинает
различать предметы по размеру, цвету, форме и пространственному расположению и
другим признакам. Подражая взрослым он пытается примитивно измерять предметы,
сначала накладывая одно на другое, затем на глаз, а с помощью родителей и
других условно принятых измерений.
Таким образом создаются
предпосылки для того, чтобы опираясь на чувственно-действенные восприятия, дети
научились не только распознавать любые величины, но и правильно отражать свои
представления и восприятия о слове, пользуясь соответствующими обозначениями,
например больше – меньше; шире – уже, выше – ниже, толще – тоньше и т.д.,
отличая эти линейные изменения от изменений общего объема – такая дифференцировка
вполне доступна для детей дошкольного возраста при условии надлежащего
руководства взрослыми.
Как только ребенок
начинает передвигаться, он действительно знакомится с пространством и
пространственными отношениями между вещами: он то приближается к интересующим
его вещам, то удаляется от них. Оказывается одни предметы находятся перед
ребенком, другие – сзади него или справа, или слева. Руководство родителями и
работниками ДОУ позволяет малышу рано освоить значение таких слов, как ближе –
дальше и тому подобное. Ребенок и сам практически ориентируется в
пространственном расположении предметов, и под руководством взрослого учится и
словесно определять их местоположение сначала по отношению к себе, а затем и по
отношению к другим предметам: «Важно активизировать и обогащать воспитательные
умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических
возможностях»[3]
Со временем у ребенка
создается элементарное представление о близком и далеком пространстве, хотя и
весьма конкретное: магазин – близко, а бабушка живет очень далеко. Опираясь на
собственные конкретные представления, в результате личного опыта и обучения
взрослыми, ребенок постепенно приходит к более широким обобщениям; в старшем
дошкольном возрасте мерилом пространства.
Дети заимствуют из речи
окружающих предлоги и наречия, отражающие пространственные отношения между
вещами, но обобщенное значение этих предлогов и наречий становятся предметом их
особого внимания и осмысливания только в результате обучения.
Весь распорядок жизни
детей и взрослых является предпосылкой формирования у ребенка чувства времени и
умения пользоваться следующими словами: пора, рано, сейчас. Эти слова временных
обозначений интенсивно развивается в процессе общения и деятельности ребенка на
протяжении раннего и дошкольного возраста. Малыш начинает интересоваться
значением слов вчера, сегодня, что позволяет взрослому познакомить его с
текучестью, длительностью, периодичностью времени, то есть развивать чувство
времени. Само слов время происходит от древнерусского время, что
означает вращение. Прошедшее, настоящее и будущее связаны между собой таким
образом, что они не могут поменяться местами. Свойство необратимости времени,
протекания времени в одном направлении есть выражение вечного развития природы
и общества по восходящей линии, от старого к новому.
Основой восприятия
времени является чувственное восприятие. Комплекс различных анализаторов
способствует чувственному восприятию тягучести времени, однако особое значение
И. М. Сеченов придавал слуховым и мышечным ощущениям
Усвоение
значения слов способствует умению детей обобщать свойства вещей – ведь всякое
слово уже в известной степени является обобщением. Кроме того, ребенок не
пассивно воспринимает вещи с их свойствами, отношениями, а активно воздействует
на них, преобразует их, распоряжается ими во времени и в пространстве. И если в
младшем дошкольном возрасте знания и оценки численностей тех или иных множеств
были эмпирическими, житейскими, опирающимися на сенсорное восприятие, то
постепенное усвоение элементарных математических знаний поднимает уровень
развития детей до опосредованных их оценок. Это в свою очередь служит основой
для развития у детей новой деятельности — вычисления. Вычислительная
деятельность имеет дело уже с числами как абстрактными понятиями, в то время
как счетная деятельность всегда имеет дело с конкретными множествами
(предметами, звуками, протяженностями, объемами и мн. др.), которые воспринимаются
различными анализаторами.
1.2 Влияние семьи на развитие математических представлений дошкольников
Деятельность,
которой занимается ребенок, должна быть связана с положительными эмоциями,
иначе говоря, приносить радость, удовольствие. Есть эта радость - задатки
развиваются, нет радости от умственной деятельности - способностей не будет.
Вызывает
глубокое беспокойство педагогов и психологов, занимающихся развитием и
воспитанием маленьких детей и знающих, к каким неблагоприятным психологическим
последствиям приводит отсутствие интеллектуальной стимуляции и психолого-педагогической
поддержки малышей в этот очень важный период их жизни
Умственное
воспитание направлено на развитие различных видов мышления. У детей дошкольного
возраста особое место занимает развитие логического мышления — сравнение,
установление доступных ребенку причинно-следственных связей, первичный анализ
фактов, явлений, событий.
Умственное
воспитание направлено на развитие различных видов мышления. У детей дошкольного
возраста особое место занимает развитие логического мышления — сравнение,
установление доступных ребенку причинно-следственных связей, первичный анализ
фактов, явлений, событий. Чтобы раскрыть существенные особенности предметов и
явлений показать из в разных взаимосвязях, необходимо подвести детей к общим
закономерностях, необходимо подвести детей к общим закономерностям. Всем
родителям необходимы педагогические знания, с рождением ребенка они вынуждены
овладевать профессией воспитателя. Педагоги детских садов — профессионалы, они
готовы помочь в воспитании детей. Важно ориентироваться на потребности семьи,
запросы родителей, а не просто читать им доклады или лекции. Современные
родители достаточно грамотны, имеют доступ к педагогической информации.
разнообразные формы сотрудничества детского сада с семьей; они просуществовали
не один десяток лет, и многие существуют по сей день: коллективные,
индивидуальные и наглядно-информационные.
Невозможно
дать готовые рецепты воспитания, а есть лишь общие педагогические рекомендации,
которыми следует руководствоваться применительно к индивидуальности ребенка.
Самонаблюдение поможет родителям определить эффективность применяемых методов в
воспитании, изменить тактику их собственного поведения.
Е.П.
Арнаутова рекомендует использовать в работе с родителями метод игрового
моделирования поведения: когда родитель вступает в игровое взаимодействие, поле
его зрения на воспитательную проблему расширяется, он может даже поставить под
сомнение собственное представление о ребенке и способствует решении, стоящих
проблем.
Основным
методом формирования родителей как педагогов является анализ собственной
воспитательной деятельности, способствующий развитию самонаблюдения,
самооценки. Для формирования этой способности можно применить инструкцию по
самонаблюдению и наблюдению за ребенком.
Дети
очень активны в восприятии задач шуток, головоломок, логических упражнений. Они
настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда
задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное
отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна
конечная цель— она увлекает его. При этом дети пользуются двумя поисковых проб:
практические(действия в перекладывании) и мыслительными (обдумывание хода,
предугадывание решения а, предположение решения), в ходе поиска, выдвижения
гипотез.(Приложение)
Анализируя
свою деятельность, родители изменят и методы воздействия на него. Они будут
стараться влиять на сознание ребенка, применять игровые методы в воспитании,
уменьшать количество наказаний или исключать их по возможности. Сформированные
у родителей стремление понять ребенка, посмотреть на ситуацию его глазами,
умение творчески применять полученные педагогические знания, будут
способствовать появлению эмоционально-положительного, осознанного,
нравственно-мотивированного поведения ребенка, взаимопониманию между ними.
Заключение
Источником элементарных
математических представлений является окружающая реальная действительность,
которую ребенок познает в процессе своей разнообразной деятельности в общении
со взрослыми и под их обучающим руководством.
Без обучения, под
влиянием взрослых, самыми авторитетными из которых являются родители, в
повседневной жизни носит эпизодический характер и не может охватить всех детей.
К тому же оно не обеспечивает систематизации приобретенных знаний. Для
математического же развития детей очень важно, чтобы все представления и
понятия детей о множестве и числе, представления о величине, форме, о времени и
пространстве давались в определенной системе и последовательности: « …
математика – это цепь понятий: выпадает одно зернышко и непонятно будет
дальнейшее»[4]
Положительным
моментом, с современной точки зрения, является активизация родителей, но,
вместе с тем, следует отметить уже упомянутые негативные стороны: в работе с
родителями недоучет интересов, потребности в знаниях самих детей.
После изучения
новой темы в дошкольном учреждении детям в семье должна быть предоставлена
возможность самостоятельно мыслить и действовать, что влечет за собой
стремление к нетрафаретным ответам и решениям, что ведет к развитию ребенка
Задача родителей на данном этапе – утвердить малыша в мысли, что на
поставленный вопрос существует несколько вариантов ответа.
Литература
2. Гальперин П. Я. Развитие исследований
по формированию умственных действий // Псих. наука в СССР т. 1, 1959
3. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение с
родителями в ДОУ М.:ТЦ СФЕРА, 2005.
4. Непомнящая Н.И. Опыт системного
исследования психологии ребенка. – М.: Просвещение, 1990.
5. Островская Л.М. Педагогические
ситуации в семейном воспитании дошкольника. – М.: Просвещение, 1990.
Приложение
Найди
и назови
Цель.
Закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определенного размера,
цвета.
Правила.
Ответ следует сразу за вопросом; называть все указанные в вопросе признаки
(цвет, размер). Выполнивший эти условия ребенок берет фигуру себе. Игровые
действия включают элементы занимательности, соревнования.
Ход игры.
На красивом листе бумаги раскладывают в беспорядке несколько геометрических
фигур (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники) разного цвета и размера
цвета и размера. Ведущий (папа или мама) говорит: «Кто нашел большой круг? Кто нашел
маленький синий квадрат?» и т. д. Ребенок, если правильно и быстрее чем мама
или папа, находит фигуру берег ее себе, конце подсчитывают, сколько у кого фигур,
объявляют победителя и обязателен приз (вкусное лакомство, карандаш, или
шуточная медаль)
[1] Лкушина А.М. Формирование
элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста М.,
1984, с, 19
[2] Возрастные возможности
усвоения знаний М., 1966 , с. 17
[3] Зверева О.Л. Общение
педагога с родителями в ДОУ М., 2005 , с. 7
[4] Крупская Н.К. Пед. Соч.
т.9. М., 1960, с. 697